Как пишется наречиями на е. Урок "Не с наречиями на -о,- е
Михайлов Андрей Юлиянович –
учитель русского языка МБОУ «Емелькинская СОШ»
Аксубаевского района Республики Татарстан
Урок в 7 классе по русскому языку
Тема : Правописание НЕ с наречиями на –о/-е
Тип урока: обобщение и систематизация знаний
Цели :
Формирование:
а) представления о правильном написании НЕ с наречиями на –о/-е
б) способности к написанию наречий;
Развитие орфографической зоркости;
Мыслительных операций: наблюдения, анализа, обобщения.
Раздаточный материал: тесты
Н еобходимое оборудование: учебник, компьютер, видеопроектор, экран
Демонстративный материал: таблица правописания НЕ с наречиями на –о/-е
Ход урока:
I. Мотивация к учебной деятельности.
1) Организация актуализации требований к учебной деятельности («надо»).
2) Организация деятельности учащихся по установке тематических рамок («могу»).
3) Создание условий для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»).
Здравствуйте, ребята! Дежурный, кто у нас сегодня отсутствует?
Какой раздел русского языка мы с вами изучаем? (Морфология)
На какие группы делятся части речи? (Самостоятельные и служебные)
Назовите самостоятельные части речи. (Существительное, прилагательное, глагол, числительное, местоимение, причастие, деепричастие, наречие).
Какую тему мы изучали на прошлом уроке? (Слитное и раздельное написание наречий).
Как пищутся наречия? (Слитно, раздельно, через дефис).
Вы хотите расширить свои знания о правописаниях наречий? (Да.)
Зачем нам нужны новые знания? (Чтобы грамотно писать)
Какие шаги необходимо выполнить при познании нового знания? (Обязательно два шага: выяснить, что мы знаем и не знаем).
И всё? (Нет).
Первоначально выясним путем повторения то, что знаем.
Затем постараемся выполнить задание на новое знание.
Анализируя его выполнение, выясним, что не знаем.
Выясним причину затруднения: что не знаем для выполнения задания.
Постараемся самостоятельно выйти из затруднения, т. е. вычленить новое знание.
II.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
В течение урока вам необходимо оценивать свою познавательную деятельность:
Задание выполнено правильно, ставьте + (плюс);
Задание выполнено не точно, ставьте знак вопроса (?).
С чего начнём наше познание нового? (С повторения, что знаем по теме: «Слитное и раздельное написание наречий»).
Работаем по таблице. Понаблюдать правописание НЕ с наречиями на –о/-е (слайд №1)
На экране слайд №2 с упражнениями:
Обозначьте орфограмму «Не с наречиями на -о/-е», работу выполняем по вариантам:
1 вариант | 2 вариант |
Поступил (не)лепо | Спросил (не)вежливо |
Написал (не)брежно | Ответил (не) верно |
Остановился (не)ожиданно | Прибил (не)крепко |
Говорил (не)быстро, а медленно | Объяснил (не)понятно |
Выглядел отнюдь (не)красиво | Ничуть (не)интересно |
Закончив работу, они рассказывают, как пишутся с Не наречия на –о/-е
Слайд№3.
1 ВАРИАНТ
ПОСТУПИЛ НЕЛЕПО (без Не не употребляется);
НАПИСАЛ НЕБРЕЖНО(без Не не употребляется);
ОСТАНОВИЛСЯ НЕОЖИДАННО(без Не не употребляется);
ГОВОРИЛ НЕ БЫСТРО, А МЕДЛЕННО (пишется раздельно, т.к.есть противопоставление);
ВЫГЛЯДЕЛ ОТНЮДЬ НЕ КРАСИВО (пишется раздельно, т.к.есть усиливающее слово)
2 ВАРИАНТ
СПРОСИЛ НЕВЕЖЛИВО (можно заменить синонимом ГРУБО);
ОТВЕТИЛ НЕВЕРНО (можно заменить синонимом ОШИБОЧНО);
ПРИБИЛ НЕКРЕПКО (можно заменить синонимом СЛАБО);
ДАЛЕКО НЕ ВЕСЕЛО (пишется раздельно, т.к. имеется усиливающее слово);
НИЧУТЬ НЕ ИНТЕРЕСНО (пишется раздельно, т.к. имеется усиливающее слово)
- Какой можно сделать вывод о ваших знаниях и умениях по этой теме? (Материал усвоен на достаточном уровне)
Не забудьте оценить свою познавательную деятельность на данном этапе урока.
Все ли названные правила вам знакомы? (Да. Но допускаем ошибки)
В чём заключается затруднение? (Отсутствие недостаточных знаний о правописании с НЕ наречий с усиливающими словами и с наречиями меры и степени)
III. Выявление места и причины затруднения.
Организация восстановления выполненных операций.
Как пишутся НЕ с наречиями на –О/-Е? (Слитно, раздельно).
Какова же проблема? (не всегда понятно правописание наречий при наличии усиливающих слов и наречий меры и степени).
VI. Построение проекта выхода из затруднения (цель, тема, способ, план, средство).
Организация построения проекта выхода из затруднения:
Какова же цель нашей дальнейшей работы? (Определить способы правописания наречий).
Как сформулируем тему нашего урока? (Слитное, раздельное написание НЕ с наречиями на –о/-е).
Какой метод вы предлагаете использовать для решения данной проблемы? Вспомните, какой метод мы использовали в случаях, когда мы не могли объяснить какое-либо правописание? (Обычно мы использовали метод наблюдения).
Что мы выбирали в качестве объектов наблюдения? (Упражнения учебника с условным обозначением «очки»).
V. Реализация построения проекта.
- Спишем наречия с синонимами (синоним – наречие с не )
Мелко (неглубоко), внезапно (неожиданно), тихо (неслышно), близко (недалеко), далеко (неблизко), тяжело(нелегко), много раз (неоднократно), срочно (немедленно), свободно (непринуждённо), спокойно (невозмутимо), встревоженно (неспокойно), легкомысленно (несерьёзно).
Какие наблюдения вы провели? (наречия пишутся слитно, т.к. их можно заменить синонимом) слайд №4
Напишем графический диктант. Я читаю предложения, а вы ставите знаки +, - в соответствии с правописанием Не с наречиями (слитно +, раздельно -)
1) И навестим поля пустые, леса, недавно столь густые…
2) …То вдруг уходил куда-нибудь в уголок и, далеко швырнув метлу и лопату, бросался на землю лицом и целые часы лежал на груди неподвижно .
3) Жадно и неторопливо , желая хватить и сжать в своих объятиях всё видимое, девушка посмотрела на ясное небо.
4) Кусака убежала на край сада и оттуда неотступно глядела на видимый ей уголок террасы.
5) Новые знакомства в лесу происходят не редко , а довольно часто.
6) Справа от нас, не далеко , а где-то близко, журчал ручеёк.
7) Идти по знакомой дороге было ничуть не страшно .
- На экране слайд №5
Проверочный код: 1+, 2+, 3+, 4+, 5-, 6-,7-
Как пишутся данные наречия? (слитно, раздельно) Слайд №6
Молодцы! Вы очень наблюдательны.
Выразим наш вывод в обобщенном виде, составим эталон. Кто попробует?
Теперь мы можем объяснить слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на –о/-е, которые вызывали в начале урока затруднение?(Да. ) Слайд №1
VI. Первичное закрепление во внешней речи.
Каков следующий шаг нашей познавательной деятельности? (Необходимо закрепить знание правила и умения применять его на практике).
Решим тест и проверим по образцу: (работаем в парах)
Тестовые задания.
1.В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?
- Ничуть (не)интересно с вами общаться.
- Мальчик ответил (не)верно.
- Он ответил (не)торопливо.
2. В каком предложении НЕ со словом пишется слитно?
- Природа (не)слышно уходит от нас.
- Отец говорил (не)громко, а тихо.
- Справа от нас, (не)далеко, а где-то близко, показался лесник.
Испытывали ли вы затруднения при выполнении данного теста? (Нет, мы с ним легко справились). Слайд №7
VII . Самоконтроль с самопроверкой по эталону.
1- Вы уверены в своих умениях? (Да).
Как проверить? (Мы можем самостоятельно выполнить задание и проверить себя по эталону).
Выполните упражнение 197 и объясните правописание наречий. На работу 5-7 минут.
7 минут истекли. Ваши следующие действия? (Проведем самопроверку по эталону).
Эталон: слайд №1
Кто допустил ошибки? Как поступить? (Исправить ошибки самостоятельно или воспользоваться эталоном).
Молодцы. Поставьте на полях знак «+», у кого нет ошибок.
VIII. Включение в систему знаний и повторение.
1- Каким новым знанием мы пополнили свою «копилку» знаний? (Можем определить выбор слитного и раздельного написания НЕ с наречиями на –о/-е).
Достаточно ли мы закрепили новое правило? (Нет).
Почему? (Мал объем практического применения нового знания).
IХ. Рефлексия учебной деятельности.
- Чему был посвящен урок? (Правописанию Не с наречиями на –о/-е)
Как пишутся наречия? (слитно, раздельно)
Легко ли писать НЕ с наречиями на –о/-е? (Слова с НЕ писать не легко, а трудно)
Как напишем (не) легко ? (Раздельно, потому что есть противопоставление)
А какие затруднения мы испытали? (Не всегда правильно пишем наречия)
Что помогло нам их преодолеть? (эталон и самостоятельная работа на уроке)
Слайд №8
1. Кто научился писать наречия, но остался вопрос по теме урока, поставьте знак вопроса и выполните упр. № 199 из параграфа 38.
2 Кто научился правильно писать наречия, но не уверен, что все правильно напишет, то скажите себе «Я работал хорошо!» и выполните упр. 201.
3. Кто научился правильно писать наречия и может объяснить тему товарищу, скажите себе: «Молодец!» и напишите сочинение-описание комнаты неряхи, используя слова с НЕ.
Спасибо, я вами доволен.
Урок в 7 классе по русскому языку
Тема: «Правописание наречий на -О, -Е».
Тип урока: объяснения нового материала.
Цели: 1) формировать навык написания НЕ с наречиями на -О, -Е; 2) формировать навык написания букв О, Е после шипящих в конце наречий; 3) развивать монологическую речь учащихся на основе устных ответов; 4) воспитывать уважение к русскому языку.
Ход урока .
1. Организационный момент. Слово учителя.
Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке мы познакомимся с правописанием наречий на -О, -Е.
2. Объяснение нового материала.
Обратите внимание на материал, представленный в слайде. Проанализируйте его и сделайте вывод о написании НЕ с наречиями.
НЕ с наречиями
1) В этом платье она выглядела н ел епо.
2) Говорил н еи скренне (фальшиво).
3) Н е х орошо, а плохо.
4) Вовсе н е и нтересно.
5) Н е п о-товарищески.
- НЕ с наречиями на –О, -Е пишется слитно, если: 1) без НЕ не употребляется; 2) наречие можно заменить синонимом без НЕ. НЕ с наречиями на -О, -Е пишется раздельно, если: 1) в предложении есть противопоставление с союзом а; 2) к наречию относятся слова далеко не, вовсе не, совсем не, ничуть не, нисколько не. Также НЕ пишется раздельно с наречиями не на -О, -Е.
3. Закрепление полученных знаний .
Упражнение. Запишите сочетания слов и объясните правописание наречий, обозначьте орфограммы.
Взлететь невысоко. Находился не далеко, а близко. Рассказывал вовсе не интересно. Писать небрежно. Спросить не громко, а тихо. Немедленно принять меры. Поступил нелепо. Говорил далеко не ласково. Пришить пуговицу не крепко, а слабо.
4. Объяснение нового материала.
Посмотрите на следующий слайд. Проанализируйте примеры и сделайте вывод о правописании гласных О, Е в конце наречий после шипящих.
Буквы О, Е в конце наречий
Певучий – певу ч е ; крепкий – кр é п ч е .
Горячий – горя ч ό ; хороший – хоро ш ό .
- В конце наречий после шипящих под ударением пишется О, без ударения – Е.
5. Закрепление полученных знаний .
Упражнение № 239.
Упражнение № 229.
6. Подведение итогов. Подведение итогов урока и выставление оценок.
7. Домашнее задание.
Выучить теоретический материал урока; упр. №№ 231, 240 (письменно, обозначая орфограммы).
Вспомните, как пишутся с не существительные и прилагательные.
Неряшливость, неряшливый.
Неискренность, неискренний.
Не вежливость, а грубость.
Не вежливый, а грубый.
Прочитайте правило о написании не с наречиями. Что в нём нового по сравнению с правилом о написании не с существительными и прилагательными? Объясните орфограммы в примерах.
Применяя данное правило, рассуждайте так:
(Не)брежно . Пишу слитно, так как слово без не- не употребляется.
(Не)аккуратно написал. Пииту неаккуратно слитно, так как это слово можно заменить близким по смыслу выражением - без прилежания. В этом слове не- - приставка.
(Не)далеко, а близко находится. Пишу не далеко раздельно, так как есть противопоставление с союзом а .
Этот музей вовсе (не)далеко от нас. Пишу не далеко раздельно, так как слово вовсе усиливает утверждение.
241. Объясните, как образованы данные наречия. Почему не в них пишется слитно? Подберите к данным словам наречия-антонимы.
Невесело ← весело; невежливо, необдуманно, немного, невд..леке, неустойчиво, недружелюбно, неясно, несер..ёзно, неискренне, неравнодушно, несправедливо, небрежно, немало, неграмотно, некрасиво.
242. Проанализируйте данные наречия. Запишите наречия с не в таблицу.
Сделать (не)а(к, кк)уратно, (не)опрятно, (не)умело. Пришить пуговицу (не)кре..ко. Пр..шить (не)кре..ко, а слабо. Посмотреть (не)доверчиво, (не)довольно, (не)дружелюбно. Взглянуть (не)доверчиво, а с подозрением. Говорить нисколько (не)весело, совсем (не)громко, далеко (не)ласково. Произнести (не)громко, а тихо. Излагать мысли (не)последовательно, (не)связно. Взлететь (не)высоко. Взлететь (не)высоко, а низко. Взлететь совсем (не)высоко. Вырыть вовсе (не)глубоко. (Не)широко приоткрыть глаза. Выполнить (не)брежно. Поступить (не)лепо. Высказываться (не)годующе. Ничуть (не)радостно.
вовсе не
далеко не
ничуть не
нисколько не
никогда не
отнюдь не
243. Спишите сначала примеры пословиц, где не- - приставка, затем примеры, где не - частица. В каких предложениях эти слова являются наречиями? В каких предложениях нужны знаки препинания - запятые?
1. Что (не)складно, то и (не)ладно. 2. Ласковое слово (не)трудно а споро. 3. Легко ск..зать (не)легко доказать. 4. Умное слово (не)тяж..ло а легко. 5. Летела пташка высоко, села (не)д..лёко.
244. Спишите, обозначая условия выбора слитного и раздельного написания не с наречиями. Назовите виды орфограмм на месте пропусков в приставках.
1. Погода вскоре (не)ул..вимо изменилась. 2. (Не)сколько увесистых к..мней, сорвавшись с крутизны, пок..тились вниз. 3. (Не)равно одна из выл..зок, с отлуч(?)кой от логова на целый день и ночь, чуть было (не)кон(?)чилась для волков (не)ожида(н, нн)ой бедой. 4. (Не)угомо(н, нн)ые волчата (не)столько отдыхали, сколько бегали вокруг, пр..нюхиваясь и пр..сматриваясь ко всему, что пр..влекало их любопытство. 5. (Не)подалёку от волков с волчатами, (не)много в стороне, в тамарисковых рощах, паслись сайгаки. Их было (не)мало.
(По Ч. Айтматову)
245. Спишите, подчеркните слова с приставкой не- как члены предложения. Какой частью речи является каждое из них? Какие звуки произносятся на месте выделенных букв?
1. Зимн..е солнце (не)ласково. (Не)ласково ветретил лес ребятишек. 2. (Не)заметно прош..л в лесу день. После чистк.. пятно на пл..ще (не)заметно. 3. Серёжа прыгнул вверх (не)высоко. Молод..нькое деревцо (не)высоко. 4. Возр..жение (не)уб..дительно. Коля оправдывался (не)уб..дительно. 5. Пор..жение было (не)избежно.
возражение
поражение
246. К какому стилю относится текст? Какое не существующее в языке слово использовано в вопросе Димы? Каким словом его заменил командир?
Слушай, - ш..потом сказал Димка, хотя кругом (н..)кого (не)было, - ты (не)ходи туда прямо... лучше вокруг бегай. Как бы (не)заметили.
Предупр..дили ране(н, нн)ого командира.
Что же,- сказал он, - буд..те только осторожней, ребята. А если (не)помож..т, (н..)чего тогда (не)подела..шь... (Не)хотелось бы, правда, так (не)лепо проп..дать...
А если лепо?
Нет такого слова, Димка. А если не задаром, тогда можно.
(По А. Гайдару)
247. Заполните по образцу таблицу «Не с существительными, прилагательными и наречиями на -о и -е » своими примерами, обозначая в них условия выбора слитного или раздельного написания не . Составьте два сложных предложения.
248. Озаглавьте текст. Какова его основная мысль? Разделите его на абзацы, спишите. Подчеркните наречия, образованные приставочным способом. Какие языковые средства для связи предложений здесь использованы?
С годами люди всё сильнее пр..выкали к тому, что почта всегда к их услугам. Для быстроты горо..ские разнос(ч, щ)ики писем - почтальоны - начали ездить не только на лошадях, но и на велосипедах. И лишь одно ост..валось (не)удобным. Каждое письмо обязательно следовало взвесить, высчитать, на какое ра..стояние его пр..дётся ве..ти, и уж только потом узнать по специальным книгам, сколько взять денег за пересылку. Затем выписать квитанцию. И вот более ста лет назад люди изобрели почтовую марку, почтовый к..нверт и штемпель. О нет, пр..думать такое было вовсе (не)просто. Удобство же получилось огромное. Именно с этого врем..ни переписка стала делом обычн..м. Почти все государства сразу подхватили оба эти открытия. В нашей стране первая почтовая марка была выпущ..на в конце 1857 года.
(По А. Шейкину)
почтальон
квитанция
штемпель [тэ]
конверт [в"]
249. Организуйте диалог на тему «Почему люди стали меньше писать друг другу письма?» Поговорите о том, что пришло им на смену, как теперь общаются между собой. Обсудите плюсы и минусы такого общения. Работайте в группе.
ТЕМА УРОКА «ПРАВОПИСАНИЕ НЕ С НАРЕЧИЯМИ НА –О, –Е»
Цель урока : формирование навыка правописания не с наречиями.
Задачи урока:
Образовательные:
Сформировать понятие о написании НЕ с наречиями на – О, - Е;
Сопост авить данное правило с написанием НЕ с другими частями речи.
Развивающие:
Р азвивать логическое и аналитическое мышление, внимание; навыки связной речи учащихся;
Воспитательные:
Воспитывать чувство коллективизма при работе в парах;
Прививать интерес к родному языку; культуру речи у учащихся.
Ожидаемые результаты:
Личностные:
чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
интерес к изучению языка.
Метапредметные:
способность определять цели предстоящей учебной деятельности, планировать пути достижения цели, принимать решение в проблемной ситуации, оценивать достигнутые результаты;
обобщать понятия, осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения орфографической задачи;
работать в паре – устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать для решения учебной задачи.
Предметные:
находить в словах изученную орфо грамму, обосновывать её выбор, правильно писать слова с изу ченной орфограммой;
находить и исправлять орфографиче ские ошибки.
Ход урока.
1 слайд
Организационный момент.
- Добрый день, дорогие друзья! Меня зовут Татьяна Леонидовна. Сегодня урок русского языка у вас проведу я.
Начинаем наш урок!
Очень хочется, чтоб впрок
Он пошёл вам, и тогда
Будем грамотны всегда.
Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь.
После урока наберём
Мы множество идей,
В корзину все их соберём
Для радости своей.
Актуализация ранее изученного:
- Откройте тетради и запишите дату, классная работа. Положите ручки.
- Прочтите словосочетания.
2 слайд.
(Не) друг, а враг; (не)трудное задание; совсем (не) правильный; (не)настье; разговаривать (не)решительно.
Какая орфограмма нам встретилась в данных словах? (Правописание не с разными частями речи).
Ребята 1 варианта выпишите словосочетания с именами существительными, 2 вариант - словосочетания с именами прилагательными.
Проверьте написанное друг у друга.
Дайте объяснение написание не.
1в. не друг, а враг; ненастье(без не не употр.)
2в. нетрудное задание(=лёгкое); совсем не правильный.
Какое словосочетание не вошло ни в одну группу?(разговаривали нерешительно).
Почему? (В словосочетании есть наречие).
Как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока? (Правописание не с наречиями на –о и –е.)
3 слайд.
Запишите тему урока в тетрадь.
Сформулируйте цель этого урока? (Познакомиться с правилами написания не с наречиями на –о и –е).
Вернёмся к оставшемуся словосочетанию: разговаривать нерешительно.
4 слайд.
Подумайте, от какой части речи образовано причастие? (От прилагательного)
Назовите прилагательное, от которого образовалось наречие? (нерешительный)
Как оно пишется? (Слитно, так как можно подобрать синоним - робкий)
От какого существительного образовано прилагательное? (нерешительность)
Объясните его написание. (Слитно, синоним)
Значит, как мы напишем наречие нерешительность?(слитно, синоним-робость).
Микро-итог:
Когда не с существительными, прилагательными, наречиями пишется слитно? (1) синоним без не;2) если без не не употр.)
В каких случаях существительные, прилагательные, наречия пишутся раздельно? (1) противоставление; 2)со словами: совсем не, далеко не, вовсе не, ничуть не, никогда не, нисколько не, отнюдь не)
Работа с учебником.
- Проверим, правильно ли мы обобщили свои наблюдения, откройте учебник на стр.104 и прочитайте правило про себя.
- Правы ли мы? (да)
Микро -итог:
- Что в орфограмме нового? (Только наречия на -о и –е).
3.Закрепление полученных знаний.
5 слайд
Прочитайте слова. Распределите их в два столбика: слитно, раздельно, комментирую.
Слитно Раздельно
Несложно(=легко) Не высоко, а низко
Неискренне(= фальшиво) Вовсе не аккуратно
Немножко(без не не употр.)
Микро-итог: Мы учились писать наречия слитно и раздельно с не с какими суффиксами?(-о и –е).
4.Физминутка для глаз. 6 слайд.
Игра «Третий лишний» 7 слайд.
Ребята, поиграем в игру. Найдите лишнее слово, работая в парах, запишите нужное, объяснив написание.
1, 3,5 парты-1группа слов.
2,4 парты-2 группа слов.
(не)медленно, а быстро; вовсе (не) прочно; (не)аккуратно.
(не)лепо; (не)ласково; (не) глубоко.
Проверим, что получилось у первой группы. Что было лишним?(неаккуратно). Почему?(Слитно, =грязно)
Что лишнее у 2 группы?(нелепо) Почему? (Оно без не не употр.)
Микро-итог:
Выполняя данные задания, мы учились объяснять правописание не с какой частью речью? (Наречием)
Эти знания вам пригодятся при сдачи ОГЭ и ЕГЭ.
Работа с текстом. 8 слайд.
- Ребята, послушайте текст.
Встало солнышко спозаранку, умылось росой и пошло гулять по небу. Туман расст..лавшийся над равниной постепенно несмело и..чезает уступая силе солнечных лучей. Они оживляют всю природу. На дне оврага ещё темно, но быстро поднимается туман.
Как бы вы озаглавите текст? («Солнечные лучи», «Утро»)
Определите главную мысль текста.(Живительная сила солнечных лучей)
Найдите в тексте наречия, определите их смысловую группу.
(спозаранку – времени; постепенно, несмело, темно, быстро – образ действия)
Какие смысловые группы ещё могут иметь наречия?(Места, причина, цели, меры.)
Какую роль в тексте они выполняют?(Делают речь более чёткой и выразительной).
Назовите предложение, в котором есть наречие с не.
Запишите его, объяснив пропущенные орфограммы. Один желающий выполнит задание у доски.
Микро-итог: Орфограммы в каких морфемах мы объяснили?(приставка, корень).
А теперь объясните пропущенные знаки препинания в нём. Один учащийся у доски.
Дифференцированное задание: выполните задание по выбору: подчеркните грамматическую основу или выполните синтаксический разбор предложения.
- Назовите грамматическую основу. (Туман исчезает).
- Охарактеризуйте предложение.(Повеств., невоскл., прост.,двусост.,распр., осложнено обособленным опред., выр.П.О.; обособл.обст., выр Д.О.;однор. обст.,
выраж.нареч.)
Микро-итог: когда Д.О. выделяется на письме запятыми? (всегда)
5.Итог урока.
- Ребята, над какой темой мы работали на протяжении всего урока? (Правописание не с наречиями на –о, –е)
- Что вы узнали о правописании не с наречиями ? (кластер)
6.Рефлексия.
Я вспомнил…
Я понял…
Было интересно…
Было трудно…
Нужно выучить…
7.Домашнее задание: 1) выучить Орфограмму 57; 2) упражнение 223, 225(по выбору)
Посмотрите, как наполнилась наша корзина идей!
Молодцы, ребята, благодарю вас за активную работу на уроке. Дарю на память нежный подснежник.
Спасибо за урок!
Михайлов Андрей Юлианович –
учитель русского языка МБОУ «Емелькинская СОШ»
Аксубаевского района Республики Татарстан
Тема : НЕ с наречиями на –о/-е. Их правописание
Тип урока: обобщение и систематизация знаний
Цели :
- формирование:
а) представления о правильном написании НЕ с наречиями на –о/-е
б) способности к написанию наречий;
Развитие орфографической зоркости;
Мыслительных операций: наблюдения, анализа, обобщения.
Раздаточный материал: тесты
Н еобходимое оборудование: учебник, компьютер, видеопроектор, экран
Демонстративный материал: таблица правописания НЕ с наречиями на –о/-е
Ход урока:
I . Мотивация к учебной деятельности.
1) Организация актуализации требований к учебной деятельности («надо»).
2) Организация деятельности учащихся по установке тематических рамок («могу»).
3) Создание условий для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»).
Здравствуйте, ребята! Дежурный, кто у нас сегодня отсутствует?
Какой раздел русского языка мы с вами изучаем? (Морфология)
На какие группы делятся части речи? (Самостоятельные и служебные)
Назовите самостоятельные части речи. (Существительное, прилагательное, глагол, числительное, местоимение, причастие, деепричастие, наречие).
Какую тему мы изучали на прошлом уроке? (Слитное и раздельное написание наречий).
Как пищутся наречия? (Слитно, раздельно, через дефис).
Вы хотите расширить свои знания о правописаниях наречий? (Да.)
Зачем нам нужны новые знания? (Чтобы грамотно писать)
Какие шаги необходимо выполнить при познании нового знания? (Обязательно два шага: выяснить, что мы знаем и не знаем).
И всё? (Нет).
Первоначально выясним путем повторения то, что знаем.
Затем постараемся выполнить задание на новое знание.
Анализируя его выполнение, выясним, что не знаем.
Выясним причину затруднения: что не знаем для выполнения задания.
Постараемся самостоятельно выйти из затруднения, т. е. вычленить новое знание.
II .Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
В течение урока вам необходимо оценивать свою познавательную деятельность:
Задание выполнено правильно, ставьте + (плюс);
Задание выполнено не точно, ставьте знак вопроса (?).
С чего начнём наше познание нового? (С повторения, что знаем по теме: «Слитное и раздельное написание наречий»).
Работаем по таблице. Понаблюдать правописание НЕ с наречиями на –о/-е (слайд №1)
Раздельно:1. Без НЕ
не употребляется (неряшливо)
(нисколько не весело)
(совершенно непонятно)
На экране слайд №2 с упражнениями:
Обозначьте орфограмму «Не с наречиями на -о/-е», работу выполняем по вариантам:
1 вариант2 вариант
Поступил (не)лепо
Спросил (не)вежливо
Написал (не)брежно
Ответил (не) верно
Остановился (не)ожиданно
Прибил (не)крепко
Говорил (не)быстро, а медленно
Объяснил (не)понятно
Выглядел отнюдь (не)красиво
Ничуть (не)интересно
Закончив работу, они рассказывают, как пишутся с Не наречия на –о/-е
Слайд№3.
1 ВАРИАНТ
ПОСТУПИЛ НЕЛЕПО (без Не не употребляется);
НАПИСАЛ НЕБРЕЖНО(без Не не употребляется);
ОСТАНОВИЛСЯ НЕОЖИДАННО(без Не не употребляется);
ГОВОРИЛ НЕ БЫСТРО, А МЕДЛЕННО (пишется раздельно, т.к.есть противопоставление);
ВЫГЛЯДЕЛ ОТНЮДЬ НЕ КРАСИВО (пишется раздельно, т.к.есть усиливающее слово)
2 ВАРИАНТ
СПРОСИЛ НЕВЕЖЛИВО (можно заменить синонимом ГРУБО);
ОТВЕТИЛ НЕВЕРНО (можно заменить синонимом ОШИБОЧНО);
ПРИБИЛ НЕКРЕПКО (можно заменить синонимом СЛАБО);
ДАЛЕКО НЕ ВЕСЕЛО (пишется раздельно, т.к. имеется усиливающее слово);
НИЧУТЬ НЕ ИНТЕРЕСНО (пишется раздельно, т.к. имеется усиливающее слово)
- Какой можно сделать вывод о ваших знаниях и умениях по этой теме? (Материал усвоен на достаточном уровне)
Не забудьте оценить свою познавательную деятельность на данном этапе урока.
Все ли названные правила вам знакомы? (Да. Но допускаем ошибки)
В чём заключается затруднение? (Отсутствие недостаточных знаний о правописании с НЕ наречий с усиливающими словами и с наречиями меры и степени)
III . Выявление места и причины затруднения.
Организация восстановления выполненных операций.
Как пишутся НЕ с наречиями на –О/-Е? (Слитно, раздельно).
Какова же проблема? (не всегда понятно правописание наречий при наличии усиливающих слов и наречий меры и степени).
VI . Построение проекта выхода из затруднения (цель, тема, способ, план, средство).
Организация построения проекта выхода из затруднения:
Какова же цель нашей дальнейшей работы? (Определить способы правописания наречий).
Как сформулируем тему нашего урока? (Слитное, раздельное написание НЕ с наречиями на –о/-е).
Какой метод вы предлагаете использовать для решения данной проблемы? Вспомните, какой метод мы использовали в случаях, когда мы не могли объяснить какое-либо правописание? (Обычно мы использовали метод наблюдения).
Что мы выбирали в качестве объектов наблюдения? (Упражнения учебника с условным обозначением «очки»).
V . Реализация построения проекта.
- Спишем наречия с синонимами (синоним – наречие с не )
Мелко (неглубоко), внезапно (неожиданно), тихо (неслышно), близко (недалеко), далеко (неблизко), тяжело(нелегко), много раз (неоднократно), срочно (немедленно), свободно (непринуждённо), спокойно (невозмутимо), встревоженно (неспокойно), легкомысленно (несерьёзно).
Какие наблюдения вы провели? (наречия пишутся слитно, т.к. их можно заменить синонимом) слайд №4
Напишем графический диктант. Я читаю предложения, а вы ставите знаки +, - в соответствии с правописанием Не с наречиями (слитно +, раздельно -)
1) И навестим поля пустые, леса, недавно столь густые…
2) …То вдруг уходил куда-нибудь в уголок и, далеко швырнув метлу и лопату, бросался на землю лицом и целые часы лежал на груди неподвижно .
3) Жадно и неторопливо , желая хватить и сжать в своих объятиях всё видимое, девушка посмотрела на ясное небо.
4) Кусака убежала на край сада и оттуда неотступно глядела на видимый ей уголок террасы.
5) Новые знакомства в лесу происходят не редко , а довольно часто.
6) Справа от нас, не далеко , а где-то близко, журчал ручеёк.
7) Идти по знакомой дороге было ничуть не страшно .
- На экране слайд №5
Проверочный код: 1+, 2+, 3+, 4+, 5-, 6-,7-
Как пишутся данные наречия? (слитно, раздельно) Слайд №6
Молодцы! Вы очень наблюдательны.
Выразим наш вывод в обобщенном виде, составим эталон. Кто попробует?
Раздельно:1. Если есть или подразумевается противопоставление (не легко, а трудно)
2. Замена синонимом (нелегко-трудно)
2. При наличии усиливающих слов: далеко, вовсе, совсем, отнюдь, ничуть, нисколько, никогда (нисколько не весело)
3. При наличии наречий меры и степени: очень, весьма, крайне, совершенно (совершенно непонятно)
Теперь мы можем объяснить слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на –о/-е, которые вызывали в начале урока затруднение?(Да. ) Слайд №1
V I . Первичное закрепление во внешней речи.
Каков следующий шаг нашей познавательной деятельности? (Необходимо закрепить знание правила и умения применять его на практике).
Решим тест и проверим по образцу: (работаем в парах)
Тестовые задания.
1.В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?
Ничуть (не)интересно с вами общаться.
Мальчик ответил (не)верно.
Он ответил (не)торопливо.
2. В каком предложении НЕ со словом пишется слитно?
Природа (не)слышно уходит от нас.
Отец говорил (не)громко, а тихо.
Справа от нас, (не)далеко, а где-то близко, показался лесник.
Испытывали ли вы затруднения при выполнении данного теста? (Нет, мы с ним легко справились). Слайд №7
V II . Самоконтроль с самопроверкой по эталону.
1- Вы уверены в своих умениях? (Да).
Как проверить? (Мы можем самостоятельно выполнить задание и проверить себя по эталону).
Выполните упражнение 197 и объясните правописание наречий. На работу 5-7 минут.
7 минут истекли. Ваши следующие действия? (Проведем самопроверку по эталону).
Эталон: слайд №1
Раздельно:1. Без Не не употребляется (неряшливо)
1. Если есть или подразумевается противопоставление (не легко, а трудно)
2. Замена синонимом (нелегко-трудно)
2. При наличии усиливающих слов: далеко, вовсе, совсем, отнюдь, ничуть, нисколько, никогда (нисколько не весело)
3. При наличии наречий меры и степени: очень, весьма, крайне, совершенно (совершенно непонятно)
Кто допустил ошибки? Как поступить? (Исправить ошибки самостоятельно или воспользоваться эталоном).
Молодцы. Поставьте на полях знак «+», у кого нет ошибок.
VIII . Включение в систему знаний и повторение.
1- Каким новым знанием мы пополнили свою «копилку» знаний? (Можем определить выбор слитного и раздельного написания НЕ с наречиями на –о/-е).
Достаточно ли мы закрепили новое правило? (Нет).
Почему? (Мал объем практического применения нового знания).
I Х. Рефлексия учебной деятельности.
- Чему был посвящен урок? (Правописанию Не с наречиями на –о/-е)
Как пишутся наречия? (слитно, раздельно)
Легко ли писать НЕ с наречиями на –о/-е? (Слова с НЕ писать не легко, а трудно)
Как напишем (не) легко ? (Раздельно, потому что есть противопоставление)
А какие затруднения мы испытали? (Не всегда правильно пишем наречия)
Что помогло нам их преодолеть? (эталон и самостоятельная работа на уроке)
слайд №8
Научился писать наречия, но остался вопрос по теме урока. Поставлю знак вопроса.
Научился писать наречия, но не уверен, что самостоятельно смогуих написать. Скажу себе: « Я работал хорошо!»
! ! !
Научился писать наречия и могу объяснить тему товарищу, скажу себе: «Молодец!»
1. Кто научился писать наречия, но остался вопрос по теме урока, поставьте знак вопроса и выполните упр. № 199 из параграфа 38.
2 Кто научился правильно писать наречия, но не уверен, что все правильно напишет, то скажите себе «Я работал хорошо!» и выполните упр. 201.
3. Кто научился правильно писать наречия и может объяснить тему товарищу, скажите себе: «Молодец!» и напишите сочинение-описание комнаты неряхи, используя слова с НЕ.
Спасибо, я вами доволен.