Объекты социальной сферы: бухгалтерский учет и налогообложение. Учет затрат по социальной сфере Учет затрат по социальной сфере
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Подобные документы
Изучение классификации расходов, издержек и затрат производства. Понятие, состав и методы оценки незавершенного производства, его отражение в финансовом и управленческом учете. Учет косвенных затрат и особенности учета затрат вспомогательных производств.
курсовая работа , добавлен 16.09.2014
Понятие и сущность учета затрат предприятия. Классификация учета затрат на производство продукции, работ и услуг и принципы его организации. Рассмотрение и изучение расходов по экономическим элементам. Расходы на обслуживание производства и управление.
курсовая работа , добавлен 11.05.2014
Характеристика видов производств и их влияние на организацию учета затрат на производство. Учет затрат на производство по экономическим элементам и по калькуляционным статьям. Цели и задачи учета незавершенного производства и прочих расходов организации.
курсовая работа , добавлен 05.10.2012
Сущность и содержание системы "стандарт-кост", методология учета затрат и накладных расходов. Реквизиты ЗАО "ИПК Парето-Принт", организация бухгалтерского учета и оценка финансового состояния. Недостатки ведения учета в организации и пути их устранения.
курсовая работа , добавлен 15.09.2014
Теоретические основы организации учета затрат и исчисления себестоимости. Задачи учета затрат на производство и общая схема учета затрат. Группировка статей затрат коммерческих расходов. Первичные документы по учету затрат и исчислению себестоимости.
курсовая работа , добавлен 03.05.2019
Понятие себестоимости и задачи учета затрат. Состав, классификация и методы учета затрат на производство и реализацию продукции. Особенности учета затрат и калькулирования себестоимости продукции на энергопредприятиях. Номенклатура статей расходов.
контрольная работа , добавлен 21.11.2010
Понятие "затраты" и их классификация. Правила принятия расходов организации к бухгалтерскому учету. Анализ уровня учета производственных затрат на предприятии. Особенности ведения их синтетического и аналитического учета и пути его совершенствования.
курсовая работа , добавлен 20.03.2015
Затраты в управленческом учете. Значение затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции на примере ОАО "Биохимик". Группировка затрат по экономическому содержанию и статьям калькуляции. Учет накладных расходов. Сводный учет затрат.
курсовая работа , добавлен 12.10.2008
В соответствии с законодательством учреждения социального обслуживания имеют право вести предпринимательскую деятельность потому, что это служит достижению целей, ради которых они созданы. Предпринимательская деятельность учреждений социального обслуживания подлежит льготному налогообложению в установленном российским законодательством порядке.
Расходы за счет средств предпринимательской деятельности (внебюджетные источники) подразделяются на прямые и косвенные, или накладные. К прямым относятся расходы, связанные с производством работ, изготовлением продукции, оказанием услуг (на материалы, заработную плату, отчисления в государственные внебюджетные фонды и др.). К косвенным (накладным) - расходы, связанные с организацией и управлением производством, относящиеся к деятельности организации в целом (на заработную плату и отчисления в ЕСН аппарата правления и обслуживающего персонала, арендную плату, отопление, освещение, водоснабжение, текущий ремонт, канцелярские принадлежности и др.).
Все косвенные расходы предварительно учитываются на специальном счете, по дебету (левая сторона бухгалтерского счета) которого отражаются расходы будущих периодов или расходы, которые в момент их возникновения не могут быть отнесены непосредственно на конкретный вид продукции, работ или услуг. В конце месяца накладные расходы списываются на отдельные виды деятельности по источникам финансирования пропорционально заработной плате или сумме стоимости прямых затрат, а затем в дебет соответствующих счетов.
Для определения фактической себестоимости платных услуг на основании данных учета о расходах составляется отчетная калькуляция.
Аналитический учет расходов по предпринимательской деятельности ведется по видам выполняемых работ или услуг по кодам экономической классификации расходов бюджетов на многофакторных карточках.
Сдача в аренду имущества как вид предпринимательской деятельности бюджетных организаций также имеет свои особенности. В соответствии со ст. 609 ГК РФ передача имущества в аренду оформляется договором аренды в письменном виде. Договор аренды на срок более года подлежит государственной регистрации.
Бюджетные учреждения в соответствии со ст. 298 ГК РФ не могут самостоятельно распоряжаться имуществом, закрепленным за ними на правах оперативного управления органами власти. Поэтому договор аренды такого имущества должен быть подписан тремя сторонами:
* органом государственной власти или местного самоуправления, в чьей собственности находится данное имущество;
* бюджетным учреждением, за которым закреплено данное имущество;
* арендатором.
Доходы бюджетного учреждения сданного в аренду имущества в полном объеме учитываются в смете его доходов и расходов после уплаты установленных законодательством налогов и сборов.
Недвижимое имущество, приобретенное бюджетным учреждением за счет полученных от предпринимательской деятельности средств, также может быть сдано в аренду. В этом случае арендодатель получает арендную плату в виде перечислений на внебюджетный счет. Эти внереализационные доходы, согласно ст. 250 НК РФ, подлежат налогообложению. Имущество, приобретенное бюджетным учреждением за счет доходов от предпринимательской деятельности, поступает в его самостоятельное распоряжение без предоставления права собственности на данное имущество. Доходы от сдачи имущества в аренду являются внереализационными доходами организаций.
Согласно § 5 главы 4 Гражданского кодекса РФ бюджетные учреждения входят в состав некоммерческих организаций. Следовательно, они являются плательщиками налога на добавленную стоимость (НДС) и обязаны выполнять функции по исчислению и уплате налога, формированию и сдаче отчетности. учет социальное учреждение налогообложение
Одним из критериев, определяющих принадлежность организаций к бюджетным учреждениям, является то, что они созданы для выполнения функций некоммерческого характера. Услуги бюджетных организаций социально значимы, в частности потому, что они выполняются безвозмездно или по фиксированным расценкам для социально слабых групп населения.
Однако в современных экономических условиях недостаточного бюджетного финансирования бюджетные организации оказываются втянутыми в рыночные отношения и занимаются предпринимательской деятельностью. Это привело к тому, что их деятельность стала носить двойственный характер. Потребовалось совмещение бюджетного бухгалтерского учета с хозрасчетным учетом. Кроме того, возникла необходимость вести налоговый учет. На практике это оказалось довольно сложно, так как предпринимательская деятельность социальных бюджетных предприятий служит достижению целей, ради которых они созданы и соответствуют им, т.е. социальному обслуживанию малообеспеченных пенсионеров, инвалидов, семей с детьми и других групп. Поэтому во второй части Налогового кодекса Российской Федерации (далее -- НК РФ) определено, что предметом налогообложения является выручка от реализации или доход, а не предпринимательская деятельность.
Учреждения социального обслуживания независимо от форм собственности пользуются льготным налогообложением в установленном российским законодательством порядке о налогообложении. Льготы при налогообложении предоставляются не применительно к характеру деятельности, а для каждого конкретного вида поступлений денежных средств. Доходы от платных услуг, оказываемых социальными службами, находящимися в ведении органов исполнительной власти всех уровней, согласно БК РФ, являются неналоговыми доходами соответствующих бюджетов. Они в полном объеме учитываются в смете доходов и расходов бюджетного учреждения и отражаются в доходах соответствующего бюджета как доходы от оказания платных услуг использования их имущества. Таким образом, при осуществлении приносящей доход деятельности бюджетные социальные службы обязаны уплачивать налоги с доходов.
Социальные службы, согласно ст. 145 НК РФ, имеют право на освобождение от НДС, если: за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога не превысила в совокупности 1 млн рублей; в течение трех предшествующих последовательных календарных месяцев они не реализовали подакцизные товары.
От налогообложения освобождаются операции по реализации технических средств и протезно-ортопедических изделий, сырья и материалов, используемых для профилактики инвалидности или реабилитации инвалидов, оказываемые медицинскими организациями медицинские услуги, а также услуги по уходу за больными, инвалидами и престарелыми, предоставляемые государственными и муниципальными учреждениями социальной защиты населения.
Не облагаются НДС работы, выполняемые в период реализации целевых социально-экономических программ жилищного строительства для военнослужащих, в том числе работы по строительству, созданию и содержанию центров профессиональной переподготовки военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы и членов их семей; оказание услуг по страхованию, а также по негосударственному пенсионному обеспечению негосударственными пенсионными фондами и т.д.
Социальные службы всех форм собственности, производящие выплаты заработной платы и иных вознаграждений за выполнение работ или оказание услуг, являются плательщиками ЕСН. В то же время, в соответствии со ст. 238 НК РФ, не подлежат налогообложению ЕСН:
* государственные пособия, в том числе пособия по временной нетрудоспособности и уходу за больным ребенком, безработице, беременности и родам;
* все виды компенсационных выплат, связанные с оплатой стоимости питания; увольнением работников, включая расходы на повышение профессионального уровня работников; трудоустройством работников, уволенных в связи с сокращением численности работников по сокращению штата или ликвидацией организации и т.д.;
* суммы единовременной социальной помощи, оказываемой в связи со стихийными бедствиями, возмещением причиненного материального ущерба или вреда здоровью, а также пострадавшим от террористических актов на территории России, членам семьи умершего работника и др.;
* суммы страховых платежей по договорам добровольного личного страхования работников;
* суммы материальной помощи, выплачиваемые физическим лицам за счет бюджетных источников финансирования, и т.д.
Таким образом, учреждения системы социальной защиты населения имеют свои экономические особенности ведения бухгалтерского учета и налогообложения.
Организации могут создавать структурные подразделения для выполнения своих уставных целей, включая подразделения, деятельность которых связана с обслуживанием работников организаций и их семей жилищно - коммунальными услугами, медицинскими услугами, услугами социально - культурного характера и т.п.
Для целей бухгалтерского учета такие подразделения классифицируются как обслуживающие, под которыми понимаются производства и хозяйства, деятельность которых согласно учредительным документам организации не направлена на выпуск продукции, производство работ и оказание услуг на сторону.
К данным подразделениям относятся:
жилищно - коммунальные хозяйства - объекты жилого фонда, гостиницы (без туристических), дома и общежития для приезжающих, бани, прачечные, парикмахерские и т.п.;
социально - культурные объекты - объекты физкультуры и спорта, туризма, здравоохранения, социального обеспечения (санатории и дома отдыха), детские дошкольные учреждения (детские сады и ясли);
поликлиники;
столовые и буфеты;
другие аналогичные хозяйства.
При этом деятельность обслуживающих подразделений необходимо для целей бухгалтерского учета и налогообложения рассматривать как обычную деятельность организации (коммерческую деятельность).
Учет результатов финансово - хозяйственной деятельности обслуживающих подразделений ведется организацией в порядке, установленном для учета результатов основных видов деятельности, или в порядке, установленном для таких производств как самостоятельных юридических лиц соответствующими отраслевыми инструкциями.
Организация может создавать для оказания таких услуг самостоятельные некоммерческие организации (с правом юридического лица), а отдельные из них - как учреждения.
Организация - жилищно - коммунальное хозяйство (ЖКХ) ведет бухгалтерский учет операций по оказанию услуг по содержанию жилья в разрезе объектов:
сдаваемых внаем населению, в том числе его собственникам;
сдаваемых в аренду другим юридическим и физическим лицам.
Рассмотрим порядок учета результатов деятельности подразделений и некоммерческих организаций (учреждений) по их видам.
Учет операций по содержанию жилья, сданного внаем
Бухгалтерский учет результатов деятельности по оказанию услуг по содержанию жилья ведется в части расходов на счете 29 "Обслуживающие производства и хозяйства", а в части доходов - на счете 90 "Продажи".
В бухгалтерском учете операции по содержанию жилья отражаются в следующем порядке:
Д-т сч. 29 К-т сч. 10, 68, 69, 70 и др. - отражены расходы по содержанию жилья;
Д-т сч. 90 К-т сч. 29 - списаны расходы на содержание жилья (расходы на содержание жилья распределяются по объектам, используемым для сдачи квартиросъемщикам и в аренду, в порядке, установленном организацией в учетной политике, - пропорционально площади помещений и т.д.);
Д-т сч. 76 К-т сч. 90 - отражена сумма квартирной платы, причитающаяся к получению с квартиросъемщиков;
Д-т сч. 99 (90) К-т сч. 90 (99) - отражены убытки от содержания жилья;
Д-т сч. 51 К-т сч. 91 - отражены суммы пени, полученные за несвоевременную оплату платежей (НДС не облагаются).
При получении организацией денежных средств на содержание жилья от других организаций они отражаются в следующем порядке:
Д-т сч. 51 К-т сч. 98 - получены денежные средства;
Д-т сч. 98 К-т сч. 91 - отражена выручка в размере средств, приходящихся на услуги по содержанию объектов в данный отчетный период.
На балансе многих промышленных предприятий имеются объекты социально-культурной сферы. В нашей статье мы рассмотрим бухгалтерский учет и налогообложение услуг, оказываемых этими объектами. Для спорных ситуаций приведем арбитражную практику.
Бухгалтерский учет
Затраты, связанные с оказанием услуг обслуживающими производствами и хозяйствами, в состав которых включаются состоящие на балансе предприятия объекты социально-культурной сферы (дворцы культуры, детские сады, физкультурно-оздоровительные комплексы и т. п.), отражаются на счете 29 "Обслуживающие производства и хозяйства".
Выручка за услуги объектов социально-культурной сферы отражается на счете 90 субсчет "Выручка" в соответствии с ПБУ 9/99 "Доходы организации". Делается это в том периоде, в котором услуги оказаны.
Правда, работникам предприятия некоторые услуги (полностью или частично) могут оказываться бесплатно. Тогда стоимость таких услуг (иначе говоря, неполученная выручка) списывается на счет 91 субсчет "Прочие расходы".
ПРИМЕР 1
На балансе ОАО "Вымпел" находится физкультурно-оздоровительный комплекс "Волна". В июне этот комплекс оказал услуги на сумму 1 108 000 руб. Услуги комплекса оплачены: наличными - 208 000 руб.; по безналу - 400 000 руб.; за счет удержаний из зарплаты сотрудников ОАО "Вымпел" - 200 000 руб. Услуги на 300 000 руб. были оказаны работникам ОАО "Вымпел" бесплатно.
Расходы комплекса в июне составили:
- амортизация основных средств, использованных при оказании услуг, - 150 000 руб.;
- использованные материалы - 200 000 руб.;
- зарплата работников комплекса (с учетом ЕСН и страховых взносов) - 100 000 руб.
В соответствии с учетной политикой ОАО "Вымпел" на счет учета затрат по физкультурно-оздоровительному комплексу относятся: общепроизводственные расходы - 124 000 руб.; общехозяйственные расходы - 300 000 руб.
В бухгалтерском учете ОАО "Вымпел" в июне будут сделаны следующие проводки:
ДЕБЕТ 29 КРЕДИТ 02
- 150 000 руб. - начислена амортизация;
ДЕБЕТ 29 КРЕДИТ 10
- 200 000 руб. - использованы материалы;
ДЕБЕТ 29 КРЕДИТ 70 (69)
- 100 000 руб. - начислена зарплата (с учетом ЕСН и страховых взносов);
ДЕБЕТ 29 КРЕДИТ 25
- 124 000 руб. - списаны общепроизводственные расходы;
ДЕБЕТ 29 КРЕДИТ 26
- 300 000 руб. - списаны общехозяйственные расходы;
ДЕБЕТ 50 КРЕДИТ 62
- 208 000 руб. - оплачены услуги в кассу;
ДЕБЕТ 51 КРЕДИТ 62
- 400 000 руб. - оплачены услуги по безналичному расчету;
ДЕБЕТ 73 КРЕДИТ 62
- 200 000 руб. - отражена стоимость услуг, которая удерживается из зарплаты работников ОАО "Вымпел";
ДЕБЕТ 70 КРЕДИТ 73
- 200 000 руб. - удержано за услуги из зарплаты работников ОАО "Вымпел";
ДЕБЕТ 91 субсчет "Прочие расходы" КРЕДИТ 62
- 300 000 руб. - списана стоимость услуг, оказанных сотрудникам ОАО "Вымпел" бесплатно.
Налогообложение
Налог на добавленную стоимость
Этим налогом не облагаются услуги по содержанию детей в дошкольных учреждениях, проведению занятий с несовершеннолетними детьми в кружках, секциях (включая спортивные) и студиях (подп. 4 п. 2 ст. 149 Налогового кодекса РФ). Правда, в пункте 6 статьи 149 Налогового кодекса РФ сделана оговорка: эти услуги не облагаются налогом на добавленную стоимость, если их оказывает организация, которая получила лицензию на свою деятельность. На этом основании налоговики требуют доначислить НДС на стоимость оказываемых детям услуг, если у предприятия отсутствует лицензия (см. письмо УМНС России по г. Москве от 28 ноября 2003 г. № 24-11/66585, от 8 августа 2003 г. № 28-11/43486).
А вот Минфин России, давая разъяснения по вопросу применения льготы, не указывает, что наличие лицензии является необходимым условием получения льготы (см. письма Минфина России от 14 октября 2004 г. № 03-04-11/166 и от 11 февраля 2003 г. № 04-03-05/02). Так нужна ли лицензия для того, чтобы можно было воспользоваться льготой по НДС?
Обратимся к Положению о лицензировании образовательной деятельности (утверждено постановлением Правительства РФ от 18 октября 2000 г. № 796). В подпункте "а" пункта 2 этого Положения установлено, что лицензию не нужно получать на проведение разовых лекций, стажировок, семинаров и другого обучения, по итогам которого не проводится аттестация и не выдаются документы об образовании или квалификации. Поэтому такие занятия с детьми не облагаются НДС и без лицензии.
Отметим, что с таким выводом согласны и арбитражные суды (см. постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 11 октября 2004 г. № А56-11012/04, от 15 июня 2004 г. № А05-12688/03-20).
ПРИМЕР 2
Воспользуемся данными примера 1.
Напомним, что в июне физкультурно-оздоровительный комплекс оказал услуги на сумму 1 108 000 руб. При этом выручка за услуги, оказанные несовершеннолетним детям (занятия в бассейне, детские кружки), составила 400 000 руб.; за иные услуги - 708 000 руб. (в том числе НДС - 108 000 руб.).
В учете ОАО "Вымпел" бухгалтер отразит:
ДЕБЕТ 62 КРЕДИТ 90 субсчет "Выручка от оказания услуг, облагаемых НДС"
- 708 000 руб. - отражена выручка за услуги, облагаемые НДС;
ДЕБЕТ 90 субсчет "Налог на добавленную стоимость" КРЕДИТ 68 субсчет "Расчеты по НДС"
- 108 000 руб. - начислен НДС;
ДЕБЕТ 62 КРЕДИТ 90 субсчет "Выручка от оказания услуг, не облагаемых НДС"
- 400 000 руб. - отражена выручка за услуги, оказанные несовершеннолетним детям, которая не облагается НДС.
Налог на прибыль
Если объекты социально-культурной сферы являются обособленными подразделениями предприятий, то налоговую базу по ним нужно определять отдельно от налоговой базы по иным видам деятельности. Таково требование статьи 275.1 Налогового кодекса РФ.
Если по обособленному подразделению получен убыток, он принимается в целях налогообложения прибыли, если одновременно выполняется три условия:
1) стоимость услуг, оказываемых такими объектами, соответствует стоимости аналогичных услуг, оказываемых специализированными организациями;
2) расходы на содержание объектов не превышают расходов на обслуживание аналогичных объектов, осуществляемое специализированными организациями;
3) условия оказания услуг объектом существенно не отличаются от аналогичных условий специализированных организаций.
Если хотя бы одно из перечисленных условий не выполняется, то убыток, полученный предприятием по объектам социально-культурной сферы, можно перенести на срок, не превышающий 10 лет. Причем на его погашение можно будет направлять лишь прибыль, полученную при осуществлении социально-культурной деятельности.
Как мы уже говорили выше, некоторые услуги могут оказываться работникам предприятия бесплатно. И стоит отметить, что расходы по ним не уменьшают налогооблагаемую прибыль предприятия. Это следует из пункта 16 статьи 270 Налогового кодекса РФ (п. 16 ст. 270 Налогового кодекса РФ).
Налог на доходы физических лиц
Услуги, оказанные работникам предприятия бесплатно, считаются их доходом в натуральной форме. Поэтому стоимость таких услуг (причем по их рыночной стоимости) включается в налогооблагаемый доход работников (п. 1 ст. 211 Налогового кодекса РФ).
ПРИМЕР 3
Воспользуемся данными предыдущих примеров.
Предположим, что рыночная стоимость услуг, оказанных физкультурно-оздоровительным комплексом работникам предприятия бесплатно, составляет 300 000 руб. Причем на каждого работника приходится доход по 6000 руб.
Тогда в учете предприятия бухгалтер сделает следующие проводки:
ДЕБЕТ 70 КРЕДИТ 68 субсчет "Расчеты по налогу на доходы физических лиц"
- 780 руб. (6000 руб. x 13%) - начислен налог на доходы физических лиц (с каждого работника, которому были бесплатно оказаны услуги);
ДЕБЕТ 99 субсчет "Постоянное налоговое обязательство" КРЕДИТ 68 субсчет "Расчеты по налогу на прибыль"
- 72 000 руб. (300 000 руб. x 24%) - отражено постоянное налоговое обязательство.
ЕСН и страховые взносы в Пенсионный фонд РФ
Со стоимости услуг, оказанных работникам бесплатно, данные платежи начислять не нужно. Потому что расходы по оказанию таких услуг не принимаются в целях налогообложения прибыли (п. 3 ст. 236 Налогового кодекса РФ).
ЕСЛИ ФИРМА ОКАЗЫВАЕТ РАЗНЫЕ УСЛУГИ
Причем часть из них может облагаться НДС, а другая - нет. Тогда организации нужно вести раздельный учет затрат по таким услугам (п. 4 ст. 149 Налогового кодекса РФ). Иначе она не сможет предъявить к вычету из бюджета "входной" НДС по приобретенным товарам (работам, услугам), используемым при оказании услуг, облагаемых НДС (п. 4 ст. 170 Налогового кодекса РФ).
РАСХОД НЕ ПРИНИМАЕТСЯ В ЦЕЛЯХ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
Если какой-то расход (например, по безвозмездной передаче имущества, товаров, работ, услуг) в целях налогообложения прибыли не принимается, то в бухучете возникают постоянные разницы. Это следует из пункта 4 ПБУ 18/02 "Учет расчетов по налогу на прибыль".
В том отчетном периоде, когда возникает постоянная разница, предприятием признается постоянное налоговое обязательство. Оно рассчитывается так: постоянная разница, возникшая в отчетном периоде, умножается на ставку налога на прибыль. В бухучете это обязательство отражается записью по дебету счета 99 субсчет "Постоянное налоговое обязательство" в корреспонденции со счетом 68 субсчет "Расчеты по налогу на прибыль" (п. 7 ПБУ 18/02).
В условиях рыночной экономики многим фирмам выгодно иметь на своем балансе собственную поликлинику, столовую, баню, зоны отдыха. В этой связи к социальной сфере независимо от форм собственности относят:
- Ш поликлинику;
- Ш столовую или буфет;
- Ш детские дошкольные учреждения;
- Ш гостиницу, служебные квартиры, общежитие (в составе ЖКХ);
- Ш бани, прачечную;
- Ш зоны отдыха, санатории, профилактории;
- Ш стадионы, библиотеку и т.д.
- Ш табеля учета рабочего времени;
- Ш наряда на сдельную работу;
- Ш накладной на списание ценностей или лимитно-заборной карты (ЛЗК);
- Ш разработочной таблицы №6 на начисление амортизации и их распределение;
- Ш счета на получение коммунальных услуг.
Учет затрат отражается на транзитных счетах.
В промышленных фирмах (компаниях), в которых производится пищевая продукция, работники цеха ежемесячно должны проходить медицинскую комиссию, иметь санитарную книжку. Платить другой поликлинике за процедуры профосмотра сегодня очень дорого. Поэтому более выгодно иметь на своем балансе поликлинику. В ней проводить профосмотр своих работников, продлевать или обновлять санитарную книжку. Вместе с тем поликлиника может дополнительно зарабатывать деньги, оказывая услуги по лечению своих работников и услуги на сторону. В этой связи есть полная возможность у поликлиники обеспечить свою самоокупаемость.
Затраты поликлиники частично покрываются доходами, полученными от услуг, а остальная сумма затрат возмещается за счет доходов фирмы.
В рабочем плане счетов фирм (компаний) для учета затрат социальной сферы отводится счет 8410 «Накладные затраты», открывают аналитические счета: 01 - содержание объектов социальной сферы за счет дохода фирмы.
Ежемесячно, по дебету на этом счете отражают затраты, по кредиту списывают суммы затрат, не покрытые доходом, на дебет - счета 7210 «Административные расходы».
В современных условиях очень выгодно иметь на своем балансе детские дошкольные учреждения (детсад, ясли). Дети своих работников могут содержаться в них за определенную плату.
Учет затрат в столовой.
Во-первых, столовая и буфеты на фирмах (компаниях) оказывают услуги своим работникам. Затем уже могут реализовать пищу на сторону.
Желательно ежедневно вести учет затрат. Ежедневно осуществлять калькуляцию блюд. По завершению дня учитывать кассовую выручку, составлять отчет кассы по приходу (на дневную выручку), расходу наличных средств кассы.
Учет затрат ведут на основе первичных документов, на приготовление блюд следует осуществлять калькуляцию. Причем вести калькуляцию первых блюд отдельно по каждому из них: борщ; суп-лапша; солянка; рассольник и т.д.
Таблица№3. Калькуляционный лист первого блюда (борщ)
На основе калькуляционного листа можно определить себестоимость 1 блюда или одной порции. Себестоимость 1 блюда 5825 тенге. Приготовлено 100 порций 5825: 100 = 58,25 ~ 59 тенге | порция. Реализация по 150 тенге порция 100 * 150 = 15000 тенге. Доход от реализации борща 15000 - 5825 = 9175 тенге.
В случае приготовления трех-четырех первых блюд следует составлять свод в калькуляционной карточке. Эти карточки ежедневно номеруются и записываются в журнал регистрации первых блюд.
На вторые блюда тоже следует составлять калькуляционный лист на каждое в отдельности. Затем ведется свод всех вторых блюд в калькуляционной карточке (см. Приложение 1).
Реализовать 1 порцию борща нужно по 150 тг за порцию, так как надо покрывать затраты на оборудование, топливо, оплату труда работников столовой.
Формирование затрат:
- 8411/01 - 1310,1350 3825
- 8412/01 - 3350 267
- 8413/01 -3150 56
- 8414/01 -3310 267
- 8415-2430 56
Закрытие счетов:
8410/01 - 8411, 8412, 8413, 8414, 8415
Реализация блюд:
- 7010-8410 списание себестоимости пищи.
- 1010-6010 поступила выручка в кассу.
- 5410-7010 закрытие расходов по реализации.
- 6010-5410 определение итогового дохода.
Учет затрат по содержанию детских дошкольных учреждений (субсчет 3) ведут по каждому из них по следующим статьям расходов:
- 1. Основная и дополнительная заработная плата с отчислениями на социальный налог.
- 2. Хозяйственные затраты - затраты по содержанию помещений (уборка, отопление, освещение, ремонт, водоснабжение, канализация, стирка белья и ремонт и др.
- 3. Учебные затраты и приобретение книг для библиотек - расходы на приобретение игрушек, учебных пособий и материалов для занятий с детьми, проведение детских праздников.
- 4. Затраты на питание - стоимость питания детей по установленным нормам.
- 5. Приобретение оборудования и инвентаря, используемых для хозяйственных целей.
- 6. Приобретение личного инвентаря и оборудования - затраты на приобретение постельных принадлежностей, спецодежды для воспитателей, медицинского и прочего персонала, постельного белья и пеленок для детей ясельного возраста, другого мелкого инвентаря.
- 7. Прочие затраты - расходы на командировки, служебные разъезды и другие, не учтенные в предыдущих статьях.
Источниками финансирования детских дошкольных учреждений являются средства из бюджета, начисление родительских взносов, средства (дотации) профсоюзных организаций, вышестоящих органов, отчисление от нераспределенного дохода отчетного и предыдущих лет. Аналитический учет затрат на содержание ребенка см.в Приложении №2.
В таблице показана организация аналитического учета затрат по группе за месяц, расчет расходов на питание одного ребенка. В завершение составляется расчетная ведомость, в которой выводится остаток задолженности на содержание детей в дошкольном учреждении. Эксплуатационные затраты включают:
- а) затраты на содержание зданий:
- -отопление;
- -водоснабжение (холодное и горячее);
- -вентиляцию (кондиционирование) воздуха;
- -электроэнергию (силовую и осветительную);
- -содержание помещений в чистоте;
- -текущий ремонт (зданий и технологического оборудования);
- -содержание технологического оборудования (киноаппаратуры и др.);
- -амортизационные отчисления (амортизация зданий, технологического оборудования, мебели зрительного зала, прочего оборудования);
- -содержание, возобновление и расход малоценного и быстро изнашивающегося инвентаря;
- б) затраты на заработную плату:
- -основного производственного персонала;
- - административно-управленческого персонала;
- - технического и обслуживающего персонала;
- - отчисления на заработную плату;
- - командировочные расходы;
- в) прочие затраты:
- - аренда помещения;
- - охрана труда и технической безопасности;
- - реклама;
- - служебные затраты технического и обслуживающего персонала;
- - противопожарные мероприятия;
- - другие затраты.
Показатели эксплуатационных затрат рассчитываются в тенге в расчете на один год (тенге/год) на соответствующие единицы измерения, принятые для технико-экономической оценки зданий кинотеатров, клубных учреждений, спортивных корпусов.
Производство бытовых услуг по заказу населения требует определенных затрат живого и общественного труда, то есть самого труда, или целесообразной деятельности человека, предметов труда - сырья, материалов, топлива, энергий и др., средств труда - машин, оборудования, инструментов и др. В совокупности, перечисленные затраты, связанные с производством бытовых услуг, выраженные в денежной форме, образуют производственную себестоимость. Дополнительные затраты, связанные с реализацией производственных услуг непосредственно потребителям, образуют производственные затраты. В сумме внепроизводственных затрат и производственной стоимости услуг получается полная себестоимость.
Основные задачи учета затрат на производство услуг и продукции в организациях бытового обслуживания состоят в следующем:
- - в осуществлении контроля за выполнением определенного объема оказываемых населению услуг и производство продукции надлежащего качества в определенные сроки;
- - в обеспечении контроля за своевременным и правильным отражением всех затрат на производство услуг и продукции и исчислением их себестоимости;
- - в выявлении результатов в целом по структурному подразделению и определении дохода. (см.Приложение 3).
Примечание:
1. На 1 день затраты на 1 ребенка 12379:25=495,16
В том числе:
На питание: 8750:25=350 тг.;
На обучение 920:25=36,8 тг.;
На лечение 235:25=9,4 тг.
Итого: 495,16 тг.
2. Стоимость содержания 1 ребенка. 20% добавленная стоимость, всего к оплате 12379*20:100=2475,8 на 1 ребенка 12379+2475,8=14854,8 или 149000 тенге оплата на 1 ребенка за месяц содержания в садике.
Из всех таблиц складывается себестоимость содержания одного ребенка в детском дошкольном учреждении.
В ведомственных детских садах ведется следующая расчетная ведомость
Расчет расходов на питание в детском саду.
На питание одного ребенка на один день приходится 350 тенге
Отражение учета расходов, доходов детского дошкольного учреждения в учетных регистрах.
Ведомость учета затрат за январь 2011 года.
Ведомость учета дохода в детском саду за январь 2011 года.
Ф.И.О. детей |
Сальдо на начало |
Начислено за месяц |
оплачено |
Фактич. затраты на работ |
Итого дохода |
|
Перечис ленно |
возмещено |
|||||
Пономорев |
||||||
Примечание: в группе 15 детей. Всего в садике 55 детей
Доход 55*2290=125950 тенге в месяц
Выполнение указанных задач зависит, прежде всего, от правильной организации производственного учета в организациях, повышения его качества и достоверности данных.
В бытовом обслуживании показанный метод учета затрат на производстве применяют не только при изготовлении мебели по индивидуальным заказам населения, но и строительстве и ремонте жилья, производстве нестандартизированного оборудования.
Учет расходов и доходов по баням, прачечным, парикмахерским и другим объектам социальной сферы ведут аналогично.