Правила публичных выступлений сформулированные д с лихачевым. Письмо двадцатое как выступать? Примерные вопросы для анализа риторического текста
Неважно, насколько вдохновляющим будет ваше , любая аудитория предпочтёт научиться чему-то немедленно, чтобы сразу же применить новые знания в своей жизни.
Вдохновение - это прекрасно, но применение вашего материала имеет гораздо большее значение. Так что не бойтесь говорить: «Сегодня подумайте о материале, а завтра сделайте то-то и то-то».
2. Не откладывайте ответы на вопросы аудитории
Если вопрос возник в середине вашей презентации, это замечательно: значит, кто-то вас слушает. Используйте эту возможность. Если вы ответили на заданный вопрос в предыдущем слайде, вернитесь назад.
Лучшая презентация воспринимается как обсуждение, так что никогда не упускайте возможности взаимодействия с аудиторией.
3. Задавайте вопросы, на которые не знаете ответа
Когда вы задаёте вопросы, чтобы вовлечь людей в обсуждение, это может ощущаться как принуждение. Вместо этого задайте вопрос, на который аудитория не знает ответа, а потом скажите, что и сами его не знаете.
Тот факт, что вы не знаете, но хотите узнать ответ, не только делает вас более простым и человечным в глазах публики, но и заставляет людей более внимательно слушать то, что вы рассказываете.
4. Заправьте свой умственный двигатель
Аминокислота тирозин, содержащаяся в белке, улучшает когнитивные способности во время стресса и улучшает настроение. Так что перед выступлением включите в свой рацион пищу, .
И поешьте заранее. Когда вы нервничаете, еда - это последнее, о чём вы подумаете.
5. Сожгите немного кортизола
Когда вы волнуетесь, ваши надпочечники производят кортизол. Этот гормон ограничивает ваши творческие способности и возможность работать со сложной информацией.
Когда вас атакует кортизол, практически невозможно читать или реагировать на то, что происходит с аудиторией.
Простой способ снизить количество кортизола - физические упражнения. Позанимайтесь на улице перед тем, как отправиться на работу, прогуляйтесь в обеденный перерыв или отправляйтесь в спортзал незадолго до выступления.
6. Создайте два запасных плана
Как правило, самый большой источник беспокойства - это вопрос «Что, если?..». Что, если ваша презентация провалится, кто-то будет постоянно вас перебивать или ваши идеи никому не понравятся?
Возьмите два самых больших страха и создайте запасной план. Что вы будете делать, если сломается проектор? Как вы поступите, если совещание будет длиться слишком долго и на ваше выступление останется всего пара минут?
Даже если ваши страхи не воплотятся в жизнь, запасной план поможет вам выступить лучше. Чем лучше вы продумаете все аспекты своего выступления, тем быстрее сориентируетесь, если действительно произойдёт что-то неожиданное.
7. Замените суеверия полезными привычками
Суеверия придуманы для того, чтобы обрести чувство контроля над своими страхами. «Счастливые» носки не помогут вам лучше пробежать на соревнованиях. Надевая «счастливую» вещь, вы пытаетесь магическим способом повлиять на будущие события, над которыми не властны и которые внушают страх.
Вместо того чтобы плодить суеверия, займитесь делами, которые . Походите по комнате, в которой будете выступать, и найдите лучшие точки обзора. Проверьте микрофон. Пробегитесь по своей презентации, чтобы ещё раз убедиться, что вы готовы к выступлению.
Выберите несколько действительно полезных действий и привыкайте выполнять их перед каждым выступлением. Знакомые действия помогут вам обрести уверенность в своих силах.
8. Установите запасную цель
Давайте представим, что вы выступаете перед людьми в рамках благотворительной программы и понимаете, что ваше выступление не имеет успеха. В такой ситуации люди, как правило, либо начинают слишком сильно стараться, чтобы выступление всё же понравилось, либо просто сдаются.
Если вашей целью было наладить контакт с аудиторией и вы понимаете, что сделать это не удалось, попробуйте сменить цель. Если вы не достигли своей изначальной цели, подумайте, что ещё вы можете получить от выступления.
Запасная цель поможет вам остаться позитивным и сосредоточенным до конца выступления.
9. Поделитесь эмоциональной историей
Многие ораторы рассказывают истории из жизни, но не всегда это приносит очевидную пользу. Если история своего промаха рассказана только для того, чтобы показать, как далеко продвинулся рассказчик, это не вызовет отклика у аудитории.
Другое дело - рассказать историю, которая заставит вас проявить эмоции. Если вам было грустно, покажите это. Если вы кричали, расскажите историю на повышенных тонах. Если вы чувствовали раскаяние, дайте ему пробиться наружу.
Когда вы проявляете неподдельные эмоции, возникает немедленный и продолжительный контакт с аудиторией. Эмоции делают ваше выступление проникновенным, впечатляющим и запоминающимся.
10. Сделайте паузу на 10 секунд
Остановитесь на 2 секунды - и аудитория подумает, что вы потеряли мысль. Возьмите паузу на 5 секунд - и публика решит, что вы остановились умышленно. После 10 секунд паузы даже те, кто переписывался во время вашей речи, поднимут голову, чтобы посмотреть, в чём дело.
Когда вы снова начнёте говорить, все будут уверены в том, что ваша пауза была намеренной и что вы уверенный в себе и продвинутый оратор.
Неуверенный рассказчик боится пустоты, и только опытный оратор хорошо чувствует себя во время . Сделайте одну длинную паузу, чтобы собраться с мыслями, и аудитория автоматически добавит вам очков.
11. Поделитесь удивительным фактом
Никто не скажет: «Вчера на презентации диаграмма Ганта того парня просто невероятно меня впечатлила». Скорее вы услышите: «Вчера я узнал, что, когда мы краснеем, желудок тоже краснеет».
Найдите удивительный факт или необычную аналогию по теме доклада и поделитесь с аудиторией. Люди любят удивляться. Они запомнят ваше выступление и расскажут о нём друзьям и знакомым.
12. Стремитесь помочь своей аудитории
Большинство ораторов считают целью своего выступления получение немедленной выгоды: например, продвижение сайта или сервиса, расширение круга клиентов.
Думая о выступлении в таком ключе, вы увеличиваете давление и без того . Вместо этого стремитесь к тому, чтобы ваша речь была полезна аудитории.
Когда вы помогаете людям вырасти в профессиональном плане или стараетесь каким-то образом улучшить их жизнь, вы и так получаете выгоду в виде преданных слушателей, известности и новых клиентов.
13. Не оправдывайтесь
Теперь давайте рассмотрим несколько вещей, которые делать не стоит.
Из-за чувства незащищённости многие ораторы начинают своё выступление так: «У меня было мало времени на подготовку» или «Я не очень хорош в этом».
Это не заставит людей относиться к вашему выступлению лучше. Вместо этого ваши слушатели подумают: «Если ты ничего не знаешь, зачем тратишь моё время?» Пересмотрите свою речь на предмет оправданий и вычеркните их.
14. Заканчивайте подготовку до выступления
Когда вы стоите перед аудиторией, время для подготовки уже прошло. Не проверяйте микрофон, свет, пульт для перелистывания слайдов - сделайте это заранее. Если за техническую сторону вашего выступления отвечают специалисты, заблаговременно узнайте у них, что делать, если что-то пойдёт не так.
Если во время вашего выступления что-то сломалось, постарайтесь выглядеть уверенно, пока решаете проблему (или пока техники налаживают оборудование). Когда что-то идёт не так, самое главное - то, как вы на это реагируете.
15. Не перегружайте свои слайды
Есть простое правило: размер шрифта должен быть в два раза больше возраста вашей аудитории. Это значит, что размер шрифта будет между 60 и 80 пунктами. Если у вас не получается уместить на слайде все слова, придётся укорачивать сообщение.
16. Никогда не читайте слайды
Ваши слушатели должны скользить взглядом по слайдам. Если им придётся читать, вы потеряете их внимание. Кроме того, вы упустите аудиторию, если сами будете читать слайды во время выступления.
Слайды должны акцентировать ваши слова, подчёркивать какие-то пункты вашего выступления, но не являться этими пунктами.
17. Завоюйте внимание
Вместо того чтобы просить людей выключить мобильные устройства (никто этого не сделает), постарайтесь полностью завоевать их внимание, чтобы у них и мысли не возникло проверить email во время вашего выступления.
Сделайте свою такой интересной и вдохновляющей, чтобы люди поневоле слушали её от начала до конца. Аудитория не обязана вас слушать, это вы обязаны заставить её слушать.
18. Всегда повторяйте вопросы аудитории
Микрофон есть у каждого оратора, но редко доступен людям из зала. Поэтому, если вам задали вопрос, обязательно повторите его для аудитории, прежде чем начать отвечать.
Во-первых, это поможет всем слушателям понять, о чём идёт речь в вашем ответе. Во-вторых, это даст вам несколько секунд, чтобы найти самый лучший ответ.
19. Повторяйте ключевые пункты
Продумайте структуру своего выступления так, чтобы вы могли иногда повторять ключевые пункты своей речи. Сначала объясните пункт, затем приведите примеры, как можно применить эту информацию в жизни, и закончите описанием конкретных действий в соответствии с рассказанным.
Поскольку никто не может запомнить абсолютно всё, что вы говорили, чем больше вы повторяете ключевые пункты, тем больше шансов, что они отложатся в памяти ваших слушателей и будут использованы в жизни.
20. Будьте кратки
Если на ваше выступление отвели 30 минут, используйте 25. Если вам дали час, говорите в течение 50 минут. Всегда уважайте время своей аудитории и заканчивайте раньше.
Стараясь сократить своё выступление ещё на этапе подготовки, вы отточите свою речь и уберёте из неё всё ненужное.
Закончите пораньше и потратьте оставшееся время, отвечая на вопросы аудитории. Если времени не хватает, предложите слушателям встретиться после презентации, чтобы обсудить непонятные моменты.
Никогда не затягивайте выступление. Это может разрушить положительное впечатление и оставить у аудитории неприятный осадок.
Речи для риторического анализа
Примерные вопросы для анализа риторического текста
1.Целевая установка оратора
2.Композиционное построение речи
3.Лексическое и синтаксическое оформление речи (Какие слова использует автор (проанализируйте их с точки зрения уместности). Есть ли в тексте синонимы, антонимы, архаизмы, историзмы, неологизмы, жаргонизмы, просторечные слова и выражения, термины и т.д. С какой целью они используются?)
4.Украшение речи. Наличие в данном тексте риторических фигур и тропов. 5.Убедительность речи (какими приемами достигается)
6.Приемы воздействия на суд присяжных
7.Ваше мнение о тексте и его эффективности.
Приложение 1. Стр. 2по 22
1. Лихачев Д. С. Выступление на Съезде народных депутатов СССР (1989).
3. Ухтомский А. А. О знаниях
4. Виноградов В.В. О культуре русской речи (начало 60-х гг.)
4. Мень А. Христианство (1990)
5.Архимандрит Иоанн (Крестьянкин). Слово на Светлой пасхальной седмице (1993).
Приложение 2.Судебные речи С.22-204
Речь № 1. Кони А.Ф. Об утоплении крестьянки Емельяновой её мужем
Речь №2 . Кони А.Ф. По делу о подлоге расписки в 35 рублей серебром от княгини Щербатовой
Речь №3.Кони А.Ф. ПО ДЕЛУ ОБ УБИЙСТВЕ ФИЛИППА ШТРАМА
Речь №4 .Кони А.Ф. ПО ДЕЛУ ОБ УБИЙСТВЕ ИЕРОМОНАХА ИЛЛАРИОНА
Речь №5. Кони А.Ф. ПО ДЕЛУ ОБ ИГОРНОМ ДОМЕ ШТАБС-РОМИСТРА КОЛЕМИНА
Речь №6. Урусов А.И. речь в защиту Волоховой
Речь № 7.ОБНИНСКИЙ П.Н. ОБВИНИТЕЛЬНАЯ РЕЧЬ ПО ДЕЛУ КАЧКИ
Речь №8. ПЛЕВАКО Ф.Н. РЕЧЬ В ЗАЩИТУ КАЧКИ
Речь №9. ПЛЕВАКО Ф.Н. РЕЧЬ ПО ДЕЛУ РАБОЧИХ КОНШИНСКОЙ ФАБРИКИ
Речь №10. ПЛЕВАКО Ф.Н. В защиту Грузинского
Речь № 11. СПАСОВИЧ В.Д. РЕЧЬ В ЗАЩИТУ ДЕМЕНТЬЕВА
Речь № 12. Спасович В.Д. Дело Давида и Николая Чхотуа и др.
Речь № 13.Карабчевский Н.П. Защитительная речь по делу И.И. Мироновича
Речь № 14. Карабчевский Н.П. Речь в защиту Ольги Палем
Приложение 1 Речи из общей риторики
Стр. 1по 21
1. Лихачев Д. С. Выступление на Съезде народных депутатов СССР (1989).
3. Ухтомский А. А.. О знаниях
4. Виноградов В.В. О культуре русской речи (начало 60-х гг.)
4. Мень А. Христианство (1990)
5.Архимандрит Иоанн (Крестьянкин). Слово на Светлой пасхальной седмице (1993).
Д. С. Лихачев Выступление на Съезде народных депутатов СССР (1989)
Буду говорить только о состоянии культуры в нашей стране и главным образом о гуманитарной, человеческой ее части. Я внимательно изучал предвыборные платформы депутатов. Меня поразило, что в подавляющем большинстве из них даже не было слова "культура". На, самом Съезде слово "культура" было произнесено только на третий день <...>
Между тем без культуры в обществе нет и нравственности. Без элементарной нравственности не действуют социальные и экономические законы, не выполняются указы и не может существовать современная наука, ибо трудно, например, проверить эксперименты, стоящие миллионы, огромные проекты "строек века" и так далее.
Низкая культура нашей страны отрицательно сказывается на нашей общественной жизни, государственной работе, на наших межнациональных отношениях, так как национальная вражда одной из причин имеет низкую культуру. Люди высокой культуры не враждебны к чужой национальности, к чужому мнению и не агрессивны. Незнание элементарной, формальной логики, элементов права, отсутствие воспитанного культурой общественного такта отрицательно сказывается даже на работе нашего Съезда. Я думаю, это не надо пояснять.
К сожалению, в отношении культуры действует еще "остаточный" принцип. Об этом свидетельствует даже Академия наук Советского Союза, где гуманитарной культуре отведено последнее место.
О крайне низком состоянии культуры в нашей стране свидетельствует, во-первых, состояние памятников культуры и истории. Это перед глазами у всех, и я не буду об этом говорить. Во-вторых, это состояние библиотек и архивов <...>. В-третьих, состояние музеев, состояние образования, в первую очередь - среднего и начального, когда закладывается культура человека.
Начну с библиотек. Библиотеки важнее всего в культуре. Может не быть университетов, институтов, научных учреждений, но если библиотеки есть, если они не горят, на заливаются водой, имеют помещения, оснащены современной техникой, возглавляются не случайными людьми, а профессионалами - культура не погибнет в такой стране. Между тем наши важнейшие библиотеки в Москве, в Ленинграде и в других городах горят, как свечки <...>. Даже в главной библиотеке страны имени В. И. Ленина, о которой я особенно забочусь, возникают мелкие пожары. Сравните с библиотекой Конгресса в Соединенных Штатах. Что же говорить о сельских библиотеках? Районные библиотеки часто закрываются <...>, потому что нужны их помещения для других целей <...>.
Библиотечные работники, обращенные непосредственно к читателю <...>, не имеют времени сами читать и знать книгу, журнал, ибо влачат полунищенское существование <...>. Библиотекари сельских районов, которые должны быть главными авторитетами в селе, воспитывать людей, рекомендовать книгу, - получают 80 рублей. Между тем Россия в XIX веке - вопреки мифу о ее якобы отсталости - была самой передовой библиотечной державой мира <...>. Теперь о музеях. Здесь аналогичная картина - допотопная техническая оснащенность. Зарплата работников, обращенных к человеку, - не администраторов, а реставраторов, хранителей, экскурсоводов - недопустимо низка. А они, именно они - настоящие энтузиасты, как и "низшие" библиотечные работники <...>.
Мы обладаем несметными музейными богатствами, несмотря на все распродажи, частично продолжающиеся и сейчас. Но положение памятников культуры низко, и мы вынуждены приглашать реставраторов из Польши, Болгарии и Финляндии, что обходится во много раз дороже <...>.
Школы у нас - опять-таки та же картина и даже хуже. Детей и педагогов надо сейчас просто защищать. Учителя школ не имеют авторитета, не имеют времени пополнять свои знания. Я могу привести примеры, но не буду. Преподавание душится различными программами, имитирующими командно-административные методы прошлого, регламентирующими указаниями и низкого качества методиками. Преподавание в средней школе - это прежде всего воспитание. Это творчество педагога, а творчество не может быть вне свободы. Оно требует свободы. Поэтому учитель должен вне программы иметь возможность рассказать ученикам о том, что он сам любит и ценит, прививать любовь к литературе, к искусству и так далее.
Отмечу, что сами ученики отмечают в нашей печати эти серьезные недостатки. Учителя в России были всегда властителями дум молодежи. А нынешней учительнице не хватает средств к существованию и к тому, чтобы более или менее прилично одеться.
Вы скажете, откуда взять деньги, чтобы повышать уровень жизни людей, чьи профессии обращены к человеку, именно к человеку, а не к вещам. Я реалист. Рискуя нажить себе врагов среди многих своих товарищей, скажу. Первое. Надо сократить - и очень решительно - чрезвычайно разросшийся и хорошо обеспеченный административный аппарат всех учреждений культуры и министерств. Пусть составители методичек сами преподают по своим методикам и выполняют эти указания, пусть они охраняют памятники, пусть они водят экскурсии, то есть пусть работники министерств работают.
Музеям надо дать средства от доходов Интуриста, которые он получает от наших плохо сохраняемых культурных ценностей <...>. Необходимо отчислять на культуру больше средств от сокращения военных расходов <...>, от сокращения материальной помощи другим странам, помощи за счет средств нашего народа, о которой мы мало осведомлены.
Культура не может быть на хозрасчете. Отдача культуры народу, стране ^- неизмеримо больше, чем от возможных непосредственных доходов библиотек, архивов и музеев, чем от любой области экономики и техники. Это я утверждаю. Но отдача эта дается не сразу. Низкое состояние культуры и нравственности, рост преступности сделают бесплодными, бесполезными все наши усилия в любой области. Нам не удастся реформировать экономику, науку, общественную жизнь, продвинуть перестройку, если наша культура будет находиться на нынешнем уровне <...>.
Должна быть долгосрочная программа развития культуры в нашей стране, которой нет или по крайней мере она мне не известна. Только тогда у нас не будет национальных споров, свидетельствующих о низкой культуре, зато будет нормальная экономическая жизнь, понизится преступность. Возрастет, в частности, и порядочность общественных деятелей <...>.
Судьба Отечества в ваших руках, а она в опасности. Спасибо за внимание.
«Нарушение речи» - Основные направления профессиональной деятельности. Развитие навыков элементарного звукового анализа. Артикуляторно - акустическая. Совершенствование слогового и морфемного анализа и синтеза слов. III этап – восполнение пробелов в формировании связанной речи. Развитие навыков звукового анализа и синтеза.
«Речь на уроках» - Ответы на уроке. …На уроках информатики, используя компьютер… …Ребята работают на уроке… …Ребята общаются на перемене… …Школьное расписание… …На переменах, разговаривая по мобильному телефону… Речь в школе. … Получают информацию… …Время работы школьной библиотеки… …Школьные стенгазеты…
«Наша речь» - Не куст, а с листочками. Кто альбом раскрасит наш. Мы бьём исправно каждый час. Язык и речь. Маски. Наша речь. Вещица. Распредели слова. Впиши в текст слова. Я люблю прямоту. Виды речи. Для чего нужна речь. Птицы.
«Этапы подготовки речи» - Ключевые слова. Сюжетные рисунки. Прорепетируй выступление. Приёмы подготовки речи. Восстанови содержание сказки по ключевым словам. Какие речевые ошибки допускают наши друзья. Познакомиться с приёмами подготовки речи. Рассмотри рисунки. Речи вести – не лапти плести. Как составить план текста. Составь схему.
«Речь 1 класс урок» - Обращение (!) сообщение (.) подпись (.). Пишем телеграммы. Мы тебя очень любим. Задачи урока: Познакомить первоклассников с одним из малых жанров письменной речи. Учить лаконичности сообщений. Моё первое изложение. Учимся писать записки. 1 класс. Учимся письменному пересказу. 2 класс. В каком порядке?
«Уроки речи» - Требование речи – точность, ясность и простота. Приложение № 3 Многозначные слова: Прочитайте стихотворения. Речь – очень широкая сфера деятельности человека. Важным качеством хорошей речи считается сжатость. Сло. Ананас комната одиннадцать канава. Язык, по меткому выражения Н. Г. Гоголя, живой как жизнь.
Всего в теме 17 презентаций
«Письмо двадцатое
КАК ВЫСТУПАТЬ?»
Круг проблем:
Как научиться выступать публично?
Как сделать выступление интересным?
Почему важно быть заинтересованным в предмете своего выступления?
Общественные устные выступления обычны теперь в нашей жизни. Каждому надо уметь выступать на собраниях, а может быть, с лекциями и докладами.
Самое простое: чтобы выступление было интересным, выступающему самому должно быть интересно выступать. Ему должно быть интересно изложить свою точку зрения, убедить в ней, материал лекции должен быть для него самого привлекательным, в какой-то мере удивительным. Выступающий сам должен быть заинтересован в предмете своего выступления и суметь передать этот интерес слушателям – заставить их почувствовать заинтересованность выступающего. Только тогда будет его интересно слушать.
И еще: в выступлении не должно быть несколько равноправных мыслей, идей. Во всяком выступлении должна быть одна доминирующая идея, одна мысль, которой подчиняются другие. Тогда выступление не только заинтересует, но и запомнится.
Всегда выступайте с добрых позиций. Даже выступление против какой-либо идеи, мысли стремитесь построить как поддержку того положительного, что есть в возражениях спорящего с вами. Общественное выступление всегда должно быть с общественных позиций. Тогда оно встретит сочувствие.
«В читателях моих писем я представляю себе друзей. Письма к друзьям позволяют мне писать просто. Сперва я пишу о цели и смысле жизни, о красоте поведения, а потом перехожу к красоте окружающего нас мира, к красоте, открывающейся нам в произведениях искусства. Я делаю это потому, что для восприятия красоты окружающего человек сам должен быть душевно красив, глубок, стоять на правильных жизненных позициях. Попробуйте держать бинокль в дрожащих руках – ничего не увидите» (Д. С. Лихачев).
Письмо двадцатое
Как выступать?
Общественные устные выступления обычны теперь в нашей жизни. Каждому надо уметь выступать на собраниях, а может быть, с лекциями и докладами.
Тысячи книг написаны во все века об искусстве ораторов и лекторов. Не стоит здесь повторять все, что известно об ораторском искусстве. Скажу лишь одно, самое простое: чтобы выступление было интересным, выступающему самому должно быть интересно выступать. Ему должно быть интересно изложить свою точку зрения, убедить в ней, материал лекции должен быть для него самого привлекательным, в какой-то мере удивительным. Выступающий сам должен быть заинтересован в предмете своего выступления и суметь передать этот интерес слушателям – заставить их почувствовать заинтересованность выступающего. Только тогда его будет интересно слушать.
И еще: в выступлении не должно быть нескольких равноправных мыслей, идей. Во всяком выступлении должна быть одна доминирующая идея, одна мысль, которой подчиняются другие. Тогда выступление не только заинтересует, но и запомнится.
А по существу, всегда выступайте с добрых позиций. Даже выступление против какой-либо идеи, мысли стремитесь построить как поддержку того положительного, что есть в возражениях спорящего с вами. Общественное выступление всегда должно быть с общественных позиций. Тогда оно встретит сочувствие.