Особенности храмового синтеза искусств в разных религиях. Храмовый синтез искусств
В церковном искусстве можно, правда лишь условно, выделить 2 стороны:
· внутренную (или смыслообразующую)
· внешнюю (или смыслосоставляющую)
Главной из них, безусловно, является внутренняя, в которой заключено духовно-догматическое значение того, что внешней стороной заключено в видимые условные, изобразительные (архитектурные, живописные) формы.
В своей сущности церковное искусство является отражением молитвенного опыта человека.
Храмы являются внешней стороной церковного искусства. Храмы -- это культовые постройки, которые воплощают образ мироустройства в той или иной религии (христианство, буддизм, ислам), ее основные ценности.
Православный храм представляет сбой сложный, неисчерпаемый в своей обозримости целостный символ - это одновременно и образ Вселенной, и образ существующей в ее пределах Церкви, распространенной по всему миру и созерцаемой в перспективе. Храм есть как бы земное жилище неземного и вездесущего Бога, место обретения Бога через молитву, место единения с Богом через таинство, место спасения души.
Расположение храма, его архитектура, убранство, система росписи символически выражают то, что непосредственно изобразить невозможно.
К примеру, внешний цвет храма нередко отражает его посвящение - Господу, Богородице, какому-либо святому или празднику:
· Белый - храм, освященный в честь Преображения или Вознесения Господня;
· Голубой - в честь Пресвятой Богородицы;
· Красный - посвященный мученику (мученикам);
· Зелёный - преподобному;
· Жёлтый - святителю.
Количество куполов на храмах также символично:
· 1 - символизирует Единого Бога;
· 3 - Святую Троицу;
· 5 - Спаситель и четыре евангелиста;
· 7 - семь таинств Церкви;
· 9 - по числу ангельских чинов;
· 13 - Спаситель и двенадцать апостолов;
· 25 - говорят о пророчестве Иоанна Богослова;
· 33 - по числу лет земной жизни Спасителя.
Не стоит забывать и о символике цвета куполов:
· Золото -- символ небесной славы. Золотые купола были у главных храмов и у храмов, посвященных Христу и двунадесятым праздникам.
· Купола синие со звездами венчают храмы, посвященные Богородице, потому что звезда напоминает о рождении Христа от Девы Марии.
· Троицкие храмы имели зеленые купола, потому что зеленый -- цвет Святого Духа.
· Храмы, посвященные святым, часто увенчаны зелеными или серебряными куполами.
· В монастырях встречаются черные купола - это цвет монашества.
Конструктивной основой синтеза искусств в храме выступает архитектура. Она создает многомерное пространство храма, которое и составляет архитектоническую основу синтеза искусств в древнерусском крестово-купольном храме. Это пространство имеет два духовных центра - алтарь и купол. И там, и там по символике храмового пространства располагается духовное небо со всеми его обитателями. Соответственно основные направления пространственного движения в храме - с запада на восток (к алтарю) и снизу вверх (к куполу) - воплощаются в некий новый вектор духовного пространства от мира дольнего к миру горнему.
Храмы с древнейших времен составляли неотъемлемую часть панорамы города. Как невозможно себе представить Афины без Парфенона или древний Рим без Капитолия, так трудно было бы вообразить Париж без Нотр-Дам, Лондон без Вестминстерского аббатства, а Москву без кремлевских соборов. Храм в городе - это пророк, говорящий о вечности, чей зов раздается среди шума современной цивилизации.
Совсем иное звучание приобретает силуэт церкви где-нибудь на холме, в окружении деревень. Здесь гимн человека во славу Творца как бы сливается с гимном самого мироздания. Сельские храмы не выглядят сурово. Они овеяны той же умиротворенной красотой, что и окружающий пейзаж. Достаточно вспомнить церковь Покрова на Нерли, которая, словно сказочная невеста, смотрится в воды среди притихших полей.
Облик христианского храма создавался веками, приобретая в каждой стране и в каждую эпоху свой неповторимый характер.
Во дни гонений христиане сходились для молитвы и Литургии в частных домах или в подземных усыпальницах - катакомбах.
Продолговатый стол, за которым верующие тех времен возлежали за братской трапезой, постепенно был заменен гробницей мученика. Саркофаг с горящими на нем свечами стал прообразом алтаря западнохристианского стиля.
Обычай совершать таинство "преломления хлеба" над могилой страдальца за веру как бы утверждал правоту Тертулиана, говорившего: "Кровь мучеников - семя христиан".
В катакомбах родилось христианское искусство. Образцом для него послужила роспись иудейских молитвенных домов (синагог), поскольку христиане первого поколения были тесно связаны с ветхозаветной традицией. Синагоги и усыпальницы еврейского народа украшались в то время фресками и мозаиками, среди которых были не только орнаменты и символы, но и сцены из Священной Истории. Искусство катакомб свидетельствует о том, что Церковь всегда принимала и благословляла жизнь. На стенах первохристианских храмов мы видим изображения птиц, плодов, цветочных гирлянд. Символика этих ранних фресок навеяна образами Нового Завета (Добрый Пастырь, виноград, рыбы, агнец, корабль).
Дохристианские храмы считались обиталищем божеств. Обычно люди молились и приносили жертвы во дворе, перед входными вратами. Внутрь же допускались только служители. Это правило было соблюдено и в ветхозаветном Иерусалимском храме.
Но после того как "Слово стало плотью и обитало с нами" (Ин. 1:14), понятие о храме для христиан должно было измениться. Он стал местом, где вокруг вечно пребывающей Святыни собираются люди, "народ Божий," Церковь (отсюда и его русское наименование - "церковь").
Исторический христианский храм был преемником синагоги, служившей "домом собрания," местом молитвы, проповеди и чтения Слова Божия.
Первые христианские храмы строились по образцу римских общественных зданий - базилик. Они представляли собой прямоугольные постройки с рядами колонн, разделяющих помещение на "нефы," или "корабли." Все здание должно было символизировать корабль града Божия, плывущий по волнам истории. Наружному декору базилики уделялось мало внимания, зато внутри ее украшали мрамором и мозаикой.
Эту же черту - художественное богатство интерьера при весьма скромном, даже суровом внешнем виде храма - сохранило и византийское искусство. Но в Византии идея "корабля", "дома собрания" дополнилась идеей космоса, которая присутствовала еще в убранстве ветхозаветного Храма. Таким образом, византийская архитектура соединила в себе два начала, в Ветхом Завете разделенные. Там параллельно существовали Храм как "Дом Божий" и синагога как "дом собрания". Церковь Нового Завета создала синтез того и другого, о чем ясно свидетельствует византийский храм. Он предназначен для народа и одновременно является своего рода "космическим ковчегом" для пребывающего в нем Творца. Храм стал символом одухотворенного мира, прообразом грядущего обожения Вселенной. Купол, означающий "твердь небесную", образ Вседержителя, лики ангелов и святых, евангельские сюжеты - все это соединялось в единую симфонию: Бог, царства Неба и земли, Священная история.
В Византии сложилось искусство иконописи, целого мира образов, подчиненного собственным законам. Его истоки связаны с Малой Азией, Египтом, Парфией. Икона почти не зависит от классической античности. В отличие от натурализма греко-римской живописи она говорит на условном языке символов. Чистые краски, певучие линии, необычная перспектива и композиция рождали у созерцающего икону особое состояние. Он приобщался к вечной красоте, к реальности, открытой мистическому взору.
Из Византии иконопись пришла в Болгарию, Румынию, Сербию, но высочайшего расцвета достигла на Руси. Правда, с 17го века это поразительное искусство пришло в упадок, и только наше столетие как бы заново открыло его художественную и духовную ценность.
Космическая символика храма получила свое развитие и на Западе - в романском и особенно готическом искусстве. Готика одела храмы в каменные кружева, в которые вплетено все многообразие творений: люди и духи, растения и драконы, аллегория страстей и добродетелей; витражи наполняли храм радугой цветов, а устремленные ввысь линии окон, порталов и башен словно возносили всю эту мощную симфонию к небу.
Начиная с Нового времени идея космоса уступает место старой идее "дома собрания." Но барокко и другие стили, порожденные Ренессансом, внесли в церкви тяжелую пышность, характерную для гражданской архитектуры. Во второй половине 19 века предпринимались попытки вернуться к средневековым формам. Возникли их имитации, чаще всего малоудачные. Тогда же зародилось искусство церковного модерна. В настоящее время в храмах западной культуры полностью восторжествовало понимание церкви прежде всего как места, где собирается для молитвы Община Верных.
Древнерусский храм был развитием византийского с его центрическим купольным построением, которое имело в плане священные фигуры круга, прямоугольника и креста.
Если киевская София была еще вполне "греческой," то с 12 века церкви Руси приобретают самобытный характер.
Сравнительно небольшой одноглавый древнерусский храм 12-15 веков отличался изяществом и строгостью внешнего облика. Возвышаясь среди деревянных домов, словно конный витязь среди пеших дружинников, он невольно напоминал, что каждый христианин - воин духа.
Внутри такого храма, как и в Византии, изображали все бытие, Вселенную, человека и историю его спасения. Так же глядел с вышины строгий лик Вседержителя, так же предстояли Ему сонмы святых и бесплотных сил. На четырех сторонах центрального свода писали четырех евангелистов. По стенам разворачивались картины библейских и церковных событий, а на западной стене в огромной многоплановой композиции нередко находилась фреска Страшного суда. Свою включенность в Церковь, видимую и невидимую, молящийся ощущал, едва переступив порог храм.
По-другому выглядели многоглавые соборы 16-17 веков с их галереями, приделами, нарядной изукрашенностью. Здесь, как и в готике, идея соборности, единства мироздания была воплощена в праздничной декоративности, вынесенной наружу.
Пережив вместе с Западом кризис барокко и ампира, русские церковные архитекторы обратились к Средним векам в поисках вдохновения. Стали сооружаться многочисленные храмы в неовизантийском и неорусском стиле. Незадолго до революции появились и церкви, которые соединяли средневековые формы с модерном.
Еще в некоторых ветхозаветных общинах (например, у ессеев, живших в Египте) существовал обычай молиться, обратившись к востоку. Обычай этот усвоен и христианами. С очень ранних времен стало принято совершать крещение, стоя лицом к востоку. Когда же возникли первые церкви, их стали ориентировать алтарем к востоку. Такое правило сохранилось и поныне.
Внутренний план христианского храма имеет, как мы уже говорили, два источника в Ветхом Завете. Подобно Храму иерусалимскому, который делился на Святая Святых (Дебир, или Двир), святилище и притвор, все церковные здания делятся на алтарное пространство, которое занимает полукруглую апсиду, где помещаются алтарь и "горнее место" для епископа, на сам храм, или место для молящихся, и притвор, где в древности стояли неофиты (оглашенные), ожидавшие крещения. По образцу синагог храм имеет амвон.
В алтаре престол, имеет в православных храмах кубическую форму (библейский символ "вселенскости"). Позади него находится семисвечник. Многие века алтарное пространство оставалось открытым (как и теперь на Западе). Его отделяла лишь низкая каменная ограда. В период между 4 и 7 веками на этой ограде начали сооружать колонны, к ним крепилась "завеса," которую после службы задергивали. В эпоху победы над иконоборцами вверху и между колоннами стали помещать иконы Христа и Богоматери. Постепенно к ним прибавились другие. В древней Руси возник второй ряд икон, а с 14-15 веков появилось еще несколько рядов. Таким образом образовалась стена, именуемая иконостасом и доходящая почти до потолка. Подобные иконостасы в известной степени повторяли роспись алтарной апсиды, скрытой от молящихся.
Царские врата, расположенные перед алтарем, первоначально представляли собой низкие створки, которые не загораживали престол и священника. Позднее они превратились в настоящие "ворота." Во многих храмах они наглухо изолируют алтарь от молящихся. Справа и слева от царских врат находятся северные и южные двери.
Амвон, то есть возвышение для чтеца, предстоятеля, проповедника, был известен еще в синагогах. В христианских храмах он находился посредине. Впоследствии на Западе его заменила "кафедра" сбоку от алтаря, а на Востоке амвоном стала служить центральная часть солеи - возвышения, непосредственно примыкающего к иконостасу. О старых амвонах напоминают теперь лишь "кафедры," которые ставят в центре храма при служении епископа.
Обыкновение называть церковь в честь какого-нибудь святого ведет свое начало с эпохи гонений, когда под алтарем находился саркофаг мученика. Позднее храмы строились не только во имя святого, но и во имя Христа Спасителя или в воспоминание праздников (Рождества, Воскресения, Покрова и т. д.).
Войдя в любую церковь, легко узнать, кому она посвящена, поскольку "храмовая" икона обычно помещается в особом киоте справа.
Когда в церкви пристраивали ("приделывали") дополнительное помещение с алтарем, его называли приделом. Необходимость в приделах возникла в связи с восточным обычаем служить на одном престоле только одну Литургию в течение суток. Дополнительные приделы позволяли совершать служение дважды и трижды.
В 313 император Константин объявил христианство государственной религией, и перед архитекторами встала задача создания церковного здания.
Базилики. Из всех типов сооружений римской архитектуры христиане выбрали базиликальное здание. Обычно в состав раннехристианской базилики входил атрий, в центре которого помещалась купель для крещения. Портик, расположенный на противоположной от входа стороне атрия, вел в нартекс, или вестибюль, предварявший внутреннее пространство самой церкви - наос. В нартексе во время службы находились оглашенные - люди, готовившиеся принять крещение. Наос был разделен продольными рядами колонн на нечетное число нефов - чаще всего 3 или 5. Центральный неф был, как правило, выше и просторнее боковых. В пространстве нефов собиралась паства. В восточном конце главного нефа на возвышении размещалась священническая кафедра, с которой произносились проповеди. Позади солеи находилась полукруглая апсида, в центре которой устанавливался алтарь - святое святых христианского храма.
Базилика отличалась предельной простотой формы. Первые церковные здания имели деревянные стропильные перекрытия. Раннехристианские общины были бедны, и в церковном строительстве им приходилось довольствоваться самыми дешевыми материалами. Часто при возведении храмов использовали фрагменты старых построек, поэтому колоннада могла быть составлена из колонн, увенчанных разными капителями. Мраморные плиты пола образовывали орнаментальный рисунок. В апсиде и на стенах церкви сверкали мозаики. Когда на мозаичную декорацию не хватало средств, храм расписывали фресками. По контрасту с богато украшенным интерьером внешний облик церковных зданий был очень скромным, что отличало их от языческих храмов.
В ранних базиликах 4-5 вв. вход находился с восточной стороны здания, а апсида с западной. Во время богослужения священник, пребывая перед алтарем, смотрел на восток, стоя лицом к пастве. Позднее характер службы изменился, священник и паства вместе обращали свой взор к востоку, и пастырь оказался стоящим спиной к собравшимся. В римской церкви Сан Лоренцо фуори ле Мура первоначальная апсида находилась с западной стороны, позже построили новую церковь, апсида которой была расположена по касательной по отношению к старой; впоследствии обе апсиды были разобраны, и старая церковь, оказавшаяся с восточной стороны стала приделом новой. В Средние века вошло в традицию устраивать вход с запада, а святая святых - алтарь - с востока.
Помимо базиликальных христиане возводили и центрические постройки. В этом случае алтарь помещался в центральной части крестообразного или круглого в плане зала, окруженного галереей. Примером такого здания может служить римская церковь Сан Стефано Ротонда. Как и первые базилики, она перекрыта простой деревянной кровлей. Однако более органичным для центрической композиции является купольное перекрытие, которое было реализовано в мавзолее Санта Костанца в Риме; галерея этого здания перекрыта цилиндрическим сводом.
Оба архитектурных типа распространены в восточном Средиземноморье, Сирии и Палестине. Храм Симеона Столпника в Калаат-Семане представлял собой комплекс, состоявший из четырех базилик, располагавшихся вокруг восьмиугольного в плане центрального двора, где стоял знаменитый столп. В Турманине фасад базилики был фланкирован башнями. Нехватка дерева в этих местах заставляла строителей сооружать перекрытия из каменных плит, положенных поверх конструкции из поставленных поперек главного нефа арок.
Храмы — это культовые постройки, которые воплощают образ мироустройства в той или иной религии (христианство, буддизм, ислам), ее основные ценности. Храм место обретения Бога через молитву, место единения с Богом через таинство, место спасения души. . . Земной храм является образом Храма вышнего, земным жилищем Бога. В Храме человек ищет убежище от мирской суеты. Религия вызывает высокие нравственные чувства, раздумья о жизни и смерти, грехе и раскаянии, рождает стремление к истине и идеалу. Религиозное искусство обращается к таким человеческим чувствам, как сострадание и сочувствие, умиление и покой, просветленная радость и одухотворение.
В православном храме для молящихся отводится основное помещение храма, включающее подкупольное пространство. Алтарная часть — для божественной сверхреальности. Зримым напоминанием о Боге и призывом к Нему является икона. Строгие одноголосные напевы в древности были созвучны ликам святых, представленным на иконах, в мозаиках, фресках. В XVIII в. их сменили многоголосные концертные композиции, символизирующие могущество и единение светского и церковного начал, как основы государственности России. Пение а капелла (без сопровождения).
Мусульманский храм (мечеть) своим великим куполом символизирует единого Бога (Аллаха) и минаретом (башня около мечети) — его пророка (Магомета). Мусульманская мечеть включает в себя два соразмерных пространства — открытый двор и затененный молитвенный зал. На стенах мечети размещаются декоративно оформленные изречения из Корана. В религиозной культуре ислама из всех видов искусств преимущество получили архитектура (дворцы, мечети) и поэзия, звучащая под аккомпанемент струнных инструментов. Изображение божества и любого живого существа считалось святотатством. Поэтому художественный стиль ислама — декоративный, орнаментальный. Бесконечный по своей природе орнамент служит способом художественного выражения исламского мироощущения. Именно орнамент строится на ритмическом повторении основных мотивов. А в мусульманстве повторение считается одним из надежных способов постижения истины и выражения преданности Аллаху.
Су?ра (араб. ???? с?ра) — это арабское слово для обозначения одной из 114 глав Корана.
сура Аль-Фатиха (араб. Открывающая) — первая сура Корана.
Та?нтра (санскр. ??????, букв. «хитросплетение», «ткань», «сокровенный текст», «магия») — тайная наука о ритуале, изложенная в текстах-тантрах.
Д/з - знать особенности храмового синтеза искусств в разных религиях.
Просмотр содержимого документа
«Храмовый синтез искусств »
Тема урока: Храмовый синтез искусств
Цели и задачи:
Создание атмосферы восприятия "собственно искусства" в современном его понимании как самостоятельной формы творческого выражения состояния художника и воплощаемого им образа, явления. Состояния, связанного с эстетическим наслаждением, а не культовым мироощущением.
2. Закрепление знаний ряда произведений искусства, их характерных особенностей.
3. Развитие способностей к анализу выразительных средств: фресок, икон, архитектурных форм, духовной музыки эпохи русского средневековья.
Ход урока:
Синтез искусств - это соединение нескольких разных видов искусства в художественное целое. Единство компонентов синтеза искусств определяется единством идейно художественного замысла.
Синтез искусств можно найти в разных сферах художественной деятельности.
Храмы - это культовые постройки, которые воплощают образ мироустройства в той или иной религии (христианство, буддизм, ислам), ее основные ценности. Храм место обретения Бога через молитву, место единения с Богом через таинство, место спасения души. . . Земной храм является образом Храма вышнего, земным жилищем Бога. В Храме человек ищет убежище от мирской суеты. Религия вызывает высокие нравственные чувства, раздумья о жизни и смерти, грехе и раскаянии, рождает стремление к истине и идеалу. Религиозное искусство обращается к таким человеческим чувствам, как сострадание и сочувствие, умиление и покой, просветленная радость и одухотворение.
Синтез искусств в православном храме.
В православном храме для молящихся отводится основное помещение храма, включающее подкупольное пространство. Алтарная часть - для божественной сверхреальности. Зримым напоминанием о Боге и призывом к Нему является икона. Строгие одноголосные напевы в древности были созвучны ликам святых, представленным на иконах, в мозаиках, фресках. В XVIII в. их сменили многоголосные концертные композиции, символизирующие могущество и единение светского и церковного начал, как основы государственности России. Пение а капелла (без сопровождения).
Синтез искусств в католическом храме.
Грандиозность и величественность архитектурного сооружения. Мощным потоком вверх устремляются все элементы декора: тонкие, изящные столбы, колонны, стрельчатые арки, витражи. Грандиозность подчеркивает и звучание органа.
Синтез искусств в мусульманском храме (мечети).
Мусульманский храм (мечеть) своим великим куполом символизирует единого Бога (Аллаха) и минаретом (башня около мечети) - его пророка (Магомета). Мусульманская мечеть включает в себя два соразмерных пространства - открытый двор и затененный молитвенный зал. На стенах мечети размещаются декоративно оформленные изречения из Корана. В религиозной культуре ислама из всех видов искусств преимущество получили архитектура (дворцы, мечети) и поэзия, звучащая под аккомпанемент струнных инструментов. Изображение божества и любого живого существа считалось святотатством. Поэтому художественный стиль ислама - декоративный, орнаментальный. Бесконечный по своей природе орнамент служит способом художественного выражения исламского мироощущения. Именно орнамент строится на ритмическом повторении основных мотивов. А в мусульманстве повторение считается одним из надежных способов постижения истины и выражения преданности Аллаху.
Су́ра (араб. سورة сӯра) - это арабское слово для обозначения одной из 114 глав Корана.
сура Аль-Фатиха (араб. Открывающая) - первая сура Корана.
В этой суре говорится о совокупности идей и общем значении Корана, который подтверждает единобожие, является благой вестью для верующих, предупреждает о наказании неверующих и грешников, указывает на необходимость поклонения Аллаху, на путь к счастью в настоящей и будущей жизни и рассказывает о тех, которые повиновались Аллаху и обрели блаженство, и о тех, которые не повиновались Ему и оказались в убытке, и поэтому эта сура называется «Мать Книги»
Синтез искусств в буддийском храме.
Древний буддийский храм, сооружен из мощных обтесанных камней и плит. Почти всю его поверхность украшает орнаментальный скульптурный декор. Поэтому отсутствуют арка и свод. В буддийских храмах на кровлях висят многочисленные колокольчики. Они раскачиваются при малейшем порыве ветра, наполняя окружающее пространство нежным мелодичным звоном. Одновременно колокольчики были защитой святилища от проникновения злых духов. Буддийские религиозные праздники сопровождаются обычно шествиями с театрализованными представлениями, музыкой и ритуальными танцами на открытом воздухе.
Та́нтра (санскр. तन्त्र, букв. «хитросплетение», «ткань», «сокровенный текст», «магия») - тайная наука о ритуале, изложенная в текстах-тантрах.
Д/з – знать особенности храмового синтеза искусств в разных религиях.
Уроку предшествовала экскурсия в Православный храм.
Цель урока : Дать представление о синтезе искусств в Православном храме, и его роли в осмыслении храма с точки зрения православной эстетики, как средоточения всей духовной и душевной жизни человека, как учителя нравственности и источника духовного наслаждения.
Образовательные:
- Уяснить принципы синтеза и взаимодействия искусств.
- Научиться отличать и выделять компоненты различных искусств в синтетических жанрах.
Развивающие:
- Дать понятие о синтезе искусств в Православном храме.
- Познакомить с его символикой.
Воспитательные:
Помочь учащимся осознать красоту Православного храма как достижения русской национальной культуры и роль прекрасного в нравственном совершенствовании личности.
Оборудование:
Диапозитивы:
- Интерьер Успенского собора Московского Кремля, центральная часть с видом на иконостас.
- Благовещенский собор Московского Кремля, внутренний вид с иконостасом.
- Алтарный крест.
- Оклад Евангелия 1571 г.
- Оклад Евангелия 1678 г.
- Пантократор в куполе Исаакиевского собора.
- Паникадило Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге.
Запись музыкальных произведений: Рахманинов С. Литургия “Благослови, душа, Господа”.
Ход урока.
1. Звучит литургия Рахманинова “Благослови, душа, господа”, проецируется диапозитив “интерьер Успенского собора Московского Кремля с видом на иконостас”.
- Какие чувства вызывает у вас услышанная музыка и увиденное зрелище? Какими словами, эпитетами вы могли бы их выразить?
- Знакомо ли вам слово "Благолепие"? Как вы его понимаете? (Растолковать слово “благолепие” как сочетание добра и красоты).
- Какие виды искусств вы можете выделить в храме? (Архитектура, живопись, декоративно-прикладное искусство, церковная служба как зрелищное искусство, театральное действо, музыка).
2. Символичногсть храмовой архитектуры и живописи.
Проецируется даипозитив "Дмитровский собор во Владимире"
- Давайте вспомним особенности конструкции Православного храма (крестово-купольная система, ориентация храма по сторонам света, его составные части).
- Существуют ли отличия во внешнем и внутреннем облике храма?
- Как отражается во внешнем и внутреннем облике храма значение его, как воссоздание модели микро и макрокосма (человека и Вселенной)?
(Микрокосм – простота, строгость, скромность внешнего облика и богатство внутреннего убранства, как символ образа человека-христианина, внешность которого проста и аскетична, а душа богато украшена добродетелями.
Макрокосм – отражение взаимодействия двух миров во Вселенной – горнего и дольнего, божественного и человеческого).
/Вопросы составлены по материалам урока “Общая характеристика Православного храма”/.
3. Постановка задачи:
Давайте рассмотрим, как осуществляется СИНТЕЗ АРХИТЕКТУРЫ И ЖИВОПИСИ в Православном храме.
Конструктивной основой синтеза искусств в храме выступает архитектура. Она создает многомерное пространство храма, которое и составляет архитектоническую основу синтеза искусств в древнерусском крестово-купольном храме. Это пространство имеет два духовных центра – алтарь и купол . И там, и там по символике храмового пространства располагается духовное небо со всеми его обитателями . Соответственно основные направления пространственного движения в храме – с запада на восток (к алтарю) и снизу вверх (к куполу) – воплощаются в некий новый вектор духовного пространства от мира дольнего к миру горнему.
- Ребята, вы уже знаете, что алтарь отделен от средней части храма алтарной преградой – иконостасом (проецируется диапозитив “Благовещенский собор в Московском Кремле. Внутренний вид с иконостасом”) . Каково космологическое значение иконостаса в структуре Православного храма?
- Как выражена идея заступничества в структуре
деисусного чина, в особенностях его образов?
(вопросы по материалам урока “Иконостас, как явление древнерусской культуры, его космологическое значение в структуре Православного храма”). - Мы с вами были в храме. Вы помните, что
изображено под куполом храма?
(проецируется диапозитив “Пантократор из купола Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге”). - С чем у вас ассоциируется подкупольное пространство с изображенным в нем Пантократом? (С небом как местообиталищем бога).
- Как вы думаете, возникла бы такая ассоциация с изображением Пантократа, если бы оно было расположено на стене?
- В свою очередь купол без изображения Пантократа был бы для верующего символом места обитания небесных жителей?
Мы с вами увидели, что в соответствии с символикой пространства и ориентацией на богослужение строилась система росписей в древнерусском храме. Д.С. Лихачев писал: "Росписи храма охватывали собой всю священную историю, были посвящены прошлому, настоящему и будущему (композиции Страшного суда, деисис). Совершаемое в этом храме богослужение, включавшее в себя литературные, театральные, музыкальные и изобразительные стороны, напоминало молящимся о священной истории”.
Таким образом, мы ясно увидели, что только в неразрывном синтезе архитектуры и изобразительного искусства рождается новое символическое пространство Православного храма, как модель Вселенной, которая для верующего человека объединяет в себе два мира – горний и дольний.
4. Постановка задачи:
Теперь давайте попытаемся увидеть, как процесс богослужения, который тоже представляет собой синтез различных искусств, наполняет духовное пространство храма еще более глубоким смыслом, еще более детально конкретизирует его символическое значение.
Звучит литургия Рахманинова, последовательно проецируются диапозитивы: Алтарный крест, Оклад евангелие 1571 г., оклад евангелия 1678 г., паникадило Исаакиевского собора.
- Задумывались ли вы, ребята, над тем, чем отличается церковная музыка от обычной светской?
- Каково значение декоративно-прикладного искусства в Православном храме, каков смысл такого богатого украшения церковной утвари?
- Как вы думаете, почему так торжественна, так продуманна церемония проведения службы в Православном храме? (Ученики должны попытаться дать самостоятельные ответы).
Все эти вопросы очень сложны. Тот ритуал богослужения, который мы видим в храме сейчас, складывался на протяжении многих веков. Этот процесс сопровождался долгими и сложными богословскими спорами и размышлениями.
Сам процесс богослужения представляет собой некое мистериально-символическое действо, происходящее по законам зрелищных искусств, строго подчиняющееся определенному каноническому сценарию, включающему в себя хореографию (т.е. движение) священнослужителей, чередование музыки и слова, последовательное участие в действии тех или иных чинов священнослужителей, хора, масс верующих.
Церемония проведения службы торжественна и продумана до мельчайших подробностей, много внимания уделяется всем элементам литургического действа.
Это хорошо иллюстрирует пример подробнейшего описания чина (порядка) облачения патриарха, где каждому движению, каждому жесту, слову придается особое возвышенное значение. Действия клириков (служителей) плавны, медлительны, торжественны. Они полны сознания того, что их руками вершится отнюдь не обычное дело, но некое мистико-символическое действо. Каждый элемент облачения имеет символическое значение, и поэтому, облекая в него патриарха, клирики произносят как бы заклинательные фразы, в которых объясняется глубокий смысл производимой процедуры и утверждается его реальность. Так, например, стихарь (длинная с широкими рукавами одежда для богослужения) понимается как “риза спасения” и “одежда веселия” (духовного, естественно), опоясывание рассматривалось как наделение силой, митра (позолоченный головной убор, надеваемый во время богослужения) осмысливается, как венец, возложенный самим Господом.
Подобной символикой обладает каждый элемент (жест, движение, персонаж, действие, предмет и т.п.) литургического действа. Постоянно употребляются такие слова, как красота, украшение, радость, веселие, благолепие, благополучие и т.п., чем утверждается неутилитарный характер действа, его ориентация исключительно на высшие духовные ценности и, главное, на возможность реального контакта с объектом, на который ориентировано действо – с божеством.
Музыка в тесной связи с поэзией составляет эмоциональную основу богослужения. Она заполняет духовное пространство, созданное синтезом архитектуры и живописи. А многочисленные произведения декоративно-прикладного искусства (предметы церковного обихода, одежды священнослужителей, оклады икон, резьба иконостаса), так же, как и цветосветовая среда и даже обонятельная атмосфера в храме способствовали превращению храма в православную модель мироздания . В средоточие всей духовной и душевной жизни верующего человека.
“Здесь, – писал П.А. Флоренский, – говоря принципиально, все сплетается со всем: храмовая архитектура, например, учитывает даже такой малый, по-видимому, эффект, как вьющиеся по фрескам и обвивающие столп купола ленты голубоватого фимиама, которые своим движением и сплетением почти беспредельно расширяют архитектурные пространства храма, смягчают сухость и жесткость линий и, как бы расплавляя их, приводят в движение и жизнь”.
5. Вопросы для закрепления:
- Что вы понимаете под синтезом искусств?
- Какие виды искусств взаимодействуют в Православном храме?
- Как выражаются с помощью синтеза архитектуры и живописи в Православном храме идеи мироздания?
- Как вы думаете, воздействует ли красота Православного храма на душу человека?
- Играет ли она роль в нравственном совершенствовании личности?
6. Вывод урока:
Таким образом, большая часть основных видов древнерусского искусства функционировала в системе храмового синтеза искусств или была так или иначе с ним связана. Поэтому культовая архитектура, иконопись, церковная музыка и поэзия может быть правильно осмыслена только с учетом места и функций этих искусств в системе храмового действа, как синтеза различных искусств.
(вывод записывается в тетрадях).
7. Домашнее задание: проанализировать, какие виды искусства взаимодействуют в кинематографе.
Литература.
- Бычков В.В. “Русская средневековая эстетика”.
- Лихачев Д.С. “Поэтика древнерусской литературы”.
- Флоренский П.А. “Иконостас”.