Кем был кристоф де маржери. Трагическая кончина мсье «Большие усы Оценки и мнения
«Вэнгард» остановил Наполеона, а теперь и человека по прозвищу «Big Moustache».
Открою маленькую тайну. Сразу после катастрофы во Внуково-3 я обратился к проницательным экспертам из подмосковной «Лесной школы» с просьбой найти мотивацию явной нелюбви американцев к покойному Кристофу де Маржери. Сегодня пришел ответ. Привожу его полностью, сохраняя стиль и пунктуацию жителей «русского леса»:
«1. Total через Franklin Resources, Inc, BlackRock Advisors, LLC, Allianz Asset Management AG, Wellington Management Company, LLP, Franklin Custodian Funds-Income Fund, Blackrock Equity Dividend Fund, Vanguard Specialized-Energy Fund, Allianz Fds-AllianzGI NFJ Dividend Value Fd, BlackRock Global Allocation Fund и несколько других фондов принадлежит Vanguard.
2. В 2007 году в отношении Кристофа де Марджери началось расследование по подозрению в коррупции в связи с нарушениями эмбарго по иракской нефти и иранскому газу.
3. Он долго был в несознанке, но несколько дней тому назад выразил готовность сотрудничать с судьями, ведущими расследование, Philippe Courroye и Xavière Simeoni. Успел рассказать несколько первых сплетен о Vanguard, но следующие обещали стать более интересными.
4. Насколько я понимаю, водителя подпоили, и за рулём был другой человек.
5. Оптимальный вариант при зачистке такого свидетеля свалить всё на пьяного русского».
Напомню, что «Тоталь» - крупнейшая нефтяная компания, президентом которой был да Маржери. «Вэнгард» - американский инвестиционный взаимный фонд, который через сложные схемы владеет или управляет крупнейшими мировыми корпорациями, в частности «Гугл», и является чуть ли главным бенефициаром и заказчиком украинского кризиса, как считают проницательные эксперты из «Лесной школы». «Вэнгард» - это название флагманского корабля адмирала Нельсона в битве при Абукире, где англичане потопили французский флот, посланный Наполеоном для поддержки египетского похода. К «Вэнгарду» имеет прямое отношение, являясь одним из его ключевых акционеров, бывший вице-президент США Дик Чейни. В 2001 году Чейни был обвинен в ведении организованной преступной деятельности, в частности в связях с криминалитетом одной из американских тюрем через посредство компании «Вэнгард». Там был еще замешан прокурор федеральный Гонсалес, но какой «левый» бизнес они спроворили с американскими «авторитетами» не раскрывается. Но не станут же такие уважаемые люди валенки по тюрьмам тачать, как какой-то Ходорковский, Скорее всего профит был высокоприбыльным, наркотики, не иначе. Не исключен также и подбор необходимого для спецопераций в горячих точках контингента из числа бывших спецназовцев, отбывающих заключение на американской «зоне».
«Франклин» и «Блэк Рок» - крупнейшие в мире инвестиционные фонды, постоянно присутствующие в российских инвестиционных проектах.
«Вэнгард» через свою компанию «Монсанто» владеет ЧВК «Блэкуотер», ведущей активные боевые действия на Украине.
А еще «Вэнгард» владеет нефтяной компанией «Халлибертон» и стало быть нефтегазовые интересы этому корпоративному гиганту, грубо говоря, мягко выражаясь, не чужды.
Американцы считаются родоначальниками сетецентрических войн. Хотя на самом деле эту концепцию первым разработал знаменитый советский маршал Николай Огарков.
Как бы то ни было, американцы такие войны научились вести первыми. Сетецентрическая концепция предполагает наличие управляющего центра. Таким центром в украинском кризисе, да и не только в нем, является компания «Вэнгард», и те люди, которые ею управляют. В частности уже упомянутый нами Дик Чейни. Причем есть сомнение, что он там за главного. Помните французскую кинокомедию «Не упускай из виду»? Там французский криминальный авторитет покупает развлекательное шоу, официально оформляя сделку на своего молодого любовника(ну вот такие у них нравы!). Но взамен тот пишет ему дарственную на этот театрик, которая гарантирует, что формальный владелец будет исполнять все указания владельца фактического и исправно передавать ему все заработанные комедиантами денежки.
В большом бизнесе(а «Вэнгард» это большой бизнес) практически все деловые отношения строятся на такой, невидимой для посторонних глаз, основе. Поэтому имена истинных бенефициаров разгорающегося по всему миру пожара локальных войн мы вряд ли узнаем. Такая вот «невидимая рука рынка».
Итак, имея в своем распоряжении мощные армии ЧВК, имея специально подобранных и обученных профессиональных киллеров, которые официально погибли в результате каких-либо несчастных случаев в американских тюрьмах, «Вэнгард», или если вам угодно, Доктор Зло, может организовывать любые спецпроекты по всему земному шару.
Одним из таких спецпроектов была катастрофа малайзийского «Боинга». Этот проект исчерпал свои возможности и стал пробуксовывать в силу того, что исполнение было весьма топорным из-за хтонического разгильдяйства аборигенов.
И тут совпали линии и знаки судьбы. Тот, кто следит за ними, в частности компания «Вэнгард», тот, как правило, выигрывает.
Кристоф де Маржери по прозвищу «Big Moustache» («Большие Усы») уже подписал свой приговор три месяца тому назад когда заявил в разговоре с российским премьером Медведевым, что нефть можно продавать и не за доллары. А за рубли и юани. Но американские неоконы, к числу которых относится Дик Чейни, большие поклонники не только Троцкого, то и товарища Сталина, который, как известно, считал, что месть – это блюдо, которое лучше подавать холодным.
И вот 20 октября – день убийства Муаммара Каддафи, причем одним из главных заказчиков этого злодейства был наш французский друг Кристоф де Маржери. Тут не было ничего личного, только бизнес. Покойный француз не был нравственным человеком, его интересовали только деньги.
Успел ли нефтяной магнат и полководец французской промышленности расшифровать этот знак судьбы, мы никогда не узнаем. Но совпадений в таких случаях не бывает. Это и не совпадение. Это своего рода «знак Зорро», фирменный росчерк убийственного пера.
«Вэнгард» адмирала Нельсона остановил мировую экспансию полководца Наполеона. «Вэнгард» Дика Чейни остановил российскую экспансию полководца де Маржери.
1. Исполнительный директор нефтегазовой компании Total с годовой выручкой 170 миллиардов евро и чистой прибылью 8 миллиардов. Работал в компании на разных должностях с 1974 года. Годовой доход самого Кристофа де Маржери составлял 3 миллиона евро (согласно Forbes, 2012 год).
2. Внук Пьера Теттенже, основателя знаменитого дома шампанского Taittinger. При этом сам к шампанскому был равнодушен, зато, по данным журналистов Forbes, любил водку и виски.
3. Имел прозвище Mr Moustache (мистер Усы).
4. В 2006-м был задержан по подозрению в подкупе иракских чиновников. По мнению французской полиции, компания Total пыталась работать с иракскими месторождениями в обход международного эмбарго.
5. В 2007 году был вновь задержан. Ему предъявили обвинения в «подкупе иностранных официальных лиц» и «злоупотреблении активами компании». По мнению следствия, де Маржери подкупал чиновников Ирана, пытаясь получить доступ к месторождению Южный Парс.
6. Третий раз попал в полицию в 2013 году. Компанию Total и лично Маржери обвинили в сознательной покупке иракской нефти, которую режим Хуссейна продавал заинтересованным лицам в обмен на их влияние на французское правительство.
7. Осудил санкции Евросоюза против России. «Я как предприниматель выступаю за то, чтобы санкции не пошли по нарастающей с обеих сторон, за то, чтобы экономика оставалась в стороне от политики», — заявил де Маржери на встрече с председателем Госдумы Сергеем Нарышкиным.
8. За месяц до гибели де Маржери его компания приостановила сотрудничество с «Лукойлом» по разработке месторождений в Западной Сибири из-за антироссийских санкций. Соглашение о сотрудничестве было подписано в мае этого года. Тогда «Лукойл» и Total поделили долю: 51 процент российской компании и 49 процентов французской. Второй крупный проект Total в России — «Ямал СПГ», который стоит 27 миллиардов долларов, — остался в силе. «Можем ли мы выжить без российского газа? Ответ — нет. Есть ли причины жить без него?— Я думаю, тоже нет».
9. Маржери искренне считал, что Украина и Россия — часть Европы и нужно стремиться к скорейшему урегулированию кризиса. В последние месяцы Кристоф де Маржери лоббировал поставку в Россию «Мистралей».
10. В день смерти он возвращался с заседания Консультативного совета по иностранным инвестициям в РФ. Там он встречался с Дмитрием Медведевым, Игорем Шуваловым и Аркадием Дворковичем. На заседании он произнес следующую речь: «Мы в принципе против санкций. Я говорю это снова и снова. Вам это известно. И это не добавляет мне популярности в собственной стране: меня часто обвиняют, что мы преследуем узкие корыстные интересы. На самом деле я против санкций потому, что они, уверен, несправедливы и при этом неэффективны. Напротив, мы считаем, что политические противоречия требуют политических решений. Если в итоге вам остается лишь прибегнуть к санкциям, это означает провал дипломатии». (Полный текст выступления опубликован в «Ведомостях » )
, нефтегазовый аналитик, глава компании Premium Engineering:
Кристоф де Маржери последовательно выступал за сотрудничество с Россией, благодаря чему Total участвует во многих знаковых для России проектах, например, разработка баженовской свиты. Когда геополитическая ситуация в мире осложнилась и Европа и США стали давить на Россию санкциями, позиция Кристофа не изменилась: Total продолжил сотрудничество с Россией, понимая, что это важный источник наращивания запасов. Сейчас сложно говорить о том, как изменится внутренняя политика Total, но Франция очень аккуратно и настороженно относится к санкциям, поэтому можно надеяться, что общая стратегия концерна сохранится и с появлением нового руководителя.
Михаил Крутихин, главный редактор еженедельника The Russian Energy:
Пример последовательного сотрудничества Маржери с Россией очень красноречив. В свое время один из депутатов германского парламента на конференции в Вашингтоне говорил: «Если вы хотите иметь крупный проект в России, вам необходимо, чтобы совпали два условия: вы должны быть такими же большими, как концерн Volkswagen, и еще вы должны быть другом Владимира Путина.» Эти два условия - и личность Кристофа де Маржери, и размер концерна Total - сыграли свою большую роль в том, что проекты французской компании продвигаются в России.
Вся работа Total в России стала следствием энтузиазма Кристофа де Маржери в его отношениях и с российской властью, и с российским инвестиционным климатом. Во французских компаниях роль президента и председателя правления не меньше, чем у совета директоров, на которых лежит функция принятия стратегических решений. Сейчас есть риск того, что стратегия Марджери не сохранится: все будет зависеть от того, кого совет директоров назначит новым руководителем.
, нефтегазовый аналитик, партнер компании «Greenwich Capital»:
Кристоф де Маржери внес огромный вклад в развитие отношений Total и российских энергетических компаний. Его стратегия сотрудничества началась задолго до политики санкций, но даже в этих условиях Total не ушел из России. Европейские компании более расположены работать в России, чем американские, поэтому Total продолжит сотрудничество с изменением руководства концерна. Отношения крупнейших компаний строятся далеко не на позиции одного единственного руководителя, за главой концерна стоит сложный аппарат, который уже не первый год занят налаживанием системы взаимодействия с Россией. Поэтому Total сохранит свою стратегию сотрудничества.
Сейчас мировое судостроение находиться на пике своего развития. Это хорошо видно по появлению новых типов судов. Каждый новый корабль несет в себе самые передовые технологии и отвечает тем необходимым условиям, где ему придется работать. Такими стали новейшие танкеры-газовозы ледокольного типа, способные самостоятельно прокладывать себе путь сквозь толщу льда. Именно о них наш сегодняшний рассказ.
Итак, для расширения морских транспортных услуг в июле 2013 года судоходные компании Mitsui OSK Lines (MOL) и Teekay LNG Partners заключили контракт с легендарной судостроительной компанией Daewoo Shipbuilding & Marine Engineering (DSME) на строительство девяти танкеров-газовозов уникального типа. Уже в 2017 году на воду спущено первое судно "Eduard Toll", и ведется строительство второго - "Rudolf Samoylovich".
Китайская судоходная компания Sinotrans совместно с Dynagas и China LNG Shipping также заказала у южнокорейской компании шесть газовозов, поставка которых планируется в первом квартале 2020 года.
Строящиеся арктические танкеры-газовозы большой емкости классифицированы Российским морским регистром судоходства и Бюро Veritas как новый тип судов - Yamalmax.
Ледокольные суда специально разработаны для транспортировки сжиженного природного газа из порта Сабетта - завода по сжижению на Ямале, специально построенного для разработки гигантского наземного Южно-Тамбейского газоконденсатного месторождения.
Ведущим судном серии из 15 единиц общей стоимостью 4,8 млрд долларов, считается танкер Christophe de Margerie, названый в честь бывшего главы компании Total трагически погибшего в авиакатастрофе в 2014 году во Внуково.
Типа Ямалмакс считаются достаточно большими кораблями среди ледокольных судов. Длина корпуса 299 м, ширина 50 м. За один рейс в грузовых танках усиленного мембранного типа, которые гарантируют безопасную транспортировку, судно способно перевезти 172 тысячи куб.м сжиженного природного газа по трассам Северного морского пути.
Уникальность арктических танкеров-газовозов заключается в сочетании танкера и ледокола в одном корпусе, который изготовлен из высокопрочной специальной стали E-grade. Покрытый 7-миллиметровыми стальными пластинами корпус обеспечивает высокую маневренность на открытой воде и возможность взламывать лед толщиной до 2,5 м. Это означает, что танкеры-газовозы типа Кристоф де Маржери можно использовать для круглогодичной навигации без сопровождения ледоколов. В отличие от типовых ледоколов, судно предполагает наиболее эффективное движение кормой вперёд, двигаясь со скоростью до 7 узлов при толщине льда до 2 м. Безопасную навигацию в арктических условиях обеспечивают навигационные и коммуникационные системы GPS, ГЛОНАСС, ксеноновый свет и GPS-компас.
Арктические газовозы оснащены противообледенительными системами для защиты бортовых систем. Машинное отделение закрыто слоем стекловолокна толщиной 10 см. Внешнее оборудование, установленное на палубах, обеспечивает надежную работу при низких температурах. Система отопления также используется для предотвращения накоплений снега и льда на палубах. Крытые швартовые пункты предотвращают обледенение и защищают членов экипажа от холода.
Существует у ледокольных газовозов ещё одна примечательная особенность - дизель-электрическая силовая установка, состоящая из четырех 12-цилиндровых дизелей и двух 9-цилиндровых двухтопливных двигателей типа Wärtsilä 50DF, работающие на сжиженном газе или судовой мазуте, обеспечивая общую мощность 64,35 МВт. На данный момент это крупнейшее судно работающее на СПГ. Использование природного газа в качестве топлива позволит минимизировать влияние на экологическую систему вод Северного Ледовитого океана. Выбросы металлов, оксида серы, твердых частиц при использовании природного газа почти нулевые. По сравнению с дизельным топливом эмиссия диоксида углевода на 13, а диоксида азота на 70 процентов меньше.
В ночь на 21 октября 2014-го самолет "Dassault Falcon 50", направлявшийся из Москвы в Париж, при взлете задел снегоуборочную машину, загорелся и упал на взлетно-посадочную полосу. Пассажиром рухнувшего самолета был глава корпорации "Total" К. Маржери...
Кристоф де Маржери родился 6 августа 1951-го, в Марей-сюр-Ле-Диссе, Франция (Mareuil-sur-Lay, France), и воспитывался в приемной семье. Его биологическим отцом был Пьер-Ален Родоканачи, а матерью – Колетт Теттенже. Позднее Колетт вышла замуж за Пьера-Алена Жакена де Маржери, выходца из семьи дипломатов, и он усыновил Кристофа.
Маржери был внуком Пьера Теттенже (Pierre Taittinger), основателя антиреспубликанской "Патриотической молодежи" (Jeunesses Patriotes), копировавшей стилистику итальянского фашизма. Сводный брат Кристофа, Виктуар д
е Маржери (Victoire de Margerie), в настоящее время служит генеральным директором компании "Rondol".
Маржери – выпускник Высшей школы коммерции в Париже (ESCP Europe, Paris) 1974-го. По окончании учебы он присоединился к корпорации "Total", где был принят в департамент финансов и подразделение разведки и производства. Он стал президентом ближневосточного подразделения компании "Total" – "Total Middle East" – в 1995-м, прежде чем в мае 1999-го был назначен руководителем подразделения разведки и добычи углеводородов.
В 2000-м он занял
должность старшего вице-президента, а в январе 2002-го стал президентом по разведке и добыче новообразованного концерна "TotalFinaElf". 12 мая 2006-го Маржери был назначен членом совета директоров, а 14 февраля 2007-го стал генеральным директором "Total". Начиная с 21 мая 2010-го, Маржери занимал пост председателя корпорации.
В 2007-м руководство концерна "Total", включая лично Кристофа де Маржери, попало под следствие. Было возбуждено дело по расследованию различного рода злоупотреблений, в том числе по проведению коррупционных практик.
В деле фигурировали вопросы, связанные со срывом эмбарго на приобретение иранского газа и иракской нефти. Маржери некоторое время находился под стражей, но его быстро отпустили, хотя следствие на этом не остановилось.
Маржери выстроил крепкие связи со многими странами, в частности с Россией. Компанию в этой территории интересовал процесс капитализация и обход Международных санкций в течение пророссийских волнений в Украине в 2014-м. Эти санкции были введены в действие США (USA) из-за украинских кризисов, но компания "Total" решила не от
казываться от сотрудничества с Россией. Маржери, известный как мсье "Большие усы", был харизматичным человеком, проницательным стратегом, признающим, что антироссийские санкции не приведут ни к чему хорошему.
Он заявил, что кризис в отношениях между Европой и Россией случается не в первый раз, а также дал понять, что Европа не сможет обойтись без российского газа. Российский президент Владимир Путин, отдавая дань уважения Маржери, назвал его в посланной телеграмме премьер-министру Франции "истинным другом нашей страны". Далее Путин заяви
л, что Маржери был "пионером многих крупных совместных проектов и заложил основу для многолетнего плодотворного сотрудничества между Францией и Россией в энергетической сфере".
20 октября 2014-го Кристоф находился на борту "Dassault Falcon 50", готовящегося к взлету во Внуково (Vnukovo) в Париж. Два пилота, стюардесса и Маржери погибли в результате столкновения самолета со снегоуборочной машиной, оказавшейся на пересечении двух полос, куда заезжать было запрещено. Инцидент "привел к резкому снижению скорости и падению" самолета.
ственный комитет выдвинул четыре основные версии. Виной смерти французского бизнесмена могли стать ошибка пилотов, ошибка диспетчеров, погодные условия или неправильные действия водителя снегоочистителя. Водитель, некий В. П. Мартыненко, согласно предварительному заключению, вышел на работу в состоянии алкогольного опьянения. Мартыненко и женщина-авиадиспетчер, давшая "добро" на взлет, были арестованы Басманным судом Москвы. Пресс-служба аэропорта Внуково объявила, что А.С. Дьяков, гендиректор международного аэропорта, как и его заместитель
С.Н. Солнцев, оставили свои посты. Под принятые меры также попали сменный директор аэропорта, ведущий инженер-руководитель и начальник отделения эксплуатации аэродрома.
Некоторые депутаты Госдумы РФ расценили авиакатастрофу во Внуково и кончину гендиректор "Total" как сильный удар по имиджу России. К примеру, Михаил Емельянов, член фракции "Справедливая Россия", пояснил, что такая нелепая смерть представителя элиты бизнеса, который сотрудничал с РФ, не прибавит очков популярности нашей стране. Мало того, российские депутаты высказали св
ои опасения на счет того, что смерть Маржери вполне может негативно отразиться на взаимоотношениях с корпорацией "Total".
Цивилист Татьяна В. Волкова, которая на своем блоге вносит "свои пять копеек", чтобы прорвать информационную блокаду, высказала версию о том, что Маржери "заказали" хозяева американской инвестиционной корпорации "Vanguard". Французский бизнесмен действительно был связан с этим финансовым воротилой. По словам Волковой, Маржери слишком много знал о концерне "Vanguard", управляющем активами на сумму в два триллиона долла
ров, и мог в ближайшее время "расколоться".
Волкова опубликовала информацию, согласно которой следственные судьи собрали достаточно большие объемы инкриминирующих материалов против Маржери, которые косвенно затрагивали и членов правления компании "Vanguard". Ситуация принимала критический оборот, но Маржери никак не соглашался держать язык за зубами... Как пишет Волкова, в этот самый период "как нельзя кстати подвергнулся пьяный В. П. Мартыненко".
Кристоф был женат на Бернадетт Прюдомм. У него было трое детей: Фабрис, Летиция и Диана
Танкер-газовоз «Кристоф де Маржери» , заправленный тестовым объемом сжиженного природного газа, впервые прибыл в порт Сабетта (Ямало-Ненецкий автономный округ) по северному морскому пути.
Ледопроходимость и маневренные качества первого и пока единственного танкера-газовоза для завода «Ямал СПГ» полностью подтвердили ледовые испытания, которые проходили с 19 февраля по 8 марта в Карском море и Море Лаптевых, ледокольному газовозу удалось превысить многие проектные показатели. «Кристоф де Маржери» доказал способность двигаться кормой вперед во льду толщиной 1,5 метра со скоростью 7,2 узла (плановый показатель – 5 узлов) и носом со скоростью 2,5 узла (плановый показатель – 2 узла). В прибрежном районе к западу от архипелага Норденшельда «Кристоф де Маржери» успешно преодолел кормой вперед торос высотой надо льдом 4,5 м , глубиной киля 12-15 м, площадью сечения 650 м ² .
Президент России дал старт первой загрузке танкера сжиженным газом завода "Ямал СПГ" >>
В порту Сабетта он завершает свой первый рейс по западной части Северного морского пути. В Сабетте экипаж танкера и портовики отработают процедуру захода в порт и швартовки. В сложных ледовых условиях и небольшой акватории порта это непросто, ведь длина газовоза составляет 300 метров.
Уникальный ледокольный газовоз СПГ «Кристоф де Маржери» (Christophe de Margerie) ледового класса Arc7 - это первый из пятнадцати танкеров-газовозов «Совкомфлота»* для проекта «Ямал СПГ». Он способен работать при температурах до минус 52 градусов, м ощность пропульсивной установки газовоза составляет 45 МВт. Она включает винторулевые колонки типа «Азипод». Они обеспечивают высокую ледопроходимость и маневренность и позволяют использовать принцип движения кормой вперед, что необходимо для преодоления торосов и тяжелых ледовых полей. При этом «Кристоф де Маржери»** стал первым в мире судном арктического ледового класса, на котором установлено сразу три «Азипода».
«Кристоф де Маржери» преодолел Северный морской путь за рекордное время >>
Экипаж составляет 29 человек и полностью укомплектован российскими моряками. Штатный офицерский состав газовоза включает 13 человек , каждый из которых обладает большим опытом арктического судоходства и дополнительно прошел специализированную подготовку в учебно-тренажерном центре «Совкомфлота» в Санкт-Петербурге.
В ледовых испытаниях приняли участие представители судостроительной верфи (Daewoo Shipbuilding & Marine Engineering), ключевых поставщиков оборудования (в первую очередь ABB, производителя «Азиподов»), ведущих профильных научно-исследовательских и проектных организаций, как российских (Арктический и антарктический НИИ, Крыловский ГНЦ), так и международных (Aker Arctic Research Centre, Hamburg Ship Model Basin).
Во время первого захода в порт Сабетта газовоз также успешно осуществил тестовый проход по специально созданному морскому каналу - наиболее сложный в навигационном отношении участок Обской губы. Канал был проложен с целью преодоления крупнотоннажными судами бара (песчаной подводной отмели) при впадении Оби в Карское море. Уникальное для арктического бассейна инженерное сооружение планируется эксплуатировать в сложных условиях постоянного дрейфа льдов. Канал имеет глубину 15 м, ширину 295 м, длину 50 км.
Танкер был построен с учетом всех требований Полярного кодекса и отличается высокой экологической безопасностью. Наряду с традиционными видами топлива, пропульсивная установка судна может использовать отпарной сжиженный природный газ. По сравнению с традиционным тяжелым топливом использование СПГ позволяет существенно сократить выбросы в атмосферу вредных газов: на 90% оксидов серы (SOx), на 80% оксидов азота (NOx) и на 15% углекислого газа (CO2).
Пятый танкер для завода "Ямал СПГ" >>
Для дальнейшей стоянки танкер будет перемещен на технологический причал, предназначенный для совершения грузовых операций по загрузке танкеров сжиженным природным газом, полученным на заводе по его переработке.
О проекте
Проект «Ямал СПГ» реализуется на полуострове Ямал за Полярным кругом на базе Южно-Тамбейского месторождения. Оператором Проекта является ОАО «Ямал СПГ» - совместное предприятие ОАО «НОВАТЭК» (50,1%), концерна TOTAL (20%) и Китайской Национальной Нефтегазовой Корпорации (20%) и Фонда Шелкового пути (9,9%).
Строительство завода по сжижению природного газа осуществляется тремя очередями с запуском в 2017, 2018 и 2019 годах соответственно. Проект предусматривает ежегодное производство около 16,5 млн тонн сжиженного природного газа (СПГ) и до 1,2 млн тонн газового конденсата с поставкой на рынки стран Азиатско-Тихоокеанского региона и Европы.
Стоимость проекта оценивается в 27 млрд долларов. Законтрактован практически весь объем - 96% будущего объема СПГ. Логистическая инфраструктура проекта «Ямал-СПГ» полностью завершена. В полную силу заработали два пункта пропуска - морской в порту Сабетта и воздушный в аэропорту Сабетта.
Ресурсная база
Ресурсной базой для реализации Проекта «Ямал СПГ» является Южно-Тамбейское месторождение, открытое в 1974 году и расположенное на северо-востоке полуострова Ямал. Лицензия на освоение Южно-Тамбейского месторождения действительна до 31.12.2045 года и принадлежит ОАО «Ямал СПГ».
Новое ледокольное судно снабжения >>
На месторождении выполнен комплекс геологоразведочных работ, включающий сейсморазведочные работы МОГТ 2D, 3D, бурение поисково-оценочных и разведочных скважин, создание геологической и гидродинамической моделей месторождения. По результатам геологического и гидродинамического моделирования выполнена оценка запасов газа и газового конденсата, которая была одобрена Госкомиссией по запасам полезных ископаемых и подтверждена международным аудитором.
Доказанные и вероятные запасы Южно-Тамбейского месторождения по стандартам PRMS на 31.12.2014 г. составляют 926 млрд м³ газа. Потенциальный уровень добычи газа для обеспечения потребностей завода СПГ превышает 27 млрд м³ в год.
Кроме того, «Газпромом» на Тамбейской группе месторождений проведены комплексные геологоразведочные и сейсмические работы 3D на площади 2650 км ² , пробурены 14 поисково-разведочных скважин, и прирост запасов составил 4,1 трлн м ³ газа. Таким образом, запасы Тамбейского кластера составляют 6,7 трлн м ³ .
Ряд месторождений Тамбейской группы содержит так называемый жирный газ , который характеризуется высоким содержанием этана, и глубокая переработка компонентов жирного газа, без сомнения, повысит экономическую эффективность разработки всех запасов Тамбейской группы.
«Газпром» готов рассмотреть возможность создания совместных предприятий. В первую очередь ориентироваться будут на российские компании, которые уже обладают компетенциями в области сжижения газа, которые обладают опытом работы с запасами жирного газа. Скорее всего сотрудничать будут с ПАО «НОВАТЭК», которое недавно подписало рамочное соглашение с TechnipFMC, Linde AG и АО «Научно - исследовательский и проектный институт по переработке газа» (НИПИГАЗ).
Газпром готов начать морскую укладку газопровода «Турецкий поток» >>
Документ закрепляет основные условия сотрудничества по проектированию и дальнейшей реализации проектов СПГ-заводов на бетонном основании гравитационного типа в рамках «Арктик СПГ-2», а также последующих СПГ-проектов «НОВАТЭКа».
Также «НОВАТЭК» подписал лицензионное соглашение с компанией Linde AG на приобретение лицензии на технологию сжижения природного газа для проекта «Арктик СПГ-2».
Таким образом, российское предприятие получило уникальные компетенции при реализации проекта "Ямал СПГ", которые позволит оптимизировать выбор новой технологической концепции для будущих СПГ-проектов. Подписанные соглашения открывают дорогу для принятия решений по следующим арктическим СПГ-проектам и направлены на существенное улучшение их экономики, что позволит обеспечить конкурентоспособность производимой продукции на любых мировых рынках.
Магистраль «Белкомур» даст возможность реализовать 40 крупных инвестпроектов >>
Специально для проекта были разработаны и изготовлены буровые установки «АРКТИКА». Установки предназначены для работы в сложных природно-климатических условиях Ямала, они полностью защищены от ветров, что обеспечивает комфортные условия труда для персонала и непрерывность бурения независимо от погодных условий.
Завод СПГ
Завод СПГ мощностью около 16,5 млн тонн СПГ строится непосредственно на Южно-Тамбейском месторождении на берегу Обской губы.
В строительстве используется модульный принцип монтажа, что значительно сокращает затраты на строительство в условиях Арктики и оптимизирует график реализации проекта. Производственный комплекс будет включать три технологические линии сжижения газа производительностью 5,5 млн тонн в год каждая. Первую очередь планируется запустить в 2017 году.
В условиях низких среднегодовых температур в Арктике требуется меньшее количество удельной энергии на сжижение газа, что позволяет достичь более высоких объемов производства СПГ по сравнению с проектами, расположенными в южных широтах и использующими аналогичное оборудование.
Про «Шелковый путь» >>
После запуска завода углеводородная смесь из скважин будет поступать по газосборным сетям на единый интегрированный комплекс подготовки и сжижения природного газа. На входных сооружениях комплекса будет происходить сепарация - отделение от газа механических примесей, воды, метанола и конденсата. В составе входных сооружений предусмотрены установки регенерации метанола и стабилизации конденсата.
Отсепарированный газ будет поступать на технологические линии сжижения и последовательно проходить очистку от кислых газов и следов метанола, осушку и удаление ртути, извлечение фракций этана, пропана и более тяжелых углеводородов. Далее очищенный газ будет поступать на предварительное охлаждение и сжижение. СПГ будет подаваться на хранение в специальные изотермические резервуары закрытого типа, предусмотрено строительство четырех резервуаров объемом 160 000 м³ каждый.
Интегрированный комплекс также будет включать установки фракционирования сжиженных углеводородных газов, парки хранения стабильного конденсата и хладагентов, электростанцию мощностью 376 МВт, общезаводские инженерные системы и факельные установки.
Поселок Сабетта
Поселок Сабетта, расположенный на восточном берегу полуострова Ямал, является опорным пунктом Проекта «Ямал СПГ». В 80-х годах 20 века в Сабетте располагалась Тамбейская экспедиция разведочного бурения на нефть и газ.
В ходе реализации Проекта «Ямал СПГ» в поселке создана современная инфраструктура для проживания строителей, возведены вспомогательные объекты комплекса жизнеобеспечения: склад хранения ГСМ, котельная, столовые, медпункт, баня, спорткомплекс, административно-бытовой комплекс, гостиница, канализационные и водоочистные сооружения, склады хранения продовольствия. Возводятся дополнительные столовая, прачечная, пожарное депо, теплая стоянка для автомобилей, дополнительное жилье. Пиковое количество работников на стадии строительства Проекта – 15 000 человек.
Многофункциональный порт Сабетта строится в рамках Проекта «Ямал СПГ» на принципах государственно-частного партнерства. В федеральной собственности (заказчик строительства ФГУП «Росморпорт») будут находиться оградительные ледозащитные сооружения, операционная акватория, подходные каналы, системы управления движением судов и навигационного обеспечения, здания морских служб. К объектам «Ямал СПГ» относятся технологические причалы по перевалке сжиженного природного газа и газового конденсата, причалы накатных грузов, причалы строительных грузов, причалы портофлота, складские помещения, административно-хозяйственная зона, инженерные сети и коммуникации.
Крупнейший газоперерабатывающий завод в России >>
Границы морского порта в районе поселка Сабетта установлены распоряжением Правительства РФ № 242-р от 26 февраля 2013 г. Распоряжением Федерального агентства морского и речного транспорта РФ от 25 июля 2014 года №КС-286-р морской порт Сабетта внесен в реестр морских портов России.
Порт строится в два этапа - подготовительный и основной. Подготовительный этап - строительство грузового порта для приемки строительных грузов и технологических модулей завода СПГ. В настоящее время порт работает в круглогодичном режиме
, принимает технологические и строительные грузы.
Основной этап строительства порта включает технологические причалы для отгрузки СПГ и газового конденсата. Готовность порта к принятию СПГ-танкеров будет обеспечена в 2017 году.
За I квартал 2017 году в морском порту оформлено 17 международных заходов судов по Северному морскому пути, несмотря на то, что начало года считается самым сложным по ледовой обстановке.
В тундре на севере за Полярным кругом построен современный аэропорт, который соответствует всем международным стандартам. В I квартале 2017 года оформлено уже 16 воздушных международных рейсов из Бельгии, Китая, Шотландии и Южной Кореи. Для сравнения, за весь 2016 год было оформлено всего 11 международных рейсов. В начале марта самый северный аэропорт России Сабетта на берегу Карского моря впервые принял крупнейший самолет Ан-124 «Руслан» с грузом из Китая, на его борту были доставлены компоненты, предназначенные для строительства гигантского завода по сжижению газов «Ямал-СПГ», весом 67,67 тонны.
Аэропортовый комплекс включает в себя аэродром I категории ИКАО, взлетно-посадочную полосу 2704 м х 46 м, ангары для авиатехники, служебно-пассажирское здание, в том числе международный сектор. Аэропорт может принимать самолеты различных типов ИЛ-76, А-320, Boeing-737-300, 600, 700, 800, Boeing-767-200, а также вертолеты МИ-26, МИ-8. Оператором аэропорта является 100% дочернее предприятие ОАО «Ямал СПГ» - ООО «Международный аэропорт Сабетта».
«Газпром нефть» начала первый проект по изучению баженовской свиты в ЯНАО >>
* «Совкомфлот» работает в рамках первого субарктического проекта на сахалинском шельфе «Сахалин-1» с 2006 года. В 2008 году компания приступила к перевозкам сырой нефти в рамках арктического проекта «Варандей», который сейчас обслуживают три челночных танкера СКФ – «Василий Динков», «Капитан Готский», «Тимофей Гуженко». На 1 марта 2017 года они безопасно перевезли свыше 51 млн тонн варандейской нефти. В 2010-2011 годах после тщательной проработки вопроса с предприятиями Минтранса России, «Атомфлотом» и заинтересованными фрахтователями «Совкомфлот» организовал экспериментальные грузовые рейсы танкеров «СКФ Балтика» (дедвейт – 117,1 тыс. тонн) и «Владимир Тихонов» (дедвейт – 162,4 тыс. тонн) высокоширотными маршрутами. В период с 2010 по 2014 год судами ПАО «Совкомфлот» выполнено 16 высокоширотных рейсов, благодаря которым была доказана возможность коммерческого использования Севморпути в летнюю навигацию и освоен новый глубоководный маршрут севернее Новосибирских островов.
В 2014 году «Совкомфлот» начал перевозить сырую нефть с Приразломного месторождения (Печорское море), для обслуживания которого на петербургских «Адмиралтейских верфях» были построены два арктических челночных танкера СКФ – «Михаил Ульянов» и «Кирилл Лавров». На конец марта этого года они перевезли 4 млн тонн арктической нефти.
Нефть Арктики >>
В конце осени 2016 года «Совкомфлот» приступил к перевозке нефти с Новопортовского нефтегазоконденсатного месторождения. Для его обслуживания была специально разработана и построена серия из уникальных арктических челночных танкеров – «Штурман Альбанов», «Штурман Малыгин », «Штурман Овцын» высокого ледового класса Arc7, позволяющего преодолевать лед толщиной до 1,8 метров. Танкеры оснащены мощной пропульсивной установкой, состоящей из двух винторулевых колонок Azipod совокупной мощностью 22 МВт. К марту 2017 года танкеры перевезли 1,3 млн тонн новопортовской нефти.
** Состав флота СКФ пополнил уникальный ледокольный газовоз СПГ «Кристоф де Маржери» ледового класса Arc7, построенный для проекта «Ямал СПГ» (Карское море). Это первый газовоз класса «Ямалмакс», аналогов которому не существует в мире. Судно было построено на верфи Daewoo Shipbuilding Marine Engineering (DSME) (Южная Корея). Его спустили на воду в октябре 2016 г. Церемония имянаречения танкера ледового класса «Кристоф де Маржери», названного в честь погибшего главы французской компании Total, пройдет в июне в Санкт-Петербурге, сообщил глава Total Патрик Пуянне. Ориентировочная стоимость газовоза составляет порядка 290 млн долл.
Особенностью данного судна является его ледовый класс Arc7, применение 3-х ВРК типа Azipod, а также применение так называемой DAS концепции (Aker Arctic Technologies Inc.), в соответствии c которой судно может двигаться носом вперед по открытой воде и кормой вперед в ледовых условиях, тем самым осуществляя движение во льдах без помощи ледоколов. Судно имеет две полноценные ходовые рубки – для движения кормой и движения носом.
Дан старт "Турецкому потоку" >>
Оба ходовых мостика оборудованы навигационной системой ТРАНЗАС MFD , состоящей из 12 многофункциональных рабочих станций с полным комплектом основных приложений, включая картографическую навигационную информационную систему ЭКНИС, радиолокационную станцию Navi-Radar 4000, систему отображения навигационной информации Navi-Conning 4000, систему сигнального оповещения и отслеживания тревог BAMS, а также станцию планирования маршрута Navi-Planner 4000, позволяющую при минимальном участии судоводителя провести судно по заранее выбранному маршруту.
Оснащение судна выполнено в полном соответствии с требованиями Российского морского регистра судоходства (РМРС) и международного классификационного сообщества BV. Все оборудование разработано и протестировано на возможность эксплуатации круглогодично в суровых климатических условиях при температурах до -52° С.
Уникальность установленного Транзасом оборудования заключается в том, что все рабочие станции, расположенные как в носовом, так и в кормовом мостиках, интегрированы в единую комплексную систему с возможностью дублирования основных функций операционной деятельности судна для повышения безопасности судоходства. Это особенно важно в ходе эффективной реализации масштабного проекта «Ямал СПГ», для которого и предназначен танкер-газовоз СПГ «Кристоф де Маржери».
Арктические базы России Уникальное видео Арктики Высадка в Арктике мотострелков Земля Франца-Иосифа