Профессиональный рост педагога его компоненты и составляющие. Современные проблемы науки и образования
От того, как сформирована «Я-концепция» человека, как он смог определиться в жизни, будет зависеть, счастливо сложится его судьба или нет. Самоопределение человека как любая часть его образа «Я» непосредственно складывается в любой жизненной сфере, будь то семья, карьера, товарищество. В связи с этим выделяются следующие типы самоопределения:
Жизненный, выраженный в выборе личностью того или иного стиля и образа жизни человека;
Профессиональный, когда профессия выступает как средство реализации жизненного стереотипа, поскольку при выборе образа жизни человек реализует социальные роли и стереотипы, которые затем находят выражение в профессиональной деятельности;
Личностный, рассматриваемый как проявление жизненного самоопределения. Однако есть существенное отличие личностного самоопределения от жизненного, которое заключается в том, что человек как бы приподнимается над профессией, над социальными ролями и стереотипами, не просто овладевает ролью, а создает новые на основе нахождения самобытного образа, постоянного развития этого образа и утверждения его среди окружающих людей; человеку, по сути, удается действительно стать хозяином ситуации и всей своей жизни;
Самоопределение в культуре - высший тип личностного ^определения. Он проявляется в том, что вся жизнь человека и все его дела являются значительным вкладом в развитие культуры (Н. С. Пряжников).
Таким образом, каждый тип самоопределения является основой для последующего; не пройдя одного из них, человек не может попасть на другие типы, которые и являются частью личностного роста.
Каждому из типов самоопределения условно соответствуют пять уровней самореализации человека.
Критерием выделения уровня является степень внутреннего принятия человеком данной деятельности и степень творческого к ней отношения.
Первый уровень - деструктивный - характеризуется агрессивным неприятием выполняемой деятельности.
Второй уровень выражает стремление мирно избежать данной деятельности.
Третий уровень - пассивный - означает выполнение данной деятельности по образцу, по шаблону, по инструкции.
На четвертом уровне происходит стремление усовершенствовать, сделать по-своему отдельные элементы выполняемой работы.
Пятый уровень - творческий уровень - определяется стремлением обогатить, усовершенствовать выполняемую деятельность в целом.
Правильное профессиональное самоопределение влияет на продвижение человека по служебной лестнице, позволяет ему достигать высоких результатов в труде, осуществлять свой профессиональный рост.
Понятие «профессиональный рост» часто отождествляют с такими понятиями, как «профессиональное продвижение», «карьера», «рост профессионального мастерства», «повышение квалификации», однако перечисленные определения лишь частично характеризуют профессиональный рост, показывают отдельные его стороны. Так, например, карьера рассматривается как процесс смены социальной позиции субъекта в профессионально-должностной структуре; это - продвижение, перемена социальных ролей, через которые человек добивается повышения своего престижа. Рост профессионального мастерства рассматривается как процесс увеличения и совершенствования знаний, умений и навыков в рамках конкретной профессии. Термин «профессиональное продвижение» трактуется как процесс должностного и профессионального роста и предполагает перемещение и смену места приложения труда работника.
Для определения понятия «профессиональный рост» следует говорить о включении в него таких компонентов профессиональной деятельности, как: личностный, предполагающий развитие качеств личности, которые необходимы для людей определенных профессий; предметный, предполагающий освоение предмета профессиональной деятельности на основе профессионального мастерства; функциональный, предполагающий усложнение профессиональных функций и повышение их значимости; социальный, предполагающий изменение социального статуса профессионала за счет повышения должностного положения.
В самом общем плане профессиональный рост следует понимать как комплексный процесс, включающий в себя совокупность взаимосвязанных прогрессивных изменений, происходящих в личностном, предметном, функциональном, социальном компонентах профессиональной деятельности субъекта.
Профессиональный рост происходит в процессе развития. Он определяется как повышение работником своих индивидуальных возможностей по выполнению профессиональных функций, направленных на улучшение количественных и качественных показателей труда, повышение профессионального потенциала человека, который понимается как системное образование, включающее в себя качества индивида, необходимые для выполнения функций конкретной профессии. Уровень профессионального развития характеризуется его профессиональным потенциалом.
Для осуществления специалистом профессионального роста необходима мотивация, которая определяет активность субъекта в профессиональном развитии и должностном продвижении. В качестве стимулов к профессиональному росту выделяют: стратификационные стимулы (блага, связанные с должностным продвижением и сохранением рабочего места); предметно-функциональные стимулы, связанные с непосредственной профессиональной деятельностью (потребность в общественной практике, изменение орудий труда, профессионализм коллег, динамика собственных результатов труда); социально-психологические стимулы (представления о социальных функциях данной профессии, принятые обществом и конкретной профессиональной средой); оценка результатов труда человека его коллегами.
Формирование мотивации профессионального роста связано с направленностью личности, с системой ее ценностных отношений на основе жизненных целей, с конкретно-ситуативными установками, отражающими систему потребностей личности.
Профессиональный рост представляет собой одну из сторон профессиональной деятельности. Так, например, познавательные, эстетические, интеллектуально-коммуникативные потребности направлены на развитие как общих, так и специальных способностей конкретной деятельности; потребность в самореализации формируется на основе интереса к определенной деятельности и проявляется в стремлении как можно качественнее ее освоить; ориентация на улучшение результатов труда формируется на основе потребности в профессиональном признании. Следует подчеркнуть, что установка на развитие личности достигается высокой результативностью ее деятельности лишь при условии выраженной склонности человека к данной профессии. Профессиональный рост можно рассматривать с двух сторон, во-первых, его побудительной стороной является мотивация отдельного работника; во-вторых, профессиональный рост как социальное явление связан с противоречиями между потребностью общества в результатах труда по определенной профессии и общим профессиональным уровнем конкретной группы, куда входит человек. Следствием этого является несоответствие между уровнем профессионального роста и должностным продвижением. Если в течение пяти лет не происходит повышение в должности, то падает мотивация профессионального роста.
Следует отметить, что в качестве механизма профессионального роста выделяются условия профессионального развития, стимулы профессионального роста, индивидуальные особенности субъекта, формы и характер профессионального развития и должностного продвижения.
Культура профессионального самовоспитания и самообразования педагога
Стремление преподавателя к расширению границ своей компетентности, мастерства, профессионализма, а также личностного и профессионального роста невозможно без осознания им необходимости заниматься самовоспитанием и самообразованием. Разные сферы научных знаний по-своему трактуют эти понятия, но в определении наблюдается и некоторое единство. Говорят, что самовоспитание - это деятельность человека, направленная на развитие у него положительных качеств личности; воспитательная работа над самим собой; сознательная деятельность, направленная на возможно более полную реализацию его как личности; формирование человеком своей личности в соответствии с поставленной целью.
Самообразование в совокупности всех определений можно рассматривать как: образование, получаемое самостоятельно; целенаправленную познавательную деятельность, управляемую самой личностью; самостоятельное преобразование личностью систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры; образование, получаемое в процессе самостоятельной работы, без прохождения систематического курса обучения в стационарном учебном заведении; целеустремленную работу преподавателя по расширению и углублению своих знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых.
В основе самовоспитания и самообразования лежит личностный подход. В связи с этим самовоспитание и самообразование представляются как систематический процесс, регулируется мотивацией личностного порядка и осознанием педагогом общественной значимости самообразовательной деятельности. Очевидно, что самовоспитание и самообразование возникают тогда, когда у человека вырабатывается способность анализировать свои поступки, ставить перед собой общественно значимые цели, когда происходит так называемое самоопределение личности, которое, в свою очередь, связано с процессом саморазвития индивида. Ход саморазвития и его результаты определяются способностью человека к деятельности со знанием дела и характером и мерой воплощения социально-культурного опыта.
Самовоспитание и самообразование связаны с развитостью у личности такого качества, как самостоятельность, понимаемого как способность мыслить, анализировать ситуации, принимать решения и действовать по собственной инициативе, независимо от навязываемых взглядов. Однако самостоятельность носит позитивную окраску лишь при наличии у человека, в частности у педагога, высокой степени компетентности.
Закономерности процесса самообразования вытекают из стремления педагога реализовать свои образовательные потребности, которые способствуют нормальному функционированию профессионала. Они обозначают характер, структуру и меру потребности преподавателя в различных направлениях, видах, формах образовательной деятельности. Выраженность этих потребностей находится в прямой зависимости от уровня нравственного и умственного развития, образования и профессиональной квалификации человека. Она растет по мере удовлетворения его познавательной потребности и интересов путем самообразовательной деятельности, опирается на наличие у педагога самообразовательных умений и осознание им самоценности образования, которая выражается в том, что человек видит смысл и получает удовлетворение от самого процесса освоения социально-культурного опыта, а переработка этого опыта, в свою очередь, развивает у человека чувство причастности к родовой сущности (О.И. Полкунова).
Обоснованность необходимости самовоспитания и самообразования исходит из активной и творческой природы человека, а также из понимания преподавателем процесса воспитания как организации такого взаимодействия, в ходе которого личность раскрывает свои потенциальные возможности. При этом имеется в виду личность не только студентов, но и самого педагога.
Следует отметить, что активность процесса самообразования вытекает из условий познавательной деятельности преподавателя поскольку иногда бывает недостаточно только осознать свои потребности, нужно преодолеть интеллектуальный, психологический барьер. Возникновение барьера обусловлено: во-первых, потому что самообразование и самовоспитание рассматриваются как личное дело каждого преподавателя и нет необходимости обсуждения этого вопроса, все зависит от уровня педагогической компетенции, понимания, опыта преподавателя; во-вторых, тем, что сама деятельность преподавателя уже есть самовоспитание и самообразование, так как педагог при подготовке к различным видам учебно-воспитательной деятельности вынужден знакомиться с новинками учебно-методической литературы, писать аннотации, систематизировать позитивный опыт для использования в своей практике, корректировать стратегию и тактику собственного коммуникативного поведения ит.д.
Функции самовоспитания и самообразования. Самовоспитание и самообразование выполняют ряд функций:
Замещающую, когда человеком осваивается курс образовательного учреждения, а затем получается документ на основе сдачи государственных квалификационных экзаменов (например, экстернат);
Дополняющую, когда приобретение новых знаний происходит вне учебной программы образовательного учреждения. Так, например, во многих колледжах и вузах существуют учебно-методические центры, дающие возможность студенту получить дополнительную квалификацию по конкретному педагогическому направлению. Обучение завершается выпускной квалификационной работой и выдачей различных сертификатов, дипломов, подтверждающих право педагога заниматься данным видом образовательных услуг;
Связующую, способствующую установлению и упрочению межпредметных связей;
Интегрирующую, соединяющую дискретно идущие периоды организованной учебной деятельности в целостный процесс;
Компенсаторную, предполагающую приобретение преподавателем профессиональных функций, которыми другие преподаватели уже владеют, путем расширения своего профессионального кругозора и усвоения новой информации;
Адаптирующую, позволяющую преподавателю быстро приспосабливаться к изменяющимся условиям учебно-воспитательного процесса, находить адекватные условиям методы, средства и формы организации деятельности студентов;
Развивающую, предполагающую формирование у педагога способности активно и компетентно участвовать в преобразовании себя, своей педагогической деятельности (Н.Р. Битянова).
Виды самообразования. Их рассматривают как разновидности самостоятельных занятий, различающихся по ряду признаков:
Целенаправленность - наличие или отсутствие программы, предусматривающей достижение определенных результатов;
уровень внешнего руководства - мера участия профессионального педагога;
Форма учебной деятельности - индивидуальная или групповая;
Социальная цель учебной деятельности - изменение социального статуса, достижение понимания изменения какого-либо вопроса, проблемы, затрагивающее интересы субъекта.
Профессиональное самообразование педагога разделяется на общеобразовательное, предметное, психолого-педагогическое и методическое.
Говорят еще о таких видах самообразовательной деятельности преподавателя, как:
Фоновое общеобразовательное самообразование, которое является естественной частью жизни педагога и выражается в постоянной самостоятельной познавательной деятельности;
Фоновое педагогическое самообразование, определяемое разнообразными видами работы с психолого-педагогической периодикой;
Перспективное профессиональное самообразование, рассчитанное на длительный срок. Оно представляет собой разработку методической проблемы преподавателем как аспирантом под руководством научного руководителя, а также посещение педагогом долгосрочных курсов повышения квалификации или организацию самостоятельной опытной работы преподавателя;
Актуальное педагогическое самообразование направлено на устранение частных затруднений в педагогической деятельности преподавателя.
Процесс самообразования может протекать как организованное самообразование, предполагающее инициирование педагогом своей самостоятельной учебной деятельности по специально разработанной программе или самим педагогом, или с чьей-то помощью. Программа направлена на удовлетворение познавательного интереса и освоение какого-то нового вида профессиональной деятельности; самоучение, рассматриваемое как намеренное саморегулируемое приобретение знаний и умений неформальным или формальным путем.
В связи с этим выделяют компоненты готовности педагога к самообразованию: когнитивный, мотивационный, процессуальный, организационный, нравственно-волевой.
В качестве критериев сформированности модели самообразовательной деятельности преподавателя различают: познавательную активность педагога и формы ее проявления; педагогическая направленность; уровень педагогического мастерства; сформированность педагогической рефлексии; проявление творчества и новаторства; степень овладения технологией самообразовательной деятельности; позитивную личностную «Я-концепцию».
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
ГАОУ ВПО «Альметьевский государственный институт
муниципальной службы»
Кафедра психологии и педагогики
Утверждено
Учебно-методическим
советом АГИМС
Л.А. Максутова
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО
Современная система повышения квалификации работников образования развивается быстрыми темпами, постоянно улучшается и обновляется. Большинство студентов ориентируется на активность самого преподавателя, которая, в свою очередь, зависит от собственных карьерных целей, профессиональных задач и личных потребностей.
Определение карьерного роста
Карьерный рост определяется по-разному. Но в общем виде можно дать такое определение.
Определение 1
Карьерный рост – это преднамеренно выбранный и реализуемый работником путь должностного или профессионального продвижения, которое гарантирует профессиональное и социальное самоутверждение человека в соответствии с уровнем его квалификации.
В педагогической науке проблемы карьерного роста изучались Э. Шейном, М. В. Александровой, Д. А. Ашировым, В. Г. Поляковым, Б. З. Вульфовом, С. Д. Резником и другими учеными. Они достаточно обстоятельно разработали концепцию карьеры в менеджменте организации. Например, в 1971 -м году доктором Массачусетского института технологии Э. Шейном было внесено предложение рассмотрения карьеры в виде трехмерного конуса. Ученый отметил, что планирование карьеры представляет собой замедленный процесс становления профессиональной самоконцепции и самоопределения в определениях личных возможностей, талантов, умений, отношений с окружающими людьми и ценностей. Успешный карьерный рост зависит не только от побуждений и мотиваций той или иной личности, но и возможностей.
Еще совсем недавно отечественная педагогика не использовало понятие “карьера”. В основном это слово носило негативный характер. В последнее время отрицательное мнение о карьере стало пропадать. Сегодня человек, который “делает карьеру” рассматривается скорее как личность, имеющая ориентацию на реализацию профессионального потенциала.
Что это вертикальный и горизонтальный карьерный рост?
Долгое время удачной считалась только та карьера, которая подразумевала продвижение вверх. Однако для одного человека успех – это продвижение сообразно восходящим ступеням иерархии, для другого – вероятность творчества и мастерства в рамках занимаемой должности.
Определение 2
Потому сегодня понятие «карьера» в общем виде и в системе воспитания в частности понимается двусмысленно:
- Вертикальная карьера : предполагает продвижение вверх по служебной лестнице;
- Горизонтальная карьера : отражает продолжение профессиональных способностей преподавателя при отсутствии изменения его места в иерархии служебных должностей.
Некоторые исследователи считают, что горизонтальная и вертикальная карьеры представляют собой не только разные методы жизни в профессии, но и разные методы жизни в общем.
Профессиональный и карьерный рост по горизонтали сопровождается ощущением профессиональной самостоятельности, самоорганизованности и неисчерпаемости занимаемой должности.
Пример 1
Образец горизонтальной карьеры – это усвоение нетипичных для педагогов компетенций. Педагог иностранного языка создает собственный сайт в интернете, на котором общается со своими слушателями, тем самым он увеличивает свойство обучения предоставленного курса увеличения квалификации. Второй преподаватель осваивает новые технологии и становится создателем мультимедийного электронного учебника.
Горизонтальная карьера педагога может развиваться при конкретных организационно-педагогических критериях, к которым относятся:
- Точка зрения руководителя;
- Наличие внешних характеристик успеха перемещения в специальности (заслуги, результаты научно-исследовательской деятельности и другое);
- Наличие адекватной системы оценки, ее сопоставление с ценностями определенного работника;
- Помощь и стимулирование творчества;
- Выработка рефлексивно-творческих качеств.
Сейчас, когда удачно выполняется государственная программа становления воспитания на 2011 - 2020 гг., раскрываются большие способности для преподавателей, которые не хотят уходить с любимой работы, искренне любят учить детей и понимают, как это делать умело. Осуществление представленной программы создает определенные условия для возможностей карьерного роста, к которым относится следующее:
- Стимулирование преподавателей, деятельно внедряющих современные образовательные технологии;
- Муниципальная помощь молодых и профессиональных преподавателей;
- Одобрение наилучших преподавателей.
А это, между прочим, провоцирует преподавателей к освоению новейших способов методической работы, научному изучению, пониманию значимости собственной практической деятельности.
В последние годы значительно выросло число педагогов, которые решили заняться научно-исследовательской работой, что также способствует их карьерному продвижению. Конечно, пока данный критерий еще сравнительно небольшой в системе повышения квалификации, но все же существует заметный рост количества преподавателей, желающих нарастить собственную компетентность через научно-исследовательскую активность.
Это всего лишь некоторые возможности карьерного роста современных преподавателей. Естественно, имеются и другие пути генезиса карьеры в системе образования, поскольку карьеру необходимо рассматривать не только со стороны восхождения по административной лестнице, но и как вероятность становления успешным специалистом в своей деятельности.
Профессиональный рост
Если рассматривать карьерный рост преподавателя как динамический процесс, то нужно отметить, что он прямо связан с профессиональным ростом, как и личной готовностью к саморазвитию и самосовершенствованию в рамках собственной профессиональной деятельности.
Определение 3
Профессиональный рост учителя – это процесс развития, интеграции и осуществления в педагогическом труде профессионально важных личностных свойств и способностей, профессиональных знаний и умений; функциональное высококачественное преобразование человеком собственного внутреннего мира, что в результате приводит к сознательно новому способу жизни.
Главное значение в профессиональном росте имеет сам преподаватель, а также его ожидания, представления о своем рабочем будущем.
Сегодня карьера преподавателя требует особого внимания. Развивающемуся сообществу не все равно, кто будет работать с преподавателями: бесстрастный к занятию исполнитель или же стремящийся к большему выявлению собственного творческого потенциала профессионал. Именно это диктует необходимость исследований и реализации в образовательной сфере концепций, программ и моделей проектирования карьеры профессорско-педагогического состава ИПК, которые нацелены на помощь, сопровождение, побуждение и применение всех реальных навыков карьерного роста.
Выделяют следующие ступени профессионального роста преподавателя:
- Педагогическая умелость;
- Мастерство;
- Творчество;
- Новаторство.
Педагогическая умелость представляет собой ту базу мастерства преподавателя, при отсутствии которой невозможно обучать детей в школе. Педагогическая умелость основывается на необходимой теоретической и практической подготовке преподавателя, которая обеспечивается в педагогических учебных заведениях и продолжает совершенствоваться в школе.
Следующая ступень профессионального роста преподавателя – это педагогическое мастерство.
Определение 5
Педагогическое мастерство представляет собой высококачественную характеристику учебно-воспитательной деятельности учителя, то есть это доведенная до высочайшей степени совершенства учебная и воспитательная умелость.
Конечно, для выработки педагогического мастерства учитель обязан владеть всеми необходимыми природными качествами, твердым голосом, хорошим слухом, наружным обаянием и пр. Однако несмотря на принципиальный смысл природных и личных данных, способствующих успешной педагогической деятельности, главное значение имеют приобретенные свойства.
Значительной спецификой обладает и педагогическое творчество.
Определение 6
Педагогическое творчество включает в себя конкретные составляющие новизны, но зачастую эта новизна имеет отношение не сколько к выдвижению новейших мыслей и основ изучения и обучения, сколько к видоизменению методов учебно-воспитательной работы, их конкретной модернизации.
Определение 7
Высший уровень профессиональной деятельности учителя – это педагогическое новаторство . Оно включает в себя внесение и реализацию новых, современных мыслей, основ и методов в процесс обучения, значительно меняя и увеличивая их качество.
Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Ядрова Надежда Викторовна
старший преподаватель кафедры ДНОВЛ филиала АО «НЦПК
«Өрлеу» ИПК ПР по Костанайской области» г. Костанай, Казахстан.
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ И ЛИЧНОСТНЫЙ РОСТ ПЕДАГОГОВ
Профессиональный и личностный рост педагога - одна из актуальных целей педагогического образования. Акмеология показывает, что педагогической профессией и педагогическим мастерством можно овладеть только на индивидуально-личностном уровне.
Учитель, в первую очередь, носитель накопленных культурой общечеловеческих ценностей, активный субъект, реализующий в педагогической профессии свой способ жизнедеятельности, готовность принимать на себя ответственность за решение педагогических задач, вырабатывать свой стиль педагогической деятельности, стратегию профессионального мышления, поведения.
Человеческий фактор является главным во всех сферах жизни общества и предполагает, переосмысление цели и содержания образования, его особого места в решении глобальных проблем, а так же вопросы, связанных с обучением, воспитанием и развитием целостной личности. Логическим центром обновления системы образования является переориентация современной педагогики на человека и его развитие, это выражается в переходе со «знаниевой» на новую образовательную парадигму, в центре которой ученик и его целостное развитие как высшая ценность.
Формированию новых подходов и взглядов в современном образовании способствует усиление гуманистических тенденций, где педагог, выступает не только потребителем, но и активным творцом культуры. Система образования, ориентированная на активность и самобытность её деятелей, выдвигает на первый план изучение проблем подготовки современного педагога, возможности её ориентации на совершенствование и развитие личности, усиление субъектности участников образовательного процесса, развитие направленности «человек-человек».
Главными целями образования и условиями жизни современного общества являются в такой ситуации - развития у педагога способности к самостоятельной организации и конструированию собственного профессионального поведения в соответствии с учетом «вызовов» современности гуманистически развивающегося общества.
К благоприятным условиям, способствующим профессиональному и личностному росту педагога, относятся ситуации включения учителя в инновационные образовательные процессы. Инновации ориентированы на качественное изменение системы образования, её оптимизацию, требуют от педагога гибкости мышления на меняющиеся индивидуальные и групповые образовательные потребности и запросы, самостоятельности и креативности в принятии решений, осмысленного выбора способов профессиональной деятельности из широкого спектра возникающих педагогических альтернатив.
Педагогическая компетентность, как эффективное владение системой образовательных умений и навыков, позволяющая осуществлять учебно-воспитательную деятельность на грамотном профессиональном уровне и добиваться оптимального образования учащихся, является основной характеристикой деятельности педагога. Совокупность же знаний, умений, навыков, необходимых педагогу для того, чтобы эффективно применять на практике избираемые им как на отдельных учеников, так и на детский коллектив в целом называют педагогической техникой.
В понятие «педагогическая техника» принято включать такие показатели как: умение педагога управлять своим поведением и организмом (мимика, пантомимика, управление эмоциями, настроением); социально-перцептивные способности (внимание, наблюдательность, воображение), техника речи (дикция, темп речи); умение воздействовать на личность во время педагогического процесса (дидактические, организаторские, конструктивные, коммуникативные способности).
Следующим понятием, которое необходимо раскрыть, говоря о профессиональном росте педагога, является педагогическое мастерство, под которым традиционно понимают доведённую до высокой степени совершенства образовательную компетентность, отражающую особую отточенность методов и приёмов применения психолого-педагогической теории на практике, благодаря чему обеспечивается высокая эффективность учебно-воспитательного процесса.
Главным условием развития педагогического мастерства является мотивация педагога к саморазвитию, включающему в себя переход потенциальных особенностей личности в актуальные, необходимые в период обновления процесса образования. Среди основных психологических требований к личности педагога, осваивающего новые педагогические технологии, выделяют следующие: критичность мышления, эмпатийность, толерантность, коммуникативность, рефлексивность, способность к сотрудничеству и др. Развитие этих качеств, способствует повышению уровня его готовности к инновациям вообще и к овладению новыми педагогическими технологиями, в частности.
Готовность к нововведениям - это такое личностное проявление творческого стиля деятельности педагога, в котором сочетаются личностная направленность, стремление, потребность внедрять новые способы и формы профессиональной деятельности, т.е. мы наблюдаем своеобразное «сочетание» психологической, теоретической и практической готовности.
Высшим уровнем квалификации педагога называют п едагогическое творчество . Оно связано не столько с продуцированием новых идей и принципов, сколько с их модернизацией, видоизменением. Только на высшем уровне своей профессиональной деятельности-новаторстве - педагог выдвигает и реализует новые, прогрессивные идеи, принципы, приёмы в процессе обучения и воспитания.
Педагог-новатор – является автором новой педагогической системы, то есть совокупности взаимосвязанных идей и соответствующих технологий. Такой учитель, владеющий современными педагогическими технологиями и обладающий технологической культурой, должен проявлять гибкость при использовании методов и средств обучения, уметь модифицировать свои профессиональные действия, разрабатывая при этом свою собственную педагогическую технологию. Авторская методическая система - это совокупность индивидуальных приёмов, средств, а также оптимальных для педагога, его индивидуального стиля деятельности форм и методов, характеризующихся целостностью, оригинальностью и результативностью их применения.
Разработка и усовершенствование образовательных программ - одно из самых распространённых направлений инновационного педагогического поиска в образовательных учреждениях. А готовность педагога к созданию авторской технологии, характеризующейся согласованностью методических приёмов, оригинальностью их сочетания в целостной системе, соответствующей единому замыслу и личностному опыту, авторским стилем его педагогической деятельности - один из важнейших показателей личностного развития педагога.
Таким образом, инновационная деятельность, осуществляемая учителем в образовательном учреждении, позволяет ему подниматься на разные уровни своего профессионально-личностного развития.
Список Литературы:
Никишина, И.В. Инновационная деятельность современного педагога в системе общешкольной методической работы / И.В.Никишина. - Волгоград, 2007.
Разина Н.А. Профессионально–личностное развитие педагога в условиях инновационной деятельности образовательного учреждения // Современные наукоемкие технологии. – 2008. – № 1. – С. 48-51.
© Ядрова Н.В . , 2017 г.
Моделирование профессионального роста педагога.
Юдина О.В.,
учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
КОГОБУ СОШ с УИОП г.Омутнинска,
руководитель ОМО учителей
русского языка и литературы
Восточного образовательного округа.
Плыву не туда, куда ветер дует,
а как парус поставлю.
Наверное, каждый хотя бы раз в жизни задумывался, тот ли путь он выбрал и не стал ли бы он счастливее, выбрав иную дорогу. Достаточно часто бывает это и с педагогами, поэтому очень важно для каждого из нас знать, что ты состоялся в профессии, что к твоему мнению прислушиваются не только дети, но и коллеги, что у тебя есть чему поучиться, что ты интересен. Отрадно видеть, что проблема педагогических кадров затронула и правительство: одним из направлений национальной образовательной инициативы "Наша новая школа" является совершенствование учительского корпуса, предстоит серьезно модернизировать систему педагогического образования.
В нашей школе в 2007-2008 учебном году началась работа по созданию и реализации проекта «От педагогической надежды к педагогическому мастерству и творчеству», в котором я и приняла участие. В данной статье я постараюсь рассказать, каким образом реализация названного проекта сказалась на моем профессиональном развитии, каким образом была составлена и реализована модель моего профессионального роста.
За основу была взята программа, предполагающая следующие этапы работы (см. схему 1):
- определение стартовой позиции педагога через проведение системы диагностик;
- выбор форм работы, направленных на профессиональное развитие педагога;
- реализация комплекса запланированных мероприятий;
- подведение итогов, рефлексия;
- определение новой стартовой позиции.
Схема 1
Согласно данной программе в первую очередь необходимо было определить мою стартовую позицию как учителя.
На тот момент у меня имелись некоторые достижения:
образование: высшее педагогическое, Вятский государственный педагогический университет, 1998 год;
педагогический стаж: 13 лет;
награды и поощрения:
Диплом слушателя курса «Интернет-технологии для учителей предметников» за лучшую выпускную работу – презентацию на тему «Серебряный век русской поэзии». 19.11.2005;
Почетная грамота РУО за творческий педагогический труд, значительные успехи в работе по организации и совершенствованию учебного и воспитательного процесса. Приказ 11-н. 2005 г.;
Грамота РУО за творческий педагогический труд, значительные успехи в работе по организации учебно-воспитательного процесса» Приказ № 20-н от 27.09.2006г.;
Благодарственное письмо КИПК и ПРО за большую плодотворную работу и высокий профессионализм в рамках деятельности творческой лаборатории «Развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию и социальной адаптации учащихся на уроках русского языка и литературы» Приказ № 229/од от 01.08.2007.
Далее был проведен комплекс диагностик профессиональных и личностных качеств педагога. Диагностический этап включает в себя подбор, проведение, анализ диагностических материалов и определение ступени профессионального роста, на которой находится педагог. Для этого использовались различные диагностики, предложенные психологической службой школы:
«Личностный дифференциал». Составитель Истратова О.Н. Цель: изучение социально-психологических свойств личности, самосознания.
«Способность саморегуляции». Составитель Истратова О.Н. Цель: узнать о способности владеть собой в различных ситуациях.
«Способность учителя к саморазвитию». Составитель Рогов В.И. Цель: выявить способность учителя к саморазвитию.
«Кто я есть в этом мире?» Составитель Рогов В.И. Цель: изучение самооценки педагога.
«Факторы саморазвития учителя». Составитель Рогов В.И Цель: выявить факторы, препятствующие и стимулирующие обучению, развитию и саморазвитие учителя.
«Шкала оценки потребности в профессиональных достижениях». Составитель Рогов В.И. Цель: измерить уровень мотивации достижения.
Методика «Ценностные ориентации педагога». Автор М. Рокич. Цель: изучить ценностные ориентации.
(Названные диагностики представлены в следующих изданиях:
Лучшие психологические тесты. – Петрозаводск: «Петероком», 1991;
Настольная книга практического психолога: Учеб. Пособие: В 2 кн. – 2-е изд., переработано и доп. – М.: ВЛАДОС, 1998.)
Диагностики показали:
- способность учителя к саморазвитию – 36 баллов;
- уровень мотивации достижения – 14 баллов;
- уровень развития профессиональной компетентности учителя – 82 балла;
- уровень коммуникативных и организаторских склонностей – 12 баллов;
- стиль общения педагога – 29 баллов;
Общее количество: 73 балла, что соответствует среднему показателю развития педагога.
Таким образом, по итогам первого этапа работы можно сделать вывод:
педагог готов к использованию инноваций, знает интерактивные формы и методы обучения, владеет современными педагогическими технологиями, умеет анализировать и оценивать свой индивидуальный стиль, т.е. педагог находится на 4 ступени профессионального развития – мастерство.
Следующим очень важным этапом реализации программы стало определение форм методической работы, которые помогли бы мне подняться на более высокую ступень профессионального развития. Вот некоторые из них:
- участие в методических мероприятиях:
- конкурсы профессионального мастерства;
- научно-практическая конференциях;
- творческая лаборатория;
- методическая олимпиада педагогов;
- обмен опытом работы через
- выступления-презентации;
- публикации;
- работу педагога-андрогога КИПК и ПРО;
- проведение открытых уроков;
- освоение новых технологий педагогической деятельности:
- педагогическая мастерская;
- мастер-класс;
- семинар-практикум.
В 2008 году я начала работу по новой методической теме «Использование информационных технологий на уроках русского языка для повышения мотивации учащихся».
Для реализации методической темы имелись необходимые ресурсы: пройдены курсы «Информационные технологии в образовании», появилась возможность использовать информационные технологии в образовательном процессе, участвовать в дистанционных конкурсах различного уровня. Педагогический опыт по реализации методической темы был представлен через публикации в сборнике докладов Межрегиональной научно-практической конференции «Актуальные проблемы учебно-воспитательной деятельности учреждений образования, проведение мастер-класса «Технология проведения публичного урока» на ОМО учителей русского языка и литературы, открытых уроков культуры речи «Экология языка» в рамках областной творческой лаборатории кафедры управления развитием образования КИПК и ПРО (технология педагогических мастерских), «Берегите наш язык!» в рамках курсов КИПК и ПРО «Управление развитием детской одаренности в общеобразовательной школе» в форме публичного урока на окружном и региональном уровнях.
Возникла потребность в повышении профессиональной компетентности, поэтому, не дожидаясь очередных курсов, я приняла участие в курсовой подготовке по следующим вопросам:
«Повышение профессиональной компетентности педагогов в условиях модернизации образования (профильная школа)». 2008 г.
«Управление развитием одаренности подростков в условиях общеобразовательной школы». 2009 г.
«Проблемы диссеминации инновационного управленческого и педагогического опыта». 2009 г.
Особый интерес у меня вызвала исследовательская работа в творческих лабораториях КИПК и ПРО:
«Развитие и совершенствование способности к
речевому взаимодействию и социальной адаптации учащихся»
«Управление развитием одаренности подростков в условиях общеобразовательной школы»
«Актуальные проблемы углубленного изучения русского языка»
Эта работа помогла проанализировать мою педагогическую деятельность.
Небывалый до этого интерес вызвали различные методические мероприятия школьного, районного, окружного и регионального уровней.
Как результат реализации программы профессионального роста появились следующие достижения:
учитель высшей квалификационной категории (с 2009 г.);
руководитель РМО учителей русского языка и литературы;
член методического Совета школы и РУО Омутнинского района;
участник рабочей группы ОМО учителей русского языка и литературы Восточного образовательного округа;
руководитель ОМО учителей русского языка и литературы Восточного образовательного округа;
эксперт аттестационной комиссии педагогов Восточного образовательного округа;
член Совета школы.
Таким образом, мне была предоставлена возможность подняться на более высокую ступень профессионального роста.
Вновь проведенная диагностика показала, что я, набрав в общей сумме 197 баллов, перешла на 5 ступень профессионального развития педагога - повышенный уровень готовности к инновациям (по Марковой А. К.)
Профессиональный рост был замечен коллегами, я стала победителем профессионального школьного конкурса «Звездный час», призером предметно-методической олимпиады учителей русского языка Кировской области в 2010 году, была награждена Почетной грамотой департамента образования Кировской области за творческий педагогический труд, значительные успехи в обучении и воспитании подрастающего поколения (2009 г.), а в 2012 году - победителем конкурсного отбора лучших педагогических работников области.
Впереди – новая ступень. Были намечены и новые перспективы профессионального роста:
работа в творческой лаборатории КИПК и ПРО «Организация исследовательской деятельности учащихся в условиях ОУ»;
экспериментальная деятельность по профессионально-личностному развитию (ВятГГУ);
освоение, внедрение и реализация ФГОС ООО;
становление педагога-андрогога, т.е. работа в качестве преподавателя на курсах повышения квалификации, которые проводятся на базе нашей школы как методического центра института развития образования Кировской области;
участие во Всероссийских конкурсах и проектах;
Профессия педагога не позволяет стоять на месте, она требует постоянного роста, поэтому впереди еще много интересного и нового.
Таким образом, реализуемая в школе в рамках проекта программа позволяет сделать процесс профессионального развития педагога более целенаправленным, а значит, и более эффективным.
Я согласна с Л.Н.Толстым: «Идеал - это путеводная звезда. Без нее нет твердого направления, а нет направления - нет жизни».
Светлана Концевая
Семинар-практикум "Создание безопасной и психологически комфортной образовательной среды ДОО как одна из профессиональных компетенций педагога".
Презентация "Организация безопасной и психологически комфортной развивающей предметно-пространственной среды в старшей группе, как одна их форм инновационной форм работы ДОО".
Требования, предъявляемые к воспитателю, очень высокие. Он должен быть мудрым, всё знающим наставником и артистом одновременно, владеть всеми развивающими и воспитывающими малышей знаниями и уметь профессионально использовать их на занятиях с детьми в детском саду.
Важнейшей частью педагогического мастерства являются профессиональные знания и умения. Постоянная работа над собой, стремление к собственному росту, воспитание себя - вот единственный путь жизни воспитателя. Известна мысль Л. Н. Толстого о том, что дело воспитания от того только и кажется трудным, что люди, не воспитывая себя, хотят воспитать других. Педагоги дошкольных образовательных учреждений всегда отличались восприимчивостью ко всему новому. Развитие общеобразовательной практики способствует проявлению творческого, инновационного потенциала всех работников системы дошкольного образования. Важнейшие компоненты основ педагогического мастерства - профессиональные знания воспитателя, его профессионально-гуманистическая направленность, педагогические способности, педагогическая техника и педагогическая технология, его духовно–нравственные принципы, основанные на традициях народного воспитания.
Основными критериями самообразования педагогов являются: эффективность профессиональной педагогической деятельности (рост качества образовательного процесса, воспитанности дошкольников, творческий рост педагогов, внедрение новых педагогической технологий в образовательный процесс МДОУ).
Профессиональный рост педагогов возможен тогда, когда в образовательном учреждении созданы определённые условия:
1 Чтение методической, педагогической и предметной литературы. (Детский сад приобретает книги, брошюры, журналы. Также выписывает периодическую печать: «Управление ДОУ» с приложением, журналы: «Музыкальный руководитель», «Ребёнок в детском саду», «Дошкольное воспитание»).
3. Возможность поиска в Интернете интересующей информации.
4. Посещение семинаров, конференций.
5. Совещания, методические объединения. (По мере возможности наши педагоги посещают методические объединения, где проводится обмен опытом).
6. Систематическое прохождение курсов повышения квалификации.
7. Участие в конкурсах города и края.
8. Проведение открытых занятий для анализа со стороны коллег.
9. Изучение информационно-компьютерных технологий.
10. Общение с коллегами в Интернете.
11. Участие в различных форумах, конкурсах в Интернете.
Практическое занятие в рамках курсов КПК воспитателей ДОУ "Современные подходы к организации образовательного процесса ДОУ"
Нетрадиционные формы проведения педагогических советов в дошкольном образовательном учреждении. Презентация из опыта работы "Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с основами безопасности жизнедеятельности. "
Методическое объединение. "Эффективность комплексного подхода в системе работы по обучению детей дошкольного возраста правилам дорожного движения и безопасному и безопасному поведению на улице. "
Презентация "Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с основами безопасности жизнедеятельности. "
Самообразование- составная часть системы непрерывного образования- выступает как связующее звено между базовым образованием и периодическим повышением квалификации.
Большинство воспитателей не могут (а в некоторых случаях не хотят) самостоятельно повышать свой профессионализм. Сказываются внешние факторы (оплата труда, материально- техническое оснащение, перегрузки в работе., бытовые трудности и др., но есть и субъективные причины, которые зависят от самих воспитателей. Им не хватает настойчивости, целеустремлённости, навыков самообразовательной работы.
Поэтому, очень важно понимать значимость самообразования и стремиться к собственному развитию. Как говорил К. И. Чуковский «Только те знания прочны и ценны, которые Вы добыли сами, побуждаемые собственной страстью…»
Самообразование-целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью, приобретение систематических знаний в какой- либо области. [педагогический словарь].
Критериями самообразования являются:
Эффективность профессиональной деятельности,
Творческий рост педагога,
Внедрение новых педагогических технологий в образовательный процесс.
Самообразование- это первая ступень к развитию профессионального мастерства. Результатом усилий педагога является совершенствование работы с детьми, создание условий для рождения нового опыта.
Только путём самообразования и творческих поисков педагог придёт к своему мастерству. Сформированность профессиональной компетенции даст возможность педагогам выбирать эффективные способы решения профессиональных задач, творчески выполнять профессиональные обязанности, повышать свою квалификацию, создавать конкурентоспособность, а главное повышать качество дошкольного образования.