Служба медиации в дополнительном образовании. Служба медиации в школе, ее функции
Если:
- вы поругались или подрались,
- у вас что-то украли,
- вас побили и вы знаете обидчика,
- вас обижают в классе и т.д.,
то вы можете обратиться в школьную службу примирения.
Школьная служба примирения "ДИАЛОГ"
Наш девиз:
"Поступай с другими так,
как бы ты хотел, чтобы поступали с тобой"
Зачем нужна медиация школе?
Подростки и дети «группы риска» часто вовлекаются в конфликты, становятся нарушителями или жертвами. Используемая нами восстановительная медиация позволяет подросткам избавиться от обиды, ненависти и других негативных переживаний, самостоятельно разрешить ситуацию (в том числе возместить ущерб), избежать повторения подобного в будущем.
Школьная среда часто не способствует освоению подростками навыков общения, культурных форм завоевания авторитета и формирования конструктивных способностей взаимодействия с другими людьми, необходимых для будущей жизни. Те способы реагирования на конфликты, которые обычно практикуются подростками и учителями, нередко оставляют подлинные конфликты неразрешенными.
Главная цель медиации - превратить школу в безопасное, комфортное пространство для всех участников образовательного процесса (учеников, учителей, родителей и т.д.).
Школьная медиация нужна для мирного решения проблем, снижения уровня насилия в школе и сохранения добрых отношений. В мировой практике это один из способов разрешения споров, в котором нейтральная сторона, называемая медиатором, способствует выработке внесудебного решения.
Зачем медиация нужна родителям?
Медиация позволяет разрешать конфликт, выявляя его причину и движущую силу, предотвращать конфликты, оберегать детей и подростков от агрессивного, порой отвергающего воздействия окружающей среды, корректировать поведение тех, кто уже оступился. Кроме того, медиация - это инструмент помощи в разрешении конфликтов между детьми-школьниками, между детьми и взрослыми.
Зачем медиация нужна детям?
В процессе медиации каждый участник, как ребенок, так и взрослый, как обидчик, так и «жертва», может рассчитывать на то, что будет выслушан, услышан, его постараются понять, он сможет высказать свою позицию и видение ситуации, а также может предложить свою альтернативу разрешения конфликта. Такое общение в доверительной, уважительной обстановке, создается необходимое чувство безопасности, где может создаваться разрешение спора, где стороны могут прийти к соглашению, которое, скорее всего, будут склонны реализовывать, так как непосредственно участвовали в его создании.
В общем, можно сказать следующее: чтобы дети умели сами выходить из трудной ситуации, нужно, чтобы им дали возможность на равных участвовать в разрешении конфликтов, прислушивались к их мнению. Конфликт в школе, как и в обществе, неизбежен, это одно из условий развития мира. Но надо учиться решать его мирным путем. Медиация, конечно, не волшебная палочка, которая мигом уладила бы все конфликты. Однако благодаря медиации можно хотя бы в какой-то мере снизить уровень подростковой преступности. Можно разрешать споры и конфликты, не доводя их до более тяжких последствий. То есть можно на ранних стадиях помочь детям, чтобы они не стали преступниками или не попали в сложную жизненную ситуацию.
Школьная служба примирения это:
1. Разрешение конфликтов силами самой школы.
2. Изменение традиций реагирования на конфликтные ситуации.
3. Профилактика школьной дезадаптации.
4. Школьное самоуправление и волонтерское движение подростков школы.
Если вы решили обратиться в службу,
то вам надо подойти
Цепляевой Марине Алексеевне
После этого с каждым из участников встретится ведущий программы примирения для обсуждения его отношения к случившемуся и желания участвовать во встрече.
В случае добровольного согласия сторон, ведущий программы проводит примирительную встречу, на которой обсуждается следующие вопросы:
- каковы последствия ситуации для обеих сторон;
- каким образом разрешить ситуацию;
- как сделать, чтобы этого не повторилось.
При необходимости составляется план по возмещению ущерба и социально-психологической реабилитации сторон.
На встрече выполняются следующие правила
- Поскольку каждый человек имеет право высказать свое мнение, то перебивать говорящего человека нельзя. Слово будет дано каждому участнику.
- На встрече нужно воздержаться от ругани и оскорблений.
- Чтобы не было сплетен после встречи, вся информация о происходящем на встрече не разглашается.
- Вы в любой момент можете прекратить встречу или просить индивидуального разговора с ведущим программы.
Документы службы школьной медиации
Медиация (примирение) - это способ урегулирования споров при содействии медиатора (независимое лицо или лица, привлекаемые сторонами в качестве посредников в урегулировании спора для содействия в выработке сторонами решения по существу спора) на основе добровольного участия в целях достижения ими взаимоприемлемого решения.
Школьные службы примирения внедряются в школах уже много лет. Службы школьной медиации являются еще одним инструментом урегулирования школьных конфликтов. Работа школьной медиации регулируется Письмом министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2013 г. № ВК-844/07 «О направлении методических рекомендаций по организации служб школьной медиации».
Федеральный Закон от 27.07.2010 г. № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации )» раскрывает понятия, как медиатор , медиативное соглашение , процедура медиации .
Школьная служба медиации это:
Разрешение конфликтов силами самой школы.
Изменение традиций реагирования на конфликтные ситуации.
Профилактика школьной дезадаптации.
Школьное самоуправление подростков школы.
Основная цель службы школьной медиации состоит в формирование благополучного, гуманного и безопасного пространства (среды) для полноценного развития и социализации детей и подростков, в том числе при возникновении трудных жизненных ситуаций, включая вступление их в конфликты.
Задачи службы медиации:
создание с помощью метода школьной медиации и восстановительного подхода системы защиты, помощи и обеспечения гарантий прав и интересов детей всех возрастов и групп;
внедрение новых форм, технологий и методов работы для решения конфликтов мирным путем;
интеграция метода школьной медиации в образовательный процесс и систему воспитания, повышение эффективности социальной и психологической помощи, оказываемой детям;
повышение квалификации педагогов школы по вопросам применения процедуры медиации в повседневной педагогической практике.
Правовая основа организации служб школьной медиации в образовательных организациях
Правовой основой создания и деятельности служб школьной медиации является:
- Конституция Российской Федерации;
- Гражданский кодекс Российской Федерации;
- Семейный кодекс Российской Федерации;
- Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации";
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
- Конвенция о правах ребёнка;
- Конвенции о защите прав детей и сотрудничестве, заключённые в г. Гааге, 1980, 1996, 2007 годов;
- Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 193-ФЗ "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)"
Зачем нужна медиация школе?
Конфликт в школе, как и в обществе, возможен. Но надо учиться решать его мирным путем.
Медиация, конечно, не волшебная палочка, которая мигом уладила бы все конфликты. Однако, благодаря медиации, можно хотя бы в какой-то мере снизить уровень подростковой преступности. Можно разрешать споры и конфликты, не доводя их до более тяжких последствий. То есть можно на ранних стадиях помочь детям, чтобы они не стали преступниками или не попали в сложную жизненную ситуацию.
В процессе медиации каждый участник, как ребенок, так и взрослый, как обидчик, так и «жертва», может рассчитывать на то, что будет выслушан, услышан, его постараются понять, он сможет высказать свою позицию и видение ситуации, а также может предложить свою альтернативу разрешения конфликта. Такое общение в доверительной, уважительной обстановке, создается необходимое чувство безопасности, где может создаваться разрешение спора, где стороны могут прийти к соглашению, которое, скорее всего, будут склонны реализовывать, так как непосредственно участвовали в его создании.
Служба школьной медиации готова работать со всеми участниками образовательного учреждения и организовать медиацию между:
учениками;
учениками и родителями;
родителями;
учителями и родителями;
учениками и учителями.
Если: вы поругались или подрались, у вас что-то украли, вас побили и вы знаете обидчика, вас обижают в классе и другое, то вы можете обратиться в службу школьной медиации.
После этого с каждым из участников встретится ведущий программы примирения для обсуждения его отношения к случившемуся и желания участвовать во встрече.
На встрече выполняются следующие правила:
Поскольку каждый человек имеет право высказать свое мнение, то перебивать говорящего человека нельзя. Слово будет дано каждому участнику.
На встрече нужно воздержаться от ругани и оскорблений.
Чтобы не было сплетен после встречи, вся информация о происходящем на встрече не разглашается.
Вы в любой момент можете прекратить встречу или просить индивидуального разговора с ведущим программы.
Коллектив СШМ (служба школьной медиации) МБОУ Некрасовской СОШ
Мамурина Оксана Валерьевна – руководитель школьной службы медиации, педагог-психолог |
|
Изначально, медиация - это одна из методик альтернативного урегулирования споров с участием третьей нейтральной, беспристрастной, не заинтересованной в данном конфликте стороны - медиатора, который содействует примирению сторон или достижению определенных соглашений, при этом стороны полностью контролируют процесс принятия решения по урегулированию спора и условия его разрешения.
Медиации характерны определённые условия и правила ведения, очерёдность действий и фаз, а также медиация основывается на следующих принципах:
- добровольность,
- конфиденциальность,
- взаимоуважение,
- равноправие сторон,
- нейтральность и беспристрастность медиатора,
- прозрачность процедуры.
Области применения медиации
- Меж- и внутрикорпоративные споры;
- Споры в банковской и страховой сфере;
- Сопровождение проектов, реализация которых затрагивает интересы многих сторон;
- Конфликты на работе;
- Семейные споры;
- Споры, связанные с авторским правом и интеллектуальной собственностью;
- Медиация в образовании;
- Межкультурные конфликты, и многое другое.
Школьная медиация (или медиация в школе)
Школьные службы примирения внедряются в школах уже много лет. Службы школьной медиации являются еще одним инструментом урегулирования школьных конфликтов. Работа школьной медиации регулируется Письмом министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2013 г. № ВК-844/07 «О направлении методических рекомендаций по организации служб школьной медиации».
Школьная медиация представляет собой демократический институт. Необходимость развития таких институтов обусловлена тем, что количество асоциальных семей, детей с девиантным поведением, детей с суицидальным поведением возрастает. В связи с этим школе необходимо искать способы воздействия и нестандартного взаимодействия с обучающимися, чтобы минимизировать споры, конфликты и их негативные последствия и создать в школе благоприятную, комфортную для учащихся среду.
Такой демократический институт как медиация широко распространен в странах с высокой правовой культурой и применяется во всех сферах жизни общества. Развитие школьных служб примирения способствует развитию и гражданского общества и гражданского самосознания детей и развивает навыки конструктивного общения в ученическом сообществе. За счет функционирования в школе данной службы сокращается количество конфликтных ситуаций, сокращается количество правонарушений, создаются условия, обеспечивающие открытость и доступность деятельности школы и не только.
Что представляет собой служба школьной медиации?
Служба школьной медиации - эта служба, созданная в образовательной организации и состоящая из работников образовательной организации, учащихся и их родителей, прошедших необходимую подготовку и обучение основам метода школьной медиации и медиативного подхода.
Школьная медиация решает ряд важных психологических, юридических вопросов.
В основе деятельности служб школьной медиации лежит:
- обеспечение формирования и обучения «групп равных» («группы равных» - это группы детей, которые объединены для обучения процедуре медиации и медиативному подходу с целью последующего применения этих знаний и умений при разрешении споров, предупреждения конфликтов среди сверстников, а также для распространения полученных знаний, умений и опыта среди сверстников, младших и старших школьников). Обучение методу школьной медиации обучающихся и подготовка «групп равных». Формирование «групп равных» из учащихся образовательной организации по двум возрастным группам: 5-8 классы и 9-11 классы;
- использование медиативного подхода в рамках работы по профилактике безнадзорности и беспризорности, наркомании, алкоголизма, табакокурения, правонарушений несовершеннолетних;
- применение медиативного подхода, а также технологий позитивного общения в коррекционной работе с несовершеннолетними правонарушителями, в том числе в общении с работниками правоохранительных органов и представителями комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Понятия медиации
Федеральный Закон от 27.07.2010 г. № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации )» раскрывает понятия, как медиатор , медиативное соглашение , процедура медиации .
Процедура медиации - способ урегулирования споров при содействии медиатора на основе добровольного согласия сторон в целях достижения ими взаимоприемлемого решения.
Кто такой медиатор?
Медиатор - независимое физическое лицо, или опытный специалист, в идеале, обладающий практическим опытом работы психологом и соответствующими навыками урегулирования конфликов, привлекаемое сторонами в качестве посредника в урегулировании спора для содействия в выработке сторонами решения по существу спора.
Медиативное соглашение - соглашение, достигнутое сторонами в результате применения процедуры медиации к спору или спорам, к отдельным разногласиям по спору и заключенное в письменной форме.
Медиатор организует содействие конфликтующим сторонам, участвующим на добровольной основе в процессе поиска взаимоприемлемого и жизнеспособного решения, которое удовлетворит впоследствии их интересы и потребности.
Школа — пространство, в котором взаимодействуют неравные группы людей. Они отличаются по возрасту, статусу, функциям. В образовательной среде конфликты постоянны. Для решения спорных ситуаций и профилактики конфликтов в систему образования ввели процедуру медиации в школе и в детском саду. Медиация — новый подход в решении школьных проблем. Ее внедрение требует пересмотреть способы воздействия на школьников и педагогов.
Определение медиации.Понятие медиации
Процедура медиации — способ решения спорных ситуаций оптимальным способом для участников конфликта, способ достижения компромисса.
Конфликты решаются с помощью стороннего человека, который оценивает ситуацию и применяет эффективные методы урегулирования проблем. Стороны конфликта обращаются к медиатору добровольно. Организация, в которой функционирует служба медиации, разрабатывает нормативные документы для правового обеспечения деятельности посредника — медиатора.
Выполняет функцию посредничества профессионал. В систему подготовки кадров внедрен курс повышения квалификации для специалистов, которые желают получить специальность посредника. 30 образовательных организаций в стране получили соответствующую лицензию.
Участники медиации.
Отличие системы медиации от иных способов урегулирования споров в том, что противоборствующие стороны самостоятельно ищут выход из своего конфликта, влияют на процесс поиска решения.
Посредник не навязывает им готового решения, не диктует правила, а лишь профессионально поддерживает участников, помогая им остановить конфликт. Таким образом, ответственность за решение лежит на спорщиках, что позволяет достичь компромисса.
Система медиации развита во всем мире. Учреждены Международные Союзы поддержки медиации. В России процедура медиации законодательно обеспечивается положениями ФЗ РФ № 193 «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника» от 27.07.2010 г. с редакцией и дополнениями от 2013 г.
Созданы всероссийские провайдеры медиативных услуг, которые разрабатывают нормативно-правовые акты, следят за выполнением Кодекса медиатора, поддерживают службы медиации по стране.
Принципы медиации
Для качественного и эффективного взаимодействия медиаторов и участников спора придерживаются следующих принципов:
Сфера применения
Медиация применяется во всех сферах жизни, где речь идет о человеческих взаимоотношениях: от бытовых ситуаций до решения корпоративных проблем, в том числе:
- профессиональные отношения между руководством и сотрудниками;
- деловые отношения с партнерами;
- отношения между участниками образовательного процесса в ОУ, ДОУ и профессиональных учебных заведениях;
- гражданские отношения;
- отношения между участниками судебного разбирательства.
Сложность медиации в школе.
Медиаторы
Медиатор — человек, который выполняет посреднические функции в процедуре медиации. Выполнять медиативные услуги может обученный специалист и непрофессионал.
Требования к человеку, который выполняет медиацию на непрофессиональной основе:
- быть совершеннолетним;
- обладать полной дееспособностью;
- не иметь судимости.
Требования к профессионалу:
- возраст от 25 лет;
- высшее образование;
- прошел переподготовку кадров.
В судебных разбирательствах участвуют только профессиональные посредники.
Медиатор не имеет права:
- быть госслужащим;
- представлять одну из сторон, являться чьим-либо родственником;
- оказывать психологические, юридические услуги;
- разглашать информацию без согласия членов процесса.
В процессе может участвовать один или несколько медиаторов. Провайдеры вправе рекомендовать кандидатуру своего представителя.
Специфика школьной медиации
Медиация в школе — процесс урегулирования споров, которые возникают между участниками образовательного процесса.
Такими участниками являются:
- руководители образовательного учреждения;
- педагоги;
- родители и члены семьи учеников;
- учащиеся.
Для организации медиативной службы не требуется вводить дополнительные должности в штат. Пройти программу подготовки могут учителя, психологи, социальные работники, которые уже работают с детьми. Кроме того, школьными медиаторами могут и должны выступать дети. Они учатся самостоятельно решать школьные проблемы при этом эффективнее и быстрее способны найти выход из ситуации, т.к. видят проблему изнутри и понимают своих сверстников.
Позиция «на равных» позволяет детям повысить ответственность за образовательный процесс, социализацию в школе, развить эмоциональный интеллект.
Педагогический состав принимает права медиаторов-учеников, не давит на них авторитетом и статусом, относится ко школьникам как к партнерам.
Организация службы школьной медиации
Принципы медиации.Чтобы внедрить медиативную систему в образование, следует понимать, что медиация — инновационный процесс решения споров, альтернативы которому нет.
Поэтому нужна качественная подготовка специалистов, которая занимает от 24 до 200 часов.
Медиация — не психологическая или юридическая консультационная помощь, школьные психологи или юристы не могут без переподготовки быть медиаторами.
Кроме проблемы переобучения, возникает вопрос с правовой базой. Для этого на помощь руководству ОУ или ДОО приходят провайдеры медиативных услуг.
Возникают трудности и с педагогическим коллективом. Педагоги наработали собственный опыт решения проблем, они привыкли решать споры, акцентируя внимание на авторитете и статусе. Переломить сознание опытных учителей сложно. В дошкольной образовательной организации возникают сложности, которые связаны с возрастом воспитанников.
Цели и задачи
Цель формирования службы — создание благоприятных условий для решения конфликтов без вреда для участников образовательного процесса, повышение безопасности школьной среды, применение здоровьесберегающих технологий.
- Повышение социальной компетентности субъектов процесса обучения.
- Создание новой формы примирительной практики.
- Формирование доверительной обстановки в условиях школы.
- Определение этических норм во взаимоотношениях.
- Создание пространства для эффективного диалога.
Правовая основа в образовательных организациях
Документы для создания школьной службы медиации:
- методические рекомендации Минобрнауки по созданию и развитию школьных служб примирения в образовательных организациях;
- письмо «Об организации служб школьной медиации в образовательных организациях» от 18.11. 2013 № ВК-844/07;
- постановление Правительства РФ № 969 «О программе подготовки медиаторов» от 03.12.2010.
Преимущества медиации.
Основные этапы организации
- Этап становления.
Наиболее сложный период для формирования новой системы. На этом этапе разрабатываются нормативные документы, положения, кодексы. Отбираются кандидатуры посредников, формируется их состав. На первом этапе возникают трудности с подбором специалистов, отсутствует опыт, высока вероятность ошибок, необходимо создавать новую правовую базу. - Этап интеграции.
Введение службы в процесс обучения и воспитания. Разработанные положения реализовываются на практике. Возникают трудности в работе с педагогическим коллективом, который привык решать конфликты иными путями.
Сложно разграничивать деятельность школьного психолога, завуча по воспитательной работе и службы медиации. Школьникам также трудно адаптироваться к новым возможностям, не все готовы сообщать информацию о конфликтах. На данном этапе выявляются наиболее эффективные методы службы. - Этап поддержания эффективной деятельности.
Положительный опыт позволяет специалистам урегулировать спорные ситуации с пользой для сторон. На этом этапе специалисты набираются уверенности, ошибок становится меньше.
Типовые документы
- Приказ «О создании службы школьной медиации».
- Положение о службе в школе. Описываются принципы работы, определяется состав посредников.
- План работы службы. В нем указываются цели и задачи службы, проставляются отметки об их выполнении.
- Образец соглашения на проведение процедуры. Заключается в письменном виде. В нем перечисляются сведения о споре, участниках, личности посредника, условия и сроки примирения.
Документация вывешивается на стенды в открытом доступе.