Нормативное потребление тепловой энергии на отопление. Норматив потребления тепловой энергии на отопление: смысл термина и типовые значения
Жители городских квартир неоднократно сталкивались с непонятными цифрами, обнаруженными в квитанции за отопление. Нередко люди не понимают, откуда берутся такие цифры и почему, к примеру, сосед по площадке платит намного меньше. В действительности сумма оплаты не берется из потолка: есть специальный норматив потребления тепловой энергии на отопление, на основе которого и составляются итоговые суммы к оплате согласно утвержденным правительством тарифов. Попытаемся разобраться с этим вопросом.
О нормальной температуре в квартире
При расчете описываемых нормативов учитывается тот факт, что в жилых помещениях должна обеспечиваться комфортная температура. Данный момент регламентируется ГОСТом Р51617-2000 . Ниже приведены приблизительные показатели данной температуры.
- В коридоре – в пределах 18-20 С.
- В обычной жилой комнате – около 20-22 С.
- В туалете – порядка 19-21 С.
- На кухне – в пределах 19-21 С.
- Наконец, в ванной комнате это примерно 24-26 С.
Следовательно, если зимой температура у вас в квартире ниже указанных выше показателей, значит, ваш дом получает меньшее количество тепловой энергии, чем того требуют утвержденные на данный момент нормы. В большинстве случаев виной всему износ городских тепловых сетей, при котором вырабатываемая энергия частично уходит в воздух. Как бы то ни было, нормы отопления не соблюдаются, поэтому потребители имеют полное право подать соответствующую жалобу и потребовать перерасчета тарифных планов.
Основные методики расчета
Выбор той или иной методики расчетов зависит от того, установлен ли в доме и квартире тепловой счетчик. В отсутствие общедомового счетчика тарифы рассчитываются согласно нормативам, а те, как мы уже выяснили, определяются местными органами власти. Это производится посредством специального указа, в котором также определяется график выплат – будете ли вы платить круглый год или же исключительно в период отопительного сезона. И если вы желаете узнать точные цифры конкретно для вашего региона, то можете:
- найти соответствующий указ местных властей;
- обратиться за информацией в управляющую компанию.
Если домового учетного устройства нет, то вы обязаны помнить об указе №344, который был принят еще в 2013-м. Согласно этому документу при отсутствии счетчика (но при наличии технической возможности его установки) используются повышающие коэффициенты:
- с января 2015-го по июль 2015-го данный коэффициент должен составлять 1,1;
- с июля 2015-го до конца декабря 2015-го – 1,2;
- с января 2016-го по июль 2016-го – 1,4;
- с июля 2016-го до конца декабря 2016-го – 1,5;
- с января 2017-го – уже 1,6.
Обратите внимание! Все показатели выше приведены без роста стоимости услуг отопления. Получается, что если у вас в доме нет счетчика, хотя в теории его можно там установить, значит, вы априори будете платить больше. А все потому, что в соответствии с упомянутым документом тариф, рассчитанный по нормативам, будет умножаться на коэффициент.
Рассчет стоимость отопления по нормативам
А теперь выясним, каким именно образом следует проводить расчеты отопления. Еще несколько лет назад отопительный норматив являлся ключевым параметром при вычислении требуемой платы за услугу теплоснабжения. Сама формула этого предельно проста: необходимо умножить показатель норматива на площадь отапливаемого помещения, чтобы в итоге получить то кол-во тепловой энергии, которое необходимо для обогрева жилплощади. Далее это кол-во следует умножить на текущий тариф и получается итоговая сумма.
Стоит заметить, что норматив потребления тепловой энергии на отопление включает в себя также площадь разного рода подсобных помещений; при этом следует учесть отсутствие/наличие горячего водоснабжения и ряд других параметров. Но не так давно квитанция об уплате «обзавелась» еще одной графой, именуемой «Общедомовые нужды». Что это значит? Правительство утвердило новый норматив, касающийся обогрева подъездов и лестничных площадок, а пользователям теперь приходится платить и за это.
Обратите внимание! Чтобы сэкономить на отоплении, многие потребителя устанавливают в квартирах индивидуальные счетчики, позволяющие контролировать полученную тепловую энергию, а не утвержденные отопительные нормативы. Детальнее о счетчике мы поговорим несколько позже.
Из-за использования этого прибора реальная стоимость отопления изменилась. Что характерно, самому нельзя поставить счетчик – этим должен заниматься квалифицированный специалист. По окончании монтажа прибор опломбируется.
Что же касается непосредственно расчетов, то они могут проводиться по одной из трех существующих схем (все зависит от наличия тех же счетчиков). Ознакомимся с ними более детально.
Схема №1. Индивидуальный счетчик отсутствует, общедомовое учетное устройство имеется
Шаг первый. Управляющая организация занимается проверкой показания прибора, установленного в доме. Этот может быть, скажем, 250 Гкал. Этот показатель следует отыскать в квитанции.
Шаг второй. Найдите информацию об общей площади дома (со всеми помещениями). Допустим, она составляет 7 тысяч квадратов.
Шаг третий . Осведомитесь о текущих тарифах. Допустим, это 1,4 тысячи рублей за гигакалорию.
Шаг четвертый . После этого нужно определить конкретную плату с учетом площади вашей квартиры. Если это, к примеру, 75 квадратов, то расчеты будут выглядеть следующим образом:
75х250/1400х7000 = 3750.
Выходит, вы увидите в квитанции сумму в 3750 рублей .
Схема №2. В вашем доме отсутствует как общий, так и индивидуальный счетчик
В данном случае рассчитывать нужно таким образом, чтобы учитывались текущие нормы потребления. В качестве примера представим, что эта норма составляет? гигакалории на метр квадратный. Умножьте данный показатель на площадь квартиры, а также на тариф, действующий в вашем регионе. После этого добавьте к полученному значению нормативную общедомовую плату, которая пропорционально разделена между всеми собственниками квартир в здании.
Схема №3. Если и дом, и квартира оснащена счетчиками потребленного тепла
Продолжаем рассматривать норматив потребления тепловой энергии на отопление. Наличие двух счетчиков считается, пожалуй, наиболее экономным вариантом, поскольку вы будете оплачивать лишь то тепло, которое в действительности подается в квартиру, а не туманные нормативы. Чтобы получить итоговую сумму, вам в таком случае необходимо добавить расход тепловой энергии в квартире к показаниям общедомового счетчика (аналогично разделенным между жителями).
Многие говорят, что отопительные нормативы слишком завышены, в особенности с учетом того, что значительная часть тепла попросту уходит в никуда. По этой причине люди и устанавливают индивидуальные приборы учета – чтобы платить только за то, что было потреблено.
Обратите внимание! Нужно помнить, что существует сразу несколько схем теплоснабжения или горячего водоснабжения дома. По этой причине перед установкой счетчика следует обязательно поговорить с независимым специалистом. Ведь если неправильно установить устройство, то вы не сэкономите, а, напротив, будете переплачивать.
Целесообразность установки квартирного счетчика
Если в доме установлен общедомовой учетный прибор, это еще не значит, что квитанции будут приходить лишь за то тепло, что реально потребили. К примеру, в какой-то квартире может быть вдвое больше секций батарей, чем положено, или же водяная система «теплого пола», подключенная к отопительной магистрали. Очевидно, что в такой квартире будет теплее, чем у вас, хотя все равно все будут платить по одному тарифу. И лучшим решением в таком случае станет установка индивидуального счетчика.
Как это устройство поможет сэкономить? Дело в том, что показатели будут сниматься на входе в жилплощадь и на «обратке», то есть на выходе. А разница между обоими показателями и станет тем количеством тепловой энергии, которое вы потребили. Платить будете именно за это. Есть и другое преимущество счетчиков: если температура рабочей жидкости на входе будет ниже требуемой нормы, то тепло в таком случае вообще не будет учитываться.
Как уже отмечалось выше, устанавливать счетчик самостоятельно нельзя. Этим может заняться лишь лицензированный специалист, причем предварительно следует составить проект монтажа и согласовать его. А это, честно говоря, может стоить вдвое больше, чем само устройство. Помимо этого, имеют место и сложности технического характера. В случае горизонтальной разводки никаких проблем нет. Но зачастую в квартирах присутствует еще и вертикальная разводка, при которой в каждом помещении имеется отдельный стояк, от которого питается один или два радиатора. Устанавливать в таком случае счетчик перед каждой батарее нецелесообразно.
Детальнее о температурных нормах в квартире
Норматив потребления тепловой энергии на отопление напрямую связан с температурными нормами в том или ином помещении. В начале статьи мы уже упомянули, какой должна быть температура в каждой из комнат. Но здесь ключевую роль играет именно то, как следует проводить измерения. Существуют определенные требования, рассмотрим их.
- Температура измеряется на поверхности любой внутренней стены.
- Минимальная дистанция от внешней стены должна составлять 1 метр, от поверхности пола – 1,5.
- Недопустимо несоответствие показателей указанным нормативам!
- Если температура все же не соответствует, то за каждый час стоимость услуг должна снижаться на 0,15 процента.
Обратите внимание! Чтобы добиться снижения тарифов, необходимо написать соответствующее заявление в ДЕЗ. После этого в течение недели к вам придет мастер, проверит трубопроводы и температуру, составит акт. Если несоответствие подтвердилось, то положение исправят в течение недели.
Кроме того, вы можете проверять подаваемую горячую воду на предмет соответствия температуры. По стандартам она должна варьироваться в пределах 50-70 градусов, при предельно допустимом отклонении в 3-5 градусов. Для проверки нужно открыть кран, подставить стакан и поместить в набранную воду термометр. Если есть отклонения, то выполняйте те же действия, что были приведены выше (жалоба).
Стоит добавить, что согласно законодательству теплоснабжение квартиры должно быть непрерывным на протяжении всего сезона отопления. За месяц общее прекращение обогрева не должно превышать 24 часов, причем не больше 16-ти часов подряд. Если норматив превышается, то за каждый час плата должна уменьшаться на 0,15 процента.
Кто составляет нормативы?
Эти нормативы, равно как и нормы потребления любой другой услуги коммунального характера (газо- или водоснабжение, например), представляют собой относительно постоянную величину. Их принимают уполномоченные органы на местах (при участии компании, снабжающей энергией, разумеется). Что характерно, нормативы остаются в неизменном состоянии на протяжении 3-х лет.
Проще говоря, организация, занимающая теплоснабжением в конкретном регионе страны, предоставляет местным органам власти документацию, в которой обосновываются новые нормативы. Документация обсуждается на городском совете, после чего отвергается либо же утверждается. Далее израсходованное тепло перерасчитывается, а тарифы, по которым будут оплачивать услугу потребители, утверждаются.
При определении нормативов потребления принимаются во внимание условия климата в том или ином регионе, степень износа отопительных сетей, материал, из которого выполнены дома, а также их (домов) разновидность. Как результат – получают кол-во тепловой энергии, необходимое для обогрева 1 метра квадратного жилплощади каждого конкретного здания. По сути, это и есть норматив потребления тепловой энергии на отопление.
Обратите внимание! По общепризнанным стандартам норматив измеряется гигакалориями на метр квадратный (Гкал/м?). При этом главным параметром считается именно температура окружающего воздуха в зимнее время года. В теории это значит, что если зимой относительно тепло, то платить придется меньше, хотя на практике в большинстве случаев получается иначе.
Подводя итоги
Возможность обжалования отклонений – это, безусловно, хорошо. Но в действительности доказать все это достаточно сложно. Да, написать заявление несложно, то сотрудники ДЕЗ могут прийти к вам, к примеру, когда радиаторы очень горячие или когда на улице относительно тепло; как результат – жалоба не подтверждена.
Распоряжение Министерства ЖКХ МО от 22.12.2014 N 170-РВ
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг", руководствуясь Положением о Министерстве жилищно-коммунального хозяйства Московской области, утвержденным постановлением Правительства Московской области от 03.10.2013 N 787/44 "Об установлении штатной численности и утверждении Положения о Министерстве жилищно-коммунального хозяйства Московской области" и постановлением Губернатора Московской области от 16.09.2013 N 221-ПГ "О структуре исполнительных органов государственной власти Московской области и составе Правительства Московской области":
1. Утвердить прилагаемые нормативы потребления коммунальных услуг в отношении отопления, холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, предоставляемых в жилых помещениях на территории городского округа Серпухов Московской области.
2. Установить, что нормативы потребления коммунальных услуг вводятся в действие с 01.01.2015.
3. Начальнику отдела по взаимодействию с регионами, СМИ и общественными организациями организационно-правового управления (М.В. Шемяковой) в течение 10 дней с даты подписания настоящего распоряжения обеспечить его официальное опубликование в газете "Ежедневные новости. Подмосковье", а также размещение на официальном сайте Министерства жилищно-коммунального хозяйства Московской области в сети Интернет.
4. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя министра жилищно-коммунального хозяйства Московской области А.А. Пухову.
Министр жилищно-коммунального хозяйства Московской области Е.А. Хромушин
Приложение N 1 к распоряжению Министерства жилищно-коммунального хозяйства Московской области от 22 декабря 2014 г. N 170-РВ
НОРМАТИВЫ ПОТРЕБЛЕНИЯ КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ ПО ХОЛОДНОМУ, ГОРЯЧЕМУ ВОДОСНАБЖЕНИЮ И ВОДООТВЕДЕНИЮ В ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЯХ НА ТЕРРИТОРИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА СЕРПУХОВ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
куб. метр на 1 чел.
Норматив потребления коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению |
||
в т.ч. горячее водоснабжение |
||
1. Многоквартирные и жилые дома, оборудованные централизованным холодным и горячим водоснабжением, водоотведением, с душем и ваннами |
||
2. Многоквартирные и жилые дома, оборудованные централизованным холодным водоснабжением, водоотведением, оборудованные газовыми (электрическими, твердотопливными) водонагревателями, с душем и ваннами |
||
3. Многоквартирные и жилые дома, оборудованные централизованным холодным водоснабжением, централизованным или местным водоотведением, без душа и ванн |
||
4. Многоквартирные и жилые дома, оборудованные централизованным холодным водоснабжением, централизованным или местным водоотведением, газоснабжением, без душа и ванн |
||
5. Многоквартирные и жилые дома, оборудованные централизованным холодным водоснабжением |
||
6. Многоквартирные и жилые дома с холодным водоснабжением из уличных колонок |
||
7. Общежития неквартирного типа, оборудованные централизованным отоплением, холодным и горячим водоснабжением, водоотведением, с душем и ваннами или многоквартирные и жилые дома, оборудованные централизованным отоплением, холодным и горячим водоснабжением, водоотведением, с общими кухнями и блоками душевых в каждой секции |
||
8. Общежития неквартирного типа, оборудованные централизованным отоплением, холодным и горячим водоснабжением, водоотведением, с душем на этаже или многоквартирные и жилые дома, оборудованные централизованным отоплением, холодным и горячим водоснабжением, водоотведением, с общими кухнями и душем на этаже |
Нормативы по водоотведению (канализованию) принимаются равными величине соответствующих нормативов по водоснабжению по столбцу "всего".
Приложение N 2 к распоряжению Министерства жилищно-коммунального хозяйства Московской области от 22 декабря 2014 г. N 170-РВ
ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 января 1994 года N 41
О нормативах потребления тепловой энергии и газа, используемых для расчета платы за коммунальные услуги *
Снято с контроля в связи с изменением объективных условий на основании
от 12 марта 1996 года N 215
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Московской городской Думы от 16 марта 1994 года N 22 (Ведомости Московской Думы, N 3, 1994 год);
постановлением Правительства Москвы от 21 июня 1994 года N 500 (Вестник мэрии Москвы, N 16, август 1994 года);
постановлением Правительства Москвы от 28 июля 1998 года N 566 (Тверская, 13, N 27.08-02.09.98);
постановлением Правительства Москвы от 12 января 1999 года N 16 (Тверская, 13, N 7, 11-17.02.99); (Вестник мэрии Москвы, N 4, 1999 год)
постановлением Правительства Москвы от 20 апреля 1999 года N 331 (Тверская, 13, N 23, 03-09.06.99); (Вестник мэрии Москвы, N 12, 1999 год)
постановлением Првительства Москвы от 23 декабря 2003 года N 1062-ПП (Вестник Мэра и Правительства Москвы, N 4, 14.01.2004);
постановлением Правительства Москвы от 29 ноября 2011 года N 571-ПП (Вестник Мэра и Правительства Москвы, N 67, 06.12.2011);
(Официальный сайт Мэра и Правительства Москвы www.mos.ru, 15.07.2015);
(Официальный сайт Мэра и Правительства Москвы www.mos.ru, 03.10.2016) (о порядке вступления в силу см. пункт 4 постановления Правительства Москвы от 29 сентября 2016 года N 629-ПП);
постановлением Правительства Москвы от 13 декабря 2016 года N 848-ПП (Официальный сайт Мэра и Правительства Москвы www.mos.ru, 13.12.2016) (изменения вступили в силу с 1 июля 2017 года).
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Действует в части, не противоречащей постановлению Правительства Российской Федерации от 18 июня 1996 года N 707 , отменившему постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 935 .
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Настоящее постановление признавалось утратившим силу на основании постановления Правительства Москвы от 13 июня 2006 года N 381-ПП .
Постановление Правительства Москвы от 13 июня 2006 года N 381-ПП утратило силу в части отмены настоящего постановления - постановление Правительства Москвы от 25 июля 2006 года N 538-ПП .
____________________________________________________________________
________________
* Название в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Москвы от 29 сентября 2016 года N 629-ПП . - См. предыдущую редакцию .
В соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации Правительство Москвы
(Преамбула в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Москвы от 29 сентября 2016 года N 629-ПП . - См. предыдущую редакцию)
постановляет:
1. Пункт утратил силу - . - См. предыдущую редакцию.
2. Пункт утратил силу с 1 января 2012 года - . - См. предыдущую редакцию .
3. Пункт утратил силу с 1 января 2012 года - постановление Правительства Москвы от 29 ноября 2011 года N 571-ПП . - См. предыдущую редакцию .
4. Пункт утратил силу с 1 января 2012 года - постановление Правительства Москвы от 29 ноября 2011 года N 571-ПП . - См. предыдущую редакцию .
5. Утвердить для населения нормативы потребления коммунальных услуг (приложение 4).
(Абзац в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Москвы от 29 сентября 2016 года N 629-ПП . - См. предыдущую редакцию)
Абзац утратил силу с 1 января 2012 года - постановление Правительства Москвы от 29 ноября 2011 года N 571-ПП . - См. предыдущую редакцию .
6. Пункт утратил силу с 1 января 2012 года - постановление Правительства Москвы от 29 ноября 2011 года N 571-ПП . - См. предыдущую редакцию .
7. Пункт утратил силу с 1 января 2012 года - постановление Правительства Москвы от 29 ноября 2011 года N 571-ПП . - См. предыдущую редакцию .
8. Пункт утратил силу с 1 января 2012 года - постановление Правительства Москвы от 29 ноября 2011 года N 571-ПП . - См. предыдущую редакцию .
9. Пункт утратил силу - , с 24 января 2004 года - постановление Правительства Москвы от 23 декабря 2003 года N 1062-ПП. - См. предыдущую редакцию .
10. Пункт утратил силу - постановление Правительства Москвы от 21 июня 1994 года N 500 - См. предыдущую редакцию .
11. Пункт утратил силу - постановление Правительства Москвы от 29 сентября 2016 года N 629-ПП . - См. предыдущую редакцию .
12. Пункт утратил силу - постановление Правительства Москвы от 21 июня 1994 года N 500 . - См. предыдущую редакцию .
13. Пункт утратил силу с 1 января 2012 года - постановление Правительства Москвы от 29 ноября 2011 года N 571-ПП . - См. предыдущую редакцию .
14. Пункт утратил силу с 1 января 2012 года - постановление Правительства Москвы от 29 ноября 2011 года N 571-ПП . - См. предыдущую редакцию .
15. Пункт утратил силу с 1 января 2012 года - постановление Правительства Москвы от 29 ноября 2011 года N 571-ПП . - См. предыдущую редакцию .
16. Пункт утратил силу с 1 января 2012 года - постановление Правительства Москвы от 29 ноября 2011 года N 571-ПП . - См. предыдущую редакцию .
17. Пункт утратил силу - постановление Правительства Москвы от 21 июня 1994 года N 500 . - См. предыдущую редакцию .
18. Пункт утратил силу с 1 января 2012 года - постановление Правительства Москвы от 29 ноября 2011 года N 571-ПП . - См. предыдущую редакцию .
19. Пункт утратил силу с 1 января 2012 года - постановление Правительства Москвы от 29 ноября 2011 года N 571-ПП . - См. предыдущую редакцию .
20. Считать утратившими силу пп.2 и 3 постановления Правительства Москвы от 5 января 1993 года N 3 "О разработке концепции изменения квартплаты и жилищных субсидиях в г.Москве" .
21. Пункт утратил силу - постановление Правительства Москвы от 29 сентября 2016 года N 629-ПП . - См. предыдущую редакцию .
22. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Бирюкова П.П.
(Пункт в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Москвы от 29 сентября 2016 года N 629-ПП . - См. предыдущую редакцию)
Премьер Правительства Москвы
Ю.М.Лужков
приложение 1. Сроки поэтапного перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг
Приложение N 1
к постановлению
Правительства Москвы
от 11 января 1994 года N 41
____________________________________________________________________
Утратили силу -
постановление Правительства Москвы от 29 сентября 2016 года N 629-ПП . -
См. предыдущую редакцию .
____________________________________________________________________
Приложение 2. Ставки платы за наем жилых помещений в домах муниципального и государственного жилищного фонда г.Москвы (утратили силу)
Приложение N 2
к постановлению
Правительства Москвы
от 11 января 1994 года N 41
____________________________________________________________________
Утратили силу на основании
постановления Правительства Москвы
от 21 июня 1994 года N 500 . - См. предыдущую редакцию.
____________________________________________________________________
Приложение 3. Ставки оплаты жилья по договору найма за содержание и ремонт домов в муниципальном и государственном жилищном фонде и ставки оплаты услуг по техническому обслуживанию жилья граждан, приватизировавших занимаемые... (утратили силу)
Приложение N 3
к постановлению
Правительства Москвы
от 11 января 1994 года N 41
СТАВКИ
оплаты жилья по договору найма за содержание и ремонт домов в муниципальном и государственном жилищном фонде и ставки оплаты услуг по техническому обслуживанию жилья граждан, приватизировавших занимаемые квартиры (комнату), а также домов ЖК и ЖСК, состоящих на техническом обслуживании муниципальных жилищных организаций г.Москвы
____________________________________________________________________
Утратили силу на основании
постановления Правительства Москвы
от 21 июня 1994 года N 500 . - См. предыдущую редакцию.
____________________________________________________________________
Приложение 4. Нормативы потребления коммунальных услуг для населения
Приложение N 4
к постановлению
Правительства Москвы
от 11 января 1994 года N 41
(с изменениями на 13 декабря 2016 года)
Единица измерения | Норма расхода в месяц календарного годаНорматив потребления газа: | ||||
3.1. При наличии в квартире газовой | куб.м/чел | ||||
3.2. При наличии в квартире газовой | куб.м/чел | ||||
3.3. При наличии в квартире газовой
(Абзац дополнительно включен с 1 января 2017 года постановлением Правительства Москвы от 29 сентября 2016 года N 629-ПП) (Примечание дополнительно включено с 26 июля 2015 года постановлением Правительства Москвы от 14 июля 2015 года N 435-ПП) Нормативы водопотребления на хозяйственно-питьевые нужды населения в жилищном фонде г.Москвы (утратили силу)(Вводятся с 1 марта 1994 года) Приложение 5 . Ставки оплаты коммунальных услуг для населения (утратили силу)Приложение N 5 ____________________________________________________________________ Приложение 6. Положение о порядке предоставления гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг в г.Москве (утратило силу)Приложение N 6 ____________________________________________________________________ Приложение N 8 ____________________________________________________________________ Редакция документа с учетом |