Учебный проект "народные пословицы и поговорки". Пословицы и поговорки Творческий проект пословицы и поговорки
Всероссийский конкурс исследовательских работ учащихся
«ЮНОСТЬ, НАУКА, КУЛЬТУРА»
Направление: литературоведение
ТЕМА: «Пословицы и поговорки»
Малышева Дана Сергеевна
МБОУ СОШ №38, РСО - Алания, Владикавказ
4класс
Научный руководитель:
Малышева И.Н.,
учитель начальных классов.
г. Обнинск,2011/2012 учебный год
Тезисы.
ЮНК_секция_Литературоведение_МБОУ СОШ №38_4 класс_РСО-Алания_Владикавказ_Малышева Дана Сергеевна
актуальность
Гипотеза исследования
Целью данного исследования: явилось желание ученицы узнать более подробно, что представляют собой пословицы и поговорки; почему они имеются во всех языках мира; сравнить, как звучат пословицы и поговорки у разных народов; собрать информацию, изучить научную литературу по данной работе.
В соответствии с гипотезой и целью исследования были определены основные задачи:
Для проверки выдвинутой гипотезы, решения поставленных задач была разработана программа исследования, которая включала следующие методы исследования:
Разработанный нами материал имеет практическую направленность: его можно использовать в нашей республике как национально-региональный компонент на уроках литературного чтения и осетинского языка, на уроках внеклассного чтения.
Текст моего выступления подготовлен в виде доклада с использованием компьютерной презентации.
Введение
Основная часть
Заключение
Библиографический список
ВВЕДЕНИЕ.
Пословицы и поговорки, созданные народом, составляют неоценимое богатства языка. Знакомство с ними в школе развивает мышление, прививает любовь к родному языку, повышает культуру речи, способствует лучшему усвоению русского языка и более глубокому изучению литературного чтения, обогащает народной мудростью. Вот почему мы работали именно над этой темой. Пословицам и поговоркам необходимо уделять внимание на уроках литературного чтения, русского языка, осетинского языка, уметь сравнивать пословицы разных народов. Успех употребления пословиц в речи зависит от того, насколько удачно они подобраны. Недаром говорится: «Хороша пословица в лад да в масть»
Мы в своей работе попробуем рассмотреть систему ценностей через пословицы и поговорки с точки зрения влияния этого раздела устного народного творчества на уровень воспитанности детей в процессе обучения их на уроках литературного чтения. Поэтому актуальность выбранной нами темы обусловлена следующими моментами:
Недостаточной изученностью влияния пословиц и поговорок как литературного жанра на воспитание ребёнка;
Низким уровнем патриотизма, человеколюбия, трудолюбия в современном обществе.
Объект исследования - процесс обучения в начальной школе.
Предмет исследования – работа над пословицами и поговорками, формирующими систему ценностей в жизни каждого ребёнка.
Гипотеза исследования – мы, считаем возможным, предположить, что благодаря работе, проводимой с пословицами и поговорками в школе, возможно повышение уровня воспитанности, сознательности, патриотизма.
Целью данного исследования явилось желание ученицы узнать более подробно, что представляют собой пословицы и поговорки; почему они имеются во всех языках мира; сравнить, как звучат пословицы и поговорки у разных народов; собрать информацию, изучить научную литературу по данной работе. Необходимость рассмотреть пословицы и поговорки как воспитательное явление, показать их отношение к исторической и социальной действительности, их воспитательную значимость.
В соответствии с гипотезой и целью исследования были определены основные задачи:
Изучить состояние проблемы в теории и практике обучения;
Выявить воспитательные возможности пословиц и поговорок;
Доказать, что пословицы и поговорки есть у каждого народа.
Важнейшие источники исследования:
1. литература по вопросам теории;
2. работы учащихся;
3. интернет.
Для проверки выдвинутой гипотезы, решения поставленных задач была разработана программа исследования , которая включала следующие методы исследования:
Наблюдение за учебным процессом;
Сравнение, сопоставление, анализ пословиц у разных народов.
Работа может быть использована на уроках в начальной школе. Очень интересно было поработать с осетинскими пословицами. Осетинский народ – это народ богатой, древней культуры. В пословицах и поговорках отражается мудрость осетинского народа. Они говорят о справедливости, честности, трудолюбии осетин, их стремление к знаниям. Вот почему осетинские пословицы важны не только для народа Осетии, но и для народов других стран. Хочу рассказать всем, что они такие же мудрые и меткие, как и у других народностей. Очень хочется, что бы они звучали на разных уроках довольно часто. Осетинские пословицы отражают быт осетин, связанных с земледелием, охотой, любви к своей Родине. Если народ не знаешь, то с ним можно познакомиться через крупицы народной мудрости, народ издавна дорожил пословицами. Возникли они в глубокой древности и жили с народом на всём протяжении его истории. Хорошо, когда мы знаем «народную мудрость» своего края.
В настоящей работе рассказывается о том, как следует использовать народные изречения в целях развития и обогащения речи учащихся. В работе приводятся образцы наглядных пособий с пословицами, и поговорками, даются подборки осетинских пословиц и поговорок по отдельным темам, которые можно использовать как на уроках чтения, так и на уроках русского и осетинского языка.
Поработав над этой темой, я пришла к выводу : Пословица – как жанр устного народного творчества присутствует в культуре разного народа.
Мы думаем, что возможности этого материала ещё не исчерпаны, так как воспитательное воздействие пословиц и поговорок на детей очень велико, ведь пословица «вездесуща, всё знает и обо всём имеет своё собственное народное конечное суждение». (4, с.8)
Кто ее сочинил – неведом никому,
Но все ее знают и ей покоряются.
В.И. Даль
С пословицами мы познакомились еще в начальных классах и на всю жизнь запомнили, что «Учиться всегда, пригодиться », «Любишь кататься – люби и саночки возить» , что «Без труда не выловишь и рыбку из пруда» и что «Семеро одного не ждут».
А в классе пословицам и поговоркам было посвящено несколько уроков литературного чтения.
В повседневной речи, чтобы убедить в чём-либо собеседника, мы прибегаем к помощи пословиц – народных изречений. Мнение народа многое значит, с ним мы сверяем наше поведение и мысли. Пословицы очень похожи на мудрые высказывания знаменитых писателей, общественных деятелей, но пословица – не всякое изречение, не всякая кем- то высказанная мысль.
«Ранняя птичка носик прочищает, поздняя – глаза продирает» - пословица имеет в виду не птиц, а людей. Её вспоминают, когда хотят сказать: рано вставший успеет больше сделать, хороший работник попьёт и поест, а лентяй ещё только пробуждается, и вообще бодрый человек благополучнее ленивого.
Пословица применяется к разным житейским случаям. В кратких и внешне очень простых пословицах содержится смысл более значительный по сравнению с тем, который в них прямо выражен. В иных случаях пословица интересна в первую очередь своим прямым смыслом, но он так ёмок, что предоставляет говорящему возможность расширительно толковать то, о чём идёт речь. К примеру, говорится: «Не дорог подарок, дорога любовь». Пословицу вспоминают и тогда, когда необходимо особо указать, что дорого, прежде всего, то чувство, с которым дарят подарок, и тогда, когда нужно похвалить кого - нибудь, оказавшего другому внимание без подарка, без соображений о материальной выгоде.(3, с.32.)
Величайшее богатство народа – его язык! Тысячелетиями накапливаются и вечно живут в слове несметные сокровища человеческой мысли и опыта. И, может быть, ни в одной из форм языкового творчества народа с такой силой и так многогранно не проявляется его ум, его национальная история, общественный строй, быт, мировоззрение, как в пословицах. Их тысячи, десятки тысяч! Как на крыльях, они перелетают из века в век, от одного поколения к другому. И не видна та безграничная даль, куда устремляет свой полёт эта крылатая мудрость.…(1,с3) В книгах для чтения, предназначенных для учащихся начальных классов, К Д. Ушинский поместил около 300 пословиц и поговорок, и несколько рассказов, раскрывающих смысл отдельных из них. Л. Н. Толстой также написал для изучающих грамоту несколько рассказов по пословицам. Именно в начальной школе необходимо особое внимание уделять пословицам. В решении этого вопроса важное значение мы отводим развитию интереса у младших школьников к пословицам и поговоркам, процессу знания вообще. Именно в первые школьные годы у детей развивается познавательный интерес, и познавательная активность не возникает сами по себе. Ведущая роль в этом процессе принадлежит школе.
Познавательный интерес к пословицам и поговоркам выступает как ценнейший мотив учебной деятельности школьников, и это наиболее существенное его проявление. Исследование пословиц и поговорок чрезвычайно перспективно в решении практических педагогических проблем.
На уроках чтения учащиеся начальной школы не только овладевают навыком беглого чтения, но и учатся понимать прочитанное, разбираться в художественных особенностях литературных произведений. Кроме того, при знакомстве с народным творчеством и произведениями мастеров слова большое внимание уделяется эстетическому воспитанию и развитию культуры речи учащихся. Умелое использование пословиц и поговорок, разнообразные виды работы с ними делают уроки чтения богаче по содержанию и интереснее по форме. Особенно богатый материал для наблюдений дают басни И. А. Крылова, с которыми учащиеся знакомятся в 3-4 классах. Недостаточно, на наш взгляд, только найти в тексте выражения, которые стали пословицами и поговорками. Учащимся вполне доступно раскрыть глубокий смысл этих изречений, понять их назначение в басне и объяснить, почему они вошли в богатейший фонд народной фразеологии.(4, с. 27)
Пословиц очень много. Даль, современник Пушкина, пятьдесят лет собирал пословицы и поговорки. Большое значение пословицам придавали наши писатели: Крылов, Гоголь, Некрасов, Горький, Толстой и многие другие. Мы тоже очень любим пословицы за их меткость, красочность, выразительность. При работе над этой темой нам помогали такие источники, 1. Сборник В. Даля в двух томах «Пословицы и поговорки русского народа»
С 1849 по 1859 год Даль служил управляющим удельной конторой в Нижнем Новгороде. Город этот много чем славился, но одним из самых ярких событий здесь была ежегодная проводимая ярмарка. Вот как описывали современники Даля эту ярмарку: «Месяц и 10 дней движется, гудит, переливается красками ярмарка. Идёт по ярмарке худой носатый человек, нижегородский чиновник Даль. Ничего не покупает. Слушает ярмарочный гул. Выдёргивает из гула, прибаутки, пословицы - точно золотых рыбок из омута. И каждый день приносит Даль домой несметные сокровища, единственное, за которые на ярмарке не берут денег,- только подбирай. Дома он раскладывал слова по полочкам в своих хранилищах. Каждую пословицу переписывает дважды на узких полосках бумаги (Даль их называет «ремешками»). Один «ремешок» пойдёт как пример для пояснения слов, другой – вклеивает в тетрадь, предназначенную для сбора пословиц. Таких тетрадей уже 180…»
Примерами едва не к каждому слову своего словаря Даль брал народные пословицы. Их тоже собрано было очень много – больше 30 тысяч. В 1853 году Даль представил в Академию наук свой сборник « Пословицы русского народа» На титульном листе стоял эпиграф: «Пословица несудима». В предисловии автор обращался к своим читателям: «Что если бы каждый любитель языка нашего, пробегая на досуге сборник мой, делал заметки, поправки и дополнения… и передавал бы их собирателю – не правда ли, что следующее издание, если бы оно понадобилось, могло бы оставить далеко за собой первое? Дружно – не грузно, а один и у каши загинет».
Но цензура воспротивилась изданию сборника, заявив, что он «посягает на развращение нравов». «Пословицы русского народа были напечатаны лишь в 1861 – 1862 годах, после смерти императора Николая I .
Живое слово дороже мёртвой буквы – Даль любил эту пословицу и на протяжении всей жизни собирал слова, народные выражения, стремясь показать богатство живого языка, а через него – полнее и ярче раскрыть различные стороны народной жизни. (2, с. 31)
История народа – одна из героических в мире. Поэтому так богато устное творчество народа.
Все мы хорошо знаем и любим народные сказки, песни, загадки, пословицы и поговорки. Пословица – это короткое изречение, заключающее в себе какое – нибудь поучение. В пословицах отражаются многовековые наблюдения, трудовой опыт народа. Пословицы многому учат нас. Они говорят, как надо относиться к отечеству, как жить, как обходиться с людьми. Пословица величает труд, порицает лень, высмеивает жадность, учит верить в добро, справедливость, уважать знание и книгу. Используя пословицы в речи, мы делаем её образной, красочной, выразительной.
Различны эпохи, породившие пословицы. Необозримо многообразие человеческих отношений, которые запечатлелись в чеканных народных изречениях и афоризмах. Из бездны времён дошли до нас в этих сгустках разума и знания жизни радость и страдания людские, смех и слёзы, любовь и гнев, вера и безверие, правда и кривда, честность и обман, трудолюбие и лень, красота истин и уродство предрассудков.
Обращаясь к пословицам разных народов, человек возьмёт лучшее и отбросит то, что уже мертво и не нужно ему в созидании нового мира. Однако нашему современнику чуждо всё, что несёт на себе в пословицах печать национальной розни, рабства, религиозного суеверия,- всё то, что не выражало истинной мудрости народа. (1, с.3)
Мы узнали, что пословицы – это устные мудрые краткие изречения на самые разные темы, что народ издавна дорожил пословицами, что возникли они в глубокой древности и жили с народом на всем протяжении его истории. В.И. Даль так определял этот жанр: «Пословица – краткое изречение, поучение, более в виде притчи, иносказанья, или в виде житейского приговора» (9, с.18).
Поговорки – это меткие изречения, которые способны в разговоре выразительно и точно охарактеризовать что-либо без помощи утомительных и сложных пояснений. О поговорке В.И.Даль говорил так: «окольное выражение, простое иносказание, но без притчи, без суждения, заключения, применения» (9,с.20)
«После дождичка в четверг», - говорим мы о чём – либо таком, что неизвестно, когда было и было ли. К скольким разным обстоятельствам можно применить это выражение?!
Поговорка отличается от пословицы тем, что в ней нет законченного суждения, она только часть его. Ведь одно дело сказать: такое-то событие, произойдёт или нет, и совсем иное дело, когда скажут, что оно произойдёт после дождичка в четверг: тут к сомнению присоединяется насмешка. Поговорка «Семь пятниц на неделе » используется как суждение о тех людях, кто часто меняет свое решение.
Пословица любопытна, её интересует всё, что связано с человеком, его деятельностью, окружающей его природой. Она вездесуща, всё знает и обо всём имеет своё собственное, народное конечное суждение. Народная позиция в пословицах и поговорках всегда чёткая, иногда даже категоричная, часто с иронией: «Думай двояко, а делай одинако», «думал, думал – жить нельзя, пораздумал – можно», «Мешай дело с бездельем, проживёшь век с весельем».
Когда я сравнила многие пословицы, то пришла к выводу, что пословица не простое изречение, она выражает мнение народа. Не всякое изречение становилось пословицей, а только такое, которое соответствовало образу жизни и мыслям многих людей. Пословицы и поговорки заключают в себе богатство смысла, являют блистательную краткость народного языка, живость разговорных интонаций и давно снискали себе заслуженную славу.(3, с.3)
Я поняла, что есть пословицы, которые мы употребляем в прямом смысле и в переносном. Пословицы «Делу – время, потехе – час» , «Кончил дело – гуляй смело» имеют прямой смысл, а мы их сразу понимаем, а вот пословицы с переносным смыслом для понимания труднее. Мы говорим «Он воду в ступе толчет» . На первый взгляд какая-то бессмыслица. Как можно воду толочь? Зачем? И почему в ступе? Смысл этой пословицы далек от прямого значения слов, из которых она состоит. В своей работе я попыталась рассмотреть, как поговорки и пословицы построены в грамматическом понимании.
Пословицы всегда законченное предложение, а поговорки только часть предложения.
Но и среди поговорок есть такие, которые похожи на предложение. Так поговорки «Куда ветер дует» , «Уши вянут», «Язык лыка не вяжет» выглядят как предложения.
Пословицы в своем большинстве состоят из двух частей, например, «Тише едешь – дальше будешь» , «Много знать – мало спать».
Поговорка не делится на части. Но среди пословиц есть такие, которые тоже не делятся, например, «Яйца курицу не учат».
Пословицы и поговорки создавались на протяжении сотен поколений. В этих кратких и мудрых изречениях запечатлены любовь к родине, мужество, храбрость, вера в справедливость, понятие о чести.
Вообще, темы пословиц и поговорок бесчисленны. В них говорится об учении, о знаниях, о семье, о трудолюбии и мастерстве и еще о многом – многом.
Сила и красота этих мудрых изречений давно признана всеми народами мира.
Пословица по форме похожа на маленькое стихотворение, так как во многих есть ритм и даже рифма: «Кончил дело – гуляй смело» .
Я решила провести сравнение пословиц разных народов. Ведь иногда пословицы и поговорки одного народа входят в устное употребление другого. Например, выражение «Ласковый теленок двух маток сосет» пришло к нам от греков, а «Быть не в своей тарелке» - это перевод с французского языка.
Пословицы разных народов бывают очень похожими.
Все народы утверждают, что труд – главная ценность жизни.
«Терпенье и труд все перетрут» , «Без труда не вытащишь рыбку из пруда» , - говорят русские. «Пыль труда лучше шафрана бездействия» - утверждают арабы. «Воду в реке весна разливает, цену человеку труд добавляет» - учат узбеки. «Дерево славится плодами, человек – трудами » - вторят азербайджанцы. «Безделье – мать всех пороков» ,- говорят французы, а казаки утверждают, что «Конь узнается в скачке, а человек – в делах» . «Труд кормит человека, а безделье – портит », - говорят ассирийцы. «Жизнь – счастье в труде» , - учат литовцы. «Чего летом не соберёшь, того зимой не найдёшь», - говорят кабардинцы. « От работы человек молодеет», «Не будут твои губы в масле, если руки не трудятся в земле», «Рука неумейки не болит»- утверждают осетины.
И все народы понимают, кого надо называть настоящим другом. «Друг познается в беде» , «Старый друг лучше новых двух» , «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты» , - говорят русские. «В трудную минуту – друг тут как тут» , - утверждают арабы. «Дерево корнями сильно, а человек – друзьями» , - учат грузины. В Китае уверяют, что «Друзья лучше старые, одежда – новая» , а японцы утверждают: «Хочешь узнать человека – узнай его друга», «Хороший друг ближе брата» , «Ради друга терпи и пургу, и снег» , - любят говорить азербайджанцы. «Друг в глаза скажет, враг – за спиной бурчит» , - говорят вьетнамцы. « Люди друг с другом должны считаться» - говорят осетины.
И, конечно, много пословиц посвящено учению. «Грамоте учиться –всегда пригодится» , «Ученье – свет, неученье тьма» , «Кто грамоте горазд – тому не пропасть», «Повторенье – мать ученья», «Красна птица перьем, а человек ученьем», «Век живи – век учись» - говорят русские. «Незнание – не порок, нежелание знать – большой порок» , - утверждают башкиры. «Без ученья нет и уменья» , - учат вьетнамцы. « Ум – башня, сила – крепость», «Свет мира – солнце, свет человека – учёба», - утверждают осетины.
Пословицы отражают природные явления: «Весенний день год кормит» , «Зима без снега – лето без хлеба », - говорят русские. «За каждым вечером следует утро» , - утверждают турки. «Солнечный диск решетом не закрыть» , - учат арабы. «У пчелы спина полосатая, а тигром ее не назовешь» , - говорят китайцы. «Мал, как моль, а беды от него большие» - учат осетины.
А какие красивые пословицы о матери: « Нет милее дружка, чем родима матушка», «Птица рада весне, а младенец – матери», «Матушкин гнев, что весенний снег: и много его выпадет, да скоро растает», «При солнышке светло, при матушке добро» - говорят русские. «Мать крик своего ребёнка издалека слышит», «Нет ничего дороже отца и матери», «У матери чуткое сердце» - учат осетины.
Конечно, живя в Осетии, я заинтересовалась и осетинскими пословицам. Они у нас такие же мудрые и меткие, как и у других народностей. Сохранилось большое количество разных пословиц и поговорок. Пословицы отражают быт осетин, связанных с земледелием, овцеводством, охотой и т. д.
«Скатывающийся камень мохом не покроется» , - говорится в одной пословице, которую надо понимать так: человек, часто меняющий место жительства или работы, никогда не приживется в новом коллективе или населенном пункте.
«Чужая рука – колючка» . Эта пословица говорит о том, что если ты в состоянии сам сделать какую-то работу, не надо просить кого-то, чтобы он сделал для тебя: он сделает хуже, чем ты.
«У бодливого быка рога ломаются», - говорится в третьей пословице. Она очень напоминает русскую: «Бодливой корове Бог рога не дает» . Эта пословица относится к людям, мечтающим прославиться, продвинуться по службе, но у которых нет для этого таланта. «Нет худа без добра», «Не строй свое счастье на чужом несчастье» - эти пословицы явно произошли от русских.
Интересная осетинская пословица «Козий плач – волку радость» , т.е. для богатого осетинского бека безразлично горе бедных осетин, которых он нещадно эксплуатировал.
Источники пословиц и поговорок самые разнообразные, но, прежде всего, это наблюдения народа над жизнью.
Я попыталась сравнить «старые» и «новые» пословицы. «Старая» - «На Бога надейся, а сам не плошай» , на ее основе создана «новая» пословица: «На трактор надейся, а коня не бросай» . «Старая» - «Терпи, казак, - атаманом будешь» , «новая» - «Учись. Боец, - командиром будешь» . «Старая» - «Волков бояться – в лес не ходить». «Новая» - «Врагов бояться – пограничником не быть».
Новые варианты пословиц и поговорок возникают, когда одно слово заменяется другим, сходным по смыслу.
В настоящее время в качестве поговорок часто используются фразеологизмы.
От фразеологизмов пословицы и поговорки отличаются тем, что они представляют собой законченное предложение.
Особенность пословиц состоит в том, что они имеют прямой смысл и переносный. Так, пословица «Кашу маслом не испортишь» может быть употреблена в прямом и переносном смысле.
Фразеологизмы не могут употребляться в переносном смысле. Фразеологизмы не делятся на две части.
В разряд пословиц не входят такие выражения, как глаза на лоб лезут, искры из глаз посыпались, комар носу не подточит, медведь на ухо наступил, руки чешутся, молоко на губах не обсохло и т.д. Эти выражения являются фразеологизмами.
В пословицы и поговорки легко могут переходить крылатые выражения из литературных источников.
Я не знаю еще содержания многих классических литературных произведений, но некоторые крылатые выражения запомнила: «Учиться, учиться и учиться» , «Не хочу учиться – хочу жениться» , «Любви все возрасты покорны», «Ох, тяжела ты, шапка Мономаха» , «Над кем смеетесь? Над собой смеетесь!» , «Александр Македонский – великий полководец, но зачем, же стулья ломать?»
Определение Даля «складная короткая речь, ходячая в народе, но не составляющая полной пословицы» вполне подходит к поговорке, отмечая в то же время особый и очень распространенный вид поговорки – ходячее выражение, недоразвившееся до полной пословицы, новый образ, замещающий обычное слово (например « лыку не вяжет» вместо «пьян», «пороха не выдумал» вместо «дурак», «тяну лямку») Пословицы здесь нет, как нет ещё произведения искусства в эмблеме, имеющей лишь одно раз навсегда данное значение.
Поговорка, в отличие от пословицы не содержит обобщающий поучительный смысл.
И закончить свою работу я хочу словами А.С. Пушкина: «Что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей! Что за золото!»
Так беспрерывно промываются временем и шлифуются рассыпанные в пословицах золотые крупицы народной жизни, борьбы и традиций бесчисленных поколений.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Практика показала, что любое новое дело открывает простор для творчества, рождает в душе благородные чувства, воспитывает умение жить в коллективе, стимулирует деятельность участника конкурса, содействует накоплению опыта по данной работе, проявление инициативы и самодеятельности.
Поработав над этой темой, я пришла к выводу, что пословицы – это золотые россыпи в нашем языке. Они помогают нам понять историю нашего народа, учат любить свою Родину, быть честным и трудолюбивым. Глубокие исторические корни, то, что пословицы впитали в себя многовековой нравственный опыт народа, делает особенно актуальным их использование на уроках сегодня. Пословицы порицают лень, невежество и другие отрицательные качества человека. Используя пословицы в речи, мы делаем её образной, красочной, выразительной. Своё глубокое уважение к пословицам народ выразил такими словами: «Пословица – всем делам помощница»; «Красна речь пословицей»; «Старая пословица век не сломится»; «Глупая речь не пословица»; «Поговорка – цветочек, пословица ягодка». Пословица величает труд, порицает лень, высмеивает жадность, учит верить в добро, справедливость, уважать знание и книгу. Пословицы живут очень долго, они не стареют.
Я научилась собирать народные изречения, классифицировать их по темам, анализировать смысл пословиц, понимать их обобщающий характер. Изучение мудрых, образных народных афоризмов обогащает речь, повышает грамотность, способствует воспитанию эстетического вкуса.
Проектная работа с пословицами не только прививает любовь к устному народному творчеству, не только учит внимательно относиться к метким, образным выражениям, но и интересоваться народной мудростью родного края. Пословицы и поговорки родного края воспитывают чувства гордости, любовь к труду, родителям, уважение к народу, создавшие эти сокровища, и гордость за него.
Разработанный нами материал имеет практическую направленность: его можно использовать в нашей республике как национально-региональный компонент на уроках литературного чтения, осетинского языка, на уроках внеклассного чтения.
Итак, в результате исследования, я доказала собственную гипотезу и нашла ответы на поставленные перед собой вопросы.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:
1.Пословицы русского народа. Сборник В. Даля в двух томах- М. 1984
2. Доклады и сообщения по русскому языку.- С.-П., 2006.
3. Старинные пословицы и поговорки.- М., 1983.
4. Введенская Л. А. Пословицы и поговорки в начальной школе. М. 1963.
4. «Краткий словарь литературоведческих терминов», авторы Д.И. Тимофеев и С.В. Тураев.
5. Учебник «Литература» для 7 класса, автор В.Я. Коровина.
6. «Русские пословицы, поговорки и крылатые выражения» - В.Г. Костомаров.
7. « Осетинские пословицы и поговорки», Северная Осетия – Алания, 2004г.
8. «Пословицы и поговорки народов Востока»
9. Аникин В.П. К мудрости ступенька.- М.: Детская литература, 1988.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
НАЧАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3 СЕЛО ТРОИЦКОЕ НАНАЙСКОГО РАЙОНА ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
Проект
Проект по теме «Устное народное творчество»
«Пословицы и поговорки»
Выполнили:
Поляков Георгий
Антоневич Полина
Тихонова Кристина
Слепцова Анастасия
2015 г.
с.Троицкое
Методический паспорт учебного проекта
Проект «Пословицы и поговорки».
Предмет : Литературное чтение.
Класс: 3
Тип проекта : творческий, коллективная работа.
Планируемый результат : учащиеся создают презентацию о пословицах и поговорках.
Цели и задачи проекта:
Ввести понятие « исследовательская деятельность», познакомить с некоторыми методами, формами и способами научного исследования.
Создание условий для самореализации учащегося через выполнение исследования.
Формирование мотивации исследовательской деятельности.
Формирование творческой активности.
Развитие самостоятельности.
Оборудование:ПК, книжки
Время : 5 дней
Работа над проектом
Основные этапы работы:
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
1. Знакомство с идеями проекта
2. Формирование групп, распределение обязанностей.
ЭТАП РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
1. Работа в группах по сбору материала
Найти в учебниках,в дополнительной литературе, интернете с помощью учителя, родителей пословицы и поговорки
2. Практическая работа. Работа по объяснению смысла пословиц и поговорок.
Привести примеры. Чем отличается пословица от поговорки?
(консультация учителя)
3.Выбор формы представления результата
Оформление результатов работы.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
Презентация и защита результатов работы.
Подведение итгов.
Продукт проекта - альбом
Способы работы : сбор информации из различных источников; работа по смыслу пословиц; оформление копилки в альбом; выступление на конфереции.
Содержание проекта: По своему содержанию проект «Пословицы и поговорки » имеет два аспекта: учебный и научно-исследовательский. С одной стороны, его участники обогатятся знаниями о том, что такое пословица, поговорка, как они появились, что является их основой. Расширят представления о мире, о труде, об учебе, о дружбе что очень важно для интеллектуального и творческого развития детей младшего школьного возраста. С другой стороны, участники проекта, в результате поисковой, познавательной, исследовательской работы убедятся, что учиться – это значит трудиться. Приобретут навыки самостоятельной деятельности. Научатся презентовать полученные знания и опыт.
« »
«
»
«
»
«
«
»
« »
«
»
«
»
«
»
Приложение.
Пословицы и поговорки
Без углов дом не строится, без пословицы речь не молвится.
Красна речь с поговоркой.
Поговорка – цветочек, пословица – ягодка.
На всякого Егорку есть поговорка
О Родине
На чужой сторонушке рад своей воронушке.
Своя земля и в горсти мила.
Родимая сторона – мать, чужая – мачеха.
Без корня и полынь не растет.
Где сосна взросла, там и красна.
Глупа та птица, которой гнездо свое не свила
На чужой стороне и сокола зовут вороною.
На чужой стороне и весна не красна.
О семье
При солнышке тепло, при матери добро.
Нет такого дружка, как родная матушка.
На что и клад, коли в семье лад.
Братская любовь лучше каменных стен.
Птица рада весне, а младенец – матери.
Изба детьми весела.
Вся семья вместе, так и душа на месте.
Материнская ласка конца не знает.
Материнский гнев что весенний снег: и много его выпадет, да скоро растает.
У милого дитяти много имен.
Бабушке – один только дедушка не внук.
Хороша дочка Аннушка, коли хвалит мать да бабушка.
О труде.
Какова пряха, такова на ней и рубаха.
Не умеешь шить золотом, так бей молотом.
Встань рано, вразумись здраво, исполни прилежно.
Труд человека кормит, а лень портит.
Терпение и труд всё перетрут.
Ремесло пить–есть не просит, а само кормит.
Не топор тешет, а плотник.
Скучен день до вечера, коли делать нечего.
Откладывай безделье, да не откладывай дела.
Об уме.
По платью встречают, по уму провожают.
И сила уму уступает.
Умного пошли – одно слово скажи; дурака пошли – три скажи, да сам за ним поди.
У умной головы сто рук.
Ум хорошо, а два лучше.
Каков разум, таковы и речи.
В умной беседе – ума набираться, в глупой – свой потерять.
Из окна всего света не оглянешь.
Повторение – мать учения.
О смелости
На печи не храбрись, а в поле не трусь.
Хорошо медведя в окно дразнить.
О дружбе
Старый друг лучше новых двух.
Друг спорит, а враг поддакивает.
Не узнавай друга в три дня, узнавай в три года.
Друг и брат – великое дело: не скоро добудешь.
Был я у друга, пил я воду – слаще меду.
Нет друга, так ищи, а найдешь, так береги.
Новых друзей наживай, а старых не утрачивай.
Для друга семь верст не околица.
Без друга – сирота; с другом – семьянин.
Семеро одного не ждут.
Конь познается при горе, а друг при беде.
Одна пчела не много меду натаскает.
Об учении
Ученье – свет, а неученье тьма.
Корень учения горек, да плод сладок.
Учёный водит, а неучёный следом ходит.
Книги читай, а дела не забывай.
Повторение – мать учения.
О правде
Добрая слава лежит, а худая бежит.
За правое дело стой смело.
В ком правды нет, в том и добра мало.
Дело знай, а правду помни.
Правда в воде не тонет, в огне не горит.
«В простоте слова - самая великая мудрость.
Пословицы и песни всегда кратки,
а ума и чувства вложено в них на целые книги».
А.М.Горький
В ноябре 2008 года мой 2 «В» класс участвовал в конкурсе эрудитов «ЭМУ» (Эрудит-Марафон Учащихся). Задания конкурса требовали отлично разбираться во многих предметах - биологии, архитектуре, литературе, логике, но в основном в русском языке.
Одно из заданий было таким «Доскажи словечко - допиши пословицу!»:
- Смелость города...
- Под лежачий камень вода не...
- Кашу маслом не...
Каково же было удивление, когда подвели итоги конкурса - с этим заданием справились полностью лишь несколько человек из 73 учащихся вторых классов нашей гимназии. Остальные ребята либо вообще не дали ответа, либо дали неверные ответы. Никто из учащихся не использует накопленную предками мудрость в своей повседневной жизни и речи.
Многими ли народными пословицами и поговорками пользуемся мы в нашей разговорной речи? Сколько пословиц - этих сгустков народной мудрости - знает наизусть каждый из нас?
Мы решили, что ситуацию надо менять. Пословицы дошли к нам с давних времён. Это короткие, простые, но богатые по мысли изречения, кладовая несметных сокровищ человеческой мудрости. В лучших своих пословицах народ передавал от отцов к сыновьям, от дедов к внукам свои заветные правила жизни, учил уму-разуму. В них всегда можно было найти полезный совет, как поступить в том или ином случае, ведь они охватывают все стороны жизни народа, отражают народные представления о природе, о Родине, о труде, о семье, о нравственности, об уме и глупости, о добре и зле и т. д.
Как говорится в русской народной пословице, «Большая река начинается с малого ручейка». И мы решили стать таким ручейком, донести до многих красоту, пользу и функциональность народных пословиц в современной жизни. Ведь если прислушаться сегодня к нашему языку, то мы почувствуем его шаблонность, «сленговость», невыразительность и неинформативность - не «вкусность» для слуха. В сегодняшние времена глобализации и высоких скоростей, больших потоков информации и малого количества времени для принятия решений нам необходимо начать свой путь к успеху с изучения нашего родного языка, уже накопленной народной мудрости, основная часть которой точно, кратко и метко выражена именно в пословицах. Мы создали свой групповой практико-ориентированный проект . В проекте участвовал весь класс (27 человек).
Цель проекта
Пополнить активный словарный запас учащихся пословицами, уточнить смысл и значение каждой из них, научиться применять их в речи. Как результат - самостоятельно создать книгу-сборник ««Любимые пословицы» учеников 2 «В» класса гимназии №2», в которой собрать тематические пословицы русского народа и пословицы, придуманные учениками, дать им толкование, нарисовать иллюстрации.
Задачи проекта:
- Провести диагностику уровня знаний пословиц у детей 8-9 лет на базе 2х классов гимназии №2, провести оценку полученных результатов, разработать решения и соответствующие мероприятия
- Научиться самостоятельно, искать необходимую информацию с использованием различных источников, обмениваться информацией
- Развивать творческие способности. Создать рукописный вариант книги «Любимые пословицы учеников 2 «В» класса гимназии №2» с авторским художественным оформлением.
Для достижения цели следует приложить немало усилий: «Без труда не вынешь и рыбку из пруда».
Этапы работы над проектом
1. Тематические уроки с учителем.
На этих уроках ребята обменивались, найденной информацией о пословицах. Попытались сформулировать свое определение пословицы, выделили её основные признаки и функции.
Пословица - это законченное общепринятое изречение, которое позволяет кратко и точно оценить поступок в определенной ситуации.
Наблюдая за пословицами, мы создали для себя такую их классификацию:
- Пословицы народов мира
- Тематические пословицы
- Пословицы разных времен
- Пословицы с прямым и переносным смыслом
- Пословицы с поэтическим и прозаическим складом
- Пословицы о пословицах
- Пословицы разных источников происхождения.
2. Определить основные тематические группы пословиц для глубокого изучения учениками.
Тематика пословиц буквально безгранична. Они реагируют на все явления действительности, отражают жизнь и мировоззрение народа во всем многообразии, они передают бытовые, социальные, философские, религиозные, морально-этические, эстетические народные взгляды. Читая литературу о пословицах, мы выбрали четыре основных темы для изучения:
- Родина
- Человек
- Учение, знание
- Труд и отдых
3. Каждый ученик совместно с родителями изучал пословицы русского народа по выбранной тематике .
4. Каждому ученику нужно было выбрать одну-две пословицы и оформить страницу будущей книги (пословица, толкование, иллюстрация). Это получился индивидуальный мини-проект.
5. Попробовать придумать свою пословицу и оформить ее, как страницу будущей книги (пословица, толкование, иллюстрация). Изучая пословицы, мы узнали их правила построения. Сначала пробовали сочинять на уроке, а потом самостоятельно. Ребята так увлеклись, что вовлекли в сочинительство и своих родителей.
6. Оформить книгу пословиц , согласно правилам. Мы провели уроки внеклассного чтения по структуре книги. Вместе придумывали заглавие, название издательства, аннотацию. При этом мы решили создать книгу из двух основных частей:
- Пословицы русского народа, изученные учениками.
- Пословицы, придуманные учениками и родителями.
7. Провести подготовку урока-презентации по выполненной работе.
8. Выступить перед учениками других классов начальной школы гимназии №2 с тематическим уроком-презентацией.
9. Подготовиться к участию в конкурсе «Хочу стать академиком».
10. Принять участие в конкурсе и победить!
Результаты работы над проектом
После всех этих этапов мы получили прекрасные результаты в соответствии с пословицей «Что посеешь, то и пожнешь».
Учителя и родители отметили возросший интерес детей к пословицам, поговоркам и вообще к тому, как они говорят. Дети стали задавать вопросы, с удовольствием придумывали свои пословицы и поговорки. На уроках при построении текстов, ребята начали использовать пословицы. Родители также рассказали нам, что дома при просмотре фильмов дети выделяли в речи героев фразы, которые могли бы стать пословицами и поговорками.
Мы провели повторное тестирование и оценили результаты Умного раунда городского конкурса эрудитов «ЭМУ». В этом раунде ученик мог выбрать задания. Каждое задание оценивалось в определенное количество баллов. Задание «Бабушкины пословицы» стоило 5 баллов, т.е. входило в категорию самых сложных. Состояло из пяти задач. Результаты показали:
- только 50% участников данного раунда выбрали вопрос «Бабушкины пословицы».
- из 100% участников, выбравших данный вопрос, 53% детей дали один неверный ответ из пяти задач, при этом лишь 7% детей допустили две ошибки, а 40% детей справились с заданием без ошибок.
Ребята научились понимать богатство, глубину и мудрость языка. Открыли для себя новые грани удивительного мира устного народного творчества. И сами стали частью этого мира! Ведь теперь в литературе появилась еще одна прекрасная книга пословиц, авторами которой стали дети. Книга содержит 50 пословиц, из которых 22 авторские пословицы и 53 иллюстрации.
Это говорит о том, что наш проект и проектные мероприятия уже дают практические результаты и обогащают жизнь не только учащихся нашего класса, но и их друзей, других учеников школы. И мы этим гордимся! А ещё мы стали победителями городского конкурса «Хочу стать академиком».
Самое главное в работе над проектом - это его значимость, для того, кто его делает. Тогда всё обязательно получится!
И обществознанию
учащихся 6 «А» и 11 «Л» классов
«Мы в зеркале пословиц»
Учитель русского языка и литературы,
МОУ лицей № 1 им. А. Блока
11 класс" href="/text/category/11_klass/" rel="bookmark">11 классов и их родители. Результаты этого опроса будут представлены сегодня участниками проекта.
Наш проект интерактивный, и поэтому все, кто пришёл на форум, смогут принять участие в исследовании. Итак, какова же программа форума? В первой части форума будет представлен портрет пословицы; мы узнаем, откуда берутся пословицы и как они живут в языке. Во второй части мы познакомимся с деятельностью и его трудом «Пословицы русского народа».В третьей, заключительной, части будут представлены результаты социологического опроса и словесные игры с пословицами. Кроме того, нас ждут интересные задания.
Итак, слово участникам исследования.
I. Часть «Загляните в зеркало»
1.Портрет пословицы (слово Амерхановой Э., ученицы 6 «А» класса)
Трудно сказать, с каких времён среди народа начали ходить пословицы - устные краткие изречения на самые разные темы. Неизвестно и время возникновения первых поговорок - эмоциональных кратких выражений. И те и другие сопровождают нас в повседневной жизни. Однако нередко эти понятия отождествляются, например, мы говорим: яркие пословицы и поговорки, издаются «Словари пословиц и поговорок русского языка»
Давайте разберёмся, чем отличается пословица от поговорки. Это интересно и важно, ведь наше исследование называется «Мы в зеркале пословиц». Для этого сопоставим пословицы и поговорки и составим портрет пословицы.
Вот что мы прочитали в словаре литературоведческих терминов:
Пословица – жанр устного народного творчества: вошедшее в обиход законченное меткое образное выражение, применяемое к самым разным жизненным ситуациям и имеющее поучительный смысл. Пословицы обычно ритмически организованы. Ешь просто - доживешь до ста. Век живи - век учись | Поговорка- жанр устного народного творчества: вошедшее в речевой обиход образное выражение, заключающее в себе эмоциональную оценку того или иного явления. В отличие от пословицы не является законченным выражением и не имеет поучительного смысла. Может быть частью пословицы, самостоятельным словосочетанием Не робкого десятка. Глянет - рублём подарит. |
А Владимир Иванович Даль так говорил: «поговорка - цветочек, а пословица- ягодка».
Итак, вот как выглядит портрет пословицы:
1. Краткость и законченность (легко запоминается и выражает законченную мысль)
2. Общеизвестность (это всем известное народное выражение, которое приходит на память к случаю)
3. Мудрость (общепризнанность выражаемой истины: пословицу признают все, с ней не спорят)
4. Образность (может употребляться в различных жизненных ситуациях, пословица - средство изобразительности и выразительности)
Теперь мы без труда отличим пословицу от поговорки.
Игра – задание №1 (проводит ученица 11 «Л» класса Белышева А.)
Найдите пословицы среди следующих образных выражений. Помните, что пословицы, употребляясь с поучающей целью, предполагают переосмысление хотя бы части входящих в них слов, а в поговорках каждое слово выступает в прямом значении.
Всяк сверчок знай свой шесток.
Всякой вещи время.
Снявши голову, по волосам не плачут.
После дождичка в четверг.
Семь пятниц на неделе.
Пустив козла в огород, страхом яблонь не огородишь.
Гром не грянет - мужик не перекрестится.
Вали кулём, потом разберём.
Нашла коса на камень.
Семь вёрст до небес и всё лесом.
2. Откуда берутся пословицы (слово ученика 6 «А» класса Зубкова В.)
А знаете ли вы, откуда берутся пословицы? Вопрос о происхождении пословиц напрямую связан с материальной и духовной культурой народа. Тайна происхождения пословиц скрыта в них самих. Они представляют собой результат обобщения различных жизненных ситуаций. А такие ситуации возникали
В ходе исторических событий: Незваный гость хуже татарина.
В повседневном быту: Не красна изба углами - красна пирогами.
С марта 1832 года служит ординатором в Петербургском военно-сухопутном госпитале и вскоре становится медицинскою знаменитостью Петербурга. Во время русско-турецкой войны Даль, леворукий хирург, делал сложные операции раненым солдатам. А во время событий польской кампании обнаружил в себе способности инженера.
Даля как литератора прославили «Русские сказки…». Ректор Дерптского университета решил пригласить своего бывшего студента, доктора медицины Даля, на кафедру русской словесности. При этом книга была принята в качестве диссертации с целью получения ученой степени доктора филологии, но потом она была отклонена самим министром просвещения как неблагонадежная. Это произошло из-за доноса на автора книги.
Тираж данной книги был изъят из продажи. Один из немногих оставшихся экземпляров Даль решил подарить. Жуковский давно обещал их познакомить, но Даль, не дожидаясь его, взял «Сказки…» и пошёл сам - без всяких рекомендаций - представляться Александру Пушкину. Так началось их знакомство. Именно Пушкин подал Далю идею созданию толкового словаря.
подарил Далю свою знаменитую «Сказку о рыбаке и рыбке» с подписью: «Твоя от твоих! Сказочнику Казаку Луганскому – сказочник Александр Пушкин».
Как друг и врач, Даль находился у постели смертельно раненого Пушкина. Перед смертью Пушкин подарил В. Далю свой старинный перстень с изумрудом.
В 1859 году В. Даль в Москве целиком отдаётся любимому делу. Еще в молодости он обратил внимание на разницу между речью образованных людей и простого народа и начал собирать народные слова и выражения, стараясь выяснить их происхождение.
Это любимое занятие – изучение языка русского народа. Даль был искателем и собирателем слов и именно этому делу он отдал всю свою жизнь. Итогом почти пятидесятилетнего труда стал сборник, уникальный и единственный в своем роде по объему и разнообразию материала: в него вошли пословицы и поговорки русского народа, скороговорки, приметы, загадки. Даль собрал 200 000 слов. Сам образ жизни Даля – постоянные переезды с места на место, встречи с разными людьми – помогал ему стать собирателем слов. Прекрасные душевные качества, общительность, разносторонность интересов Даля привлекали к нему людей. На творчестве Даля положительно отразилось хорошее знание им современной жизни - ведь никто из писателей XIX века не странствовал по Руси столько, сколько Владимир Даль. За свой великий труд удостоен Ломоносовской премии Академии наук и звания почётного академика
Память о хранят 2 дома: 1й – в котором он родился, находится в Луганске. 2й – в котором жил последние годы - находится в Москве на Большой Грузинской улице. В этих домах открыты мемориальные музеи.
2001 год в честь 200-летия со дня рождения Даля ЮНЕСКО объявил годом. Учреждена золотая медаль и орден. Эти награды вручаются известным общественным деятелям, филологам, историкам и писателям.
2. Даля «Пословицы русского народа» (слово ученицы 6 «А» класса Лазаревой С.)
C 1849 по 1859 год Даль служил управляющим удельной конторой в Нижнем Новгороде. Город этот много чем славился, но одним из самых ярких событий здесь была ежегодно проводимая ярмарка. Вот так описывали современники Даля эту ярмарку: «Месяц и 10 дней движется, гудит, переливается красками ярмарка. Идёт по ярмарке худой носатый человек, нижегородский чиновник Даль. Ничего не покупает. Слушает ярмарочный гул. Выдёргивает из гула слова, прибаутки, пословицы – точно золотых рыбок из омута…
Одновременно с работой над словарём работал и над сборником «Пословицы русского народа». Каждую пословицу он переписывал дважды на узких полосках бумаги; Даль называл такие полоски «ремешками». Один «ремешок» - в словарь, как пример для пояснения слов; дугой вклеивался в тетрадь, предназначенную для сбора пословиц. собрал 30130 пословиц. В сборнике Даля пословицы расположены по темам. Даля не только в том, что он собрал такое количество народных изречений (до него издавались сборники всего в 2000 пословиц), но и в том, что Даль впервые распределил пословицы по темам (до него пословицы в сборниках располагались в алфавитном порядке). Сто восемьдесят тетрадей, куда Даль вклеивал «ремешки», - это сто восемьдесят тем. Среди них: «Жизнь – смерть», «Радость – горе», «Ум – глупость», «Правда – кривда», «Воля – неволя», «Стихии», «Вселенная», «Народ – мир» и другие.
Однако, сами того не подозревая, мы пользуемся лишь обрывками пословиц и поговорок, которые в прошлом веке каждый русский человек знал в их полном, неусеченном виде.
Вот каковы некоторые пословицы «в неусеченном виде»:
· Гора с горой не сходится, а горшок с горшком столкнется.
· Чудеса в решете! Дыр много, а выскочить некуда.
· Собаку съел, а хвостом подавился.
· Утро вечера мудренее, трава соломы зеленее.
· Палка о двух концах: либо ты меня, либо я тебя.
· Дорога ложка к обеду, а там хоть под лавку.
· Губа не дура, язык не лопатка: знают, что горько, что сладко.
В заключение я бы хотела привести слова о правдивости и неподсудности пословицы: « Пословица – коротенькая притча… это суждение, приговор, поучение, под чеканом народности…Сборник же пословиц – свод народной, опытной премудрости… это радость и веселие, горе и утешение в лицах, это цвет народного ума, самобытной стати; это житейская народная правда, своего рода судебник, никем не судимый».
III. Часть «Пословица недаром молвится»
1. Результаты социологического опроса «Пословица в моей жизни»
1. 1.Результаты опроса 6-тиклассников и их родителей (результаты представляет Забулонова А.)
В рамках нашего проекта мы провели социологический опрос среди учеников нашего класса и их родителей.
Каждый из опрашиваемых назвал свою самую любимую пословицу. Интересно, что у каждого она действительно «своя»: ни одна из пословиц не повторялась. Мы составили рейтинг любимых мудрых изречений по темам. Вот что у нас получилось:
Родители |
|
труд – 3 учение - 2 ум, глупость - 2 связь явлений - 2 семья - 1 дружба – 1 Ученики о труде: Любишь кататься, люби и саночки возить. При солнышке тепло, при матушке добро. | Жизненные цели – 4 Труд – 2 Семья - 1 Слово, речь - 1 Ум, глупость – 1 Родители о труде: Сделал дело, гуляй смело. В дружной семье и в холод тепло. |
Второй вопрос для учащихся был такой: «Какую пословицу или поговорку, обращённую в ваш адрес, вы слышите чаще других?»
Для родителей этот вопрос звучал иначе: «Какие пословицы и поговорки вы употребляете, когда общаетесь с детьми?»
Чаще всего родители, воспитывая детей, используют пословицы о труде – 7.
Часто встречаются пословицы:
Делу время – потехе час.
Сделал дело – гуляй смело.
Кто рано встаёт, тому Бог подаёт.
Встречаются и такие наставления:
Кашу маслом не испортишь.
Не суди, да не судимым будешь.
От учителей шестиклассники чаще всего слышат:
Поспешишь – людей насмешишь.
Семь раз отмерь, один раз отрежь.
«Главное - старание!» - вот к чему призывают нас учителя. А ещё мы должны помнить: ученье – свет, а неученье - тьма.
Вот такими были ответы моих одноклассников и их родителей на первые 2 вопроса.
1.2.Результаты опроса 11-тиклассников и их родителей (результаты представляет ученица 11 «Л» класса Петрова Ирина).
Мы провели социологический опрос на тему «Пословицы и поговорки в моей жизни» среди 11-ых классов и среди их родителей.
Проводя опрос, мы хотели узнать, какие пословицы и поговорки ученики и их родители употребляют чаще всего в жизни при общении друг с другом.
В нашем опросе участвовало 11 учеников и 10 родителей. Мы выяснили, что у учеников любимые пословицы и поговорки оказались разными. Нет ни одного совпадения. По тематике чаще других встречались пословицы о труде, например: Без труда не вытащишь и рыбки из пруда
Были и такие пословицы: Дурная голова ногам покоя не дает
На втором и третьем месте были пословицы о дружбе, о силе характера.
Среди родителей учеников любимыми пословицами и поговорками были снова о труде. Наиболее популярными были такие:
Делу – время, потехе – час
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда и другие.
Пословицы о труде преобладали. Это и понятно, так как труд составляет основу человеческой жизни Кроме пословиц о труде, были пословицы о жизни, о дружбе и другие.
Ученики отвечали на второй вопрос: «Какую пословицу или поговорку, обращенную в ваш адрес, вы слышите чаще всего?». От родителей ученики чаще всего слышат пословицы о труде:
Делу – время, потехе – час
Сделал дело, гуляй смело
На втором месте были пословицы о личностных качествах. На третьем о жизни. И от учителей ученики чаще всего слышат пословицы об учении, труде:
Век живи, век учись
Повторенье – мать ученья
Были и другие пословицы
1.3.Результаты социологического опроса среди учителей школы (представляет ученица 11 «Л» класса Дмитриева Е.)
В ходе исследования нами был проведен социологический опрос среди учителей нашей школы.
Цель опроса: узнать, пословицы какой тематики чаще всего используют учителя в жизни и какие пословицы помогают им при общении с учениками.
Всего было опрошено 26 учителей. Читая их самые любимые пословицы, мы выяснили, что это пословицы о труде:
Глаза боятся, руки делают
Делу – время, потехе - час.
Сделал дело – гуляй смело.
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
Но встречались пословицы о дружбе, чести, силе характера:
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Скажи мне кто твой друг, и я скажу кто ты.
Береги одежду снову, а честь смолоду
Читая пословицы, мы выяснили, что любимыми являются те, которые характеризуют нравственные ценности человека.
Отвечая на второй вопрос: «Какие пословицы и поговорки вы употребляете в школе при общении с учениками?», учителя в основном называли пословицы, которые можно объединить общей темой – труд, ученье. Вот часто встречающиеся:
Что посеешь, то и пожнешь.
Век живи, век учись.
Повторенье – мать ученья.
Где ум, там и толк.
Кому работа в тягость, тому неведома радость.
Но были и такие: о силе слова, личностных качествах:
Не говори – не умею, а говори – научусь
Глупо говорить – людей смешить
Плохо тому, кто добра не творит никому
Интересно, а можете ли вы узнать учителя по пословице?
Всему свое место, всему свое время ().
В огороде бузина, а Киеве дядька (Кочанова Г. Н).
Глаза боятся, а руки делают ()
Stop talking keep on working (Безгодова С . В .)
Сделал дело – гуляй смело ()
Повторенье – мать ученья ()
Смех без причины – признак чего-то нехорошего ()
Итак, как видим, пословица не даром молвится. Подведем итог.
Во-первых, пословицы помогают человеку емко и образно выразить свою точку зрения, и во-вторых сам выбор той или иной пословицы говорит об авторе, его ментальности, характере.
2. Словесные игры с пословицами (слово ученицы 6 «А» класса Титовой В.)
Любишь кататься
должен стараться
люби и за проезд платить
Слово не воробей –
за хвост не поймаешь
Тише едешь –
меньше бед
Семь раз отмерь
и оторви как попало
а то буде велико
Ученье - свет
а без аттестата жизни нет
а неученье – ведро и тряпки
Любишь кататься
ну и катайся
купи санки
люби парковаться
Слово не воробей –
клюнет больно
вылетит – неси ответственность
Тише едешь –
богаче будешь
целей будешь
Семь раз отмерь
и подумай, надо ли резать
а на восьмой раз можешь резать
Конечно, современная жизнь и её стремительный ритм влияют на наше мировосприятие. Именно это и отразили авторские трактовки пословицы. Но все – таки, вечные истины остаются незыблемыми, неоспоримыми.
3.2. Результаты задания «Придумайте своё продолжение пословицы» (Ответы 11-тиклассников представляет Петрова И.)
Третье задание было творческим, нужно было придумать свое продолжение пословицы, и поэтому вызвало особый интерес и у учеников и у их родителей. Здесь и шутка, и словесная игра, и та же мудрость, присущая пословице. Мы выбрали наиболее интересное, на наш взгляд, продолжение пословицы
У учеников: Ученье свет, а за свет надо платить
Любишь кататься, люби и парковаться
Слово не воробей, а набор звуков
Тише едешь, парик не сдует
Семь раз отмерь, успокойся и пойми, что этого тебе мало
У родителей: Учение свет, а неучение тьма, но чем ярче, тем дороже
Любишь кататься, люби и платить
Слово не воробей, в клетку не посадишь
Тише едешь – целее будешь
Семь раз отмерь, семь раз отрежь
3.3. Результаты задания «Придумайте своё продолжение пословицы» (Ответы учителей представляет Дмитриева Е.)
Задание «Придумай свое продолжение известной пословицы», вызвало особый интерес у респондентов. Вот где проявляется характер, творческая индивидуальность человека. Мы выбрали три наиболее ярких продолжения:
Учение свет, а учитель – лампочка!
Учение свет, а неученых тьма!
Учение – свет, работа – тьма, но без них никуда!
Любишь кататься, катайся, но с умом!
Любишь кататься, люби и заправляться!
Слово – не воробей, сказал, так не робей
Слово – не воробей, а курица не птица!
Слово - не воробей, а рогатка стреляй с умом!
Тише едешь, значит в пробке!
Тише едешь, живее будешь!
Тише едешь, всего достигнешь!
Семь раз отмерь, один раз сделай вывод!
Семь раз отмерь дорогу, по которой идешь!
Семь раз отмерь, все равно сделаешь по-своему!
Игра-задание №3 «Собери пословицу» (проводит ученица 11 класса «Л» Белышева А.)
Формируются группы из участников форума. Каждая группа получает конверт с пословицами, у которых «отрезана» вторая часть. Задача игроков – собрать пословицу быстро и верно. Когда все участники справятся с заданием, представитель группы читает получившиеся пословицы, определяет их тему.
Заключительное слово учителя обществознания
Подлинную историю народа нельзя знать, не зная устного народного творчества. В пословицах и поговорках отражён внутренний мир русского человека, его жизнь, быт, традиции. «Что не болит, то не плачет», - говорит пословица. То есть в пословицах отражено всё, что волновало ум и сердце народное.
Внутренний мир и человека и народа в целом – это жизненные ценности и стереотипы поведения в различных ситуациях.
Посмотрим, каков он, русский человек, в пословицах?
Мы увидим в пословицах о труде, что ценилось прежде всего трудолюбие, нестяжательство, мастерство: «Ленивому всегда праздник», «Бедность – не порок», «Встречают по одёжке, а провожают по уму». Наши предки всегда уважительно относились к образованным людям: «За учёного трёх неучёных дают», «Почитай учителя как родителя».
Есть пословицы, отразившие важные события нашей истории, которые непосредственно повлияли на жизнь народа. Какие события и исторические явления вы узнаете в следующих пословицах: «Неждан гость хуже татарина», «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день» ? Пословицы такого рода станут темой нашего будущего исследования.
Кто знает, не станете ли вы продолжателями традиций замечательных собирателей и исследователей народной мудрости прошлого.
Учебный проект по теме "Народные пословицы, поговорки"
Пояснительная записка.
Проект выполняется на протяжении месяца и включает в себя учебные занятия в рамках школьного учебного плана по предмету литературное чтение (4-5 часов), факультативного курса основы проектной деятельности и самостоятельную работу школьников вне школьного расписания занятий (4-6часов). Учебные занятия (уроки) по проекту включают:
Метод проектов, часто помогает не только сформировать определенный набор знаний, но и пробудить в детях стремление к самообразованию, реализации своих способностей.
Реализация метода проектов на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников.
Основными целями проекта являются:
Выявление и развитие доминантных способностей каждого ребенка.
Активизация познавательной деятельности и создание мотивационной среды
Формирование навыков самообразования.
Формирование практических навыков работы не компьютере.
5. Пополнить активный словарный запас учащихся пословицами и поговорками.
6. Учить детей сомостоятельно искать необходимую информацию с использованием различных источников, работать в группах, обмениваться информацией, поддерживать газговор, уметь выражатьсвою точку зрения и обосновывать ее.
Материал для учителя.
Для устного народного творчества характерно большое разнообразие жанров. Художественный талант народа находил свое выражение и в крупных поэтических жанрах, и в таких уникально малых жанровых формах, как пословица и поговорка.
У кого есть ответ на все случаи жизни – и когда у тебя горе, и когда радость? Молод ты, стар, болен, здоров, двойку в школе получил, о делах своих задумался – на всякое переживание, на любую новость сразу отзовется, даст разумный совет, наставление, утешит, развеселит пословица. Родились пословицы и поговорки в глубокой древности, наверное, вскоре после того, как люди овладели речью, развили речь. И некоторые напоминают об очень давних временах. В пословицах выражен народный опыт, наблюдения над жизнью, над человеком, мудрость народа. Подобно всем произведениям фольклора, пословицы и поговорки тоже не остаются неизменными. Переходя из уст в уста, они переосмысляются, появляются в ином виде. Так что же такое пословица? (Это меткое короткое изречение, вывод, сделанный народом из каких-то событий, случаев.)
Пословица – это художественное произведение, которое содержит широкое обобщение и воплощает его в предельно краткой форме.
Пословицы обычно состоят из двух частей: “Делаешь наспех – сделаешь насмех”; “Землю красит солнце, а человека-труд”. Часто эти части рифмуются. “Без пословицы речь не молвится”, – говорили на Руси. Знание пословиц и поговорок обогащает нашу речь.
Поговорка – это обычно часть пословицы или устойчивое сочетание слов, которое можно назвать другим словом, более простым, обиходным. Например, “стучать зубами” – замерзать, “заморить червячка” – перекусить, “за двумя зайцами погнался” – делаешь много дел сразу.
Пословицы и поговорки – это сгустки народной мудрости, здравого смысла, ума, трудового и житейского опыта. Ушинский о пословицах пишет: “По содержанию, наши пословицы важны для первоначального обучения тем, что в них, как в зеркале, отразилась русская народная жизнь со всеми своими живописными особенностями... В народных пословицах отразились все стороны жизни народа: домашняя, семейная, полевая, лесная, общественная: его потребности, привычки, его взгляд на природу, на людей, на значение всех явлений жизни”.
“Но, – заметят мне, – не слишком ли рано знакомить дитя с народной жизнью, когда дело пока идёт о том, чтобы выучить его порядочно читать и писать? И, действительно, это было бы слишком рано, если бы я говорил здесь о знакомстве критическом, но я разумею здесь знакомство непосредственное, и желал только, чтобы ребёнок взглянул на предметы по детски зоркими глазами народа и выразился его метким словом, верным духу народного языка...” “Пословица тем именно и хороша, что в ней почти всегда, несмотря на то, что она “короче птичьего носа”, есть нечто, что ребёнку следует понять: представляет маленькую умственную задачу, совершенно по детским силам” .
Соответственно велико тематическое разнообразие пословиц: о Родине, о доме и семье, о труде, о дружбе, об уме и глупости, о счастье и несчастье, о еде и питье, о книге и грамоте, о здоровье и болезни, о душевных свойствах людей и их поведении и мн. др.
Пословицы оттачивают мысль, они учат, воспитывают, направляют, активно приобщают человека к богатствам народного языка.
В основе всякой пословицы лежит конкретный случай, предмет, факт, явление и т. п. Но это конкретное возведено на уровень широкого обобщения, типичности, а потому позволяет приложить его к множеству сходных явлений, фактов. “Грибы ищут – по лесу рыщут” – это суждение передает житейский факт, очевидный для каждого, кто когда-либо собирал грибы. В нем заключен прямой смысл пословицы: чтобы набрать лукошко грибов, нужно хорошенько побродить по лесу! Одновременно с этим пословица несет с собой и переносный смысл – она подходит ко всем тем случаям, когда хотят сказать, что для достижения желаемого результата нужны активные действия.
Эта особенность пословиц подсказывает нужный подход к знакомству с ними младших школьников: сначала дети отдают себе отчет о прямом смысле пословицы, а затем усваивают ее переносный смысл, то широкое обобщение, которое в ней заключено.
Выдающийся советский методист, литературовед и фольклорист профессор М. А. Рыбникова писала: “Искусство говорящего заключается в том, чтобы, встретив и опознав явление, случай, свойство, человеческий поступок, охарактеризовать его пословицей, моментально установив связь между частным случаем и его поэтическим определением, высказанным в пословице: “Пословица к слову молвится”. Умелое и быстрое употребление пословицы и поговорки свидетельствует о находчивости, об остром уме. Говорить пословицами вовсе не значит владеть ими во множестве, главное – уметь вводить их в оборот. Пословица вставляется в живую речь и резко в ней выделяется – выделяется сконцентрированной в художественном образе мыслью, выделяется ладностью и звучностью”.
Даль так определяет содержание и форму пословицы: “Пословица – краткое изречение, поучение, более в виде притчи, иносказанья или в виде житейского приговора”.
Пословица-жанр фольклора, афористически сжатое, образное, грамматически и логически законченное изречение с поучительным смыслом в ритмически организованной форме.
Пословица – жанр фольклора, распространенное в повседневной речи краткое, ритмически организованное изречение, интересное не только смыслом, который непосредственно в нем выражен, но и смыслом, который возникает от применения по сходству к самым разным ситуациям и положениям. “Нет дыму без огня” – у всего есть свои причины: например, если распространился слух, то есть и какая-то причина.
Пословица, как и басня, “ходячая, житейская, практическая философия народа” (Белинский В.Г.).
Выражение мысли в пословице нерасторжимо связано с эмоциональной оценкой явлений. Ритмический строй пословиц отличается повышенной четкостью.
Композиционное членение совпадает с синтаксическим: “Жизнь прожить – не поле перейти”. Поучительность пословиц выражается в частом использовании обобщенно-личных предложений с повелительными формами глагола: “Век живи – век учись”.
Поговорка – жанр фольклора, вошедшее в повседневную речь образное выражение, эмоционально оценивающее явление. П. часто является средством речевой характеристики действующего лица в литературном произведении. В отличие от пословицы в П. нет законченного суждения: она лишь часть его. “Семь пятниц на неделе” – П.: используется как часть суждения о тех, кто отступает от слова, меняет решение. “У бабы семь пятниц на неделе” – пословица: заключает в себе полное суждение, осуждает тех женщин, которые находят предлог не прясть всю неделю (в старину существовал религиозно-бытовой запрет работать по пятницам). Из литературы в обиходную речь перешло множество выражений, имеющих поговорочный смысл: “С корабля на бал” (А. Пушкин. “Евгений Онегин”), “Хрестоматийный глянец” (В. Маяковский. “Юбилейное”).
Пословицы, поговорки и крылатые выражения.
Языковые афоризмы, восходящие к фольклору, называются пословицами и поговорками.
“Под пословицами, в широком смысле, мы понимаем краткие народные изречения, имеющие одновременно буквальный и переносный (образный) план или только переносный план, и составляющие в грамматическом отношении законченное предложение. Так, пословица Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало , отличается двойным планом – буквальным и иносказательным. Напротив, пословица Горбатого могила исправит, имеет только образный план”.
В основе целостного смыслового содержания пословицы лежит не понятие, а суждение. “Пословица в обобщённом виде констатирует свойства людей или явлений ("вот как бывает"), даёт им оценку ("то хорошо, а это плохо") или предписывает образ действий ("следует или не следует поступать так-то")”. Например, пословица констатирует: В гостях хорошо, а дома лучше; Близок локоть, да не укусишь; Один за всех, все за одного. Констатирующей пословице соответствует определённая синтаксическая форма – повествовательное предложение. Другие пословицы имеют характер предписания, совета, поэтому они выступают в форме побудительного предложения: Взялся за гуж, не говори, что не дюж; Куй железо, пока горячо; Назвался груздем, полезай в кузов.
Поговорками называются языковые афоризмы, отличающиеся особой краткостью и имеющие, как правило, только буквальный план. Например: Коса – девичья краса; В тесноте, да не в обиде; Поживём – увидим.
Отличия, отделяющие пословицы от поговорок, условны. Пословицы и поговорки образуют единую (пословично-поговорочную) группу языковых афоризмов, поэтому в данном словаре различие между ними не отмечается.
Вторая группа – крылатые выражения, т. е. “вошедшие в нашу речь из литературных источников краткие цитаты, образные выражения, изречения исторических лиц, имена мифологических или литературных персонажей, ставшие нарицательными, образные сжатые характеристики исторических лиц”. Крылатые выражения находятся как бы на полпути к пословицам: как и пословицы, они широко бытуют в речи, но в противоположность пословицам обычно бывает известен автор афоризма. Например, крылатые выражения из произведений.
Итак, в зависимости от своего происхождения языковые афоризмы делятся на пословицы и поговорки (происходят из фольклора, не имеют автора) и на крылатые выражения (происходят не из фольклора, имеют автора).
Ход работы
1. Чтение пословицы на доске : “Без труда не вытащишь и рыбки из пруда”. Прямое значение ее отражает все те приготовления и затраты сил, которые нужны для получения результата – поймать рыбку:
1) раздобыть и отладить снасть – удочку;
2) заготовить червей, приманку;
3) дойти до реки, найти рыбное место;
4) насадить на крючок червяка, следить за поплавком;
5) умело закинуть удочку;
6) вовремя подсечь рыбу и вытащить ее так, чтобы она не сорвалась с крючка;
7) снять рыбу с крючка и опустить ее в ведро с водой.
Переносный смысл пословицы выявляется средством приложения ее к различным ситуациям из жизни. Например, одна девочка собирается “четверки” и “пятерки” получать, а сама даже книжки не откроет, домашние задания выполняет кое-как. Ее подруга смотрела – смотрела на нее и говорит: “Без труда не вытащишь и рыбки из пруда”.
Дети догадываются, что тот, кто работает, тот трудится: изготовляет станки, машины, водит поезда, пашет землю, сочиняет книги. За труд человеку платят деньги, выдают зарплату. Кто лучше трудится, того больше уважают. А кто ленится, убегает от труда, того все осуждают. Кто не хочет трудиться, тот часто начинает жить нечестно. Лень портит человека.
Переносный смысл пословиц уясняется детьми также при соотнесении той или иной пословицы с содержанием прочитанных текстов. Например, пословица “Поспешишь – людей насмешишь” применима к рассказу Н. Носова “На горке”, точнее, к тому решению, которое поспешил принять Котька Чижов, когда ничего лучшего не придумал, как посыпать? ледяную горку песком, чтобы можно было побыстрее прокатиться.
2. Учитель выписывает на доске темы пословиц из “Книги для чтения, 1 класс”: о Родине; об умении и трудолюбии; о лени и нерадивости; о дружбе; о природе.
Учитель поясняет, что существует очень много пословиц на разные темы, они охватывают самые различные стороны жизни человека, природы, общества, например: “Слово не воробей, вылетит – не поймаешь”, “Язык до Киева доведет”, “Дома и стены помогают”, “Не красна изба углами, а красна пирогами”, “Куй железо, пока горячо”, “На всякое хотенье есть терпенье”.
Знание пословиц и поговорок, обогащает человека, заостряет его ум, делает его более внимательным к слову, к языку, развивает память. Знать пословицы и поговорки, уметь их вовремя и кстати употребить в речи для точного выражения своей мысли – большое дело. Всему этому надо учиться.
3. Затем учитель предлагает детям такую работу: распределяются между рядами по три тематические подборки пословиц; их нужно еще раз самостоятельно прочитать. Затем устраивается своеобразное соревнование: один из учеников первого ряда читает начало выбранной им пословицы (например, “Человек без Родины...”), а другой ученик из второго (или третьего) ряда заканчивает ее (“...что соловей без песни”); еще один из учеников нового ряда определяет, к какой теме относится пословица. Наконец, учитель ставит вопрос всему классу о том, в каком случае будет уместно употребление данной пословицы.
4. После того как все пословицы из каждой тематической подборки прочтены, можно предложить детям заранее заготовленные карточки или полоски бумаги с записанными на них пословицами, например: “Каков мастер, такова и работа”; “Делаешь наспех, сделаешь на смех”; “Не сиди сложа руки, не будет и скуки”; “Книга для ума – что теплый дождь для всходов”; “Ум без книги, как птица без крыльев”; “Читает-летает, да ничего не понимает”; “Ленивому Микишке все не до книжки” и др. Ученик, получивший карточку, выразительно прочитывает ее классу. Устанавливается, в чем ее смысл, и к какой теме можно отнести. То обстоятельство, что среди прочитанных по карточкам пословиц будут такие, которые можно отнести к новой теме “Книга, чтение”, используется для того, чтобы показать детям, что тематика пословиц выходит за круг тем, названных в книге для чтения.
Учитель выясняет, как дети понимают прямой смысл той или иной пословицы и ее переносное значение. Ребята составляют рассказы, названием которых служат понравившиеся пословицы.
5. Сопоставление содержание пословицы с ранее прочитанными произведениями, главная мысль которых совпадает с содержанием пословицы, учащиеся делают обобщение. Например, пословица “Дружно – не грузно, а врозь – хоть брось” является выводом, обобщающим содержание двух произведений: сказки “Репка” и басни Крылова “Лебедь, Щука и Рак”.
6. Можно предложить учащимся проиллюстрировать понравившиеся пословицы.
7. Работой обобщающего характера явилось составление классного альбома с записью пословиц, классифицированных по темам и создание учебного проекта по литературному чтению “Пословица не даром молвится”.
Планирование содержания учебного проекта и этапов его проведения
1 этап погружение в проект
Тема проекта Народные пословицы, поговорки.
Возрастная категория учащихся: 1 класс.
Основополагающий вопрос и проблемный вопрос учебной темы:
Зачем нам сегодня нужны пословицы?
Можно ли всегда доверять пословицам?
Дидактические цели проекта:
Формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности, навыков самостоятельной работы с большими объемами информации, понимание учеником прямого и переносного смысла, заключенного в пословице, умение соотносить содержание пословицы с конкретной стороной жизни и наоборот, овладение некоторым запасом пословиц, выработка умения обоснованного употребления пословиц и поговорок в речи.
Научить кратко излагать свои мысли устно и письменно.
Класс получает задания:
Подобрать пословици разной тематики,оформить их в книжку-малышку;
Придумать рассказы, поясняющие смысл пословиц;
Проиллюстрировать несколько пословиц.
Методические задачи:
Выяснить что такое пословицы? Чем пословица отличается от поговорки? Откуда они взялись?
Кто их сочиняет? Какие бывают пословицы? Чему они учат?
Выбор тем индивидуальных исследований учащихся
Пословицы, которые знают мои друзья. Любимые пословицы родителей.
Пословицы, которые чаще всего употребляют люди различных профессий.
Какие пословицы нравятся нашим учителям.
Выдвижение гипотез решения проблем:
Мы предположили, что у пословиц есть ответ на все случаи жизни.
Творческое название проекта: Пословица не даром молвится.
2 этап – организация деятельности
Формирование групп для проведения исследований и определение формы представления результатов
Обсуждение плана работы учащихся индивидуально или в группе
Спросить дома
Сходить в библиотеку
Поискать самим
Воспользоваться энциклопедиями
Хорошо подумать самому
Обсуждение со школьниками возможных источников информации, вопросов защиты авторских прав
Самостоятельная работа учащихся в группах, обсуждение задания каждого в группе Прочитали материал по теме в учебнике
Воспользовались научно-популярной литературой
Провели опрос
Выборочное исследование
Сделали вывод
3 этап – осуществление деятельности
Самостоятельная работа групп
Подготовка учащимися презентации по отчету о проделанной работе
4 этап – презентация
Защита полученных результатов и выводов
Оценивание результатов проекта школьниками и учителем
В ходе работы над проектом ребята узнали
Что такое пословица?
Жанр фольклора (устного народного творчества).
Краткое изречение с поучительным смыслом.
Пословица- “ходячая, житейская” философия народа.
Чем пословица отличается от поговорки?
ПОСЛОВИЦА – законченная мысль.
ПОГОВОРКА – образное, яркое выражение, в ней нет законченной мысли.
Узнали любимые пословицы родителей, друзей, учителей школы, спортивных тренеров и людей других профессий.
Пословица
Кол-во выборов
Место
Делу время – потехе час.
Семеро одного не ждут.
Поспешишь – людей насмешишь.
Семь раз отмерь, один раз отрежь.
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
Под лежачий камень и вода не бежит.
Кто не работает – тот не ест.
Как потопаешь – так и полопаешь.
Работа не волк – в лес не убежит.
Не все то золото, что блестит.
Что посеешь, то пожнешь.
Слово не воробей, вылетит – не поймаешь.
Когда я ем – я глух и нем.
Не рой яму другому – сам попадешь.
Сделал дело – гуляй смело.
Лентяй смекалист на отговорки.
Один в поле не воин.
Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей.
Денег куры не клюют и собаки не едят.
Сумей и с горочки скатиться, сумей и саночки поднять.
Любишь кататься – люби и саночки возить.
Тише едешь – дольше будешь.
Нет худа без добра.
Добра на худо не меняют.
Овчинка выделки не стоит.
При обсуждении полученных данных выяснили , что невозможно говорить по-русски, не зная пословиц. Даже не говоря всей пословицы, мы понимаем, о чём речь
Слово не воробей…
Не все то золото…
Не имей сто рублей…
Тише едешь…
Решили, что не всегда можно доверять пословицам , ведь встречаются и такие, как:
Хорошо бы орать, да рук не марать. Всех дел не переделаешь. У Бога дней впереди много: наработаемся. И даже хорошо знакомая всем пословица “Век живи, век учись… заканчивается словами … дураком помрешь.”
В ходе работы над проектом ребята пришли к выводу , что пословицы нужны и сегодня. Они украшают нашу речь, помогают выразить позицию говорящего короче Пословицы это живость языка, ум, начитанность говорящего.
Доказали, что пословицы необходимы в нашем общении.
Правильное использование пословиц в речи отражает уровень воспитанности и культуры человека.
Источники информации:
К. Д. Ушинский “Избранные педагогические сочинения”” “Советы родителям и наставникам о преподавании родного языка по учебнику “родное слово”.
Советский энциклопедический словарь.
Краткий словарь литературоведческих терминов.
В.П. Фелицына “Русские пословицы, поговорки и крылатые выражения”.
В.Г. Горецкий “Уроки чтения в первом классе”.