Как научить ребенка читать по-английски – важные правила и частые ошибки при обучении. Английский для детей — все лучшее в одном месте Как ребенку в 8 лет выучить английский язык
У нас в России любят говорить: «Он (она) владеет языком в совершенстве». Такого понятия в «Общеевропейской системе оценки знания иностранных языков» нет - знание языка определяется по шести уровням (A1, A2, B1, B2, C1, C2, при этом A1 - самый низкий, а С2 - самый высокий).
Этим уровням приблизительно соответствуют названия взрослых учебников (Starter, Elementary A1, Pre-Intermediate – A2, Intermediate – B1, и так далее).
Подавляющее большинство материалов для возраста 6-11 лет (с пометкой Primary) находятся на уровне А1-А2. То есть если вы 5-10 лет сражались с английским в школе, институте или на курсах, то лексико-грамматический материал детского учебника будет вам посилен (более того, вы сможете его объяснить ребенку). Лексика и грамматика уровней Upper-Intermediate и Advanced будет активно задействоваться еще не скоро (скажем так: к моменту выпускного экзамена по иностранному языку подростку неплохо бы иметь уровень Upper-Intermediate).
У вас есть время подтянуть собственный английский, - «идти на шаг впереди ребенка».
С другими умениями ситуация может оказаться сложнее.
Произношение
Дети будут копировать ваше произношение. Если оно несовершенно - необходимо активно задействовать аудио- и видеоматериалы и самим стремиться копировать речь дикторов.
Стоит разобраться с «рунглийскими» ошибками в собственной речи и устранить их до того, как ребенок успеет их перенять.
Носители рунглийского языка не делают различия между открытыми/закрытыми и краткими/долгими гласными звуками. Например, они одинаково произносят /i/ (heat) и /ɪ/ (hit), /ɔ/ (port) и /ɒ/ (pot), /ɑ/ (heart) и /ʌ/ (hut), и т. д.
В рунглийском языке звук /æ/ (bad) звучит как /ɛ/ (bed).
В конце слова звонкие согласные произносятся как глухие, так что невозможно отличить слово dog от dock, hard от heart, и т. д.
Отсутствие звуков /ð/ и /θ/ в русском языке приводит к тому, что, например, слово thing может произноситься как sing, а then произноситься как zen.
Вспомните значки транскрипции и обращайте внимание на транскрипцию тех слов, которые предстоит осваивать с ребенком. Обратите внимание: символы транскрипции в британских словарях и учебниках отличаются от тех, которые мы привыкли видеть в российских учебниках (ненамного, не пугайтесь). Учить ребенка читать (тем более - записывать) транскрипцию на этом уровне нецелесообразно. Мне грустно узнавать от родителей, что в первом или втором классе, едва освоив первые английские слова, дети начали изучать транскрипцию. Ее должны знать родители! А ребенок может воспользоваться говорящим словарем (Лингво, например).
Копируйте произношение фраз, которые встречаются вам в аудио- и видеокурсах.
Выучите несколько выражений одобрения на английском и старайтесь их использовать. Well done! Good job! You’re good at it! Excellent! (хвалить часто, но честно). Прислушайтесь, с какой интонацией произносят эти фразы носители языка.
Аудирование
Часто оказывается, что умения развиты неодинаково. Некоторые ученики неплохо говорят, отлично читают, безупречно делают грамматические упражнения - и едва различают речь на слух. Что не удивительно, если вспомнить, какие магнитофоны стояли в классах в 90-е годы и что на них слушали. Но в наши дни, когда под рукой англоязычные DVD-фильмы, youtube.com (где можно найти лекции для взрослых на английском на любые темы, в том числе и по грамматике, лексике и фонетике), радиостанции, транслируемые в Интернете, родитель может совершенствовать свои знания между делом.
Одна из целей изучения языка в этом возрасте - создать положительную мотивацию. Воздействуйте личным примером. Покажите, что вам интересен английский. Пусть ребенок видит, что вы читаете английские статьи, смотрите фильмы (или учебные видеоматериалы для взрослых). Расскажите, что вы тоже узнаете новые слова и выражения. Вспомните интересные ситуации из вашей жизни, связанные с иностранным языком...
Повседневная речь и classroom language
Иногда этот аспект в школе и вузе оказывается «забыт». Выпускникам проще изложить историю Англии или рассказать про экономическую ситуацию, чем вспомнить фразы типа «Приятно познакомиться», «Откуда вы родом» и «Не могли бы вы передать соль?».
Возможны два варианта устранения проблемы:
Прорабатывать речевые штампы по мере того, как они встречаются в детском учебнике
Подготовить к каждому занятию те или иные речевые штампы (связанные с ситуациями), и стараться их почаще использовать.
В идеале, стоит стремиться во время занятия лишний раз не переключаться на русский язык.
Учебные пособия
По взрослому учебнику (даже для начинающих с нуля), пусть и очень интересному, с ребенком заниматься тоже не стоит. Грамматика и лексика там будут те же самые, а вот темы для обсуждений, сценки, проекты - совершенно разные (соответствующие возрасту).
Из всего разнообразия английского языка для изучения обычно выбирают британский или американский его вариант, реже - Mid-Atlantic English (американский, приближенный к британскому). Я рекомендую заниматься БРИТАНСКИМ английским:
Именно этот вариант вы, скорее всего, изучали сами
Особенности американского английского российский экзаменатор легко может принять за ошибку
Отдельные американские материалы вы можете использовать, но старайтесь избегать путаницы. Разберитесь в вопросе сами (почитайте о различии британской и американской орфографии, грамматики, произношения, лексики) - хотя бы для того, чтобы не считать американский вариант ошибкой.
Итак, учебник, который вам потребуется, относится к British English Primary. Этот учебник:
Британский
Представляет собой учебный курс, а не пособие для развития отдельных умений и навыков (т. е. это не книга для домашнего чтения и не грамматика, а основной материал для занятий, сочетающий в себе работу над говорением, чтением и аудированием, а в идеале еще и разделы типа learning to learn)
Написан не более чем 10-15 лет назад
Предназначен для детей соответствующего возраста (иногда бывает, что ученик девяти лет может заниматься по подростковому учебнику, - но не по взрослому и не по учебнику для дошкольников).
Брать в качестве основного курса учебники российских авторов я не рекомендую. Британские учебники строятся на основе эффективных методик; в них нет ошибок, очень мало опечаток (российские издательства ухитряются даже плакат с английским алфавитом издать с ошибками), они отражают современное состояние языка; они прошли пилотирование (т. е. по пробной версии учебника занимались группы, и после этого автор учел замечания и пожелания); они являются частью большого комплекса грамотно составленных пособий (т. е. закончив учебник, вы легко перейдете к учебнику следующего уровня из той же серии). При этом надо отметить, что некоторые британские пособия в последнее время были русифицированы - то есть российские авторы написали свои пояснения и дополнения к популярным британским пособиям. Если вы занимаетесь по соответствующему британскому пособию, такая книга окажется очень кстати.
Используйте учебник, но не стремитесь выполнить все задания в том виде, как предлагает автор; в книге для учителя обычно имеются альтернативные решения.
Подбирайте учебные материалы, соответствующие уровню подготовки ребенка. Учебные пособия обычно имеют пометки типа A1, A2, B1 или Starter, Elementary, Pre-Intermediate.
Дополнительные материалы
Заниматься исключительно по учебнику, даже самому интересному, было бы тоскливо. Учебник - каркас, позволяющий вам не упустить важные темы, работать в рамках имеющегося уровня, переходить на следующий уровень. А за пределами учебника находится собственно язык, живой, интересный, яркий. Расскажите о культуре и истории Англии и США (можно по-русски) - и тут же подберите какой-то материал на ОЧЕНЬ ПРОСТОМ АНГЛИЙСКОМ, чтобы это проиллюстрировать. Используйте видеоматериалы - звучащая речь воспринимается совершенно иначе, когда ее сопровождает видеоряд.
Видеокурсы
Для этого возраста отлично подходят видеокурсы Muzzy in Gondoland и Muzzy comes back. Эта программа была создана двадцать лет назад, так что, возможно, вы когда-то уже видели мультик про зеленого инопланетянина, который кушает часы, садовника Боба, влюбленного в принцессу, и коварного длинноносого злодея по имени Corvax. Очень рекомендую. Курс можно найти в Интернете. При этом надо помнить, что сам просмотр мультика, пусть и гениального с методической точки зрения - это лишь пассивное знакомство с материалом. После каждой части задействуйте ее материал в играх и упражнениях; пойте песни, которые встретились в мультике (например, попался вопрос Where are you from? - задайте его всем, кому только можно: Винни-Пуху, Бараку Обаме, герою японского мультика… и пусть ответят!). Курс включает в себя интерактивные упражнения, - но не менее интересно будет разыграть историю по ролям.
Некоторые видеокурсы можно посмотреть для закрепления пройденного. Например, Wizadora! - видеокурс как раз для этого возраста; это история колдуньи, у которой не всегда получается наколдовать то, что она планировала (есть на torrents.ru)/
Интересны 4 диска из серии Oxford English Video (перечисляю от простого к сложному): Three Billy-Goats; Goldilocks and the Three Bears; The Town Mouse and the Country Mouse; Aladdin. Из этих сказок «Три медведя» и «Аладдин» хорошо знакомы русским детям. В каждой сказке по четыре песенки, которые можно разучить. Возрастные рамки 5-9 лет весьма условны. Не все девятилетние будут с энтузиазмом заниматься по сказке, некоторым одиннадцатилетним может оказаться интересно. Но задания в приложении попадаются достаточно сложные.
Не обязательно учить английский, сидя на месте! Многие известные игры (например, игра с мячом «съедобное-несъедобное») могут использоваться для повторения английских слов (а еще для того, чтобы подвигаться и сбросить напряжение). На стишок Humpty Dumpty есть такое упражнение: сесть на пол, прижав колени к груди и обхватив их руками. Дойдя до слов "Humpty Dumpty had a great fall", перекатиться на спину. Продолжая рассказывать стишок и все так же держа руками колени, попробуйте снова перейти в положение сидя. Выигрывает тот, у кого это получится раньше.
Повторять лексику можно с помощью карточек с картинками. Сначала вы просто называете картинки, потом, когда слова уже знакомы - играете в What’s missing? , или, например, кладете карточку (не показывая ее) в конверт с небольшим отверстием, и по маленькому фрагменту изображения ребенок пытается угадать, что изображено на карточке. Игр с карточками существует огромное множество.
Nursery Rhymes - детские стишки, иногда очень старые. Поэтому в них могут встретиться, например, устаревшие грамматические формы. Но это не повод от них отказаться. Многие из этих стихов принято петь на определенный мотив, иногда стихи сопровождаются жестами или играми. Стоит посмотреть, как показывает их американская телеведущая
Каллен
The wheels on the bus
Old McDonald had a farm
Miss Polly had a dolly
Head, shoulders, knees and toes
If you"re happy and you know it
Адаптированные книги
Вот как раз здесь бывают случаи, когда соответствие уровню и возрасту не играет такой важной роли, и можно взять книгу чуть-чуть более сложную, чем учебник-«каркас». Подбирайте материалы для чтения, связанные с увлечениями ребенка, с его жизнью. В работе с книгами для чтения не советую увлекаться переводом - есть множество других способов проверить понимание текста (которые при это еще и помогают закрепить новую лексику).
Пригодится какой-либо из многочисленных «словарей в картинках» (иногда к ним прилагаются книги упражнений). Неплохо уже на этом этапе начать осваивать электронные словари.
Методика
Постарайтесь посмотреть на язык не как на набор правил, которые нужно освоить, а потом найти им применение, а как на множество ситуаций, к каждой из которых «привязаны» определенные структуры и лексика. Скажем, не «объяснить Present Simple, сделать на него упражнения и постараться использовать его в речи», а постараться представить, какие грамматические структуры понадобятся для рассказа «Наша семья», разобрать пример такого рассказа, а потом дать ребенку возможность на основе речевых шаблонов составить свой собственный рассказ (при этом сам термин Present Simple окажется на втором плане).
Важно, чтобы занятия не превратились в исключительно чтение и решение грамматических «задачек». Урок в учебнике может быть посвящен чтению, аудированию, даже письму - но на каждом уроке ученик должен разговаривать. Естественно, на изучаемом языке - поэтому не забывайте про classroom language.
Тем, у кого classroom находится дома, очень повезло: здесь намного больше предметов и действий с ними, которые можно обсудить по-английски (вспомните, что можно ДЕЛАТЬ в школьном классе: открыть книгу, подойти к доске, взять мел, вытереть доску… в общем, не так уж много). На начальном этапе может быть silent period - говорите только вы, а ребенок показывает картинку или выполняет действие, которое вы назвали по-английски. Названия пищевых продуктов можно осваивать на съедобном материале.
Отложите учебник!
Звучащее слово должно появиться раньше написанного. В зависимости от того, насколько раньше, говорят об устной основе обучения, устном опережении или устной презентации учебного материала. В британских учебниках для этого возраста уровень 1 часто не содержит НИКАКОГО текста для чтения - только речь и песни на диске, а в книге - иллюстрации к звучащим историям, упражнения в картинках, раскраски (так учат цвета), бумажные фигурки, с которыми можно разыграть сценки. Это - «устная основа обучения». На следующем этапе появляется текст, но новые слова все равно сначала произносятся, и только потом появляются в написанном виде. При этом частично решается проблема правил чтения: ребенок уже произносит слово правильно, остается соотнести произношение с написанием.
Мы привыкли представлять себе учебник иностранного языка в виде книги с текстами, и прогресс при работе с такой книгой вполне очевиден: сначала читали простенькие короткие тексты, потом - длинные и сложные. А при устной основе обучения язык становится неуловимым, и нам труднее оценить, какой путь уже проделан. Посмотрите на учебник с точки зрения функций (например: Знакомство, приветствие и прощание). О чем ребенок научился рассказывать?
Не превращайте занятия в экзамен. «А ну-ка, как будет по-английски…» - попросите родных и друзей не обращаться к ребенку с такими вопросами. Если они способны поддержать беседу на английском или рассказать сказку - это замечательно, а устраивать ребенку экзамен по переводу незачем (это и не освоение нового, и не отработка знакомого - это слова и фразы, вырванные из контекста). То, как освоена лексика, проверяется с помощью тестов внутри самого учебника, кроме того, слова из каждой темы «всплывают» в следующей (так бывает в хорошем учебнике).
Есть такое понятие - exposure, перевести которое можно словом «воздействие». Для того, чтобы усвоить язык, нужно слышать много-много примеров языка, причем эти примеры должны быть разнообразны, а по уровню – чуть-чуть сложнее того, что мы уже освоили. В идеале, скажу об этом еще раз, на уроке английского говорить следует только по-английски (получится далеко не сразу).
Отношение к ошибкам
Не стремитесь исправить все ошибки. Часто ошибки подразделяют на два типа - errors и slips. Errors происходят тогда, когда человек просто не знает правильного варианта. О такой ошибке иногда можно и не говорить (все правила сразу освоить невозможно). Slips - ошибки там, где ученик уже знает правило. Стоит сделать так, чтобы он мог сам их исправить. Чтобы ребенок научился говорить на английском языке, ему нужно часто и много говорить. Если останавливаться на каждой ошибке, то речь превратится в набор правильно произнесенных слов с большими паузами между ними.
Уже на этом этапе можно постепенно осваивать learning strategies (например, как учить слова, как пользоваться словарем).
Оценивая результаты занятий, обращайте внимание не только на то, сколько освоено слов и какие ребенок узнал грамматические обороты. Есть достижения менее «ощутимые», но не менее важные (например, самостоятельность в работе с темой, умение оценить себя, творческий подход к запоминанию слов). Вместе с ребенком учитесь придумывать яркие примеры для запоминания слов.
Межпредметные связи
Язык хорошо усваивается, когда из цели превращается в средство (для достижения другой цели). Попробуйте распечатать описание интересной поделки и сделать ее.
Постарайтесь найти очень простой текст на интересную ребенку тему (трудно, но реально; можно даже использовать текст из взрослого учебника уровней Starter или Elementary).
Многие родители правы: можно не дожидаться школьных занятий и начать обучать ребенка английскому языку в домашних условиях. Считается, что чем раньше он соприкоснется с English, тем проще и легче ему будут даваться иностранные языки потом.
Но, прежде чем приступать к занятиям, важно узнать: как правильно это делать, какие есть особенности преподавания дома, с чем можно столкнуться?
От нуля до бесконечности, или когда лучше начинать учить английский
Лингвисты говорят, что дети – уникальные существа в плане изучения языков. Без преувеличения, им любые подвиги по плечу и все дело в мозге.
Есть точка зрения, что у всех людей при рождении в мозгу уже заложен некий универсальный языковой код, который в дальнейшем трансформируется в конкретный язык. Т.е. человек рождается без знаний языка, но с какой-то основой, предподготовкой – он знает, как его освоить. Если ребенка поместить в совершенно другую языковую среду, например, во Вьетнам или страны Африки, то он воспримет суахили или вьетнамский как родной.
Исходя из этого, педагоги делают вывод – учить иностранные языки дети могут уже с младенчества, причем не один, особый механизм в мозгу поможет различать и не путать их. Однако необходимо учитывать особенности обучения, использовать методики преподавания для детей.
Простой подход к сложному: особенности обучения детей
Английский – непростой язык, чтобы его вот так легко было выучить в домашних условиях, причем с нуля. Потребуются часы кропотливого разбора грамматики, чтения, перевода и бесконечной практики разговора. Но это все потом, когда ребенок уже подрос, стал школьником и понял, как надо учиться.
Чтобы малыш быстро освоил английский, педагоги советуют придерживаться следующих принципов:
- Занятия должны проходить в форме игры, только так, через игру дети в первые пять лет жизни познают окружающий мир, приобретает опыт и знания.
- Родители, если они самостоятельно обучают дома, не должны как-то выделять уроки, делать на них акцент, например, говорить – сейчас мы будем учить английский, приготовься и будь внимателен.
- Ребенок не должен чувствовать давление и ответственность за неусвоенный материал, родители могут мягко и ненавязчиво напоминать пройденное, но не спрашивать как уроки.
Любая методика предполагает обязательное одобрение и поддержку. Детей невозможно перехвалить, но очень легко не додать уверенности в собственных силах.
Говорим по-английски. Начало положено.
Говорить с ребенком на английском, т.е. незаметно, но верно создавать базу, можно практически с пеленок, возрастных ограничений нет.
Учимся читать по-английски: важные шаги в обучении
После того, как английское слово стало привычным, малыш не задумываясь включает его в свою речь, можно переходить к чтению .
Методика проста: сначала буквы, потом короткие, но звучные слова, потом усложнение материала (дифтонги, сочетания). Маленькие, но ежедневные упражнения в игровой форме способствуют закреплению материала.
Чтение полезно тем, что это развивает зрительную память, у малыша появляется четкий графический образ слова, соотносящийся с понятием. Звуки и знакомые на слух слова обретают свое конкретное воплощение.
На этом этапе бесценен предыдущий опыт нарабатывания словарного запаса. Малыш легко произносит слово и знает, что за ним стоит, объем информации меньше и проще.
Кстати, здесь же родители могут сделать вывод о типе восприятия информации – аудиал или визуал их ребенок.
Как научить писать: никогда не рано начать
По опыту иностранных школ, где дети идут в школу с четырех лет и уже осваивают письмо, можно судить, что уже в нежном возрасте малыш готов к восприятию нового языка в полном объеме.
Начинать, конечно, стоит постепенно и давая шансы на ошибку. Для этого педагоги рекомендуют использовать не листы бумаги, а флип-чарт, магнитную доску, где легко и просто можно все исправить. Этот же метод идеален, если ребенку трудно сконцентрировать внимание на письме, усидеть на одном месте.
Задания должны быть простые, быстровыполнимые, но интересные и привлекательные. Например, нарисовать на доске рыбку и подписать ее и назвать используемые цвета, показать глаза, рот, хвост по-английски.
Психологи советуют обращать внимание на детский характер и темперамент, отталкиваясь от этого выработать собственную методику как научить ребенка английскому языку. Если малыш усидчив и внимателен, идеально подойдут книжки, карточки, плакаты, для непосед и гиперактивных лучше предпочесть говорящие игрушки, мультики, песенки, чтобы большая часть информации давалась на слух. И, конечно, все способы обучения надо чередовать, периодически видоизменять, чтобы процесс всегда вызывал детский интерес.
И, наконец, самый главный совет: в поисках оптимальных вариантов как научить ребенка английскому языку, важно не забывать, что все должно проходить легко, непринужденно, в игровой форме.
Относительные местоимения в английском языке - это местоимения, образующие относительное придаточное предложение. К ним относятся: who, whom, which, whose, that.
Желая, чтобы малыш развивался цельной и гармоничной личностью, многие родители приступают к образовательному процессу с раннего возраста. В числе прочего они хотят научить ребенка английскому языку, но, как правило, не знают, в каком возраста лучше начинать. Познакомимся с позициями педагогов и их рекомендациями на этот счет.
Возраст
Самый важный вопрос, на который предстоит ответить, – когда приступать к изучению иностранного языка, чтобы занятия проходил максимально продуктивно? Есть несколько основных точек зрения, информацию по которым представим в виде таблицы.
Оптимальный возраст | Аргументы за | Аргументы против |
До 2 лет | Малыши восприимчивы к овладению новой информацией, могут знакомиться с иностранным произношением интуитивно. Дети с удовольствием получают новые знания. Работа мозговых центров направлена на изучение языка. | Родная речь еще недостаточно сформирована, поэтому малышу еще рано приступать к знакомству с иностранной. Психологи считают, что параллельное изучение двух языков для ребенка очень сложно и вредно. |
3-5 лет | В этом возрасте дети отличаются хорошим развитием родной речи. Они отлично усваивают и запоминают новую информацию. Память дошкольника очень гибкая, он быстро осваивает новые слова и с удовольствием употребляет их, хотя зачастую и неосознанно. Изучение английского можно сочетать с занятиями мелкой моторикой, принося ребенку двойную пользу. | Если родителям не удастся верно организовать процесс обучения, сделать его увлекательным и интересным, есть риск, что ребенок навсегда потеряет интерес к знакомству с иностранным языком, что в дальнейшем приведет к проблемам в школе. |
6-8 лет | Малыш готов к восприятию новой информации, хорошо владеет нормами родной речи, поэтому может изучать и английскую фонетику и лексику. Лучшая форма проведения занятий в этом возрасте – группа, поэтому ребенка следует отдать в языковую школу. Домашние уроки считаются малопродуктивными и могут использоваться родителями только в качестве дополнительной формы обучения. | Ребенок поступает в школу, где ему приходится столкнуться с огромным потоком информации, поэтому дополнительное изучение языка станет для него сложным. |
Специалист отмечают, что в первые годы жизни происходит активное развитие мозга ребенка, поэтому очень важно начать процесс обучения как можно раньше. Но не стоит «пичкать» малыша информацией, главное – преподносить полезные знания в интересной для него форме.
Позиция специалистов
Однозначного ответа на вопрос, с какого возраста лучше всего приступать к знакомству с иностранной речью, нет. Все зависит от индивидуальных способностей и желания ребенка. Однако с ранних лет можно включать в режим дня малыша начальное знакомство с английским: изучать считалки и самые простые слова.
Специалисты отмечают, что если у ребенка присутствуют речевые проблемы, то приступать к изучению английского или любого другого иностранного языка нельзя. Важно сначала разобраться с логопедическими дефектами, а только потом приступать к новому материалу.
Принципы обучения
Научить ребенка английскому непросто, поскольку для дошкольников значение имеет возможность активно двигаться, а не сидеть и заучить скучные слова. Поэтому при домашних занятиях следует активно использовать игровые формы, наглядный материал, мультфильмы и музыкальное сопровождение – все это поможет ребенку не утратить интереса к тренировкам. Уроки должны проходить регулярно, только в этом случае можно рассчитывать на успех, но не утомлять малыша. Вспоминать английскую лексику можно попутно. Например, если во время прогулки мама и ребенок встретили кошку, мама может спросить: «Кто это? А как будет по-английски?». Это поможет запоминанию.
Главная задача родителей – привить ребенку устойчивый интерес к изучению языка, стремление заниматься самостоятельно, узнавать новые слова и строить фразы. Мотивация очень важна, поэтому следует так выстраивать занятия, чтобы дети сами просили о них. Задача непростая, но результат того стоит.
На занятиях должны обязательно присутствовать картинки, игрушки, родители могут придумать увлекательный сюжет и завершать урок, сохраняя интригу, чтобы ребенок с нетерпением ожидал следующего дня.
Не менее важно и то, что родитель, который взял на себя ответственность проведения занятия, должен безупречно владеть произношением, в противном случае ребенок привыкнет неправильно артикулировать и в будущем ему придется переучиваться.
Важные правила
Решив заниматься дома и знакомить малыша с правилами английской речи, родителям следует придерживаться ключевых правил.
- Критики быть не должно, а похвала приветствуется. Мамам и папам следует понять, что если они будут всеми силами демонтировать свое недовольство успехами малыша, ругать его, нервничать, срываться на крик, то могут навсегда убить в ребенке не только желание изучать английский, но и уверенность в себе. А похвала за успех, пусть даже и незначительный, поможет дошкольнику почувствовать себя более раскованно. Постепенно хвалить ребенка можно даже несложными, понятными ему английскими фразами, это поможет и создать мотивацию, и запомнить их.
- Крайне важно правильное произношение. Даже если родители отлично владеют разговорным иностранным, в общении с ребенком каждый звук они должны произносить четко.
- Различные игры. Ребенку станет скучно, если каждое занятие проводить по единому сценарию: к нам в гости пришел кролик, он очень хочет познакомиться с английскими словами. Малыш быстро почувствует фальшь, перестанет интересоваться кроликом, и самими уроками. Поэтому от родителей требуется творчество, идеи, креатив. Уроки могут проводиться с активным использованием пальчиковых игр, во время рисования или рукоделия, на улице.
- Регулярное повторение. Только так ребенок сможет быстро запомнить лексику. Поэтому надо использовать каждую свободную минуту для повторения. Например, мама может в ходе разговора ненавязчиво сказать, что она забыла, как будет «мишка» по-английски, мотивируя малыша вспомнить и подсказать.
Только так ребенок будет с удовольствием запоминать слова и активно демонстрировать свои знания.
Методики
Учить ребенка английскому языку с нуля можно при помощи различных методик. Познакомимся с наиболее популярными из них.
- Методика Мещеряковой – активная работа с игрушками. Родитель показывает малышу игрушку, например котика, и говорит «cat». Постепенно, через несколько уроков ребенок понимает и запоминает, что это иностранное слово и есть кот по-английски. Можно поиграть с малышом, например, в магазин, говоря понятные им фразы (сколько стоит что-то) на английском. Ребенок понимает смысл, поскольку сама ситуация ему помогает, и постепенно запоминает фразу.
Создать веселое настроение помогут многочисленные песенки, которые можно разучить вместе с малышом.
- Методика погружения. Суть в том, что вокруг малыша создается особое языковое пространство – звучит только английская речь, поэтому ему приходится подстраиваться, стремиться интуитивно понимать, что именно говорят взрослые. Этот способ может использоваться только в том случае, если родители уверены в своих знаниях. Не стоит увлекаться «погружением», 5-7 минут в день бывает достаточно, чтобы помочь ребенку поближе познакомиться с иностранной речью, но не испытывать дискомфорт.
Саму ситуацию надо как-то обыграть – пояснить малышу, например, что мама и папа готовятся к поездке за границу, поэтому с его помощью они тренируются.
- Игровые методики. Самый удачный выбор для детей от 3 до 5 лет. Именно за счет использования ролевых и сюжетных игр удастся привить устойчивый интерес к изучению английского.
- Методика Глена Домана – работа с карточками. Помогает быстро запомнить английские слова – наименования животных, растений, цветов, бытовых предметов. Основная трудность – подобрать подходящие для детского восприятия слова. Работу с карточками следует проводить трижды в день, тратить на каждое слово не более 15 секунд. Современные родители имеют возможность не готовить карточки, а найти их в интернете и включать малышу слайд-шоу на 2-3 минуты в день.
- Методика Зайцева. Может применяться с детьми от 5 лет и старше, представляет собой работу с кубиками, на гранях которых написаны слоги. От малыша требуется «собрать» слово из слогов и прочесть его. Благодаря тому, что кубики яркие и красочные, они интересы ребенку, но переутомлять его длительным поиском и восстановлением слов не стоит, 5-10 минут в день вполне достаточно.
Мамы и папы могут включать в домашние занятия элементы каждой из этих методик, чтобы процесс обучения был ярким и необычным.
Первый шаг
Очень важно провести первое занятие с ребенком так, чтобы он не утратил интереса к последующему обучению. Поэтому необходимо использовать наглядный материал, картинки, музыку, игры. Серию первых уроков можно объединить тематикой путешествия. Например, мы совершаем увлекательную поездку в Англию.
- На первой остановке мы встречаемся с мишкой Тедди, любимцем большого количества британских детей, с которым слушаем небольшие стишки.
- Вторая остановка (второй день) – встреча с Золушкой, прослушивание песенок.
- Третий день – знакомство с названиями английских животных, здесь в ход идут карточки с их изображениями.
Учебный процесс таким образом превратится в увлекательное времяпровождение, гораздо более интересное, чем обычные игры.
Стадии
Можно выделить несколько этапов обучения.
- Знакомство с транскрипцией, устной речью. Для этого малыши просто слушают веселые несложные стишки, песенки.
- Изучение слов. Ребенок постепенно узнает, как будут звучать знакомые ему слова по-английски.
- Знакомство с буквами и звуками.
- Изучение простейших правил чтения слогов и слов.
- Чтение текста.
Не стоит обманывать себя – работа очень сложная, поэтому родителям следует запастись терпением, а если имеются пробелы в собственных знаниях – ликвидировать их.
Первые месяцы жизни
Исследователи отмечают, что знакомство с иностранной речью должно произойти достаточно рано, в возрасте до двух лет, только в этом случае в дальнейшем ребенок будет делать успехи в постижении норм английской грамматики. Понятно, что маленькие дети не готовы пока к восприятию сложной информации, но с удовольствием послушают колыбельную на английском.
Развивать малышей можно с 1,5 лет, иногда вплетая в свою речь фразы на английском, это поможет им понять, что звуки и слова могут звучать несколько иначе, чем на родном, русском. Полезны в этом возрасте и песенки на английском, при этом специалисты советуют включать ребенку не иностранную поп-музыку, а именно забавные детские песенки, исполняемые маленькими носителями языка.
Родителям важно понять свою главную цель – помочь малышу познакомиться с английским языком, заинтересовать его, мотивировать к дальнейшему изучению, а не заставить заучить сложные правила «из-под палки».
Не стоит спешить отдавать ребенка в языковую школу, поскольку в 2-3 года заниматься с ним лучше самостоятельно: это подарит малышу удовольствие от общения с родителями, а также психологический комфорт.
Как же построить тренировку с малышом? Есть несколько возможных форм.
- Пальчиковые игры: надев на пальцы специальные игрушки, ребенок под руководством родителей узнает, как та или иная из них называется по-английски, и параллельно тренирует мелкую моторику.
- Прохлопывание простейших английских стишков и потешек. Например: little mouse, little mouse, where is your house (хлопок делается после произнесения каждого слова). Во время работы над фразой следует показать ребенку картинку с мышкой или игрушку, чтобы визуализировать образ.
- Постепенное заучивание стишков наизусть. Малыши этого возраста очень хорошо запоминают, но не всегда могут повторить, поэтому могут просто говорить отдельные слова вслед за родителем.
- Здороваться и прощаться по-английски. Придя домой, папа может сказать своему малышу: «Hello», – а на ночь поцеловать его и произнести: «Good night». Постепенно ребенок будет использовать эти фразы в своей речи.
- Изучение цветов лучше всего проводить в форме рисования: например, ребенок рисует красной краской, а родитель говорит ему, как будет «красный» по-английски – red.
- Для поддержания интереса можно предложить ребятам такое упражнение: сложить в мешок несколько предметов одной группы, например фрукты. Задача ребенка – на ощупь определить, что это. Потом взрослый называет угаданный фрукт по-английски. Через несколько занятий задание для ребенка усложняется – он должен не просто угадать содержимое мешка, но и назвать его по-английски.
- Полезна будет и гимнастика с произнесением английских глаголов, означающих действие, которое малышу необходимо совершать. Взрослый громко и четко произносит глагол, на первых занятиях показывает пример, задача ребенка – просто повторить. Но через несколько тренировок мама или папа только говорят, предоставляя возможность крохе вспомнить значение слова.
От родителей сейчас требуется постоянно включать ребенку стишки и песенки на иностранном языке, чтобы он запоминал правила произношения.
Постепенно тренировки усложняются, дети знакомятся с буквами. Если они знают слова, работа пройдет более легко, поскольку родителю будет достаточно показать карточку, на которой содержится изображение предмета, написано его название, а на основании наглядного материала показать букву.
Изучение английского языка – важный этап подготовки малыша к дальнейшей жизни и обучению в школе в частности. Необходимо не заставлять ребенка заучивать фразы и слова, чтобы порадовать родителей и продемонстрировать свои способности перед другими детьми, а так организовывать занятия, чтобы они походили на забавные игры и приносили крохе удовольствие. Только в этом случае можно рассчитывать на успех.
Вот и начался учебный год, и многие родители задаются вопросом: «Как заставить ребенка учить английский?». Сегодня мы постараемся ответить на него, только расскажем не «как заставить», а как мотивировать, заинтересовать ребенка в изучении английского языка.
Если вы читаете нашу статью, наверняка вам пришлось столкнуться с трудностями и «непреодолимыми разногласиями» в процессе обучения ребенка английскому. Думаете, детей сложно заставить что-либо учить? Не можем с вами согласиться, они замечательные ученики. Но даже опытные родители не всегда могут заинтересовать ребенка английским, иногда они совершают популярные ошибки в мотивации. Давайте вместе рассмотрим, что мешает детям учить язык, и как помочь им справиться с трудностями.
Распространенные ошибки в мотивации для изучения английского языка
1. Негативное отношение к английскому и учителю
Для детей авторитет родителей - значимая вещь, способная творить чудеса или отбить желание что-либо изучать. Вспомните, что вы говорите об английском и учителе английского. Считаете, что учить язык безумно увлекательно, а педагог - отличный наставник? Ребенок будет думать аналогично. Но он не захочет учить английский, если мама или папа говорят, что «чудесно живут и без знания иностранного языка». Дети подражают родителям, стремятся во всем быть похожими на них. Если ваш ученик не хочет учиться потому, что желает быть «как родители», надо исправлять ситуацию.
Исправляем ошибку : Не нужно резко менять негатив на позитив, ребенок легко почувствует ложь, и вы потеряете самое ценное - его доверие. Лучше сказать: «Да, я действительно обхожусь без знания английского, но сейчас столько , в которых без знания языка делать нечего. А еще мне некомфортно за границей: я не понимаю иностранцев. Знание языка откроет тебе столько возможностей (уточните, каких именно в зависимости от интересов ребенка)». Вам не нравится школьный учитель английского, считаете, что он использует старые учебники и неактуальную методику преподавания? Не критикуйте педагога, лучше отправьте ребенка на языковые курсы, там можно выбрать наиболее подходящего, по вашему мнению, преподавателя.
2. Неправильные цели
Постановка целей - первый важный шаг, который вам нужно сделать вместе с ребенком. Часто родители говорят: «Будешь знать английский, сможешь стать успешным менеджером или супервайзером. Сможешь работать в престижной компании». Отличная цель... для старшеклассника. А что, если ребенку всего 7-10 лет? Хочет ли он работать менеджером? Понимает ли загадочное слово «супервайзер»? Кто эти люди, и почему он должен желать работать в престижной компании? Может, ребенок в этом возрасте хочет продавать мороженое или выступать в цирке. Не торопите детство.
Исправляем ошибку : Не стоит рассказывать о том, как хорошо быть топ-менеджером, иметь высокую зарплату и т. п. Давайте поставим более достижимую и привлекательную для ребенка цель. Например, можно будет смотреть интереснейшие мультики на английском языке, читать самые новые сказки, которые еще не скоро переведут на русский язык. Если позволяют финансы, пообещайте ребенку поездку за границу, в языковой лагерь. Подросткам можно сказать, что они смогут понимать, о чем поет популярный исполнитель, смотреть интервью с любимым актером, трансляции международных соревнований, найти друзей по переписке из США и стран Европы и т. п. Найдите то, что действительно интересно школьнику на данный момент.
При выборе цели ориентируйтесь на сегодняшние интересы ребенка, а не на далекие размытые перспективы.
3. Неверная мотивация
Некоторые родители запугивают ребенка вместо того, чтобы рассказать ему, как полезно и здорово учить английский. Возможные реплики: «Не будешь учиться, станешь дворником!», «Ты что, хочешь казаться всем самым глупым?». Да, не всегда дети ведут себя хорошо, но разве негативные эмоции способны мотивировать их?!
Исправляем ошибку
: Как уже было сказано, акцентируйте внимание не на отрицательных, а на положительных сторонах вопроса. «Ты легко выучишь урок. Ты же у меня самый умный!». Именно после таких слов маленький ученик почувствует себя способным и примется грызть гранит науки с новыми силами.
4. Нежелание понять ребенка
Считаете, что ребенок обязан учиться на отлично, не должен допускать ошибки? Стремление к совершенству не всегда оправданно. Не нужно ругать ребенка за промахи, лучше попытайтесь узнать, что послужило причиной ошибки. Возможно, он не понял какое-то правило, но стесняется попросить учителя объяснить его? Может быть, плохо себя чувствовал во время контрольной? А может, перенервничал, боясь совершить оплошность?
Исправляем ошибку : Не всегда промахи в обучении - вина ребенка. Постарайтесь вспомнить себя в его возрасте, все мы совершали ошибки. Но это не помешало нам вырасти успешными и умными людьми. После того, как выяснили причину неудачи, постарайтесь устранить ее. Не забывайте хвалить детей даже за небольшие победы, ведь успех складывается как раз из таких маленьких «кирпичиков». Вот увидите, ребенок станет старательным и внимательным, получать похвалу так приятно!
In the end, the only people who fail are those who don"t try.
Не ошибается тот, кто ничего не делает.
5. Сравнение с другими детьми
Об этот «камень преткновения» спотыкаются многие родители. Вспомните, вы когда-нибудь говорили что-то вроде: «А Петя знает английский лучше тебя. Он такой умный мальчик»? На основании этого ребенок делает вывод: «Петя умный, а я глупый. Петя лучше меня, меня не любят». Согласитесь, совсем не воодушевляющее умозаключение.
Исправляем ошибку : Помните популярное высказывание о том, что не нужно сравнивать себя с другими, лучше сравнивать себя с собой в прошлом? Пусть это станет вашим девизом. Не забывайте отмечать успехи ребенка, говорите: «Ты сегодня выучил на два слова больше, чем вчера, молодец!». Ребенок стал чаще делать ошибки? И здесь можно избежать критики, лучше сказать: «Неделю назад ты делал меньше ошибок, ты можешь хорошо учиться! Тебе что-то непонятно, я могу помочь?». Так ребенок не будет чувствовать себя глупо или некомфортно, скорее, проникнется убеждением в том, что он все может. Уверенность в собственных силах - лучший помощник в обучении.
- Проявляйте интерес к обучению. Обязательно интересуйтесь, что ребенок сегодня выучил, что у него получается, что вызывает затруднения. Ему нужно понимать, что вам не все равно, учится он или нет. Детям важно показывать значимость их работы, избегайте равнодушия.
- Выбирайте хорошего преподавателя. Отношение к обучению сильно зависит от личности учителя. Если ребенок занимается на курсах или с репетитором, выбирайте педагога, который любит детей и имеет опыт работы с ними. После нескольких занятий обязательно поинтересуйтесь у ребенка, нравится ли ему учитель и занятия. Кстати, не забудьте ознакомиться с нашим подробным руководством « ».
- Применяйте интересные методы обучения или выбирайте преподавателя, который использует такие методы. Этот совет актуален для родителей самых маленьких учеников. Дети любят петь, танцевать, рисовать. Почему бы не использовать это во благо?! Ребенок гиперактивный, ему сложно усидеть на месте? Пусть учит слова в движении. Например, бегает и говорит слово “run”, прыгает и повторяет слово “jump”. После получаса такого активного обучения он запомнит 7-10 новых слов и выплеснет накопившуюся энергию. Детям, которые любят рисовать, можно предложить зарисовывать новые слова, это развивает воображение и облегчает запоминание.
- Не забывайте об играх. Компьютерные игры на английском языке тоже будут полезны, если используются не более получаса в день. Желательно, чтобы это были развивающие игры или специальные обучающие программы, представленные в игровой форме. В Интернете можно найти массу подобных приложений, они отлично помогают освоить новую лексику. Обратите внимание на , они помогут вам заинтересовать ребенка в учебе.
- Выбирайте хорошую литературу. Учебник не обязательно должен быть скучным. В книжных магазинах продаются замечательные пособия по английскому языку для детей, они изложены в легкой развлекательной форме, отлично проиллюстрированы. Подобные книги можно использовать в качестве основного учебника для занятий с репетитором или для дополнительной работы дома.
- Ищите новую информацию. Чаще всего детям предлагают читать по-английски «Трех поросят» или «Золушку» - то, что они уже десятки раз видели, слышали, читали. Не всем детям это интересно. Возможно, им хочется узнать что-то новое. Попробуйте приобрести книгу современных сказок на английском, скачать в интернете познавательные рассказы, смешные истории для детей. Ребенок с радостью будет изучать новый материал, учить слова, ведь он не найдет это произведение на русском языке.
- Переводите мультфильмы. Этим способом можно пользоваться как детям, так и взрослым. Герои классических англоязычных мультиков говорят простым языком, понятным ребенку. О том, где найти мультипликационные фильмы на английском и как по ним учить язык, читайте в статье « ».
- Разбирайте тексты песен. Подросткам наверняка интересно узнать, о чем поет любимый исполнитель. Если сложно воспринимать текст на слух, найдите его в интернете и переведите. Не нужно при этом навязывать свои музыкальные вкусы, работайте с теми песнями, которые любит ваш ребенок. Это поможет вам наладить взаимоотношения с подростком, стать немного ближе к нему. Вам, конечно, может показаться, что творчество Marilyn Manson - сплошное мракобесие, зато песнями Metallica вы будете наслаждаться вместе. Как насчет караоке? Обратите внимание на приемы и ресурсы из статьи « », они помогут вам весело и с пользой провести время, понравятся и вам, и ребенку.
- Чаще меняйте виды деятельности. Ребенок быстро устает от однотипных занятий, поэтому желательно каждые 10-20 минут менять вид деятельности. Например: первые 15 минут смотрите мультик, потом 10 минут обсуждаете его, затем 15 минут читаете сказку, в течение следующих 10 минут ребенок может попробовать пересказать прочитанное.
- Дайте ребенку почувствовать себя важным. Приобрели новую технику? Попросите школьника помочь вам перевести надписи на гаджете. Поехали за границу? Пусть спросит дорогу к отелю или купит что-то в магазине, используя английский язык (конечно, это должно происходить под вашим присмотром).
- Правильно поощряйте. Надеемся, вы не забываете хвалить и поощрять своего юного ученика? И этот момент можно использовать для обучения! Например, вы купили ребенку конфеты, скажите, что по-английски это “candy”. Можно покупать ребенку в награду наклейки с любимыми героями, пусть украшает ими тетради (а заодно и обои в своей комнате:-)). Решили сходить в зоопарк? Попробуйте вместе выучить названия животных на английском, пока гуляете.
- Учитесь вместе. Это совет для тех родителей, которые не учили английский в школе. Для вас использование вышеперечисленных методов пока затруднительно. Но не расстраивайтесь, выход есть всегда. Почему бы не начать учить английский вместе с ребенком? Хороший пример заразителен!
Надеемся, наша статья заставила вас задуматься. Прислушайтесь к советам, пусть английский для ваших детей станет не мучительной тратой времени, а веселым и продуктивным времяпровождением.