Леонтий ростовский житие. Леонтий (Стасевич), православный святой
Святитель Леонтий, епископ Ростовский, один из выдающихся архипастырей XI века земли Русской. По словам святителя Симона, епископа Владимирского, которого можно считать достаточно достоверным, святой Леонтий был пострижеником Печерского монастыря и по происхождению русский, а не грек, хотя родился в Константинополе. Промыслом Божиим будущий просветитель и апостол Ростовской земли проходил послушание под духовным руководством основателей русского монашества преподобных Антония (+ 1073; память 28 сентября/11 октября и 10/23 июля) и Феодосия (+ 1074; память 3/16 мая, 14/27 и 28 августа/10 сентября) Печерских. Он был первым епископом, вышедшим из монастыря в Киевских пещерах, воспитавшего многочисленных святителей Русской земли. «От того Печерского монастыря Пречистыя Богородицы, - пишет святой Симон, - мнози епископы поставлены быша и яко светила светлая осветивша всю Русскую землю святым крещением; первый Леонтий, епископ Ростовский, священномученик, егоже Бог прослави нетлением и бысть первопрестольник, егоже невернии, много мучивше, убиша».
Свой равноапостольный подвиг священномученик Леонтий начал по возведении его в сан епископа в сороковых годах XI века и назначении на Ростовскую кафедру.
В Ростовской земле, населенной в то время чудскими племенами, святитель встретил жестокое сопротивление язычников, изгнавших двух его предшественников - епископов Феодора и Илариона. Закоренелые язычники и слушать его не хотели, но святой Леонтий, как добрый пастырь, решился положить и душу свою за спасение врученной ему Богом паствы. Невзирая на постоянную опасность, святитель Леонтий ревностно обращал ко Христу местное население, твердо следуя апостольским заповедям. Однажды он был избит язычниками и изгнан из города, однако не оставил вверенной ему духовной паствы и поселился недалеко от Ростова, у ручья Брутовщины, где построил небольшой храм в честь Архистратига Михаила. Святитель все претерпел и ревностно продолжал проповедовать веру, подтверждая истинность ее чудесами. К святителю стали приходить дети местных жителей, привлеченные его духовной добротой. Угодник Божий обучал детей началам Христовой веры и потом крестил. Вскоре и взрослое население потянулось к благодатному архипастырю и также принимало святое крещение.
- Prev
- Next
Помощь Храму
Дорогие Братия и Сестры!
В нашем храме началась реконструкция предела, освященного в честь свт. Леонтия(Ростовского).
Предстоит огромная работа – демонтаж старой штукатурка до кирпичной кладки, устройство заделанного в советские времена окна, обработка кирпичной кладки растворами против образования плесени и грибков, прокладка новых электролиний и слаботочных линий для устройства систем сигнализации и видеонаблюдения, устройство дополнительных светильников, подоконников, нанесение штукатурки со специальными добавками против образования микротрещин. Одновременно с этим будет выверена вся геометрия стен и углов, и оборудована вентиляция Леонтьевского предела, включая алтарную часть.
После окончания этих работ начнется следующий этап реконструкции – роспись стен.
Мы продолжаем сбор средств на реконструкцию Леонтьевского предела нашего храма.
Восстановим храм вместе!
Только мы сможем сделать наш храм еще краше и уютней!
Восстановим вместе главный храм городского поселения Кубинка!
Храм примет в дар корпусную и мягкую мебель и дизельный генератор от 10 кВт.
Информация о храмовых и престольных Праздниках
(8) 21ноября Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных – храмовый Праздник;
(25) 8 декабря память священномученика пресвитера Григория Воинова- храмовый Праздник;
(6) 19 сентября Воспоминание чуда Архистратига Михаила, бывшего в Хонех – престольный Праздник;
(13) 26 октября Иверской иконы Божией Матери- престольный Праздник;
Уроженец Киева или близлежащего города . Крещен был еще во младенчестве ("освяще́н от пеле́н, от млады́х ногте́й "), и с молодости начал постигать "науче́ние кни́жное ". Как сказано о нем, "росси́йский и гре́ческий язы́к до́бре разуме́яше, кни́гам же росси́йским и гре́ческим ве́льми хитрослове́сен и сказа́тель от ю́ности бы́сть " . Будущий святитель с молодых лет почувствовал влечение к иноческой жизни. Нужно думать, что монашество он принял в Константинополе, а оттуда прибыл в Киев, где, вероятно, стал первым игуменом Зверинецкой пещерной обители . Из этого монастыря он был призван на Ростовскую кафедру и рукоположен во епископа "как первый престольник" из иноков печерских, не позднее года .
Мощи и почитание
Останки святителя Леонтия погребены были в соборном Успенском храме Ростова . Во время пожара в году этот храм сгорел, и по повелению благоверного князя Андрея Боголюбского в году на месте прежнего был заложен каменный собор. 23 мая года при копании рвов был обнаружен гроб с нетленными мощами святителя Леонтия а также гроб святителя Исаии . Обретенные мощи святого Леонтия переложили в каменный гроб и поместили в церкви во имя святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова на архиерейском дворе. Когда было закончено строительство каменной церкви в честь Успения Пресвятой Богородицы, гроб святителя Леонтия перенесли в этот храм и поставили в нише южной стены. Но своды соборной церкви, воздвигнутые малоискусными зодчими, вскоре обрушились и мощи святителя Леонтия перенесены были снова в церковь Иоанна Богослова, которая с того времени стала собором. Они пребывали в ней до года. В этом же году 25 февраля они снова были перенесены во вновь отстроенный храм во имя Успения Богоматери и поставлены в приделе, посвященном имени святителя.
У гроба просветителя Ростовской земли совершались многочисленные благодатные чудотворения. Свидетельства о святости жизни епископа Леонтия, чудесных исцелениях и знамениях по его молитвам были собраны епископом Ростовским Иоанном (+ 1214), который написал и канон святителю Леонтию. При владыке Иоанне, в году, было впервые совершено в Ростове празднование памяти святого Леонтия 23 мая , в день обретения его мощей. Таким образом епископ Леонтий стал первым русским святителем , которому было устанавлено на Руси почитание.
До года мощи святителя открыто находились в Успенском соборе, но после того как в Смутное время поляки похитили золотую раку и драгоценную икону святителя, мощи были положены под спудом в том же храме, у южной стены придела во имя святителя Леонтия, где находятся до настоящего времени. На прежнем месте мощей была помещена рака с иконой. В году усердием ростовских граждан была устроена серебряная рака святителю, украшенная затем бронзовым изящным золоченым балдахином. Во время реставрации Ростовского Успенского собора в году "Господь благоволил отчасти открыть место подземного покоя ростовского чудотворца: под полом (в подземельи) нынешнего придела во имя св. Леонтия открыт был древний придел в честь сего святителя, в котором на южной стороне находится ниша, украшенная древними фресками с изображениями святителя Леонтия, преставления и обретения мощей его; рядом со стенным изображением св. Леонтия, почти вровень с кирпичным полом придела, прямо под существующею ныне серебряною ракою св. Леонтия, открыта была замурованная из белого камня гробница, в коей, полагают, и покоятся честные мощи св. Леонтия ".
Также в Ростовском Успенском соборе находилась небольшая икона Спаса на Убрусе , древнего византийского письма. Народное предание почитает ее келейной иконой святого Леонтия. В древних рукописных житиях святителя описано много чудотворений.
Молитвословия
Тропарь, глас 4:
Апо́столом соприча́стник/ и к Бо́гу моле́бник ве́рен,/ доброде́тельми возше́д на Небе́сная,/ и любо́вь возложи́л еси́ к Лю́бящему тя́,/ и неве́рныя лю́ди обрати́л еси́ в ве́ру./ Те́м ны́не, со А́нгелы лику́я,/ предстои́ши престо́лу сла́вы все́х Царя́ Христа́ Бо́га:/ моли́ся, святи́телю Лео́нтие,// да спасе́т ду́ши на́ша .
Кондак, глас 4:
Жития́ ра́ди чистоты́,/ Всеви́дец Госпо́дь, све́т Сво́й насади́ в души́ твое́й,/ вразуми́ти лю́ди мно́гия/ твои́ми уче́нии,// Лео́нтие преподо́бне .
Сочинения
В дошедшем до нас в двух рукописях поучении святителя Леонтия говорится о важности священства, о покаянии, об епитимии, о крещении, воскресении мертвых и о единобожии.
- "Поучение к попам о всем и наказание епископа Ростовского Леонтия к попам о всем, како подобает дете своя духовныя учити и правилом святых отец," Памятники древнерусского канонического права [Под ред. А. С. Павлова] СПб., 1908, ч. 1 (Памятники XI-XV вв.).
- Изд. также: "Московские Епарх. Ведомости," 1878, №№ 24, 25; "Ярославские Епарх. Ведомости" 1878, № 12; "Русская историческая библиотека, издаваемая Археографическою комиссиею: в 39 т.", СПб.-Л., 1872-1927; 1908, т. 6, стб. 111-116.
Литература
- Ключевский, В. О., Древнерусские жития святых, как исторический источник , М., 1871, 3-22.
- Макарий (Булгаков), митр., История Русской Церкви: в 12 т. , СПб., 1864-1886, т. 2, 23-24, 315-317.
- Титов, А. А., Житие святителя Леонтия, епископа Ростовского , М., 1893.
- Шемякин, В. И., Москва, ее святыни и памятники , М., 1896, 141.
- Срезневский, И. И., Древние памятники русского письма и языка (X-XIV вв.): Общее повременное обозрение и дополнения с палеографическими указаниями, выписками и указателями , 2-е изд., СПб., 1882, 120, 142.
- Никольский, Н. К., Материалы для повременного списка русских писателей и их сочинений (X- XI вв) , СПб., 1906, 210-211.
- Словарь исторический о святых, прославленных в Российской Церкви, и о некоторых подвижниках благочестия, местно чтимых [Сост. Д. А. Эристов, М. Л. Яковлев_], 1-е изд., СПб., 1836, 167-168.
- Барсуков, Н. П., Источники русской агиографии , СПб., 1882, 323-329.
- Голубинский, Е. Е., История Русской Церкви: в 2 т. , М., 1900-1911, т. 1, первая половина, 201, 202, 757-758; вторая половина, 433.
- Каманин, И. М., Зверинецкие пещеры в Киеве, их древность и святость , Киев, 1914, 40-42, 133, 137, 139.
- Архангельский, Н. В., Новооткрытые Зверинецкие пещеры в Киеве , Киев, 1915, 15.
- Димитрий (Самбикин), архиеп., Месяцеслов святых, всею Русскою Церковию или местно чтимых: в 14 вып. , Каменец-Подольск, Тверь, 1892-1902, вып. 9, ч. 2, май, 123-129.
- Едлинский, М. Е., свящ., Подвижники и страдальцы за веру православную и землю свято-русскую от начала христианства на Руси до позднейших времен , 1-е изд., СПб., 1895, 143-145; 4-е изд., СПб., 1901-1903, т. 1, 148-151.
- Толстой, М. В., Древние святыни Ростова Великого , 2-е изд., М., 1860, 25, 33, 34, 35, прим. 13.
- Толстой, М. В., Рассказы из истории Русской Церкви , М., 1873, 47-49.
- Архимандрит Пимен, настоятель Николо-Угрешского монастыря (1810-1880): Биографический очерк , М., 1881, 335 (прим.).
- Булгаков, С. В., Настольная книга для священно-церковнослужителей , Киев, 1913, 1417.
- Строев, П. М., Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви , СПб., 1877, 329.
- Летопись церковных событий и гражданских, поясняющих церковные, от Рождества Христова до 1898 года, епископа Арсения , СПб., 1899, 391.
- Леонид (Кавелин), архим., Святая Русь , СПб., 1891, № 615.
- Ярославские епархиальные ведомости , 1892, № 33; 1888, № 41, 641-656; № 42, 657-660; № 43, 673-686; № 45, 715; 1889, № 29.
- Душеполезное чтение , М., 1885, май, 44-66.
- Православный собеседник , Казань, 1858, март, 420-431; февраль, 297, 318; 1898, октябрь, 484; 1901, май, 302-303.
- Исторический вестник , СПб., 1886, т. 23, 76.
- Известия по Казанской епархии , 1885, № 7, 144.
- Русский паломник , 1911, № 22, 347. Каманин, И. М., Зверинецкия пещеры в Киеве (их древность и святость) , Киев, Киево-Печерская Лавра, 1914, 39-42.
- Леонид (Поляков), архиеп., "Святитель Леонтий, епископ Ростовский," Журнал Московской Патриархии , М., 1964, № 6, 66-68.
- Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т. [Изд. П. П. Сойкина], СПб., б. г., т. 2, 1519.
- Русский биографический словарь: в 25 т. , СПб.; М., 1896-1913, т. 10, 221-223.
- Н. Д[урново]., Девятисотлетие русской иерархии 988-1888. Епархии и архиереи , М., 1888, 22.
- Минея май , М., 1987, ч. 3, с. 20-21:
- Творогов, О. В., "Леонтий," Словарь книжников и книжности Древней Руси , Л., 1987, вып. 1, 229-230.
- Макарий (Булгаков), митр., История Русской Церкви: в 9 т. , М., 1994-1997, т. 2, с. 137-138.
- Андроник (Трубачёв), игум., Святая Русь. Хронологический список канонизированых святых, почитаемых подвижников благочестия и мучеников Русской Православной Церкви (ІХ - сер ХІІІ в.) дополнение к книге Митрополита Макария (Булгакова) История Русской Церкви , М., 1995, т. 2, 650.
Передачи можно слушать на частоте 102,3 FM – Коломна, Юг Москвы и Московской области Подключиться к онлайн СМИ радио "Благо" из Коломны и слушать наши передачи Вы можете круглосуточно. Утро можно начать с зарядки. Потом привести в порядок ум в "Университете" Вам поможет философия . В обеденный перерыв неплохо слушать авторскую песню , программа Время Культуры познакомит Вас с художниками, композиторами, писателями. Дивные повести о Гражданах Неба и несколько минут классической музыки предупредят чтение доброй книги. Перед сном пригласите малышей послушать по радио сказку, а сами узнайте новое из истории Отечества.
Слушать СМИ радио «Благо» онлайн.
Адреса потока онлайн-вещания:
Мы предлагаем 6 различных потоков онлайн-вещания СМИ из Коломны, слушать которые можно в разных категориях качества.
Чтобы слушать онлайн на смартфоне Android (HTC, Samsung, Sony, LG и т. д.) мы рекомендуем следующие бесплатные приложения:
Что такое СМИ Радио Благо 102,3 FM в Коломне?
Интернет СМИ www.сайт
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ТУ50-02262 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) Некоммерческой Организации "Благотворительный . 16.09.2015 г.
Редакция не предоставляет справочной информации.
Вот уже больше десяти лет, как сайт радио "Благо" 102,3 FM в Коломне работает и вызывает интерес слушателей как онлайн-радио так и offline.
Все это происходит исключительно благодаря вам!
Еще раз спасибо! Мы тоже вас любим!
Ирина Зайцева, главный редактор
Время культуры
Пишите нам:
Общередакционный адрес:
Правовая информация
Редакция и издатель
© 2000-2015 сайт
Все права защищены
Интернет СМИ 102,3 FM сайт
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ТУ50-02262 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) Некоммерческой Организации "Благотворительный . 16.09.2015 г.
Правила использования материалов
Веб-сайт www.сайт (далее - Сайт) содержит материалы, охраняемые авторским правом, товарные знаки и иные охраняемые законом материалы, в частности тексты, фотографии, видеоматериалы, графические изображения, музыкальные и звуковые произведения и др. Коллективу редакции сайта принадлежит авторское право на использование содержания Сайта (в том числе право на подбор, расположение, систематизацию и преобразование данных, содержащихся на Сайте, а также на сами исходные данные), кроме случаев, отдельно отмеченных в содержании опубликованных на Сайте материалов.
Пользователь Сети имеет права на
Использование размещенных текстовых материалов в объеме не более 300 (трехсот) знаков, без учета знаков препинания, с упоминанием имени автора, а также с ссылкой на сайт и адрес www.сайт. При перепечатке материала сайт в интернете необходимо указать адрес (URL) по которому первоначально был опубликован материал;
Свободное воспроизведение аудиофайлов, видеороликов и фотоизображений в личных некоммерческих целях (личные блоги, прочие личные ресурсы). При таком использовании необходимо указать имя автора (имя фотографа),
© Радио "Благо" и адрес: www.сайт.
Во всех случаях мы будем благодарны, если вы проинформируете нас об использовании наших материалов. Полное или частичное воспроизведение материалов, размещенных на веб-сайте www..ru , без письменного разрешения правообладателя запрещается.
История
«В эфире Коломны звучит – коломенское Радио "Благо". Вы можете слушать нас на частоте 102,3 FM и онлайн-вещание на нашем сайте».
Разве могли мы подумать, что идея создания Коломенского Радио может вырасти в реальный проект, который всецело обязан сайту «Радио для себя». Мы даже не надеялись, что когда-нибудь мы пройдем по этой шаткой лестнице «Средства массовой информации» и однажды вдруг увидим в руках несколько видов «Лицензий». Поэтому – искренняя благодарность Сергею Комарову, генеральному директору ООО «Радиовещательные технологии » - это его удивительный оптимизм: «Делайте – и получится», нас вдохновил.
Валентина Терешкова – первая в мире женщина-космонавт, нас поддержала. Евгений Велихов, президент Российского научного центра “Курчатовский институт”, Василий Симахин, Алексей Павлинов, Роман Фалалеев, Игорь Шаханов - помогли создать техническую базу. Игумения Ксения, настоятельница Свято-Троицкого Ново-Голутвина монастыря, Людмила Швецова, Елена Камбурова, Григорий Гладков, Лариса Белогурова, Валерий Шалавин, Сергей Степанов, Владислав Дружинин-режиссер, Леонид Кутсар-актер, Станислав Федосов-актер озвучили и озвучивают многие наши программы. Всем Вам, кто участвовал и участвует в создании Радио "Благо" наша любовь и благодарность.
Выходец из Руси, посетивший Иерусалим, известен в Константинополе. Новгородскому архиепископу Антонию принадлежит обширная повесть о его поездке в столицу Византийской империи, в которой подробно описаны местные святыни. Посещение Константинополя произошло до того, как Антоний постригся в 1190-х годах. Об иерусалимском паломнике Антоний пишет так:
«А оттоле на уболе святаго Георгия святый Леонтей поп русин лежит в теле, велик человек: той бо Леонтей трижды в Иеросалим пешь ходил». (13, 101‒102)
Выражение «велик человек» имеет двойной смысл. Леонтий трижды совершил пешее паломничество в Иерусалим, что поражало людей того времени, но при этом основным значением выражения было обозначение большой величины тела святого. Паломник был богатырского сложения.
Уболом Антоний называл портик, то есть дорогу, обрамлённую по обоим сторонам рядами колонн, перекрытых плитами. Портики погречески назывались за их вытянутый вид «емболой», так что было использовано местное название, звучащее по-русски как «убол». (13, 145) Нетленные мощи русского попа Леонтия лежали в каком-то храме, находившемся близ исторического центра Константинополя на обрамлённой портиками улице св. Георгия.
Самым известным из святых Георгиев был Георгий Победоносец - покровитель воинов. Название улицы выдаёт в её обитателях, почитавших мощи русского святого, русских наёмников. Во времена Антония русы уже не имели для византийской армии такого важного значения, как в X‒XI веках. Культ св. Леонтия сложился в предшествующую эпоху.
Антоний составил описание цареградских святынь спустя много лет после поездки по памяти. Он начинает свой рассказ с Софийского собора, дойдя до золотого блюда, подаренного великой княгиней св. Ольгой, отвлекается, вспоминая населённый евреями Испигас на противоположном берегу Золотого Рога. Испигас был связан с пребыванием Ольги в Царьграде, что и вызвало этот краткий экскурс. Описывая службу в соборе, Антоний вновь отвлекается на рассказ о службе в Неусыпающем монастыре, где в отличие от обычных монастырей монахи славили Бога круглосуточно.
После описания св. Софии следует рассказ о святынях царских золотых палат, то есть Большого императорского дворца и дворцовых церквей, - второго после Софийского собора хранилища реликвий. Здесь Антоний увидел Одигитрию письма евангелиста Луки. Ранее она находилась в специально для неё построенной церкви Одигитрии, стоявшей на берегу Босфора к востоку от Софийского собора. (13, 110‒111) В Большой императорский дворец Одигитрия приносилась в середине пятой недели Великого поста и находилась там до Пасхи. (18, 105) Паломник побывал во дворце в это время.
Описав икону Одигитрии, Антоний переходит к перечислению богородичных реликвий, хранившихся в иных местах:
«И иных святых мощей много во златых полатах целовали же есмя, и образ пречистыя Богородицы Одигитрия, юже святый апостол Лука написал, иже ходит в град и Пятирицею в Лахернскую святую, к ней же Дух святый сходит. В той же церкви есть риза святыя Богородицы и посох ея сребром окован, и пояс ея во прикупной раце лежит. Ту есть во прикупной образ Спасов, его же Феодор христианин дал в поручение жидовину Аврамию; ту же есть гроб Симеона Богоприимца. В той же церкви под трапезою лежит Ияков, брат Господен; ту же и святый пророк Захария лежит». (18, 106 ‒107)
Далее упоминаются ещё ряд святынь и церкви, расположенные во Влахернах: св. Фотинии Самаряныни, святых Космы и Дамиана, св. Анны. (18, 108‒111) Во Влахернской церкви, как и ранее, хранилась икона Одигитрии Влахернской, риза Богородицы. Пояс Богородицы, икона Спаса, которую Феодор отдавал на время в качестве заклада еврею Авраамию, мощи св. Симеона Богоприимца, апостола Иакова, брата Господня, и пророка Захарии ранее находились в церкви Богородицы Халкопратийской. (18, 109)
В воспоминаниях Антония реалии разных церквей могли смешаться, но детальность его сказания говорит об ином. Императоры в эту эпоху предпочитали обитать во Влахернском дворце, и во Влахернскую церковь были перенесены реликвии из пришедшей в упадок церкви Богородицы Халкопратийской.
Рассказывая о мощах св. Феодора Стратилата, Антоний упоминает икону св. Иоанна Крестителя, что дало повод к воспоминанию о наличии среди влахернских святынь волос св. Иоанна Предтечи, то есть св. Иоанна Крестителя, которые ранее также хранились в церкви Богородицы Халкопратийской. Затем рассказ переходит на частицы мощей Предтечи, хранившихся в Студийском монастыре, иные реликвии этого монастыря. (18, 112‒113)
Рассказу Антония присущ ассоциативный принцип. Дойдя до какого-нибудь характерного образа, он вспоминает сходные образы и переключается на них. От Студийского монастыря, находившегося близ Золотых ворот, рассказ переходит к Манганскому монастырю св. Георгия, который был в противоположном конце города - на берегу Босфора - севернее церкви Одигитрии.
Затем приводится ещё один рассказ о св. Софии, упоминается близлежащая церковь Богородицы у ипподрома, затем место действия перемещается в середину города к церкви Апостолов. Антоний то описывает хоть и географически непоследовательно какой-либо из районов города, то перескакивает далеко в сторону, припоминая очередную реликвию.
Рассказ об улице св. Георгия обрамлён объектами, компактно расположенными вблизи друг друга. Непосредственно рассказу предшествует упоминание церкви Воскресения Господня на Чёрном великом уболе. Она стояла вблизи западной оконечности ипподрома. (13, 110‒111) После рассказа о Леонтии упоминается церковь св. Платона, которая стояла на «царском пути», идущем по дуге от ипподрома к Золотым воротам. По этой дороге двигались от Золотых ворот триумфальные военные шествия, заканчиваясь на ипподроме. На форуме Тавра от «царского пути» ответвлялась и уходила в северо-западном направлении другая крупнейшая улица столицы Меса, то есть Средняя. Средняя улица выводила к самым северным воротам города - Харисийским (Андрианопольским). Церковь св. Платона стояла близ форума Тавра. Далее говорится о конце русского убола, где стояла церковь Сорока мучеников.
Городская пристань близ Золотых ворот называлась Ригион. Ворота из-за этого названия иногда называли Русийскими или Русскими. (18, 154) Близ церкви Сорока мучеников находился портик Рэгиев. (13, 110111) И портик и церковь стояли примерно на половине пути до Золотых ворот южнее водопровода Валента. Русским уболом, то есть Русской улицей, Антоний именовал портик Рэгиев из-за его созвучия с именованием русов-ругов. После этого мысль Антония возвращается в сторону исторического центра, и он называет церковь св. Прокопия, стоявшую также на «царском пути», но относительно церкви св. Платона ближе к ипподрому. Затем происходит удаление далеко на север - к монастырю Пантократора и церкви св. Анастасии.
Улица св. Георгия находилась между ипподромом и форумом Тавра. К югу от участка «царского пути» между ипподромом и форумом Тавра был Великий чёрный убол, к северу - примечательный район, связанный с проживанием воинов.
К северу от Софийского собора территорию былого Акрополя на первом городском холме, где находилось здание сената, ныне занимает дворцовый комплекс Топкапы (в переводе с турецкого «пушечные ворота»), или Сераль (в переводе с персидского «большой дворец»). Здесь жили турецкие султаны, а комплекс включал гарем, три внутренних двора, тронные залы, покои султанской семьи и многочисленные служебные помещения. Н. П. Кондаков так описал примыкающий к первому холму район:
«Местность, занятая Сералем и имеющая вид неправильной трапеции, уже в ранние времена Византии представляла нечто целое и обособленное: она совмещает в себе Акрополь и Августеон (главная придворцовая площадь. - В.Т.), располагавшиеся в ней (как и Сераль) с северо-востока на юго-запад. На севере она замыкалась к берегу ровным пространством, носившим название Стратигиона, где прежде стояли войска и дворцовая гвардия, а теперь станция железной дороги. В этой стороне, но на Акрополе, находился монастырь великомученика Димитрия Солунского, патрона войск, заместившего собою бога Аполлона и его капище. С этой стороны побережье Золотого Рога имело гавань, а от неё тянулись кварталы сарацин, генуэзцев, амальфитян, пизанцев и особенно еврейские - Константинопольское ghetto, и крайние ворота имени св. Евгения (Яли-Киоск) назывались также „жидовскими”». (13, 113)
В Афинах Стратегионом называли здание, в котором собирались военачальники-стратеги. (5, 1159) В Константинополе Стратегион занимал пятый квартал города и имел свой форум, то есть площадь, именовавшуюся Военным полем. (18, 189) Здесь располагались казармы, одна из городских тюрем, и, судя по всему, вокруг форума находились правительственные учреждения, заведовавшие воинскими делами.
Если император прибывал в столицу морем, то высаживался в гавани, примыкающей к Стратегиону, и через его форум следовал во дворец. (13, 162) Парадная царская дорога по обычаю того времени должна была быть оформлена портиком. Если «царский путь» от ипподрома к Золотым воротам на карте в данном районе вытянут в северо-западном направлении, то «воинская дорога» шла перпендикулярно к нему в северо-восточном направлении. «Воинская дорога» выходила к «царскому пути» в районе портика Константина с колонной Константина.
На плане раннесредневекового Константинополя в районе форума Стратегиона показан форум Феодосия, от которого путь шёл в северо-восточном направлении к стоявшим на берегу Золотого Рога воротам Неория, позднее известных в качестве Красных ворот, ближайших с западной стороны к воротам св. Евгения - позднейшим Жидовским воротам. (27, 601; 18, 187) Далее вглубь Золотого Рога в прибрежных стенах были ворота Рыбные и Осуждённых, в названии которых сохранились воспоминания о рыбном торге близ гавани и тюрьме. (18, 187) Форум Феодосия со временем был переименован в форум Стратегиона.
Неорием называли порт античного Византия, примыкавшего к городским стенам. (28, 22) Здесь находилась гавань, судовые верфи, склады торговцев. Второй крупный комплекс портовых сооружений был на противоположном берегу Золотого Рога. При угрозе морских нападений Золотой Рог перекрывался цепями, что защищало расположенные здесь порты.
Второй по значимости царский маршрут начинался от гавани и ворот Неория, вёл к форуму Стратегиона, оттуда - по улице к форуму Константина, а затем сворачивал налево, выводя по входившей в «царский путь» Аргиропратии к ипподрому. Аргиропратия, то есть улица серебряников, получила своё название по расположенным в портиках начальной части царского пути лавкам менял и ростовщиков, которые занимались и ювелирным делом.
Путь между форумами Стратегиона и Константина был оформлен портиком и проходил через воинский район. Церковь св. Димитрия Солунского стояла на склоне холма Акрополя внутри западной стены античного Византия, западнее которой начинался Стратегион. Если мы продолжим траекторию этой стены на юг, то попадём в начальную часть Аргиропратии, где стояла церковь св. Феодора Тирона, одного из самых популярных покровителей воинов.
Портик св. Георгия был связан с почитаемым воинами св. Георгием Победоносцем, и его следует отождествить с главным портиком военного района столицы, лежавшим между форумами Константина и Стратегиона. Антоний описывал район, окружавший Аргиропратию. Вначале у него речь идёт о Чёрном великом уболе к югу от Аргиропратии, затем - об уболе Георгия - к северу от неё. Далее Антоний переходит к району форума Тавра и называет церковь св. Платона.
Рядом с церковью св. Феодора Тирона находилась церковь апостола Иоанна Богослова, поклонником которого были старорусские христиане. Русские военные наёмники ранее эпохи крещения Руси в Константинополе должны были селиться в районе Стратегиона и церкви апостола Иоанна Богослова, то есть в четвёртом и пятом кварталах города.
Святой Леонтий был почитаемым в воинском районе, имел богатырское сложение и прославился своими хождениями в Иерусалим. Антоний попами называл как священников, так и монахов. (18, 183) Леонтий был либо монахом, либо священником. Этими чертами он близок Олаву Трюгвасону, прославленному воину-богатырю, ушедшему в монахи и бывавшему в Иерусалиме.
Олав при обращении в православие получил имя Иаков. Византийский святой имел другое имя. При уходе в монашество крёстное имя меняли на монашеское. Зачастую при этом брали имя, начинавшееся на ту же букву, что и прежнее. Но существовала ещё одна традиция, когда принимали имя своего духовного пастыря. Духовным пастырем Олава был митрополит Леонт, с которым он познакомился ещё на Афоне. Леонтий - русская форма греческого имени Леонт. Одноимённость константинопольского святого и русского митрополита косвенно подтверждает тождество Олава Трюгвасона и св. Леонтия. Олав Трюгвасон скончался не позднее сентября 1007 года, был похоронен в Константинополе и прославлен в качестве святого Леонтия.
Олав под именем монаха Могуты трижды посетил Иерусалим. Косвенно это подтверждается данными саг, в которых сообщается о его трёхлетней жизни в Иерусалиме. В 1003 году Олав вернулся из Рима на Русь и Иерусалим мог посещать в 1003‒1007 годы.
Первым из известных русских паломников в Иерусалим стал Марк Македонянин, руководивший русским посольством в Египет. Марк писал письмо Владимиру Святому из Александрии 19 марта 1003 года. Паломничество Марка в Иерусалим следует приурочить к Пасхе 28 марта. Согласно традиции, во вторник 23 марта он побывал на Иордане, а в среду 24 марта - на горе Гаваон.
Интерес переяславских монахов к Иерусалиму следует связать с тем, что в 1004 году иконоборцы ожидали конца свет. Эти ожидания привели к всплеску религиозных чувств среди христиан. В переяславском монастыре они вылились в еретические высказывания монаха Андреяна. (10, 341) Иконоборцами были старорусские христиане, и на Руси в 1004 календарном году шло религиозное брожение.
Олав летом 1000 года прибыл на службу в византийскую армию и побывал в Тарсе, где эта армия квартировала. Значительная часть пути на восток к Иерусалиму ему была известна. В 1000 году шли оживлённые мирные переговоры между Византией и Фатимидским халифатом. Для того чтобы оказаться в сентябре в Норвегии, Олав должен был покинуть византийскую армию не позднее начала августа. Около двух недель требовалось, чтобы достичь морским путём Днепра, и около месяца, чтобы достичь Киева и пересечь Русь.
Русы были традиционными охранниками морских дипломатических миссий византийцев. Мир с мусульманами был заключён в июле, когда Олав ещё служил. Направление монаха Могуты-Олава в Иерусалим косвенно свидетельствует о его участии в поездке в Каир в 1000 году.
Интенсивные сношения с Иерусалимом, в которых принял участие монах Могута, следует связать с проживанием в Константинополе иерусалимского патриарха Ореста. Могута был опытным путешественником и удобной фигурой для исполнения дипломатических поручений, так как выдавал себя за руса. Русские же купцы были явлением для восточных стран обычным. К тому же богатырское сложение и боевые навыки были не лишними на кишевших разбойниками дорогам Палестины.
Орест умер в 1005 году. Могута прибыл в Константинополь с осенним караваном в сентябре 1003 года, когда по осенней эре шёл 1004 календарный год. Получив наставления от константинопольского и иерусалимского патриархов по поводу смущавших умы ожиданий конца света, Могута остался. Паломничества в Иерусалим обычно совершались на Пасху.
Три посещения Святой земли Могутой состоялись на пасхальные праздники 1004, 1005 и 1006 годов. В первые две поездки он выполнял поручения Ореста, в третью отвёз известие о его кончине. В 1004 году Пасха была 16 апреля, в 1005-м - 1 апреля, в 1006-м - 21 апреля. Как и Марк Македонянин, он совершал традиционный маршрут на Иордан, гору Гаваон, а на саму Пасху молился в храме Гроба Господня.
Свя-тые му-че-ни-ки Леон-тий, Ипа-тий и Фе-о-дул бы-ли рим-ски-ми во-и-на-ми. Свя-той му-че-ник Леон-тий, грек по про-ис-хож-де-нию, в прав-ле-ние Вес-па-си-а-на (70-79) слу-жил во-е-на-чаль-ни-ком в им-пе-ра-тор-ских вой-сках в фини-кий-ском го-ро-де Три-по-ли. Хри-сти-а-нин Леон-тий от-ли-чал-ся храб-ро-стью и бла-го-ра-зу-ми-ем, к нему с глу-бо-ким ува-же-ни-ем от-но-си-лись во-и-ны и граж-дане Три-по-ли за его доб-ро-де-те-ли.
Им-пе-ра-тор на-зна-чил рим-ско-го се-на-то-ра Адри-а-на пра-ви-те-лем Фини-кий-ской об-ла-сти с пол-но-мо-чи-я-ми пре-сле-до-вать хри-сти-ан и в слу-чае от-ка-за при-не-сти жерт-вы рим-ским бо-же-ствам пре-да-вать их му-че-нию и смер-ти. По до-ро-ге в Фини-кию Адри-а-ну до-нес-ли, что свя-той Леон-тий от-вра-тил мно-гих от по-кло-не-ния язы-че-ским бо-гам. Пра-ви-тель по-слал три-бу-на Ипа-тия с от-ря-дом во-и-нов в Три-по-ли, чтобы най-ти и за-дер-жать хри-сти-а-ни-на Леон-тия. По до-ро-ге три-бун Ипа-тий силь-но за-бо-лел и, на-хо-дясь при смер-ти, уви-дел во сне Ан-ге-ла, ко-то-рый ска-зал: "Ес-ли хо-чешь быть здо-ро-вым, воз-зо-ви три-жды вме-сте со сво-и-ми во-и-на-ми: „Бог Леон-тия, по-мо-ги мне“". От-крыв гла-за, Ипа-тий уви-дел Ан-ге-ла и ска-зал: "Я по-слан за-дер-жать Леон-тия, как же я при-зо-ву его Бо-га?" В это вре-мя Ан-гел стал неви-дим. Ипа-тий рас-ска-зал во-и-нам, в чис-ле ко-то-рых был и его друг Фе-о-дул, о сво-ем сне, все они вме-сте три-жды при-зва-ли на по-мощь Бо-га, Имя Ко-то-ро-го ис-по-ве-дал свя-той Леон-тий. Ипа-тий сра-зу ис-це-лил-ся ко все-об-щей ра-до-сти во-и-нов, и толь-ко Фе-о-дул си-дел в сто-роне, раз-мыш-ляя о чу-де. Ду-ша его про-ник-лась лю-бо-вью к Бо-гу, и он уго-во-рил Ипа-тия немед-лен-но пой-ти вдво-ем в го-род на по-ис-ки свя-то-го Леон-тия.
При вхо-де в го-род их встре-тил неиз-вест-ный че-ло-век и при-гла-сил к се-бе в дом, где щед-ро уго-стил пут-ни-ков. Узнав, что го-сте-при-им-ный хо-зя-ин и есть свя-той Леон-тий, они упа-ли на ко-ле-ни и про-си-ли его про-све-тить их ве-рой в Ис-тин-но-го Бо-га. Здесь же со-вер-ши-лось Кре-ще-ние, а ко-гда свя-той Леон-тий про-из-нес над ни-ми мо-лит-вен-ное при-зы-ва-ние во Имя Пре-свя-той Тро-и-цы, но-во-кре-ще-ных осе-ни-ло свет-лое об-ла-ко и про-лил-ся бла-го-дат-ный дождь. Осталь-ные во-и-ны в по-ис-ках сво-е-го на-чаль-ни-ка при-шли в Три-по-ли, ку-да при-был и пра-ви-тель Адри-ан. Узнав о про-ис-шед-шем, он при-ка-зал при-ве-сти к се-бе свя-то-го Леон-тия, три-бу-на Ипа-тия и Фе-о-ду-ла и, угро-жая им му-че-ни-я-ми и смер-тью, по-тре-бо-вал от-ре-че-ния от Хри-ста и жерт-во-при-но-ше-ния рим-ским бо-гам. Все му-че-ни-ки твер-до ис-по-ве-да-ли ве-ру во Хри-ста. Свя-то-го Ипа-тия под-ве-си-ли на стол-пе и стро-га-ли же-лез-ны-ми ког-тя-ми, а свя-то-го Фе-о-ду-ла бес-по-щад-но би-ли пал-ка-ми. Ви-дя непо-ко-ле-би-мость му-че-ни-ков, им от-ру-би-ли го-ло-вы ме-чом. Свя-то-го Леон-тия по-сле ис-тя-за-ний от-пра-ви-ли в тем-ни-цу. Утром он пред-стал пе-ред пра-ви-те-лем. Адри-ан пы-тал-ся пре-льстить свя-то-го ис-по-вед-ни-ка по-че-стя-ми и на-гра-да-ми и, ни-че-го не до-стиг-нув, пре-дал ис-тя-за-ни-ям: свя-той му-че-ник це-лый день ви-сел вниз го-ло-вой на стол-пе с тя-же-лым кам-нем на шее, но ни-что не мог-ло за-ста-вить его от-речь-ся от Хри-ста. Пра-ви-тель при-ка-зал бить пал-ка-ми стра-даль-ца до тех пор, по-ка он не умрет. Те-ло свя-то-го му-че-ни-ка Леон-тия вы-бро-си-ли за го-род, но хри-сти-ане с че-стью пре-да-ли его по-гре-бе-нию вбли-зи Три-по-ли. Кон-чи-на свя-тых му-че-ни-ков по-сле-до-ва-ла око-ло 70-79 гг.
До-прос свя-то-го Леон-тия, его стра-да-ния и смерть за-пи-сал на оло-вян-ных до-щеч-ках при-сут-ство-вав-ший на су-де пи-сец (ком-мен-та-ри-сий). Эти до-щеч-ки бы-ли по-ло-же-ны в гроб свя-то-го му-че-ни-ка.
См. так-же: " " в из-ло-же-нии свт. Ди-мит-рия Ро-стов-ско-го.