Норматив потребления коммунальной услуги по отоплению тепловой энергии. Норматив потребления тепловой энергии на отопление: смысл термина и типовые значения
Система отопления
Стоимость коммунальных услуг постоянно растет, и каждый месяц за них приходится платить. Если всем более или менее понятен расчет оплаты за потребление воды и пользование канализацией, то требуемая оплата за отопление большинству потребителей кажется сомнительной. Многих жильцов беспокоит вопрос о том, почему суммы за летний период отличаются от зимних платежей, а в расположенном неподалеку доме жильцам приходят квитанции с совершенно другими цифрами. Наверняка, в этом стоит разобраться.
От чего зависит оплата за поставляемое тепло?
Норматив расхода теплоэнергии определяет, что в жилых помещениях должен обеспечиваться и поддерживаться комфортный для человека температурный режим. Он устанавливается определенными правилами поставки коммунальных услуг.
Расчет норматива производится в Гкал на 1 кв. метр общей площади частного строения или многоквартирного дома. При этом учитываются следующие показатели:
- Суммарный расход теплоэнергии, необходимой для обогрева всего дома, за период отопительного сезона. Определяется он при помощи общедомовых или индивидуальных счетчиков тепла.
- Общая площадь обогреваемого дома с учетом подключенных к системе отопления построек.
- Длительность отопительного периода, включая неполные календарные месяцы, в течение которых производились замеры первого показателя.
Также расчет предполагает учет среднесуточных температур внутреннего и наружного воздуха в те промежутки времени года, когда в домах есть отопление. В первом случае за основу принимают значения, указанные в нормативах по оказанию коммунальных услуг. Во втором - усредненные данные за 5 предшествующих отопительных сезонов, предоставляемые региональной гидрометеорологической службой.
Есть еще один немаловажный параметр наружного воздуха - его средняя минимальная температура. Ее расчет ведется по замерам пяти самых холодных дней зимнего сезона, расположенных подряд.
В средней полосе России централизованное отопление жилых домов производится в течение 7–8месяцев. Это происходит, как правило, с октября по апрель или май. Но в первый и последний месяцы подача тепла осуществляется частично - до или после определенного числа, а также по заниженному нормативу потребления. С ноября по март–апрель он остается стабильным.
Порядок начисления может быть разным:
- Тариф на теплоэнергию усредняют, и оплата в течение всего года не меняется, несмотря на то, что летом отопление отсутствует. В этом случае материальная нагрузка на потребителя распределяется равномерно.
- В наиболее холодное время отопительного периода платить приходится по максимуму, в первый и последний месяцы несколько меньше, а в теплое время года платеж является минимальным либо вовсе отсутствует.
Как происходит утверждение платежей
Нормативы и тарифы рассчитываются и составляются теплоснабжающими организациями с привлечением специалистов. Затем они утверждаются энергетическими комиссиями в пределах определенного региона, края или отдельного населенного пункта. Расчет предполагаемой оплаты предоставляется на рассмотрение территориальной комиссии. На ее заседание в обязательном порядке приглашаются депутаты разных уровней и представители местной исполнительной власти, включая общественные организации.
Счетчики для контроля
Расчет тарифов производится в соответствии с правительственным постановлением, устанавливающим и определяющим, что такое нормативы потребления для коммунальных услуг, в частности, на отопление. Каждую копейку теплоснабжающие организации обязаны подтвердить документально и обосновать, иначе она не войдет в окончательную сумму оплаты за отопление.
Утвержденные тарифы и оплата отопления остаются неизменными до следующего возможного их регулирования, а также определения стоимости поставляемого теплоносителя, которая зависит от многих составляющих.
Как формируется платеж?
Расчет за поставляемое тепло для потребителей производится с учетом не жилой, а общей площади квартиры или дома. Норматив потребления в Гкал/кв. м перемножается на утвержденный для каждого населенного пункта тариф в руб./Гкал. В результате определяется стоимость затрат на отопление, выраженная в руб./кв. м, которую еще раз перемножают на количество общих квадратных метров жилища. Эту сумму и видят потребители в своих квитанциях.
Во многих населенных пунктах приняты единые . Но если в многоэтажке установлен счетчик, расчет производят индивидуально. Он может существенно отличаться от принятой цифры. Здесь важны показатели приборов учета и общая занимаемая площадь каждой из квартир. В этом случае оплата отопления будет включать в себя еще и часть расходов тепловой энергии на дополнительные нужды дома, например, обогрев лестничных отсеков, тамбуров и подвалов.
Мониторинг потребления тепловой энергии
Фактический показатель наружной температуры воздуха в период отопительного сезона может быть выше или ниже среднесуточных величин, которые учитывались, когда делался расчет норматива потребления тепла. С учетом данного факта раз в год коммунальными службами производится перерасчет. В случае переплаты владельцам жилья засчитывают ее в счет будущих начислений. А если зимой на улице было намного морознее, чем определялось по нормам, то потребителям придется выложить дополнительную сумму. Поэтому паниковать не стоит, если в квитанции появится непонятная цифра - в жилищных конторах всегда можно узнать, откуда она взялась. Это касается домов без приборов учета температуры теплоносителя.
В многоэтажках со счетчиками на количество потребляемого тепла влияет много факторов. Некоторые хозяева устанавливают у себя батареи с дополнительными секциями или просто увеличивают количество отопительных приборов. Другие утепляют лоджии и даже на балконах монтируют радиаторы. Кто-то укладывает во всей квартире теплые водяные полы. Все это увеличивает общедомовые тепловые затраты на отопление. В итоге получается, что у кого-то в квартире теплее, а кому-то приходится за чужой комфорт платить из своего кармана. Ведь производится в зависимости от общей площади квартиры, а не от количества отопительных приборов.
Так что что наилучшим вариантом для учета потребления тепловой энергии и своих материальных средств станет установка индивидуального измерительного прибора учета, или счетчика.
Контроль потребления теплоэнергии
Счетчики, установленные в квартире или частном доме, позволяют контролировать и строго отслеживать количество теплоэнергии, реально ушедшей на обогрев помещений. Поэтому потребители могут существенно экономить на коммунальных платежах. Особенно это хорошо видно в случае, если на радиаторах установлена регулирующая арматура.
Платить можно только за полученное тепло
Бывает, что зимой приходится открывать форточки или фрамуги из-за того, что централизованные службы не корректируют температуру теплоносителя в зависимости от наружной температуры воздуха, и батареи нагреваются больше, чем требуется. Или наоборот - жильцы себя чувствуют не совсем уютно в холодных квартирах в лютый мороз.
У потребителей, не имеющих счетчиков, не возникает желания в экономии на коммунальных платежах по теплоснабжению. Зачем дополнительно утеплять окна или стены, если в доме и без того тепло?
Другое дело - установка индивидуального прибора учета с возможностью регулирования количества поступающего теплоносителя. Эта мера подталкивает владельцев к расчетливости и бережливости. В их интересах будет провести соответствующие мероприятия по утеплению ограждающих конструкций и проемов. Да и платить за отопление соседа не придется. Расчет очень простой - сколько потребил, столько и заплатил.
Ставить или не ставить?
Работа теплосчетчика состоит в измерении и фиксации объема, давления и температуры поступающего теплоносителя. Производители выпускают две основных модели бытовых измерительных приборов:
- тахометрические - менее точные, но более дешевые;
- ультразвуковые - надежные, долговечные, отличающиеся точностью измерений, но при этом высокой ценой.
Конечно, индивидуальный измерительный прибор имеет массу преимуществ, и через некоторое время он себя обязательно окупит. Но думать о том, что все закончится выделением материальных средств только лишь на его приобретение - не совсем правильно. Самостоятельно теплосчетчики устанавливать запрещается, поэтому в расчет затрат необходимо внести стоимость монтажа комплекта оборудования, которая может составить сумму в 2 раза большую, чем цена самого счетчика.
Установкой занимаются специализированные компании, имеющие разрешительные документы на проведение подобных работ.
Установка приборов учета тепловой энергии
К тому же не стоит забывать и о том, что измерительный прибор должен проходить проверку каждые 3–4 года, за которую также придется платить определенную сумму.
При выборе теплосчетчика необходимо обратить внимание на наличие технического паспорта и сертификата, а после его монтажа - на обязательное присутствие пломбы. В комплект поставки входит не только измерительный прибор, но и запорная арматура, находящаяся до и после него.
Счетчик поможет реально сэкономить бюджет семьи, так как потребитель будет платить только по своим счетам без учета потерь коммунальщиков. В итоге службам придется привести в порядок тепловые сети, начать жестко контролировать недочеты и поставлять качественные услуги.
Кому доверить установку?
Недопустимо привлекать дилетантов для монтажа приборов по учету за потреблением тепла. Специалисты профильной компании должны предоставить:
Разрешительные документы:
- сертификаты;
- допуски;
- свидетельства, в том числе о государственной регистрации.
- Выписку из ЕГРЮЛ, содержащую информацию о фирме-поставщике услуг.
- Гарантии и возможности сервисного обслуживания.
- Льготы определенным категориям граждан, установленные законом.
- План установки, ТУ и смету.
- Возможности и период предоставления рассрочки.
Возможный выход из ситуации
Радиатор отопления
При горизонтальной разводке отопительных труб в доме или квартире проблем при монтаже теплосчетчиков не возникает. Они имеют компактные размеры и без труда размещаются на прямых участках трубопроводов, по которым поступает теплоноситель. При необходимости измерительное оборудование можно установить и на обратку.
Но не в каждом многоквартирном доме возможен монтаж индивидуального квартирного прибора учета отопления. Дома старой постройки оборудованы вертикальной разводкой труб, поэтому стояки находятся в каждой комнате. А ставить несколько счетчиков в одной квартире не имеет смысла. Это выльется в приличную сумму и вряд ли оправдает надежды.
Но не стоит унывать. Производители позаботились о подобных схемах отопления и предложили другой вариант учета теплоэнергии - распределители. Они замеряют разницу температур на поверхности отопительных приборов и воздуха в помещении, на основании чего определяется расход теплоносителя. Стоимость распределителей в 6–8 раз меньше, чем теплосчетчиков, да и затраты на их монтаж куда скромнее.
Еще один выход - установка общедомового измерителя потребления энергии, потраченной на отопление. В этом случае дать свое письменное согласие должны все владельцы квартир. Далее составляются:
- заявление в прикрепленный ЖЭК;
- запрос в районные службы теплосетей на возможность установки приборов.
Через определенное время:
- теплосети выдают ТУ;
- заключается договор со специализированным предприятием на монтаж оборудования;
- производится установка приборов и комплектующих, а также запорной, распределительной и регулирующей арматуры.
Что делать после установки?
Подсчет расходов
Собственники любого жилья обязаны бережно относиться к приборам по учету тепловой энергии. Они отвечают:
- за сохранность оборудования;
- текущую проверку и замену счетчика;
- правильное снятие показаний и передачу их в теплоснабжающие службы;
- своевременную оплату потребленной теплоэнергии;
- допуск представителей тепловых сетей к счетчику для сверки показаний, предоставленных потребителем.
Обычно документальным оформлением после установки приборов учета занимаются компании, которые их монтировали. Но некоторые потребители делают это самостоятельно, хотя хождение по инстанциям занимает много времени.
Нормами предусматривается ввод в эксплуатацию счетчика не позднее, чем через месяц после его установки. А оплата по показаниям начинается на следующий после принятия в эксплуатацию день.
Сверку достоверности показаний прибора учета разрешается производить в случае непредоставления их потребителем более трех месяцев. При этом теплоснабжающая организация должна известить владельца о возможном времени прихода своего представителя и о последствиях недопуска к счетчику.
Заключение
Часто потребители жалуются на несправедливые нормативы и тарифы на отопление. Сегодня это наибольший по сумме коммунальный платеж. Многих не устраивает тот факт, что у соседей существенно теплее в квартире, а в квитанциях за отопление ставятся одинаковые цифры лишь потому, что общая площадь одинакова. Да и кого устраивает оплачивать горячие батареи в период, когда на улице уже тепло? Выход из этой ситуации есть - установка прибора, отвечающего за учет тепловой энергии.
ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 января 1994 года N 41
О нормативах потребления тепловой энергии и газа, используемых для расчета платы за коммунальные услуги *
Снято с контроля в связи с изменением объективных условий на основании
от 12 марта 1996 года N 215
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Московской городской Думы от 16 марта 1994 года N 22 (Ведомости Московской Думы, N 3, 1994 год);
постановлением Правительства Москвы от 21 июня 1994 года N 500 (Вестник мэрии Москвы, N 16, август 1994 года);
постановлением Правительства Москвы от 28 июля 1998 года N 566 (Тверская, 13, N 27.08-02.09.98);
постановлением Правительства Москвы от 12 января 1999 года N 16 (Тверская, 13, N 7, 11-17.02.99); (Вестник мэрии Москвы, N 4, 1999 год)
постановлением Правительства Москвы от 20 апреля 1999 года N 331 (Тверская, 13, N 23, 03-09.06.99); (Вестник мэрии Москвы, N 12, 1999 год)
постановлением Првительства Москвы от 23 декабря 2003 года N 1062-ПП (Вестник Мэра и Правительства Москвы, N 4, 14.01.2004);
постановлением Правительства Москвы от 29 ноября 2011 года N 571-ПП (Вестник Мэра и Правительства Москвы, N 67, 06.12.2011);
(Официальный сайт Мэра и Правительства Москвы www.mos.ru, 15.07.2015);
(Официальный сайт Мэра и Правительства Москвы www.mos.ru, 03.10.2016) (о порядке вступления в силу см. пункт 4 постановления Правительства Москвы от 29 сентября 2016 года N 629-ПП);
постановлением Правительства Москвы от 13 декабря 2016 года N 848-ПП (Официальный сайт Мэра и Правительства Москвы www.mos.ru, 13.12.2016) (изменения вступили в силу с 1 июля 2017 года).
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Действует в части, не противоречащей постановлению Правительства Российской Федерации от 18 июня 1996 года N 707 , отменившему постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 935 .
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Настоящее постановление признавалось утратившим силу на основании постановления Правительства Москвы от 13 июня 2006 года N 381-ПП .
Постановление Правительства Москвы от 13 июня 2006 года N 381-ПП утратило силу в части отмены настоящего постановления - постановление Правительства Москвы от 25 июля 2006 года N 538-ПП .
____________________________________________________________________
________________
* Название в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Москвы от 29 сентября 2016 года N 629-ПП . - См. предыдущую редакцию .
В соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации Правительство Москвы
(Преамбула в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Москвы от 29 сентября 2016 года N 629-ПП . - См. предыдущую редакцию)
постановляет:
1. Пункт утратил силу - . - См. предыдущую редакцию.
2. Пункт утратил силу с 1 января 2012 года - . - См. предыдущую редакцию .
3. Пункт утратил силу с 1 января 2012 года - постановление Правительства Москвы от 29 ноября 2011 года N 571-ПП . - См. предыдущую редакцию .
4. Пункт утратил силу с 1 января 2012 года - постановление Правительства Москвы от 29 ноября 2011 года N 571-ПП . - См. предыдущую редакцию .
5. Утвердить для населения нормативы потребления коммунальных услуг (приложение 4).
(Абзац в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Москвы от 29 сентября 2016 года N 629-ПП . - См. предыдущую редакцию)
Абзац утратил силу с 1 января 2012 года - постановление Правительства Москвы от 29 ноября 2011 года N 571-ПП . - См. предыдущую редакцию .
6. Пункт утратил силу с 1 января 2012 года - постановление Правительства Москвы от 29 ноября 2011 года N 571-ПП . - См. предыдущую редакцию .
7. Пункт утратил силу с 1 января 2012 года - постановление Правительства Москвы от 29 ноября 2011 года N 571-ПП . - См. предыдущую редакцию .
8. Пункт утратил силу с 1 января 2012 года - постановление Правительства Москвы от 29 ноября 2011 года N 571-ПП . - См. предыдущую редакцию .
9. Пункт утратил силу - , с 24 января 2004 года - постановление Правительства Москвы от 23 декабря 2003 года N 1062-ПП. - См. предыдущую редакцию .
10. Пункт утратил силу - постановление Правительства Москвы от 21 июня 1994 года N 500 - См. предыдущую редакцию .
11. Пункт утратил силу - постановление Правительства Москвы от 29 сентября 2016 года N 629-ПП . - См. предыдущую редакцию .
12. Пункт утратил силу - постановление Правительства Москвы от 21 июня 1994 года N 500 . - См. предыдущую редакцию .
13. Пункт утратил силу с 1 января 2012 года - постановление Правительства Москвы от 29 ноября 2011 года N 571-ПП . - См. предыдущую редакцию .
14. Пункт утратил силу с 1 января 2012 года - постановление Правительства Москвы от 29 ноября 2011 года N 571-ПП . - См. предыдущую редакцию .
15. Пункт утратил силу с 1 января 2012 года - постановление Правительства Москвы от 29 ноября 2011 года N 571-ПП . - См. предыдущую редакцию .
16. Пункт утратил силу с 1 января 2012 года - постановление Правительства Москвы от 29 ноября 2011 года N 571-ПП . - См. предыдущую редакцию .
17. Пункт утратил силу - постановление Правительства Москвы от 21 июня 1994 года N 500 . - См. предыдущую редакцию .
18. Пункт утратил силу с 1 января 2012 года - постановление Правительства Москвы от 29 ноября 2011 года N 571-ПП . - См. предыдущую редакцию .
19. Пункт утратил силу с 1 января 2012 года - постановление Правительства Москвы от 29 ноября 2011 года N 571-ПП . - См. предыдущую редакцию .
20. Считать утратившими силу пп.2 и 3 постановления Правительства Москвы от 5 января 1993 года N 3 "О разработке концепции изменения квартплаты и жилищных субсидиях в г.Москве" .
21. Пункт утратил силу - постановление Правительства Москвы от 29 сентября 2016 года N 629-ПП . - См. предыдущую редакцию .
22. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Бирюкова П.П.
(Пункт в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Москвы от 29 сентября 2016 года N 629-ПП . - См. предыдущую редакцию)
Премьер Правительства Москвы
Ю.М.Лужков
приложение 1. Сроки поэтапного перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг
Приложение N 1
к постановлению
Правительства Москвы
от 11 января 1994 года N 41
____________________________________________________________________
Утратили силу -
постановление Правительства Москвы от 29 сентября 2016 года N 629-ПП . -
См. предыдущую редакцию .
____________________________________________________________________
Приложение 2. Ставки платы за наем жилых помещений в домах муниципального и государственного жилищного фонда г.Москвы (утратили силу)
Приложение N 2
к постановлению
Правительства Москвы
от 11 января 1994 года N 41
____________________________________________________________________
Утратили силу на основании
постановления Правительства Москвы
от 21 июня 1994 года N 500 . - См. предыдущую редакцию.
____________________________________________________________________
Приложение 3. Ставки оплаты жилья по договору найма за содержание и ремонт домов в муниципальном и государственном жилищном фонде и ставки оплаты услуг по техническому обслуживанию жилья граждан, приватизировавших занимаемые... (утратили силу)
Приложение N 3
к постановлению
Правительства Москвы
от 11 января 1994 года N 41
СТАВКИ
оплаты жилья по договору найма за содержание и ремонт домов в муниципальном и государственном жилищном фонде и ставки оплаты услуг по техническому обслуживанию жилья граждан, приватизировавших занимаемые квартиры (комнату), а также домов ЖК и ЖСК, состоящих на техническом обслуживании муниципальных жилищных организаций г.Москвы
____________________________________________________________________
Утратили силу на основании
постановления Правительства Москвы
от 21 июня 1994 года N 500 . - См. предыдущую редакцию.
____________________________________________________________________
Приложение 4. Нормативы потребления коммунальных услуг для населения
Приложение N 4
к постановлению
Правительства Москвы
от 11 января 1994 года N 41
(с изменениями на 13 декабря 2016 года)
Единица измерения | Норма расхода в месяц календарного годаНорматив потребления газа: | ||||
3.1. При наличии в квартире газовой | куб.м/чел | ||||
3.2. При наличии в квартире газовой | куб.м/чел | ||||
3.3. При наличии в квартире газовой
(Абзац дополнительно включен с 1 января 2017 года постановлением Правительства Москвы от 29 сентября 2016 года N 629-ПП) (Примечание дополнительно включено с 26 июля 2015 года постановлением Правительства Москвы от 14 июля 2015 года N 435-ПП) Нормативы водопотребления на хозяйственно-питьевые нужды населения в жилищном фонде г.Москвы (утратили силу)(Вводятся с 1 марта 1994 года) Приложение 5 . Ставки оплаты коммунальных услуг для населения (утратили силу)Приложение N 5 ____________________________________________________________________ Приложение 6. Положение о порядке предоставления гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг в г.Москве (утратило силу)Приложение N 6 ____________________________________________________________________ Приложение N 8 ____________________________________________________________________ Редакция документа с учетом |
Жители городских квартир неоднократно сталкивались с непонятными цифрами, обнаруженными в квитанции за отопление. Нередко люди не понимают, откуда берутся такие цифры и почему, к примеру, сосед по площадке платит намного меньше. В действительности сумма оплаты не берется из потолка: есть специальный норматив потребления тепловой энергии на отопление, на основе которого и составляются итоговые суммы к оплате согласно утвержденным правительством тарифов. Попытаемся разобраться с этим вопросом.
О нормальной температуре в квартире
При расчете описываемых нормативов учитывается тот факт, что в жилых помещениях должна обеспечиваться комфортная температура. Данный момент регламентируется ГОСТом Р51617-2000 . Ниже приведены приблизительные показатели данной температуры.
- В коридоре – в пределах 18-20 С.
- В обычной жилой комнате – около 20-22 С.
- В туалете – порядка 19-21 С.
- На кухне – в пределах 19-21 С.
- Наконец, в ванной комнате это примерно 24-26 С.
Следовательно, если зимой температура у вас в квартире ниже указанных выше показателей, значит, ваш дом получает меньшее количество тепловой энергии, чем того требуют утвержденные на данный момент нормы. В большинстве случаев виной всему износ городских тепловых сетей, при котором вырабатываемая энергия частично уходит в воздух. Как бы то ни было, нормы отопления не соблюдаются, поэтому потребители имеют полное право подать соответствующую жалобу и потребовать перерасчета тарифных планов.
Основные методики расчета
Выбор той или иной методики расчетов зависит от того, установлен ли в доме и квартире тепловой счетчик. В отсутствие общедомового счетчика тарифы рассчитываются согласно нормативам, а те, как мы уже выяснили, определяются местными органами власти. Это производится посредством специального указа, в котором также определяется график выплат – будете ли вы платить круглый год или же исключительно в период отопительного сезона. И если вы желаете узнать точные цифры конкретно для вашего региона, то можете:
- найти соответствующий указ местных властей;
- обратиться за информацией в управляющую компанию.
Если домового учетного устройства нет, то вы обязаны помнить об указе №344, который был принят еще в 2013-м. Согласно этому документу при отсутствии счетчика (но при наличии технической возможности его установки) используются повышающие коэффициенты:
- с января 2015-го по июль 2015-го данный коэффициент должен составлять 1,1;
- с июля 2015-го до конца декабря 2015-го – 1,2;
- с января 2016-го по июль 2016-го – 1,4;
- с июля 2016-го до конца декабря 2016-го – 1,5;
- с января 2017-го – уже 1,6.
Обратите внимание! Все показатели выше приведены без роста стоимости услуг отопления. Получается, что если у вас в доме нет счетчика, хотя в теории его можно там установить, значит, вы априори будете платить больше. А все потому, что в соответствии с упомянутым документом тариф, рассчитанный по нормативам, будет умножаться на коэффициент.
Рассчет стоимость отопления по нормативам
А теперь выясним, каким именно образом следует проводить расчеты отопления. Еще несколько лет назад отопительный норматив являлся ключевым параметром при вычислении требуемой платы за услугу теплоснабжения. Сама формула этого предельно проста: необходимо умножить показатель норматива на площадь отапливаемого помещения, чтобы в итоге получить то кол-во тепловой энергии, которое необходимо для обогрева жилплощади. Далее это кол-во следует умножить на текущий тариф и получается итоговая сумма.
Стоит заметить, что норматив потребления тепловой энергии на отопление включает в себя также площадь разного рода подсобных помещений; при этом следует учесть отсутствие/наличие горячего водоснабжения и ряд других параметров. Но не так давно квитанция об уплате «обзавелась» еще одной графой, именуемой «Общедомовые нужды». Что это значит? Правительство утвердило новый норматив, касающийся обогрева подъездов и лестничных площадок, а пользователям теперь приходится платить и за это.
Обратите внимание! Чтобы сэкономить на отоплении, многие потребителя устанавливают в квартирах индивидуальные счетчики, позволяющие контролировать полученную тепловую энергию, а не утвержденные отопительные нормативы. Детальнее о счетчике мы поговорим несколько позже.
Из-за использования этого прибора реальная стоимость отопления изменилась. Что характерно, самому нельзя поставить счетчик – этим должен заниматься квалифицированный специалист. По окончании монтажа прибор опломбируется.
Что же касается непосредственно расчетов, то они могут проводиться по одной из трех существующих схем (все зависит от наличия тех же счетчиков). Ознакомимся с ними более детально.
Схема №1. Индивидуальный счетчик отсутствует, общедомовое учетное устройство имеется
Шаг первый. Управляющая организация занимается проверкой показания прибора, установленного в доме. Этот может быть, скажем, 250 Гкал. Этот показатель следует отыскать в квитанции.
Шаг второй. Найдите информацию об общей площади дома (со всеми помещениями). Допустим, она составляет 7 тысяч квадратов.
Шаг третий . Осведомитесь о текущих тарифах. Допустим, это 1,4 тысячи рублей за гигакалорию.
Шаг четвертый . После этого нужно определить конкретную плату с учетом площади вашей квартиры. Если это, к примеру, 75 квадратов, то расчеты будут выглядеть следующим образом:
75х250/1400х7000 = 3750.
Выходит, вы увидите в квитанции сумму в 3750 рублей .
Схема №2. В вашем доме отсутствует как общий, так и индивидуальный счетчик
В данном случае рассчитывать нужно таким образом, чтобы учитывались текущие нормы потребления. В качестве примера представим, что эта норма составляет? гигакалории на метр квадратный. Умножьте данный показатель на площадь квартиры, а также на тариф, действующий в вашем регионе. После этого добавьте к полученному значению нормативную общедомовую плату, которая пропорционально разделена между всеми собственниками квартир в здании.
Схема №3. Если и дом, и квартира оснащена счетчиками потребленного тепла
Продолжаем рассматривать норматив потребления тепловой энергии на отопление. Наличие двух счетчиков считается, пожалуй, наиболее экономным вариантом, поскольку вы будете оплачивать лишь то тепло, которое в действительности подается в квартиру, а не туманные нормативы. Чтобы получить итоговую сумму, вам в таком случае необходимо добавить расход тепловой энергии в квартире к показаниям общедомового счетчика (аналогично разделенным между жителями).
Многие говорят, что отопительные нормативы слишком завышены, в особенности с учетом того, что значительная часть тепла попросту уходит в никуда. По этой причине люди и устанавливают индивидуальные приборы учета – чтобы платить только за то, что было потреблено.
Обратите внимание! Нужно помнить, что существует сразу несколько схем теплоснабжения или горячего водоснабжения дома. По этой причине перед установкой счетчика следует обязательно поговорить с независимым специалистом. Ведь если неправильно установить устройство, то вы не сэкономите, а, напротив, будете переплачивать.
Целесообразность установки квартирного счетчика
Если в доме установлен общедомовой учетный прибор, это еще не значит, что квитанции будут приходить лишь за то тепло, что реально потребили. К примеру, в какой-то квартире может быть вдвое больше секций батарей, чем положено, или же водяная система «теплого пола», подключенная к отопительной магистрали. Очевидно, что в такой квартире будет теплее, чем у вас, хотя все равно все будут платить по одному тарифу. И лучшим решением в таком случае станет установка индивидуального счетчика.
Как это устройство поможет сэкономить? Дело в том, что показатели будут сниматься на входе в жилплощадь и на «обратке», то есть на выходе. А разница между обоими показателями и станет тем количеством тепловой энергии, которое вы потребили. Платить будете именно за это. Есть и другое преимущество счетчиков: если температура рабочей жидкости на входе будет ниже требуемой нормы, то тепло в таком случае вообще не будет учитываться.
Как уже отмечалось выше, устанавливать счетчик самостоятельно нельзя. Этим может заняться лишь лицензированный специалист, причем предварительно следует составить проект монтажа и согласовать его. А это, честно говоря, может стоить вдвое больше, чем само устройство. Помимо этого, имеют место и сложности технического характера. В случае горизонтальной разводки никаких проблем нет. Но зачастую в квартирах присутствует еще и вертикальная разводка, при которой в каждом помещении имеется отдельный стояк, от которого питается один или два радиатора. Устанавливать в таком случае счетчик перед каждой батарее нецелесообразно.
Детальнее о температурных нормах в квартире
Норматив потребления тепловой энергии на отопление напрямую связан с температурными нормами в том или ином помещении. В начале статьи мы уже упомянули, какой должна быть температура в каждой из комнат. Но здесь ключевую роль играет именно то, как следует проводить измерения. Существуют определенные требования, рассмотрим их.
- Температура измеряется на поверхности любой внутренней стены.
- Минимальная дистанция от внешней стены должна составлять 1 метр, от поверхности пола – 1,5.
- Недопустимо несоответствие показателей указанным нормативам!
- Если температура все же не соответствует, то за каждый час стоимость услуг должна снижаться на 0,15 процента.
Обратите внимание! Чтобы добиться снижения тарифов, необходимо написать соответствующее заявление в ДЕЗ. После этого в течение недели к вам придет мастер, проверит трубопроводы и температуру, составит акт. Если несоответствие подтвердилось, то положение исправят в течение недели.
Кроме того, вы можете проверять подаваемую горячую воду на предмет соответствия температуры. По стандартам она должна варьироваться в пределах 50-70 градусов, при предельно допустимом отклонении в 3-5 градусов. Для проверки нужно открыть кран, подставить стакан и поместить в набранную воду термометр. Если есть отклонения, то выполняйте те же действия, что были приведены выше (жалоба).
Стоит добавить, что согласно законодательству теплоснабжение квартиры должно быть непрерывным на протяжении всего сезона отопления. За месяц общее прекращение обогрева не должно превышать 24 часов, причем не больше 16-ти часов подряд. Если норматив превышается, то за каждый час плата должна уменьшаться на 0,15 процента.
Кто составляет нормативы?
Эти нормативы, равно как и нормы потребления любой другой услуги коммунального характера (газо- или водоснабжение, например), представляют собой относительно постоянную величину. Их принимают уполномоченные органы на местах (при участии компании, снабжающей энергией, разумеется). Что характерно, нормативы остаются в неизменном состоянии на протяжении 3-х лет.
Проще говоря, организация, занимающая теплоснабжением в конкретном регионе страны, предоставляет местным органам власти документацию, в которой обосновываются новые нормативы. Документация обсуждается на городском совете, после чего отвергается либо же утверждается. Далее израсходованное тепло перерасчитывается, а тарифы, по которым будут оплачивать услугу потребители, утверждаются.
При определении нормативов потребления принимаются во внимание условия климата в том или ином регионе, степень износа отопительных сетей, материал, из которого выполнены дома, а также их (домов) разновидность. Как результат – получают кол-во тепловой энергии, необходимое для обогрева 1 метра квадратного жилплощади каждого конкретного здания. По сути, это и есть норматив потребления тепловой энергии на отопление.
Обратите внимание! По общепризнанным стандартам норматив измеряется гигакалориями на метр квадратный (Гкал/м?). При этом главным параметром считается именно температура окружающего воздуха в зимнее время года. В теории это значит, что если зимой относительно тепло, то платить придется меньше, хотя на практике в большинстве случаев получается иначе.
Подводя итоги
Возможность обжалования отклонений – это, безусловно, хорошо. Но в действительности доказать все это достаточно сложно. Да, написать заявление несложно, то сотрудники ДЕЗ могут прийти к вам, к примеру, когда радиаторы очень горячие или когда на улице относительно тепло; как результат – жалоба не подтверждена.