История села ижма. Карта от ухты до поселка ижма
Административный центр: с. Ижма
Площадь: 18 400 кв.км.
Граничащие территории: Усть-Цилемский, Усинский, Печорский, Сосногорский и Ухтинский районы Республики Коми.
Численность населения: 17 600 человек.
Ведущие отрасли: сельское хозяйство, в выпуске продукции которого преобладает животноводство, производство мясных и молочных продуктов, заготовка леса, добыча нефти, включая газовый конденсат.
Официальный сайт муниципального района: http://www.izhma.ru/
Муниципальный район «Ижемский» расположен в северо-западной части Республики Коми. На юге район граничит с Сосногорском и Ухтой, на востоке – с Печорой, на западе – с Усть-Цилемским районом, на северо-востоке – с Усинском. Дата образования: 15 июля 1929 г.
Население на берегах реки Ижмы и средней Печоры жило с давних времен, что подтверждается археологическими раскопками, датированными VIII-V вв. до н.э. Коми-ижемцы занимались охотой, рыболовством, земледелием, переняли у ненцев и поставили на товарную основу северное оленеводство.
Коренные жители района называют себя «изьватас» или по-русски «коми-ижемцами» и считают себя отдельной народностью. Для этого есть все основания. Дело даже не в том, что долгое проживание в изоляции породило свой диалект коми языка. У коми-ижемцев свой уклад жизни, в отличие от южных коми, живущих от земли и от промысла, ижемцы – оленеводы. Весной они уходят в кочевье на тундровые луга к берегам Карского моря, поздней осенью возвращаются к своим домам.
Неповторимость ижемцев в том, что именно они многовековым опытом жизни освоили и разработали совершенно уникальную модель оленеводства, совместив в своей культуре кочевые навыки ненцев, бытовую культуру русских, сохранив при этом культуру этническую – коми-зырян. Нигде в мире нет такого «бригадно-вахтового» способа оленеводства, как в России, в основе которого лежит опыт ижемцев, уже два-три века назад отказавшихся от постоянной кочевой жизни и научившихся пригонять стада на зимний период к своим селам.
Мало кто знает, что в конце XIX - начале XX века в каждом селе небольшого притока Печоры, Ижмы, были свои миллионщики. Семейные кланы изьватас контролировали огромнейшие территории российского севера от Кольского полуострова до Обской губы. Именно ижемские семьи вели всю мелкооптовую торговлю на европейском севере России. В конце XIX – начале XX века замша – кожа из шкуры оленя – завоевала парижскую моду.
В советский период огромные территории ижемцев были раздроблены административными границами. Начало добычи нефти на притоке Ижмы Ухте послужило появлению Ухтинского района, строительство железной дороги разделило Сосногорский и Печорский районы, открытие месторождений газа отделило и северную часть в самостоятельную административную единицу – Усинский район.
Сегодня оленьи стада ижемцев, кочующие по вековечным дедовским проходам, передвигаются по «чужим» районам, выпасаются в тундрах «чужой» территории – Ненецкого автономного округа. Но для кочевого образа жизни границы регионов не имеют значения, и это не повлияло на уклад ижемских оленеводов. Их сезонное кочевье с обязательным возвращением осенью к родовым домам из года в год продолжается.
Достопримечательности
Туризм в Ижемском районе представлен событийным туризмом – традиционным праздником коми-ижемцев «Луд», который проходит в канун начала сенокосной страды.
На празднике проходят выступления народных фольклорных коллективов всего района, конкурс народного костюма «Хоровод невест», где молодые женщины представляют не только народный костюм, но и определенные знания по традиционной культуре, импровизированное представление знакомств потенциальных женихов и невест из разных сел района, а также из других регионов Российской Федерации, где проживают коми-ижемцы. Ярким зрелищем праздника являются показательные выступления спортсменов по национальным видам спорта (прыжки через нарты, метание аркана). Праздник также необычен и отличителен конными верховыми скачками по заливным лугам. Собираются всадники со всего района.
Праздник получил высокую оценку и положительные отзывы гостей, стал популярен среди населения. Традиционный праздник коми-ижемцев «Луд» вошёл в число 11 чудес Республики Коми.
В 2015 году Традиционный народный праздник «Луд» Ижемского района и его организаторы стали лауреатами профессиональной премии «Грани театра масс» за 2013-2014 годы и победителями в номинации «Лучший национальный праздник».
Еще одной достопримечательностью Ижемского района являются Галфедьские камни. Данная достопримечательность находится возле деревни Малое Галово. Здесь, на берегу реки Ижмы лежат несколько десятков больших камней правильной сферической формы. Фантастическая картина напоминает кладку яиц динозавров или остатки древней цивилизации.
Несколько лет назад «галфедьса изъяс» (так ижемцы называют малогаловские камни) были признаны одним из чудес районного масштаба. Кажется, что какой-то древний великан разбросал по берегу каменные шары. Большая часть камней потрескалась, а некоторые даже полностью разломаны. Но попадаются и целые. Самые маленькие из них около метра в диаметре, а наибольшие достигали трех-четырех метров. Некоторые находятся на берегу, другие скатились в воду. В данный момент разрабатывается туристический маршрут к необычным малогаловским камням.
Сизябск
Уже 11 лет развивается туристический бизнес в поселке Сизябск. Сначала на холме появился небольшой домик, а затем и настоящий оленеводческий чум. Тут гости могут примерить малицу, прокатиться на ватрушках-тюбингах, сфотографироваться с настоящим оленем. На Базуе (так называется холм) есть свой музей истории и культуры XX века. Здесь собраны атрибуты пионерии и комсомола, граммофон, печатная машинка и другие экспонаты, обнаруженные в домах земляков. Есть в музее школьная форма советской эпохи и лозунги. Под одной крышей с «советским» музеем в сенях находится музей охоты и рыболовства, в котором собраны старинные снасти и современные трофеи: широкие охотничьи лыжи, старый рубанок, деревянные щипцы, используемые при дублении оленьих шкур, в избушке – птичий хвост и старинный пистолет или обрез. Туристы в Сизябске могут попробовать оленину, рыбу, шаньги, прочие местные деликатесы и главное блюдо туристического меню – вареная оленина.
Куда пойти
Ижма — село на правом берегу реки Ижмы, центр Ижемского р-на, древнейшее коми селение на реке Ижме. Люди жили на Ижме ещё в древности; неподалеку от села Ижмы археологами обнаружены 2 древних поселения, одно из них относится к VIII — III вв. до н. э. Село Ижма возникло в 1567 — 1576 гг. Побывавший здесь в конце XIX века архангельский губернатор А.П. Энгельгардт упомянул в книге о своей поездке старинную летопись Ижемской церкви; в ней говорилось, что Ижма возникла в 1567 г. (эта летопись не сохранилась). По другой публикации XIX века селение было основано в 1572 г. переселенцами из Усть-Цильмы, но документально это не подтверждается. В платежной книге 1575 г., в которой есть описание всех селений и угодий нижней Печоры и Ижмы, об этом населенном пункте не упоминается. Первые сведения о его существовании относятся к 1576 г.: в сохранившихся архивных документах упоминается Ижемская слободка — нынешнее село Ижма. Его основателями были коми, переселившиеся сюда с Выми и верхней Мезени.
Слободка быстро росла. Основанная позже Усть-Цильмы, она через некоторое время значительно превзошла ее по числу жителей. В 1638 г. в Ижме насчитывалось 37 крестьянских дворов, а в 1646 г. — уже 65. более подробные сведения о населении Ижмы относятся к 1679 г. Тогда в Ижемской слободке имелось 5 дворов церковнослужителей, 52 крестьянских и 6 нищих дворов. Ижемцы носили следующие фамилии: Сметанин, Филиппов, Истомин, Хозяинов, Терентьев, Кучкасов, Канев, Анофриев, Вокуев, Дуркин, Витязев, Артемьев, Родионов, Беляев, Загибалов, Пигалин, Поздеев, Нечаев, Кучеев и др.
Большинство населения составляли коми, но жили здесь и представители иных народов. Так, русскими по происхождению были Константин Маркович и его племянник Федот Петрович Рочевы, получившие свою фамилию от местных коми жителей («роч» — «русский»). Герасим Ананьевич Чупров с сыновьями Кириллом и Проней переселился в Ижму из Усть-Цильмы в середине XVII века. С Пинеги в Ижму пришел крестьянин Пантелей Иванович (его фамилия не указана), из Пустозерска — Тимофей Матвеевич Кожевин и Лука Афанасьевич Голубков. В слободке поселилось и несколько ненцев («новокрещеные самоядины»).
Еще 10 крестьянских дворов запустели во время голода 1655, 1661 — 1662 и 1678 -1679 гг., вызванного сильными неурожаями, от которых пострадал весь Север России. В 1661 г. ижемцы жаловались, что у них «хлеб не родится, и погибаем хлебною нужею, питаемся… травою». В 1678 г. очевидец сообщал: «Жители… гладом тают и умирают… и такая нужда в сей стране повсюду на…Ижме, Усть-Цильме и на Пустозерском остроге». Часть владельцев опустевших дворов умерла, другие бежали из Ижмы, туда, где надеялись найти избавления от нищеты и голода: А. А. Филиппов « сшол от голоду в Пермь Великую», С.Ф.Кузьминых « умре, а дети ево сошли в Сибирь, да ево ж сын Тимошка в стрельцах в Пустозерском остроге», К.И.Бабиков… «от голода сшол в Кевролу (на Пинегу) з женой и з детьми…»
Ижемцы сеяли рожь и ячмень, но своего хлеба им не хватало, приходилось покупать его втридорога у приезжих купцов. Важное значение в хозяйстве местных жителей имела рыбная ловля. Семгу и семужную икру охотно покупали приезжие торговцы. Но особенно важную роль играла охота, главным образом пушная. Жители Ижмы промышляли соболя, песца, горностая, белку и т.п. Охотились они как в угодьях на Ижме, так и в более отдаленных районах — на Печоре и в Зауралье. Московские купцы специально приезжали в Ижемскую слободку за мехами. Позднее Ижемцы сами стали ездить на ярмарки в Москву, Петербург, Новгород и другие города. С XVIII в. жители Ижмы стали заниматься оленеводством, внесли в него немало рациональных приемов и со временем стали самыми крупными оленеводами на Севере. В публикации 1865г. говорится, что в Ижме «редкий хозяин имеет от 500 до 1000 голов оленей». Завезя из Устюга молочный скот, Ижемцы вывели на его основе новую породу, причем столь удачную, что в середине XIX в. даже писали: «Ни в одном месте Архангельской губернии не приготовляется столь вкусное молоко и масло, как в Ижме…где можно делать сыры не хуже голландских».
Успешное в целом развитие хозяйства способствовало росту населения Ижемской слободки. До II пол. XVIII в. она была единственным селением на Ижме. Об Ижемской слободке (с XIX в. — село Ижма) писали как об одном из самых примечательных по своему многолюдству селении Архангельской губернии.
В середине XIX века, как пишет побывавший там путешественник, селение состояло из двух частей — Верхнего конца и Нижнего конца. На точке их соединения стали 2 церкви (на четырехугольной площадке). «Между домами — по обе стороны от церквей — тянется прямая и довольно широкая улица, с которой в разных направлениях смыкаются извилистые переулки. Широко распаханные нивы с двух сторон охватывают селение, а с третьей — небольшое болото, на котором построен мост, ведущий к сухому сосновому бору».
В 1838-1866 гг. происходили волнения ижемских крестьян, протестовавших против введения тяжелой дорогостроительной повинности. В 1820 г. в Ижме открылась церковно-приходская школа, впоследствии преобразованная в сельское училище для мальчиков, при котором в 1871 г. был открыт ремесленный класс. В 1873 г. появилось училище для девочек. Первые Ижемские церкви были деревянные, не раз сгорали при пожарах. Один из них, «истребивший большую часть домов и церковь», случился в 1700 г. В 1806 — 1828 гг. была построена каменная Преображенская церковь. В 1862 г. построили также новую деревянную церковь. В 1873 г. в селе насчитывалось 170 дворов, 1842 жителя. В конце XIX в. ижемцы переселялись за Урал (на Обь), на Кольский полуостров, где потомки переселенцев живут до сих пор. В 1897 г. в селе было 2166 жителей. В 1905 г. в Ижме имелось 277 дворов, 2746 жителей; в 1918г. — 365 дворов, 2400 жителей; в 1926г. — 458 дворов, 2195 жителя (941 мужчин, 1251 женщин). К 1970г. численность населения увеличилась до 3090 человек, к 1989 г. — до 3595 человек (1760 мужчин, 1835 женщин), из них 79% коми.
Ижемский район Республики Коми.
История района. Природа. Достопримечательности. Памятники истории и архитектуры
Ижемский район. Краткая справка. История
Ижемская Слобода
- ИЖЕМСКАЯ СЛОБОДА, согласно некоторым данным (летопись не сохранилась), была
основана в 1567 году. По другой публикации 19 века (документально не подтвержденной)
селение основано в 1572 переселенцами из Усть-Цильмы. По сохранненым архивным данным
в 1576 упоминается Ижемская слободка основанная коми-переселенцами с Выми и верхней Мезени.
Ижемцы сеяли рожь и ячмень, но хлеба своего не хватало, приходилось покупать втридорога у заезжих купцов. Большое значение в хозяйстве местных жителей имела рыбная ловля. Семгу и семужную икру охотно покупали приезжие торговцы. Также значительную роль в жизни коми-ижемцев играла охота, главным образом пушная. Ижемцы промышляли соболя, горностая, белку. Охотились как в местных угодьях, так и в отдаленных районах – на Печоре и дальше в Зауралье.
В 1820 в Ижме открылась церковно-приходская школа, в 1850 она преобразовалась в приходское училище, а в 1869 – в 2-х классное сельское училище для мальчиков. 28 марта 1873 открылось женское училище. В 1862 открылось сельское училище в селе Краснобор, в 1875 – в Мохче. В 1885 году открылась церковно-приходская школа в Сизябске, в 1894 – в Большое Галово.
В 1927 в Ижме открыли профтехшколу для подготовки кадров для речного флота.
В 1932-1933 в селе работал Ухта-Печорский горно-нефтяной техникум, переведенный в 1933 в Чибью (Ухтинский горно-нефтяной колледж).
В сентябре 1930 в Ижме открылось среднее специальное учебное заведение Наркомзема РСФСР - Ижемский зооветеринарный техникум. За годы существования он подготовил 112 зоотехников и 155 ветеринарных фельдшеров, 99 оленеводов. В 1949 техникум вошел в состав Сыктывкарского СХТ.1 марта 1932 года введена в эксплуатацию новая Ижемская электростанция. Она была заложена 7 ноября 1927, строительство началось в 1930 г.
В 1952 году легкоатлет Александр Ануфриев, уроженец деревни Диюр (Ижемский р-н, Красноборская с/а), стал серебряным призером в беге на дистанцию 10000 м на летней олимпиаде в Хельсинки.
В 1939 введена авиалиния Сыктывкар - Ухта - Ижма. Организован колхозно-совхозный театр в Ижме.В 1976 году на Олимпийских играх в Инсбруке Раиса Сметанина из села Мохча завоевала две золотые медали в лыжных гонках на 10 км и эстафете.
В 1980 на Олимпийских играх в Лейк-Плесиде Василий Рочев, уроженец деревни Бакур (Ижемский район, Сизябская с/а), стал олимпийским чемпионом в лыжной эстафете.
1993-1999 – строительство асфальтированной дороги Ижма-Ираель.
Сегодня в Ижемском районе существует 6 сельскохозяйственных предприятий: СПК «Агро-Центр», СПК «Заречье», ООО «Заречье» (с. Сизябск), ООО «Агро-Север» (с. Ижма), ООО «МЗ «Диюрский» (д. Диюр), СПК «Боровая» (с. Брыкаланск).Прощание с Ижмой. Легендарный взлет Ту-154 (7 сентября 2010 этот самолет аварийно приземлился на заброшенный аэродром в селе Ижма)
Программа переселения северян в южные регионы РФ
- В 2002 году Госдумой принят Федеральный Закон (№ 212 от 17.07.2002) «О жилищных субсидиях гражданам,
выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностям» в южные регионы с более благоприятными
климатическими условиями. В РК действуют две схемы переселения граждан:
1). переселение граждан из населённых пунктов (Усть-Цилемского, Ижемского, Троицко-Печорского районов и др.), расположеных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей за счёт средств федерального бюджета согласно Закону № 212 и
2). переселение избыточного населения городов Крайнего Севера Инты и Воркуты за счёт средств господдержки угольной отрасли.
В соответствии с этим Законом № 212 субсидии предоставляются гражданам, прибывшим в эти районы на пмж до 1 января 1992, имеющие трудовой стаж на Крайнем Севере не менее 15 лет и не имеющие другого жилья на территории РФ за пределами районов Крайнего Севера. Одним из условий получения жилищного Сертификата по программе переселения является освобождение ранее занимаемого жилья на Севере.
Для молодых семей, желающих переселится с Крайнего Севера, и приобрести квартиру в южных регионах России, например в Самаре, самый оптимальный вариант – это Ипотека. При этом, предоставление государством средств материнского капитала и др. сертификатов облегчит получение
Ижма прославилась 7 сентября 2010 года, когда самолёт с отказавшими двигателями приземлился в её давно закрытом аэропорту. Это было чудо – но не случайность: все эти годы бывший смотритель аэропорта Сергей Сотников поддерживал полосу в рабочем состоянии, чем и спас в итоге несколько десятков жизней.
Центр Ижемского р-на, древнейшее коми селение на реке Ижме.Село Ижма возникло в 1567 - 1576 гг. Его основателями были коми, переселившиеся сюда с Выми и верхней Мезени. В конце XIX в. ижемцы переселялись за Урал (на Обь), на Кольский полуостров, где потомки переселенцев живут до сих пор. к 1989 г. население 3595 человек из них 79% коми.
Поселившись между ненцами и русскими, ижемцы стали связующим звеном двух народов: на юг они продавали оленью замшу и рыбу, на север – железо, чай и алкоголь. За предприимчивость их называли "евреями Севера", и в их сёлах были не редкостью деревянные дворцы крестьян-миллионеров. Ныне ижемцев всего 16 тысяч человек (а коми вообще – более 300 тысяч), но в Республике они занимают значительно большее место: с Ижмы – цвет коми культуры, лучшие спортсмены (например, легендарная лыжница Раиса Сметанина), многие политики. В центре Сыктывкара во дворе одного из немногих "уездных" домиков стоит "Изьвас-керка" (Ижемская изба) – культурный центр, где с талантом ижемских художников и музыкантов можно познакомиться воочию.
В Ижме дома покрашены в яркие цвета, в центре – новая кирпичная , а вот столь характерной для нашего Севера разрухи тут нет. Скорее – маленький зажиточный городок, чем село. Ижма – столица, и с четырьмя "пригородами" за рекой (Гам, Мохча, Бакур, Сизябск) в ней живёт половина всех ижемцев. Центр посёлка – , в его дворе до сих пор не восстановленная (1806-28). На главной улице – несколько "миллионерских" изб, одну занимает краеведческий музей. Работают там молодые, но потому заинтересованные люди, которые любят свой край и рады гостю, а увидеть можно как предметы быта ижемских крестьян, оленеводов и купцов, так и творчество местных художников: так, картины Татьяны Поповой не нарисованы, а склеены из перьев. Здесь же – деревянный "правительственный квартал" Ижемского края, а в нескольких километрах от села, у переправы, тот самый аэродром , откуда самолёт улетел 7 сентября 2010 года. Сотников же за свой труд был награждён "Бураном" – на Севере эта машинка ценнее любого внедорожника.
В Ижме есть две гостиницы, но лучше идите в Сизябск – если глядеть с ижемской набережной (а это именно набережная!), это село крайнее справа. Села за рекой такие же ухоженные и просторные, в каждом сохранилась закрытая церковь. На угоре у входа в Сизябск виден чум во дворе избы – там живёт Зинаида Павловна Вокуева, своими силами создавшая в Сизябске этнографический музей "Войвыв сикт" ("Северное село"), одновременно являющийся гостевым домом, где можно хорошо отдохнуть и отведать тундровой еды – строганины, оленины, ижемских шанег из двух видов муки. С недавних пор ещё один чум Вокуевой стоит в Сыктывкаре, на стадионе имени Сметаниной в посёлке Выльгорт.
Лучшее время на Ижме – март и апрель, когда солнечно, тепло и очень снежно. Зимой многие ижемцы пересаживаются с машин на сани, в которых запряжены лошади. А вот олени к весне уходят на летние пастбища у Чёрной реки, зимой же их можно видеть в окрестностях Ижмы – но оленеводы очень замкнуты и осторожны, фотографирование оленей для них - сглаз. Летом тут заедает гнус, но стоит побывать на народном празднике "Луд". А вот мягкий и красивый коми язык, ижемский диалект, здесь можно услышать постоянно – на нём говорит 4/5 ижемцев, а в сёлах не каждый поймёт по-русски.
Wiki: ru:Ижма (Коми)
село Ижма в Республике Коми (Россия), описание и карта связанные воедино. Ведь Мы - места на карте мира. Узнайте шире, найдите больше. Находится 96,1 км на север от Ухты. Найдите интересные места вокруг, с фотографиями и отзывами. Ознакомьтесь на нашей интерактивной карте с местами вокруг, получите более подробную информацию, узнайте мир лучше.
Всего 6 редакций, последнее 4 года назад сделано Kashey из Подольска
Ижма
Ижма (Изьва) - село на правом берегу Ижмы (левый приток Печоры), центр сельской администрации и Ижемского района, в 544 км от Сыктывкара , древнейшее коми селение на р.Ижме. Неподалёку от с.Ижмы археологами обнаружены два древних поселения, одно из них относится к VIII-III вв.до н.э. Село Ижма возникло в 1567-1576 . Побывавший здесь в к.XIX в. архангельский губернатор Энгельгардт А.П. упомянул в книге о своей поездке старинную летопись Ижемской церкви ; в ней говорилось, что Ижма возникла в 1567 (эта летопись не сохранилась). По др.публикации XIX в. селение было основано в 1572 переселенцами из Усть-Цильмы, но документально это не подтверждается. В платёжной книге 1575, в которой есть описание всех селений и угодий нижней Печоры и Ижмы, об этом населённом пункте не упоминается. Первые сведения о его существовании относятся к 1576: в сохранившихся архивных документах упоминается Ижемская слободка - сегодняшнее село Ижма.
Его основателями были коми , переселившиеся сюда с Выми и верхней Мезени. Слободка быстро росла. Основанная позже Усть-Цильмы, она через некоторое время значительно превзошла её по числу жителей. В 1638 в Ижме было 37 крестьянских дворов , а в 1646 - уже 65. Более подробные сведения о населении Ижмы относятся к 1679. Тогда в Ижемской слободке было 5 дворов церковнослужителей, 52 крестьянских и 6 нищих дворов. Ижемцы носили следующие фамилии: Сметанин, Филиппов, Истомин, Хозяинов, Терентьев, Кучкасов, Канев, Анофриев, Вокуев, Дуркин, Витязев, Артемьев, Родионов, Беляев, Загибалов, Пигалин, Поздеев, Нечаев, Кучеев и др. Ижемцы сеяли рожь и ячмень, но своего хлеба им не хватало, приходилось покупать его втридорога у приезжих купцов . Важное значение в хозяйстве местных жителей имела рыбная ловля. Сёмгу и сёмужную икру охотно покупали приезжие торговцы. Но особенно важную роль играла охота, гл.образом пушная. Жители Ижмы промышляли соболя, песца, горностая, белку и т.п. Охотились они как в угодьях на Ижме, так и в более отдалённых районах - на Печоре и в Зауралье.
Московские купцы специально приезжали в Ижемскую слободку за мехами. Позднее ижемцы стали ездить на ярмарки в Москву, Петербург , Новгород и др.города. Большинство населения составляли коми, но жили здесь и представители иных народов . Так, русскими по происхождению были Константин Маркович и его племянник Федот Петрович Рочевы, получившие свою фамилию от местных коми жителей ("роч" - "русский"). Герасим Ананьевич Чупров с сыновьями Кириллом и Проней переселился в Ижму из Усть-Цильмы в с.XVII в. С Пинеги в Ижму пришёл крестьянин Пантелей Иванович (его фамилия не указана), из Пустозёрска - Тимофей Матвеевич Кожевин и Лука Афанасьевич Голубков. В слободке поселилось и несколько ненцев ("новокрещённые самоядины"). 10 крестьянских дворов запустели во время голода 1655 , 1661-1662 и 1678-1679 , вызванного сильными неурожаями, от которых пострадал весь Север России. В 1661 ижемцы жаловались, что у них "хлеб не родится, и погибаем хлебною нужею, питаемся... травою". В 1678 очевидец сообщал: "Жители... гладом тают и умирают... и такая нужда в сей стране повсюду на... Ижме, Усть-Цильме и на Пустозёрском остроге".
Участница праздника "Луд"
Часть владельцев опустевших дворов умерла, другие бежали из Ижмы, туда, где надеялись найти избавление от нищеты и голода: Филиппов А.А. "сшол от голоду в Пермь Великую", Кузьминых С.Ф. "умре, а дети ево сошли в Сибирь, да ево ж сын Тимошка в стрельцах в Пустозёрском остроге", Бабиков К.И... "от голода сшел в Кевролу (на Пинегу) з женою и з детьми...". Первая деревянная ижемская церковь "во имя Преображения господня, с приделом Ильи пророка" была построена, по данным Тентюковой Ф.А., в 1678 . Она не раз сгорала при пожарах. Один из них, "истребивший большую часть домов и церковь", случился в 1700 . В 1728 была построена новая деревянная одноэтажная церковь, впоследствии также сгоревшая. Лепёхин И.И., побывавший здесь в 1772 , отметил, что при церкви была "колокольня деревянная... высокая и искусно построенная". В петровскую эпоху велись активные поиски железных и медных руд на Урале и в Сибири при содействии местных крестьян . Было положено начало разведке каменного угля в Подмосковье, Донбассе , Кузбассе, районе Воркуты , нефтяных месторождений в районе Ухты и в Западной Сибири. В развитие горного дела и металлургии в России значительный вклад внесли де Геннин Г.В., Татищев В.Н. , Брюс Я.В . Предпринимались спорадические попытки наладить промышленную добычу нефти при впадении р.Ухты в Ижму.
С XVIII в. жители Ижмы стали заниматься оленеводством, привнеся в него немало рациональных приёмов и со временем стали самыми крупными оленеводами на Севере. В публикации 1865 говорится, что в Ижме "редкий хозяин не имеет от 500 до 1000 голов оленей". Завезя из Устюга молочный скот, ижемцы вывели на его основе новую породу, причём столь удачную, что в с.XIX в. даже писали: "Ни в одном месте Архангельской губернии не приготовляется столь вкусное молоко и масло, как в Ижме... где можно делать сыры не хуже голландских". Успешное в целом развитие хозяйства способствовало росту населения Ижемской слободки. До первой пол.XVIII в. она была единственным селением на Ижме. Об Ижемской слободке (с XIX в. - село Ижма) писали как об одном из самых примечательных по своему многолюдству селений Архангельской губернии . В с.XIX в., как пишет побывавший там путешественник, селение состояло из двух частей - Верхнего конца и Нижнего конца. На точке их соединения стояли 2 церкви (на четырёхугольной площадке) "между домами - по обе стороны от церквей - тянется прямая и довольно широкая улица, с которой в разных направлениях смыкаются извилистые переулки.
Широко распаханные нивы с двух сторон охватывают селение, а с третьей - небольшое болото, на котором построен мост, ведущий к сухому сосновому бору". В 1801 было получено разрешение на постройку каменной двухэтажной церкви с двумя престолами. Каменная Преображенская церковь была построена в 1807-1828 . 29 НЯ 1821 освятили первый престол, 22 НЯ 1828 - второй. В 1829 разобрали деревянную церковь (построенную в 1773 ). В 1833 и 1848 каменную церковь перестраивали, в 1884-1888 построили третий престол. В 1860 была разобрана ещё одна деревянная церковь, существовавшая с 1794). В 1862 построили новую деревянную церковь. В 1820 в Ижме открылась церковно-приходская школа, в 1850 преобразованная в приходское училище, а в 1869 - в двухклассное сельское училище Министерства просвещёния для мальчиков, при котором в 1871 был открыт ремесленный класс (обучали здесь портняжному и сапожному ремеслам). 28 МР 1873 открылось женское училище, 7 ЯН 1891 - церковно-приходская школа. В 1833-1838 происходили волнения ижемских крестьян, протестовавших против введения тяжёлой дорогостроительной повинности. В 1862 построили также новую деревянную церковь.
В 1873 в селе насчитывалось 170 дворов, 1842 человека . В к.XIX в. ижемцы переселялись за Урал (на Обь), на Кольский п-ов, где потомки переселенцев живут до с.п. В 1897 в селе было 2166 человек. В 1905 в Ижме было 277 дворов, 2746 человек: в 1918 - 365 дворов, 2406 человек, в 1926 - 458 дворов, 2192 человека. В 1921 коми составляли 97,4% человек, русские - 1,4%, ненцы - 1,2%. 19 ОК 1927 здесь открыли профтехшколу для подготовки кадров речного флота (в 1930 переведена в Щельяюр). В 1930 в селе имелись районные учреждения, зубоврачебный кабинет, консультация для женщин и детей, фельдшерско-акушерский пункт, пароходная стоянка, школа, изба -читальня, райдом крестьянина, детский сад, районная центральная библиотека, народный дом, агропункт, зоопункт, камера нарсуда , бактериологический институт, заготпункт госторга , крестьянский комитет общественной взаимопомощи, райагроном. При советской власти Ижма - так же ходовое название лагерей , выделенных в самостоятельное управление из Ухтпечлага в 1933 . В 1932-лето 1933 в селе работал Ухта-Печорский горно-нефтяной техникум, переведённый в Чибью . В 1950-х разрушили старинную деревянную Преображенскую церковь. К 1959 численность населения увеличилась до 2495 человек, к 1970 - до 3090 человек, к 1989 - до 3595 человек, из них 79% коми; к 1992 - до 3914 человека. В 2000 в Ижме жили 3838 человек.
Сыктывкар Археология Бюджет Власть государственная Воркута Государство Губерния ГУЛАГ Двор Действие социальное Донбасс Зыряне Изба