Что делает человека человеком - общество или семья? Что Делает Человека Человеком? Что делает человека человеком обществознание 8.
ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА Если мы мысленно посмотрим на пройденный им путь, то увидим, какие огромные изменения произошли в образе жизни людей, в их внешнем облике, формах общения и в окружающей среде.
ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА: ОСНОВНАЯ ТЕОРИЯ «Происхождение человека и половой отбор» ЧЕЛОВЕК ПРОИЗОШЕЛ ОТ ОБЕЗЬЯНЫ XIX ВЕК ЧАРЛЬЗ ДАРВИН «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» , ФРИДРИХ ЭНГЕЛЬС ТРУД СОЗДАЛ ЧЕЛОВЕКА концепция биосоциальной природы человека
ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА: КАК ИЗУЧАЮТ? устанавливаются недостающие звенья исследуются генетические механизмы изучаются орудия труда, «следы жизни» древних людей Антропогенез (процесс выделения человека из мира животных) Антропо социо генез Социогенез (процесс становления общества)
ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА но ас Кр Саудовская Аравия Эфиопия ре о е м. Прародиной человечества считается Африка. Судан н Кения й и ск ий нд И Танзания а ке о
ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА вид дриопитек период характеристика 14- 20 млн лет назад Общий предок человека и человекообразных обезьян
ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА вид рамапитек период характеристика 10- 14 млн лет назад существа, устойчиво перешедшего к образу жизни в саваннах с систематическим использованием орудий
ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА вид австралопитек период характеристика 5- 8 млн лет назад использовали частично обработанные орудия или найденные в природе
ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА вид период Homo habilis – Человек умелый около 2 млн лет назад характеристика
ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА вид Homo erectus - Человек прямоходящий период характеристика 1- 1, 3 млн лет назад умел изготавливать довольно совершенные орудия охоты, овладел огнем, что позволило ему перейти к вареной пище, возможно обладал речью
ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА вид период характеристика Homo sapiens – Человек разумный Подвид-кроманьонц 150- 200 тыс. лет назад 40- 50 тыс. лет назад Мог организовывать коллективные формы трудовой деятельности, строить жилища, изготавливать одежду, пользоваться высокоразвитой речью
ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА: ФАКТОРЫ ВЛИЯНИЯ степень солнечной активности периодическая смена магнитных полюсов Земли ионизирующая радиация космического происхождения интенсивное движение литосферных плит, разломов и трещин земной коры климатические изменения изменение структуры и строения мозга ЭТО ПРИВЕЛО К…
К БИОЛОГИЧЕСКИМ ИЗМЕНЕНИЯМ начинали предпочитать мясо растительной пище освобождение от слепой власти животных инстинктов вынашивание плода
СТАНОВЛЕНИЕ ОБЩЕСТВА Русский философ Н. А. Бердяев - «человек есть принципиальная новизна в ПРИРОДЕ» Немецкий философ И. Гердер – « человек - вольноотпущенник ПРИРОДЫ» Человек – существо биосоциальное
ЧЕЛОВЕК - БИОСОЦИАЛЬНАЯ СИСТЕМА Ч Биологическое Социальное начало инстинкты деятельность биологическая общение Психическое программа развития мышление начало анатомия, речь внутренний мир физиология человека € к высшим характер млекопитающим эмоциональная сфера Человек – это субъект общественно-исторической деятельности и культуры, биосоциальное существо, обладающее сознанием, членораздельной речью, нравственными качествами и способностью изготавливать орудия труда
ЧЕЛОВЕК - БИОСОЦИАЛЬНАЯ СИСТЕМА Понятие «человек» употребляется для характеристики всеобщих, присущих всем людям качеств и способностей; понятие подчеркивает наличие такой общности, как человеческий род Индивид – единичный представитель человеческого рода, конкретный человек Индивидуальность – неповторимое своеобразие, отличительные особенности (внутренние и внешние)от других людей Личность – устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида, как члена того или иного общества.
ЧЕЛОВЕК - БИОСОЦИАЛЬНАЯ СИСТЕМА Отличие человека от животных Животное Используют только естественные орудия Поведение подчинено инстинктам Не обладают высокоразвитым мозгом и не умеют говорить Человек Изготавливает орудия труда и использует их как средство производства материальных благ Осуществляет сознательную целенаправленную творческую деятельность Обладает высокоразвитым мозгом, мышлением и речью
Каждый человек способен сам выбирать себе жизненный путь. Любой шаг – выбор внутреннего спора между добром и злом, высоким чувством и низменными помыслами. Рассмотрим, что делает человека человеком — кратко? Любовь к жизни и окружающей среде, слияние с обществом с чистыми помыслами и разумом. Каждый человек рождается человеком, а вот жизненные принципы и его умение адаптироваться в любой ситуации, наряду с другими факторами создают в человеке нравственность, один из главных критериев в жизни общественного существа.
Как человек становится человеком?
Наедине со своим мышлением, человек сам воспитывает и формирует в себе те качества, которые делают человека человеком. Что для этого нужно, прежде всего:
- любить и творить;
- прощать и верить
- уважать и защищать ближних;
- уметь благодарить и быть благодарным;
- быть ответственным и справедливым;
- быть честным и совестливым.
Это, пожалуй, самые важные преимущества в развитии и самовоспитании человека. Также можно отнести и мудрость, но она приходит к человеку с годами. Кроме всего каждый человек первоначально способен:
- обладать мышлением, разумом, членораздельной речью и сознанием;
- к сознательной целенаправленной деятельности;
- моделировать свое поведение;
- выражать ценностное отношение к действительности;
- предвидеть дальнейшие последствия своих действий;
- удовлетворять потребности и духовные и материальные.
Каждому человеку присуще развивать в себе человеческие ценности и качества в процессе общения с себе подобными.
Каждый человек имеет право на выражение своих эмоций и чувств, именно эти качества дополняют полный образ человека. Помимо всего прочего необходимо иметь семью, ради которой человек готов творить и совершать все начинания.
Самыми простейшими требованиями к человеку является поддержка в чистоте внешнего вида и создании в своей жизни комфортных условий на протяжении своего жизненного пути. Человек должен быть готовым прийти на помощь любому, нуждающемуся, попавшему в беду или сложную ситуацию. Он должен прививать себе и своим детям такие качества как доброта, искренность, сострадание и отзывчивость.
- Это интересно —
Что касается современных детей, они, обретая зрелость, лишь тогда становятся человеком, когда «впитывают» в себя опыт отцов. Это важно для нового поколения — это их жизненный пример. Они должны чувствовать обязанность самим сохранять и обогащать, передавать детям все, что им оставило старшее поколение, вплоть до благодарной памяти. Бесконечная наследственность поколений, скрепленных между собой духовным родством, мужественной готовностью к самоотречению ради тех, кто будет жить на земле, и есть та сила, которая делает человека человеком.
Основа основ
Человек, как известно, существо общественное и коллективное. Он может существовать, только поддерживая социальные связи. Известны случаи, когда маленькие дети попадали в джунгли и их подбирали звери, но спустя какое-то время, их возвращали назад к людям. Это были просто человекоподобные существа. У них отсутствовала речь, коммуникативные навыки, и, самое главное, они так и не могли
адаптироваться в социальном плане, все время стремясь назад в джунгли. Общение с себе подобными жизненно необходимо для каждого, это то, что делает человека человеком. Homo sapiens не рождается с набором фиксированных навыков. Конечно, в нашем арсенале заложены базовые рефлексы. Они нам нужны для физиологического существования. А вот в дополнение к ним нам дан еще один навык. Он-то и лежит в основе того, что делает человека человеком. Это способность к обучению. Мы можем переработать накопленный нашими предками опыт, наработать свой и передать его нашим потомкам. Именно поэтому человечество развивается так быстро. Динозавры эволюционировали на протяжении сотни миллионов лет. А мы уложились примерно в сотню тысяч. С вселенской точки зрения это, вообще, мгновения.
Общество и человек
На развитие каждой личности влияют следующие факторы: наследственность, среда, воспитание и собственная познавательная активность. Все они тесно связаны между собой. Еще лет пятьдесят назад между ними четко проводили грань. На Западе считали, что главными являются наследственность и среда. Так
сказать, гены пальцем не отковыряешь. Советские же ученые утверждали, что воспитание может перебить любые наследственные тенденции, и коммунистическое общество делает человека глубоко нравственным. Как показало время, ошибались и те и другие. В советском государстве до всеобщей добродетели было далеко. Да и наследственность все-таки можно побороть. Что делает человека человеком? Может быть, среда. Она, спору нет, играет в этом деле немаловажную роль. Здесь речь идет о формировании пристрастий, привычек, мировоззрения. Но и она решает не все.
Семья и школа
Формирование личности берет свое начало в семье. Здесь вам и наследственность, и среда, и воспитание, помноженные на собственную активность. Наши привычки, отношение к жизни, наши комплексы и страхи - все родом оттуда. Мы часто снисходительно относимся к своим родителям, считаем их отставшими от жизни. Но проследите за собой: ваши жесты, интонации, высказывания никого не напоминают?
Да, с генами не поспоришь. А наше отношение к жизни перенимают наши дети. И если вы хотите воспитать достойного человека, воспитайте прежде всего себя. Потому что как бы вы ни вбивали в вашего ребенка правила, которых вы не придерживаетесь, у вас ничего не получится, кроме того, что сын или дочь научатся лицемерить. Ведь так делают их родители. Многие считают, что воспитанием должна заниматься школа, учителям за это платят. Но делает ли образование человека нравственным? Нет, это заблуждение. Нравственность - это способность к сочувствию, ответственность за свои поступки. Этому могут научить только близкие и неравнодушные люди. Так Все, что его окружает. Чем лучше будет мир, в котором растет ребенок, тем человечнее он будет.
Чаще всего учащимся приходится писать эссе именно по этому предмету. На досуге написал эссе по обществознанию, может кому-то этот пример будет полезен.
Эссе по обществознанию:
По мнению Л.Фейербаха, человек является частью природы, биологическим, чувственно-телесным существом. Нельзя не согласиться с его мнением. Человек, процесс развития которого — антропогенез начался более 2 млн. лет назад, действительно соединяет в себе биологическое и духовное начало.
Существуют различные теории его появления. Наибольшее количество приверженцев имеет эволюционная. В соответствии с этой теорией, развитой естествоиспытателем Ч.Дарвином, современные люди происходят от человекообразных обезьян. Некоторые придерживаются мнения, что жизнь попала на планету из космоса. По теологической теории человек был создан Богом, а основой для этого стал прах земной. После его появления начинается антропогенез.
Этот процесс объединяет в себе становление социума и человека как индивида и личности. Все эти понятия характеризуют его с разных позиций, но доказывают сочетание в нем природных и духовных черт. Человек – биологическое существо, прежде всего, потому что является частью природы. Кроме того, он обладает инстинктами, низменными потребностями. Продуктами деятельности природы в организме человека считаются тело и мозг. Все эти характеристики подтверждают мысль Фейербаха о биологических чертах.
Как духовное существо человека характеризует наличие возможности подавлять и управлять инстинктами. Многие качества, такие как умение общаться, речь, мышление и ряд других навыков появляются только среди людей. Человек не представляет себя вне общества. Об этом свидетельствует понятие Н.М.Карамзина личность. Оно включает в себя определение человека как общественного существа. Иными словами, личность формируется только в обществе и там же функционирует наиболее эффективно. Не случайно люди, выросшие вне социума среди животных, качественно отличаются от индивидов, воспитывавшихся среди себе подобных.
Способность контролироваться инстинкты – наиболее яркий аргумент, подтверждающий, что человек – существо чувственно-телесное. Социальные нормы, воспитание, мораль – все это не позволяет индивидам поступать, ориентируясь исключительно на свои желания. Важную роль в поступках людей играют чувства. Доказательством этого является поведение людей в сложных ситуациях. Милосердие к раненым, сострадание, например, становилось сильнее чувства самосохранения у медицинских сестер, которые под пулями спасали солдат во время Великой Отечественной войны.
В заключение стоит отметить, что Фейербах абсолютно прав, характеризуя человека как одновременно природное и чувственно-телесное существо. От рождения обладая исключительно биологическими чертами, индивид в процессе социализации становится личностью, в чем проявляется его духовное начало.
Отличие человека от других живых существ Что такое человек и чем он отличается от животных? Над этими вопросами люди задумывались давно. Например древнегреческий философ Платон отвечал на них так: «Человек-это двуногое животное без перьев». А Блез Паскаль высказался так: «Человек без ног всё же остаётся человеком, а петух без перьев человеком не становится».
Что же всё таки отличает людей от животных? Великие мыслители пришли к выводу: самый важный признак человека заключается в том, что он существо общественное. Лишь в обществе, в общение между людьми происходило формирование таких человеческих качеств, как язык(речь), способность мыслить и др. Каждый родившейся ребёнок становиться человеком только в обществе. Детёныши животных от рождения имеют инстинкты, которые помогают им ориентироваться в том, что можно, а что нельзя.
Дитя человеческое после рождения - самое неприспособленное к жизни из всех живых существ. И человек из него вырастает только в семье, в обществе, где его учат жить, дают ему знания об окружающем мире, формируют умение трудиться. Были случаи, когда совсем маленькие дети попадали к животным. Выросшие среди зверей, они не научились ходить на двух ногах, разговаривать, пользоваться различными предметами. Они не способны были мыслить, как люди, и оказавшись среди людей, вели себя как пойманные животные.
Но, будучи социальным существом, человек не престаёт быть существом природы. Природа создала тело человека. Человек чудесное создание природы. Он имеет многие биологические потребности и нуждается в определённой тепловой среде. Наше тело, кровь, мозг принадлежат природе. Следовательно, человек - ещё и существо биологическое. Социальное и биологическое слиты в человеке воедино. В человеке биологическое и социальное начала органически связаны между собой, и только в таком единстве существует человек. Это неразрывное единство позволяет сказать: человек-существо биосоциальное.
Мышление и речь Наряду с трудом и социальными отношениями важнейшим отличием человека от животных является способность мыслить. Благодаря мышлению человек не просто приспосабливается к природным условиям, как животные, а преобразует мир. Человек сначала подумает, представит себе, какой цели он хочет достичь, а затем будет трудиться, чтобы воплотить задуманное. Следовательно, деятельность человека имеет творческий характер: он, опираясь на знания о мире, творит нечто новое сначала в мыслях, а потом практическими действиями.
Потребность людей в общении, благодаря которому только и возможен коллективный труд, привела к появлению первых слов. Постепенно развивалась человеческая речь, помогавшая людям обмениваться мыслями. Между мышлением и языком существует тесная связь. Язык не существует без мышления, а мышление нельзя отделить от языка.
Как человек реализует себя? Вероятно, каждый человек хотел бы, что бы жизнь его не прошла напрасно. Когда человек уходит из жизни, на надгробии пишут: родился в таком-то году, у мер в таком-то. Между двумя датами – чёрточка. Что за этой чёрточкой? Пил, ел, ходил- и всё? Или оставил после себя добрую память? Что же остаётся людям?
Созданное творчеством поэта- его стихи, поэмы, повести. Садовники- парки и сады. Учителя и врачи- умное и здоровое поколение. Однако философы заметили: человеку свойственно желание чем-то выделиться, стать знаменитым. О такое желание часто принимает уродливую форму. Сейчас же в нашей жизни всё большее внимание уделяется приобретению материальных благ.
Но очень часто, люди как бы обложив себя со всех сторон материальными благами забывают про свои собственные возможности. Способности, дарования человека проявляются и развиваются только в процессе деятельности. Пока ребёнок маленький он играет, а ведь в игровой деятельности развиваются многообразные человеческие качества. Наступает время, когда рядом с игровой развивается учебная деятельность. Наряду с учёбой появляется и трудовая деятельность.