Здоровье ребёнка в детском саду. «Здоровье детей в детском саду
Группа здоровья - комплекс жизненных показателей физико-психологического состояния детей, который используется для оценки здоровья детей с момента рождения и до достижения 17 лет, прогнозирования изменений состояния детского здоровья и исключения факторов риска. Сведения вносятся в медицинскую карту ребенка, чтобы любой медработник без уточнения диагноза имел необходимую информацию.
Группы здоровья детей: таблицы и характеристики
Родители нередко настороженно относятся к подобной практике, считая распределение одной из форм дискриминации, однако специалисты, зная группу здоровья ребенка, в случае необходимости могут оказать малышу своевременную помощь.
Распределение на группы здоровья детей в ДОУ необходимо, чтобы:
- детям подобрали оптимальные по уровню физические нагрузки;
- во время пребывания в детском саду учитывались индивидуальные особенности организма;
- ребенку был выбран подходящий режим дня и меню.
Группы здоровья в ДОУ
Распределение детей по группам здоровья происходит по итогам обследования, которое проводят узкие специалисты (стоматолог, отоларинголог, невропатолог, кардиолог, офтальмолог и хирург), и комплексного заключения педиатра. Если специалисты считают нужным, проводится дополнительный осмотр, клинические исследования, ребенок сдает анализы.
Определение группы проводится на основании Правил проведения оценки и Инструкции по комплексной оценке здоровья, которые были утверждены Министерством здравоохранения. Желательно проходить распределение непосредственно после рождения малыша, однако чаще родители узнают категорию здоровья своего малыша при подаче документов в детский сад.
Первый раз отдавая своего малыша в детский сад, практически все родители сталкиваются с одной и той же проблемой: ребенок начинает чаще болеть. Как же можно обеспечить крепкое здоровье детей в детском саду и избежать частых простудных или инфекционных заболеваний? Полезные рекомендации есть в Стране советов. Слабое здоровье детей в детском саду всегда было большой проблемой. Ребенок, в первый раз попадая в детский сад, оказывается в довольно агрессивной вирусно-микробной среде, ведь в коллективе могут находиться дети с простудой, насморком и т. д. А потому в детском саду ребенок часто оказывается под угрозой заболеваний. Чтобы улучшить здоровье детей в детском саду, нужно соблюдать несколько достаточно простых правил. Для начала, если ребенку только предстоит поступить в детский сад, нужно заняться укреплением его иммунитета. Так, нужно давать ребенку гулять на свежем воздухе, обеспечивать содержание в ежедневном рационе ребенка всех необходимых витаминов и минеральных веществ. Ребенку не нужно создавать «тепличные условия», пытаясь всячески оберегать его от малейшего влияния окружающей среды. Это значит, что не нужно чрезмерно кутать ребенка во время прогулок, не нужно создавать в доме «стерильную чистоту». Лучше давать ребенку побольше контактировать с другими детьми (это полезно и в плане социального развития), регулярно проводить закаливающие процедуры. Здоровье детей в детском саду зависит не только от состояния иммунитета, но, оказывается, еще и от того, насколько малышам психологически комфортно в стенах детского дошкольного учреждения. Если ребенок идет в сад со слезами, если никак не может привыкнуть к коллективу, то и на его здоровье это скажется не лучшим образом. Поэтому адаптации ребенка в детском саду следует уделить особое внимание. Нужно постараться выбрать сад, в котором бы ребенку нравилось. Нужно также и подготовить малыша к первому походу в детский сад: рассказать, как весело он сможет провести там время, как сможет поиграть с другими детьми. Чтобы быть в полной уверенности, что здоровье детей в детском саду не пошатнется, лучше всего еще до поступления в сад пройти с ребенком медицинский осмотр. Во время осмотра врач определит, здоров ли ребенок, нет ли у него признаков какого-либо начинающегося заболевания. Если иммунитет ребенка ослаблен после болезни, то лучше дождаться, когда иммунитет окрепнет, а уже потом вести малыша в детский сад. Часто здоровье малышей в детском саду страдает от того, что родители приводят в группу заведомо больного ребенка. Такое поведение родителей чревато заражением других детей в коллективе и осложнением течения заболевания собственного ребенка. По возможности заболевшего ребенка нужно оставлять дома. Правда, и перестраховываться, держа ребенка дома по 3-4 недели при малейшем подозрении на простуду, тоже не стоит. Дело в том, что за это время в детском коллективе появятся уже новые вирусы и микробы, а потому ребенок рискует вновь заболеть сразу же после первого посещения детсада.
Здоровье детей в детском саду - это ответственность и персонала сада, и родителей. Общими усилиями нужно постараться создать детям все условия для правильного и здорового развития.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 114»
Здоровый ребенок в детском саду
Подготовила: Бояркина Г.М.
Жизнь XXI века ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья ребёнка на основе здоровьеформирующего образования. Особенно остро стоит эта проблема в период адаптации ребёнка в дошкольном образовательном учреждении, впервые поступающего в детский сад.
Здоровье – это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие человека.
В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами является здоровье каждого ребёнка в процессе здоровьеформирующего образования.
Формирование здорового образа жизни начинается уже с раннего возраста. Вся жизнедеятельность ребёнка в дошкольном учреждении должна быть направлена на сохранение и укрепление здоровья, особенно во время адаптационного периода. При успешной адаптации выделяются два основных критерия: внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворенность) и внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять новые требования).
Оздоровительные мероприятия в детском саду позволяют ребёнку справиться с трудностями привыкания к новой среде, позволяют организовать жизнь ребёнка в дошкольном учреждении так, что приводит к наиболее адекватному, почти безболезненному приспособлению его к новым условиям, сформировать положительное отношение к детскому коллективу сверстников и выработке умений и навыков повседневной жизни. Создавая у ребёнка положительное отношение ко всем видам деятельности, развивая различные умения, соответствующие возрастным возможностям, формируя потребность в общении со взрослыми. Мероприятия обеспечивают решение воспитательно-образовательных задач, уже в период привыкания ребенка к новым условиям и тем самым ускоряет и облегчает протекание адаптационного периода, т.е. привыкание ребёнка к детскому саду, к общественному дошкольному образованию.
Оздоровительные мероприятия носят комплексный подход и построена на трех основных направлениях:
- Создание оздоровительной среды для профилактики у детей различных отклонений в психофизическом развитии (зрение, плоскостопие, нарушение осанки, артикуляционный аппарат, дыхание).
- Формирование здорового образа жизни детей в детском саду и дома.
- Развитие физической культуры.
А также строится на основополагающих принципах:
- дифференцированности;
- последовательности;
- аксиологичности.
Принцип диференцированности заключается в педагогическом направлении здоровьеформирующего образования в воспитательно-образовательном процессе, в индивидульно-дифференцированном подходе к каждому ребёнку (даются задания, учитывается темперамент детей, положительные четы формирующего характера).
Принцип последовательности заключается в постепенном подключении оздоровительных процедур, их разнообразии, вызывая интерес и положительный эмоциональный отклик со стороны детей.
Принцип аксеологичности (ценностная ориентация) осуществляется через родителей, с которыми рассматриваются мировоззренческое представление общечеловеческих ценностей, здоровом образе жизни ребёнка раннего возраста, т.к. сформированность здорового образа жизни детей первых трех лет является основой для формирования здорового психофизического развития ребенка в дальнейшем.
Формы работы с родителями:
- уголок здоровья;
- консультации;
- родительские собрания с привлечением специалистов медиков;
Формирование культурно гигиенических основ способствует правильному воспитанию и развитию ребенка как личности.
Цель оздоровительных мероприятий: воспитание здорового ребёнка через здоровьеформирующее образование.
Работа по данному направлению для достижения цели предполагает реализацию следующих задач:
- Создать условия для охраны и укрепления здоровья детей.
- Формировать у детей навыки здорового образа жизни, содействовать полноценному физическому развитию детей в воспитательно-образовательном процессе.
- Формировать опыт социального поведения, обеспечивающее эмоциональное благополучие, здоровье в процессе адаптации, взаимодействия самопознания, саморегуляции.
В процессе выполнения и проведения оздоровительных мероприятий, ожидаются следующие результаты:
- Формирование понимания данной проблемы и ответственности за выполнение рекомендаций педагогов со стороны родителей.
- Привитие детям культурно-гигиенических навыков в режимных моментах.
- Снижение простудных заболеваний.
Ухудшение состояния здоровья детей диктует необходимость разработки и внедрения мероприятий оздоровительного характера, направленных на улучшение состояния здоровья детей, снижения их заболеваемости. Система мероприятий оздоровительного характера отражена в содержании оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста.
Наименование оздоровительных процедур | Методы и приёмы оздоровления в воспитательно-образовательном процессе | Сроки и длительность проведения мероприятий | Примечание |
|
Обеспечение здорового ритма жизни ребенка в детском саду |
|
| ||
Физическое развитие |
|
| ||
Гигиенические и водные процедура |
|
| ||
Использование естественной среды для закаливающих мероприятий |
|
| В зимний период при температуре не ниже 20° |
|
Свето и цветотерапия |
|
| ||
Аутотренинг и психогимнастика |
|
| ||
Закаливание а) естественное |
|
| ||
Работа с родителями |
|
Наверное, нет ни одного человека, кто не хотел бы видеть своих детей крепкими, здоровыми, закалёнными, не реагирующими ни на какие превратности погоды.
Систематическое закаливание способствует формированию у детского организма умения безболезненно переносить изменение окружающей среды. Закаливание приводит к усилению обмена веществ, повышает сопротивляемость организма к инфекционным заболеваниям, оказывает благотворное влияние на общее психологическое состояние и поведение ребёнка.
При закаливании мы придерживаемся определённых правил, первое из которых постепенность. Также учитываем состояние здоровья и индивидуальные особенности детей. Закаливающие процедуры должны доставлять детям радость.
Эффективным средством закаливания является хождение по солевым дорожкам. Эффект солевых дорожек заключается в том, что соль раздражает стопу ребенка, богатую нервными окончаниями.
Методика солевого закаливания
Показания: Метод солевого закаливания показан всем детям дошкольного возраста.
Техника: Закаливание проводится после дневного сна под наблюдением воспитателя. Ребенок проходит босиком по фланелевому коврику, смоченному 10% раствором поваренной соли комнатной температуры. Топчутся на коврике в течение 2х минут. Затем дети переходят на второй коврик, стирая соль с подошвы ног, а затем переходят на сухой коврик и вытирают ступни насухо. Важным моментом при проведении закаливания является то, что стопа должна быть предварительно разогрета. С этой целью используется массажеры для стоп, пуговичные и палочные дорожки.
Механизм действия: Механический и химический через термо и хеморецепторы кожи стоп ног. Солевой раствор раздражает хеморецепторы, вызывая расширение “игру”, периферических сосудов стоп. Рефлекторно усиливается теплообразование, увеличивается прилив крови к нижним конечностям и стопам, длительное время сохраняется тепло. Механические действия возникают в результате раздражения биологических точек на подошве.
Оборудование: 3 фланелевых коврика,
а) с разнокалиберными нашитыми пуговицами,
б) с нашитыми палочками.
10% раствор поваренной соли температуры +10°+18°С 1 кг соли на 10 л. воды 0,5 кг на 5 л. воды 0,25 кг на 2,5 л. воды
Данный метод закаливания доступен и прост, не требует больших материальных затрат и времени, доставляет удовольствие детям. А самое главное обладает выраженным эффектом, играет существенную роль в профилактике простудных заболеваний у детей.
Система оздоровительных мероприятий в I и II младшей группе на 2009- 2010 год.
- Утренняя гимнастика в облегченном виде (ежедневно).
- Физкультурные занятия 2 раза в неделю.
- Прогулки ежедневно при температуре не ниже – 20С (ежедневно).
- Умывание прохладной водой (ежедневно 3 раза, температура воды +14,+16 С.
- Бодрящая гимнастика под музыку (ежедневно после сна).
- Ходьба по “тропинке здоровья ”(профилактика плоскостопия) ежедневно после сна.
- Солевое закаливание (ежедневно после дневного сна).
- Гимнастика для глаз на занятиях с повышенной нагрузкой на зрение (лепка, рисование), в целях профилактики миопии.
- Дыхательная гимнастика для увеличения жизненного объема легких (ежедневно).
- Профилактика сколиоза (контроль за положением тела ребенка в течение дня, во время занятий, во время сна, во время приема пищи.)
- Игры и упражнения – снятие напряжения, преодоление страха, развитие цепкости, ловкости, гибкости.
Отдавая деток в дошкольные учреждения, родителей волнуют не только вопросы питания, но и забота об их здоровье в детском саду. Редкий ребенок проходит период адаптации, не перенося различного рода заболеваниями. Однако, в целом в садиках проводится огромная работа, направленная на максимальную профилактику от различных недугов.
Физические упражнения
Например, каждое утро деток начинается с утренней зарядки в детском саду. В зимний период ее проводят в актовом зале, а летом юные физкультурники активно упражняются на улице. Весь процесс контролируется педагогом по физическому воспитанию или хореографом, в зависимости от направленности учреждения. Правильные навыки формируются с малых лет, плавно переходя в устойчивую привычку, укрепляя здоровье детей с раннего возраста.
Между занятиями и обеденным сном малыши выходят на прогулку, чтобы устроить различные подвижные игры и подышать свежим воздухом. В зависимости от температуры выбирается оптимальное время пребывания на улице, учитывая скорость ветра, уровень влажности и прочие показатели. Кроме того, благотворно влияют на общую физическую подготовку и развитие детей такие занятия как танцы, гимнастика или ритмика в детском саду.
Питание
Выработанный режим питания оказывает полезное воздействие на иммунную систему любого человека. Правильный рацион, дробное потребление и максимум полезных витаминов – залог отличного пищеварения, отменного самочувствия и здорового образа жизни. Правильно сбалансированное питание является стартом хороших пищевых привычек, которые формируют дальнейшее питание и поддержание необходимых в организме микроэлементов. В меню детского сада не только полезные супы, каши и мясо, но и фрукты, овощи, молочные продукты и другое.
Проветривание. Закаливание.
Многие группы устраивают день здоровья в детском саду, приобщая не только детей, но и родителей. Особое внимание уделяется закаливанию, где опытные специалисты рассказывают о методах, способах и возможностях этой процедуры. Воспитатели держат на контроле ежедневные обмывания ножек после прогулки, выдерживая прохладную температуру воды. Немаловажным положительным фактором является и проветривание комнат, особенно это касается спальни. В летний период, когда большинство садов закрывается на ремонт или отпуск, деток просто необходимо вывозить из пыльного города на море, дачу или к бабушке в деревню. По мере необходимости важно пройти укрепляющий оздоровительный массаж у квалифицированного специалиста.
Гигиена
Как театр начинается с вешалки, так и каждое посещение любимой группы начинается с мытья рук перед завтраком. Этот навык должен отработаться до автоматизма, чтобы дети и в дальнейшем тщательно следили за чистотой рук. Примечательно, что руки моются не только после улицы и туалета, но и просто перед любым принятием пищи. Стоит рассказать ребятам, сколько микробов скапливается на их ручках и какие именно болезни могут вызывать грязные пальчики и ногти. Многие педагоги отмечают, что пальчиковая гимнастика может проводиться также и в процессе мытья рук и игр с водой, что позволяет совмещать несколько полезных вещей одновременно. Не лишним будет обратить внимание и на носовые платки – стоит использовать исключительно одноразовое изделие.
Помните, посещать детский сад после болезни можно только при наличии медицинской справки!
Ирина Попова
«Здоровье детей в детском саду»
В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами является здоровье каждого ребёнка
Весь распорядок дня в дошкольном учреждении должен быть направлен на то, чтобы сохранять и укреплять установку детей на то , что здоровье – это главное богатство человека и ценность - ЗДОРОВЬЕ .
Чтобы улучшить здоровье детей в детском саду , нужно соблюдать несколько достаточно простых правил. Для начала, если ребенку только предстоит поступить в детский сад , нужно заняться укреплением его иммунитета. Так, нужно давать ребенку гулять на свежем воздухе, обеспечивать содержание в ежедневном рационе ребенка всех необходимых витаминов и минеральных веществ.
Иммунитет можно было бы назвать приобретенной памятью, которая включает и сделанные в течение жизни вакцины.
Факторы,которые влияют на переносимость инфекции :
1. наследственность;
2.наличие прививок для профилактики заболеваний :
3. закаливание;
4. подверженность аллергии;
5. нехватка витамина D;
6. санитарная обстановка, экология, окружающая обстановка и прочие внешние факторы.
Однако основная причина частых болезней все же психологическая. Начало посещения детского сада для большинства детей является огромным стрессом, и болезненно переживать его они могут от недели до нескольких месяцев. Тяжелее адаптируются дети, отданные в детский сад ранее трех лет .
Задача взрослых при формировании культурно-гигиенических навыков, развивать самоконтроль при выполнении правил и норм личной гигиены.
Нас всех много лет поражает грустная статистика частоты заболевании детей дошкольного и младшего школьного возраста. Каждый третий ребенок имеет отклонения в физическом развитии.Сейчас положение еще больше ухудшилось : 50 – 80 % детей имеют различные заболевания.Причин тому множество : и экономических, и социальных, и генетических, и медицинских. Одна из них это не внимание взрослых к здоровью своего ребенка .
Здоровье детей в детском саду - это ответственность и персонала сада, и родителей. Общими усилиями нужно постараться создать детям все условия для правильного и здорового развития .