Что такое гипотеза краткое определение. Гипотеза: определение понятия и виды
Многие знания являются первоначальными гипотезами, которые выдвигались учеными для их подтверждения или проверки. Если рассматривать понятие гипотезы, то можно понять, что она является предположением или догадкой человека, который рассматривает конкретное явление или характеристику предмета. Под гипотезой подразумевается некое утверждение, которое человек выдвигает в адрес неизученного явления. Поскольку изучать можно что угодно, существует несколько видов гипотез.
Когда человек чего-то не знает, но постоянно сталкивается с определенным явлением или предметом, он желает его изучить. Это вполне нормально для человеческого ума, который чувствует себя спокойным только тогда, когда окружающие его явления ему понятны и имеют логические доказательства.
Чтобы начать что-либо изучать, человек должен заметить то, что ему непонятно, после чего начать выдвигать предположения, почему случается то или иное явление, как оно развивается, как устраняется, на что направляется и т. д. Человек сначала выдвигает свои соображения на счет того, что пока не изучено. После чего происходит процесс доказывания или опровержения выдвинутой идеи. Теперь человек должен подтвердить, что его мнение оказалось правильным и всегда работает, либо опровергнуть, найти особые условия возникновения того или иного явления, его изменчивости и пр.
Гипотеза – это первый шаг на пути к знаниям. Даже если гипотеза опровергается, она все равно остается в истории науки, поскольку ее возникновению существовали определенные предпосылки. Именно эти предпосылки могут потом стать доказательствами для другой гипотезы, которая возникнет в конкретной области.
Интернет-журнал сайт обращается к мудрости ученых: ни одно знание не может быть сформировано без гипотезы, и не каждая гипотеза является абсолютно доказанной. Другими словами, человеку нужно сомневаться даже в тех знаниях, которыми он обладает, поскольку в мире можно найти опровержение уже доказанному явлению.
Даже точные науки не полностью доказывают те или иные явления. Несомненно, знания, которые приобретаются детьми в школах, имеют свою доказанность. Но верить в их исключительную истинность и неизменность не следует. Любое знание может быть подвергнуто сомнениям и опровергнуто другими доказательствами.
Не верьте знаниям безоговорочно. Сомневайтесь в тех знаниях, которые вы получаете из книг, журналов, научной литературы. Более того, проверяйте в действии те знания, которые вы получаете. Самым легким примером того, как людей «пичкают» ложными знаниями, являются учебники по истории вашей страны и других государств. Чем дольше вы живете, тем больше получаете новой информации и доказательств того, что то, что вы раньше знали из истории в школьные годы, является неправдой.
Точно такой же подход используйте и с прочими знаниями. К примеру, все женщины не раз сталкивались с тем, что современные крема, шампуни и мази по уходу за телом и волосами не дают того эффекта, который пишется на баночках. Существует множество народных средств, которые якобы тоже должны помогать в поддержании своей молодости и красоты. Но и они зачастую являются неэффективными. Соответственно, вам дают ложную информацию, то есть обманывают.
Следует с сомнениями и настороженностью относиться даже к тем знаниям, которые являются научными. Несомненно, хорошо знать все приемы манипуляции при общении с другими людьми. Некоторые из них действительно работают. Но не стоит забывать о том, что есть люди, которые не поддаются манипуляциям или видят манипуляции. Под «неподдаванием» к манипуляциям понимается то, что на самом деле эти манипуляции абсолютно не работают. К примеру, считается, что нельзя садиться напротив собеседника во время общения, поскольку это создает позицию конфронтации. Но если опросить многих людей, то выяснится, что они никогда не чувствовали, что на них нападают, только потому, что напротив них сели.
Знания полезны и важны всем людям. Но если вы не хотите стать марионеткой в руках людей, которым выгодно вас на что-то запрограммировать, сомневайтесь в получаемой информации. Вам о чем-то говорят, принимайте во внимание, но проверяйте полученные знания. Ведь многое из того, что людям рассказывается, является неправдой, направленной на то, чтобы людей отвлечь, направить в ложном направлении, запугать или вызвать определенные реакции, которые на самом деле необоснованные. Сомневайтесь в том, что познаете, до тех пор, пока не проверите свои знания на практике. Проверяйте, чтобы понимать, какие знания правильные и какие ложные.
Что такое гипотеза?
Но вернемся к тому, с чего начинаются все знания – к гипотезе. Сначала ученые выдвигают гипотезу, чтобы потом сделать ее знанием или опровергнутой гипотезой. Что это такое? Гипотеза – утверждение в виде догадки или предположения, которое требует объяснения. Она возникает в любой сфере жизни человека, где человек пока не обладает знаниями и не может объяснить конкретные явления. Гипотеза выдвигается в адрес объекта, явления или конкретной характеристики, причины возникновения или устранения, что потом требует доказательств и изучения.
Поначалу гипотеза не является истинной или ложной. Нужно провести эксперименты, посмотреть на явление в естественных условиях, проследить все изменения, найти все веские доказательства или опровержения, чтобы прийти к тому, что гипотеза превращается в истинное знание или ложное предположение.
Если гипотеза была опровергнута, она не забывается, а остается в истории изучения конкретного явления. Причиной такого подхода становится то, что ложная гипотеза базируется на реальных и доказанных факторах, просто ее нужно изменить, скорректировать, дополнить, чтобы она стала истинным знанием. Просто так гипотезы не возникают у человека в голове, поэтому опровергнутое знание требует пересмотра, корректировки и доведение его до истинного.
Процесс достаточно прост:
- Сначала у человека в голове появляется идея – гипотеза. Он предполагает или по-своему объясняет некоторое явление.
- Затем проводятся исследования и эксперименты, которые должны доказать или опровергнуть гипотезу.
- Делаются выводы на основе полученных результатов.
Даже если гипотеза была опровергнута, она все равно становится подспорьем для выдвижения новой гипотезы. Ее просто корректируют, дополняют, видоизменяют.
Если гипотеза была доказана, то она превращается в знание. Однако не каждое знание является абсолютным. Возможно нахождение опровержений, которые подвергают сомнениям истинное знание. Поэтому даже знания могут оказаться в некоторых (не во всех) ситуациях ложными.
Гипотеза может быть:
- Общенаправленной или частной.
- Поверхностной или глубокой.
- Касаться конкретных характеристик или рассматривать предмет в целом.
- Относиться к одной области знаний или совмещать несколько наук.
Гипотеза – научно-теоретическое знание, которое требует своего доказательства. Гипотеза выдвигается ученым, который сталкивается с определенными явлениями или предметами, за которыми замечает конкретные характеристики, пока еще не имеющие своего объяснения. Там, где у человека возникают вопросы, появляются и гипотезы. Только если у ученых гипотезы являются знанием, которое нужно доказать или опровергнуть путем исследований и экспериментов, то у простых людей идеи и мысли, которые на индивидуальном уровне возникли в голове, часто воспринимаются человеком как истинное знание, инсайт, познание истинного, поэтому он даже не опровергает свою идею, считая ее правильной во всех вариантах.
Знание сначала является гипотетическим, то есть всего лишь предположением, которое объясняет причины, связи, характеристики и явления. Затем наступает период многочисленных исследований и экспериментов, наблюдений и прочих процессов, которые должны подтвердить или опровергнуть гипотезу. Если гипотеза оказалась неполной, тогда ее корректируют. Если она вообще не имеет под собой никаких оснований для возникновения, тогда от нее полностью отказываются.
Виды гипотез
Гипотеза бывает таких видов:
- Теоретическая – когда нужно устранить противоречия и отнести гипотезу к определенной теории.
- Эмпирическая – когда истинность гипотезы нужно доказать.
- Описательная – когда рассматриваются характеристики конкретного объекта. Также она включает экзистенциальную гипотезу – рассмотрение существования чего-либо, например, гипотеза о наличии Атлантиды.
- Объяснительная – когда рассматриваются связи и причины развития конкретных явлений.
- Общая – когда рассматриваются явления, затрагивающие жизнь в целом.
- Частная – рассматриваются характеристики конкретных предметов или даже одного объекта.
- Рабочая – когда гипотеза только выдвигается и находится на стадии опровержения или доказательства.
- Гипотеза, опирающаяся на реальность.
- Научно-экспериментальная.
- Экспериментальная.
- Статистическая – рассматриваются параметры, которые применяются для доказываний или исследований.
Будьте в итоге сомневающимися?
В современном мире самой лучшей стратегией выстраивания отношений является постоянное сомнение в правдивости собеседника. Особенно это касается людей, с которыми только что произошло знакомство. Лучше не доверять окружающим, чем поверить в их безграничную доброту и в результате попасть в неприятную ситуацию.
Современный человек без усилий может обмануть собеседника. Этому люди обучаются с самого детства, когда понимают, что их родители определенным образом реагируют на те или иные слова. Ребенок привыкает говорить родителям то, что они хотят услышать, что перерастает в привычку аналогичным образом общаться с окружающими.
Вы можете быть не исключением и заметить за собой привычку в определенных случаях прибегать ко лжи. По осознанным и неосознанным причинам человек начинает лгать, понимая, что делает. Даже в этом случае он не останавливается, поскольку ложь приносит ему больше выгоды, чем правда.
Все лгут или просто ошибаются. Есть люди, которые обманывают и понимают, что делают плохо, из-за чего потом раскаиваются. А есть те, кто лжет и не испытывает сожаления о содеянном. Знайте, что практически каждый, с кем вы общаетесь, лжет, особенно если вы знакомы друг с другом недавно.
Следует отметить одну значительную особенность того, когда человек все-таки говорит правду. Какой бы ни была истина, как бы ни ранила, она вызывает уважение у собеседника, которому говорится. Вы можете обижаться за услышанную правду, но вместе с тем у вас появится уважение к человеку за отсутствие страха раскрыть истину, какой бы горькой она ни была, и поставить в опасность ваши отношения. На правду все реагируют по-разному: одни люди благодарны за то, что им сказали, другие – обвиняют говорящего во всех грехах. Сказать правду порой становится опасным, особенно для взаимоотношений. Тот, кто не рискует и не говорит ее, не получает уважения. Удивительным образом горькая истина является средством подсознательного уважения к тому, кто ее рассказал.
Об этом утверждении можно судить, истинно оно или ложно. Это Именно оно является необходимым звеном в развитии науки.
В данной публикации мы дадим определение понятия "гипотеза", а также расскажем о некоторых шокирующих гипотезах современного мира.
Значение
Гипотеза (от греческого hypothesis, что значит "основание") - это предварительное предположение, объясняющее некое явление или группу явлений; может быть связано с существованием объекта или предмета, его свойствами, а также причинами его возникновения.
Сама по себе гипотеза не истинна и не ложна. Лишь получив подтверждение, данное высказывание превращается в истину и перестает существовать.
В словаре Ушакова есть и другое определение, что такое гипотеза. Это научное недоказанное предположение, обладающее определенной вероятностью и объясняющее явления, которые без этого предположения необъяснимы.
Владимир Даль в своем словаре также объясняет, что такое гипотеза. Определение гласит, что это догадка, умозрительное (не опирающееся на опыт, отвлеченное) положение. Данное толкование довольно просто и кратко.
Не менее известный словарь Брокгауза и Ефрона также разъясняет, что такое гипотеза. Определение, приводимое в нем, связано только с системой наук о природе. По их словам, это предположение, высказываемое нами для толкования явлений. К таким высказываниям человек приходит, когда не может установить причины явления.
Ступени развития
В процессе познания, который заключается в постановке предположения, выделяется 2 ступени.
Первая, которая состоит из нескольких этапов, - развитие собственно предположения. На первом этапе данной ступени происходит выдвижение положения. Чаще всего это догадка, даже частично необоснованная. На втором этапе с помощью этой догадки объясняются ранее известные факты и те, которые открылись уже после появления предположения.
Чтобы быть должно соответствовать некоторым требованиям:
1. Оно не должно противоречить самому себе.
2. Выдвинутое положение должно быть проверяемым.
3. Оно не может противоречить тем фактам, которые не относятся к области гипотезы.
4. Оно должно соответствовать принципу простоты, т. е. в нем не должно быть фактов, которые оно не объясняет.
5. Оно должна содержать новый материал и обладать дополнительным содержанием.
На второй ступени происходит развитие знания, которое человек получает при помощи гипотезы. Проще говоря, это ее доказательство или опровержение.
Новые гипотезы
Говоря об определении, что такое гипотеза, следует уделить внимание и некоторым из них. Современный мир достиг огромных успехов в области познания мира и научных открытий. Многие ранее выдвинутые гипотезы были опровергнуты и заменены новыми. Ниже приведены некоторые из самых шокирующих гипотез:
1. Вселенная - это не бесконечное пространство, а материальная сущность, созданная по единому закону. Ученые считают, что Вселенная имеет некую ось, вокруг которой и вращается.
2. Все мы - клоны! По мнению канадских ученых, все мы являемся потомками клонированных существ, искусственно созданных гибридов, выращенных из одной клетки в пробирке.
3. Проблемы со здоровьем, с репродуктивной деятельностью, а также снижение сексуальной активности связаны с появлением синтетических веществ в пище.
Таким образом, гипотеза не является достоверным знанием. Это лишь предпосылка к его появлению.
от греч. hypothesis - основание, предположение) - в психологии компонент процесса мышления, направляющий поиск решения задачи посредством предположительного дополнения (экстраполяции) субъективно недостающей информации, без которой результат решения не м. б. получен. Г. могут относиться к самому этому результату или же к условиям, от которых он зависит. Важной составной частью решения задачи являются Г. относительно принципа ("идеи") решения.
Использование Г. в мышлении обеспечивает его избирательность (селективность) в противоположность полному логическому перебору вариантов на каждом отрезке решения. Чем более творческий характер носит решение задачи, тем большее место в нем занимают Г. Для некоторых задач, решение которых не содержит последовательных логических преобразований, выдвижение и верификация (проверка на истинность) Г. являются единственной формой решения.
Отличие психологического понимания Г. от логического состоит в том, что в логике Г. рассматриваются с т. зр. их ложности или истинности при обосновании той или иной научной теории, с т. зр. результата мышления и способов его получения (способов доказательства и опровержения), а в психологии Г. исследуется как механизм этого процесса, как само движение мысли.
Центральная психологическая проблема, поставленная в первых исследованиях Г. и не утратившая актуальности, - как совершается процесс "генерирования", возникновения тех или иных Г. Не менее существен вопрос о "силе" Г. - субъективной вероятности ее истинности, не совпадающей, как правило, с объективной вероятностью (вытекающей из объективной информации, на основе которой строится Г.).
Современные исследования процесса формирования Г. показывают, что независимо от полноты условий задачи, если ее решение субъекту неизвестно, область поиска является для него в нач. решения неопределенной. Поэтому он строит максимально широкие, общие Г. в отношении той области, в которой следует искать решение, чтобы установить для себя направление поиска. Функции таких Г. не обязательно выполняют категориальные понятия, "общие суждения". "Представителем" общей Г. м. б. конкретная, частная Г., но если она непригодна, субъект резко меняет направление поиска и не выдвигает однородных Г. В случае подтверждения Г. относительно области поиска на смену общим Г. человек выдвигает более частные, не выходящие за пределы этой области, а затем конкретные. Однако этот процесс не носит характера последовательного суждения об объеме Г.: в решении задачи наблюдается непрерывное чередование более общих и более частных Г., и чем сложнее задача, тем сложнее их иерархия.
Процессы оперирования Г. зависят от опыта и знаний человека, связанных с задачей, субъективных установок личности, качества саморегуляции мышления, в частности его гибкости или инертности.
В оперировании Г. взаимодействуют интуитивные и дискурсивные процессы мышления; процесс выдвижения Г. может совершаться интуитивно, без осознания ее логических оснований (см. Интуиция), а ее верификация происходит в форме логического дискурсивного анализа. Возможно и обратное: сама Г. - это рациональный компонент решения, а ее верификация опирается на интуитивное заключение. На начальных стадиях решения сложной задачи обычно выдвигаются интуитивные Г., позволяющие очертить область поиска, на заключительных стадиях решения повышается роль логически обоснованных и контролируемых Г. Т. о., в решении задачи осуществляется переход от правдоподобных рассуждений к доказательствам; без доказательства задача не может считаться окончательно решенной. См. также Эвристика.
Гипотеза - это закономерная форма развития знаний, представляющая собою обоснованное предположение, выдвигаемое с целью выяснения свойств и причин исследуемых явлений.
характерные черты гипотезы:
(1) Гипотеза - это всеобщая и необходимая для любого познавательного процесса форма развития знаний.
(2) Построение гипотезы всегда сопровождается выдвижением предположения о природе исследуемых явлений, которое является логической сердцевиной гипотезы и формулируется в виде отдельного суждения или системы взаимосвязанных суждений.
(3) Возникающее при построении гипотезы предположение рождается в результате анализа фактического материала, на базе обобщения многочисленных наблюдений. Важную роль в возникновении плодотворной гипотезы играет интуиция, творческие способности и фантазия исследователя.
Виды гипотез
В процессе развития знаний гипотезы различаются по своим познавательным функциям и по объекту исследования.
1. По функциям в познавательном процессе различают гипотезы: (1)описательные и (2)объяснительные.
(1)Описательная гипотеза - это предположение о присущих исследуемому объекту свойствах. Оно обычно отвечает на вопрос:
Описательные гипотезы могут выдвигаться с целью выявления состава илиструктуры объекта, раскрытиямеханизма илипроцедурных особенностей его деятельности, определенияфункциональных характеристик объекта.
(2)Объяснительная гипотеза - это предположение о причинах возникновения объекта исследований.
2. По объекту исследования различают гипотезы: общие и частные.
(1) O бщей гипотезой называют обоснованное предположение о закономерных связях и об эмпирических регулярностях.
(2) Частная гипотеза - это обоснованное предположение о происхождении и свойствах единичных фактов, конкретных событий и явлений. Если единичное обстоятельство послужило причиной возникновения других фактов и если оно недоступно непосредственному восприятию, то познание его принимает форму гипотезы о существовании или о свойствах этого обстоятельства.
Наряду с терминами «общая» и «частная гипотеза» в науке используется термин«рабочая гипотеза».
Рабочая гипотеза - это выдвигаемое на первых этапах исследования предположение, которое служит условным допущением, позволяющим сгруппировать результаты наблюдений и дать им первоначальное объяснение.
§ 4. Способы доказательства гипотез
Основными являются три способа:дедуктивное обоснование выраженного в гипотезе предположения; логическое доказательство гипотезы; непосредственное обнаружение предположенных в гипотезе предметов.
(1) Непосредственное обнаружение искомых предметов. Наиболее убедительным способом превращения предположения в достоверное знание является непосредственное обнаружение в предположенное время или в предположенном месте искомых предметов либо непосредственное восприятие предположенных свойств.
(2) Логическое доказывание версий. Версии, объясняющие существенные обстоятельства расследуемых дел, превращаются в достоверное знание путем логического обоснования.
Логическое доказывание гипотезы в зависимости от способа обоснования может протекать в формекосвенного илипрямого доказывания.
Косвенное доказывание протекает путем опровержения и исключения всех ложных версии, на основании чего утверждают достоверность единственного оставшегося предположения.
Вывод протекает в форме отрицающе-утверждающего модуса разделительно-категорического умозаключения.
Прямое доказывание гипотезы протекает путем выведения из предположения разнообразных, но вытекающих только из данной гипотезы следствий и подтверждения их вновь обнаруженными фактами.
В посылках простого категорического силлогизма средний термин может занимать место субъекта или предиката. В зависимости от этого различают четыре разновидности силлогизма, которые называют фигурами (рис. 52).
Рис. 52
В первой фигуре средний термин занимает место субъекта в большей и место предиката в меньшей посылках.
Во второй фигуре - место предиката в обеих посылках. В третьей фигуре - место субъекта в обеих посылках. В четвертой фигуре - место предиката в большей и место субъекта в меньшей посылке.
Эти фигуры исчерпывают все возможные комбинации терминов. Фигуры силлогизма - это его разновидности, различающиеся положением среднего термина в посылках.
Посылками силлогизма могут быть суждения, различные по качеству и количеству: общеутвердительные (А), общеотрицательные (Е), частноутвердительные (I) и частноотрицательные (О).
Разновидности силлогизма, различающиеся количественными и качественными характеристиками посылок, называются модусами простого категорического силлогизма.
Например, ббльшая и меньшая посылки - общеутвердительные суждения (АА), ббльшая посылка - общеутвердительное, меньшая - обшеотрицательное суждение (АЕ) и т.д. Так как каждая посылка может быть любым из четырех суждений, число возможных комбинаций посылок в каждой фигуре равно 2 4 , т.е. 16:
АА ЕА IA ОА АЕ (ЕЕ) IE(ОЕ)AIEI(II) (01) АО (ЕО) (10) (00) Очевидно, в четырех фигурах число комбинаций равно 64. Однако не все модусы согласуются с общими правилами силлогизма. Например, модусы, заключенные в скобках, противоречат 1-му и 3-му правилам посылок,
модус IA не проходит по первой и второй фигурам, так как противоречит 2-му правилу терминов, и т.д. Поэтому, отобрав только те модусы, которые согласуются с общими правилами силлогизма, получим 19 модусов, которые называются правильными. Их принято записывать вместе с заключением:
1-я фигура: ААА, ЕАЕ, All, ЕЮ
2-я фигура: ЕАЕ, АЕЕ, ЕЮ, АОО
3-я фигура: AAI, IAI, All, EAO, ОАО, ЕЮ
4-я фигура: AAI, АЕЕ, IAI, EAO, ЕЮ
Особые правила и познавательное значение фигур силлогизма
Каждая фигура имеет свои особые правила, которые выводятся из общих.
Правила 1-й фигуры:
1. Большая посылка - общее суждение.
2. Меньшая посылка - утвердительное суждение.
Докажем сначала 2-е правило. Если меньшая посылка будет отрицательным суждением, то согласно 2-му правилу посылок заключение также будет отрицательным, в котором Р распределен. Но тогда он будет распределен и в большей посылке, которая также должна быть отрицательным суждением (в утвердительном суждении Р не распределен), а это противоречит 1-му правилу посылок. Если же ббльшая посылка будет утвердительным суждением, то Р будет не распределен. Но тогда он не будет распределен и в заключении (согласно 3-му правилу терминов). Заключение с нераспределенным Р может быть только утвердительным суждением, так как в отрицательном суждении Р распределен. А это значит, что и меньшая посылка - утвердительное суждение, так как в противном случае заключение будет отрицательным.
Теперь докажем 1-е правило. Так как средний термин в этой фигуре занимает место субъекта в ббльшей и место предиката в меньшей посылке, то, согласно 2-му правилу терминов, он должен быть распределен хотя бы в одной из посылок. Но меньшая посылка - утвердительное суждение. Значит, средний термин в ней не распределен. Но в таком случае он должен быть распределен в большей посылке, а для этого она должна быть общим суждением (в частной посылке субъект не распределен).
Исключим сочетания посылок IA, ОА, IE, которые противоречат 1-му правилу фигуры, и сочетания АЕ и АО, противоречащие 2-му правилу. Остаются четыре модуса ААА, ЕАЕ, All, ЕЮ, которые являются правильными. Эти модусы показывают, что 1-я фигура дает любые заключения: общеутвердительные, общеотрицательные, частноутвердительные и частноотрицательные, что и определяет ее познавательное значение и широкое применение в рассуждениях.
1-я фигура - наиболее типичная форма дедуктивного умозаключения. Из общего положения, выражающего нередко закон науки, правовую норму, делается вывод об отдельном факте, единичном случае, конкретном лице. Широко применяется эта фигура в судебной практике. Юридическая оценка (квалификация) правовых явлений, применение нормы права к отдельному случаю, назначение наказания за преступление, совершенное конкретным лицом, и другие судебные решения принимают логическую форму 1-й фигуры силлогизма.
Например:
Все лица, лишенные свободы (М), имеют право на гуманное обращение и уважение достоинства, присущего человеческой личности (Р) H.(S) лишен свободы (М)
H.(S) имеет право на гуманное обращение и уважение достоинства, присущего человеческой личности (Р)
Правила 2-й фигуры:
1. Ббльшая посылка - общее суждение.
2. Одна из посылок - отрицательное суждение.
Второе правило фигуры выводится из 2-го правила терминов (средний термин должен быть распределен хотя бы в одной из посылок). Но так как средний термин занимает место предиката в обеих посылках, то одна из них должна быть отрицательным суждением, т.е. суждением с распределенным предикатом.
Если одна из посылок - отрицательное суждение, то и заключение должно быть отрицательным (суждение с распределенным предикатом). Но в этом случае предикат заключения (больший термин) должен быть распределен и в большей посылке, где он занимает место субъекта суждения. Такой посылкой должно быть общее суждение, в котором субъект распределен. Значит, ббльшая посылка должна быть общим суждением.
Правила 2-й фигуры исключают сочетания посылок АА, IA, ОА, IE, AI, оставляя модусы ЕАЕ, АЕЕ, ЕЮ, АОО, которые показывают, что эта фигура дает только отрицательные заключения.
2-я фигура применяется, когда необходимо показать, что отдельный случай (конкретное лицо, факт, явление) не может быть подведен под общее положение. Этот случай исключается из числа предметов, о которых сказано в большей посылке. В судебной практике 2-я фигура используется для заключений об отсутствии состава преступления в данном конкретном случае, для опровержения положений, противоречащих тому, о чем говорится в посылке, выражающей общее положение.
Например:
Подстрекателем (Р) признается лицо, склонившее другое лицо к совершению преступления (М) H.(S) не признается лицом, склонившим другое лицо к совершению преступления (М)
H.(S) не является подстрекателем (Р)
Правила 3-й фигуры:
1. Меньшая посылка - утвердительное суждение.
2. Заключение - частное суждение.
1-е правило доказывается так же, как 2-е правило 1-й фигуры. Но если меньшая посылка - утвердительное суждение, то его предикат (меньший термин силлогизма) не распределен. Термин, не распределенный в посылке, не может быть распределен в заключении. Значит, заключение должно быть частным суждением.
Давая только частные заключения, 3-я фигура применяется чаще всего для установления частичной совместимости признаков, относящихся к одному предмету. Например:
Осмотр места происшествия (М) имеет одной из своих задач
обнаружение следов преступления (Р)
Осмотр места происшествия (М) - следственное действие (S)
Некоторые следственные действия (S) имеют одной из своих задач обнаружение следов преступления (Р)
В практике рассуждения 3-я фигура применяется сравнительно редко.
4-я фигура силлогизма также имеет свои правила и модусы. Однако выведение заключения из посылок по этой фигуре не характерно для естественного процесса рассуждения. Например:
Захват заложника (Р) - преступление против общественной безопасности (М)
Преступление против общественной безопасности (М) - общественно опасное деяние, предусмотренное Особенной частью Уголовного кодекса (S)
Некоторые общественно опасные деяния, предусмотренные Особенной частью Уголовного кодекса (S), являются захватом заложника (Р)
Такой ход рассуждения представляется в известной мере искусственным, на практике выводы в подобных случаях делаются обычно по 1-й фигуре:
Преступления против общественной безопасности (М) - общественно опасные деяния, предусмотренные Особенной частью Уголовного кодекса (Р)
Захват заложника (S) - преступление против общественной безопасности (М) _____
Захват заложника (S) - общественно опасное деяние, предусмотренное Особенной частью Уголовного кодекса (Р)
Так как ход рассуждения по 4-й фигуре не типичен для процесса мышления, а познавательная ценность заключения невелика, правила и модусы этой фигуры нами не рассматриваются.
Правила силлогизма сформулированы для силлогистических умозаключений, не включающих в качестве посылок выделяющие суждения. Если же такие посылки есть, то такие силлогизмы не подчиняются некоторым общим правилам, а также особым правилам фигур.
Рассмотрим наиболее распространенные случаи.
При формулировании гипотезы необходимо учитывать такую важную ее характеристику как проверяемость, которая предполагает наличие адекватных способов или приемов проверки данной гипотезы.
Виды гипотез.
В зависимости от степени общности научные гипотезы можно разделить на общие, частные, единичные.
Общая гипотеза - это научно обоснованное предположение о причинах, законах и закономерностях природных и общественных явлений, а также закономерностях психической деятельности человека. Общие гипотезы выдвигаются с целью объяснения всего класса описываемых явлений, выведения закономерного характера их взаимосвязей во всякое время и в любом месте.
Частная гипотеза - это научно обоснованное предположение о причинах, происхождении и о закономерностях части объектов, выделенных из класса рассматриваемых объектов природы, общественной жизни или психической деятельности человека. Частные гипотезы находят применение, как в естествознании, так и в общественно-исторических науках. Частными гипотезами являются и те предположения, которые применяются в судебно-следственной практике, ибо здесь приходится умозаключать о единичных событиях, поступках людей, отдельных фактах, причинно связанных с преступлением.
Разновидностью частной гипотезы служит версия.
Версия - одно из множества возможных и не совпадающее с другими объяснение или толкование некоторого факта, явления, события.
Единичная гипотеза - научно обоснованное предположение о причинах, происхождении и закономерностях единичных фактов, конкретных событий или явлений. Врач строит единичные гипотезы в ходе лечения конкретного больного, подбирая для него индивидуально медикаменты и их дозировку.
В ходе доказательства общей, частной и единичной гипотезы люди строят рабочие гипотезы и научные.
Научная гипотеза объясняет закономерности развития явлений природы, общества и мышления и должна отвечать следующим требованиям:
- * быть единственным аналогом процесса, явления;
- * давать объяснение как можно большему числу обстоятельств, которые связаны с этим явлением;
- * оказаться в состоянии предсказывать другие явления, не входящие в число тех, на основе которых она строилась изначально.
Рабочая гипотеза - это предположение, выдвигаемое, как правило, на первых этапах исследования. Рабочая гипотеза непосредственно не ставит задачей выяснение действительных причин исследуемых явлений, а служит лишь условным допущением, позволяющим сгруппировать и систематизировать результаты наблюдений в определенную систему и дать согласующееся с наблюдениями описание явлений.
Специфика рабочей гипотезы - в условном и тем самым временном ее принятии. Для исследователя чрезвычайно важно систематизировать имеющиеся фактические данные в самом начале расследования, рационально обработать их и наметить пути дальнейших поисков. Рабочая гипотеза как раз и выполняет в процессе исследования функцию первого систематизатора.
В судебно-следственной практике при объяснении отдельных фактов или совокупности обстоятельств часто выдвигают ряд гипотез, по-разному объясняющих эти факты. Такие гипотезы называют версиями.
Знания, полученные с помощью частных версий, служат основой для построения, конкретизации и уточнения общей версии, объясняющей преступное деяние в целом. В свою очередь, общая версия дает возможность наметить основные направления для выдвижения частных версий по поводу еще не выявленных обстоятельств дела.
По своему функциональному предназначению гипотезы могут делиться на виды.
гипотезы информационного характера
гипотезы инструментального характера.
Гипотезы информационного характера формулируются обычно на начальном этапе исследования (либо характерны для начинающих исследователей) и несут в себе зависимость от одной переменной. Другими словами, экспериментатор, начинающий исследование, строит предположение о том, как и каким образом можно достичь поставленной цели исследования. (Если сделать так..., то получится эффект...)
Переходя к формулировке многофакторного содержания гипотезы, исследователь переводит ее содержание в инструментальный характер, который уже предполагает построение системы мер, управляющих воздействий, обеспечивающих достижение цели исследования.
По механизму формирования гипотезы можно разделить на простые (индуктивные и дедуктивные) и комплексные (индуктивно-дедуктивные).
Индуктивно-дедуктивная гипотеза включает в себя элементы двух предыдущих типов гипотез, содержит последовательность процедур синтеза теоретических фрагментов - допущений в новое теоретическое знание, на основе анализа которого дедуцируется предсказание неизвестных ранее сторон и свойств изучаемого объекта.