Ludwig van beethoven биография. Последние годы жизни Бетховена
(1770-1827) немецкий композитор, пианист, дирижер
Людвиг Ван Бетховен родился 16 декабря 1770 года в Бонне. Профессию мальчик выбрал не случайно: его отец и дед были профессиональными музыкантами, так что он, естественно, пошел по их стопам. Его детство протекало в материальной нужде, было безрадостным, суровым.
Вместе с тем большую часть времени Людвиг должен был посвящать занятиям: мальчика обучали игре на скрипке, фортепиано, органе.
Он быстро делал успехи и уже с 1784 года служил в придворной капелле. Можно сказать, что Бетховен был многим обязан той благоприятной обстановке, которая сложилась при дворе курфюрста Кельна Франца Максимилиана. Людвиг прошел хорошую школу в придворном оркестре, где его обучением занимались многие выдающиеся музыканты - К. Нефе, И. Гайдн, И. Альбрехтсбергер, А. Сальери. Там он начал сочинять музыку, а также сумел занять место органиста и виолончелиста.
В 1787 году Людвиг Ван Бетховен решил отправиться навстречу судьбе в Австрию. Ее столица - Вена - славилась великими музыкальными традициями. Там жил Моцарт , учиться у которого было давним желанием Бетховена. Услышав игру юного боннского музыканта, Моцарт сказал: «Обратите на него внимание. Он всех заставит о себе заговорить!»
Но Людвиг Бетховен не смог долго задержаться в Вене из-за болезни матери. Правда, после ее смерти он вновь приехал туда, на этот раз по приглашению другого композитора - Гайдна.
Влиятельные друзья помогли Бетховену, и вскоре он стал модным пианистом и учителем. С 1792 года Бетховен постоянно живет в Вене. Вскоре он приобрел славу замечательного пианиста и импровизатора. Его игра поражала современников глубиной страстей, эмоциональностью, необычайной инструментовкой.
Время пребывания в австрийской столице было весьма плодотворным для начинающего композитора. За первое десятилетие пребывания там он создал 2 симфонии, 6 квартетов, 17 фортепианных сонат и другие сочинения.
Однако композитора, находившегося в расцвете сил, поразил тяжелый недуг. С 1796 года он начал глохнуть и к концу 1802 года оглох полностью. Вначале он впал в отчаяние, но, преодолев тяжелый психологический кризис, смог собраться и снова начал сочинять музыку. Тяжелые переживания и огромную любовь к жизни и музыке, Людвиг Ван Бетховен отразил в своих сочинениях, но теперь они приобрели драматический оттенок.
Его мировоззрение определили идеи Великой французской революции 1789 года. Поэтому главными в его творчестве становятся темы жизни и смерти, братства и равенства людей, героический подвиг во имя свободы. Эти темы впервые прозвучали в его хоровой песне «Свободный человек», написанной под впечатлением революционных событий.
Творчество Бетховена явилось переходным этапом от канонической музыки Баха и Генделя, в которой еще сильны были догматические рамки церковной музыки, к музыке нового времени. Поэтому современники приняли не все сочинения Людвига Бетховена. Некоторых пугал накал страстей, мощь передаваемых эмоций, глубина философской проблематики. Другие говорили о сложности исполнения.
Людвиг Бетховен был не только величайшим композитором, но и замечательным пианистом. Поэтому столь выразительны его сонаты, которые современники называли «инструментальными драмами». В музыке иногда видят песни без слов. На первом месте стоит «Аппассионата». Бетховен ввел здесь особую форму, основанную на повторении мелодических циклов. Тем самым усиливалась основная мысль произведения и нарастал драматизм передаваемых разнообразных чувств.
В знаменитой «Лунной сонате», с наибольшей полнотой раскрылась личная драма Бетховена, из-за невозможности брака с графиней Юлией Гвиччиарди, которую композитор глубоко и страстно любил.
В Третьей симфонии Бетховен продолжил поиски иных выразительных средств. Здесь он вводит новую для своего творчества тему жизни и смерти. Драматическая основа повествования отнюдь не означала появления пессимистических настроений, а, напротив, звала к решительному изменению действительности. Поэтому данная симфония больше известна под названием «Героическая». Ей присущи масштабность форм, богатство и скульптурная рельефность образов, выразительность и ясность музыкального языка, насыщенного волевыми ритмами и героическими мелодиями.
Последней из созданных Бетховеном симфоний стала Девятая, которая звучит как гимн мощи и силе человеческого духа, восставшего над недугом. Ведь последние годы жизни Бетховена были омрачены тяжелыми жизненными лишениями, болезнью, одиночеством. Симфония была впервые исполнена 7 мая 1824 года. Ее основная идея - единение миллионов. Об этом говорится и в хоровом финале этого гениального произведения на текст оды Ф. Шиллера «К радости».
По силе мысли, широте замысла, совершенству воплощения Девятая симфония не имеет себе равных. Только в XX веке русские композиторы Д. Шостакович и А. Шнитке смогли достичь высот творческого духа Бетховена.
Почти одновременно с Девятой симфонией композитор создает «Торжественную мессу», где также проводит идею мира и братства человечества. Вместе с тем он выходит за рамки традиционного музыкального сопровождения торжественной службы, вводит мысль о необходимости конкретного воплощения единения всех людей. Монументальность, тщательная проработанность вокальных и инструментальных партий сделали это произведение новаторским.
Людвиг ВанБетховен написал всего одну оперу - «Фиделио» (1805). В этой героической опере монументальные сцены чередуются с бытовыми, нередко комедийными, зарисовками. Любовная история стала основой для передачи глубоких чувств и в то же время явилась откликом на революционные события своего времени.
В центре почти всех произведений Бетховена представлен яркий, незаурядный характер борющейся личности, обладающий неподдельным оптимизмом. Вместе с тем героические образы переплетаются с глубокой, сосредоточенной лирикой, с образами природы. Умение Бетховена соединять в одном произведении элементы разных жанров стало не только открытием, но и особенностью музыки его последователей. Творчество композитора оказало большое влияние на европейскую музыку.
Брамс, Мендельсон и Вагнер восхищались Бетховеном и считали его своим учителем.
Людвиг ван Бетховен (1770─1827) – немецкий композитор и пианист, ярко представлявший «классическую венскую школу», входит в число самых исполняемых мировых композиторов. Писал сочинения для хоров, музыку для драматических спектаклей и опер. Самыми значимыми его произведениями считают концерты и сонаты для скрипки, виолончели, фортепиано.
Детские годы
16 декабря 1770 года в Бонне появился на свет мальчик, которому дали имя Людвиг. На следующий день его окрестили в католической церкви святого Ремигия.
Папа мальчика, Иоганн Бетховен, был певцом, пел в придворной капелле в качестве тенора. Мама Людвига, Мария-Магдалина (девичья фамилия Кеверих), была дочерью повара, её отец служил при дворе в Кобленце. Иоганн с Марией поженились в 1767 году, за время супружества у них родилось семеро детей, но выжили лишь трое, Людвиг был старшим ребёнком в семье.
Деда по отцовской линии тоже звали Людвиг, в его жилах текла, помимо немецкой, и фламандская кровь. Он тоже был певцом, служил в той же капелле, куда позднее взяли его сына Иоганна. Свою музыкальную карьеру он закончил на должности капельмейстера и был очень уважаемым человеком.
Детские годы Людвига Бетховена прошли в нищете, так как отец сильно пил и почти всё жалование спускал на выпивку и девиц. В то же время ему хотелось вырастить из сына второго Моцарта, и он обучал его игре на скрипке, фортепиано и клавесине.
Но чудо-ребёнок из Людвига не получился, скрипкой он владел неуверенно, а на фортепиано не столько осваивал технику исполнения, сколько импровизировал.
Отец отдал Людвига на обучение своим приятелям и коллегам, один занимался с мальчиком скрипкой, второй органом.
Но по-настоящему его обучил игре на музыкальных инструментах органист и композитор Кристиан Нефе, приехавший в Бонн в 1780 году. Ему сразу удалось разглядеть в ребёнке талант.
Юность
Когда умер дедушка, семье совсем стало тяжело в материальном плане. Людвигу пришлось прекратить обучение в школе и пойти работать. Уже в 12-летнем возрасте он помогал придворному органисту. А учёбу продолжил самостоятельно, выучил латынь, итальянский и французский языки, очень много читал, особенно любил Гомера и Плутарха, Гёте, Шиллера и Шекспира.
На это же время приходятся и первые написанные музыкальные произведения Бетховена. Пока он ничего не печатал, позднее он переработал многие свои юношеские сочинения.
В 1787 году Людвигу выпала возможность побывать в Вене – музыкальной столице Европы. Там его импровизации слушал сам Моцарт, который и предрёк парню большое будущее.
К сожалению, юноша был вынужден вернуться домой, при смерти была его мама, а на нём оставались два младших брата и беспутный отец.
Когда умерла мать, Бетховен ещё в течение пяти лет жил и работал в Бонне. Просвещённые городские семейства обратили внимание на одарённого юношу и благодаря его пылкой натуре, жадности к музыке, Бетховен быстро стал вхож в любые музыкальные собрания.
Семейство Бройнинг особенно помогало талантливому молодому композитору, они способствовали тому, чтобы он всё-таки продолжил обучение в Вене.
И в 1792 году Людвиг уехал в Вену, где остался до конца своей жизни.
Вена
Приехав в Вену, Людвиг принялся искать себе учителя. К сожалению, Моцарт умер за год до этого. Сначала Бетховен занимался с Гайдном, потом его наставник уехал в Англию и передал ученика Альбрехтсбергеру. Позже Людвиг стал заниматься с Антонио Сальери.
Бетховен быстро обрёл в Вене друзей-меценатов, князь Лихновский ввёл молодого композитора в кружок, где собирались и профессиональные, и титулованные любители музыканты. Людвиг играл, поражая слушателей, ─ и постепенно к нему пришла слава виртуозного пианиста.
Людвиг совмещал в себе добрый нрав с весьма суровым характером. Однажды во время его игры на фортепиано кто-то начал разговаривать с соседом. Бетховен прекратил играть, сказав: «А для таких свиней я не играю!» И никакие уговоры не помогли вернуть его к инструменту.
Чем ещё он отличался от молодых людей того времени, так это небрежным внешним видом. Он всегда ходил непричёсанный и неуклюже одетый.
Но ни дерзкий характер, ни внешние данные не помешали ему творить уникальные произведения:
- ораторию «Христос на Масличной горе»;
- около двадцати сонат и три концерта для фортепиано;
- Первую и Вторую симфонии;
- восемь сонат для скрипки;
- балет «Творения Прометея».
Его сочинения широко издавались и имели огромный успех.
Глухота, уединение, смерть
В 1796 году у Людвига началось воспаление внутреннего уха, и стал пропадать слух. В отчаянии он уединился в маленьком провинциальном городке Хайлигенштадте, его даже посещали мысли о самоубийстве. Однако осознав, как много он ещё мог бы сотворить, Людвиг прогнал от себя эти глупости. В это период он приступил к работе над Третьей симфонией, которая потом получила название Героическая, так как писал её глухой композитор.
Из-за глухоты Людвиг редко выходил из дома, он стал угрюм и нелюдим. Но именно на этот период и приходится создание его лучших произведений.
Бетховен был довольно влюбчив, но никогда не получал в ответ взаимности. Свою знаменитую «Лунную сонату» он посвятил молодой графине Джульетте Гвиччарди. Ему очень нравилась эта девушка, и он даже подумывал сделать ей предложение, но вовремя остановился, решив, что глухой композитор не самая подходящая партия для молодой красавицы.
Последние годы жизни Бетховен сочинял заметно реже. Он взял под опеку своего племянника после смерти брата, всячески старался дать ему достойное образование, но юношу интересовали лишь бильярд и карты. Людвиг очень переживал по этому поводу.
К глухоте и нервным переживаниям добавились проблемы с печенью. Здоровье композитора стало резко ухудшаться. В середине марта 1827 года у Людвига воспалились лёгкие. 26 марта композитора не стало. Похоронен он на Центральном Венском кладбище, за гробом шли 20 тысяч человек, и звучал его любимый «Реквием».
Людвиг ван Бетховен является одним из самых знаменитых и талантливых композиторов в истории. Его вместе с Моцартом нередко называют величайшими музыкантами всех времен и народов.
Биография Бетховена интересна тем, что, несмотря на полную глухоту, он сумел написать более 650 гениальных произведений.
Краткая биография Бетховена
Людвиг ван Бетховен родился 16 декабря 1770 г. в немецком городе Бонне. Его отец Иоганн был певцом в придворной капелле. Мать, Мария-Магдалина, была дочерью повара, работавшего при дворе.
Детство и юность
Детство маленького Людвига трудно называть радостным и беззаботным. Семья, в которой он рос, имела скромный доход. К тому же глава семейства злоупотреблял спиртным и часто проявлял агрессию по отношению к близким. Напиваясь, он избивал супругу, а иногда и сына.
Несмотря на попойки, Бетховен-старший интересовался способностями своего ребенка. Он сразу заметил у него прекрасный слух и начал обучать его игре на скрипке и клавесине.
Возможно, отец выбрал именно эти инструменты из-за того, что в детстве на них играл великий , слава о котором гремела по всей Европе.
Однако у Людвига не наблюдалось особых способностей в игре на скрипке и клавесине. Тогда отец начал заставлять его играть на органе, альте, фортепиано и флейте.
Когда сын допускал даже незначительную ошибку, он мог заработать себе серьезную порку. Отцу Бетховена хотелось, чтобы Людвиг получил такую же известность, как и . Тогда бы их семья прославилась на всю Европу и смогла бы существенно улучшить материальное положение.
Бетховен в молодостиКогда Бетховену исполнилось 6 лет, он впервые в своей биографии выступил перед публикой в Кельне. Однако гонорар за концерт оказался весьма скромным, что сильно разочаровало главу семейства.
Несмотря на это, маленький Людвиг продолжил заниматься музыкой, и только мать постоянно поддерживала и ободряла его. Вскоре он стал импровизировать и писать свои первые произведения.
Порою он настолько сильно погружался в процесс сочинения музыки, что ему было сложно выйти из этого состояния.
В 1782 г., преподавателем юного Бетховена становится Кристиан Готлобу, который являлся директором придворной капеллы. Он смог разглядеть у Бетховена необычный дар, поэтому с особым интересом работал с ним. Помимо уроков музыки, Кристиан привил Бетховену любовь и к .
В скором времени Людвиг увлекся чтением мировой классики. Наряду с этим, он был в восторге от творчества Генделя, Баха и, конечно же, Моцарта, с которым мальчик мечтал выступить на одной сцене.
В 1787 г. его мечта сбылась. Оказавшись в Вене, он познакомился со своим кумиром. Ему даже удалось сыграть для него некоторые из своих сочинений, услышав которые Моцарт пришел в восторг.
После окончания игры Бетховена, он открыто заявил: «Не отрывайте взора от этого мальчика – однажды о нем заговорит мир». Дальнейшая биография Бетховена показал, что эти слова были пророческими.
Людвигу хотелось еще раз встретиться с великим Моцартом, однако из-за болезни матери, от которой она позже скончается, ему пришлось срочно возвратиться домой.
Смерть матери стала настоящей трагедией для Бетховена. Он впал в уныние и какое-то время вообще не интересовался музыкой. Более того, теперь ему приходилось ухаживать за двумя маленькими братьями и постоянно терпеть пьяные выходки отца.
К тому же он подвергался насмешкам со стороны сверстников, поскольку утверждал, что благодаря своим сочинениям вскоре станет очень богатым.
Вскоре в его биографии началась светлая полоса. В Бонне композитор познакомился с семейством Бройнинг, взявшим его под свое покровительство. Людвиг стал обучать их дочь Лорхен, с которой он поддерживал дружеские отношения и в зрелом возрасте.
Творческая биография
В 1792 г. молодой Бетховен поехал в Вену, где ему удалось найти хороших друзей-меценатов. Он прекрасно понимал, что ему следует усовершенствовать свое мастерство, поэтому решил обратиться за помощью к Йозефу Гайдну.
Однако отношения между ними не заладились, так как Гайдна раздражал крутой нрав Бетховена. После этого Людвиг стал обучаться у Шенка и Альбрехтсбергера. Оказаться в кругу признанных музыкантов ему помог Антонио Сальери.
В это время Бетховен начинает работу над «Одой Радости», которую совершенствует в течение долгих лет. Зрители услышали эту великолепную композицию лишь в 1824 г.
С того момента популярность композитора начинает расти с каждым днем. Бетховен становится одним из самых востребованных композиторов Вены. В 1795 г. он дает дебютный концерт, в котором звучат его произведения.
Гениальная музыка произвела сильное впечатление на публику, которая по достоинству оценила талант Людвига ван Бетховена.
Через 3 года у него обнаружили серьезную болезнь – тиннитус, которая медленно прогрессировала в течение 10 лет. Она и привела музыканта к самой трагической точке его биографии – полной глухоте.
Здесь стоит заметить один интересный факт. Некоторые биографы утверждают, что у Людвига была странная привычка: перед тем, как начать работу, он окунал голову в холодную воду.
Считается, что именно это послужило к прогрессированию болезни и последующей глухоте.
Однако, несмотря на все трудности и неудобства, связанные с недугом, Бетховен не опустил рук. Как будто назло судьбе, ему удалось написать легкую и жизнерадостную «Вторую симфонию».
Осознавая, что он вот-вот окончательно оглохнет, композитор начинает активно работать днем и ночью. Именно в этот период он написал одни из лучших своих произведений.
Бетховен дома за работойВ 1808 г. Бетховен создает знаменитую «Пасторальную симфонию», состоящую из 5 частей.
В 1809 г. ему поступает выгодное предложение о написании музыки к драме «Эгмонт».
Стоит заметить, что композитор отказался от предложенного гонорара, поскольку был ценителем творчества немецкого писателя.
В 1815 г. он окончательно теряет слух, однако отказаться от музыки Бетховен был уже не в состоянии. Неожиданно, он находит прекрасный выход из положения.
Чтобы «слышать» музыку, Бетховен использует деревянную трость. Один ее конец он зажимает в зубах, а вторым касается передней панели инструмента.
Благодаря вибрации, он чувствовал игру инструмента, что сильно ободряло и радовало его. Композитор продолжает писать произведения, которые становятся классикой еще при его жизни.
Достоверно известно, что Людвиг никогда не любил чиновников. После того, как он оглох, его общение с друзьями имело вид переписки. В так называемых «разговорных тетрадях» они вели различные диалоги.
Музыкант Шиндлер имел 3 таких тетради, однако он вынужден был их сжечь, так как там было много выпадов и резких слов по отношению к действующей власти.
Биографы рассказывают, что однажды, гуляя с Иогангом Гёте по чешскому городу Теплице, они повстречали императора Франца в окружении большой толпы придворных.
Инцидент в Теплице
Гёте отошел в сторону и почтительно раскланялся, в полном соответствии с принятыми тогда обычаями.
Бетховен же и не подумал сворачивать со своего пути. Он прошел сквозь толпившуюся вокруг монарха свиту, едва притронувшись к своей шляпе.
По этому случаю была даже написана картина, которую вы можете видеть выше.
Личная жизнь
В биографии Бетховена было немало трагедий, связанных с женщинами. Несмотря на колоссальные достижения на музыкальном поприще, в кругу элиты его по-прежнему считали простолюдином. Из-за этого он не мог сделать предложение девушке из высшего сословия.
В 1801 г. Людвиг влюбляется в графиню Жюли Гвиччиарди. Но девушка не отвечает ему взаимностью и в скором времени выходит замуж за другого.
Неразделенная любовь стала настоящим ударом для Бетховена. Свои чувства он выразил в «Лунной сонате», которую сегодня исполняют во всем мире.
Следующим увлечением Бетховена становится овдовевшая графиня Жозефина Брунсвик, ответившая на ухаживания талантливого композитора. Однако родственники Жозефины напомнили ей о том, что простолюдин ей не пара, в результате чего она прекратила с ним общение.
Пережив вторую любовную драму, композитор делает предложение Терезе Мальфатти и вновь получает отказ. После этого он пишет гениальную сонату «К Элизе».
Самый известный портрет Бетховена
Перечисленные события биографии настолько сильно повлияли на Бетховена, что он решил до конца жизни оставаться холостяком.
В 1815 г. умирает его брат, оставив после себя сына Карла. Обстоятельства складываются таким образом, что именно Бетховену приходится стать для мальчика опекуном.
В скором времени выяснилось, что племянник имеет слабость к алкоголю. Как ни пытался Бетховен привить Карлу любовь к музыке и искоренить влечение к выпивке, у него ничего не получилось.
Дело дошло до того, что однажды юноша захотел покончить жизнь самоубийством, но к счастью осуществить задуманное ему не удалось. В конечном счете, композитор отправил племянника на службу в армию.
Смерть
В 1826 г. Бетховен заболел воспалением легких, а вскоре его стали мучить еще и боли в желудке. Из-за неправильного лечения, болезнь все больше прогрессировала.
Людвиг был настолько слаб, что не мог даже ходить. Из-за этого он полгода пролежал в кровати с сильными болями.
26 марта 1827 г. Людвиг ван Бетховен умер. Вскрытие показало, что у него полностью разложилась печень.
Проститься с Бетховеном пришло около 20 000 человек, что в очередной раз доказывало всенародную к нему любовь. Похороны состоялись на Вэрингском кладбище.
Несколько интересных фактов из биографии Бетховена
- Бетховен был первым музыкантом, которому городской совет назначил денежное пособие.
- В 21 веке популярен миф о том, что композиции «Музыка ангелов» и «Мелодия слез дождя» написаны Бетховеном. На самом деле они никакого отношения к великому композитору не имеют.
- Бетховен очень высоко ценил дружбу и всегда помогал бедным, хотя сам жил в постоянной нужде.
- Мог одновременно работать над 5 произведениями.
- В 1809, когда бомбардировал город, Бетховен переживал, что от взрывов снарядов потеряет слух. Поэтому он прятался в подвале дома и закрывал уши подушками.
- В 1845 в Боне открыли первый памятник, посвященный композитору.
- В основу песни «Битлз» «Because» положена «Лунная соната», проигранная в обратном порядке.
- Гимном Евросоюза назначена «Ода к Радости» Бетховена.
- Бетховен умер от отравления организма из-за врачебной ошибки.
Если вам понравилась краткая биография Бетховена – поделитесь ею в социальных сетях. Если же вам нравятся биографии выдающихся людей вообще и в частности, – подписывайтесь на сайт I nteresnye F akty.org . С нами всегда интересно!
Понравился пост? Нажми любую кнопку.
«Музыка выше, чем все откровения мудрости и философии», - говорил Людвиг ван Бетховен. Это убеждение помогло композитору пройти сквозь все несчастья, которые обрушивались на него, и в тоже время внести внести грандиозный вклад в историю музыки.
Бетховен родился в Бонне в семье придворного музыканта. Будущий композитор вырос в нищете. Отец пропивал свое скудное жалованье; он занимался с сыном игрой на скрипке и фортепиано в надежде, что тот станет новым Моцартом и обеспечит семью. Со временем отцу прибавили жалованье в расчете на будущее его одаренного и трудолюбивого сына. Отец был очень строг к маленькому Людвигу, который «за инструментом частенько бывал в слезах».
Куда большую роль в становлении будущего великого композитора сыграл придворный органист Кристиан -Готлоб Нефе. Он стал для Людвига вторым отцом и не только наставлял его в музыке, но и был его другом.
Именно Нефе разглядел потенциал юного музыканта. Именно он помог Бетховену в 1787 году (в возрасте 17 лет) поехать в Вену, к Моцарту.
Неизвестно, встречались ли они на самом деле, однако легенда приписывает Моцарту слова, сказанные в адрес юного Бетховена: «Обратите внимание на него, он всех заставит говорить о себе». Вероятно, это было первый подъем в биографии Людвига. Похвала маэстро открывала серьезные перспективы, однако Бетховену так и не суждено было стать учеником Моцарта. Вскоре он вынужден был вернуться обратно в Бонн из-за болезни матери. Вскоре она умерла, и Бетховен вынужден был взять на себя заботу о семье.
В 1792 году, после смерти отца, Бетховен вновь поехал «штурмовать» Вену, столицу классической музыки. Он учился здесь у Гайдна, Альбрехтсбергера и Сальери - последним и наиболее ценимым венским учителем Бетховена.
Первое выступление Бетховена в Вене состоялось 30 марта 1795 года. Это была благотворительная акция в пользу вдов и сирот музыкантов. Вскоре пришло признание Бетховена как композитора. Его творчество развивается бурно и стремительно. За семь лет он создал 15 фортепьянных сонат, 10 циклов вариаций, 2 фортепьянных концерта. В Вене он получил славу и популярность блестящего исполнителя и импровизатора. Он стал учителем музыки в некоторых домах венских вельмож, и это дало ему средства для жизни.
Однако стремительный подъем закончился печальным падением. В 26 лет Людвиг ван Бетховен начал терять слух, что для музыканта означало конец карьеры. Лечение не давало облегчения, и Бетховен начал думать о самоубийстве. Но с помощью воли и любви к музыке он все-таки преодолел отчаяние.
В так называемом «Гейлигенштадськом завещании», написанном в то время его братьям, он говорит: «... еще немного - и я покончил бы с собой, меня удержало только одно - искусство. Ах, мне казалось невозможным покинуть мир раньше, чем я выполню все, к чему я чувствовал себя призванным». В другом письме к своему другу он писал: «... хочу схватить судьбу за горло».
И ему это удалось. В этот период он пишет самые значительные произведения, в частности почти все симфонии, начиная с третьей, - «Героической», пишет увертюры «Эгмонт», «Кориолан», оперу «Фиделио», много сонат, в том числе сонату «Аппассионата».
После окончания наполеоновских войн меняется жизнь всей Европы. Наступает период политической реакции. В Австрии устанавливается тяжелый меттерниховский режим. Эти события, к которым добавились тяжелые личные переживания - смерть брата и болезнь, - привели Бетховена к тяжелому душевному состоянию. Он фактически остановил свою творческую деятельность.
В 1818 году Бетховен почувствовал, несмотря на усиливающуюся глухоту, новый подъем сил и с воодушевлением отдался творчеству, написав целый ряд крупных произведений, среди которых особое место занимает Девятая симфония с хором, «Торжественная месса» и последние квартеты и фортепианные сонаты.
Девятая симфония была не похожа ни на одну из симфоний, созданных до тех пор. В ней он хотел воспеть богатство миллионов, братство всех людей мира, объединенных в едином порыве радости и свободы. Первое исполнение Девятой симфонии в Вене 7 мая 1824 года превратилось в величайший триумф композитора. Но композитор не слышал аплодисментов и восторженных криков публики. Когда одна из певиц повернула его лицом к публике, он, увидев всеобщее восхищение слушателей, от волнения потерял сознание. К тому времени Людвиг ван Бетховен окончательно потерял слух.
Последние годы Бетховен боролся с тяжелым заболеванием печени, фактически прекратив творческую деятельность. 26 марта 1827 года в пять часов дня великий композитор скончался. Похороны состоялись 29 марта. Огромные толпы народу собралось для прощания с великим человеком, ни один император не хоронился с таким почтением.
В этом выпуске мы поговорим о последних годах жизни великого Бетховена.
В предыдущем выпуске мы говорили о жизни композитора, омраченном скудным материальным положением и последовательными неудачами в отношениях с прекрасным полом. Но эти детали, также, как и характер, далеко не самый прекрасный характер композитора, не мешали Людвигу писать его прекрасную музыку.
Сегодня же мы, заканчивая наш краткий экскурс по биографии Бетховена, поговорим о последних двенадцати (1815—1827) годах его жизни.
Семейные проблемы Бетховена
Нельзя сказать, чтобы Бетховен когда-то нормально ладил со своими братьями, особенно с , который к тому времени уже был обеспеченным аптекарем, поставлявшим лекарства в армию.
В 1812 году после встречи с Гете композитор отправился в город Линц, чтобы навестить Иоганна. Правда, судя по всему, Людвига на эту поездку всподвигла корыстная идея, а именно — расстроить помолвку между Иоганном и одной из его сотрудниц, Терезой Обермайер, которую композитор просто терпеть не мог. Правда результат был не в пользу Людвига, ибо младший брат его не послушал.
За несколько лет до этого, еще в 1806-м, Людвиг препятствовал женитьбе другого своего брата, а по совместительству и секретаря — Каспара, и попытка оказалась такой же безуспешной. Но все эти попытки композитора вмешиваться в личную жизнь своих братьев были неспроста.
Ведь фамилия БЕТХОВЕН к тому времени гремела на всю Европу, и композитор не мог себе позволить, чтобы младшие братья опозорили этот род. Ведь и Тереза, и Иоганна, потенциальные невестки великого композитора, мягко говоря, не были достойны носить эту фамилию. Но все равно это было бесполезно, ибо братья его не послушали.
В прочем, Каспар и сам поймет, что совершил глупую ошибку — в 1811 году он разочаруется в супруге настолько, что даже попытается с ней развестись, хотя до окончательного развода все равно не дойдет. Его супруга, Иоганна, оказалась далеко не самой порядочной женщиной, как это и предсказывал старший брат, Людвиг, несколько лет назад, всячески препятствуя их женитьбе.
Ну а в 1815 году Каспар покинул этот мир. Покойный Каспар Карл в предсмертном завещании попросил именно Людвига, своего старшего брата, стать опекуном для своего сына — девятилетнего мальчика, которого также звали Карлом.
Этот мальчик по мере своего взросления доставил своему дяде, великому Бетховену, огромное количество неприятностей. Более того, Людвигу сразу после смерти брата пришлось «воевать» с матерью ребенка, вдовой Каспара — Иоганной, которую он терпеть не мог. В течение пяти лет Бетховен пытался всеми силами лишить Иоганну родительских прав, и в 1820 году, наконец, добивается своего.
Финансовые проблемы до сих пор не давали покоя композитору, который изо всех сил пытался зарабатывать деньги, чтобы прокормить любимого племянника и продолжать заниматься творчеством.
Был даже случай, когда британский пианист Чарлз Нит вместе с Фердинандом Рисом посоветовали Бетховену провести концерт в Англии. В этой стране очень ценили музыку Бетховена. Композитор имел прекрасную репутацию в Англии, а значит, его выступление на сольном концерте гарантировало бы ему прекрасный доход.
Бетховен прекрасно это понимал, да и, вообще, давно мечтал отправиться на гастроли в Лондон, как в свое время поступил один из его учителей, Йозеф Гайдн. Более того, британская филармония прислала Людвигу официальное письмо с условиями, которые были просто изумительны для композитора, купающегося в бытовых проблемах, отчасти связанных с плохим финансовым состоянием.
Но в последнюю минуту Бетховен передумал, а точнее, был вынужден отказаться ехать в Англию из-за болезни. Более того, композитор чувствовал, что не мог покинуть своего племянника на такое долгое время, поэтому он отказался от столь щедрого подарка судьбы.
Не будем останавливаться на племяннике Бетховена, ибо ему будет посвящена . А пока что просто отметим, что парень доставил композитору много бытовых проблем и эмоциональных переживаний, которые отразились в худшую сторону на и без того «подорванном» здоровье Бетховена.
Но все равно композитор безумно любил своего племянника и всячески помогал ему, несмотря на все плохие стороны его характера. Ведь композитор понимал, что других наследников у него больше не будет. Даже в письмах композитор обращался к племяннику, как к «Дорогому сыну».
Последняя «Академия» глухого композитора
Бетховен продолжает писать его прекрасную музыку, радикально отличающуюся от произведений, написанных в молодости. Композитор дописывает последние фортепианные сонаты, параллельно сочиняя простые фортепианные пьесы и камерную музыку по заказу издателей, дабы обеспечить себе и племяннику доход для существования.
Одним из важнейших событий этого периода жизни Бетховена является его последняя «Академия» состоявшаяся 7 мая 1824 года в знаменитом театре Кертнертор.
Там была исполнена его знаменитая «Торжественная месса», а также впервые представлена публике знаменитая «Девятая симфония» — уникальнейшее произведение, ломающее все представления о традиционной классической симфонии.
Венские старожилы свидетельствовали о том, что на данном мероприятии раздавались овации, ранее неслыханные ни на одном концерте любого другого музыканта. Даже сейчас об успехе «Девятой симфонии» ничего придумывать не нужно, ведь фрагмент именно этого произведения использован в гимне Евросоюза.
Ну а в тот вечер, когда абсолютно глухой композитор впервые представил этот шедевр венской публике, восторг слушателей был неописуем. Головные уборы вместе с платками летали по воздуху. Аплодисменты стояли настолько громкие, что просто резало слух. Но только абсолютно глухой композитор, к сожалению, ничего этого не видел (ибо стоял спиной к залу) и не слышал, пока Каролина Унгер, одна из вокалисток, не повернула Людвига в сторону аплодирующих зрителей.
Овации настолько эмоционально задели Бетховена, что композитор, увидевший летающие платки и слезы на глазах у аплодирующих слушателей, в прямом смысле упал в обморок.
В этот момент зал просто взорвался от оваций, схлынувших с новой силой. Эмоции были настолько мощные, что через некоторое время сотрудники полиции были вынуждены вмешаться. Это был грандиозный успех. Ну а менее, чем через 2 недели выступление повторится уже в Редутном зале той же Вены.
Правда художественный успех произведения все равно не принес Бетховену серьезной материальной выгоды. Материальная сторона опять подвела композитора — оба концерта получились абсолютно не прибыльными и даже убыточными для самого Бетховена.
Конечно, уже в скором времени одно авторитетное издательство заплатило композитору как за «Девятую симфонию», так и за «Торжественную мессу» и несколько других произведений, но все равно художественный успех произведений был значительно выше материальной прибыли.
Вот таким уникальным композитором был Бетховен: имя его знали все герцоги, бароны, лорды, короли и императоры Европы. Но до конца дней своих он так и остался бедным.
Прогрессирующая болезнь. Последние месяцы жизни.
В 1826 году состояние здоровья Бетховена ухудшилось еще сильнее после того, как двадцатилетний Карл, его любимый племянник, предпринял попытку самоубийства, возможно, из-за наличия крупных игорных долгов (однако это не подтверждено).
После этого безрассудного поступка племянника здоровье Бетховена испортится настолько, что больше он никогда не поправится, в отличие от Карла, который пережил этот момент и в скором времени поступил на службу в армию.
Пневмония, воспаление кишечника, цирроз печени и последующая водянка, из-за которой композитору несколько раз прокалывали живот — даже в наш век шансы вылечиться от такого набора заболеваний кажутся чем-то сверхъестественным.
В последние дни жизни больного Бетховена навещали самые разные люди: Крамолини со своей невестой, Гуммель, Йенгер, Шуберт (правда считается, что он не смог зайти в комнату композитора. Да и, вообще, факт визита Шуберта к Бетховену не доказан) и другие люди, ценившие творчество композитора.
Но больше всего времени с Бетховеном проводили ухаживавшие за ним друзья - Шиндлер и еще один старый друг - тот самый Стефан Брёйнинг из Бонна, но теперь уже проживавший рядом вместе со своей семьей.
Говоря о семье Брейнинга, стоит отметить, что особенно много радости в эти омраченные болезнью дни Бетховену доставил сынишка Стефана, Герхард, по прозвищу «Ариэль». Бетховен просто обожал этого ничего не понимающего и постоянно «сияющего» мальчика, и любовь эта была взаимной.
Даже скупой брат Иоганн стал проводить много времени с умирающим композитором. И это, несмотря на то, что буквально за несколько месяцев до смерти Людвиг с племянником (после его попытки самоубийства) приехал к Иоганну с некоторыми просьбами, а последний обходился с братом, как с чужим человеком — брал с него и с племянника деньги за ночлег, а также отправил их домой в открытой повозке (после чего, как считается, Людвиг заболел пневмонией).
Материальную бедность композитора в последние недели его проживания разбавила неплохая сумма, полученная от Лондонского филармонического общества, и собранная, благодаря Мошелесу — одному из учеников Бетховена.
Еще одной радостью для Людвига стал другой, по-настоящему ценный и для того времени чрезвычайно редкий подарок, присланный из английской столицы Иоганном Штумпфом (мастером по изготовлению арф) — это было полное собрание сочинений Генделя, которого Бетховен считал чуть ли ни величайшим композитором.
Скромные, но, при этом, весьма приятные для композитора подарки в виде банок с компотом, прислал барон Паскалати, в чьем доме некоторое время жил Бетховен. Также отличился и издатель Шот, приславший умирающему Бетховену знаменитые рейнские вина. Только сам Бетховен с сожалением отметил, что данный подарок немного опоздал, хотя в душе был рад этой посылке.
Ну и, конечно же, за две недели перед смертью Людвига, наконец, удостоили звания почетного члена Венского общества любителей музыки Австрийской империи. Только это звание осталось лишь символическим, так как не подкреплялось никакой материальной выгодой.
Стоит также отметить, что до самой смерти Людвиг, несмотря на неизлечимую болезнь, мыслил более, чем адекватно. Даже подозревая о том, что может умереть в любой момент, Бетховен все равно продолжал читать сложнейшую философскую и иную литературу на разных языках, тем самым, продолжая интеллектуально обогащаться.
Уже 24 марта 1827 года композитор подписывает завещание, согласно содержанию которого, все его имущество наследует племянник, Карл. В этот же день Бетховена навещает священник.
Смерть великого Бетховена наступила после трех дней адских мучений — 26 марта 1827 года. Это произошло в Вене, в том самом доме, где Бетховен прожил последние месяцы жизни. Этот дом имел интересное название «Шварцпаниерхаус», что переводится, как «Дом черного испанца».
В момент смерти друзья композитора, Брёйнинг и Шиндлер, не были рядом. Они в этот момент, предвидя неминуемую кончину Людвига, пошли договариваться о месте захоронения (возможно, с братом Людвига, Иоганном), оставив рядом с композитором общего знакомого — Ансельма Гютенбреннера.
Именно последний, возможно, вместе с Терезой (супругой Иоганна, брата Людвига), стал свидетелем смерти великого Бетховена. Именно он потом расскажет, как великий Людвиг ван Бетховен встретил свою смерть, грозно глядя ей в глаза и грозя кулаком (в прямом смысле) под раскат грома. Именно Гютенбреннер закрыл глаза великому композитору, чья душа с этого момента покинула этот мир.
Людвига ван Бетховена хоронили 29 марта. Поражают масштабы церемонии: в процессии участвовало около 20 тысяч человек — это почти десятая часть всего населения Вены в то время. И это удивительно, учитывая тот факт, что по сравнению с похоронами Бетховена, масштабы похорон старших классиков, Моцарта и Гайдна, были гораздо менее существенными.
Одним из факелоносцев траурной церемонии был другой великий композитор, Франц Шуберт, который, кстати говоря, умрет буквально в следующем году.
Самые разные люди, начиная от обычных венских граждан, и, оканчивая представителями императорского дворца, пришли отправить великого Бетховена в последний путь.