Результаты диагностики творческих способностей учащихся. Диагностика развития творческих способностей младших школьников и предложения по ее учету в педагогической деятельности
2.1 Диагностика уровня развития творческих способностей младших школьников
Изучив теоретический материал, мы провели педагогический эксперимент.
В качестве экспериментальной базы нами были выбраны ученики 2 класса МБОУ «Усолинская основная общеобразовательная школа» Параньгинского района РМЭ.
Нам предстояло выявить творческих детей, умение их логически мыслить, совершать умозаключения, определить их творческие возможности.
Цель констатирующего эксперимента:
Определение уровня развития творческих способностей.
В экспериментальной работе принимали участие 11 детей.
Исследованы методики Поля Торренса «Тест креативности» и Хорста Зиверта «Тест на определение творческих способностей».
При проведении исследования в классе были созданы одинаковые условия для всех детей, влияющие на результаты тестирования:
сложность вопросов;
время, отводимое на ответы.
В качестве показателей были выбраны следующие:
По методике П. Торренса: беглость, гибкость, оригинальность и разработанность;
по методике Х. Зиверта: находчивость и дивергентное (нестандартное) мышление.
Методика П. Торренса
Цель: исследование развития одаренности учащихся.
Таблица 1 - Распределение результатов тестирования по методике П. Торренса
Беглость |
Гибкость |
Оригинальность |
Разработанность |
||
Наглядно результаты методики представлены на рисунке 1.
Рисунок 1 - Распределение результатов тестирования по методике П. Торренса
Анализируя результаты тестирования по методике Торренса, согласно данных таблицы 1 и рисунка 1, можно заметить, что результаты распределились следующим образом:
72% испытуемых показали высокий уровень по критерию беглости, набрав максимальный балл, что отражает способность детей к порождению большого числа идей, выраженных в словесных формулировках или в виде рисунков. Но, к сожалению, по критериям оригинальности и разработанности, уровень развития находится на 0%, это означает, что у школьников низкая способность к выдвижению идей, отличающихся от очевидных, банальных. Также установлена низкая способность к изобретательской и конструктивной деятельности, обладание учащимися слабой наблюдательностью. Показатель гибкости мышления находится на среднем уровне, что говорит о способности детей выдвигать разнообразные идеи, переходить от одного аспекта проблемы к другому, использовать разнообразные стратегии решения проблем.
Методика Х. Зиверта .
Цель: определение творческих способностей личности.
Испытуемым предлагаются некоторые задачи, которые дети должны выполнять как можно быстрее. Для контроля используйте секундомер.
Задание 1. На определение уровня «находчивости».
В левой колонке в таблице множество пустых строк. В каждую из этих строчек нужно написать одно слово. У всех слов должны совпадать две начальные буквы. Например, как это имеет место для слов, начинающихся с «св»: свежий, свободный, святой, свинина и т.д.
Правописание и длина слов не играют большой роли. Нужно написать разборчиво. В распоряжении детей одна минута для заполнения каждой колонки.
Задание 2. «Дивергентное (нестандартное) мышление» (Творческие способности относятся к дивергентному мышлению, т.е. типу мышления, идущему в различных направлениях от проблемы, отталкиваясь от ее содержания) (шкала Д)
Выполнение этого теста должно показать, насколько развито дивергентное (нестандартное) мышление. Речь идет о том, чтобы открыть совершенно абсурдные, но, в то же время, рациональные связи, которые могут иметь место в любой системе.
Вот, например, шариковая ручка. Вы используете ее для письма и рисования, но она может пригодиться и в других случаях, например, чтобы провертеть в бумажном листе. Если ручку развинтить, то она пригодится для «духового ружья», пружину можно использовать как «стартовую установку» и т.д.
Придумать, что можно с каждым из трех предметов, названия которых будут даны детям. Сколько возможных вариантов они найдут.
На каждый предмет отводится одна минута. Общее время для выполнения задания составляет 3 минуты.
Результаты тестирования по методике Зиверта представлены в таблице 2.
Таблица 2 - Распределение результатов тестирования по методике Х. Зиверта
Находчивость |
Дивергентное (нестандартное) мышление |
||
Проанализировав полученные данные таблицы 2 и рисунка 2, мы получили следующие результаты:
Высокий уровень по обоим критериям - 0 человек (0%).
Средний уровень по критерию находчивости составляет 18% (2 человека), а по дивергентному мышлению - 0%.
Низкий уровень по находчивости у 9 человек (82%), по дивергентному мышлению у 11 человек (100%).
Детям это задание далось с большим трудом. Результаты тестирования значительно ниже среднего уровня и при оценке «настоящего» теста, определяющего уровень находчивости, можно отнесли к категории очень слабых.
По критерию дивергентного мышления у школьников есть задатки нестандартного мышления, и все же ребята очень плохо справились с заданиями.
Проанализировав обе методики, мы пришли к выводу, что у школьников низкая способность к выдвижению идей. Также установлена низкая способность к изобретательской и конструктивной деятельности. Учащиеся обладают слабой наблюдательностью, находчивостью и нестандартным мышлением.
Дидактическая игра как средство развития творческих способностей младших школьников в процессе обучения
Есть великая формула «дедушки» космонавтики К.Э. Циолковского приоткрывшая завесу над тайной рождения творческого ума: «Сначала я открывал истины, известные многим, затем стал открывать истины, известные некоторым, и, наконец...
Говоря о развитии способностей, необходимо остановиться на вопросе о том, когда, с какого возраста следует развивать творческие способности детей. Психологи называют различные временные рамки от полутора до пяти лет. Также существует гипотеза...
Игровая технология на уроках изобразительного искусства как средство развития творческих способностей у первоклассников
Для развития творческих способностей необходимо приложить максимум усилий. Огромное значение имеет внутренняя самостоятельная работа. Каким же образом можно побудить ученика к такой деятельности? 1.Чтобы научить ребенка думать, открывать...
Игровые технологии как средство формирования познавательных универсальных действий в период обучения грамоте
Высокое качество знаний и навыков учащихся, сформированности УУД, развитие мышления и личности ребенка - необходимый результат успешного обучения и воспитания - в значительной степени определяются теми методологическими приемами...
О возможности использования информационных технологий при осуществлении дифференцированного подхода на уроках математики
дифференцированный школьник информационный коммуникационный Одна из наиболее важных тем в математике - «Сложение и вычитание в пределах 100»...
Педагогические условия развития творческих способностей у младших школьников
Пейзажная живопись как средство развития творческих способностей
Настало время подготовить и провести на практике уроки по теме «Пейзаж». Для работы с пейзажем на уроках изобразительного искусства мы будем использовать акварельные краски, они саамы безопасные и интересные...
Портрет как средство познания внутреннего мира человека в условиях пространственной среды общеобразовательной школы
Психолого-педагогические основы развития творческого мышления младших школьников
Первый этап экспериментального исследования состоит в изучении творческого мышления младших школьников. Было проведено тестирование на выявление уровня творческого учащихся, их гибкости, беглости и оригинальности...
Развитие творческих способностей младших школьников в процессе любительской художественной деятельности
Практическая часть исследования была проведена в Центре внешкольной работы " Маяк" Ленинского района г. Минска. В связи с тем, что я являюсь в этом центре преподавателем хореографии...
Развитие творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения
Повышение качества усвоения знаний младших школьников - одна из важнейших задач школы. Её осуществление многие педагоги добиваются не за счёт дополнительной нагрузки на учащихся, а за счёт совершенствования форм и методов обучения...
Развитие творческих способностей младших школьников на уроках технологии
Младший школьный возраст - этап развития ребёнка, который соответствует периоду обучения в начальной школе. Хронологические границы этого возраста различны в разных странах и в разных исторических условиях...
Развитие творческих способностей младших школьников посредством цветоведения
1.1.1 Понятия «творчество» и «творческие способности» Анализ проблемы развития творческих способностей во многом будет предопределяться тем содержанием, которое мы будем вкладывать в это понятие...
Развитие теоретического мышления младших школьников
Современная практика образования, опирающаяся на системы Эльконина - Давыдова, нуждается в диагностике развития теоретического мышления учеников в процессе обучения по конкретным учебным дисциплинам. В частности...
Почти столь же ожесточенной, как и спор о природе творческих способностей, является дискуссия о подходах к диагностике креативности.
Выделив общие взгляды нескольких научных школ по данной проблеме, можно констатировать основные принципы диагностики творческих способностей:
Творческие способности относятся к дивергентному мышлению, т.е. типу мышления, идущему в различных направлениях от проблемы, отталкиваясь от ее содержания, тогда как типичное для нас - конвергентное мышление - направлено на поиск из множества решений единственно верного. Многочисленные тесты измерения интеллекта (IQ), выявляющие скорость и точность нахождения верного решения из множества возможных, не годятся для измерения креативности.
В процессе диагностики креативность подразделяют на вербальную (словесное творческое мышление) и невербальную (изобразительное творческое мышление). Такое разделение стало оправданным после выявления связи указанных видов креативности с соответствующими факторами интеллекта: образным и вербальным.
Люди, используя в повседневности в основном конвергентное мышление, привыкают употреблять слова и образы в определенной ассоциативной связи с другими словами, причем стереотипы и шаблоны в каждой культуре (социальной группе) свои и должны определяться специально для каждой выборки испытуемых. Отсюда креативный мыслительный процесс, по сути, является формированием новых смысловых ассоциаций, величина отдаленности которых от стереотипа может служить измерением креативности личности.
Использование различных методик диагностики творческих способностей позволило выявить общие принципы оценки креативности:
а) индекс продуктивности как отношение числа ответов к количеству заданий;
б) индекс оригинальности как сумма индексов оригинальности (т.е. обратных величин по отношению к частоте встречаемости ответа в выборке) отдельных ответов, отнесенная к общему числу ответов;
в) индекс уникальности как отношение количества уникальных (не встречающихся в выборке) ответов к общему их количеству.
Для повышения качества тестирования креативности необходимо соблюдение таких основных параметров креативной среды, как:
отсутствие ограничения по времени;
минимизация мотивации достижения;
отсутствие соревновательной мотивации и критики действий;
отсутствие в тестовой инструкции жесткой установки на творчество.
Следовательно, условия креативной среды создают возможности проявления креативности, при этом высокие показатели тестирования значимо выявляют креативных личностей.
В то же время низкие результаты тестирования не свидетельствуют об отсутствии креативности у испытуемого, так как творческие проявления спонтанны и неподвластны произвольной регуляции.
Таким образом, методики диагностики творческих способностей предназначены, в первую очередь, для фактического определения креативных личностей в конкретной выборке на момент тестирования.
В настоящее время для оценки уровня креативности в нашей стране наиболее широко применяются тесты творческого мышления Торранса, батарея креативных тестов, созданная на основе тестов Гилфорда и Торранса и адаптированный вариант опросника креативности Джонсона, направленный на оценку и самооценку характеристик творческой личности.
Тест дивиргентного мышления Гилфорда предназначен, в основном, для взрослой популяции, тесты творческого мышления Торренса являются весьма трудоемкими при проведении и обработке данных. Поэтому возникла необходимость в разработке креативных тестов, рассчитанных на широкий возрастной диапазон подростков, являющихся тестом надежным, валидным, с национальными нормами, а также не требующим больших затрат времени и сил при тестировании и обработке данных.
Всем вышеприведенным требованиям удовлетворяет набор креативных тестов Вильямса. Адаптированный Е. Туник вариант предназначен для подростков от 9 до 17 лет. Он состоит из 3 частей.
Первая часть - это тест дивиргентного мышления. Данный тест по форме проведения является образным. Требует 20-25 мин. на проведение. Способ проведения - групповой (тест направлен на измерение когнитивной составляющей, связанной с креативностью).
Вторая часть - опросник личностных, творческих характеристик. Опросник состоит из 50 утверждений, задания опросника - задания закрытого типа с множеством вариантов ответов. Опросник направлен на сомооценку качеств личности, которые тесно связаны с креативностью.
Третья часть - это оценочная шкала Вильямса для учителей и родителей, направленная на выяснение экспертного мнения о креативных проявлениях данного ребенка. Это позволяет проводить сравнительный анализ результатов всех трех частей наборов тестов.
Я остановилась на первой части - тесте дивергентного мышления. На базе МОУ СОШ №8 г. Богородицка в 4 «А» классе совместно с классным руководителем Фетисовой Ларисой Эдуардовной был проведен данный тест. Обследование детей мной проводилось строго по инструкции и в соответствии с рекомендациями автора методики (приложение 1). После того, как подростки выполнили задание в тестовых тетрадях (приложение 2), я перешла к обработке и анализу полученных данных.
При анализе работ учащихся я обратилась к модели Вильямса - модели творческого поведения ребенка:
1. беглость мышления - генерирование большого количества идей, беглость мысли;
2. гибкость мышления - разнообразие типов идей, способность перемещаться с одной категории на другую, направлять мысль по обходным путям;
3. оригинальность мышления - необычные ответы, нестандартные идеи, отступление от очевидного или общепринятого;
4. разработанность мышления - приукрашивание простой идеи или ответа, расширение или добавление чего-то к основной идее.
По результатам проделанной работы мною была составлена справка - анализ о результатах обследования развития творческого мышления учащихся 4 класса. Из справки-анализа можно увидеть, что в целом уровень развития креативности хороший.
Но развитие дивергентного мышления у подростков происходит не само по себе. Подобный тип мышления может сформироваться только при целенаправленном и систематическом развитии. Поэтому учителя школы работают в тесном контакте с психологом. Педагоги узнают об уровне развития дивергентного мышления у детей и используют эти знания в продуктивном направлении на своих уроках, так как это одно из основных требований целостного развития ребенка, пришедшего в школу.
Хочется привести в данной работе еще две методики диагностики творческих способностей.
ДИАГНОСТИКА НЕВЕРБАЛЬНОЙ КРЕАТИВНОСТИ
(методика Е. Торренса, адаптирована А.Н. Ворониным, 1994)
Условия проведения
Тест может проводиться в индивидуальном или групповом варианте. Для создания благоприятных условий тестирования руководителю необходимо минимизировать мотивацию достижения и сориентировать тестируемых на свободное проявление своих скрытых способностей. При этом лучше избегать открытого обсуждения предметной направленности методики, т.е. не нужно сообщать о том, что тестируются именно творческие способности (особенно творческое мышление). Тест можно представить как методику на «оригинальность», возможность выразить себя в образном стиле и т.д. Время тестирования по возможности не ограничивают, ориентировочно отводя на каждую картинку по 1 - 2 мин. При этом необходимо подбадривать тестируемых, если они долго обдумывают или медлят.
Предлагаемый вариант теста представляет собой набор картинок с некоторым набором элементов (линий), используя которые, испытуемым необходимо дорисовать картинку до некоторого осмысленного изображения. В данном варианте теста используется 6 картинок, которые не дублируют по своим исходным элементам друг друга и дают наиболее надежные результаты.
В тесте используются следующие показатели креативности:
Оригинальность (Ор), выявляющая степень непохожести созданного испытуемым изображения на изображения других испытуемых (статистическая редкость ответа). При этом следует помнить, что двух идентичных изображений не бывает, соответственно, говорить следует о статистической редкости типа (или класса) рисунков. В прилагаемом ниже атласе приведены различные типы рисунков и их условные названия, предложенные автором адаптации данного теста, отражающие общую существенную характеристику изображения. Следует учесть, что условные названия рисунков, как правило, не совпадают с названиями рисунков, данными самими испытуемыми. Поскольку тест используется для диагностики невербальной креативности, названия картинок, предложенные испытуемыми, из последующего анализа исключаются и используются только в качестве вспомогательного средства для понимания сути рисунка.
Уникальность (Ун), определяемая как сумма выполненных заданий, не имеющих аналогов в выборке (атласе рисунков).
ДИАГНОСТИКА ВЕРБАЛЬНОЙ КРЕАТИВНОСТИ
(методика С. Медника, адаптирована А.Н. Ворониным, 1994)
Методика направлена на выявление и оценку существующего у испытуемых, но часто скрытого или блокируемого вербального креативного потенциала. Методика проводится как в индивидуальном, так и в групповом варианте. Время на выполнение заданий не ограничивается, но поощряются временные затраты на каждую тройку слов не более 2-3 мин.
Инструкция к тесту
Вам предлагаются тройки слов, к которым необходимо подобрать еще одно слово так, чтобы оно сочеталось с каждым из трех предложенных слов. Например, для тройки слов «громкая - правда - медленно» ответом может служить слово «говорить» (громко говорить, говорить правду, медленно говорить). Вы можете изменять слова грамматически и использовать предлоги, не изменяя при этом стимульные слова как части речи.
Постарайтесь, чтобы ваши ответы были как можно оригинальнее и ярче, попробуйте преодолеть стереотипы и придумать нечто новое. Постарайтесь придумать максимальное количество ответов на каждую тройку слов.
Интерпретация результатов тестирования.
Для оценки результатов тестирования предлагается следующий алгоритм действий. Необходимо сопоставить ответы испытуемых с имеющимися типичными ответами и при нахождении схожего типа присвоить данному ответу оригинальность, указанную в списке. Если в списке нет такого слова, то оригинальность данного ответа считается равной 1,00.
Индекс оригинальности подсчитывается как среднее арифметическое оригинальностей всех ответов. Количество ответов может не совпадать с количеством «троек слов», так как в одних случаях испытуемые могут дать несколько ответов, а в других - не дать ни одного.
Индекс уникальности равен количеству всех уникальных (не имеющих аналогов в типовом перечне) ответов.
Используя процентильную шкалу, построенную для этих индексов и показателя «количество ответов» (индекса продуктивности), можно определить место данного человека относительно контрольной выборки и, соответственно, сделать вывод о степени развития у него вербальной креативности и продуктивности.
Диагностика уровня творческих способностей у старших дошкольников
Художественное творчество помогает формированию у детей, как общих способностей, так и специальных. Рисование развивает у детей способность создавать образы в своём воображении, руководствуясь принципами красоты. Именно то, как ребёнок отражает воображаемые образы на бумаге, может служить основой для диагностики общего и художественного уровня развития.
Для определения художественно – творческого развития мы использовали адаптированную методику Н.В.Шайдуровой, которая разработала критерии и показатели уровня художественно – творческого развития.
Критерии оценки и показатели уровня художественного – творческого развития детей старшего дошкольного возраста
Показатели |
Качественные и количественные характеристики показателей по уровням развития |
||
Высокий уровень 3 балла |
Средний уровень 2 балла |
Низкий уровень 1 балл |
|
Умение правильно передавать пространственное положение предмета и его частей |
Части предмета расположены верно. Правильно передаёт в рисунке пространство (близкие предметы – ниже на бумаге, дальние-выше, передние- - крупнее равных по размерам, но удалённых) |
Расположение частей предмета немного искажено. Есть ошибки в изображении пространства |
Части предмета расположены неверно. Отсутствие ориентировки изображения. |
Разработанность содержания изображения |
Стремление к наиболее полному раскрытию замысла. У ребёнка есть потребность самостоятельно дополнить изображение подходящими по смыслу предметами, деталями (создать новую комбинацию из усвоенных ранее элементов) |
Ребёнок детализирует художественное изображение лишь по просьбе взрослого |
Изображение не детализировано. Отсутствует стремление к более полному раскрытию замысла |
Эмоциональность созданного образа, предмета, явления |
Яркая эмоциональная выразительность. |
Имеют место отдельные элементы эмоциональной выразительности |
Изображение лишено эмоциональной выразительности |
Самостоятельность и оригинальность замысла |
Проявляет самостоятельность в выборе замысла. Содержание работ разнообразно. Замысел оригинальный. Задания выполняет самостоятельно |
Замысел не отличается оригинальностью и самостоятельностью. Обращается за помощью к педагогу. Ребёнок по просьбе педагога дополняет рисунок деталями |
Замысел стереотипный. Ребёнок изображает отдельные, не связанные между собой предметы. Выполняет работу так, как указывает взрослый, не проявляет инициативы и самостоятельности. |
Умение отразить в рисунке сюжет в соответствии с планом |
Сюжет соответствует предварительному рассказу о нём |
Не полное соответствие изображения предварительному рассказу о нём |
Существенные расхождения изображения с предварительным рассказом о нём |
Уровень развития воображения |
Способен экспериментировать со штрихами и пятнами, видеть в них образ и дорисовывать штрихи до образа. |
Частичное экспериментирование. Видит образ, но дорисовывает только до схематического образа |
Рисунки типичные: одна и та же фигура, предложенная для рисования, превращается в один и тот же элемент изображения (круг – «колесо») |
Основываясь на критериях, были выделены три уровня развития умений и навыков: высокий, средний, низкий.
Высокий уровень (18 – 15 баллов): в выполнении заданий проявляет самостоятельность и творчество; высокое качество выполненной работы. Средний уровень (14 - 10 баллов) характеризуется: ребенок испытывает трудности в создании рисунков по теме; с помощью воспитателя составляет рисунки в определенной последовательности и по образцу; мало проявляет самостоятельность и творчество в выполнении заданий; удовлетворительное качество выполненной работы.
Низкий уровень (9 - 6 баллов): ребенок с помощью воспитателя затрудняется в создании изображения предметов; непоследовательно выполняет работу в определенной последовательности и по образцу; не проявляет самостоятельность и творчество при выполнении заданий; низкое качество выполненной работы.
Для определения уровня художественно – творческого развития детям были предложены следующие задания:
1. Дорисуй геометрическую фигуру
2. Нарисуй какой хочешь узор
3. Весёлые картинки
4. Сказочная птица
Первое задание проводилось по методике Е. Торренса «Неполные фигуры».
Цель: данная методика активизирует деятельность воображения, выявляя одно из умений - видеть целое раньше частей. Ребенок воспринимает предлагаемые тест - фигуры в качестве частей, деталей каких-либо целостностей и достраивает, реконструирует их. Задание на дорисовывание фигур является одним из наиболее популярных при исследовании особенностей воображения и творческих способностей дошкольников.
Методика проведения. На листе изображены геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник. Воспитатель раздаёт каждому ребёнку карточки: «Дети. На каждой карточке нарисованы фигуры. Вы можете, как волшебники, превратить эти фигуры в любые картинки. Для этого дорисуйте всё, что захотите, но так, чтобы получилось красиво». Причем дорисовывание может проводиться, как внутри контура фигуры, так и за ее пределами при любом удобном, для ребенка, повороте листа и изображении фигуры, т.е. использовать каждую фигуру в разных ракурсах. Качество рисунков с точки зрения их художественности, соблюдения пропорций и т.д. при анализе не учитывается, поскольку в первую очередь нас интересует сам замысел композиции, многообразие возникающих ассоциаций, принципы воплощения идей.
Материал и оборудование: карандаши, фломастеры, восковые мелки (на выбор детей).
Второе задание: «Нарисуй какой хочешь узор»
Цель задания: проверить умение детей задумывать и выполнять узор в геометрической фигуре определённой формы.
Методика проведения. Предложить детям подумать, каким узором и какую именно геометрическую фигуру они хотели бы украсить.
Материалы: бумага белого цвета, охристого оттенка в форме круга, полосы, квадрата, гуашь, палитра.
Третье задание Весёлые картинки (рисование при помощи открыток).
Цель: проверить умение самостоятельно подбирать сюжет, имея часть изображения.
Предварительная работа: рассматривание открыток.
Методика проведения. Предложить детям рассмотреть фрагменты открыток на столе (дети рассматривают фрагменты открыток, говорят, что изображено у них). Ребята, но так как у вас герой вашей будущей картины готов уже, вам осталось только придумать и нарисовать то, что ваш герой делает или что с ним происходит, что вокруг него. Хорошенько подумайте и изобразите свой сюжет.
Материалы: листы бумаги; наклеенные фрагменты открыток; цветные карандаши, мелки, фломастеры.
Четвёртое задание «Сказочная птица»
Цель: проверить умение создавать сказочные образы, развитие чувства композиции, умение разрабатывать содержание изображения.
Материалы: альбомный лист, цветные карандаши (цветные восковые мелки).
Методика проведения. Сказать детям, что у сказочной птицы, как и у настоящей, есть тело, голова, хвост, лапки, но все это украшено необыкновенно красивыми перьями.
Диагностика проводится на НОД по рисованию и вне образовательной деятельности.
При разработке занятий в ДОУ и в повседневной жизни дошкольников мы опирались на следующие источники:
.1.Программа Веракса «От рождения до школы»
2. Комарова. Т.С. Детское художественное творчество. Методическое пособие для воспитателей и педагогов.
3. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада. Конспекты занятий.
Каждое занятие было направлено на развитие и стимулирование творческой деятельности детей старшего дошкольного возраста. При этом большое значение играла роль воспитателя. Необходима была подготовленность воспитателя к данной работе, которая включает в себя разнообразные методы и приемы, организацию атмосферы творчества и сотрудничества с детьми. Также необходимо было учитывать и уделять внимание мотивации к занятиям, заинтересованности детей, вызвать желание к деятельности.
Соблюдение перечисленных условий способствовало стимулированию творческой деятельности старших дошкольников. В каждое занятие вошли следующие средства стимуляции творческой активности: чтение литературы (сказок, рассказов); слушание музыки; картин, иллюстраций; беседы с детьми; дидактические игры (приложение)
В процессе занятий воспитателем для повышения творческой деятельности старших дошкольников использовались различные педагогические стимулы, в зависимости от уровней проявления творческой активности дошкольниками. На занятии наблюдалась атмосфера сотрудничества с детьми, педагог вызывал положительный настрой к занятию. Наблюдалась заинтересованность детей, желание выполнить задание, довести начатую работу до конца.
На занятиях была создана атмосфера творчества. Ребята чувствовали себя комфортно, свободно. Нами была создана обстановка, которая позволяла каждому ребенку реализовать свой замысел, что немаловажно для развития творчества детей в данном возрасте. Детям в интересной форме сообщалось о теме занятия, детей заинтересовали и настраивали на практическую деятельность. На следующем этапе мы сообщали детям о структуре творческой работы и побуждали детей к составлению плана работы, чтобы была правильно осуществлена их практическая деятельность. После предварительной работы дети выполняли задание самостоятельно. В процессе выполнения задания мы оказывали помощь некоторым детям с низким уровнем сформированности воображения, творчества.
После выполнения задания все работы были анализированы совместно с детьми.
Все занятия были интересны детям. Дошкольники, все без исключения, проявили любознательность при получении знаний. Дети с удовольствием приступали к интересной работе. В процессе занятия дети проявляли большое внимание, заинтересованность, задания выполняли с удовольствием. Все дети были эмоциональны в течение всего занятия.
У детей наблюдалась большая заинтересованность, стремление довести дело до конца. В процессе выполнения заданий повысилась инициативность и самостоятельность детей, радость от процесса деятельности.
Дети были эмоционально восприимчивы и отзывчивы в течение всего занятия и показали неплохие результаты.
Важным фактором стимулирования творческой деятельности детей старшего дошкольного возраста является взаимосвязь различных видов творческой деятельности в системе обучения детей.
Подводя итоги можно сделать вывод, что на данных занятиях дети учились самостоятельно и с помощью воспитателя придумывать образы, сюжеты и воплощать свой замысел до образа, доводить начатое дело до конца, до желаемого результата.
Следовательно, мы можем сделать вывод о том, что рисование по замыслу может служить эффективным средством развития детского творчества у детей старшего дошкольного возраста, при использовании разработанного комплекса занятий, обогащении эмоциональной сферы и зрительного опыта детей новыми впечатлениями посредством наблюдений, накоплении знаний с помощью бесед и проведении индивидуальной работы.
Мы смогли убедиться на практике, что при правильной организации занятий можно добиться улучшения показателей творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.
Психолого-педагогическая диагностика является одним из компонентов педагогического процесса. Психолого-педагогическая диагностика - это оценочная практика, направленная на изучение индивидуально-психологических особенностей ученика и социально-психологических характеристик детского коллектива с целью оптимизации учебно-воспитательного процесса.
В педагогическом процессе диагностика выполняет следующие функции: информационную, прогнозирующую, оценочную, развивающую.
Информационная функция диагностики заключается в том, чтобы: выявить относительный уровень развития ребенка;
Выявить уровень состояния педагогического взаимодействия; определить основные параметры будущей характеристики ученика.
Прогнозирующая функция диагностики заключается в том, чтобы:
Способствовать выявлению потенциальных возможностей развития учащихся;
Определить прогноз организации взаимодействия с учеником.
Оценочная функция диагностики заключается в том, чтобы:
Иметь представление о результативности педагогического взаимодействия;
Определить эффективность использования в педагогическом процессе различных воспитательных и обучающих средств.
Развивающая функция диагностики заключается в том, чтобы:
Использовать диагностические методики для демонстрации ученику его возможностей и перспектив развития;
Создать условия для самореализации, самоощущения и саморазвития личности на основе диагностики.
Основные задачи диагностики в начальной школе:
1. Определить уровни развития ребенка.
2. Обнаружить изменения основных характеристик и признаков личности в лучшую или худшую сторону.
3. Увидеть норму и отклонение (ориентируясь на эталон).
4. Проанализировать полученные факты.
5. Установить причины изменений.
6. Выработать план дальнейшей коррекционной работы по результатам диагностики.
Работая с диагностическими методиками, классный руководитель должен придерживаться следующих правил:
Правило первое. Содержание диагностической методики должно предполагать ожидаемый результат.
Правило второе. Диагностика должна быть достаточно информационной и создавать широкое поле исследовательской деятельности.
Правило третье. Результаты диагностического исследования должны анализироваться компетентными людьми.
Правило четвертое. Любые результаты исследования должны служить не во вред учащимся и родителям, а во благо.
Правило пятое. По результатам диагностического исследования должна проводиться систематическая коррекционная работа.
Правило шестое. Необходимость педагогической диагностики должна разъясняться учащимся и их родителям.
Беседа является одним из главных методов педагогической диагностики. Беседа может стать способом в изучении интеллектуальной и личностной сфер ребенка, его индивидуальных способностей, существующих у него проблем. Позитивные результаты от беседы можно ожидать, если:
Педагог обладает умением создавать благоприятную атмосферу проведения беседы;
Педагог обладает такими качествами, как тактичность, коммуникабельность, «направленность на ребенка»;
Педагог не делает поспешных выводов и не навешивает ярлыков;
Педагог обладает умением сочувствовать и сопереживать другому человеку;
Педагог умеет точно воспринимать информацию и использовать ее без искажений;
Педагог проявляет гибкость в формулировании вопросов детям;
Педагог умеет правильно формулировать вопрос.
Педагогическая деятельность неразрывно связана с творчеством и профессиональным совершенствованием.
Целью педагогического исследования является продуктивная педагогическая деятельность, обеспечивающая максимально позитивную деятельность учащихся. Основным показателем является воспитанность и уровень педагогического мастерства учителя. Педагог должен знать своих учеников, изучать ход учебно-воспитательного процесса, анализировать собственную деятельность, придавая ей исследовательский характер.
Учитель должен владеть технологиями эксперимента.
Эксперимент - метод научного исследования, предполагающий выявление изменений в одном из компонентов педагогического процесса, возникших под влиянием целенаправленных изменений в других компонентах педагогической системы.
Эксперимент - либо подтверждает существование закономерностей, связей, выявленных с помощью других методов научного исследования.
В энциклопедических словарях даются различные определения понятия «эксперимент». Эксперимент (от лат. слова - проба, опыт) - научно-обоснованный опыт.
Эксперимент - проверка гипотезы.
В своей работе «Организация опытно-экспериментальной работы в школе», М.М. Поташник пишет, что педагогический поиск, опытная работа предполагает эксперимент, а последний всегда предполагает поисковую деятельность, создание нового педагогического опыта.
В основе эксперимента лежит теоретическая идея той или иной методики с заранее очевидным, но только предполагаемым результатом. Каждый педагог, начинающий эксперимент, должен помнить, что объектом его исследований являются дети и педагогические ошибки здесь не допустимы, а значит при подготовке и проведении эксперимента, их возможность нужно свести до минимума. Это станет возможным, если экспериментальная деятельность тщательно подготовлена и методически грамотно обеспечена.
Цель эксперимента - создание нового, а потому всякая экспериментальная работа предполагает творчество, в основе которого лежит творческая деятельность.
Учителю, работающему творчески, стремящемуся создать новую методику обучения, свою авторскую технологию необходимо учитывать то, что педагогический эксперимент возможен лишь при определенных условиях: необходимо разрешение на проведение эксперимента;
Необходима определенная материальная база;
Необходима программа проведения эксперимента.
Программа эксперимента предполагает наличие: темы эксперимента, предмета исследования, целей и задач, конкретных методик и методов исследования, определение сроков проведения эксперимента, критериев ожидаемых результатов, резервного времени для коррекции своей работы в случае неудачи. При выборе проблемы и методов исследования необходимо исходить из следующих оснований:
Потребности жизни в обновлении того или иного участка работы в целом;
Социального заказа общества;
Реальных возможностей и условий школы;
Интересов руководителей школы и учителей - реализаторов экспериментальной работы, а также опираться на особенности педагогических процессов: неповторимости, неоднозначности, участие лиц всех возрастных категорий, прогнозирование на положительный результат, не проводить эксперименты, которые противоречат нравственным и этическим нормам.
Лабораторный и педагогический эксперимент в естественных условиях. В.А. Сластенин определяет педагогический эксперимент как опытную постановку или проверку того или иного метода или приема обучения и воспитания в специально созданных и строго учитываемых условиях. Основная функция эксперимента состоит в установлении причинно-следственных связей между отдельными элементами педагогического воздействия и его результатами. Наблюдение может быть как основным методом накопления, так и вспомогательным, составляющим какой-то более общей методики.
Наблюдение широко используется на уровне эмпирического познания. Также в работе я использую лист анкетирования, тестирование, высказывания и суждения детей, беседу, контрольные срезы, контрольные работы с творческими заданиями.
Научно-исследовательская работа не только средство профессионального роста учителя и важный путь эффективности учебно-воспитательного процесса в школе. Это прекрасная форма самореализации педагога, развития его творческого потенциала, одна из форм сотрудничества педагога и школьников. Педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития. Только тогда она сумеет в процессе обучения вызвать к жизни те процессы развития, которые сейчас лежат в зоне ближайшего развития.
Первый этап - поисковый эксперимент:
Выявление проблемы и обоснование ее актуальности;
Анализ литературы по выявлению проблемы;
Анализ состояния учебно-воспитательного процесса по проблеме;
Разработка системы знаний на основе результатов диагностики;
Разработка концепций и общей программы исследований.
Второй этап - констатирующий и формирующий эксперимент:
Разработка критериев оценок;
Формирование творческих способностей;
Проведение исходных констатирующих срезов;
Реализация системы разработок, заданий;
Повышение уровня обучаемости от репродуктивного до вариативного;
Совершенствование общих умений и навыков, развивающих мышление учащихся;
а) при опросе
б) во время контрольных работ
в) реакция на оценку
Отслеживание процесса промежуточных текущих результатов;
Ориентирование на индивидуальный и дифференцированный подход;
Диагностика, фиксация проблем и их причин;
Продолжение работы по созданию дидактического материала, условий для успешного обучения.
Третий этап - подтверждающей итогов экспериментальной работы (соотнесение итогов эксперимента с поставленными целями):
Анализ всех результатов;
Корректировка гипотезы в соответствии с результатами;
Предоставление отчета о выполнении программы исследования.
Программа развития личности, интеллектуальных и творческих способностей.
Первая ступень - определение уровня творческого развития детей при поступлении в школу.
Технология развивающего обучения.
Изучение психических особенностей младшего школьника.
Обеспечение базового уровня знаний.
Вторая ступень - изучение мотивации обучения. Определение возможностей дальнейшего индивидуального развития учащихся.
Третья ступень - диагностика интересов. Профессиональная ориентация личности учащихся. Учет мнения родителей.
Чтобы создать ткань урока, учитель должен:
а) вызвать в ученике творческий процесс, разбудить его органическую природу для полноценного самостоятельного творчества;
б) непрерывно поддерживать этот интерес и не дать ему погаснуть, направлять его к определенной цели в соответствии с общим замыслом урока;
в) согласовывать между собой результаты творчества всех учеников, чтобы создать полноценный урок.
Учитель должен:
Постепенно поддерживать в классе атмосферу, необходимую для творчества, развивать мотивацию к творчеству;
Обучать приемам и механизмам решения творческих задач по математике;
Создавать творческие ситуации, образно-игровые моменты на уроках и на внеклассных занятиях;
Совершенствовать свой творческий потенциал;
Формировать у учащихся потребность к исследовательской деятельности и исследовательские умения.
Творчество младшего школьника - это создание им оригинального продукта, изделия (также решение задач, написание сочинений), в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, в том числе осуществлен их перенос, комбинирование известных способов деятельности или создание нового для ученика подхода к решению задачи.
Обучающая творческая деятельность - это деятельность, способствующая развитию целого комплекса качеств творческой деятельности: умственной активности, быстрой обучаемости, смекалки и изобретательности, стремления добывать знания, самостоятельности в выборе решения задачи, трудолюбия, способности видеть общее, главное в различных и различное, в сходных явлениях.
Метод наблюдения дает возможность изучить участие ребенка в конкретном виде деятельности без вмешательства в естественный процесс данной деятельности. Наблюдение можно использовать тогда, когда существует или назревает конфликтная ситуация и необходимо сформировать объективное мнение о поведении ученика и совершаемых им поступках.
Опросник дает возможность изучить мотивацию действий учащихся, интересов конкретного ребенка или группы класса в целом, уровень тревожности учащихся класса. Опросник эффективен при выявлении отношений учащихся к конкретным проблемам и явлениям.
Проективные тесты позволяют изучить отношение учащихся к миру, самому себе, значимой деятельности, своим социальным ролям.
Анкеты дают возможность выявить степень влияния коллектива на личность и личности на коллектив, позиции детей в коллективе и степень их значимости в нем.
Графические и рисуночные тесты. Данные тесты позволяют изучить отношение к коллективу, семейные отношения, взаимодействие с педагогами и родителями.
Сочинения помогают изучить интеллектуальные умения учащихся, их кругозор, личностные качества, отношение к мировым ценностям, мироощущение ребенка.
Для диагностики личностных качеств и учебной мотивации младших школьников можно использовать следующие методики.
Градусник.
Перед процедурой диагностирования учитель проводит предварительную беседу с учащимися, в ходе которой он предъявляет предмет, который есть в каждом доме. Это - градусник. Педагог объясняет ребятам, что при высокой температуре человеку плохо, тревожно - 38°, 39°, 40°, 41° (цифры записывает на доске). Нормальная температура человека - 36,6°. У него нет тревоги, все хорошо, у него все получается, он здоров. Температура у человека может быть и 35°. При такой температуре человек испытывает слабость, усталость, отсутствие интереса и желания что-либо делать. После объяснения педагог предлагает учащимся поиграть в игру. Он будет называть учебные предметы, а ребятам предлагается пофантазировать и назвать или написать ту температуру, которая у них условно появляется при назывании и этого предмета. Например:
Русский язык - 390;
Математика - 36,6.
Эго позволяет определить степень тревожности младших школьников, которая связана с учебной деятельностью.
Номинация
Учащимся предлагается принять участие в чествовании школьных предметов. Для этого предлагается распределить школьные предметы по следующим номинациям:
Самый интересный учебный предмет;
Самый полезный учебный предмет;
Самый ненужный учебный предмет;
Самый трудный учебный предмет;
Самый легкий учебный предмет;
Самый веселый учебный предмет
Затем учащимся предлагается придумать еще одну номинацию и самим определить, какой учебный предмет можно отнести к этой номинации.
Данная методика позволяет изучить учебные приоритеты учащихся, определить преимущества учебных предметов для учащихся.
Настроение
Учащимся предлагается список учебных предметов, которые они изучают. Рядом с каждым предметом изображены три рожицы (веселая, грустная, нейтральная). Ученику предоставляется право выбрать ту рожицу, которая соответствует чаще всего его настроению при изучении этого предмета и подчеркнуть ее на листочке бумаги.
Методика позволяет увидеть отношение учащегося как к учению в целом, так и к изучению отдельных предметов.
Исследователи считают, что большинство людей используют 25% своих возможностей, своего творческого потенциала, а те которые добиваются успеха - 30-50%. Наиболее сенситивным периодом в развитии творческого потенциала личности многие исследователи считают возраст дошкольного и раннего школьного возраста.
Каждый ребенок располагает определенным капиталом способностей и возможностей, которые может использовать для своего развития. И чем раньше выявятся эти способности у ребенка, тем легче их будет развивать.
Анализ личности ребенка, как в семейном воспитании, так и в образовательном процессе ни в кой мере нельзя считать потраченным временем, т.к. ранняя диагностика творческого потенциала даёт возможность прогнозировать, предполагать, своевременно корректировать, направлять дальнейшее развитие личности ребенка. Если ребенок не проявляет никаких интересов, то нужно найти причины. Это может быть результат физического, или психологического недостатка.
Отсутствие интересов, равнодушие и лень требуют изменения в поведении, мужества и терпения со стороны родителей, педагогов. Исследования позволяют учителям распознать увлечения и возможности, дают шанс для развития врожденных способностей ребенка. Исследовательская практика не самоцель, она средство развития личности ребенка и, прежде всего, совершенствование его интеллектуально-творческого потенциала. Постановка задачи развития интеллектуально-творческого потенциала требует ответа на вопрос, что такое творческие способности и кого можно считать творческой личностью.
Формирование и развитие этих качеств у детей является основной задачей. Качества, которые отличают творца от непосредственного человека:
Любознательность следующий уровень развития познавательных способностей. Для его становления важны не только умственные способности, но и чувство мотивы. Любознательность, проявившись рано, на всех возрастных этапах продолжает оставаться важнейшей отличительной чертой талантливого человека.
Способность видеть проблемы - одно из важных качеств истинного творца - способность удивляться и видеть проблемы противоречия, в особенности там, где другим представляется ясным и понятным.
«Только для того, кто не привык самостоятельно мыслить, не существует проблем: всё представляется само собой разумеющимся лишь тому, чей разум еще бездействует», - писал известный психолог С.Л. Рубинштейн.
Российский психолог Д.Б. Богоявленская выделила важную особенность творческого человека, как стремление к постоянному углублению в проблему, т.к. для творческого человека решение задачи означает не завершение работы, а лишь начало нового исследования.
«В способности не гаснуть в полученном ответе, а возгораться в новом вопросе, кроется тайна высших форм творчества», - пишет Д.Б. Богоявленская.
Повышенный интерес к дивергентным задачам - отличает творцов с детства. Это задачи, имеющие не один а, множество правильных ответов, способность решать такие задачи - важнейшее условие успеха в творческой деятельности.
Оригинальность мышления - способность выдвигать новые, неожиданные идеи, отличающиеся от широко известных, банальных.
Оригинальность проявляется во всех видах деятельности: в играх и рисунках, поведении и общении со сверстниками и взрослыми.
Гибкость мышления способность быстро и легко находить новые стратегии действия устанавливать ассоциативные связи и переходить от явлений одного класса к другим. Высокий уровень гибкости мышления - явление редкое и свидетельствует о явной одарённости.
Продуктивность мышления - способность легко и в большом количестве генерировать новые идеи.
Прогнозирование - свойственно творчески одаренным людям, это редкое качество, включающее в себя воображение, интуицию, способность к глубокому анализу.
Отличная память - преимущество, в творческой деятельности даёт не столько объём хранящийся в памяти информации, сколько высокая эффективность в ней, но и, способность использовать.
Творчество, индивидуальность, художество проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца. Только разнообразие работ, многократное опробование своих сил позволяет выявить индивидуальные способности каждого и обеспечить условия для развития, сделать процесс обучения интересным для детей.
Что представляет собой ребенок, наделенный способностями к творческому восприятию, осмыслению.
В этом поможет тест Т. Торранса.
1. Дисциплинированный. +
2. Неровно успевающий.
3. Организованный. +
4. Выбывающийсся из общей колеи.
5. Эрудированный. +
6. Не понятный в поведении, странный.
7. Умеющий поддерживать общее дело. +
8. Выскакивающий с нелепыми замечаниями.
9. Стабильно успевающий. +
10. Занятый своими делами.
11. Быстро, на лету схватывающий. +
12. Не умеющий общаться, конфликтный.
13. Легко вступающий в контакт, приятный в общении. +
14. Иногда тугодум, не умеющий уяснить очевидного.
15. Ясно, понятно для всех выражающий мысль. +
16. Не всегда подчиняющийся большинству или официальному руководству.
Легко заметить, что «нечетные» качества оцениваются преимущественно как положительные, а «четные» - как отрицательные.
Но именно, каждое второе качество характеризует нестандартного, одаренного, творческого ребенка.
Педагоги И.П. Волков, Б.Н. Никитин предлагают следующие критерии оценивания творческой активности учащихся:
Уровень достижений учащихся в учебно-познавательной сфере. Показателем данного критерия является уровень успеваемости школьников по предмету.
Уровень достижений учащихся в личной сфере. Показателем данного критерия могут быть
А) подготовленность обучаемых по результатам К/Р 6 учеников, 3 класс 2010-2011 учебный год:
К/Р На «4» и «5» в %
№1 6 чел. 100
№2 6 чел. 100
№3 6 чел. 100
№4 6 чел. 100
6 учеников, 4 класс, 2011-2012 учебный год:
К/Р На «4» и «5» в %
№1 6 чел. 100
№2 6 чел. 100
№3 6 чел. 100
№4 6 чел. 100
№5 6 чел. 100
Б) активность учащихся на уроке. В данном отношении учащиеся стали работать активнее, не боятся выходить к доске, смелее высказывать свои соображения, мнения, так как в классе царит доброжелательная атмосфера. Могут убедительно доказать свои аргументы, ссылаясь на признаки свойств, знание правил, взаимосвязей.
В) процент успеваемости по предмету «Математика» - 100%. В классе нет неуспевающих.
Способность рисковать. По наблюдениям своим можно сделать вывод, что у детей есть такая способность, так как они смело высказывают свои предположения, берутся за трудные задачи.
Доверительное мышление.
А) быстрота мышления (максимум идей)
Б) гибкость мышления (разнообразие идей)
В) оригинальность (нестандартные идеи, новые)
Г) законченность - способность совершенствовать свой продукт.
Богатое воображение. По словам Выготского Л.С. «…творчество существует не только там, где оно создает великие исторические произведения, но и там, где человек воображает, комбинирует, изменяет, создает что-либо новое…» Воображение приобретает важную функцию в развитии ребенка, так как он может представить себе картину по чужому рассказу, описанию, как бы получается двойственная связь воображения и опыта.
Высокие эстетические ценности. Стремление детей к знаниям, и желанию учиться, отношение к учебе, к обязанностям, требовательность к себе, к окружающим младших школьников подходит к данному критерию.
Развитая интуиция. Ученики в 4 классе обладают таким качеством, так как они сами того не понимая, интересуются всем, хотят знать все, докапываются до истины, так как они задают очень много вопросов, что является еще одним хорошим признаком развития у детей мышления - видение новых проблем в знакомых ситуациях.
Интуиция - чутьё, тонкое понимание, проникновение в самую суть чего-нибудь.
Степень воспитанности. За годы работы с данным классом можно отметить сдвиги. Дети добросовестно относятся к своим обязанностям в классе, к учебе. Доброжелательные отношения между собой в классе. Активны. Следят за порядком в классе, ухаживают за цветами, стараются содержать свои вещи в порядке.
Все эти критерии считаю наиболее приемлемыми для определения результатов своей исследовательской работы над проблемой «Развитие творческих способностей младших школьников на уроках математики».
Для оценки эффективности своего педагогического исследования использовала параметры дивергентного мышления. В.Г. Рындак, «Формирование творческого потенциала учителя», М. 2008 год беглость мышления - показателем данного параметра является общее число ответов;
Гибкость - способность быстрому переключению;
Оригинальность - необычность подхода к проблеме;
Точность - стройность, логичность творческого мышления.
Обобщая по наблюдениям, можно сказать, что работа, которую я провожу с учениками в направлении развития творческих способностей, эффективна. При сравнении результатов опроса среди родителей в начале учебного года в 3 классе и теперь в 4 классе, можно сделать вывод, что дети в основном самостоятельно справляются с домашними заданиями, самостоятельными. Контрольные ребят не пугают, наоборот сами чаще просят проводить контрольные работы. С заданиями повышенной трудности справляются в основном все. Для диагностики развития творческих способностей использовала задания творческого характера (составление задачи по картине, составить сказку о цифрах 6, 66, рассказ, о чем говорят знаки арифметических действий меж собой, составление ребусов, головоломок). С заданиями творческого характера учащиеся с каждым годом справляются лучше, быстрее. Каждый ученик подходит к заданию по своему, внедряет свои мысли и идеи.
По критериям Б.С. Коротяева. можно определить рост творческой активности:
Самостоятельность.
Поиск и перебор возможных вариантов движения к цели (в полном и частичном объеме)
Степень полноты самостоятельности, поиск и создание продукта определяется следующими уровнями творческой активности.
III - высокий, от 50% до 100%
Творческая активность на достаточно высоком уровне и растет за счет проводимой работы, направленной на развитие творческих способностей по математике в урочное и внеурочное время.
При анализе учитывалось:
Интерес к творческому делу, подготовке, проведению;
Быстрый отклик на потребность активного действия;
Оказание помощи другим.
Дети работают на уроках активно, высказывают свои мысли, обогащается математический словарный запас, чаще проявляют самостоятельность, им интересно, есть желание учиться, меняются взаимоотношения, нет деления на слабых и сильных учеников. Успехи у каждого разные, что зависит от личных факторов, но успехи есть.
Урок, лишенный эксперимента, оторванный от жизни, опыта детей, бедный методическими находками, не несущий яркое эмоциональное слово, нетворческий, не может разбудить жажду знаний.
Диагностика творческих способностей детей
1. ( Дж. Рензулли, Р.Хартман).
Творческий потенциал ребёнка рекомендуется оценивать по следующим
параметрам:
▪ проявляет любопытство ко многим вещам, постоянно задаёт вопросы;
▪ предлагает много идей, решений задач, ответов на вопросы;
▪ свободно высказывает своё мнение, иногда настойчиво и энергично
отстаивает его;
▪ склонен к рискованным действиям;
▪ обладает богатой фантазией, воображением; часто озабочен преобразованием, улучшением общества, предметов, систем;
▪ обладает хорошо развитым чувством юмора и видит юмор в ситуациях,
которые другим не кажутся смешными;
▪ чувствителен к красоте, обращает внимание на эстетические
характеристики вещей, предметов;
▪ не боится отличаться от других;
Необходимо фиксировать не только наличие или отсутствие этих
параметров, а попытаться различить степень их выраженности: очень слабая,
слабая, средняя, сильная, очень сильная. Так можно составить общее
представление о творческом потенциале ребёнка.
2. Методика оценки сочинённой ребёнком сказки (О.М.Дьяченко, Е.Л.Пороцкая)
Ребёнку предлагается сочинить сказку, которая оценивается по пятибалльной шкале с учётом показателей продуктивности, вариативности и оригинальности:
0 баллов – отказ от задания или пересказ знакомой сказки;
1 балл – пересказ знакомой сказки, но с внесением новых элементов;
2 балла – внесены существенные элементы новизны в известную сказку;
3 балла – в известную сказку внесены элементы новизны и дополнены
деталями;
4 балла – полностью самостоятельно придуманная, но схематично изложенная сказка;
5 баллов – развёрнутое изложение самостоятельно придуманной сказки.
3. Тест П.Торренса на творческое мышление (адаптирован и стандартизирован Н.Б.Шумаковой, Е.И.Щеблановой, Н.П.Щербо в 1990 году).
Ребенок выполняет три задания, на выполнение каждого отводится по 10 минут.
1). Задание «Нарисуй картинку» предполагает использование тестовой фигуры (форма А – фигура напоминает каплю; форма В – фигура напоминает боб) как отправного пункта для создания картинки. Допускается дорисовывание фигуры, дополнение рисунка новыми деталями и т.д. ребёнок должен придумать название для выполненного рисунка.
2). Задание «Незавершённые фигуры» требует представить, на что могут быть похожи исходные незаконченные фигуры, и дорисовать их. Десять разных
незавершённых фигур навязывают устойчивые образы, но при выполнении задания ребёнка нужно ориентировать на создание необычных, оригинальных
изображений. Каждой законченной картинке ребёнок даёт название.
3). Задание «Повторяющиеся фигуры» сходно с предыдущим, но исходные фигуры все одинаковы. Основная трудность при выполнении состоит в преодолении тенденции к построению похожих изображений и выдвижении разнообразных идей.
Основные показатели креативности:
Продуктивность (беглость, скорость) – отражает способность к порождению большого числа идей, выраженных словесно или в виде рисунков, и измеряется числом ответов, соответствующих требованиям задания;
Гибкость – характеризует способность выдвигать разнообразные идеи,
переходить от одного аспекта проблемы к другому;
Оригинальность – предполагает способность к выдвижению новых
необычных, неочевидных идей;
Разработанность (степень детализации ответов) - характеризует
способность наилучшим способом воплотить идею, замысел.
4) Творческое задание «Покажи: как двигается, говорит».
Ребёнку поочерёдно предлагаются открытки, картинки, фотографии с различными образами, как одушевлёнными, так и неодушевлёнными. Например: изображение робота, обезьяны, машины, цветка, тучи, мяча, птицы, снежинки, телефона, травы, жука и т.д. Ребенку необходимо показать, как двигается этот объект, как разговаривает.
При оценке данного задания используется трёхбалльная система:
высокий уровень – образ точный, целостный; показ выразительный;
средний уровень – переданы только некоторые элементы образа; показ достаточно выразительный;
низкий уровень – образ не воспринят; выразительность отсутствует.
5) Творческое задание « Три краски».
Данное упражнение хорошо развивает фантазию, образное мышление, художественное восприятие. Можно использовать для младших школьников,
подходит для дошкольников и подростков. Ребенку предлагается взять три краски, по его мнению, наиболее подходящие друг другу, и заполнить ими весь лист. На что похож рисунок? Если ему это трудно сделать, разрешается немного дорисовать рисунок, если требуется. Предлагается придумать как можно больше названий к рисунку.
По данному упражнению делаются определенные выводы о фантазии, об образном мышлении и художественном восприятии.
6) Творческое задание «Озвучь роль».
Детям предлагается поиграть в театр – озвучить роли в кукольном спектакле "Рукавичка", но озвучить так, чтобы всем зрителям было понятно, какой у героя характер, голос, добрый он или злой и т.д.
Форма игры в театр определяет целенаправленное развитие чувственной сферы детей, интонационное прочувствование образа.
7) Творческое задание «Соотнеси музыку».
Детям предлагается 3 - 4 карточки с различными героями и 3 – 4 музыкальных фрагмента. Необходимо соотнести их, дать им название, показать их походку.
4.Опросник для родителей и педагогов (Ф.Татл, Л. Беккер).
В опроснике выделены особенности, свидетельствующие о больших потенциальных возможностях ребёнка.
Минимальное количество набранных баллов – 17, максимальное – 85.
Низкий уровень: 17 - 34 балла; Средний уровень: 35 - 60 баллов; Высокий уровень: 61 - 85 баллов.
ОПРОСНИК
Инструкция: Прочитайте каждый из следующих пунктов и определите оценку.
Поставьте (Х) в том месте, которое соответствует вашему выбору: 1 – очень редко или никогда;
2 – редко; 3 – иногда; 4 – часто; 5 – почти всегда.
№ Особенности ребёнка 1 2 3 4 5
Проявляет большую любознательность в отношении различных предметов, явлений, событий. Задаёт множество вопросов, в том числе «почему?», «зачем?», «отчего?»
Задаёт много «умных» вопросов о том, что обычно маленьких детей не интересует.
Точно, правильно использует много слов в своей речи.
Проявляет способность к очень подробному рассказу или пересказу историй, фактов.
Может вести «интеллектуальные» разговоры с другими детьми, взрослыми.
Склонен к серьёзным размышлениям, интересуется сложными, глобальными проблемами (например, может рассуждать о жизни и смерти и пр.)
Легко справляется с загадками и может их придумывать.
Понимает сложные (для его возраста) определения, отношения. Находит общее в предметах, явлениях, даже если это не очевидно. Демонстрирует абстрактное мышление.
Легко справляется со счётом, простыми арифметическими действиями
Понимает значение чисел от 1 до 10.
Понимает значение и способы использования схем, карт лучше, чем
его ровесники.
12)Проявляет большой интерес к часам, календарям, может понять их функции.
13) Проявляет большое желание учиться, приобретать новые знания, навыки.
14) Проявляет способность к концентрации, сохранению внимания втечении большого периода времени, чем его сверстники.
15) Легко схватывает и удерживает большое количество информации.
Запоминает больше подробностей, чем другие дети.
16) Проявляет острую наблюдательность.
17) Проявляет одарённость в области музыки, рисования идругих областях искусства.