Правила написания нч в русском языке. Буквосочетания чк, чн, чт, щн, нч, нщ
Сочетание чн , как правило, произносится в соответствии с написанием, т.е. [чн ]: тóчный, прóчный . Однако в некоторых словах чн произносится как [шн ]: конечно – коне [шн ]о , скучно – ску [шн ]о. В ряде случаев допустимы варианты произношения: було [шн ]ая – було [чн ]ая . В новых словах чн произносится как [чн ]: съёмо [чн ]ый, пото [чн ]ый и др. В некоторых словах произношение [шн ] устаревает: сливочный – сливо [шн ]ый, коричневый – кори [шн ]евый(*):
Сочетания с непроизносимыми согласными.
При стечении нескольких согласных между гласными в некоторых сочетаниях один из согласных не произносится. Такие случаи сопровождаются в словаре соответствующими пометами.
1. В сочетаниях стн, здн и стл не произносятся согласные [т ] и [д ]: прелестный – преле[сн]ый, тростник – тро[сн]ик, частник – ча[сн]ик, лестница – л[сн]ица, областной – обла[сн]ой, шестнадцать – ше[сн]адцать, сверстник – свер[сн]ик, звёздный – звё[зн]ый, поздно – по[зн]о, праздный – пра[зн]ый, счастливый – сча [сл ]ивый, завистливый – зави [сл ]ивый, жалостливый – жало [сл ]ивый, совестливый – сове [сл ]ивый. В ряде слов, принадлежащих к книжному стилю, в сочетаниях стн, здн и стл согласные [т ] и [д ] не утрачиваются полностью: аст ма, глист ный, компост ный, остролист ный, безд на, безвозмезд ный, кост лявый, пост лать.
2. Сочетания стск, нтск и ндск произносятся с согласным [ц с ] на месте сочетаний тс и дс : туристский – тури [ц с ]кий, расистский – раси [ц с ]кий, дилетантский – дилетан [ц с ]кий, ирландский – ирлан [ц с ]кий, исландский – ислан [ц с ]кий, шотландский – шотлан [ц с ]кий.
3. В сочетаниях стк, здк и нтк произношение согласного [т ] сохраняется: жёст кий, извёст ка, невест ка, повест ка, поездка – пое [ст к ]а, громоздкий – громо [ст к ]ий, аспирант ка, лаборант ка, официант ка, студент ка. Согласный [т ] не произносится в давно освоенном разговорной речью заимствованном слове голландка (печь) – голла [нк ]а.
4. В сочетаниях рдц и рдч согласный [д ] не произносится: сердце – се [рц ]е, сердцевина – се [рц ]евина, сердчишко – се [рч ]ишко.
5. В сочетаниях вств и лвств первый звук [в ] не произносится в словах чувство, здравствуй и безмолвствовать, а также в их производных: чувство – чу [ст ]во, чувствовать – чу [ст ]вовать, чувствительный – чу [ст ]вительный, чувственный – чу [ст ]венный; здравствуй – здра [ст ]вуй, здравствуйте – здра [ст ]вуйте; безмолвствовать – безмол [ст ]во-вать.
В других случаях на месте первого в в сочетании вств произносится [ф ]: явственный – я [ф ]ственный.
6. В сочетании лнц не произносится согласный [л ]: солнце – со [нц ]е.
4. Всловах иноязычного происхождения , не вошедших в широкое употребление, наблюдаются специфические особенности произношения. например, в словах из разных областей науки, техники, политики, культуры, а также именах собственных возможно отсутствие качественной редукции безударных гласных.
1. В первом и во втором предударном слоге, в абсолютном начале слова, а также в заударных слогах в абсолютном конце слова после согласных или гласных на месте буквы о произносится гласный [о ] без характерной для русских слов редукции: б [о ]á, б [о ]рдó, с [о ]нéт, Г [о ]гéн, Б [о ]длéр, б [о ]лерó, р [о ]к [о ]кó, М [о ]нпарнáс, М [о ]пассáн, [о ]норé, [о ]тéлло, [о ]ттáва, т [о ]рнáд [о ], вéт [о ], крéд [о ], Карýз [о ], Кáстр [о ], Мéхик [о ], адáжи [о ], трú [о ], какá [о ], рáди [о ], Тóки [о ], Фидéли [о ].
2. В некоторых малоупотребительных именах собственных в предударных слогах сочетания букв ао, оа, оо, оу и уо произносятся так, как пишутся, т.е. без редукции: остров Аогасúма – [о ]гасúма, город Оахáка – [оа ]хáка, остров Моорéа – М [оо ]рéа, Лоуривáл – Л [оу ]ривáл, луораветлáны – л [уо ]раветлáны.
3. В нерусифицировавшихся заимствованных словах на месте букв е и я во всех предударных слогах могут произноситься нередуцированные гласные: легáто – [л’э ]гáто, Веспýччи – [в’э ]спýччи, Нерóн – [н’э ]рóн, гяýр – [г’а ]ýр, Ляшкó – [л’а ]шкó, геноцúд – [г’э ]ноцúд, Бенвенýто – [б’энв’э ]нýто, лямбиóз – [л’а ]мбиóз, Лятошúнский – [л’а ]тошúнский.
4. После [ж ], [ш ] и [ц ] в некоторых заимствованных словах безударная буква е может произноситься без редукции: шедéвр – ш [э ]дéвр, Шеньé – Ш [э ]ньé, женьшéнь – ж [э ]ньшéнь, Жерáр – Ж [э ]рáр, цейтнóт – ц [э ]йтнóт, центýрия – ц [э ]нтýрия, Церéра – Ц [э ]рéра, миелúт – ми [э ]лúт, пиетéт – пи [э ]тéт, шевролé – ш [э ]вролé, Шери-дáн – Ш [э ]ридáн, Жерардéн – Ж [э ]рардéн.
5. В начале слов иноязычного происхождения, а также после гласного на месте буквы э произносится звук [э ]: эк-рáн – [э ]крáн, эфúр – [э ]фúр, эвкалúпт – [э ]вкалúпт, Эври-дúка – [э ]вридúка, диэлéктрик – ди [э ]лéктрúк, коэффициéнт – ко [э ]ффициéнт, Буэнвентýра – Бу [э ]нвентýра. Произношение в этих случаях звука [и ] неправильно, так как придает речи сниженную стилистическую окраску.
6. В большинстве слов иноязычного происхождения согласные перед е смягчаются. Однако во многих нерусифицировавшихся заимствованных словах согласные перед е не смягчаются. Твердо могут произноситься губные согласные [п, б, в, ф, м ] и зубные согласные [т, д, с, з, н, р ]. Возле таких слов в словаре дается специальная помета. В последнее время наблюдается тенденция к сохранению твердости согласного, если таково произношение в языке-источнике. В приставке де- намечается тенденция к мягкому произношению. Некоторые слова допускают два варианта произношения согласного. Однако однозначных правил произношения твердых–мягких согласных перед е привести нельзя, каждый случай следует проверять по словарю и запоминать.
Вопросы для самоконтроля:
1. Что такое акцентологические варианты и каковы их основные типы?
2. Чем вызвана неустойчивость норм ударения в существительных, кратких прилагательных, глаголах и причастиях?
3. Какими основными законами определяются произносительные нормы русского языка?
4. Почему наблюдается смешение ударных [ó ] и [э ], обозначаемых на письме соответственно буквами ё и е ?
5. Какая тенденция наблюдается в произношении твердых согласных перед мягкими?
6. Какое произношение сочетаний -чн- и -шн- устаревает?
7. Каковы основные особенности произношения иноязычных слов?
Лекция 5
ЛЕКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ
План
1. Предметная и номинативная точность речи.
2. Проблема лексической сочетаемости.
3. Проблема речевой избыточности.
4. Уместность словоупотребления.
5. Логические ошибки словоупотребления.
6. Чистота речи.
Как было отмечено, под лексическими нормами понимаются правила словоупотребления . Соблюдение лексических норм – важнейшее условие правильной, точной и выразительной речи.
1. Чтобы добитьсяточности речи, необходимо прежде всего ясное представление о самом предмете речи, а также знание значения употребляемого слова в современном языке. Нередко речевые ошибки возникают именно тогда, когда говорящий или пишущий не может адекватно выразить свою мысль, употребляя слова в несвойственном им значении. Приведем несколько примеров подобных ошибок из абитуриентских сочинений: «Печорин едет в Персию, не найдя применения своему уму и своей изворотливости (?)»; «Он создал вокруг себя ареал (?) начитанного человека»; «Матрена живет одна в старой избе. Единственные ее сожители (?) – это кошка, мыши и тараканы»; «Андрей Болконский соприкасается (?) с Кутузовым и становится его адъютантом».
С проблемой точности речи (предметной и понятийной) тесно связано умение различать так называемые паронимы, т.е. слова (чаще всего однокоренные), сходные по звучанию, но имеющие разные значения и по-разному употребляющиеся, например: вступить – поступить, представить – предоставить, далекий – дальний, человечий – человеческий – человечный и т.п.Неразличение паронимов приводит также к досадным и нелепым ошибкам, примеры которых, увы, многочисленны в тех же работах абитуриентов: «Лермонтов показал бесплодие (бесплодность?) деятельности своего героя.»; «Гармония природы рождает мысли о незыблемости нравственных устроев (устоев?) этого мира.»; «Татьяна противопоказана (противопоставлена?) Онегину и Ленскому.»; «Пушкин был связан крепкимиузлами (узами?) с декабристами.».
2. Соблюдение лексических норм невозможно без знания лексической сочетаемости, т.е. способности слов соединяться друг с другом. Дело в том, что в речи одни слова свободно соединяются с другими, если они подходят им по смыслу, а иные имеют ограниченную лексическую сочетаемость. Так, очень похожие определения – длинный, длительный, долгий, долговременный, долгосрочный, продолжительный – по-разному «притягиваются» к существительным: можно сказать длительный (продолжительный, долгий) период; долгий (длинный) путь; продолжительные сборы; долговременный (долгосрочный) кредит.
Русский языкТема: Правописание сочетаний чк, чн
Цели: помочь детям усвоить, что [ ч’ ] всегда мягкий, поэтому его мягкость не
нужно обозначать; развивать навыки правописания слов с
сочетаниями чк, чн; учить определять орфограмму в слове; развивать
мышление.
Планируемые результаты: учащиеся научатся писать в словах сочетание чк,
чн; обосновывать написание слов с этой орфограммой; различать
мягкие согласные, после которых пишется или не пишется мягкий
знак, находить в работе орфографические ошибки.
Ход урока
1. Организационный момент.
Сегодня на уроке мы будем знакомится с сочетаниями букв чк и чн
в словах. Давайте потренируемся в написании таких слов.
2. Чистописание.
Начнём урок с чистописания
Чч ччч Чч ччч
Чашка часы туча
3. Повторение.
Какая буква чаще других встречалась в чистописании? (ч)
Какое правило мы обязательно должны помнить при написании слов с этой буквой? (ча пиши с буквой а).
Подчеркните это сочетание в словах чашка, часы, туча.
4. Работа по теме урока.
На доске:
чк чн
печка свечка печник сочный
удочка ёлочка скучный ёлочный
Прочитайте слова из первого столбика.
Дети читай.
А теперь прочитайте слова из второго столбика
Произнесите [ ч ‘ ]. Какой это звук? (согласный мягкий)
Есть ли у [ ч ‘] парный согласный по твердости? (нет)
Нужно ли обозначать мягкость этого согласного? (Не нужно)
Почему? (Он всегда мягкий)
Как писать сочетания чк, чн в словах на доске? (без мягкого знака)
Кто может вывести сам правило из наших наблюдений?
Звук [ ч ‘] всегда мягкий, поэтому на его мягкость не обозначается.
Сочетание чк, чн пишутся без мягкого знака.
5. Физкультминутка
Раз – подняться, потянуться,
Два - нагнуться, разогнуться,
Три - в ладоши три хлопка
Головою три кивка,
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – на место тихо сесть.
6. Закрепление пройдённого материала.
Сейчас попробуем составить и записать сочетания слов, изменив слово в скобках так, чтобы в словах было сочетание чк и чн.
Быстрая (река) речка
Рыжие (белки), хитрая (лисица), шустрые (синицы), золотое (яйцо), маленькие (собаки).
(Сказка) герой, (сок) арбуз, (удача) день, (речка) трамвай, (ёлочка) игрушки.
7. Упражнение для развития письменной речи.
Учитель рассказывает начало сказки « Лисичка со скалочкой».
Шла лисичка по дорожке. Нашла скалочку. Постучалась в избу. Её впустили. Легка лисичка – сестричка на лавочку. Скалочку спрятала под печку.
Скалочка – деревянный валик для раскатывания чего-либо.
Записать ответы на вопросы и подчеркнуть сочетание чк чн
1.Что нашла лисичка?
2.Где она легла спать?
3.Куда лисичка спрятала скалочку?
8.Работа с карточками.
Учитель раздаёт карточки, на которых написано стихотворение.
Из этого стихотворения нужно выписать слова с сочетанием чк.
Прилетела к нам синичка
Села прямо под окном
Эту маленькую птичку
С нетерпением мы ждём
И чтоб ей полегче стало.
Ведь исчезли червячки,
Для неё кусочки сала
Мы повесим на сучки.
Какие слова с сочетанием чк вы выписали?
(синички. птичку, червячки, кусочки, сучки)
9. Весёлые рифмы.
Козочка, горочка,
Тридцать три пригорочка!
Ой, чк! чк! чк!
Кочка, точка, звездочка!
Шуточка, минуточка,
Дочка, прибауточка,
Булочка и строчка
Ёлочка и белочка,
Тучка, щучка, стрелочка,
Бочка, почка, спичка,
Речка, ручка, птичка.
Срочный, умный, ночкой,
Точный, шуточный, речной
Знаем мы наверняка,
Как писать чн, чк.
10. Отгадывание загадок.
Написать слова – отгадки в тетради.
Разноцветные сестрицы
Заскучали без водицы,
Дядя длинный и худой
Носит воду бородой,
И сестрицы вместе с ним
Нарисуют дом и дым.
(краски и кисточка)
На зелёной хрупкой ножке
Вырос шарик у дорожки
Ветерочек прошуршал
И развеял этот шар.
(одуванчик)
Грамоты не знаю
А век пишу.
(ручка)
Что это у Галочки?
Ниточка на палочке.
Палочка в руке,
А ниточка в реке.
(удочка)
Какие отгадки вы написали?
10. Итог урока.
Что нового узнали на уроке?
Давайте ещё раз повторим правило, связанные с этим сочетанием.
Не ставьте мягкий знак между чн, чк, чтобы не обижать чванливое ч, лишний раз придавая ему ненавистную мягкость. Это, конечно, не закон природы, но правило, и его нужно уважать, чтобы стать грамотным человеком.
ТЕМА: « Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ»
ЦЕЛИ: сформировать представление о буквосочетаниях ЧК,ЧН,ЧТ,ЩН,НЧ как орфограммах; развивать навыки правописания слов с сочетаниями ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ; ознакомить с правилом употребления мягкого знака; учить определять орфограмму в слове; развивать речь, мышление; заострять внимание на языковых явлениях
Планируемые результаты: учащиеся научатся писать в словах сочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ; обосновывать написание слов с этой орфограммой; различать мягкие согласные, после которых пишется или не пишется мягкий знак; находить в чужой и собственной работе орфографические ошибки.
Оборудование: презентация по теме урока, карточки с дополнительными заданиями, карточки для работы в парах, средней и повышенной сложности; предметные картинки.
Ход урока
I. Организационный момент
Начинаем мы урок.
Садитесь, посмотрите всё ли у вас готово к уроку?
II. Актуализация знаний
а) Орфографическая минутка СЛАЙД № 2
Списать. Подчеркнуть в словах буквосочетания с мягким шипящим согласным звуком.
Ча с, ча й, ча йник, чаща , ча сть, све ча , ча шка;
Какое правило вспомнили, выполняя задание?(ча-ща)
Как вы понимаете слово чаща? (Густой частый лес, заросль)
б) Игра «Волшебник мягкий знак»
- С помощью мягкого знака образуйте новые слова. Выиграет тот, кто быстрее выполнит задание
для проверки СЛАЙД 3
в) Диктант. (создание проблемной ситуации)
- Запишите слова в два столбика: в I – слова – названи е предметов с мягким знаком на конце, а во II - в середине слова.
Письмо, цепь, пальто, клюшка, пень, морковь, желудь, кисточка, деньги, зонт.
Ребята, в каких словах мягкость согласных звуков обозначена на письме с помощью мягкого знака? (Письмо, цепь, пальто, пень, морковь, желудь, деньги.)
А в каких словах –нет мягкого знака?(Кисточка, зонтик)
Почему в слове кисточка мягкий знак после буквы Ч не пишется? (вопрос остается открытым) СЛАЙ 4
III . Сообщение темы урока
- Сегодня тема нашего урока «Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ»
III. Самоопределение к деятельности- Слайд № 4
На какие три группы можно разделить слова?
Бол… кол…цо ноч… ной
лос… кон…ки хищ…ный
ден… пал...то кон…чик
Назовите согласные звуки перед пропущенной буквой.
Что вы о них можете сказать? (это мягкие согласные )
Как обозначается на письме мягкость согласных? (буквами И, Е, Ё, Ю, Я и мягким знаком)
Как обозначите мягкость согласного в первом столбике? (мягким знаком )
Во втором столбике? (мягким знаком )
Что общего в написании орфограммы в первом и во втором столбике?
(мягкий знак обозначает мягкость согласного, но в первом столбике – в конце слова, а во втором – в середине слова )
Назовите звуки перед пропущенной орфограммой в третьем столбике.
Что вы можете сказать о них? (это тоже мягкие согласные )
Какую букву поставим для обозначения мягкости согласных в третьем столбике? (никакую букву ставить не будем )
Почему? (в буквосочетаниях ЧН,ЧК,ЧТ,ЩН,НЧ мягкий знак не пишется )
IV. Работа по учебнику (2-я часть )
Прочитайте, чему будем учиться.
Прочитайте название темы сегодняшнего урока. ( Буквосочетания ЧН, ЧК, ЧТ., ЩН, НЧ)
V. Работа по теме урока
У.с. 4 упр.1 Пл.о.хой друг в деле не п о мощник.
На св о ей улочке и курочка хр а бра.
Прочитайте пословицы. Объясните, когда так говорят. Вставьте пропущенные буквы. Какие ещё знакомые орфограммы нам встретились?(проверяемая гласная)
Назовите слова с непарными шипящими согласными звуками (помощник, улочка, курочка )
Спишите. Выполните последнее задание. Какие сочетания вы подчеркнули? (Буквосочетания ЩН, ЧК )
Что обозначает условный значок на полях? (Нужно поразмышлять над вопросом и высказать своё мнение )
Прочитайте слова. Какие слова требуют объяснений? (мачта )
Мачта - высокий столб на судне для парусов.
Отвечаем на вопросы после упражнения.
Выполните упражнение самостоятельно. (4 ученика у доски )
а) с ЧК , удо чк а, ласто чк а, спи чк и, пе чк а;
б) с ЧН , песо чн ица, цвето чн ица, моло чн ый;
в) с ЧТ, ме чт а, по чт а, ма чт а;
г) с ЩН , помо щн ик, хи щн ик, мо щн ый.
Как произносятся звуки в буквосочетаниях ЧН, НЧ, ЧК, ЧТ, ЩН? (мягко )
Можно ли сказать, что это опасные места в слове? В чём заключается опасность? (звук произносится мягко, но ь знак не пишется )
Как называются такие опасные места в словах русского языка? (орфограммами )
Физ-ка «буква – Л»
Для развития речи учащихся
● Шла по полю черепаха (идём пальчиками )
● И дрожала вся от страха (руки в кулачок, кулачки дрожат )
● Кусь, кусь, кусь! Кусь, кусь, кусь! (большой и указательный пальцы «кусаются»)
● Никого я не боюсь! (отрицание - указательным пальцем )
VI. Знакомство с правилом
Прочитайте, какие сведения о языке сообщает нам тётушка Сова.
У. с. 5 упр. 3 СЛАЙД № 6
Выполните задание к упражнению
Одуванчик - растение с жёлтыми цветами, с молочным соком и пушистыми семенами, которые разносятся ветром.
Пончик – круглый жареный пирожок (с вареньем);
Птенчик - уменьшительно- ласкательное к птенец;
Кончик - уменьшительное к слову конец;
Блинчик – название сладкого блюда
Стаканчик – маленький стакан.
Отвечаем на вопросы под упражнением. Выполните упражнение сам-но.
VII. Закрепление изученного материала Слайд № 7
1. Упражнения в написании слов с изученной орфограммой.
- Работа в парах по карточкам
Карточка 1
СИНИЧ Ь КА
Это было Зимой. К окну Прилетела синич ь ка. Она была голодна. У окна стояли дети. Им стало жаль птич ь ку. Они открыли форточ ь ку. Птич ь ка влетела в комнату. Она стала клевать хлебные крошки.
Карточка 2
Прчитайте текст и исправьте ошибки
ПОМОЩ Ь НИКИ.
Мы с дедушкой поехали на дач ь ный уч я сток. Там всегда много работы: накормить птенчиков курицы - крошеч ь ных ц и плят, сварить ежевич ь ное варенье. Дедушка сказал, что мы- настоящие помощ ь ники.
VIII. Рефлексия Слайд № 8
Кон…ки, поч..та, птен..чик, мен..ше, хищ..ник, бол…ной,оч..ки
Выпишите слова, в которых мягкий знак не пишется. Подчеркните орфограмму. (по чт а, пте нч ик, хи щн ик,очки )
Самопроверка. Один ученик читает слова, остальные делают хлопок в ладоши, если согласны.
IХ. Итог СЛАЙД № 9
Как называется орфограмма, с которой мы познакомились на уроке?(сочетания ЧК чн ….
Что нужно помнить при написании слов с этой орфограммой?(пишем без ь знака
Дерево знаний
Красная карточка _ не уверены в своих знаниях;
желтая -, если хорошо усвоили материал;
зеленая - если уверены в своих знаниях
Х. Домашнее задание
У.с. 5 Правило наизусть; с. 5 упр. 4; упр. 5;
Спасибо за урок!
Используемая литература
Т.Н. Ситникова, И.Ф. Яценко и др. Поурочные разработки по русскому языку к УМК В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого 2 класс.- М.: ВАКО, 2012.
В.П. Канакина Русский язык Рабочая тетрадь Часть 2. Москва «Просвещение» 2012.
В.П. Канакина В.Г. Горецкий Русский язык Учебник Часть 2- М.: Просвещение, 2012.
В.П. Канакина Г.С. Щёголева Русский язык Сборник диктантов и самостоятельных работ 1-4 кл. М.: Просвещение, 2009.
Большой толковый словарь русского языка: ок. Б79 60 000 слов/под ред. Д.Н. Ушакова. – М.:АСТ: Астрель 2008.
Цели: обобщить знания о правописании слов с сочетаниями ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ и умение определять орфограмму в слове; правильно произносить слова с этими буквосочетаниям и, развивать мышление, речь
Планируемые результаты: учащиеся научатся писать в словах сочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ; обосновывать написание слов с этой орфограммой; различать мягкие согласные, после которых пишется или не пишется мягкий знак; правильно произносить слова с этими буквосочетаниям и, развивать мышление, речь
Скачать:
Предварительный просмотр:
Предмет: Русский язык.
Класс: 2 класс
УМК: Школа России Учебник. 2-й класс. В. П. Канакина, В.Г. Горецкий
Тип урока: урок развития умений
Подготовила и провела учитель начальных классов Бондаренко Ирина Васильевна
Тема: Правописание сочетаний чк, чн, чт, щн, нч.
Цели: обобщить знания о правописании слов с сочетаниями ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ и умение определять орфограмму в слове; правильно произносить слова с этими буквосочетаниями, развивать мышление, речь
Планируемые результаты: учащиеся научатся писать в словах сочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ; обосновывать написание слов с этой орфограммой; различать мягкие согласные, после которых пишется или не пишется мягкий знак; правильно произносить слова с этими буквосочетаниями, развивать мышление, речь : находить в чужой и собственной работе орфографические ошибки.
Ход урока
I. Мотивация к учебной деятельности.
Каждый урок мы открываем тайны русского языка. Хотите и сегодня открыть новую тайну?
II. .Минутка чистописания.
Для минутки чистописания мы выберем букву. А какую, вы определите, прослушав скороговорку. Какой звук больше всего выделяется, какой буквой ее обозначают.
Червяк чинил свой чемодан,
Потом, бурча, чинил диван . (Звук [ч], буква - ч)
III. Определение темы урока
- .Прочитайте пословицы. - Когда так говорят?
Пл...хой друг в деле не п…мощник.
На св…ей улочке и курочка хр…бра.
Вставьте пропущенные буквы. Какие знакомые орфограммы нам встретились?
Что вам известно о правописании сочетаний ЧК? Дайте характеристику звуку, обозначенного буквой ч.
Как вы думаете, существуют ли в русском языке другие сочетания, кроме ЧК и ЧН, которые пишутся без ь?
Найдите в тексте букву, обозначающую непарный шипящий мягкий согласный звук.
Нужно ли дополнительно обозначать его мягкость?
Тогда какое правило мы можем вывести, исходя из наших наблюдений? (Дети выводят правило: сочетания ЩН,как и ЧК, ЧН, пишутся без мягкого знак
–Какую цель вам надо перед собой поставить? (Учиться писать слова с сочетаниями -чк- --чн, -щн.)
IV Физкультминутка.
● Шла по полю черепаха (идём пальчиками)
● И дрожала вся от страха (руки в кулачок, кулачки дрожат)
● Кусь, кусь, кусь! Кусь, кусь, кусь! (большой и указательный пальцы «кусаются»)
● Никого я не боюсь! (отрицание - указательным пальцем
V Работа по теме урока
1.Игра: Кто больше запомнит слов.
С этим заданием вы справитесь в парах.
Для начала вспомним правила работы в парах (работаем дружно, не мешая другим. После выполнения работы вместе поднимаем руки.)
– Прочитайте несколько раз, запомните и расскажите соседу эти слова.
Кто быстрее всех читает
И слова запоминает:
мечта, свечка, белочка,
хищник, кончик, стрелочка,
гонщик, птенчик, Зиночка,
сборщик и корзиночка.
– Назовите друг другу эти слова. Проверьте себя.– Кто больше запомнил слов?
Какие сочетания пишутся без ь?
Правильно ли мы сделали вывод, что, кроме буквосочетаний ЧК и ЧН, существуют и другие буквосочетания?
Как надо писать буквосочетания чк, чн, чт, щн, нч? Чи таем правило в учебнике на с.5.
2. Самостоятельная работа с самопроверкой.
– А теперь напишем выборочный диктант.
– Скажите, пожалуйста, каких зимующих птиц вы знаете? К нам в гости прилетела одна из них.
Слайд (синичка)
– Я вам прочитаю стихотворение. Вы из этого стихотворения выпишите слова с сочетаниями - чк-.
(Один ученик работает у доски.)
Прилетела к нам синичка
Села прямо под окном.
Эту маленькую птичку
С нетерпением мы ждем.
И чтоб ей полегче стало,
Ведь исчезли червячки,
Для нее кусочки сала
Мы повесим на сучки
–Мы тоже повесили кормушки птицам. А кто не забывает подкармливать птиц?
– Проверка по табличке правописание -чк-. Какие слова вы записали? (Синичка, птичку, червячки, кусочки, сучки.)
4.Работа по учебнику упр.7с.6.
Отвечаем на вопросы после упражнения.
Выполните упражнение самостоятельно. Взаимопроверка.
VI Закрепление по теме урока. Работа над орфоэпией.
1. -Сочетание чн очень интересное. Очень часто слова конечно, нарочно, скучно люди произносят с -чн-, хотя правильное произношение этих слов с -шн-. .Я предлагаю вам попробовать правильно произносить эти слова на примере одного из стихотворений,
(Стихотворение на слайде) Дети произносят вместе с учителем.
Я, конечно, не нарочно
Затолкал кота в буфет.
И, конечно, не нарочно
Съел я килограмм конфет.
И, конечно, не нарочно
Вазу мамину разбил
И уж вовсе не нарочно
На ковёр кисель пролил…
Просто было очень скучно…
Но теперь- то я послушный
2. Упр.8 с.6. Работа с орфоэпическим словарём на странице 133 учебника. Отработка правильного произношения. Работа в паре.
VII Рефлексия учебной деятельности на уроке
Как вы думаете, справились мы с очередной тайной нашего родного языка?
Как называется орфограмма, с которой мы познакомились? Что мы о ней узнали?
Что вам понравилось больше всего на уроке?
Кто доволен своей работой.
VIII .Домашнее задание
– Напишите по 2 слова с изученными сочетаниями.