Ударные слоги в словах примеры 1. Как считать безударные слоги? Обо обучении грамоте
Ох, уж это ударение ! Никак не получается правильно определить его место в слове.
Первоклассники, перед тем, как изучать буквы, учатся делить слово на слоги и ставить в слове ударение . Нам кажется, что это просто, но на деле оказывается далеко не так. Малышам очень трудно научиться правильно ставить ударение . Сначала дети научились делить слово на слоги. И когда надо поставить ударение, учитель спрашивает: «На какой слог падает ударение?» Дети сразу начинают делить слово на слоги и этим затрудняют себе работу.
Когда мы произносим слово по слогам, определить ударение очень трудно! Как же помочь малышам? И здесь приходит на помощь сказка и игра.
Сказка о молоточке.
Однажды на лесную полянку пришел Мишка. Он походил по полянке и никого не нашел. Мишка оставил свой след. Почему след остался такой? (Потому, что в слове МИШКА 2 слога). А сам ушел искать друзей.
В это время на полянку выскочил Зайка. Он уже давно бегал по лесу в поисках Мишки. Мишку он не увидел, но заметил след и сразу подумал, что здесь был Мишка. Зайка решил позвать его.
« Миш-ка, Миш-ка», - кричал Зайка. Но Мишка не слышал. И тут Зайке на помощь пришел волшебный Молоточек. Он ударил по одному слогу и слог прозвучал громко-громко и очень долго: «Миииииш-ка»! Мишка сразу услышал, что его зовут и пришел. Зайчик был рад другу. А след Мишки стал таким
Теперь Зайка и Мишка решили позвать остальных друзей. «Ли-сич-ка»,- кричали они. Но Лисичка не отзывалась. Тогда Зайка позвал волшебный Молоточек на помощь и ударил на один слог. Этот слог звенел громче и дольше, чем остальные, и Лисичка сразу услышала.
Так друзья позвали и Ежика, и Волчонка, и Белочку. И каждый раз волшебный Молоточек помогал им. Он ударял по одному слогу и этот слог звучал очень громко и долго.
Когда все друзья собрались, Зайка поблагодарил Молоточек за помощь. А Молоточек улыбнулся и сказал: «Я живу в каждом слове и называюсь Ударение . Только один слог в слове я могу сделать громким и долгим. И чтобы этот слог звучал долго, я всегда стучу по гласному звуку, ведь только гласные могут петь. А еще я могу перепрыгивать с одного слога на другой и изменять слова, ведь я Ударение - волшебный Молоточек ».
А теперь можно предложить ребенку самому определить, по какому слогу стучит молоточек Ударение. Для этого разделите слово на слоги и напишите слоговую схему. А потом "позовите" это слово, указывая на произносимый слог. Если ребенок затрудняется, то стоит ему помочь.
Главное, чтобы ребенок понял:
- чтобы определить ударный слог, не надо слово произносить по слогам. Надо "позвать" его, произнося нараспев.
- Ударение падает на гласный звук, т.к. только гласный можно протянуть, пропеть.
Понравилась сказка? Ваши друзья будут благодарны, если вы поделитесь этим материалом с ними. Кликните по кнопочкам соц.сетей и ваши друзья тоже смогут прочитать эту сказку и научить ребенка ставить ударение.
ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЯ НАХОДИТЬ И ВЫДЕЛЯТЬ УДАРНЫЙ СЛОГ В СЛОВЕ
В русском языке ударный слог выделяется несколькими фонетическими средствами одновременно: силой, проявляющейся в громкости, большей долготой, или длительностью; наконец, тембром - особым качеством звуков, составляющих слог. Ударный слог произносится с большей силой, отсюда – прием быстрого и многократного произношения слова с выкрикиванием ударного слога. Г.П.Фирсов описывает данный прием, обычно практикуемый в начальных классах: «В быстром темпе произносить несколько раз какое – либо слово, затем его выкрикнуть – и тогда ударный слог должен резко обозначиться: машина, машина, машина (Фирсов Г.П. Как я обучаю литературному произношению на уроках фонетики). Сохраняется ли большая сила в ударном слове, если произносить слово не громко, а тихо, даже шепотом? Да, и при шепотном произношении ударный слог будет восприниматься как наиболее сильный за счет специфического тембра звуков ударного слога.
Выделение ударного слога большей долготой – основа для приема протягивания ударного слога в слове. Слово произносится медленно, нараспев, ударный слог протягивается: чааайка, бееелый, любииить. В школьной практике данный прием наиболее популярен и используется на уроках в форме выполнения задания «Позови слово!». Этот опыт недостаточно надежен на ранних этапах формирования у младших школьников умения определять ударный слог: отыскивая ударный слог способом протяжения, дети начинают тянуть все слоги в слове, либо теряя при этом ударный, либо выбирая его случайно. Протяжное проговаривание ударного слога уместнее использовать на этапах более или менее сформированного у ученика умения выделять ударный слог. Прием протягивания ударного слога важно сочетать с приемом искусственного изменения места ударения в слове: карандаш, карандаш, карандаш. В использовании данного приема кроются большие резервы для совершенствования умений учащихся начальных классов. Для упражнений подбираются слова разных частей речи: имена существительные, прилагательные, глаголы, наречия. Эффективно включать в упражнения имена собственные: имен и фамилий учащихся, хорошо известных географических названий: Дима, Пирогов, Нева, Мурманск.
Задания к работе с такими словами (записанными на доске) могут быть следующими:
Прочитайте слова так, как требует знак ударения.
Какое слово – забавное, смешное, необычное?
Какое слово – знакомое, привычное?
В каком слове ударный слог легче всего тянется?
Таким образом, в поисках ударного слога совмещаются оба приема: прием протяжного произнесения ударного слога и прием искусственного изменения места ударения в слове.
В практике учителей начальных классов, кроме названных, имеют место и другие приемы выделения ударного слога: отбивание, простукивание, а также прохлопывание либо только ударного слога в слове, либо всех слогов с подчеркнутым ударением.
Самостоятельное определение ударения в слове, самостоятельная постановка в нем знака ударения предполагает совершение учеником целого ряда действий (операций), составляющих алгоритм определения ударного слога в слове:
- Произношу слово, выделяя ударный слог.
- Называю ударный слог.
- Ставлю знак ударения над гласной буквой ударного слога.
Приведу пример рассуждений: «Пилот – ударный слог – лот, знак ударения ставлю над гласной буквой о; ежик – ударный слог – е, знак ударения не ставим, эта буква находится под ударением».
Краткосрочное планирование
Тема: Как найти ударный слог? Выделение силой голоса ударного слога при произношении слова. Написание элемента «длинная прямая линия с закруглением внизу»
УРОК 1.Приветствие
Дата: 19.09.16
Ф.И.О. преподавателя: Овчаренко Т.А
Количество присутствующих:
Количество отсутствующих:
Цели обучения, которые необходимо достичь на данном уроке
Развитие навыков:
1.1.1.1 Понимать, что такое речь, текст, предложение, слово.
1.2.5.1 Формулировать вопросы к иллюстрациям/тексту (с помощью учителя), отвечать на
вопросы по содержанию прочитанного.
1.3.3.1 Составлять картинный план, план-схему текста и озаглавливать (с помощью учителя).
1.1 Понимание основных единиц речи (текст, предложение, слово).
2.1 Использование видов чтения.
2.5 Формулирование вопросов и ответов.
3.3 Составление плана текста.
Цели урока
Языковая цель
Все учащиеся смогут:
Отвечать на вопросы учителя по иллюстрации.
Контролировать свои действия при делении слов на слоги, определении ударного слога. Определять на слух ударный слог в словах. Различать понятия «ударный» и «безударный» слоги.
Большинство учащихся смогут:
Составлять предложения по схеме с соответствующей интонацией.
Классифицировать слова по группам.
Обозначать ударный слог на схеме слова условным знаком.
Отвечать на итоговые вопросы урока.
Оценивать свою работу на уроке.
Некоторые учащиеся смогут (для сильных)
Формулировать вопрос по содержанию текста.
Составлять рассказы по иллюстрации и на основе жизненных впечатлений.
Называть способы выделения ударного слога в слове («позвать» слово, «спросить» слово).
Трехьязычие: тэртш, порядок, order. Основные термины и словосочетания:
Речь устная и письменная, предложение, слово, слог, ударение. Используемый язык для диалога/письма на уроке:
Вопросы для обсуждения:
Что твои вещи могут рассказать о тебе?
Как ты помогаешь маме?
Предшествующие знания
Посадка при письме, речь устная и письменная, предложение, знаки препинания в предложении, схема предложения, слово, слоги, ударение.
Планируемое время
Запланированная деятельность
Начало урока.
Середина урока.
Конец урока
Создание положительного эмоционального настроя.
Аутотренинг. Для настроя на работу учитель просит детей произнести
следующие предложения:
«Я в школе на уроке, сейчас я начну учиться.
Я радуюсь этому.
Внимание мое растет.
Я как разведчик все замечу.
Память моя крепка.
Голова мыслит ясно.
Я хочу учиться.
Я готов(-а) к работе.
Работаю!»
Актуализация жизненного опыта. Целеполагание. (Г) Дифференцированная работа.
Для нечитающих детей: распределить предметные картинки по группам.
Читающие дети читают загадку, 2 группа показывает карточку со словом, 1 группа - картинку. Учащиеся объясняют, в какую группу поместили слово.
Группы слов: одежда, посуда, обувь(по 5 слов в группу).
Как одним словом назвать все эти предметы? (вещи, необходимые человеку)
Для чего эти предметы нужны человеку?
Могут ли эти предметы рассказать о хозяине?
Работа над новой темой.
Учитель читает отрывок из произведения К. Чуковского «Федорино горе».
Какая речь сейчас прозвучала?
Задайте вопрос по сказке. (О чем говорится в сказке? Что произошло с Федорой?)
Какой речью мы пользуемся, когда рассказываем сказку?
Работа по учебнику.
Задание № 1. Учащиеся помогают Федоре позвать посуду. Идет Федора по лесу и зовет свою посуду. Почему?
Позови посуду и ты. Подбор схем к словам.
Какая схема подходит к этому слову?
Что мама дома делает, ухаживая за посудой? Как вы помогаете маме? (Г)
Дифференцированная работа. «В гостях у бабушки Федоры».
группа: Назови, какой посуды на кухне у Федоры много. (У Федоры много голубых чашек, красных сахарниц и т.д.)
группа: Расскажи, какие предметы посуды убежали от Федоры и без какой части они остались. (От Федоры убежал чайник. Чайник без носика.)
Згруппа: Посчитай, сколько предметов посуды вернулось. Назови их. (Вернулось пять желтых тарелок.) Трехъязычие: тэртш, порядок, order.
Заяц видит красную вкусную морковку.
Динамическая разминка
Скачут, скачут во лесочке
Зайцы - серые клубочки
Руки возле груди, как лапки у зайцев; прыжки.
Прыг - скок, прыг - скок -
Встал зайчонок на пенек
Прыжки вперед - назад
Всех построил по порядку, стал показывать зарядку.
Раз! Шагают все на месте.
Два! Руками машут вместе.
Три! Присели, дружно встали.
Все за ушком почесали.
На четыре потянулись.
Пять! Прогнулись и нагнулись.
Шесть! Все встали снова в ряд,
Зашагали как отряд.
Работа в прописи.
Задание № 1. Упражнение «Помощники». Раскрашивание и письмо элементов.
Задание № 2. Прописывание элемента «прямая линия с закруглением внизу вправо».
Работа по учебнику.
(К, Г) Задание № 3. Разноуровневые задания.
группа - меняет местами слоги, образуя новые слова (кабан - банка.) Составляет схемы, определяет ударный и безударный слоги.
группа - меняет слоги местами (камыш - мышка, сосна - насос) и составляет предложения с этими словами.
(П) Задание № 5. Развитие внимания, наблюдательности, мышления. Каждому ученику учитель предлагает навести порядок на картинке и объяснить, почему он так сделал. Составление предложений по схеме.
Пальчиковая гимнастика. «Помощник». Посуду моет наш Антошка. (Потереть ладони друг об друга) Моет вилку, чашку, ложку.
(Разгибать пальцы из кулачка, начиная с мизинца) Вымыл блюдце и стакан. И закрыл покрепче кран. (Имитирующее движение кистью руки)
Наши пальцы сжались тесно. Что такое? Интересно? Видно, им прохладно стало. Их укроем одеялом. (Дети сжимают левую руку в кулачок, а правой обхватывают его и сильно сжимают. Затем меняют руку. Потом опускают руки и слегка трясут ими. Повторяют упражнение несколько раз.)
Работа в прописи.
Задание № З.Раскрашивание «Где чья чашка?»
Детям предлагается образец. Нужно закрасить соответствующим
На свободных линиях можно прописать изучаемые элементы или составить и записать план-схему к тексту «Помощники» (читает учитель или составляют дети).
Итог урока. Рефлексия.
Мы изучали сегодня... Мы хорошо поработали над... Первая группа хорошо справилась с... Вторая группа правильно сделала... Третья группа работала... Мы хотим узнать о..
Предметные картинки, карточки со словами, карточки с загадками.
Отрывок из книги К. Чуковского «Федорино горе» или отрывок мультфильма
Карточки для групповой работы
Дополнительная информация
Дифференциация
Как вы планируете поддержать учащихся
Как вы планируете стимулировать способных учащихся
Оценивание
Как вы планируете увидеть приобретённые знания учащихся
Межпредметные связи соблюдение СанПиП
ИКТ компетентность
Связи с ценностями
Работа по группам. Разноуровневые задания.
Наблюдая за работой учащихся в группе, их самостоятельной работой. Задавая вопросы по ходу урока. Просматривая работы учащихся в тетради (задания). Задавая вопросы во время просмотра мультфильма. Анализируя результаты ученической рефлексии. (Ступеньки успеха).
математика
познание
самопознание
казахский язык
английский язык
Рефлексия
Используйте пространство ниже, чтобы подвести итоги урока
Ответьте на самые актуальные вопросы об уроке из блока слева
Были ли цели обучения реалистичными
Что учащиеся сегодня изучили
На что было направлено обучение
Хорошо ли сработала запланированная дифференциация
Выдерживалось ли время обучения
Какие изменения из данного плана я реализовал и почему
Итоговая оценка
Какие два аспекта в обучении прошли очень хорошо с учётом преподавания и учения
Какие два обстоятельства могли бы улучшить урок с учётом преподавания и учения
Что узнал об учениках в целом или отдельных лицах
Каждый знает, что слоги в слове можно посчитать. Слово я состоит из 1 слога, она —из 2, машина — из 3, телевизор— из 4 и т. д. Как определить, какой слог ударный? Произнести слово отчётливо и послушать себя. А потом сосчитать: счёт идёт от начала слова. В слове она 2-й слог ударный, в слове телевизор - 3-й.
Какие слоги бывают в слове, кроме ударных? Безударные . Они делятся на предударные и заударные . Предударные слоги — это слоги перед ударным, а заударные — за ним. В слове телевизор слоги теле — предударные, а зор — заударный.
Безударные слоги считают от ударного:
ле — 1-й слог перед ударением, значит, это 1-й предударный,
те — 2-й слог перед ударением, значит, это 2-й предударный,
зор — 1-й слог за ударением, значит, это 1-й заударный слог.
Видите, предударные слоги считаются справа налево, а заударные — слева направо.
Рассмотрим пример: освежа´ ющий, в нём 3-й слог ударный.
Считаем предударные слоги:
1-й предударный — све
2-й предударный — о
Считаем заударные слоги:
1-й заударный - ю
2-й заударный - щий
Зачем нужно считать безударные слоги? Их считают, для того чтобы правильно выполнить фонетическую транскрипцию слова. В школьной практике процедура транскрибирования слов упрощена. Но в профильных классах требуют учитывать характер редукции безударных гласных в зависимости от позиции. Нужно понимать, что редукция в разных слогах неодинакова. Так, во 2-м предударном слоге после твёрдых согласных на месте "о" и "а" произносится звук, больше напоминающий [ы], чем [а] — его принято обозначать так: [ъ], в то время как в 1-м предударном произносится [а]. Пример:
Догово´ р - [дъгаво´ р], звук [ъ] обозначает безударный гласный во 2-м предударном слоге после твёрдого согласного.
Ба´ бушка - [ба´ бушкъ], тот же звук произносится в заударных слогах после твёрдых согласных.
В на этом сайте даются варианты транскрипции: одна из них — более подробная, учитывающая характер реализации гласных в разных безударных слогах, другая — упрощённая. В примечаниях говорится, какие особенности произношения опущены в упрощённой транскрипции. Для этого используются условные обозначения: * или цифры: 1, 2, 3 .
(букварь с. 18)
Тип урока: изучение нового.
Тема: «Ударение. Ударный слог.»
Цель : обеспечить условия для ознакомления с ударным и безударным слогом.
Планируемые результаты:
Предметные:
Обучающиеся научатся: различать гласные ударные – безударные.
Личностные:
Принимают учебную задачу, ищут способ ее решения, осуществляя пробы.
УУД (метапредметные):
Регулятивные: умеют оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки.
Познавательные: общеучебные – объясняют смыслоразделительную роль ударения слов (замок – замок);
Логические – выделяют ударные слоги при произнесении различных слов, определяют на схеме место ударения в слове.
Коммуникативные: умеют использовать речь для регуляции своего действия.
Оборудование:
Т.М. Андрианова «Букварь»;
Т.М. Андрианова рабочая тетрадь к «Букварю»;
Т.М. Андрианова « Букварь» электронный учебник;
Предметные картинки, компьютер.
Технологическая карта урока № 16
Основные этапы организации учебной деятельности
Цель этапа
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Познавательная
Коммуникативная
Орг. Момент
Готовность к уроку
Прозвенел и смолк звонок.
Начинается урок.
Мы за парты дружно сели
И на доску поглядели,
И открыли поскорей
Очень много букварей.
Формулируют правила поведения на уроке
Мотивация
Организация мотивирования ученика к учебной деятельности.
1. Рассматривание картины и составление по ней предложений. Определение количества слов в предложении и составление схем предложений.
Перед детьми выставляется картина "Семья"(папа,мама,дедушка, бабушка,дочка,сын и младенец;все члены семьи заняты своими делами)
-
Сколько слов в этом предложении?
(3)
-
Какое слово первое? (второе? третье?)
-
Почему в начале схемы вы поставили вертикальную черту?
(Начало предложения пишется с большой буквы.)
-Почему в конце схемы стоит точка?
(В конце каждого предложения ставится точка.)
(
Далее по картине составляются предложения о других членах семьи и составляются схемы.
)
2.Придумывание по картине слов, состоящих из одного, двух и трех слогов.
сын мама бабушка
дочь папа картина
внук кошка кубики
стол чайник машина
стул кресло тарелка
Организует составление предложений с помощью вопросов
(Дети рисуют схему предложения в тетрадях, учитель - на доске)
Рассматривают картину и составляют предложения
Дети составляют предложение: "Папа смотрит телевизор"
|____ ____ ____.
(Называя слова, дети отхлопывают количество слогов в ладоши).
Инвариативная часть
Актуализация знаний (вспоминаем, что знаем)
Актуализация изученных способов действий, достаточных для построения нового знания и их обобщения.
Работа со звуковыми карточками. Составление схем слов: [ ир , ис ], [ир , ис].
- Что обозначают эти слова? (название цветка и название конфет)
- чем различаются схемы слов? (Ничем)
- что помогает нам различать эти слова? (Изображения предметов)
Постановка учебных задач
Создание проблемной ситуации. Фиксирование новой учебной задачи.
Послушайте одну интересную историю. Собрались как-то слова на большом листе бумаги. Лист был такой большой, что его пришлось вынести в поле, потому что только там он поместился в развернутом виде. Слова на этом листе были самые разные, попадались среди них и слова - близнецы: пишутся одинаково, а обозначают разное. Поди разберись! Вдруг в небе появилась темная туча и пошел дождь. Был он не долгим и редким, а когда выглянуло солнышко, то оказалось, что над одной из гласных букв в словах появились маленькие черточки: как будто капелька дождя хотела ударить гласную, но передумала, да так над ней и застыла. Черточку эту с тех пор стали называть ударением. Ударный гласный с тех пор выделяют в словах голосом - он произносится громче и дольше остальных звуков в слове. Слог с таким гласным называют ударным .
- Давайте произнесем название цветка и название конфет, нарисованных на рисунке.
- Что необычного заметили?
- В этих словах, одинаковых по схеме и написанию, ударение стоит на разных слогах.
Нам сегодня предстоит познакомиться с ударением и ударным слогом.
Коллективное обсуждение
Реализация построенного проекта
Решение исходной задачи
1. Сравнение названий предметов и схем.
(ирис – ирис, замок – замок, гвоздики – гвоздики)
- Произнесите слова с выделением голосом разных слогов.
- Какие звуки были ударными: гласные или согласные?
2. Знакомство со звуком ударения.
- От ударения в слове зависит его смысл. Чтобы правильно определить ударный слог, слово нужно произнести целиком, а не по слогам.
Попробуйте спросить: «Это лиса?»
-
Произнесите это слово и послушайте, с одинаковой ли силой голоса произносится каждая часть этого слова?
(один из слогов произносится с большей силой голоса)
-Какой же это слог?
(второй, "са")
-Этот слог выделяется в слове силой голоса, протяжным произношением: этот слог - ударный.
____|_____ (схема слова)
-
Сколько выделено частей?
(2)
-Над какой частью сверху косая черточка?
(над второй)
-
Какая часть произносится с большей силой голоса, протяжно?
(вторая)
-На какую часть слова падает ударение?
(на вторую)
-Какой слог ударный?
(второй)
3. Тренировка в постановке ударения в словах
Назовите нарисованных животных с выделением голосом ударного слога и ударного гласного звука: лиса, белка, барсуки, аист, ворона, лебеди.
4. Работа со звуковыми схемами слов.
- Назовите сначала трехсложные, а затем двусложные слова.
- Назовите слова с первым ударным слогом, затем со вторым,
потом – с третьим.
- Назовите слова с мягкими согласными звуками.
- Назовите эти звуки в ударных слогах.
- Произнесите двусложные слова с последовательным ударением на всех
гласных звуках. Что получилось?
(один из слогов произносится с большей силой голоса)
(звуки [а ], [э ], [и ], [ а], [ о], [э ])
Физкультминутка
1. Я на скрипочке играю:
Ти-ли-ли, ти-ли-ли!
Пляшут зайки на лужайке,
Ти-ли-ли, ти-ли-ли!
2. Заиграл на балалайке:
Тренди-брень, тренди-брень!
Пляшут зайки на лужайке,
Тренди-брень, тренди-брень!
3. А теперь на барабане:
Бум-бум-бум! Трам-там-там!
В страхе зайки разбежались
По кустам, по кустам!
самостоятельная работа с проверкой по этолону
Коррекция отработки способа нахождения ударного – безударного гласного
- Ударение очень помогло словам - близнецам, значение которых можно понять только правильно поставив ударение. Давайте определим ударение в словах - близнецах.
Рысь идет на мягких лапах, Рысь добычи чует
запах
.
Швея стачала юбку в швах, А сзади сделала
запах
.
На ветку дуба сели
белки
,
Устроив в роще посиделки. Шеф-повар просит нас: "Сынки!
Для торта сбили бы
белки
!"
Лечили кошке оба
уха
,
Боялись, что лишится слуха.
У кока легкая рука:
Из щук отличная
уха
!
Из теста сделали
кружки
, из них слепили пирожки,
Компот налили в
кружки
:- Отведайте, подружки!
Осуществляют пошаговый контроль своих действий.
Закрепление через сравнение
Дети стоят в кругу.
Учитель кидает мяч, называет слово с ударением на первом слоге, а дети называют слова с ударением в конце.
Запах, стрелки, хлопок, мука, орган, кружки, козлы, замок, полки, ирис.
Вариативная часть
VIII
Включение в систему знаний, повторение
1. Чтение загадки – шарады.
- Сравните схемы слов –отгадок.
- Найдите в тексте объяснение значения слова – отгадки.
2. Дифференцированное задание.
(козлы – козлы)
Контроль на этапе окончания учебной темы
карточки
Дидактическая игра: "Где прячется ударение?"
(Детям раздаются карточки с предметными картинками и схемами слов.
Ребенок должен поставить ударение над соответствующим слогом. Затем ребенок называет слово, говорит, где стоит ударение и придумывает с этим словом предложение).