Достижения культурной революции 1920 1930. Культурная революция
Культу́рная револю́ция - комплекс мероприятий, осуществлённых в Советской России и СССР, направленных на коренную перестройку культурной и идеологической жизни общества. Целью было формирование нового типа культуры как часть строительства социалистического общества, в том числе увеличение доли выходцев из пролетарских классов в социальном составе интеллигенции.
Термин «культурная революция» в России появился в «Манифесте анархизма» братьев Гординых в мае 1917 года, а в советский политический язык введён В. И. Лениным в 1923 году в работе «О кооперации»: «Культурная революция - это… целый переворот, целая полоса культурного развития всей народной массы».
Культурная революция в СССР как целенаправленная программа по трансформации национальной культуры на практике зачастую буксовала и была массированно реализована лишь в годы первых пятилеток. В результате, в современной историографии существует традиционное, но, по мнению ряда историков, не вполне корректное, а потому зачастую оспариваемое соотнесение культурной революции в СССР лишь с периодом 1928-1931 гг. Культурная революция в 1930-е годы понималась как часть больших преобразований общества и народного хозяйства, наряду с индустриализацией и коллективизацией. Также, в ходе культурной революции значительной перестройке и реорганизации подверглась и организация научной деятельности в Советском Союзе.
Культурная революция в первые годы советской власти.
Культурная революция как изменение идеологии общества была начата вскоре после Октябрьской революции. 23 января 1918 года появился декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви. Из системы образования были удалены предметы, связанные с религиозным образованием: богословие, древнегреческий язык и другие. Главной задачей культурной революции было внедрение в личные убеждения советских граждан принципов марксистско-ленинской идеологии.
Для реализации программы в первые месяцы советской власти была создана сеть органов партийно-государственного управления культурной жизнью общества: Агитпроп (отдел ЦК ВКП(б)), Главполитпросвет, Наркомпрос, Главлит и другие. Подверглись национализации учреждения культуры: издательства, музеи, кинофабрики; была отменена свобода печати. В области идеологии была широко развёрнута атеистическая пропаганда, начались гонения на религию, в храмах устраивались клубы, склады, производства.
Большая часть народных масс была необразованна и неграмотна: так, из результатов переписи населения 1920 года следовало, что на территории Советской России умело читать всего 41,7 % населения старше 8 лет. Культурная революция предполагала прежде всего борьбу с безграмотностью, что было необходимо для последующего научно-технического развития и одновременно отторжение масс от усвоения высших культурных ценностей. Культурная работа намеренно ограничивалась лишь элементарными формами, поскольку, по мнению ряда исследователей, советскому режиму нужна была культура исполнительская, но не творческая. Однако темпы ликвидации безграмотности в силу целого ряда причин были неудовлетворительными. Всеобщее начальное образование в СССР де-факто было введено в 1930 году. Массовая безграмотность была ликвидирована после Великой Отечественной войны.
В это время были созданы национальные алфавиты нескольких народностей (Крайнего севера, Дагестана, киргизов, башкир, бурят и т. д.). Была развёрнута широкая сеть рабочих факультетов для подготовки трудящейся молодёжи к поступлению в ВУЗы, в которые сначала был открыт путь молодёжи пролетарского происхождения независимо от наличия начального образования. В целях воспитания новой интеллектуальной элиты учреждены Коммунистический университет, Истпарт, Коммунистическая академия, Институт красной профессуры. Для привлечения «старых» научных кадров создавались комиссии по улучшению быта учёных, издавались соответствующие декреты.
Вместе с тем принимались репрессивные меры по устранению интеллектуальных политических противников: так, более 200 видных представителей российской науки и культуры были высланы из страны на «Философском пароходе». С конца 1920-х годов проводилось «вытеснение» буржуазных специалистов: «Академическое дело», «Шахтинское дело», «Дело Промпартии» и т. п. С 1929 года начали свою деятельность «шарашки» - организованные органами внутренних дел особые технические бюро из заключённых для проведения важных научно-исследовательских и конструкторских работ.
Большую роль в выполнении задач партии по проведению культурной революции играл комсомол.
Итоги культурной революции в СССР.
К успехам культурной революции можно отнести повышение уровня грамотности до 87,4 % населения (по переписи 1939 года), создание обширной системы общеобразовательных школ, значительное развитие науки и искусства. Вместе с тем была сформирована официальная культура, основанная на марксистско-классовой идеологии, «коммунистическом воспитании», массовости культуры и образования, что было необходимо для формирования большого количества производственных кадров и формирования новой «советской интеллигенции» из рабоче-крестьянской среды.
Согласно одной из точек зрения, в этот период средствами большевистской идеологизации был произведён разрыв с традициями многовекового исторического культурного наследия.
С другой стороны, целый ряд авторов оспаривают это положение и приходят к выводу о том, что традиционные ценности и мировоззрения российской интеллигенции, мещанства и крестьянства были лишь незначительно трансформированы в ходе культурной революции, а большевистский проект создания более совершенного, гармоничного, коллективистского человека нового типа, то есть «нового человека», следует считать в значительной мере проваленным.
Тоталитарный режим И.В.Сталина и его признаки и последствия.
1) СССР - тоталитарное государство, так как основа экономики - командно-административная система, состоящая из партийных и государственных органов власти.
2) У власти находится один человек (Сталин)
3) Массовые репрессии, нарушение законности и прав человека, террор НКВД.
4) Политическое лицемерие и ложь, объявляющие СССР демократической страной (конституция 1936 г.).
5) Пропаганда готовности отдать все силы и жизнь за страну, партию и конкретно Сталина.
6) Система концлагерей (ГУЛАГ).
7) Наращивание военного потенциала для совершенно не мирных целей (захват Прибалтики, Западной Украины и Белоруссии, Бессарабии в 1939 г., война с Финляндией в 1940 г.).
8) Двойственная политика на международной арене (см. п.7) при официальных мирных заявлениях и как следствие - исключение из Лиги Наций, договор о дружбе и распределении сфер влияния в фашистской Германией (при официальном осуждении фашизма).
9) Сосредоточение всей государственной власти в руках одной партии и её представителей.
10) Откровенный геноцид собственного народа (гражданская война и непрекращающиеся репрессии).
11) Выращивание "нового человека" - человека, беззаветно преданного идеям коммунизма (воспитание в школах, система "октябрята-пионеры-комсомольцы-коммунисты").
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Размещено на http://www.allbest.ru/
Список использованной литературы
1. Объективные, субъективные предпосылки изменений духовной жизни общества
Историю русской культуры советской эпохи необходимо рассматривать с учетом реальных противоречий общественной жизни тех лет, в преемственной связи и сопоставлении с серебряным веком. Следует при этом учитывать, что в советский период в обществе противостояли две культуры: официальная, советская культура, основанная на партийной идеологической платформе, воспевающая достижения новой общественной системы, и традиционная русская культура, опиравшаяся на многовековые духовные устои нашего общества, исповедующая общечеловеческие ценности. Нельзя сбрасывать со счетов и культуру русского зарубежья, наследницу серебряного века.
Ниспровержение большевиками в октябре 1917 г. культурных вех серебряного века, по существу было ниспровержением России в ее традиционном и историческом понимании. Трагические плоды большевистского социального эксперимента мы пожинаем до сих пор. М. Горький в марте 1918 г. писал в газете «Новая жизнь»: «Наша революция дала полный простор всем дурным и зверским инстинктам, накопившимся под свинцовой крышей монархии..., она отбросила в сторону от себя все интеллектуальные силы демократии, всю моральную энергию страны».
В условиях однопартийной системы атмосфера внутри партии проецировалась (непосредственно или опосредованно) на атмосферу всего общества; это касалось и уровня его культуры и интеллектуальности. Процессы, шедшие в партии, привели к снижению интеллектуального и нравственного уровня партии в соответствии с ее утопическими программными целями. Однако это партийное «проседание» влекло за собой и «проседание» всего духовного потенциала общества. Деформации, происходившие в партии, нельзя рассматривать вне контекста общества, его культуры.
После победы Октябрьской революции В.И. Ленин выдвинул широкую программу культурных преобразований в советской России. В 1923 г. в статье «О кооперации» он впервые ввел в марксизм понятие «культурной революции», рассматривая ее составной частью социалистического строительства. «Для нас, - писал Ленин, - достаточно теперь этой культурной революции, чтобы оказаться вполне социалистической страной».
При этом проблемы культуры предполагалось решить печально знаменитым методом «кавалерийской атаки». Ленин считал, что Россия сможет за одно-два десятилетия достигнуть культурного уровня «цивилизованного государства Европы», обеспечить «образовательный и культурный подъем массы населения».
Ленинскому подходу к решению задач культурных преобразований в советской России были присущи противоречивость и двойные стандарты. Так, стремясь быстрее устранить культурную отсталость страны, Ленин неоднократно подчеркивал важность использования прогрессивного зарубежного опыта в развитии культуры. «Теперь капитализм, - писал он, - поднял много и много выше культуру вообще, культуру масс в частности». Поэтому Ленин призывал «черпать обеими руками хорошее из-за границы», «взять все то, что есть в капитализме ценного, взять себе всю науку и культуру».
Но эти ленинские призывы носили пропагандистский характер, ибо их практическое осуществление вошло бы в противоречие с ленинской классовой теорией «двух культур».
Преобразования в экономике страны, проводившиеся в годы первых пятилеток, создали объективную необходимость в повышении культурного и образовательного уровня широких народных масс, в подготовке квалифицированных кадров для всех сфер народного хозяйства. Для решения новых экономических задач необходимо было осваивать достижения научно-технической мысли.
Огромное значение приобретали в связи с этим проблемы использования в процессе индустриализации страны опыта старых специалистов, а также формирования новой отечественной интеллигенции. В связи с этим объективно возросло значение тех областей художественной культуры, которые непосредственно связаны с повышением творческой активности масс, пробуждением их трудового энтузиазма. Таким образом, потребности экономики выдвигали вперед задачу осуществления самой широкой программы культурных преобразований.
В качестве одной из важнейших задач культурной революции в партийных документах того времени рассматривалось формирование советской интеллигенции.
Вместе с тем с начала 1930-х годов в трактовке идеи «культурной революции» наметилось дальнейшее упрощение ее принципов. Само понятие «культурная революция» стало отождествляться с решением лишь отдельных актуальных задач культурного строительства - ликвидацией неграмотности, ростом числа школ, подготовкой кадров. Предельное сужение задач культурной революции вытекало из выступлений Сталина, который в разные годы по-разному интерпретировал само это понятие.
Разумеется, без всеобщего начального образования победа «культурной революции» была бы невозможна. Но сводить ее к азам грамотности, к тому, чему до революции учили в церковноприходских школах, было по меньшей мере глупо. А поскольку уже в конце 1920-х годов высказывания Сталина стали носить обязательный характер, культурная революция в стране пошла по самому простому и вульгарному пути.
Большой вред делу преодоления культурной отсталости страны, научно-технического перевооружения промышленности, преобразования социально-культурной сферы жизни общества нанесла репрессивная политика в отношении старой интеллигенции. При всей своей малочисленности она обладала значительным потенциалом профессиональной и духовной культуры, который в годы первых пятилеток явно был недооценен. Все это вскорости привело к снижению интеллектуального уровня общества.
В результате такой утилитарной культурной политики в годы сталинизма культурные преобразования в СССР сводились к достижению урезанной культурности и ограниченной образованности. Достаточно сказать, что к 1939 г. 90% населения страны имели образование не выше начального, семилетнее образование имели 8% рабочих и около 2% крестьян.
Центром научной мысли стала Академия наук СССР, по всей стране были созданы ее филиалы и научно-исследовательские институты. В 30-е годы возникли академии наук в союзных республиках.
К концу 30-х годов в СССР было около 1800 научно-исследовательских учреждений. Число научных работников превысило 98 тыс. А ведь в 1914 г. в России имелось всего 289 научных учреждений и только 10 тыс. научных работников.
Советские ученые в 20-х и 30-х годах достигли больших успехов в развитии многих отраслей науки. И.П. Павлов обогатил мировую науку ценными исследованиями в области изучения высшей нервной деятельности человека и животных. К.Э. Циолковский разработал теорию ракетного движения, которая лежит в основе современной ракетной авиации и космических полетов. Его труды («Космическая ракета», 1927, «Космические ракетные поезда», 1929, «Реактивный аэроплан», 1930) завоевали приоритет СССР в разработке теоретических проблем освоения космоса. В 1930 г. построен первый в мире реактивный двигатель, работавший на бензине и сжатом воздухе, сконструированный Ф.А. Цандером.
Труды Тимирязева по физиологии растений стали новым этапом в развитии дарвинизма. И.В. Мичурин доказал возможность управлять развитием растительных организмов. Исследования Н.Е. Жуковского, С.А. Чаплыгина, открывших закон образования подъемной силы крыла, лежат в основе развития современной авиации. На основе научных изысканий академика С.В. Лебедева, трудов А.Е. Фаворского, Б.В. Бызова и др. в Советском Союзе впервые в мире было организовано массовое производство синтетического каучука и этилового спирта. Благодаря выдающимся научным открытиям советских физиков в СССР уже в 30-х годах впервые в мире были внедрены в жизнь принципы радиолокации. Д.В. Скобельцын разработал метод обнаружения космических лучей. Труды академика А.Ф. Иоффе заложили основы современной физики полупроводников, играющих первостепенную роль в техническом прогрессе. Советские ученые в 30-х годах внесли большой вклад в изучение атомного ядра: Д.В. Иваненко выдвинул теорию строения атомного ядра из протонов и нейтронов. Н.Н. Семенов успешно работал над проблемами теории цепных реакций. Группа геологов под руководством академика И.М. Губкина обнаружила богатейшие залежи нефти между Волгой и Уралом. Ученые сделали ряд крупных географических открытий, в особенности в изучении Крайнего Севера. Большую услугу науке оказал длившийся 274 дня дрейф на льдине в районе Северного полюса, осуществленный в 1937 г. И.Д. Папаниным, Э.Т. Кренкелем, П.П. Шершовым и Е.К. Федоровым.
Более скромными были достижения общественных наук, в основном служивших целям идеологического обоснования партийной политики. Стремление партийно-государственного руководства к обеспечению духовного сплочения народа вокруг задач модернизации общества в условиях крайней слабости материального стимулирования обусловило возрастание идеологического фактора.
Возрастает роль исторического образования, исторических исследований, безусловно, сориентированных в требуемом направлении. Тем не менее по сравнению с 20-ми годами, характеризовавшимися вульгарно-классовым, во многом космополитическим отношением к истории (школа М.Н. Покровского и др.) для приумножения исторических знаний создается более благоприятная атмосфера. В 1934 г. восстанавливается преподавание в университетах истории, создается Историко-археографический институт, в 1933 г. - Историческая комиссия, в 1936 г. в связи с ликвидацией Коммунистической академии и передачей ее учреждений и институтов в Академию наук был образован Институт истории АН СССР. В 30-е годы развертывается преподавание истории в средней и высшей школе.
В 1929 г. была основана Всесоюзная академия сельскохозяйственных наук с 12 институтами.
Серьезнейшим достижением науки было введение стандартов, чему способствовал переход на метрическую систему. Был создан общесоюзный Комитет по стандартизации. По числу утвержденных стандартов СССР к 1928 г. обогнал ряд капиталистических государств, уступая лишь США, Англии и Германии.
духовный культурный революция наука
3. Перестройка системы образования, литературы и искусства. Итоги культурной революции
Деятельность общества по обучению грамоте приняла огромный размах. Комсомол организовал в годы первой пятилетки всесоюзный культпоход в деревню с целью ликвидации неграмотности. Развернулось всенародное движение за грамотность.
Если в процессе переписи населения в 1920 г. было выявлено 54 млн неграмотных, то по переписи 1926 г. грамотность населения уже составила 51,5%, в том числе по РСФСР - 55%. Грамотность городского населения составила 76,3%, сельского - 45,2%. Наряду с ликвидацией неграмотности решались и пропагандистские задачи закрепления в массах коммунистической идеологии.
Трудящиеся по собственной инициативе строили школьные здания (особенно в деревне), приобретали для них оборудование. Колхозники засевали сверх плана земельные участки (культ-гектары), урожай с которых шел в фонд всеобщего обучения.
Массовой формой подготовки кадров рабочих в 1921-1925 гг. стали школы ФЗУ. Не менее 3/4 учащихся этих школ были детьми рабочих. Кадры низшего и среднего технического и административного персонала (мастера, бригадиры, механики) готовились в техникумах, специальных профессиональных школах, краткосрочных курсах.
В 1918 г. была отменена плата за обучение в вузах, установлены денежные стипендии для нуждающихся студентов.
В 1919 г. при институтах и университетах были созданы рабочие факультеты, на которых малообразованные рабочие и крестьяне за три года подготавливались к поступлению в вузы. Количество вузов быстро росло.
Миллионы рабочих и крестьян и их дети теперь учились в техникумах, институтах, университетах, становились техниками, инженерами, агрономами, педагогами, врачами, учеными.
В области высшего образования правительство проводило классовую политику, создавало благоприятные условия для поступления в вузы рабочих и крестьян. Также принимались меры по коренному изменению программ обучения в вузах и университетах, удалению из университетов нелояльных к власти профессоров и преподавателей. Это вызывало серьезные конфликты, забастовки, протесты в студенческой и преподавательской среде. В начале 20-х годов в качестве обязательных предметов были введены исторический материализм, история пролетарской революции, история Советского государства и права, экономическая политика диктатуры пролетариата. Но положение с профессурой было довольно тяжелым, преподавателей катастрофически не хватало. Тем более что за рубежом оказалось от двух до трех миллионов человек.
Противоречия экономики и политики, сложность общественных процессов периода НЭПа нашли яркое отражение в произведениях литературы, искусства, архитектуры и театра. Протест значительной части интеллигенции против Октябрьской революции, уход в изгнание многих деятелей культуры не остановил развитие искусства, толчок которому был дан в начале века.
Инакомыслие этого времени многоаспектно, его социальная база сложнее: здесь и культура «серебряного века», и часть дореволюционной и новой интеллигенции.
Русская художественная культура инакомыслия находилась в полном расцвете: А. Блок, А. Белый, И. Бунин, О. Мандельштам, А. Ахматова, Н. Гумилев, В. Короленко, М. Горький, В. Кандинский, М. Шагал, С. Рахманинов, Ф. Шаляпин, И. Стравинский... Одни сразу поняли, что в новых условиях культурная традиция России будет либо распята, либо подчинена (И. Бунин «Окаянные дни»), другие пытались слушать «музыку революции», обрекая себя на трагедию скорой гибели без «воздуха жизни».
Продолжают существовать и появляются новые творческие объединения и группы, экспериментирующие на путях, порой далеких от реализма.
Наличие этих модернистских групп и теорий никоим образом не ущемляло и не препятствовало и поискам искусства, стоящего на противоположных эстетических позициях - реалистического живописания социальных аспектов жизненных реалий.
Со второй половины 20-х годов массовый поток литературных произведений стал терять своеобразие, наполняться одинаковыми штампами, сюжетными схемами, круг тем ограничивался. Появились произведения, в которых описывались картины бытового разложения интеллигенции и молодежи под воздействием НЭПа: С. Семенов «Наталья Таркова» (в 2 томах, 1925-1927); Ю. Либединский «Рождение героя» (1929), А. Богданов «Первая девушка» (1928), И. Бражин «Прыжок» (1928). Наконец, широкое распространение в первой половине 20-х годов получили сатирические романы, построенные на авантюрно-приключенческих, социально-утопических сюжетах: В. Катаев «Остров Эрендорф» (1924), «Растратчики» (1926), Б. Лавренев «Крушение республики Итиль» (1925), А. Толстой «Похождения Невзорова, или Ибикус» (1924), А. Платонов «Город Градов» (1927), рассказы М. Зощенко.
Во второй половине 20-х годов интенсивно развивается новеллистика («Древний путь», 1927, А. Толстого; «Тайное тайных», 1927, Bс. Иванова; «Трансвааль», 1926, Федина; «Необыкновенные рассказы о мужиках», 1928, Леонова). Рассказами и повестями заявили о себе И. Катаев (1902-1939): «Сердце» (1926), «Молоко» (1930); А.П. Платонов (1899-1951): «Епифанские шлюзы» (1927).
В поэзии второй половины 20-х годов выделяются поэмы В.В. Маяковского, С.А. Есенина, Э.Г. Багрицкого (1895-1934), Н.А. Асеева (1889-1963), Б.Л. Пастернака, И.Л. Сельвинского (1899-1968).
Пережитки капитализма в сознании людей - характерные мишени сатиры 20-х годов, наиболее значительные достижения которой связаны с именами Маяковского (стихи «Столб», «Подлиза» и др., пьесы - «Клоп», 1928, «Баня», 1929), М. М. Зощенко (1895-1958) (сборники рассказов «Разнотык», 1923, «Уважаемые граждане», 1926, и др.), И.А. Ильфа (1897-1937) и Е. П. Петрова (1903-1942) (роман «Двенадцать стульев», 1928), А.И. Безыменского (1898-1973) (пьеса «Выстрел», 1930).
В эти годы как в рамках господствующего строя течения («социалистического реализма»), так и вне его (многие произведения второго типа стали известны намного позже) создаются значительные произведения: «Тихий Дон» и первая часть «Поднятой целины» М.А. Шолохова, «Мастер и Маргарита» М.Н. Булгакова, стихотворения А.А. Ахматовой, П.Н. Васильева, Н.А. Клюева, М.И. Цветаевой, романы и повести А.М. Горького, А.Н. Толстого, Н.А. Островского.
В центре внимания литературы 30-х годов находится новый человек, выросший в условиях советской действительности.
Образ молодого коммуниста, беззаветно отдающего свои силы и жизнь делу революции, был создан в романе Н.А. Островского (1904-1936) «Как закалялась сталь» (1932-1934) - ярком человеческом документе, обладающем огромной силой воздействия. А.С. Макаренко (1888-1939) в «Педагогической поэме» показал трудовое перевоспитание беспризорных, впервые ощутивших свою ответственность за общее дело.
20-30-е годы - период расцвета советской детской литературы. Ее большими достижениями стали сказки и стихи К.И. Чуковского (1882-1969) и С.Я. Маршака (1887-1964).
Не стояло на месте и театральное искусство. По декрету Совнаркома (1917) театры передавались в ведение Народного комиссариата просвещения. В 1919 г. принят подписанный В.И. Лениным Декрет СНК об объединении театрального дела, провозгласивший национализацию театра.
Старейшие русские театры сделали первые шаги к сближению с новым, рабочим зрителем, переосмысливая классику - трактуя ее в некоторых случаях в плане «созвучия революции».
На развитие театра этого времени огромное воздействие оказала деятельность целой плеяды талантливых режиссеров: К.С. Станиславского, В.И. Немировича-Данченко, В.Э. Мейерхольда, Е.Б. Вахтангова, А.Я. Таирова, А.Д. Попова, К.А. Марджанишвили, Г.П. Юра.
В 30-х годах были достигнуты первые удачи в создании советской оперы: «Тихий Дон» И.И. Дзержинского (1935), «В бурю» Т.Н. Хренникова (1939, вторая редакция 1952) «Семен Котко» С. Прокофьева (1939).
В развитие камерной вокальной и инструментальной музыки внесли вклад А.Н. Александров, Н.Я. Мясковский, С.С. Прокофьев, Г.В. Свиридов, Ю.А. Шапорин, В.Я. Шебалин, Д.Д. Шостакович, Б.Н. Чайковский, Б.И. Тищенко, В.А. Гаврилин и др.
Коренное обновление испытал советский балет. Следуя традициям Чайковского, Глазунова, Стравинского, в этом жанре советские композиторы утвердили значение музыки как важнейшего, определяющего элемента хореографической драматургии. Горский, руководивший труппой Большого театра до 1922 г., ставил классику («Щелкунчик», 1919) и новые спектакли («Стенька Разин» А.К. Глазунова, 1918; «Вечно живые цветы» на музыку Б.Ф. Асафьева, 1922, и др.).
В изобразительном искусстве в этот период продолжали свои поиски художники многочисленных направлений, школ и группировок, возникших еще в конце XIX в., в порубежную эпоху.
Институт художественной культуры (ИНХУК) в Москве находился под значительным влиянием идей В. Кандинского. Эти два объединения сближали поиски совершенной пластической формы, отвечающей возвышенной духовной идее, стремления теоретически осмыслить художественную практику, постичь ее законы и логику. В обоих институтах велась большая работа как художниками, так и искусствоведами.
Художники В.М. Конашевич, Б.М. Кустодиев, В.В. Лебедев и др. принимали активное участие в работе над иллюстрацией массовой народной библиотеки. Над портретами деятелей революции и творческой интеллигенции работали Н.А. Андреев, Г.С. Верейский, Б.М. Кустодиев, П.Я. Павликов. В пейзажной графике А.И. Кравченко, Н.И. Пискарева, В.Д. Фалилеева преобладали ассоциативные формы-мотивы бушующих стихий. Реже создавались конкретные образы: ксилография «Броневик» Н.Н. Купреянова, линогравюра «Революционные войска» В.Д. Фалилеева.
список использованной литературы
1. Актуальные проблемы культуры XX века. М.: Наука, 2013. - 286 с.
2. Галин С.А. Отечественная культура XX века. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. - 479 с.
3. Георгиева Т.С. Русская культура: история и современность. М.: Юрайт, 2012. - 576 с.
4. Межуев В.Н. Актуальные проблемы теории культуры. М.: Мысль, 2013. - 364 с.
5. Синявский А.Д. Очерки русской культуры. М.: Прогресс, 2012. - 426 с.
Размещено на Allbest.ru
Подобные документы
Создание курса "трех красных знамен" на основе идеологии маоизма. Краткая биография Мао Цзэдуна. Проведение театральной реформы, бесчинства хунвейбинов и репрессии интеллигенции. Ущемление экономических интересов трудящихся. Итоги "культурной революции".
курсовая работа , добавлен 22.11.2012
Рассмотрение предпосылок проведения "культурной революции" в Китае. Политика Мао Цзэдуна; движение "хунвейбинов". Усиление власти "прагматиков" и ослабление позиций Мао. Изучение социально-экономической и политической сущности "культурной революции".
дипломная работа , добавлен 06.10.2014
История образования Советского Союза. Сущность введенного В.И. Лениным термина "культурная революция". Претворение в жизнь марксистско-ленинского учения о переделке человека. Основные задачи культурной революции. Особенности развития литературы.
презентация , добавлен 12.05.2015
События отечественной истории середины XIV века. Иван Грозный и укрепление централизованного государства. Реформы и опричнина. Достижения и противоречия в культурной жизни страны в 1920-1930-е годы. Различия в творческих позициях деятелей культуры.
контрольная работа , добавлен 16.06.2010
Анализ хронологических рамок, задач культурной революции и способов их реализации. Характеристика сущности авторитарно-бюрократического стиля руководства партии в области науки и искусства. Изучение понятия "Русского зарубежья", его основных центров.
контрольная работа , добавлен 28.04.2010
Октябрьская социалистическая революция как закономерный результат развития мирового исторического процесса, ее объективные и субъективные предпосылки и необходимость. Ленинский план перехода от буржуазно-демократической революции к социалистической.
реферат , добавлен 25.11.2009
Культурное строительство Беларуси после октября 1917 года. Создание системы образования и высшей школы Советской Беларуси. Достижение и противоречие национальной культурной политики в 1920-1940 гг. Разнообразные феномены социальной жизни общества.
реферат , добавлен 15.03.2014
Сущность культурной революции и ее место в развитии социалистических идей и преобразовании общества. Авторитарно-бюрократический стиль руководства партии в области науки, искусства и культуры. Понятие русского зарубежья, русская литература в эмиграции.
контрольная работа , добавлен 28.11.2009
Причины глубокого кризиса культуры в 90-е годы ХХ века. Новые тенденции культурной жизни в период перестройки. Школьная реформа 1980-90 гг. Проявления кризиса фундаментальной и прикладной науки. Художественная и духовная жизнь страны в 80-90-е годы.
реферат , добавлен 28.04.2010
Формирование нового типа культуры как часть строительства социалистического общества, увеличение доли выходцев из пролетарских классов в социальном составе интеллигенции. "Культурная революция" в России. Нравственность в русле решения задач коммунизма.
Революция чаще всего приводит к ухудшению экономической и культурной ситуации в стране. Наибольших успехов в социальном плане добились те государства, в которых развитие происходило эволюционно, и национальные ценности накапливались постепенно, приумножаясь от поколения к поколению. Нашей стране довелось испытать тектонические потрясения. Народ, отрекаясь от идеалов предков, в своем большинстве поверил в светлое будущее коммунизма. Немалую роль в этом сыграла культурная революция. В СССР она проходила менее драматично, чем в КНР (1966-1976 гг.), но и у нас перегибов хватало.
Предшествовавшие события
Об октябрьском перевороте 1917 года (именно так называлась в официальной советской историографии Великая Октябрьская социалистическая революция вплоть до конца 20-х годов) написано очень много, в том числе и правды. Событие это повлекло множество последствий, изменился привычный уклад жизни целой страны, прогремела на ее просторах братоубийственная Гражданская война, погибли от голода и болезней миллионы людей, число убитых и искалеченных также измерялось семизначными числами. Сотни тысяч «бывших», составлявших интеллектуальную и духовную элиту российского общества, оказались на чужбине.
Цели культурной революции
После такого чудовищного потрясения реформы были просто необходимы, требовалось не только преодолеть последствия разрухи, но и провести массовую разъяснительную работу среди населения, обосновав закономерность произошедшей общенациональной трагедии. Задача осложнялась тем, что большинство населения не воспринимало агитационной информации по очень простой причине: высокий процент граждан новой Советской России (примерно 68%) не владел элементарной грамотностью. Подъему экономики мешал недостаток специалистов. Не хватало инженеров, квалифицированных рабочих, военных командиров, учителей, профессоров, врачей, в общем, представителей всех специальностей, освоение которых требует долгой учебы. Тех, что были, разметал ветер Гражданской, иные погибли, другие нашли применение своим талантам в Парижах и Нью-Йорках. Им там было плохо и тоскливо, но оставшимся на родине чаще всего приходилось еще хуже.
Вслед за масштабной социальной требовалась действительно великая культурная революция.
Возникновение термина
В 1923 году лидер Советской республики В. И. Ленин написал статью «О кооперации». Как следует уже из названия, посвящена она была преимуществам коллективной организации труда, но попутно пролетарский вождь затронул еще один важный вопрос. Полемизируя со своими оппонентами (какими-то «педантами»), Ленин, возможно в пылу эпистолярной полемики, объявил произошедший «переворот» как бы первой фазой, за которой неизбежно последует другая, на этот раз культурная революция. В СССР ученые-историки в дальнейшем отсчитывали начало борьбы с безграмотностью именно от этой даты, т. е. от 1923 года. Именно тогда впервые был введен в оборот этот термин.
Наследие царского «прижима»
Долгие десятилетия советскими пропагандистами прилагались усилия для того, чтобы внушить согражданам мысль об образовательной отсталости старорежимного государства и главенствующей роли большевистской партии в благом деле преодоления массовой безграмотности населения. Действительно, по состоянию на 1897 год (тогда проводилась перепись) 79% жителей империи не умели читать и писать. Однако все познается в сравнении. Если учесть, что с осени 1917-го по конец 1921 года школы фактически бездействовали, и при этом, даже с учетом погибших и эмигрировавших (а бежали от красных не только великие князья и графы), этот процент к концу десятилетия опустился до 68%, то становится ясно, что царское правительство старалось ситуацию улучшить. И действовало достаточно эффективно. Реформа стартовала в 1908 году, согласно ее положениям, были учреждены свыше 10 тысяч школ, начальное образование стало не только бесплатным, но и обязательным. Самое позднее к 1925 году безграмотных людей в России не осталось бы, и для этого не требовалась никакая культурная революция. В СССР об этих планах последнего российского императора не вспоминали.
Основные направления
Столь масштабные преобразования, касающиеся основ этики, эстетики и прочих основ общественного мировоззрения, невозможно производить без предварительно разработанного хотя бы приблизительного плана. При его составлении следовало учесть как можно большее количество факторов как способствующих, так и препятствующих его осуществлению. План, по которому проводилась культурная революция в СССР, кратко можно разбить на шесть направлений. Первое, что требовалось сделать, это ликвидировать безграмотность (причем желательно не с помощью маузера). Второй пункт, невозможный без первого, предписывал в кратчайшие сроки подготовить максимальное количество новых пролетарских инженеров и техников, чтобы не зависеть от специалистов «царского призыва». Желательно и профессоров своих заиметь, но это, понятное дело, не сразу. Третья задача - создать собственное пролетарское искусство (даже название ведомства было придумано - «Пролеткульт»). При этом внимание уделялось развитию национальных форм. И последнее - по порядку, но не по значению - направление, отражающее суть культурной революции в СССР наиболее ярко, - пропаганда построения нового общества с упором на самые радужные для трудящихся перспективы.
Что делалось в 20-е годы
Наиболее трудным периодом было первое полное календарное десятилетие, в течение которого проходила культурная революция. 1920-1930-е годы ознаменовались сплошной коллективизацией села и началом индустриализации. Обе эти амбициозные программы стартовали почти одновременно с принятием первого пятилетнего (на 1928-1932 годы) плана и требовали привлечения значительных ресурсов. Только в 1930 году начальное детское образование стало обязательным, и борьба с безграмотностью пошла в полную силу. В 1928 году в Советском Союзе 169 тыс. студентов обучались в 148 высших учебных заведениях. К 1940 году число школ выросло до полутора сотен тысяч, потребности промышленности призваны были восполнить 4600 институтов. Несмотря на громкие декларации начала 20-х, настоящее начало культурной революции пришлось на конец десятилетия, время первой пятилетки, когда потребность в высококлассных специалистах стала критически-насущной.
Соцреализм и искусство
Отношения большевистских лидеров с выдающимися деятелями искусства всегда были непростыми. Ленин, Троцкий, а затем и Сталин нуждались в поддержке капризной и непокорной культурной элиты общества, их международном авторитете и талантах. Для привлечения на свою сторону выдающихся писателей, художников, музыкантов и поэтов они применяли самые изощренные методы. Культурная революция в СССР после долгих метаний и поисков новых форм привела к появлению уникального творческого метода - социалистического реализма, позже иронично названного одним из литераторов «восхвалением руководства в доступной для него форме». Перед авторами произведений ставилась конкретная и обязательная для исполнения задача: изображать жизнь примерно такой, какой она должна быть в представлении коммуниста, верящего в светлое будущее. Чтобы эффективно контролировать творческий процесс, всех хоть сколь значимых деятелей муз объединили в соответствующие союзы (композиторов, писателей, журналистов и т. д.), стимулируя их морально и материально. Парадоксальными оказались конечные итоги культурной революции. В СССР, несмотря на чудовищный прессинг чиновников, были созданы не только образцы казенщины, но и многие истинные шедевры музыки, живописи, поэзии, кинематографа и других видов искусства.
Есть у революции начало…
Процесс культурологических преобразований общества в Стране Советов нельзя ограничить строгими временными рамками. Он продолжался. И в конце 30-х (грамотных стало уже более 81%), и в суровые годы войны на территории, не попавшей в зону фашистской оккупации, действовала общепринятая система образования. В 1949 году стало обязательным семилетнее обучение (еще три класса стали платными, впрочем, расценки были доступными). В 1958-м срок школьного образования увеличили на год, а в начале 70-х еще на два, доведя до десятилетнего. В эпоху «зрелого» социализма советская школа находилась на самых передовых мировых позициях, о чем свидетельствовали успехи в самых разных областях науки и культуры. Такими стали итоги культурной революции, постепенно трансформировавшейся в эволюцию.
Культура русского зарубежья
Культурная жизнь в СССР в 1920–1930-е годы.
В культуре 1920–1930-х гᴦ. можно выделить три направления:
1. Официальная культура, поддерживаемая советским государством.
2. Неофициальная культура, преследуемая большевиками.
3. Культура русского зарубежья (эмигрантская).
Культурная революция – изменения в духовной жизни общества, осуществлённые в СССР в 20-30-е гᴦ. XX в., создание социалистической культуры. Термин ʼʼкультурная революцияʼʼ введён В. И. Лениным в 1923 ᴦ. в работе ʼʼО кооперацииʼʼ.
Цели культурной революции.
1. Перевоспитание народных масс – утверждение марксистско-ленинской, коммунистической идеологии в качестве государственной.
2. Создание ʼʼпролетарской культурыʼʼ, ориентированной на низшие слои общества, основанной на коммунистическом воспитании.
3. ʼʼКоммунизацияʼʼ и ʼʼсоветизацияʼʼ массового сознания через большевистскую идеологизацию культуры.
4. Ликвидация неграмотности, развитие образования, распространение научных и технических знаний.
5. Разрыв с дореволюционным культурным наследием.
6. Создание и воспитание новой советской интеллигенции.
Начало ликвидации неграмотности. Придя к власти, большевики столкнулись с проблемой низкого культурного уровня населения. Перепись населения 1920 ᴦ. показала, что в стране 50 млн. человек неграмотны (75% населения). В 1919 ᴦ. был принят декрет Совнаркома ʼʼО ликвидации неграмотности ʼʼ. В 1923 ᴦ. учреждено общество ʼʼДолой неграмотность ʼʼ во главе с председателем ВЦИК М.И. Калининым . Открылись тысячи изб-читален, где обучались взрослые и дети. По переписи 1926 ᴦ. грамотность населения составила 51%. Открылись новые клубы, библиотеки, музеи, театры.
Наука. Власть стремилась использовать техническую интеллигенцию для укрепления экономического потенциала Советского государства. Под руководством академика И.М. Губкина велось изучение Курской магнитной аномалии, разведка нефти между Волгой и Уралом. Академик А.Е. Фéрсман вёл геологические изыскания на Урале и Дальнем Востоке. Открытия в области теории исследования космоса и ракетной техники сделали К.Э. Циолковский и Ф.А. Цáндер . С.В. Лебедев разработал метод получения синтетического каучука. Теорией авиации занимался основоположник самолётостроения Н.Е. Жуковский . В 1929 ᴦ. открылась Всесоюзная академия сельскохозяйственных наук им. В.И. Ленина (ВАСХНИЛ, президент – Н.И. Вавилов ).
Отношение власти к гуманитарной интеллигенции. Власть ограничивала возможность гуманитарной интеллигенции участвовать в политической жизни, влиять на общественное сознание. В 1921 ᴦ. упразднили автономию высших учебных заведений. Профессоров и преподавателей, не разделявших коммунистические убеждения, увольняли.
В 1921 ᴦ. сотрудник ГПУ Я.С. Агрáнов сфабриковал дело о ʼʼПетроградской боевой организацииʼʼ. Её участниками была объявлена группа учёных и деятелей культуры, в т.ч. профессор В.Н. Таганцев и поэт Н.С. Гумилёв . Был расстрелян 61 человек, в т.ч. Гумилёв.
В 1922 ᴦ. был создан специальный цензурный комитет – Главлит , осуществлявший контроль за ʼʼвраждебными выпадамиʼʼ против политики правящей партии. Далее создан Главрепетком – комитет по контролю репертуаров театров.
В 1922
ᴦ. по инициативе В.И. Ленина и Л. Д. Троцкого на двух ʼʼфилософских пароходахʼʼ из страны были высланы свыше 160 оппозиционно настроенных видных учёных и деятелей культуры – философы Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, Н.О. Лосский, С.Л. Франк, И.А. Ильин, Л.П. Карсавин
и др.
Размещено на реф.рф
Был выслан П.А. Сорокин
(он учился в Ивановском крае, – впоследствии – крупнейший социолог США).
В 1923 ᴦ. под руководством Н. К. Крупской
прошла чистка библиотек от ʼʼантисоветских и антихудожественных книгʼʼ. В их число попали даже произведения античного философа Платона и Л.Н. Толстого. К сер.
Размещено на реф.рф
1920-х гᴦ. были закрыты частные книгоиздательства и журналы.
Высшая школа. Подготовка новой интеллигенции. ВКП(б) взяла курс на формирование новой интеллигенции, безоговорочно преданной режиму. ʼʼНам крайне важно, чтобы кадры интеллигенции были натренированы идеологически, – заявлял Н.И. Бухарин. – И мы будем штамповать интеллигенцию, вырабатывать её, как на фабрикеʼʼ. В 1918 ᴦ. были отменены вступительные экзамены в вузы и плата за обучение. Открылись новые институты и университеты (к 1927 ᴦ. – 148, в дореволюционное время – 95). К примеру, в 1918 ᴦ. был открыт политехнический институт в Иваново-Вознесенске. С 1919 ᴦ. в вузах были созданы рабочие факультеты (рабфаки ) для подготовки к обучению в высшей школе рабоче-крестьянской молодёжи, не имевшей среднего образования. К 1925 ᴦ. выпускники рабфаков составляли половину студентов. Выходцам из буржуазно-дворянских и интеллигентских ʼʼсоциально чуждыхʼʼ слоёв доступ к высшему образованию был затруднён.
Школьная система 1920-х гᴦ. Ликвидировалась трёхзвенная структура средних учебных заведений (классическая гимназия - реальное училище - коммерческое училище) и заменялась на ʼʼполитехническую и трудовуюʼʼ среднюю школу. Из системы народного образования были удалены такие школьные предметы, как логика, богословие, латинский и греческий языки и другие гуманитарные предметы.
Школа стала единой и общедоступной. Она состояла из 2 ступеней (1-я ступень – четыре года, 2-я – пять лет). Подготовкой рабочих кадров занимались школы фабрично-заводского ученичества (ФЗУ) и школы рабочей молодёжи (ШРМ), а кадры административного и технического персонала готовились в техникумах. Школьные программы были ориентированы на коммунистическое воспитание. Вместо истории преподавалось обществоведение.
Государство и церковь в 1920-е годы. В 1917 ᴦ. было восстановлено патриаршество. В 1921–1922 гᴦ. под предлогом борьбы с голодом большевики начали изымать церковные ценности. В ᴦ. Шуе были расстреляны прихожане, пытавшиеся воспрепятствовать изъятию церковных ценностей. В рамках политики ʼʼвоинствующего атеизмаʼʼ закрывались церкви, сжигались иконы. В 1922 ᴦ. в Москве и Петрограде были организованы судебные процессы против служителей церкви, некоторые из них были приговорены к смертной казни по обвинению в контрреволюционной деятельности. Возникла борьба между ʼʼстароцерковникамиʼʼ (патриарх Тихон ) и ʼʼобновленцамиʼʼ (митрополит А.И. Введенский ). Патриарх Тихон был арестован и вскоре умер, патриаршество упразднено. В 1925 ᴦ. местоблюстителем патриаршего престола стал митрополит Пётр , но в декабре 1925 ᴦ. он был арестован и выслан. Его преемник, митрополит Сергий и 8 архиереев в 1927 ᴦ. подписали обращение, в котором обязывали священников, не признававших Советской власти, отойти от церковных дел. Против этого выступил митрополит Иосиф . Многие священники были высланы на Соловки. Гонениям подверглись представители и других вероисповеданий.
Литература и искусство в 1920-е гᴦ. Продолжали публиковать свои произведения писатели и поэты ʼʼсеребряного векаʼʼ (А.А. Ахматова, А. Белый, В.Я. Брюсов и др.) В театрах работали режиссёры Е.Б. Вахтангов, К.С. Станиславский , В.И. Немирович-Данченко, актриса М.Н. Ермолова. Устраивали выставки последователи ʼʼМира искусстваʼʼ, ʼʼБубнового валетаʼʼ, ʼʼГолубой розыʼʼ и других объединений художников (П.П. Кончаловский, А.В. Лентулов, Р.Р. Фальк и др. ). Революция дала новый импульс творчеству В.В. Маяковского, А.А. Блока , С.А. Есенина. Большую активность проявляли представители левомодернистских течений – футуризма, кубизма, конструктивизма – в живописи, театре, архитектуре (В.Э. Мейерхóльд, В.Е. Тáтлин и др.).
Возникает множество новых литературных групп и организаций:
Группа ʼʼСерапионовы братья ʼʼ (М. М. Зощенко, В. А. Каверин, К. А. Федин и др.) искала новые художественные формы отражения послереволюционной жизни страны;
Группа ʼʼПеревал ʼʼ (М.М. Пришвин, В.П. Катаев и др.)выступала за сохранение преемственности и традиций русской литературы.
Возникли литературно-художественные объединения пролетарско-большевистской коммунистической ориентации:
-Пролеткульт (1917–1932 ᴦ.) – формировал новую пролетарскую социалистическую культуру (А.А. Богданов, П.И. Лебедев-Полянский , Демьян Бедный );
Литературная группа ʼʼКузница ʼʼ (1920–1931 гᴦ.), вошла в РАПП;
-Российская ассоциация пролетарских писателей (РАПП), (1925–1932 гᴦ.) используя лозунг ʼʼпартийности литературыʼʼ боролась с другими группами. Издавала журнал ʼʼНа постуʼʼ ;
Группа ЛЕФ ʼʼЛевый фронт искусств ʼʼ (1922–1929 гᴦ.) – поэты В.В. Маяковский, Н.Н. Асеев и др.творили с учётом требований Пролеткульта͵ издавали журнал ʼʼЛЕФʼʼ.
Эти группы подвергли травле беспартийных деятелей культуры, называя их ʼʼвнутренними эмигрантамиʼʼ за уклонение от воспевания ʼʼгероики революционных свершенийʼʼ. Критиковались также ʼʼпопутчикиʼʼ – литераторы, поддержавшие Советскую власть, но допускавшие ʼʼколебанияʼʼ (М.М. Зощенко, А.Н. Толстой, В.А. Каверин, Э.Г. Багрицкий, М.М. Пришвин и др.).
Главной целью культурных преобразований, проводившихся большевиками в 1920—1930-х гг., было подчинение науки и искусства марксистской идеологии . Культура была поставлена под контроль государства, стремящегося руководить духовной жизнью общества, воспитывать его членов в духе господствующей идеологии.
1) Просвещение
Первым наркомом просвещения РСФСР был А.В. Луначарский (1917-1929) 1919 - декрет «О ликвидации безграмотности», по которому население от 8 до 50 лет было обязано учиться грамоте - ликбез
Была создана государственная единая система народного образования, возникла советская школа нескольких ступеней. В 1-й пятилетке было введено обязательное четырехлетнее, а во 2-й пятилетке - семилетнее образование. Открывались вузы и техникумы, действовали рабфаки (факультеты для подготовки рабочих к поступлению в высшие и средние учебные заведения). Обучение носило идеологизированный характер. Сформировалась новая, советская интеллигенция, к старой же интеллигенции власть большевиков относилась с подозрением. Первые годы Советской власти действовала новаторская школа: не было парт, отмена урочной системы, домашних заданий, учебников, экзаменов, отметок.
Май 1934 - декрет о структуре образовательной школы: введение начальной, неполной средней и средней школы.
Усиливается воспитательная роль школы: ученик обязан чтить вождя, разоблачать врагов народа, даже если это члены его семьи.
Политика советского руководства в области культуры в 20-30-е гг. получила название культурная революция .
Цель:
Повышение культурного уровня народа
Укрепление марксизма-ленинизма как идейной базы жизни общества
Итоги :
Ликвидация неграмотности
Обязательное семилетнее обучение
Открытие 20 тыс. школ
Внедрение марксистских идей в систему обучения
Репрессии в отношении неугодных педагогов и студентов.
2) Наука
Привлечение старой интеллигенции, не поддерживающей большевиков, но видевшие свой долг в работе для страны: Н. Жуковский (авиатор), В. Вернадский (биохимик), Н. Зелинский (химик), К. Циолковский (основатель космонавтики), И. Павлов (физиолог), К. Тимирязев (ботаник), И. Мичурин (биолог-селекционер).
Успехи в естественных науках: С. Вавилов (оптика), Н. Вавилов (генетика и селекция), С. Лебедев (изготовление синтетического каучука), И. Курчатов (исследования атомного ядра), П. Капица (физика низких температур и сильных магнитных полей), П. Флоренский (математика), А. Чижевский (историометрия, гелиобиология).
В 30-е гг. Сталин заявил, что все науки носят политический характер. Начались гонения на генетику, социологию, психоанализ, что привело к свертыванию их разработок в СССР. Историю стали использовать в целях воспитания народа, развивая идеи советского патриотизма.
Осенью 1922 г. из России было выслано 160 крупнейших ученых, философов, историков, экономистов, не разделявших идеологические установки большевизма. Господство большевистской идеологии утверждалось также в антицерковной пропаганде, разрушении храмов, разграблении имущества церкви. Патриарх Тихон, избранный в ноябре 1917 г. Поместным собором, был арестован. Репрессированы ученые-аграрники Н. Д. Кондратьев, А. В. Чаянов, философ П. А. Флоренский, крупнейший биолог-генетик Н. М. Вавилов, писатели О. Э. Мандельштам, А. Б. Бабель, Б. А. Пильняк, актер и режиссер В. Э. Мейерхольд и многие другие. Арестованы авиаконструкторы А. Н. Туполев, Н. Н. Поликарпов, физик Л. Д. Ландау, один из создателей аэродинамического института С. П. Королев и др. Последние работали в т.н. «шарашках » (конструкторские бюро и лаборатории в местах заключения).
Главным ориентиром в общественно-политических исследованиях стал вышедший в 1938 г. «Краткий курс истории ВКП(б )» под редакцией И. В. Сталина.
3) Литература
Часть деятелей культуры оказалась в эмиграции: И. Бунин, А. Куприн, К. Бальмонт, (среди не литераторов: М. Шагал, И. Репин, С. Прокофьев, С. Рахманинов, Ф. Шаляпин и т.д.)
Остались на родине А. Ахматова, О. Мандельштам, М. Пришвин, Н. Гумилев.
В литературе и искусстве внедрялся метод «социалистического реализма » (изображение действительности не такой, какая она есть, а такой, какой она должна быть с точки зрения интересов борьбы за социализм), прославление партии, ее вождей, героики революции. Среди писателей выдвинулись А. Н. Толстой («Петр Первый»), А. Т. Твардовский.
Развивается жанр сатиры (И. Ильф и Е. Петров «Золотой теленок», «12 стульев»), появляются романы и повести о революции и Гражданской войне (М. А. Шолохов («Тихий Дон»), А. А. Фадеев (Разгром), М. Зощенко, Д. Фурманов («Чапаев»), И. Бабель («Конармия»), К. Тренев («Любовь Яровая»).
Творческие объединения 20-х гг.: Пролеткульт (выступало за создание особой пролетарской культуры, воспринимали наследие прошлого как ненужный хлам), РАПП (Российская ассоциация пролетарских писателей), МАПП (Московская ассоциация пролетарских писателей)
1932 - создание Союза писателей .
4) Живопись
Создание Ассоциации художников революции (АХР), развившей традиции передвижников.
Тему революции и Гражданской войны развивали А. Дейнека, М. Греков, Б. Иогансон
Работу продолжали К. Петров-Водкин, Б. Кустодиев, П. Филонов, К. Малевич, М. Нестеров, П. Кончаловский и др.
К. Петров-Водкин («Купание красного коня», «1918 год в Петрограде», «Смерть комиссара»)
К. Юон («Новая планета»)
Ю. Пименов («Даешь тяжелую индустрию!»)
М. Греков («Тачанка»)
5) Музыка
Крупнейшими явлениями в музыкальной жизни стали произведения С. С. Прокофьева (музыка к кинофильму «Александр Невский»), А. И. Хачатуряна (музыка к кинофильму «Маскарад»), Д. Д. Шостаковича (опера «Леди Макбет Мценского уезда», запрещена в 1936 г.). Широкую популярность приобрели песни И. Дунаевского, А. Александрова, В. Соловьева-Седого.
6) Кинематограф.
Значительный шаг в своем развитии сделала кинематография: фильмы «Чапаев» С. и Г. Васильевых, «Броненосец «Потемкин», «Александр Невский», «Иван Грозный» С. Эйзенштейна, комедии Г. Александрова «Веселые ребята», «Цирк», фильм М. Ромма «Ленин в Октябре», «Ленин в 1918 году», И. Пырьева «Свинарка и пастух».
Известными становятся десятки актеров (среди них М. Жаров, М. Ладынина, Л. Орлова, Н. Крючков, В. Зельдин, Н. Черкасов)
7) Скульптура.
Наиболее выдающимся скульптурным произведением 1930-х гг. стал монумент В. Мухиной «Рабочий и колхозница».
Н. Андреев - Обелиск советской Конституции в Москве
Л. Шервуд - Памятник А. Радищеву
С. Меркуров - памятники К. Тимирязеву и Ф. Достоевскому
8) Архитектура
Поиск новых форм и стилей: конструктивизм (строгие, логичные линии зданий, в которых чувствует конструкция)
В Ленинграде - А. Гегело (Дворец культуры им. Горького, Большой дом (здание НКВД).
В Москве - братья Веснины (проект Дворец труда, Дворец культуры им. Лихачева, здание газеты «Ленинградская правда»), С. Мельников (Дом культуры им. Русакова), Алабян и Симбирцев (Театр Красной Армии, сверху напоминает пятиконечную звезду)
Б. Иофан - жилой Дом на Набережной (есть одноименный роман Ю. Трифонова о сталинских репрессиях)
9) Большевики и церковь
В 20-е гг. начинается изъятие церковных ценностей, террор против священнослужителей.
Для пропаганды атеизма был создан «Союз безбожников».
Политика в области культуры в 1920-е и в 1930-е гг.
Общее:
Признание ликвидации неграмотности, развитие школы и образования, формирование новой советской интеллигенции важнейшими политическими задачами (концепция культурной революции)
Признание культуры и искусства важным средством воспитания масс в Коммунистическом духе (культура как часть общепартийного дела)
Стремление партии и Советского государства поставить культуру под строгий контроль
Выдвижение на первый план при оценке произведений искусства и культуры принципа партийности.
1920-е | 1930-е |
- В школьном образовании - простор для экспериментов и инноваций (безоценочное обучение, бригадный метод и пр.) - Возможность развития различных художественных стилей и направлений в искусстве - Существование различных творческих организаций и объединений - Поддержка государством пролетарского искусства, организаций, построенных на его принципах, отделение от них так называемых сочувствующих, попутчиков и пр. | - В школьном образовании - восстановление традиционных форм обучения, осуждение экспериментов как перегиба. - Утверждение социалистического реализма как единственного официального художественного метода в искусстве - Создание единых творческих организаций - Создание единых творческих организаций, куда принимались все работники искусства, разделяющие платформу советской власти |