Витраж в искусстве средних веков западной европы. Как устроены средневековые витражи
В религиозных обрядах свет всегда играл особую роль, он был символом созидания и божеской милости. В самом начале Ветхого Завета записано: «И сказал Бог: да будет свет. И стал свет. И увидел Бог, что он хорош; и отделил Бог свет от тьмы». Земным воплощением божественного света стали витражи романских и готических соборов — настоящие произведения искусства Средневековья. Наглядное тому подтверждение — витражи старинного собора в Шартре и собора Парижской Богоматери, построенного в XII-XIV веках.
Особенность витражных стекол заключалась в том, что снаружи они почти не заметны, бесцветны, сливаются со стенами, видны лишь очертания креплений. Всю красоту художественного изображения можно оценить внутри собора. При хорошей погоде яркий солнечный свет, проникающий сквозь стекла-витражи, преображает их, они начинают светиться.
Первоначально основными цветами витражей были, как правило, красный и синий. Позднее научились в расплавленную стеклянную массу добавлять окислы металлов и получили зеленые, желтые и коричневые стекла. Иногда их делали рельефными, выпуклыми, что усиливало преломление света, его «игру». О мастерстве художника можно судить по подбору разноцветных стекол, создающих удивительные орнаменты или картины на религиозные темы.
Витраж, сооруженный на портале собора Парижской Богоматери перед входом,- круговой, он изготовлен в виде так называемой розетки. Снаружи он кажется темным и невыразительным, к тому же его «заслоняют» скульптуры Мадонны с младенцем на руках и два ангела.
На витражах северной стороны собора, созданных в 1250-е годы, изображены сюжеты из Евангелия, в центре их — также Мадонна с младенцем. На витражах южной стороны запечатлен образ Христа в окружении апостолов и мучеников. Изнутри эти розетки кажутся светящимися яркими звездами на темном фоне стен собора…
История витражей уходит корнями в Древний Египет. При раскопках храмов археологи нередко находили цветное стекло, которое архитекторы и строители прошлого использовали еще во втором тысячелетии до нашей эры. Затем цветные стекла появились в окнах раннехристианских базилик Рима, Равенны. Красный и синий цвет стекол позволял снизить интенсивность солнечных лучей. Цветные стекла создавали внутри храма особую таинственную атмосферу посвящения к высшим божественным силам.
Сюжетные витражи на евангельские темы появились в раннехристианских романских храмах Франции в X-XII веках. Цветные стекла осторожно вырезались, из них на плоскости составлялось изображение, потом все стекла крепились специальными свинцовыми полосками с углублениями. Чем выше поднимались потолки храмов, тем выше делались витражи, тем праздничней и нарядней становилось внутри храма.
На верующих витражи производили впечатление какого-то неземного благословения. Они завораживали, становились еще одним атрибутом святости и веры. Их рассматривали как картины художников.
Один из немногих готических соборов Франции, в котором сохранились почти неизменными витражи с XII-XIII веков, является Шартрский, строительство, которого началось еще в середине X века. В общей сложности в его высоких стрельчатых окнах установлено 146 витражей. В них изображены около 1400 сюжетов на разные темы из истории христианства. Наряду со сценами из Ветхого и Нового Завета запечатлены около 100 сюжетов из жизни королей, рыцарей, ремесленников, все знатные лица, которые пожертвовали средства на содержание собора. Эти цветные стеклянные художественные «полотна» занимают площадь около 2600 квадратных метров. Со времен Средневековья они дошли до нашего времени почти нетронутыми.
Но в период Реформации витражное искусство пережило упадок, более того, появились религиозные деятели, которые утверждали, что витражные стекла искажают дневной Божий свет и их надо заменить.
В эпоху барокко и Просвещения витражи никого не интересовали, старые не реставрировались, новые не создавались. Некоторые витражные стекла разбивали, заменяя простым стеклом. Такое варварское отношение длилось почти до XIX века, когда снова возродился интерес к этому искусству. Правда, новоявленные мастера принялись заменять прежние «устаревшие» витражные картины на новые. Тем самым были загублены сотни, если не тысячи старинных витражей в храмах Франции, Германии. Многие оригинальные стекла стали добычей коллекционеров.
Современный способ изготовления витражей почти не изменился с тех давних пор. Так же подбираются цветные стекла, из них составляется либо яркая мозаика, либо картинное изображение. Стеклорезательная техника позволяет создавать не только яркие, но и полутоновые расцветки. Для крепления стекла все так же используется свинцовая проволока или пластмасса. Но есть и некоторые новшества. На прозрачное стекло нередко наносят узор гравированием или травлением плавиковой кислотой. Тем самым проявляются новые фактурные возможности стекла.
Сложно представить современный архитектурный дизайн без светопрозрачных конструкций. По пятницам портал ОКНА МЕДИА будет знакомить своих читателей с истоками стекольного мастерства в разных странах. Сегодня в центре нашего внимания средневековый витраж: «говорящее» цветное стекло в часовне Сан-Шапель и Шартрском кафедральном соборе во Франции.
Витраж как Библия Средневековья
Фото: пламенеющая готика. Роза в западном портале часовни Сен-Шапель
В переводе с латинского vitrum переводится буквально – стекло. Во французском языке слово приобретает спецификацию: vitre означает не любое стекло, а стекло оконное. Именно это значение образует содержание понятия витраж: это произведение из цветного стекла, предназначенное для заполнения проема в каком-либо архитектурном сооружении и пропускающее свет.
Двойственная природа витража – разделять пространство и делать границу незримой – как нельзя лучше выразила средневековую христианскую философию неслиянности и нераздельности земного и небесного, и потому изготовление витражей нашло столь широкое применение именно в европейском храмовом искусстве. Витраж воплощал идею трансформации скудной земной жизни в божественное царство и действия божественной благодати на земное: темные цветные стекла внутри романских и готических соборов, капелл и церквей неожиданно вспыхивали ярким разноцветным пламенем под воздействием яркого солнечного света, рассказывая о самых важных моментах Священной истории.
Витражи также часто называли «библией для бедняков». До появления печатного станка рукописи Старого и Нового Завета были доступны лишь горстке монахов и королям. Население средневековой Европы в большинстве своем не владело грамотой, месса на латинском языке была почти не доступна для понимания простым мирянам, и витраж служил своеобразным «стеклянным комиксом» для необразованных прихожан. В красочной и эмоциональной манере под величественные звуки органа стекло повествовало об истории древних пророков, Иисуса, Девы Марии, апостолов и святых. Трудно переоценить впечатление, производимое таким ансамблем на человека эпохи Средневековья, практически постоянно живущего в полумраке готического города с узкими улицами, освященными лишь смоляными факелами.
Изготовление витражей как храмовое искусство Европы: Сен-Шапель
Часовня Сен-Шапель построена в 13 веке в самом сердце Парижа, на территории Королевского Дворца Консьержери, где позднее обосновался Дворец Правосудия, на острове Сит`э, который с высоты напоминает маленькую лодочку в волнах огромного города. Капелла обладает самым полным на сегодняшний день собрание витражного искусства 13 века. Пятнадцать композиций из цветного стекла последовательно рассказывают о главных библейских событиях в соответствии с содержанием старозаветных книг и Нового Завета. Начиная от северной стены и по часовой стрелке посетитель может «прочесть» Бытие, Исход, Числа, Книгу Иисуса Навина, Книгу Судей Израилевых, Книгу пророка Исайи и Иессеево Древо, историю Святого Иоанна Богослова и детства Христа, историю страстей Христовых, о Святом Иоанне Крестителе, Книгу пророка Даниила, Книгу пророка Иезекииля, Книги Иудифи и Иова, Книгу Есфири и Книгу Царств. Над ложей короля архитекторы предусмотрительно разместили витражные изображения библейских царей Давида и Соломона.
Поражает тщательность и скорость, с которой собирались стеклянные картины-повествования в часовне. Капелла была построена архитектором Пьером де Монтрейлем в рекордные для Средневековья сроки – всего за шесть лет, с 1242 по 1248 годы. Став обладателем бесценных христианских реликвий, добытых в очередном Крестовом походе на Константинополь – Тернового венца, окрапленного кровью Христа, копья Лонгина, которое пронзило ребра Иисуса и частицей Животворящего Древа, на котором был распят Спаситель, - король Франции Людовик Святой повелел возвести достойное хранилище этим ценностям, или реликварий, как его называли в те времена. Так появилась Святая Капелла, очень скромная в размерах, но бесконечная в своем содержании, в том числе в сфере достижений строительного искусства.Капелла построена из светлого песчаника. Ее длина всего 35 метров, ширина 17 м, а высота 43 метра. Шпиль капеллы украшает фигура Архангела Михаила. При возведении храма использовались передовые для 13 века технологии, например, масштабные металлические крепления, которые стали активно применяться в строительстве только в 20 веке.
Изготовление витражей достигло здесь небывалого уровня филигранности. Витражи занимают более 600 м2 общей площади здания. Большая их часть выполнена из стекла насыщенного красного и синего цветов. Кульминация библейского рассказа – образ Апокалипсиса – заключен в витраж диаметром 9 метров с витиеватым романским узором на западном портале капеллы. Эта работа датируется 15 веком. До нашего времени капелла прошла череду реставраций и утратила примерно одну треть аутентичных витражей. Основной урон картинам из стекла нанесли 18 век и эпоха Революции: в целях лучшего освещения внутреннего пространства церкви часть витражей из окон была просто удалена и заменена обычными стеклами. Сегодня витражи восстановлены. Однако сами реликвии, ради которых строилась церковь, перенесены в Собор Парижской Богоматери, и сейчас Капелла существует как светское музейное здание.
Цветное стекло в монументальной архитектуре Шартра
Монументальный собор в Шартре, рассчитанный на большое количество прихожан, был возведен почти одновременно с камерной придворной парижской Сен-Шапель и освящен в присутствии Людовика IX и членов королевской семьи в 1260 году. Время почти не тронуло его величественные своды. За все время своего 800-летнего существования собор ни разу не реставрировался и не перестраивался, и сегодня мы видим это прекрасное творение романской архитектуры практически таким же, как жители средневековой Франции.
Фото: величественные своды Шартр
а
Площадь витражей в Соборе составляет 2000 м2 и традиционно изображает события Ветхого и Нового Завета. В убранстве храма использовано 10 000 скульптурных изображений. Как и любой собор романо-готического периода, Собор в Шартре - это книга, буквы которой сотворены в виде символических изображений из камня и стекла. Колонны, порталы, нефы, витражи, сам общий план собора в виде креста – каждая деталь здания становится словом обширного христианского повествования. Интересны смысловые переклички между напольными и витражными изображениями, предусмотренные архитекторами храма. Символический лабиринт, выложенный на полу от входа к алтарной части, изображает витиеватый путь верующего к Богу. Его диаметр совпадает с диаметрами трех огромных витражных роз на стенах собора.
Две башни здания представляют две эпохи средневекового искусства: правая знаменует лаконичный романский стиль, а левая – т. н. пламенеющую готику, изобилующую множеством декоративных деталей. В 16 веке южный фасад собора дополнили астрономические часы, показывающие фазы Луны, знак Зодиака и время восхода и заката Солнца.
Витражные ансамбли Шартра создавались веками. Интересны они тем, что представляют не только библейские, но и светские сюжеты и образы. Связано это со статусом заказчиков. Изготовление витражей в Шартре в разное время спонсировалось не только священнослужителями, но и зажиточными горожанами: представителями ремесленных цехов и гильдий. Естественным желанием меценатов было запечатлеть свой труд в композициях собора. Благодаря этому сегодня наш взгляд приковывают разнообразные бытовые фрагменты в общем священном контексте витражных картин: аптекари, тщательно проверяющие состав эликсиров в «Чудесах св. Николая», плотники и колесники, орудующие топорами на витраже с «Историей Ноя», кузнецы, которые меняют подковы лошадям в сцене искупления грехов.
Один из наиболее крупных витражных ансамблей храма - пояс из 68 семиметровых витражных окон, изображающих различные моменты Священной истории. Самый знаменитый витраж Шартра - Notre Dame de la Belle Verrere дословно переводится как Богородица из красивого стекла. Общее впечатление от Шартрского собора ярко описал Жан Вийет: "когда солнце горячо, плиты пола и поверхность столбов покрываются огненными, ультрамариновыми и цвета граната пятнами, растушеванными на зернистой поверхности камня, как от прикосновения пастели. В серую погоду вся церковь наполняется голубоватыми мерцаниями, придающими большую глубину перспективе, сводам - больше таинственности".
Обилие архитектурных деталей в их причудливой взаимосвязи не перестает порождать исследовательский интерес к символической стороне «загадочных» конструкций Сен-Шапель и кафедрального собора в Шартре.
Чтобы в полной мере оценить красоту и хотя бы отчасти постичь смысл внутреннего убранства этих средневековых шедевров, особенно, витражей в их полном великолепии, несомненно, стоит вооружиться кратким историческим справочником и отправиться на экскурсию в яркий солнечный день, когда красно-синие блики стекол рисуют свой неповторимый узор на каменных стройных колоннах.
Само слово "витраж" переводится с латинского как "стекло". Он считается одним из самых утонченных и особенных видов искусства, богатого своей историей и техниками исполнения. Краткая история возникновения витража будет поведана читателю в статье.
Предпосылки возникновения витражей
Учителя, рассказывая историю витража для детей на уроках, начинают с первопричин его возникновения. Появление первых цивилизаций связано со множеством открытий. Именно тогда и начали добывать стекло. Со временем научились делать его цветным и использовать для украшения различных объектов. В каждой культуре были свои особенности применения такого стекла:
- Шумеры украшали крыши своих храмов.
- Египтяне наматывали стекло спиралью и делали из него цветные сосуды.
- Римляне и греки были специалистами по изготовлению античных ваз и кубков с декоративной резьбой и множеством украшений.
Все эти открытия датируются началом второго тысячелетия до нашей эры. Только спустя еще тысячу лет сирийцы научились выдувать стекло, чем и дали начало истории развития витража.
Появление первых витражей
В истории появление витража не ознаменовано точной датой. Но известно, что в христианской эпохе впервые стали использовать цветное стекло для изготовления нехитрых картинок. Его с помощью замазки крепили на доски или А с появлением первых храмов свое развитие получили византийские витражи. Хвалебные стихи и описания композиций из стекла были популярны у поэтов четвертого-пятого века. В те времена витражам придавали божественное значение, а проходящий через них свет сопоставлялся со святым духом.
История развития
К сожалению, до нашей эпохи так и не дошли витражи старше десятого века в целом состоянии. О них можно судить по оставшимся осколкам и записям поэтов. Зато в дальнейшем данный вид искусства получил широкое развитие и распространился по всем странам. Рассмотрим подробнее историю происхождения витражей, перемену стилей и техники в каждой эпохе.
Романские витражи
История появления витражей рассказывает, что романские возникли в одиннадцатом веке и были актуальны еще целое столетие. Именно они стали первыми классическими витражами, в которых картинка складывалась из кусочков цветного стекла и профиля из металла.
Особенности романских витражей:
- позволить их себе могли не все из-за высокой стоимости, так как техника плавления и выдувания стекла была очень сложной и трудоемкой;
- появились отдельные мастера по заготовкам тонких листков стекла и специалисты по непосредственному составлению картин, что повысило качество романских витражей;
- для изготовления одной панели уходило более сотни различных кусочков, каждый из которых имел свою форму и цвет;
- витражам этой эпохи характерны такие дефекты, как наличие пузырьков, неровностей, потертостей, но это вовсе не портит их вид, а делает их особенными и по-своему прелестными.
Техника изготовления романских витражей:
- для начала мастер брал деревянную поверхность и на ней намечал рисунок своего будущего шедевра;
- затем к каждому элементу картины подбирались стеклышки (по форме и размеру);
- на нужные осколки наносили росписи натуральной краской, после их обжигали в печи для закрепления рисунка;
- составление мозаики в целое изображение происходило с помощью узеньких переплетов из свинца;
- так как окна в те времена были больших размеров (около шести метров), то для большей прочности и устойчивости одну крупную композицию составляли из нескольких панелей поменьше.
Шедевры Романской эпохи:
- голова Христа из Вейссембургского аббатства Эльзаса;
- композиция из четырех ветхозаветных пророков в Аугсбургском соборе;
- «Вознесение Христа» в Аугсбургском соборе;
- «Распятие и Воскресение» на соборных окнах в Пуатье;
- три витража Святой троицы в соборе в Шартре.
Готические витражи
История витражей (готических) берет свое начало в 1144 году. Аббат Сергий во время постройки церкви в Сен-Дени заполнил окна несколькими вертикальными медальонами. Главным отличием от романского стиля в данной композиции было то, что в каждом медальоне раскрывался важный момент истории.
Особенности готических витражей:
- в соборах стали увеличивать количество окон для их оформления в готическом стиле;
- такая архитектура быстро завоевала популярность и получила свое развитие в Англии и Франции;
- витражи прошлого времени придавали храму мрачность, ассоциирующуюся со злом, и в то же время великую духовность, заключенную в большом количестве света; такое соотношение стало идеальным и несло в себе мистическое значение;
- со временем насыщенные цвета красного и синего постепенно заменили более светлыми, чтобы внутрь проходило как можно больше лучей;
- поменялись и типажи оконных проемов;
- во Франции изобрели новую технику осветления - гризайль, суть которой заключался в том, что легкие, лучистые витражи помещались в темных громоздких помещениях, впуская в них освещение; со временем количество техник данного стиля стало еще больше.
Самые знаменитые витражи, выполненные в классическом готическом стиле, находятся в соборе в Шартре. Именно в нем легко отследить гармонию между величественными окнами, мрачной архитектурой и внутренней концепцией помещения. Поток большого количества лучей в темноту и мрак дает потрясающий и завораживающий эффект - в этом и есть вся прелесть готики. Также в данном соборе появилась своя особенность, которая в дальнейшем распространилась по всему миру - это окна по схеме В них представлена жизнь Богородицы. А в окнах-розетках изображены Христос и Дева Мария.
Витражи эпохи Ренессанса
Новую волну в культуре, в том числе и архитектурной, спровоцировали такие ужасные события, как война и эпидемия чумы. Уже к пятнадцатому веку люди перестали ставить церковь на первое место и перешли к светскому образу жизни. Это очень повлияло на дальнейшее развитие витражей.
Особенности витражей эпохи Ренессанса:
- появилось множество более совершенных техник работы со стеклом;
- было совершенно изобретение серебреной протравы, что значительно повысило уровень создаваемых картин;
- цвета стали наносить непосредственно на стекло, это позволило получить множество необычных оттенков;
- изображения выглядят более объемными и яркими;
- Франция и Италия являются главными центрами по изготовлению витражей;
- в моду вошли медальоны, не более тридцати сантиметров, они стали символами данной эпохи.
Примеры Ренессанских витражей:
- окна Флорентийского собора, созданные итальянскими мастерами;
- окна монастыря в Кенигсфельдене;
- витражи в часовни Бессерер в Ульм Минстере.
Витражи Высокого Ренессанса
До шестнадцатого века мастера изготавливали витражи по классической схеме, пока не появились такие мастера, как Рафаэль, Леонардо да Винчи, Микеланджело. Именно они оказали большое влияние на мировую культуру, в том числе и на историю искусства витража в России.
Особенности витражей Высокого Ренессанса:
- так как большинство мастеров по витражам были итальянцами, то они и стали авторами новых веяний;
- искусство данной эпохи сочетало в себе реализм, элементы европейского декорирования и громоздких форм;
- получила развитие новая техника сделала его более прозрачным и чистым;
- помимо серебряной, изобрели и красную протравку;
- мастера стали отдавать предпочтение цветовому решению, а не искажению форм и чувственности изображения;
- проемы в окнах расширились еще больше и достигали гигантских размеров.
Пример витражей эпохи Высокого Ренессанса:
- «Дерево Иессея» в Бове;
- огромные окна Брюссельского собора;
- «Изгнание Илиодора из храма» в соборе в Гоуде.
Шестнадцатый век считается последним в расцвете витражей в Средневековье. Далее технологии изготовления стекол и составление картин стали очень быстро прогрессировать. Двадцатый век оказал большое влияние на методы витражного проектирования.
История возникновения витража в России
Российских витражей не существовало вплоть до девятнадцатого века. Только обеспеченные люди могли наслаждаться привезенными из-за границы шедеврами. Все дело в том, что отечественные храмы и соборы не предусматривали витражей, да и культура в целом не нуждалась в таком виде искусства. Появились они и сразу же завоевали популярность благодаря работам европейских мастеров.
История витража в России:
- XVII век - первое появление витражей;
- XVIII век - застой в развитии из-за нерентабельности;
- начало XIX века - постепенное проникновения картин, сделанных из цветного стекла, в русскую культуру;
- середина XIX века - активное использование витражей; император и другие состоятельные люди переняли европейскую моду и стали применять их для украшения своих поместий; затем витражи появились и в церквях;
- конец XIX века - построили множество мастерских по художественному мастерству, а также классы живописи и училища;
- первая половина XX века - витражное искусство пошло на спад из-за угасания модерна, а в дальнейшем из-за начала Второй мировой войны;
- середина XX века - возрождение витражей советской культурой, появились уникальные произведения, отличающиеся от прежних картин своей оригинальностью и неоднозначностью.
Знаменитые русские витражи:
- украшение витражами церкви Святого Александра Невского;
- часовня в Царском селе;
- Российское географическое общество в Санкт-Петербурге;
- «Вознесение Христа» в Исаакиевском соборе.
Витраж: история и современность
Подробно рассмотрев историческую сторону развития видов витражей в разные эпохи, хотелось б обратиться к современному искусству. Витражи нашего времени существуют для того, чтобы придать помещению стиль и особый шик. Множество техник изготовления стекла, развитие дизайна и моды стали ключевыми моментами появления новых видов данного искусства.
Современные виды витражей:
- Пескоструйный витраж - композиция стекол, выполненная в пескоструйной технике и связанная одной общей тематикой. Составляется на целой поверхности, чаще всего в одном цвете.
- Мозаичный витраж - состоит из частичек примерно одного размера, напоминающих мозаику. Может быть фоном или основным изображением.
- Наборный витраж - рисунок, созданный из отдельных кусочков стекла нужной формы и цвета, обычно без всяких дополнений.
- Фьюзинг - стекла, из которых собрана композиция, спекаются между собой в задуманном положении. Еще к этому виду относят впекание отдельных инородных элементов в готовое изображение.
- Заливной витраж - состоит из стекла с нанесенным на него контуром задуманного изображения. Каждая деталь заливается специальными красками или лаком.
- Травленый витраж - совокупность стекол, изготовленных с помощью техники травления и связанных между собой единым смыслом.
- Паечный витраж - составляется из цветных стекол, закрепленных в свинцовую оправу и запаянных в стыках. Самая древняя техника, дошедшая еще из Средневековья.
- Фацетные витражи - при их сборке используют стекла, с которых предварительно сняли фацет. Еще один вариант - это применение шлифованных и отполированных стекол.
- Комбинированные витражи - композиции, одновременно включающие в себя несколько видов витражей. Такой прием помогает добиться потрясающих результатов, составить поистине оригинальные шедевры.
Витраж Тиффани
Льюис Тиффани стал основателем собственного стиля и техники создания витражей, ставшими популярными по всему миру. Он очень долго работал над подбором материалов, а самое главное - над способами закрепления стекла, так как средневековые методы его совсем не устраивали. То, что получилось по итогу этих трудов, полностью затмило паечный витраж. Так чем же отличается данная техника от других и почему в истории витражи Тиффани считаются одними из самых престижных, рассмотрим подробнее.
Особенности стиля Тиффани:
- Цвет. Яркость всегда была очень важным критерием для Льюиса Тиффани при работе с витражами. Он пытался добиться как можно большей насыщенности и оригинальности в используемой цветовой гамме. Иногда мастер смешивал тона, а иногда клал одно (или даже несколько) стекло сверху другого.
- Материал. Качество - вот что является обязательным отличительным знаком данных витражей. Перед началом составления витражей стекла всегда проходили строгую проверку, они должны быть без малейших дефектов и одинаковой фактуры.
- Реалистичность. Работы мастера были настолько совершенными, сложными, полными деталей и красок, что их нередко сравнивали с живописью.
- Технология. Соединение стекол между собой происходило посредством медной ленты. Так как она была шире, чем само стекло, то ленту загибали по краю, под углом девяносто градусов. Готовые элементы соединяли между собой оловом и наносили патину.
- Высокая стоимость. Такие работы очень дорогие, и найти их можно только в частных коллекциях, английских и американских соборах и музеях.
Незадолго до смерти Льюиса (1933 год) его фирма закрылась, но до сих пор техника Тиффани считается одной из лучших, а работы - шедеврами искусства.
Искусство витража Средних веков дало такие шедевры, как "Святой Иероним" Альбрехта Дюрера,
"Успение Пресвятой Богородицы" Эль Греко,
"Богоматерь с младенцем" (витраж собора в Шартре)
Искусство витража средних веков: особенности технологии
Искусство витража до сих пор волнует воображение людей. Витражи готических храмов до сих пор притягивают взгляды своими ажурными окнами, которые возвышенно сияют в лучах солнечного цвета и таинственно мерцают в полумраке. Прекрасная игра цветных стекол создает особую атмосферу в интерьере, вызывая у людей трепетные эмоции и ощущение связи с неземным миром. Движущиеся блики на полупрозрачной разноцветной поверхности зрительно придают стеклу подвижность. Наверное, поэтому произведения витражного искусства так притягательны для человека, и особенно яркое впечатление они оставляли у современников Средневековья, с их мистичным восприятием действительности.
Как же изготавливали витражи в Средние века?
Оформление оконных проемов панно из цветного стекла было известно уже в Древнем Риме и восточных странах. Но только в средневековые времена изготовление витражей превратилось в искусство, связанное с культовым зодчеством. В эпоху Средневековья и Возрождения искусство витража получило бурное развитие. Его настоящий расцвет начался с XII века. В трактате монаха Теофила, относящемся к тому времени, в подробностях описана технология изготовления витражного окна. Стекло варили в специальной печи, одновременно окрашивая его в нужный цвет. Из стекла отливали плоский лист, который потом разрезали на фигурные пластинки согласно подготовленному рисунку. Для разделения на фрагменты использовали раскаленный железный прут. Кусочки стекла раскладывали на деревянной доске по эскизу будущего панно и затем расписывали красками, последовательно обжигая витражное полотно в печи. Элементы будущего витража прочно скрепляли с помощью свинцовой проволоки, спаивая швы. После этого детали изделия помещали в деревянную, а позже – металлическую раму. Так получался витраж.
Средневековый метод изготовления витражного окна от современных способов отличается незначительно. Главная разница – в более совершенном инструментарии.
Витражи средних веков имели свои особенности – дефекты стекла в виде неравномерной толщины, бугристости, шероховатости. Внутри стеклянных фрагментов оставались крупинки нерастворившегося песка, воздушные пузырьки. Такие погрешности средневековых стекол только усиливали игру цвета, преломляя падающий свет. Искусные мастера витражного дела умело использовали эти несовершенства стекла и добивались в своих творениях удивительной фактурности красок.
В раннем средневековье витражи собирали из стекол, окрашенных в насыщенные, чистые цвета. Чаще всего использовались желтый, белый, пурпурный, красный, зеленый цвета и их оттенки. Для получения более широкой гаммы тонов мастера-витражисты использовали многослойное стекло, накладывая друг на друга пластинки разного цвета. Отдельные участки верхнего слоя обтачивали так, чтобы показался нижний слой цветного стекла. Например, некоторые имеют участки из 27 слоев красного и бесцветного стекла! Проходя через такую толщу слоистого стекла, свет приобретает неповторимые цветовые нюансы. Не зря оконные витражи готических храмов в свое время сравнивались с ювелирными украшениями.
Витражи в Средние века как стартовый этап развития искусства
Первым прецедентом архитектурной готики, отражающим мистическую философию витражного искусства, стала церковь Сен-Дени. Ее строительство было завершено в 1144 году. По желанию аббата Суггерия, настоятеля монастыря, стены храма были сделаны полупрозрачными – их заменили огромные окна-витражи. Свет широким потоком проникал внутрь храма и вызывал чувство невероятного триумфа. Суггерий большое внимание уделял и изображениям на витражах, так как их созерцание было для него путем к духовному самосовершенствованию, отрешению от сует земных и приобщением к нематериальным сферам. В XII веке эта инновация в оформлении храмов стала весьма актуальна и получила особо развитие в последней трети столетия. Это был период активного строительства храмов во Франции и сопредельных католических странах. Таким образом получили начало .
С древних времен люди приписывали витражам магическую силу. В средневековых легендах встречаются описания витражей как одной из форм защиты от смертоносного взгляда василиска.
Развитие стеклоделия и расширение ассортимента красок для росписи по стеклу привели в начале XIV века к значительным изменениям в технологии средневекового витражного искусства. В произведениях мастеров-витражистов XV столетия заметное предпочтение отдается бесцветным стеклам, покрытым полихромной росписью. Витраж эпохи Возрождения – это прекрасная картина на стекле с искусным решением проблемы перспективы, с объемным и реалистичным изображением.
Витраж в эпоху Ренессанса стал украшением не только храмов и церквей, но и светских сооружений – дворцов знати, городских ратуш. До XVI века, в связи с малодоступностью и дороговизной стекла, витражные окна в жилых домах использовались очень редко. С распространением лунного способа изготовления плоского стекла в XVI веке ситуация изменилась. Этот термин характеризует следующий процесс. Мастер-стеклодув формировал шар, сплющивал его и присоединял ось ко дну заготовки. Вращением достигалось естественное изменение формы, в итоге получался диск толщиной 2-3мм (вследствие схожести диска с небесным ночным светилом способ и получил название “лунный”), при этом диаметр изделия мог достигать 1,5м. Отжиг придавал ему высокую прочность, а качество получаемого материала было достаточно высоким, чтобы использовать его в витражном искусстве. Средние века ознаменовались прорывом не только в технологической стороне производства стекла, но и в экономической. Витражное искусство стало доступно более широким массам вследствие удешевления расходного материала - стекла.
Во многих странах Европы в моду вошли небольшие витражные панно, подвешенные перед окнами домов. Они назывались кабинетными витражами и в основном изображали гербы или какие-либо важные события из жизни хозяев. Такие витражи получили наибольшее распространение в Германии, Англии, Нидерландах и Швейцарии. также известны многими шедеврами времен Средневековья.
Технологические новшества и изобретения Средних веков не только стали предпосылкой к оформлению витражного дела как самостоятельной ветви искусства. Этот длительный период в целую тысячу лет (с V по XV) дал возможность выявить новые формы прекрасного, обратить более пристальное внимание на природные материалы и фактуры и активно использовать их в творчестве. Большинство оформилось именно в ту эпоху и в дальнейшем претерпевало лишь некоторые усовершенствования. Это было время удивительных открытий и глубокого познания всех сфер искусства, в том числе, витражного.
Краткая история витражного искусства
Изумительные витражные окна средневековых готических соборов, переливающиеся яркими цветами при дневном свете или загадочно мерцающие в вечернем полумраке, производят на людей неизгладимое впечатление как много лет назад, так и сегодня. Волшебная игра струящегося цвета создает в помещении особую эмоциональную атмосферу, ощущение фантастичности и причастности к неземному. Поскольку интенсивность света постоянно меняется (наличие солнца, время суток, облака и т. п.), то беспокойные блики меняют оттенки, перемещаются, из-за чего кажется, что изображение движется, живет своей жизнью. Скорее всего, именно с данным свойством связаны магическое очарование и иррациональная притягательность витражей для человека. Когда-то ходило предание, что стекло можно изготовить, сплавляя драгоценные камни, которым приписывали сверхъестественную силу. В Средние века было распространено поверье, что с помощью витражей можно защититься от смертельного взгляда василиска.
История разноцветных стекол насчитывает не 1 тысячелетие. Предполагают, что впервые стекло получили в IV тысячелетии до н. э. в Древнем Египте и Западной Азии. Похожая на стекло непрозрачная глазурь использовалась для нанесения на облицовочные плитки, бусины, посуду. Различные бытовые предметы делали как из привычных материалов типа глины и металла, так и из стекла, заливая его в формы. Предполагается, что в I тысячелетии до н. э. умельцы из Сирии додумались до устройства, которое радикально изменило процесс изготовления стекла: они сконструировали стеклодувную трубку, с помощью которой появилась возможность выдувать полые сосуды, а впоследствии и плоское стекло, вставляемое в окна. С тех пор стеклоделие постоянно развивалось.
Многие народы Евразии оформляли оконные проемы прорезанными каменными пластинами, деревянными и железными решетками, между прутьями которых были вставлены тонкие пластины мрамора, бумаги, стекла или же ячейки оставались пустыми. Использование для этих целей цветного стекла нельзя причислить к достижениям средневековой Европы, потому что об этом хорошо знали еще в Древнем Риме и в странах Востока.
Тем не менее именно в европейском Средневековье композициям из отдельных разноцветных кусочков стекла придали символическое значение: на этом поприще потрудились богословы. В результате создание витражей превратились в настоящее искусство, напрямую связанное с культовым зодчеством.
В соборе Сан Витале в итальянской Равенне были обнаружены стеклянные пластины, заключенные в свинцовую оплетку. Это самый древний из обнаруженных европейских витражей, датируемый VI в. Однотонные (цветные и бесцветные) пластинки комбинировались в раме, формируя орнаментальный узор, который хорошо просматривается на просвет за счет идущей по контурам свинцовой проволоки. Мастера изготовили витраж по мозаичной технологии, поэтому она считается самой древней, по крайней мере в Европе. Несколько позднее витражи стали делать, расписывая оконные стекла красками. Древнейший расписной витраж находится в монастыре Лорш в Германии и представляет собой фрагмент головы Иисуса, созданный в IX–X вв.
Старейшие витражи с рисунками реальных предметов окружающего мира, фигур можно увидеть в немецком Аугсбургском соборе. Самые первые мастера в качестве краски для нанесения изображений использовали шварцлот, который представлял собой вещество, состоящее из окислов меди и железа с легкоплавким стеклом. Цвет получался в пределах от коричнево-черного до серо-черного. Такую краску мастера применяют и поныне.
Профессор К. Верман, директор Дрезденской галереи, по поводу витражей в своей книге «История искусств всех времен и народов» в 1904 г. писал: «В течение всей своей истории искусство не произвело ничего, что могло бы выдержать в отношении декоративной эффектности сравнение с этими рядами расписанных стекол».
Взлет витражного искусства произошел в XII в. В то время появилось, наверное, 1-е руководство на эту тему – монах Теофил написал трактат, в котором достаточно подробно рассказал о процессе изготовления витражного окна. Сначала стекло следовало варить в особых печах, попутно придавая субстанции требуемую окраску. Потом из этого исходного сырья раскатывали плоский лист, а уже от него с помощью раскаленного железного прута отделяли рельефные пластинки согласно предварительно заготовленному рисунку и располагали их на деревянной доске рядом с эскизом предполагаемого изделия. Оставалось раскрасить стекла в несколько заходов и после каждое обжечь в печи.
Готовые элементы витража соединяли свинцовой проволокой, спаивая ее концы между собой, и вкладывали получившуюся конструкцию в деревянную, а впоследствии металлическую оконную раму. Таким образом делали комбинированные витражи, совмещавшие в себе мозаику фигурных стекол и разрисованные элементы.
Надо сказать, что «метод Теофила» не сильно отличается от современного. В общем-то этапы выполняемых работ остались прежними. Конечно, инструменты и материалы несколько усовершенствовались. Например, раскаленный железный прут уже никто не использует, а применяют специальные устройства для резки стекла, а вместо деревянной доски с рисунком – бумажные выкройки.
Европейский способ изготовления плоского стекла носил название «халявного». Качество изделий было не на высоте – толщина неравномерная, поверхность неровная. К тому же стекло имело явные недостатки: воздушные пузырьки, застывшие в стекле, частички нерасплавившегося песка. Все это явилось результатом несовершенства технологии варки стекла. Как ни странно, но как раз эта «ущербность» придает витражам раннего Средневековья пикантную эффектность. Указанные дефекты непредсказуемым образом преломляют лучи света, из-за чего игра цветов становится более хаотичной, а потому естественной, витраж при этом приобретает вид сверкающей драгоценности. Истинные знатоки своего ремесла умели так изготавливать стекла с неровностями, чтобы получать удивительные переплетения разноцветного света.
В период с V по X в. более были распространены изделия, состоявшие из стекол чистых насыщенных цветов: красного, белого, синего, пурпурного, зеленого, желтого – и их оттенков. Однако выбор этих цветов не ограничивал мастера – он мог получать различные тона с помощью многослойного стекла, когда стекла разных цветов чередовались наподобие бутерброда. Какие-то участки наложенного стекла обрабатывали для того, чтобы проступил цвет нижележащего слоя.
Витражи с наложенными разноцветными стеклами можно увидеть в Шартрском соборе во Франции. В этом здании имеются оконные стекла, в которых количество перемежающихся красных и бесцветных слоев достигает 27. Естественно, что оттенки света, проникающего сквозь подобный массив, становятся уникальными благодаря изысканным нюансам оттенков.
Люди Средневековья вполне оправданно сравнивали окна готических соборов с ювелирными украшениями. В соборе монастыря Сен Дени в Париже находятся витражи, о которых говорили: «Чистое золото, изобилие гиацинтов, изумрудов и драгоценных камней». Они долгое время оставались идеалом красоты и примером для подражания. Первый образец архитектурной готики, церковь Сен Дени (закончили в 1144 г.) стала воплощением философских воззрений настоятеля монастыря – аббата Суггерия. Именно он соединил мистическую интерпретацию света с практическими нуждами храмового строительства. При этом начальник хотел, чтобы стены стали полупрозрачными путем замены их большими окнами с цветными витражами. Настоятель считал освещение и изображения на окнах очень важными, а созерцание витражей причислял к одному из духовных способов самосовершенствования, движения от «материального к имматериальному, от телесного к духовному, от человеческого к божественному». Под конец XII в. примеру монастыря Сен Дени последовали и другие храмы по всей Европе.
В работах средневековых богословов архитектура храма как выражение небесного царства на земле приобрела символическое значение. Неудивительно, что каждому элементу строения присвоили определенный смысл: боковые стены воспринимались образами Ветхого и Нового Заветов; столбы и колонны, поддерживающие крышу, – символами апостолов и пророков; а порталы являлись преддверием рая. В этом ряду символических интерпретаций свое место занял свет витражей, который, по убеждениям теологов, олицетворял свет христианского знания. Гонорий Отенский писал: «Ясные окна, от непогоды охраняющие и свет приносящие, суть отцы церкви, светом христианской доктрины буре и ливню ереси противостоящие. Стекла оконные, лучи света пропускающие, есть дух отцов церкви, божественные вещи во тьме будто в зеркале созерцающий».
Параллельное развитие искусства витража и стилистики средневекового культового зодчества миновало все основные этапы, начиная от романской архитектуры и заканчивая «пламенеющей» (поздней) готикой. В это время в основных европейских государствах (Великобритании, Франции, Германии) были созданы самые примечательные памятники витражного искусства, чьи цветные горящие окна и сейчас поражают людей.
Обычно витражи готических соборов составляли из большого количества мелких самодостаточных композиций, размещенных в своей ячейке переплета оконной рамы. Все части мозаики объединялись одной тематикой, хотя и дробились на множество небольших подсюжетов. В значительной степени это обусловливалось определенными техническими сложностями: технология изготовления плоского окна до XIV в. не позволяла делать большие стекла, а структура из множества отдельных элементов придавала конструкции необходимую жесткость.
К XIV в. мастера-стеклоделы научились производить более качественное бесцветное стекло, площадь листа которого увеличилась, и соответственно появился дополнительный простор для художников. Количество свинцовых «соединителей» отдельных частей витража друг с другом сократилось, и изображения стали более целостными. Заметно разнообразнее стали и используемые для живописи краски. Например, появился способ покрытия стекла окислами серебра (краска «серебряная золотая»), благодаря которому стекло становилось желто-золотистым. Красили как бесцветное, так и уже цветное стекло, которое приобретало специфические цвета и оттенки. Большую популярность приобрела гравировка – с помощью особого колесика на поверхности стекла вырезали узоры, что вдвойне эффектно смотрелось на многослойном стекле. Подобные достижения привели к тому, что в XV в. люди чаще стали выбирать не цветное стекло ярких и сочных тонов, а бесцветное с многоцветным орнаментом.
В изготовлении витражей все более распространенными становились приемы традиционной живописи, тогда как контурная линия выходила из моды, теряла свою силу и выразительность, сделавшись мягкой, трансформировалась в 1 из «живописных» средств. Искусные мастера эпохи Возрождения наносили на стекло великолепные картины, благополучно решая вопросы перспективы, объемности форм и реалистичности запечатленных образов. В это время витражи использовали уже не только в культовых зданиях, но и в светских строениях, например в ратушах и дворцах.
До XVI столетия от Рождества Христова стекла в жилых домах были большой редкостью, что неудивительно, учитывая их высокую стоимость и малодоступность. Переломным моментом стало изобретение в XVI в. лунного способа изготовления плоского стекла, основанного на методе выдувания. Правда, несмотря на то что такое стекло отличалось гладкостью и прозрачностью, его качество все равно было не на высоте.
Лунный способ изготовления стекла заключался в следующем: сначала выдували шар, потом придавливали его, ко дну прикрепляли ось (что-то вроде палки), получая своего рода круглый столик с ножкой.
При быстром вращении вокруг оси центробежная сила превращала придавленный шар в плоский диск. Его отделяли от ножки и отжигали. При этом в центре диска оставалось утолщение, называемое «пупком».
Витражное искусство распространилось на всю Европу и повсеместно использовалось в Италии, Франции, Испании, Германии, Великобритании, Фландрии, Швейцарии. Появилась мода на маленькие панно (кабинетные витражи), которые размещали на стене перед окном. Обычно сюжетами для них служили фамильные гербы или события из жизни заказчика.
В то же время начинается некий спад развития витражного искусства. Дело в том, что во второй половине XVI в. в Европе вспыхнули религиозные войны; естественно, в этих условиях мало кто заботился о сохранении старых витражей, а новые просто не заказывали. Там, где возобладали идеи Реформации (Великобритания, Нидерланды), т. е. общественного движения против католической церкви, традиции религиозно-исторического витража прервались, но повысился спрос на витражи светской тематики (как правило, геральдической), которую использовали и в ратушах, и в храмах. Страны победившего католичества (Италия, Франция, Испания) тоже не избежали серьезных перемен: в архитектуру Ренессанса вернулась мода на античные формы, в которые не слишком вписывались витражи.
XVII в. ознаменовал окончательный спад витражного искусства. Бурное развитие науки и рациональной философии, оказывавших подавляющее влияние на мировоззрение той эпохи, привело к тому, что создание разноцветных окон практически забросили. Было трудно найти кого-нибудь, кто бы занимался изготовлением композиций из расписных стекол. В такой обстановке, естественно, многие секреты мастерства были утеряны, оборвалась преемственность знаний и умений.
В эпоху Просвещения оперировали категориями Разума и Света, однако во 2-м случае имелся в виду изъясняющий свет научного знания, а не божественного сияния. Стремясь сделать внутреннее пространство зданий более светлым, энтузиасты намеренно разрушали готические и ренессансные витражи, вставляя вместо них бесцветное стекло.
Поскольку история всегда повторяется, то в эпоху романтизма (конец XVIII – начало XIX в.) у европейцев снова пробудился интерес к витражам. Под господствовавшие настроения идеально подходили средневековые разноцветные окна с их выразительностью и чувственностью. Причем художественную ценность витражей оценили позднее, а сначала романтикам понравилась атмосфера в соборах во время церковных служб, когда звуки органа сливались с трепещущим в цветных лучах воздухом. Вот такое синтезированное восприятие музыки, цвета и света привело к зарождению в XIX в. специфического направления художественного поиска.
Средневековье и философия неоплатонизма сыграли решающую роль в воскрешении витражного искусства. Сначала его восстановили в Англии в конце XVIII в., где предпочтение отдавали не мозаичным, а живописным конструкциям на цельном куске стекла. Каждая художественная выставка непременно сопровождалась демонстрацией живописи по стеклу. Британцы вспомнили о своей традиции и стали украшать разноцветными окнами дома и кареты. Довольно часто разрисованные стекла не предназначались для окон, а служили своего рода картинами.
Именно там в русле витражного искусства сформировалась школа исторической живописи, представители которой работали над переводом классических картин на стекло. Бытовало мнение, что транспарантная техника поможет по-новому взглянуть на образцы старой живописи. Эксперименты с витражами оказывали влияние и на традиционную живопись – на холсте стали имитировать эффекты живописи на стекле.
В начале XIX в. по всей Европе предпринимались попытки наладить изготовление витражей. Умельцы стремились подражать старинным работам, но это получалось плохо, поскольку знания о технологии были утеряны. Изготовление порядком набивших оскомину одних и тех же витражей с изображениями герба мастера вскоре сменились поисками, направленными на открытие новых формул производства разноцветного стекла и составов для росписей. На это ушла вся 1-я половина столетия.
Самые заметные успехи в изготовлении витражей демонстрировали Франция (Севрская мастерская) и Германия («Заведение живописи на стекле» при крупном фарфоровом предприятии в Мюнхене). С середины XIX в. число витражных мастерских в Европе неуклонно увеличивалось. Ассортимент создаваемых типов витражей мог поразить своим многообразием. Сюда входили имитации средневековых поделок, тем более востребованные в связи с обширными реставрационными мероприятиями по восстановлению больших готических соборов; рисованные картины на стекле, неудержимо стремившиеся избавить окна от перемычек переплета и свинцовых швов, отдавая предпочтение нанесению изображения на крупное полотно стекла, как будто это холст.
Времена объединения различных взглядов и идей взрастили и развили бесконечное разнообразие художественных и декоративных форм витражного искусства. Что касается сюжетных линий композиций, то здесь все остается более-менее постоянным: аллегорические фигуры в ряду архитектурных декораций, геральдические символы, готические орнаменты.
В XX в. развитие различных стилей и направлений витражного искусства продолжалось. Совершенствовались приемы и подходы, а Вторая мировая война подтолкнула этот процесс. После окончания военных действий потребовалось восстанавливать множество соборов и других строений, в которых значительное место занимали разноцветные стекла: окна и элементы внутреннего убранства, отдельные предметы, например лампы, абажуры.
Как никогда, перед художниками раскинулся простор для творчества, и они этим активно пользовались, экспериментируя с материалами и приемами. Образы, реализуемые в витражах, уже не ограничивались обычной для предыдущих веков тематикой. Тут и реализм (люди, животные, растения – все что угодно), и абстракционизм, и пуризм (стремление к точности, ясности, чистоте), и символизм, и плюрализм, овладевший мастерами в конце XX в. и определивший направление развития цветного стекла.
Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Ваш дом автора Гурова Александра СергеевнаПРОИЗВЕДЕНИЯ ИСКУССТВА В ВАШЕМ ДОМЕ Произведения изобразительного искусства и скульптуры, а также художественной промышленности и прикладного искусства играют немаловажную роль в художественном оформлении интерьера современного жилища. Картины, небольшие
Из книги Цветы и деревья, вышитые лентами автора Ращупкина С. Ю.Глава 1 История вышивки лентами Вышивка лентами имеет довольно долгую историю, берущую свое начало в Древней Греции, ведь прародительницей ленты можно считать веревку из растительных волокон, которой древние женщины подвязывали свои волосы и одежду. Постепенно эта
Из книги Жесткая книга приемов автора Шлахтер Вадим Вадимович Из книги Пчеловодство. Большая энциклопедия автора Королев В.Краткая характеристика зарубежного пчеловодства Пчеловодство, как и любая отрасль, не может развиваться изолированно, в одной отдельно взятой стране. Родиной основных открытий и изобретений, без которых невозможно представить современное пчеловодство (рамка, рамочный
Из книги Основы композиции в фотографии автора Дыко Лидия ПавловнаСветопись как средство создания произведений искусства На первый взгляд может показаться, что на пути фотографии к искусству стоят непреодолимые препятствия: помехой выглядит то, что фотоизображение создается с помощью механического инструмента - фотоаппарата,
Из книги Самоучитель по танцу живота автора Туран КейлиИстория костюма На раннем этапе развития этого танцевального стиля, единственным нарядом было длинное платье широкого кроя, закрывающее шею, руки и ноги. Этот наряд не стеснял движений и не допускал излишних демонстраций частей тела. Голобея – так назывался этот вид
Из книги Печи для бань и саун своими руками автора Калюжный Сергей Иванович Из книги автора Из книги автора1. История бани Собственно, сама идея – крепко натопить небольшое помещение, изрядно прогреться в нем, а потом окунуться в ледяную воду – пришла в голову людям в незапамятные времена. А теперь сауна в доме – это уже не мода, а для многих – просто привычная вещь. Сауна имеет
Из книги автора Из книги автораВиды печей: краткая характеристика и особенности Отопительные печи Отопительные печи используются для обогрева помещения. Они могут быть толстостенными или тонкостенными. Такие печи различаются по теплоотдаче, форме, а также движению дымовых газов.У стандартной