Благоустройство школ до и после. Cоциальный проект по благоустройству школьной территории «Удивительное рядом
муниципальное казённое образовательное учреждение «Нижнечуманская средняя общеобразовательная школа Баевского района Алтайского края»
Игнатенко Светлана Владимировна
МКОУ «Нижнечуманская СОШ»
директор школы
с. Нижнечуманка
2012
Актуальность. Приоритетность экологического образования сегодня признана всем мировым сообществом. Поэтому в настоящее время люди стали все больше внимания обращать на состояние территорий, прилегающих к их дому, месту работы, учебным заведениям и другим объектам социального значения. И многие из указанных территорий, зачастую, требуют значительного благоустройства.
«Театр начинается с вешалки», а школа со школьного двора. Здание Нижнечуманской средней школы было построено в 1967 году. Проблема благоустройства школьной территории стала актуальной с первых лет ее существования. Эта проблема остаётся актуальной для нас и в настоящее время, что способствует воспитанию у детей эстетического вкуса, формирования чувства ответственности за свою школу и желании изменить облик школы еще к лучшему. Школьный двор становится эффективным средством формирования эстетической и экологической культуры обучающихся, становления их нового гражданского сознания.
Необходимость формирования имиджа школы определяется следующими причинами:
демографическая ситуация усиливает конкуренцию среди образовательных учреждений одной территории;
позитивный имидж облегчит доступ образовательного учреждения к новым ресурсам из возможных: финансовым, информационным, человеческим;
имея сформированный позитивный имидж, образовательное учреждение при прочих равных условиях становится более привлекательным для кадров.
Сформированный позитивный имидж школы позволит решить ряд задач:
Повысить привлекательность школы для родителей, учащихся.
Повысить эффективность мероприятий по информированию населения относительно новых образовательных услуг.
Повысить уровень организационной культуры школы.
Способствовать улучшению социально-психологического микроклимата в школьном коллективе.
Итогом работы нашей школы по формированию привлекательного имиджа будет благоустроенная школьная территория.
В 2010 учебном году администрация школы пришла к пониманию того, что необходимо менять отношение в школе к вопросам благоустройства. Был разработан план. Так родился наш проект по озеленению и благоустройству школьной территории.
Любое начинание, если приложить творческие возможности, фантазии и активность можно завершить успешно. Мы уверены, что свой юбилей (сентябрь 2012 года) наша школа встретила в обновленном виде, который радовал и хозяев школы, и всех гостей.
Цель: организация и проведение мероприятий по благоустройству территории школы и самого здания школы.
Задачи проекта:
- привлечь внимание обучающихся к решению актуальных проблем школы;
- провести социологический опрос среди обучающихся, работников школы, местного населения по выявлению предложений благоустройства школьного двора;
- разработать и осуществить план озеленения школы и благоустройства территории школьного двора;
- развивать творческий интерес к практической деятельности в области ландшафтного дизайна;
Прививать навыки экологического поведения, воспитания любви к природе;
Формировать позитивный имидж школы в социуме.
Инициаторами и организаторами проекта являются, администрация и педагогический коллектив, Управляющий совет школы
Срок реализации проекта: 3 года (2010-2012 гг.)
Практическая значимость: привлечение общественности к значимости проекта; улучшение окружающего ландшафта школьного двора; эстетическое соответствие школы и созданного культурного ландшафта.
Проанализировав информацию из различных источников, можно прийти к следующим выводам:
1. Проблема благоустройства и озеленения школьной территории является актуальной не только для обучающихся, но и для общественности в целом.
2. Благоустройство и озеленение пришкольного участка играет важную санитарно – гигиеническую и учебно-воспитательную роль.
3. Помимо эстетической функции, очень важна функция практическая. Современная школа ориентирована на то, чтобы ребёнок получал не только теоретические знания, но и непосредственно практические навыки. Поэтому то, чему ученик научится при проектировании и воплощении в жизнь, пригодится ему в жизни.
4. Появляется возможность привлекать обучающихся к активным экологическим исследованиям, воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к природе.
5. Благоустроенная территория любой школы вызывает восхищение гостей, а ученики и учителя будут чувствовать себя комфортно и гармонично.
Этапы реализации проекта
«Благоустройство школьной территории»
Название этапа
Ответственный
срок выполнения
Подготовительный
Мотивация, целеполагание проекта.
март 2010 года
Проектировочный
Построение ориентировочной схемы деятельности
Март – май 2010 года
Практический
Реализация проекта
Май-сентябрь 2011,2012 года;
Заключительный
Сопоставление действительных и желаемых результатов работы.
Октябрь-ноябрь
2012 года
Предполагаемые результаты, их социальная значимость.
Предполагаемый результат
Организация социально – значимой общественной деятельности школьников.
Комплексный подход к воспитанию гражданственности, патриотизма, экологической культуры, трудовому воспитанию.
Обобщение знаний о декоративном оформлении и благоустройстве школьной территории;
Создание условий для возможной организации процесса совместного времяпровождения, способствующего духовному сближению детей и взрослых, рождению общих интересов и увлечений;
Приобщение к здоровому образу жизни как важной составляющей экологической культуры;
Создание гуманистической развивающей среды жизнедеятельности обучающихся, представление им дополнительных возможностей для саморазвития, самоутверждения, самовыражения;
Создание места отдыха и общения для школьников в свободное от уроков время;
Улучшение эстетического вида школьного двора, создание благоприятной экологической обстановки;
Повышение конкурентоспособности школы путем создания имиджа красивого уютного дома, красота которого создается инициативой и трудом детей и педагогов.
Чтобы верно оценить ситуацию, мы рассмотрели ее с разных сторон: экологической, биологической, социальной, медицинской. В с. Нижнечуманка экологическая и социальная ситуации являются не самыми благоприятными. В неудовлетворительном состоянии находятся территория двухэтажек, прилегающая к школе, что оказывает негативное влияние на внешний облик школьного двора.
Имеют место социально-экологические проблемы: запыленность воздушной среды из-за близкого расположения федеральной трассы «Барнаул – Славгород», недостаточное озеленение пришкольного участка и участков около дворов, невысокий уровень природоохранной активности у школьников и жителей села, невысокий культурный уровень общения с природой.
Данный проект поможет детям проявить себя, обрести уверенность в собственных силах, благоустроить школьный двор, принять участие в жизни школы. Экологическое образование на современном этапе развития человеческой цивилизации является приоритетным направлением развития всей системы обучения и воспитания, систематизирующим фактором образования, поэтому на наш взгляд, наступил тот период в организации экологического образования, когда повышение его эффективности может быть достигнуто только комплексным, системным подходом - экологизацией всего учебного заведения, всех составляющих учебно-воспитательного процесса в школе. Благоустройство территории школьного двора выступает в качестве одного из механизмов формирования позитивного имиджа школы.
Наша работа началась в марте месяце, когда рассматривался план подготовки к новому учебному году на совещание при директоре.
Был разработан проект «Благоустройство школьной территории»
Муниципальное казённое образовательное учреждение «Нижнечуманская средняя общеобразовательная школа Баевского района Алтайского края»
руководитель проекта: Игнатенко Светлана Владимировна
директор школы
фотограф: Зайцева Татьяна Николаевна
учитель начальных классов
с. Нижнечуманка
2011год
Вывеска школы Ограждение
Освещение
«Зелёный класс»
Спортивная площадка
Места отдыха
дорожное покрытие хозяйственная зона
Эстетическое оформление
Был разработан проект «Благоустройство территории школы»
В ходе реализации проекта «Благоустройство территории школы в 2010-2011 учебном году» были выполнены следующие работы:
Организована совместная деятельность учащихся, родителей, педагогов по реализации основных мероприятий проекта (сформированы творческие группы по разным направления деятельности, на подготовительном этапе проведена ландшафтная организация школьной территории, выбраны растения для озеленения проведен сбор информации и опрос учителей;
выкорчеваны погибшие деревья и кустарники;
проведена очистка пришкольной территории от бытового мусора (организованы общешкольные субботники);
составлен эскиз ландшафтного дизайна пришкольного участка;
на территории пришкольного участка разбиты клумбы с цветами;
проведено озеленение территории;
проводилась разъяснительная работа среди учащихся;
проведен конкурс на лучший эскиз цветочных клумб;
собрана рассада для посадки многолетних цветов совместно с родителями
завезена земля для посадки цветов
окрашены спортивные объекты на территории школы;
спилены старые тополя в количестве 68 шт.
построены новые туалеты;
перенесён ящик для мусора;
был составлен план работ.
Вместе с тем имеются проблемы, которые планируется решать в процессе реализации проекта:
отсутствие хорошей почвы на территории школы;
требуется ремонт фасада школьного здания;
План работ:
УТВЕРЖДАЮ:
директор ОУ Нижнечуманской МСОШ
С.В.Игнатенко
общеобразовательного учреждения: «Нижнечуманская муниципальная средняя общеобразовательная школа Баевского района Алтайского края»
№п/п
вид работы
ответственный
сроки проведения
результат
директор школы
С. В.Игнатенко
апрель
директор школы
С. В.Игнатенко
апрель
директор школы
апрель-начало мая
земля
классные руководители
май-июнь
клумбы
Зайцева Т.Н. кл. руководитель 2 класса
май-июнь
цветущая клумба
Гальцова Л.В., 3 класс
май-июнь
цветущая клумба
Г.В.Кирюшкина, 4 класс
май-июнь
цветущая клумба
оформление трубы (контейнеры переносные); (клумбы из колёс)
Голуб Е.В., 5 класс
май-июнь
декорирование тепловой трубы
Создание клумбы (у беседки)
Попова Е.Ю., 6 класс
май-июнь
цветущая клумба
Н.И.Слюсарь, 7 класс
май-июнь
Т.П.Найдёнова, 8 класс; Ю.И.Боровикова, 9 класс
май-июнь
клумба
Е.Н.Червонная, 10 класс
май-июнь
клумба
май
МТ
июнь-август
конкурс на лучшую фигуру из подручных материалов
классные руководители
май-июнь
Перенос туалетов
директор школы
май-август
новые туалеты
уход за садом
МТ
июнь-август
ухоженный сад
О.А. Маслий, Н.А.Топчиёва
май-июнь
«уголок»
Вся работа по благоустройству началась ранней весной с общешкольного субботника .
Ученики 2 класса
11 класс 1 класс и классный руководит
Так выглядела школьная территория после субботника
Каждый класс выполнял свой элемент единого оформления
«Школьной территории»
август 2011год клумба 2 класса
Работают родители 3 класса
В результате работы появились:
«альпийские горки»
клумба 4 класса
Клумба 5 класса: оформление тепловой трубы
Клумба 6 класса
Клумба 7 класса
Клумбы 8-9 классов
«Сельский уголок у котельной»
Поливная емкость «Озеро с лебедями»
«Хранитель школьного двора», выполнен на спиле тополя
Школьный сад
2011-2012 учебный год
УТВЕРЖДАЮ:
директор МКОУ «Нижнечуманская СОШ»
С.В.Игнатенко
рассмотрено на _________________
пр.№ _______от ____________2012г.
План работы по благоустройству и озеленению школьной территории
МКОУ «Нижнечуманская средняя общеобразовательная школа Баевского района Алтайского края»
№п/п
вид работы
ответственный
сроки проведения
результат
Организация и проведение субботников.
директор школы
С. В.Игнатенко
апрель
Чистая территория школьного двора
Изучение мнения педагогического коллектива
директор школы
С. В.Игнатенко
Апрель на совещание при директоре
проект благоустройства и озеленения
Обращение к родителям об оказании помощи в подвозе земли для посадки цветов и овощей
директор школы
апрель-начало мая
земля
Создание клумб на территории школы
классные руководители
май-июнь
клумбы
Создание клумбы и её озеленение («треугольная» у первого подъезда 2 здания)
Зайцева Т.Н. кл. руководитель 3класса
май-июнь
цветущая клумба
Создание клумбы «альпийская горка» у беседки
Л.Г.Николаенко, 2 кл.
май-июнь
цветущая клумба
Создание клумбы («длинная» у стены школы)
Е.В.Голуб
май-июнь
цветущая клумба
оформление трубы
Голуб Е.В., 6класс
май-июнь
декорирование тепловой трубы
Создание клумбы (у беседки), посадка вьюна около беседки
Ю.И.Боровикова, 10 класс
май-июнь
цветущая клумба
посадка цветов на клумбу (напротив котельной)
Н.И.Слюсарь, 8 класс
май-июнь
цветущая клумба
оформление клумбы (большая у второго здания)
Т.П.Найдёнова, 9класс; О.А. Маслий, 7 класс
май-июнь
клумба
Разбивка клумбы (слева от входа в школу)
Е.Н.Червонная, 4 класс
май-июнь
клумба
Посадка цветов на клумбу «солнышко» и в 3 колесах
Л.А.Сорокина, 5 класс
май-июнь
клумба цветущая
выкорчевка кустарников, обрезка деревьев
завхоз С.А.Павленко, рабочий А.В.Слюсарь
май
Полив и уход в июне, июле и августе. Создание декоративного оформления
МТ
июнь-август
Ухоженный дендрарий, цветник и огород.
конкурс на лучшую клумбу класса
классные руководители
май-август
оформление школьной территории
Подведение итогов конкурса «Оригинальная клумба»
Администрация, члены УС, МОП
Август-сентябрь
уход за садом
МТ
июнь-август
ухоженный сад
Создание «сельского уголка» около котельной
Н.И.Слюсарь
май-июнь
«уголок»
субботник весной 2012 года
Результатом стали цветущие клумбы
клумба 5 класса Коллективная работа 8, 10 классов
оформление 11 класса оформление 7 класса
Переход через тепловую трубу
Клумба 4 класса
Учебно-опытный участок
Школьный сад
Количественный и качественный анализ
Дендрарий – участок, где в открытом грунте культивируются различные виды деревьев и кустарников. Создавая дендрарий, мы заботились о том, чтобы его устройство было рациональным, комфортабельным, способствовало развитию у учащихся эстетического вкуса, помогало в изучении биологии и других дисциплин. Дендрарий в нашей школе был создан в 2009 году, он находится перед школой и выполняет декоративную функцию. Для оформления школьной территории использовали саженцы различных деревьев и кустарников. Саженцы были представлены АКДЭЦ. Молодые рябины, бузина посадили с таким расчётом, чтобы они в апреле – июне выглядели привлекательно, в осенний период привлекали окраской листьев.
На сегодняшний день в дендрарии представлены деревья и кустарники местной фауны:
Груша уссурийская
Яблоня сибирская
Яблоня сортовая
Ива ломкая
Орех маньчжурский
Дуб черешчатый
Рябина сибирская
Сирень венгерская
Облепиха
Бузина
Вишня кустарниковая
Жимолость
Облепиха
Чубушник широколистный
Смородина
Снежноягодник
В дендрарии преобладают деревья 1 класса жизненности (здоровые деревья) – 97%, 2 класс жизненности (ослабленные, повреждённые) – 3%.
Красивое платье начинается с выкройки, а красивый участок с эскиза, нарисованного на листике бумаги. Особое внимание уделяется оформлению цветников. Растения выбираются с таким расчётом, чтобы цветение продолжалось в течение лета и осени. Наш цветник представляет коллекцию однолетних и многолетних цветочно – декоративных растений. На нашем цветнике произрастают: аукария, лилейник, петуния, портулак, настурция, астра, валерьяна, ромашка, василёк, виноград девичий, ипомея душистая, виола, иберис, пеларгония, агератум хвостатый, амариллис, георгин однолетний, тагетес низкий, капуста декоративная, календула, ленок красный, ленок белый, лаватера, цинния, молочай, кислица, флоксы, годеция, антириниум, ромашка декоративная, мальва, цинирария, целлозия гребенчатая.
Работа по поддержанию санитарного состояния дендрария и цветника осуществляется на уроках технологии, субботниках и летней трудовой практики. На уроках технологии проводится осеннее и весеннее рыхление почвы, боронование, весенняя обрезка. Учащиеся поддерживают общий порядок, ухаживают за растительностью, наблюдают за состоянием растений. Основным направлением деятельности учащихся на цветнике является выращивание рассады, разбивка клумб, высадка рассады и посев семян. В осенний период – сбор семян, их сушка и сортировка.
Заключение
Создать единый комплекс, где можно было бы реализовать все свои способности, запросы, интересы, идеальную модель маленького мира цветов – таков был замысел автора данной работы. Двор для нас – это мир, где каждый чувствует себя комфортно, имеет широкие возможности для самореализации на пользу себе и другим, обретение опыта жизненного созидательного успеха. Таким образом, наш школьный двор – это универсальное средство, которое одновременно выполняет ряд функций: познавательную, развивающую, духовно-нравственную, функцию социального закаливания, гражданского становления личности, функцию проектирования собственной деятельности. Целостное восприятие природы, а именно такое восприятие развивает школьная территория, открывает путь к новому мировоззрению, осознанию роли и места своего «Я».
Проект «Благоустройство школьного двора» является одним из эффективных механизмом формирования позитивного имиджа школы. Многие выпускники нашей школы оставили добрые слова, посвященные школе:
Выпуск 1977 года
Машинец Сергей, г. Барнаул: «Школа! Родная! Здравствуй! Я вернулся в молодость, юность! Спасибо Вам! Успехов, стойкости, мудрости! Спасибо!»
Бондаренко С.В., г. Балашиха: «Очень, очень рад за школу! Надо и дальше продолжать!»
Выпуск 1991 года
Дворникова Зоя (Фанина), с. Нижнечуманка: «Огромное спасибо за новшества!»
Выпуск 1976 года
Анисимова ГВ., г. Барнаул: «Дальнейшего процветания!»
Имидж нельзя купить, его можно только создать, а потом имидж будет работать на школу.
Литература:
Даниленко Л.В. Имидж учебного заведения // Справочник руководителя образовательного учреждения, №1, 2003.
Пискунов М.С. Имидж образовательного учреждения: структура и механизмы формирования // Мониторинг и стандарты в образовании, №5, 1999.
Почепцов Г.Г. Имиджеология. М.: Рефл-бук, 2002.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Новороговская средняя общеобразовательная школа №2
Творческий проект
по благоустройству территории школы
Выполнила: Цымбал Елезавета
Руководитель:
учитель биологии
Станица Новороговская.
Введение
1. Организационно-подготовительный этап.
1.1. Цели и задачи
1.2. Соответствие технологическим возможностям
1.3. Исследование территории
Основная часть
2. Технологический этап
2.1. Технологические операции
2.2. Правила безопасной работы
3. Заключительный этап
3.1. Результат
Введение
Благоустройство территории - это мероприятия, а точнее нацеленный комплекс мероприятий, направленных на улучшение санитарного, экологического, гигиенического и эстетического состояния школьного участка и станицы в целом.
Проект благоустройства территории школы – это полномасштабная пошаговая разработка деятельности по изменению и совершенствованию облика пришкольного участка и школьного двора.
Школа это наш общий дом, который мы любим и хотим видеть его красивым не только изнутри, но и снаружи, тем более что наша школа – имеющая большой пришкольный участок. Наше стремление созвучно и с общими тенденциями изменения ландшафтного дизайна станицы, который практически весь расцветает каждой весной, не случайно принято считать станицу Новороговскую одной из самых лучших станиц в Егорлыкском районе по благоустройству.
В учебном году в нашей школе учащимися, учителями для благоустройства пришкольного двора был разработан и реализован проект «Благоустройство и ландшафтный дизайн пришкольного двора», который включал в себя подпроекты: «Мой любимый школьный сад», «Спортивный городок - территория здоровья», «Мир детства», « Эксперементальный участок».
Целью нашего проекта
является благоустройство пришкольной территории через интеграцию основного и дополнительного образования и совместную творческую деятельность всех участников ремонтно-строительной бригады, формирование знаний и умений по основам садово-паркового и ландшафтного дизайна.
В ходе реализации проекта нами решались следующие задачи:
1. Расширение образовательной культуры учащихся по садово-парковому дизайну, основам цветочно-декоративного оформления территории;
2. формирование у ребёнка навыков работы в коллективе и чувства общей цели;
3. Развитие у ребёнка чувства самодостаточной личности;
4. Привитие ребёнку любви и чувства бережного отношения к природе;
5. Осуществление партнёрского взаимодействия участников образовательного процесса в рамках реализации проекта.
При благоустройстве нашего школьного двора, мы ориентировались на вышеизложенные положения.
Основная часть
Направления деятельности
1. Чтобы охватить большее количество членов детского объединения, желающих принять участие в проекте, решили разделиться на творческие группы, в состав которых будут входить не только члены актива, но и другие представители классов.
2. Разделение пришкольной территории на условные участки, которые закрепили за микрогруппами.
3. Определение каждой творческой группе плана действий по благоустройству своей территории (наметить фронт работы: обрезка кустарника, выпил старых деревьев, посадка молодых деревьев и кустарников, многолетних цветов, выравнивание грунта, планировка цветников и т. д.).
Школьный двор - понятие широкое. Можно конечно говорить о красивых клумбах перед парадным входом в здание, а можно - о хорошо оборудованной спортивной площадке, предназначенной для проведения физкультурно-спортивной деятельности с учащимися школы. Школьный двор нашей школы составляют:
1. Зона отдыха
2. Цветники, клумбы
3. Игровая зона (детская);
4. Спортивная площадка
Наш двор – это результат бурной творческой деятельности учителей, учащихся. Двор с активным игровым пространством, множеством физкультурных и иных зон для детской активности, двор, не боящийся детского самовыражения, изобретательный и по-настоящему образовательный двор.
Технологические операции.
Работа проводится по двум направлениям:
1. Благоустройство территории
Цель: эстетическое оформление пришкольного участка.
В него входят:
1.1. Прополка от сорняков беговых дорожек, игровых площадок;
1.2. Сбор травы после прополки;
1.3. Уборка вдоль тротуаров;
1.4. Эстетическое оформление газонов, цветников и клумб;
2. Озеленение
Цель: улучшение экологического состояния школьного участка
В него входят:
2.1. Прополка клумб, рыхление;
2.2. Ежедневный полив и увлажнение почвы;
2.3. Высадка растений в открытый грунт;
2.4. Посадка и обрезка кустарников, деревьев;
2.5. Уход за многолетними цветами.
Заключительная часть
Результаты:
1. Появилась возможность рационально использовать большие площади для организации дизайнерских зон пришкольного участка.
2. Улучшилась экологическая обстановка и санитарно-гигиеническое состояние школьной территории.
3. Появилась возможность использования флоры как наглядного материала в учебной и внеучебной деятельности.
4. Цветники и декоративные кустарники с ранней весны до поздней осени радуют глаз, способствуют воспитанию у учащихся, их родителей и жителей станицы Новороговской бережного отношения к богатству, эстетического вкуса, умения ценить прекрасное.
5. Цветники стали элементами декора пришкольного участка, служат прекрасным украшением для школьного двора и станицы в целом.
Проект озеленения и благоустройства школьной территории
Чупахина Юлия 11 кл.
Юдин Антон –10 кл.
Руководитель:
Медведева Юлия Викторовна
Курасовка 2013
Содержание
…Прекрасный ландшафт имеет такое огромное воспитательное влияние на развитие молодой души, с которым трудно соперничать влиянию педагога.
К. Д. Ушинский
Введение
Школа для нас – не только место, где мы приобретаем знания, но и место, где мы учимся общаться, переживаем горести и радости самого прекрасного периода в жизни человека – детства. Лучшие друзья, первая любовь, первые успехи и победы познаются нами здесь, в стенах родной школы, на уроках и переменах.
Школьный двор - это лицо учебного заведения и огромное пространство для создания творческих проектов. Насколько ухоженной и красивой будет территория школьного двора – зависит от нас. Если в школе множеством зеленых насаждений, цветущих растений, то это способствует экологическому воспитанию.
Правильно подобранные деревья, кустарники, цветы, которые размещены с хорошим вкусом, создают психологически благоприятную среду, положительно влияют на настроения людей, придают двору своеобразный колорит. При этом это способ просто и доступно создать свою неповторимую обстановку.
Обследовав школьную территорию, мы заметили, что наш школьный двор выглядит не таким каким бы мы хотели его видеть: зарос кустарниками, нет стилевого единства в оформлении клумб. Анкетирование обучающихся, работников школы показало, что необходимо провести ряд мероприятий с целью создать уголок с новыми красивыми клумбами, альпийской горкой, дорожками, фонтаном.
Решение этой проблемы стало возможным при осуществлении социального проекта “Цветущий двор” .
Цель:
Изменение «ландшафтного дизайна» на территории школы и улучшение экологической обстановки путем озеленения данного участка.
Для достижения цели мы поставили следующие
задачи:
1. Сформировать чувства гражданской ответственности в решении актуальных проблем местного сообщества.
2. Ознакомить учащихся с основными навыками и понятиями о ландшафтном дизайне.
3. Освоить навыки коммуникативной культуры, работы в коллективе.
4. Способствовать развитию самостоятельной практической деятельности.
5. Объединить усилия учащихся, педагогов, родителей, общественности, направленных на благоустройство, эстетическое оформление и озеленение территории школы
6. Воспитывать у учащихся бережное отношение к богатствам родного края, развивать у них навыки рационального природопользования
Ожидаемые результаты:
Благоустройство и озеленение пришкольной территории;
Повышение уровня заинтересованности в защите и сохранении природной среды;
Расширение видового разнообразия растений на пришкольном участке;
Повышение экологической культуры обучающихся;
Улучшение психического и физического здоровья учащихся;
Сокращение количества детей групп риска.
- сотрудничество учащихся, учителей родителей, направленное на благоустройство и озеленение территории школы
План работы по реализации проекта
Этапы реализации проекта | Содержание деятельности | Промежуточный результат деятельности |
|
1 этап Подготовительный весна 2011года
| 1.Изучение нормативно-правовой базы и научно- методической литературы по данной проблеме. 2.Написать объявление о проекте 3.Проииформировать учеников и родителей через классные часы и родительские собрания 4.Разработка проекта «Цветущий двор ». | -Нормативные документы и специальная литература, методические разработки; Озеленение участков классами, выделенных инициативной группой. Подведение первых итогов. |
|
2 этап Практический Весна 2011 – 2012 года Озеленение школы и благоустройство территории школы. | содержание деятельности | сроки | исполнитель |
1.Анкетирование | апрель | Инициативная группа, классные руководители, зам. директора по ВР |
|
2. Озеленение закрепленных участков территории | Март - апрель | Классные руководители |
|
3.Анализ экологического состояния школьной территории | Апрель - май | Учитель биологии |
|
4.Конкурс рисунков «Клумба моей мечты» | Май | Учитель ИЗО, родители, учащиеся |
|
5. Классный час «Я хозяин школьного двора». | Май | Классные руководители |
|
6. Организация работы по перекапыванию цветника | Май | Учитель технологии, зам. директора по хозяйственной части |
|
7. Разбивка новых клумб, дорожек. | Май | Учителя технологии и биологии, зам. директора по хозяйственной части |
|
8.Посадка деревьев и кустарников | Май, июнь | Зам. директора по хозяйственной части, классные руководители |
|
Создание альпийской горки и фонтана. | Май, июнь | Учителя технологии и биологии родители, учащиеся, классные руководители |
|
9.Приобретение семян и выращивание рассады | Май, июнь | Зам. директора по хозяйственной части, учитель биологии, администрация Курасовского сельского поселения |
|
10. Трудовой десант «Сам я всё могу - школьный двор уберу и сберегу» по благоустройству территории школы | Июнь | Зам. директора по хозяйственной части, классные руководители, родители |
Описание проекта
Проект предполагает создание на пришкольной территории следующих зон:
1.Цветочно-декоративная зона «Радужная фантазия»
2. Альпинарий:
Альпийская горка
Рокарий
3. Зона древесно-кустарниковых посадок
4. Игровая зона
5. Хозяйственная
Цветочно-декоративная зона
«Радужная фантазия»
Появилась потребность иметь на нашем участке всё новые и новые растения, родились идеи по оформлению новых клумб. Многообразие цветников служит прекрасным украшением пришкольного участка.
Цветы – это идеальный и универсальный инструмент в ландшафтном дизайне. Они придали нашему школьному двору неповторимое очарование.
С ранней весны до глубокой осени мы любуемся цветением тюльпанов, нарциссов, крокусов, примул, люпин, ирисов, роз, петуний, герани, бархатцев, цинний, астр и др. Поражают своей декоративностью кохия, хоста, клещевина, разновидности подсолнечника, кларкия и многие другие растения.
Клумбы разбивались следующих типов:
Регулярная клумба - её отличительная черта, строгий геометрический узор из растений, который легко различим при использовании простых, симметричных форм, но гораздо менее очевиден в хитросплетении абстрактных фигур. Два отличительных признака:
а) Все растения должны цвести одновременно.
б) Наличие чётких границ между посадками, подчёркивающих отсутствие всяких следов «естественности» в регулярной клумбе.
Нерегулярная клумба – растения сажают небольшими группами, как морозостойкие многолетники в травянистом бордюре. Клумба выглядит более естественно, часто зоны посадок разных растений перекрываются. Оформление клумбы делается так, что цветение одной группы следовало за другим. Это позволяет добиться более продолжительного цветения.
Приподнятая клумба – наилучшим образом подходит для посадки, т.к. является частью участка в полном смысле слова и может быть достаточно большой для создания впечатляющей композиции из клумбовых растений.
Ковровая клумба – это способ высаживания карликовых растений с цветной листвой, в результате которого образуются сложные узоры, напоминающие орнамент восточного ковра. Моноклумбы – вся клумба или бордюр засаживается растениями одного вида.
Вертикальная клумба - это трёхмерная клумба, часто применяется в озеленении, в качестве эксклюзивного элемента. Иногда декоративные клумбы оформляются в виде какой либо фигуры.
В клумбе-панно разнообразные низкорослые растения используют для создания не орнамента, а какого-либо конкретного изображения, наряду с декоративными растениями используют и цветущие клумбовые растения. Что же такое клумбовое растение? Клумбовым называют такое декоративное растение, которое в облиственном состоянии высаживают на постоянное, оформленное в виде клумбы место в открытый грунт или в контейнер, где его содержат в течение ограниченного времени.
Альпинарий
Альпинарий разместили так, чтобы он органически вписывался в окружающую его среду. Для него выбрали солнечное место с достаточно аэрированной почвой на таком участке, который хорошо виден с небольшого расстояния. Старались создать условия, наиболее свойственные условиям обитания большинства горных растений
Строительство альпинария началось с планировки и разбивки участка. Затем его расчистили, сняли дерн и пропололи, чтобы удалить все сорняки. Закончив расчистку, нанесли слой из строительных отходов, шлака или гравия. Получилось водопропускающая прослойка, которая не позволяет воде задерживаться - ведь большинство горных растений не переносят постоянного присутствия влаги. Если почва на участке илистая, плотная, и на ней вода застаивается, то дренажный слой должен быть толще, минимум полметра. Этот слой создают засыпкой землей без удобрений, лучше всего компостом из дерна с добавкой песка, торфа и перегноя. Переобогащение земли приводит к прямо противоположным результатам: растения вырастают слишком высокими, образуют рыхлые заросли или вообще не появляются. Большинство альпийских растений - аскеты, такими их создала Природа.
Приступив к устройству альпинария, заранее разметитили тропинки, ступеньки, переходы. Рельеф должен быть смоделирован по образцу естественного ландшафта, а это значит, что нужно провести разметку “долин”, “плато”, “вершин” и “обрывов”, создать разные по освещенности зоны: зону полного освещения, зону с уклоном в сторону от солнца, теневую. Такие условия диктуют требования растений, их экология.
В этой же зоне был создан фонтан.
Сначала с помощью шнура, поливочного шланга или просто струйки песка на поверхность земли был нанесён контур водоема, очертания которого выбрали по своему вкусу. После этого выкопали котлован и сформировали место, где позднее разместилась водная растительность. С поверхности котлована необходимо было удалить все острые предметы – камни, остатки корней, чтобы предохранить пленку от возможных повреждений. Затем на дно котлована высыпали слой песка толщиной в 5 см. Для дополнительной безопасности песок покрыли мешковиной. Затем уложили пленку, плотно прижимая ее ко всем изгибам котлована, и залили водой до уровня заболоченной зоны. При этом можно расправить оставшиеся на пленке морщины. Поскольку под тяжестью воды эластичное покрытие еще будет какое – то время проседать, оформление берегов отложили на два дня.
Основное правило при озеленении маленького водоема – тщательный подбор растений. От быстрорастущих видов, как, например, камыш, рогоз, лютик длиннолистый, придется оказаться, иначе в течение пары лет они буквально заполнят весь водоем.
Ассортимент слабо разрастающихся растений для различной глубины достаточно широк: частуха подорожниковая, гравилат речной, мята водная, незабудка болотная. На глубине 10 – 40 см хорошо себя чувствуют аир обыкновенный. Самые глубокие места в водоеме принадлежат кувшинкам. Среди них также следует выбрать лишь карликовые, медленнорастущие виды и сорта, например кувшинку душистую или кувшинку снежную, которые сажают на глубину до 50 см.
Для того, чтобы создать необычный цветник (рокарий), нужно запастись камнями или плитняком красивой формы, окраски, размеры могут быть различными – от небольших камешков до солидных глыб или валунов. Камни и плитки располагают на участке, стараясь создать красивую композицию, включающую вымощенные этими камнями дорожки, чтобы не тревожить растения, когда нужно пройти по рокарию.
В каменистых садиках высаживают главным образом многолетние растения, низкорослые и средние по высоте и лишь изредка, как солитеры, высокорослые. На южных склонах или террасах предпочтительны светолюбивые и засухоустойчивые растения, на северном и северо – западном – теневыносливые и относительно влаголюбивые
Зона древесно-кустарниковых посадок
Древесно-кустарниковые посадки расположены по периметру пришкольного участка. Небольшие деревья и высокие кустарники (рябина, сирень, липа) высажены вокруг здания, но не ближе, чем 5 метров от окон; высокие деревья (белая акация, береза, дубы, клены и др.) – 10 метров (во избежание затемнения учебных помещений). А у входа в начальные классы красуются голубые ели.
Вокруг пришкольной территории мы начали создавать плотную многорядную живую изгородь из кустарников (акация желтая, чёрная рябина). Здесь же посадили такие деревья, как каштаны, сосны. Эти зеленые насаждения хорошо защитят школьное здание от пыли и ветра, приглушат уличный шум. Если есть возможность, деревья лучше выносить за ограду, это увеличит площадь посадок.
Наиболее пригодными для оформления пришкольных территорий являются березы, липы, рябины, клены, ели. Кустарники желательно подбирать с таким расчетом, чтобы основная масса их цвела в апреле-июне и выглядела привлекательно в осенний период при изменении окраски листьев. Желтые листья растений красиво смотрятся на зеленых газонах.
Игровая зона
Игровая зона предназначены для отдыха и развлечения. Эта территория должна нести положительный эмоциональный заряд, быть яркой, красочной и интересной, чтобы дети с удовольствием общались и отдыхали здесь. Деревянные скульптуры («Берёзовый колодец»),
декоративные малые скульптурные формы («Фея цветов» , Весёлые гномы») необычные клумбы («Голубой ручей», «Ароматная поляна») радуют младших ребят нашей школы.
Хозяйственная зона
Школьный учебно-опытный участок является материальной базой обучения биологии, технологии. Он дает возможность устанавливать связь теории с практикой и предназначен для проведения теоретических и практических занятий, организации общественно-полезного и производительного труда, опытнической, природоохранной работы, экологического воспитания учащихся.
Учебно-опытный участок школы представляет собой участок открытого грунта, разделенный на сектора. Каждый сектор соответствует определенному отделу: полевой, коллекционный, цветочно-декоративный, плодово-ягодный, овощной. Работа на нём начинается уже с ранней весны: подсыпается плодородный грунт и вносятся органические удобрения. Силами старшеклассников и педагогических работников высаживаются огурцы, томаты, капуста, морковь, перец.
Участок окружён живой изгородью из деревьев и кустарников, за которыми учащиеся нашей школы систематически ведут уход: обрезка деревьев, выкорчёвывание погибших деревьев и кустарников, побелка стволов деревьев.
Результаты реализации проекта озеленения и благоустройства пришкольной территории.
В ходе реализации проекта «Цветущий двор» были выполнены следующие работы:
1.Организована совместная деятельность учащихся, родителей, педагогов, жителей села по проведению основных мероприятий проекта (сформированы творческие группы по разным направлениям деятельности, на подготовительном этапе проведена ландшафтная организация школьной территории, выбраны растения для озеленения);
2. Произведена обрезка деревьев, выкорчеваны погибшие деревья и кустарники, побелены стволы деревьев;
3. Посажены новые деревья и кустарники
4. Проведена очистка пришкольной территории от бытового мусора
5. Разбиты новые клумбы, дорожки
6. Созданы альпийская горка и фонтан
7. Приобретены семена, выращивается рассада
Заключение.
Наш проект - результат совместной деятельности детей и взрослых, доказательство способности детей предлагать идеи и варианты решения важных экологических вопросов. Пришкольная территория стала эффективным продолжением и дополнением учебно-воспитательного процесса.
На свежем воздухе проводятся массовые внеклассные мероприятия: общешкольные сборы и линейки, вечера выпускников, ярмарки, спортивные соревнования.
В любое время года на школьном дворе ведутся природоохранные работы: осенью развешиваются кормушки, проводятся экологические субботники по очистке территории; зимой ребята подкармливают птиц; весной обновляется видовой состав растительности, проводится природоохранная пропаганда среди учащихся и взрослого населения нашего села. В летний период на школьной территории учащиеся проходят трудовую практику (уборка территории, уход за растениями).
Зеленые насаждения улучшают микроклимат, улавливают пыль, газы, благотворно влияют на психическое состояние человека. Растения, в том числе и цветы, имеют большое эстетическое и декоративное значение.
Помимо эстетической функции, очень важна функция практическая. Современная школа ориентирована на то, чтобы ребёнок получал не только теоретические знания, но и непосредственно практические навыки. Поэтому то, чему ученик научится при проектировании - пригодится ему в жизни.
Литература
Авадяева Е.Н., Русский ландшафтный дизайн / ОЛМА-ПРЕСС,2000.
Алексеев С.В., Груздева Н.В. Практикум по экологии: учебн. Пособие–М.: АО МДС, 1996 г.
Акимушкин И. /Причуды природы.М. 1992.
Анисенковой / Экологическое образование школьников, И.М. Швец. – Н.Новгород, 1993.
Винокурова, В.В. Николина. /Углубленное изучение экологии в школе – Н. Новгород, 1991.
Декоративное озеленение школьной территории: Методические рекомендации. Белгород, 2003 г. - 20 с.
Доббс Л., Вуд С., Культура сада: дизайн, выбор растений, работа в саду/Практическое руководство/Пер. с англ. – М.: Издательский дом «Ниола 21-й век», 2002.
Петров В.В. Из жизни зеленого мира. М. : Просвещение, 1982.
Ремезова Г.Л., Эратова М.Е. Войди в зеленый мир. М. : Просвещение, 1996.
Справочник цветовода (цветочно-декоративные растения открытого грунта) / И. Е. Ботяновский, Э. А. Бурова и др./; Под ред. А. Т. Федорука. – Минск.: Ураджай, 1985. – 208 с., ил., 16 л. Ил.
Настоящий проект разработан для комплексного подхода к проведению мероприятий по благоустройству пришкольной территории с целью создания условий для проведения образовательного процесса, а также улучшения внешнего и эстетического вида пришкольного участка. Проект позволяет, за счет вовлечения обучающихся и педагогических работников совместную общественно-значимую деятельность по благоустройству территории школьного двора, решать в единстве задачи по формированию гражданской, творчески активной, физически здоровой личности, по трудовому и экологическому воспитанию обучающихся.
Скачать:
Предварительный просмотр:
СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ ПО ТЕМЕ:
«БЛАГОУСТРОЙСТВО ПРИШКОЛЬНОЙ ТЕРРИТОРИИ».
Визитка проекта |
||
Ф.И.О. | Гайтанова Инна Анатольевна Щедрина Инга Владимировна |
|
Город, область | Тульская область, г. Новомосковск, мкр. Сокольники |
|
Образовательное учреждение | Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 3» |
|
Информация о проекте |
||
Название проекта | Проект «Благоустройство пришкольной территории» |
|
Тип проекта | Социальный, творческий, исследовательский, экологический. |
АННОТАЦИЯ
Школа – удивительное и родное место для каждого человека. Здесь ребенку должно быть комфортно – и психологически, и физически. Несомненно, основная часть детства и юности каждого человека проходит в школе. Об этом времени созданы десятки песен, стихов, ведь школьные годы – начало нашей осознанной жизни. Лучшие друзья, первая любовь, радости побед и горести поражений познаются нами здесь, в стенах родной школы, на уроках и переменах, на школьном дворе.
Настоящий проект разработан для комплексного подхода к проведению мероприятий по благоустройству пришкольной территории с целью создания условий для проведения образовательного процесса, а также улучшения внешнего и эстетического вида пришкольного участка. Проект позволяет, за счет вовлечения обучающихся и педагогических работников совместную общественно-значимую деятельность по благоустройству территории школьного двора, решать в единстве задачи по формированию гражданской, творчески активной, физически здоровой личности, по трудовому и экологическому воспитанию обучающихся.
АКТУАЛЬНОСТЬ И ВАЖНОСТЬ ПРОЕКТА
Школьный двор - это планета детства, это место где мы проводим большую часть времени. И нам не безразлично как выглядит наш школьный двор. Видя ежедневно ухоженные красивые, всегда цветущие клумбы, мы не только будем получать положительные эмоции, но и учиться оберегать красоту, создавать ее своими руками.
На школьной территории расположены здание школы, постройки хозяйственного назначения, спортивная площадка, небольшой сад и цветники. Состояние территории школы всегда в поле зрения школьников, родителей и учителей.
Школьный двор – это не только часть образовательной среды, в которой протекает процесс социализации, воспитания и развития личности ребенка. Это и место, где учащиеся проводят свое свободное время. Поэтому для нас очень важен внешний вид пришкольной территории.
«Красота спасет мир», - утверждали великие гуманисты. Воспитать красивую личность можно только тогда, когда вокруг нее все прекрасно. Человек чувствует себя комфортно, когда его окружают красивые аллеи, цветущие газоны и ярко оформленные клумбы цветов. Благоустройство школьной территории необходимо как для создания привлекательного внешнего вида, так и для поддержания репутации образовательного учреждения. Поэтому каждое образовательное учреждение должно иметь свое «лицо», свой имидж. Но как привести в соответствие прилегающую территорию? Почему эта проблема стала актуальной на данный период? Такие вопросы встали перед нами при разработке проекта по благоустройству пришкольной территории.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА
Цели:
- создание эстетически и экологически привлекательного пространства возле школы;
- улучшение экологической обстановки в школе и на прилегающей к ней территории за счет посадки саженцев деревьев, кустов и цветов;
- воспитание трудолюбия, любви к своей школе, бережного отношения к природе;
- развитие творческих способностей учащихся;
- формирование навыков здорового образа жизни.
Задачи:
- привлечь внимание учащихся к решению актуальных проблем школы;
- формировать у учащихся чувство ответственности за школу, умение реализовать конкретные шаги по улучшению и благоустройству школы и ее территории;
- привлечь педагогов, учащихся школы и родительской общественности к вопросам улучшения эстетического оформления школы.
ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА
В ходе работы над проектом было решено:
- Разграничить зоны пришкольной территории с целью создания наиболее благоприятной обстановки:
- Спортивная зона (футбольное поле, баскетбольная, волейбольная и теннисная площадки).
- Игровая зона школы (площадка для учеников начальных классов, площадка для тихих игр).
- Торжественная зона (площадка для проведения линеек).
- Транспортная зона (площадка для изучения правил дорожного движения).
- Специализированная зона для проведения занятий по стрельбе.
- Специализированная зона для прыжков в длину.
- Зеленая зона отдыха (создание аллеи выпускников и медалистов школы).
- Оборудовать зоны отдыха скамейками и урнами для мусора.
- Обновить цветники, создать мини огород.
- Вырубить поросли, убрать засохшие ветки кустарников и деревьев.
ПЛАНЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Работа по благоустройству пришкольной территории состоит в вырубке старых деревьев и посадке новых, формировании газонов, клумб и мини огорода, создание аллеи выпускников и медалистов школы. Эти задачи нам предстоит осуществить своими силами, силами родителей и работников школы. Немаловажной целью проекта благоустройства школьного двора является установка удобных лавочек или скамеек, а также создание мини газонов или клумб.
Спортивная площадка – это важная часть школьной территории, где ученики проводят много времени. Поэтому компактное размещение на ней всех объектов (футбольное поле; баскетбольная, волейбольная и теннисная площадки; специализированная зона для проведения занятий по стрельбе; специализированная зона для прыжков в длину; площадка для изучения правил дорожного движения), является очень важным и необходимым элементом в благоустройстве. Обязательны скамейки и урны для мусора. Спортивные площадки должны быть удобными не только для проведения уроков физкультуры, но и для отдыха учащихся во время перемен, где у них будет возможность побегать, позаниматься на различных тренажерах. Активный отдых для учащихся очень важен, поскольку большую часть своего времени они проводят сидя за партами и компьютерами.
План-график выполнения запланированных мероприятий с обязательным указанием дат проведения:
Мероприятие | Дата | Ответственные | Предполагаемый охват участников |
|
Распределение пришкольной территории между классами | Апрель | 5-11 классы |
||
Уборка пришкольной территории (очистка территории от мусора, уборка сухой травы и сучьев) | Апрель | Классные руководители | 3-8 классы |
|
Вырубка старых деревьев и кустов | Апрель | Классные руководители, учителя технологии | 9-11 классы |
|
Приобретение саженцев деревьев и рассады цветов и овощей | Май | Завхоз | ||
Посадка деревьев | Май | Учитель биологии | 8-10 классы |
|
Создание клумб и газонов | Май | Учитель технологии | 5-8 классы |
|
Создание мини огорода | Май | Учитель технологии | 5-8 классы |
|
Установка урн для мусора | Апрель | Учитель технологии | 10 класс |
|
Установка скамеек или лавочек | Май | Рабочий по обслуживанию здания | ||
Создание аллеи выпускников и медалистов школы | Май | Организаторы проекта | 10 класс |
|
Освещение деятельности на школьном сайте | Апрель-май | Организаторы проекта | ||
Разграничение спортивных зон (футбольное поле; баскетбольная, волейбольная и теннисная площадки; специализированная зона для проведения занятий по стрельбе; специализированная зона для прыжков в длину) | Май | Учителя физической культуры | 9-11 классы |
|
Создание площадки для изучения правил дорожного движения | Май | Учитель ОБЖ | 9-11 классы |
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Количественные показатели:
- 20 работников школы, 420 учеников привлечь в качестве участников по благоустройству пришкольной территории.
- Количество новых методик:
- коллективная массовая реализация;
- научно-исследовательская экологическая деятельность с практической направленностью.
Качественные показатели:
- создание наиболее благоприятных санитарно-гигиенических условий для обучения, игр и отдыха детей;
- создание атмосферы сотрудничества между всеми участниками проекта;
- проявление фантазии, творчества, инициативы и трудолюбия у детей и взрослых;
- улучшение вида пришкольной территории;
- благоустроенный двор и оригинальные цветники.
МЕХАНИЗМ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ
- Оценивание результатов проекта руководителями местного и ведомственного управления.
- Проведение открытых спортивных мероприятий.
- Успешное «приживание» растений.
- Привлечение к работе на аллеи медалистов и выпускников учащихся 11 классов.
ДАЛЬНЕЙШЕЕ РАЗВИТИЕ ПРОЕКТА
Показателем дальнейшего развития проекта будет включение мероприятий, связанных со спортивными соревнованиями, открытие летнего пришкольного лагеря, успешное функционирование аллеи в летний период.
БЮДЖЕТ ПРОЕКТА
№ п/п | Наименование | Кол-во | Цена за ед. (руб.) | Общая стоимость (руб.) |
Саженцы деревьев (вишня) | 3000 |
|||
Рассада цветов и овощей для клумб и мини-огорода | 1000 |
|||
Краска | 6000 | 6000 |
||
Сетка для футбольных ворот | 2500 | 5000 |
||
Школьная территория
Ландшафтное проектирование школьного участка – интереснейший процесс, прежде всего потому, что в роли дизайнеров могут выступать сами учащиеся. Для этого можно провести среди классов конкурс на лучший дизайн-проект, идея которого ляжет в основу благоустройства территории школы. После того, как будут проведены исследования территории, выявлен состав и тип почвы и составлен ситуационный план, можно переходить к определению функциональных зон. Зонирование территории производится в соответствии с функциональными особенностями школы.
Какие зоны могут входить в проект школьной территории :
- спортивная зона (футбольное поле, баскетбольная и волейбольная площадки, гимнастическая площадка с турниками)
- игровая зона школы (площадка для учеников начальных классов, площадка для тихих игр)
- партерная зона (создается непосредственно перед входом в школу)
- торжественная зона (площадка для проведения линеек)
- транспортная зона (площадка для изучения правил дорожного движения)
- специализированная зона для проведения занятий по изобразительному искусству
- зона проведения творческих игр (например, театральных)
- плодовая зона (для занятий биологией и ботаникой)
- хозяйственная школьная зона (место для хранения различного инвентаря)
- зона для катания на велосипедах или роликовых коньках
- зеленая зона отдыха и др.
Функциональные зоны отделяют друг от друга такими элементами ландшафтного дизайна участка , как: живая изгородь , мощение дорожек , цветники , аллеи. По периметру высаживают деревья или кустарники в виде живой изгороди, что помогает в защите от внешнего шума и пыли, создавая на территории школы особый микроклимат.
Обязательным на школьном дворе являются крупные деревья и кустарники, создающие естественную тень, подавляющую воздействие солнечных лучей. Альтернативой для них могут служить крытые веранды или беседки .
Виды зеленых насаждений на школьном участке:
- комфортное озеленение территории, предназначенное для защиты от ветра, солнца и посторонних глаз
- экологическое озеленение подразумевает использование местных видов растений для поддержания популяции птиц и мелких животных. Использование местных видов растений, адаптированных к местным условиям, сохраняет характер региона как биологически, так и визуально
- насаждения плодовых растений
Площадки для активных игр или спорта на школьном участке могут быть (а могут и не быть) обеспечены стационарно установленным спортивным или игровым инвентарем. Оборудованные площадки должны быть защищены от ультрафиолетовых лучей. Это может быть достигнуто при помощи сочетания крупных деревьев и искусственной кровли. Открытые площадки подразумевают использование газонов , мощения или специального покрытия. Причем нужно понимать, что трава нуждается в солнце для здорового роста. Если это условие не соблюдается, лучше ее заменить специальным покрытием (например, на основе резиновой крошки).
На пассивных игровых площадках и территориях школы для проведения, например, уроков на открытом воздухе нужно использовать небольшие деревья в сочетании с искусственной кровлей. Поскольку в теневых зонах газон не будет чувствовать себя комфортно, рекомендуется его замена на специальное покрытие или мощение.
Сочетание сооружений и зеленых насаждений так же рекомендуется и в зоне баскетбольных, волейбольных и теннисных кортов для создания тени для игроков и зрителей. При этом деревья должны быть посажены на расстоянии 10 метров (или чуть меньше, в зависимости от величины корневой системы дерева) от мощеной площадки.
Главный вход, как правило, является визитной карточкой любой школы, поэтому он должен быть особенно декоративным. Здесь уместными будут декоративные группы растений и красочные цветники.
Факторы, которые необходимо учитывать при проектировании ландшафтного дизайна и благоустройства школьной территории :
- Деревья и кустарники не должны препятствовать надзору за детьми, находящимися в школьном саду.
- Плотная посадка деревьев и кустарников непосредственно перед зданиями школы и верандами может представлять угрозу безопасности. Частые насаждения могут послужить «маской» при попытке вандализма или взлома. Применяйте почвопокровные растения в зонах особого риска. Не закрывайте охранное освещение тенью от зеленых насаждений.
- Лучший «друг» школьного участка – это полутень. Не сажайте траву и цветы в полностью затененных местах, так как для их здоровья требуется солнечный свет. Перед началом озеленения и благоустройства школьной территории позаботьтесь о наличии воды на участке. Например, автоматическая система полива будет очень кстати, так как вновь посаженные растения нуждаются в более частом и глубоком поливе, чем взрослые растения.
- Не сажайте крупные деревья близко к школьным зданиям.
- Группы кустарников или почвопокровных растений одного вида будут смотреться более гармонично, чем группа растений разных видов.
- Для облегчения ухода за школьным садом используйте мульчу в цветниках и декоративных группах. Это уменьшит всхожесть сорных растений.
- При посадке деревьев учитывайте ширину газонокосилки. Она должна беспрепятственно продвигаться между растениями, зданиями и ограждениями, не повреждая при этом мощение дорожек.
- Для посадки необходимо выбирать растения, легкие в уходе, выносливые, зимостойкие и наиболее подходящие для вашего климата и почвенных условий.
- Деревья должны быть посажены на достаточном расстоянии друг от друга.
- Регулярная подкормка и обрезка растений обеспечит саду должный уход.
При благоустройстве школьной территории ни в коем случае не используйте растения, которые имеют ядовитые части, будь то листья, кора, плоды или семена. Не используйте растения, которые являются явными аллергенами.
Ассортимент деревьев для насаждения по периметру территории школы состоит из крупных растений: клен остролистный, береза, осина обыкновенная, вяз, липа, ясень. Кроме того, деревья могут составлять и основу для декоративных групп растений. Наряду с перечисленными выше деревьями можно использовать иву белую, рябину, каштан и черемуху.
Обязательным на школьной территории является использование хвойных растений, так как они обладают не только антимикробными свойствами, но и сохраняют свою декоративность круглый год. Самыми распространенными из них являются лиственница сибирская и ель колючая или обыкновенная. Стелющиеся сорта можжевельника послужат украшением школьного сада не только в качестве подбивки для более высоких растений, но и будут прекрасно смотреться в одиночных посадках.
Незаменимы в озеленении школьных участков и различные виды кустарников: чубушник, спирея, сирень, форзиция, дерен , шиповник, кизильник , пузыреплодник и снежноягодник.
Одним из привлекательных элементов ландшафтного проектирования пришкольного участка является цветник. Чаще на школьных территориях используют клумбы, бордюры и рабатки, поскольку планировка участков все-таки в большинстве случаев достаточно геометрична. Наибольшей популярностью среди однолетников пользуются: астра, бархатцы, петуния, сальвия, космея, цинния, львиный зев, календула, бальзамины, колеус, цинерария. В цветниках часто используются тюльпаны и нарциссы. А представителями многолетних растений являются георгины, лилейники, люпины, пионы и флоксы.
Освещение школьного участка
Еще одним важным элементом благоустройства школьной территории является ландшафтное освещение . Особенно это касается зимнего периода, когда световой день значительно сокращается. Освещение выступает в роли одного из гарантов безопасности детей, родителей и педагогов.
На школьных участках используется функциональное и декоративное освещение. Функциональное освещение применяется на спортивных площадках, по периметру школьной территории, вдоль дорожек. Декоративное освещение служит для подсветки малых архитектурных форм, некоторых растений с интересной фактурой и частей здания (например, парадного входа).
Освещение участков школьной территории требует соблюдения особых нормативов и правил. Поэтому при выборе исполнителя монтажных работ нужно быть очень внимательными, и лучше доверить проект освещения территории школы профессионалам ландшафтной студии .
Пример благоустройства школьного участка, выполненного дизайнерами нашей студии вы можете увидеть в готовых